Положительное заключение

Содержание

Положительное заключение экспертизы проектной документации

Положительное заключение экспертизы проектной документации — важнейший документ, сопровождающий процедуру официального оформления строительства на первоначальном этапе. Рассмотрим всесторонне вопросы, касающиеся этой темы.

Что такое экспертиза проектной документации?

Что является результатом экспертизы проектной документации (и государственной, и негосударственной)?

Форма и содержание положительного заключения экспертизы

Как повысить шансы на получение положительного заключения?

Что делать, если результат экспертизы отрицательный?

Что такое государственная экспертиза проектной документации?

Строительство — это сложный и затратный процесс, требующий тщательных расчетов (как технического плана, так и материального). Именно поэтому любое строительство начинается не с закладки фундамента, а с разработки проекта.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Проектная документация — это комплект текстовых документов, схем и картографических материалов, необходимых для определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических характеристик планируемого объекта строительства. Однако просто разработать проектную документацию недостаточно. Необходимо, чтобы сформированная проектная работа получила оценку специалистов. Для этого проектная документация сдается на экспертизу.

Экспертиза проектной документации (может быть проведена как государственной организацией, так и негосударственной) — это установленная законодательством совокупность исследований, проводимых в отношении разработанного проекта для определения его соответствия действующим законодательным и техническим нормам и требованиям. В ходе экспертизы могут быть выявлены:

  • существенные нарушения норм действующего законодательства;
  • нарушения, способные стать причиной потери прочности и разрушения конструкции;
  • нарушения, потенциально опасные возможными аварийными ситуациями.
  • Кроме того, необходимым и предваряющим фактическое начало строительства запланированного объекта этапом является подготовка и получение:
  • проектной документации;
  • положительного заключения экспертизы;
  • разрешения на строительство.

Таким образом, цель экспертизы состоит не только в выявлении допущенных при проектировании ошибок и несоответствий, но и в получении благоприятного заключения, необходимого для получения разрешения на строительство.

Что является результатом экспертизы проектной документации (и государственной, и негосударственной)?

По итогам проведения экспертного анализа проектной документации выдается заключение, в котором содержится один из выводов:

  1. Документация соответствует существующим требованиям, нормам и регламентам (такой вывод говорит о положительном заключении экспертизы проектной документации).
  2. Документация не соответствует необходимым требованиям и нормам (такое заключение будет отрицательным).

Вопросы, касающиеся проведения экспертизы проектной документации, в том числе порядка оформления заключения по результатам исследований, достаточно подробно отражены в законодательстве. К нормативным актам, регулирующим эту область строительства, можно отнести:

  • Градостроительный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации…» от 31 марта 2012 года № 272;
  • Постановление Правительства «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…» от 5 марта 2007 года № 145;
  • Приказ Минстроя России «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» от 9 декабря 2015 года № 887/пр.

В связи с этим особенное внимание уделяется правилам оформления заключения: по форме и содержанию оно должно соответствовать установленным законодательством правилам.

Подпишитесь на рассылку

Форма и содержание заключения экспертизы

Заключение представляет собой документ в бумажном или электронном виде. При этом как для положительного, так и для отрицательного итога экспертной работы предусмотрена одна и та же форма. Различаются эти заключения лишь текстом на титульном листе, где название включает оба результата: «Положительное (отрицательное) заключение экспертизы» (невостребованный вариант зачеркивается).

Заключение экспертизы состоит из таких разделов:

  1. Общие положения.
  2. Основания для разработки проектной документации.
  3. Описание рассмотренных материалов.
  4. Выводы.

Выводы — это то, ради чего и проводится экспертиза. Именно в них указывается, соответствует проектная документация установленным нормам и требованиям или нет. При этом каждое резюме о несоответствии должно быть аргументировано ссылками на нормативные документы.

В заключении не допускается помарок, приписок, любых других исправлений или повреждений текста, не дающих однозначно понять результат экспертной работы. Заключение в бумажном виде должно состоять из прошитых между собой пронумерованных листов и быть заверенным печатью организации, проводившей экспертизу. В электронном виде документ формируется в формате PDF.

Заключение подписывается экспертами с указанием:

  • фамилии, имени, отчества;
  • должности;
  • направления деятельности по квалификационному аттестату;
  • раздела проектной документации, по которому готовил заключение эксперт.

Утверждает документ руководитель экспертной организации. Если заключение подготовлено в электронном виде, то оно утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. Титульный лист заключения оформляется в соответствии с образцом — приложением к приказу № 887/пр.

Как повысить шансы на получение положительного заключения?

Для того чтобы в итоге стать обладателем положительного заключения экспертизы проектной документации, нужно прежде всего подойти со всей серьезностью к разработке этой самой документации. Градостроительный кодекс определяет, что готовить проектную документацию может либо сам застройщик, либо привлеченный им на основании договора исполнитель. При этом п. 4 ст. 48 кодекса устанавливает, что виды работ при разработке проектной документации, влияющие на безопасность объектов капстроительства, должны осуществляться только ИП или юрлицами, допущенными к таким работам (подтверждается это специальным свидетельством). Если застройщик не уверен в компетенции своих специалистов, подготовку проектной документации лучше доверить профессионалам, оказывающим подобные услуги.

Следующий шаг к получению положительного экспертного заключения — это выбор учреждения, которое будет проводить экспертизу. Законодательство, за исключением небольшого количества случаев, когда допускается только госэкспертиза, оставляет за заказчиком право выбора экспертного учреждения и вида экспертизы.

Если выбор падет на негосударственное учреждение, оказывающее услуги по проведению экспертных работ, необходимо проверить наличие аккредитации у организации на проведение экспертизы. Аккредитация подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией), а также наличием данных учреждения-эксперта в Реестре аккредитованных организаций. Сведения из реестра можно получить на сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/.

Что делать, если результат экспертизы отрицательный?

Если полученный результат экспертизы, несмотря на все старания, приложенные к подготовке проектной документации, оказался отрицательным, для исправления ситуации есть несколько вариантов:

  1. С помощью юристов составить исковое заявление и обратиться в суд, пытаясь оспорить результаты экспертизы. При этом нужно понимать, что данный вариант содержит 2 негативных момента:
    • длительность и затратность судебного разбирательства;
    • отсутствие гарантий получения решения суда в пользу истца-застройщика.
  2. Обратиться к специалистам и доработать проектную документацию в соответствии с замечаниями экспертов. Единственный отрицательный момент этого варианта — дополнительные расходы на услуги профессионалов по доработке проектной документации.
  3. Обжаловать заключение экспертов в Министерстве регионального развития в порядке, утвержденном приказом Минрегиона России от 23 марта 2012 года № 126. Согласно этому документу, подать жалобу на результат экспертных исследований проекта можно в течение 3 лет с момента утверждения заключения. В ответ на жалобу в министерстве организуют экспертную комиссию из 5 специалистов, которая в течение 30 дней (или 60 в случае продления срока рассмотрения) должна принять одно из решений:
    • о подтверждении экспертного заключения;
    • неподтверждении экспертного заключения.

Решение экспертной комиссии является обязательным для экспертной организации, выдавшей спорное заключение.

Как видите, для получения положительного экспертного заключения по проектным документам необходимо не только провести серьезную и ответственную подготовительную работу, но и просчитать порядок дальнейших действий по защите своих прав и интересов (на случай, если итогом работы экспертной организации станет отрицательное заключение).

Основные пути минимизации экологических и связанных с ними финансовых рисков на стадии разработки проектной документации. Опыт Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России

1 Февраля 2017 Анализ причин отрицательных заключений показал, что разработка разделов экологического блока проектной документации нередко осуществляется не в полном объеме и зачастую уже на начальной стадии несет в себе опасность экологических и финансовых рисков для инвестора С.П. Балашова Заместитель начальника Главгосэкспертизы России

Основные пути минимизации экологических и связанных с ними финансовых рисков на стадии разработки проектной документации. Опыт Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России.

О работе Учреждения

Основной особенностью государственной экспертизы в отличии, скажем, от государственной экологической и историко-культурной, является осуществление экспертизы в режиме одного окна, при котором все разделы проектной документации рассматриваются в комплексе, а внесенные в процессе проведения экспертизы изменения оцениваются также на совместимость с другими частями проекта. Основной задачей Главгосэкспертизы России в рамках возложенных на Учреждение полномочий является оценка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе — экологическим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям государственной охраны культурного наследия. Основной особенностью государственной экспертизы в отличии, скажем, от государственной экологической и историко-культурной, является осуществление экспертизы в режиме одного окна, при котором все разделы проектной документации рассматриваются в комплексе, а внесенные в процессе проведения экспертизы изменения оцениваются также на совместимость с другими частями проекта. При этом проектная документация и заложенные в ней технические решения проверяются также на соответствие результатам инженерных изысканий, которые, в свою очередь, должны быть выполнены согласно утвержденным нормам и правилам, и быть достаточными для разработки этих решений. Такой комплексный подход и строгое соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» позволяет свести к минимуму риски реализации проекта. В то же время, очевидно, что большие финансовые и временные риски появляются у заказчика в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы. При этом, в отличие от государственной экологической экспертизы, процедура которой позволяет приводить в заключении рекомендации экспертов, носящие характер обременений, и выполнение которых является условием согласования проектной документации, в рамках государственной экспертиза такая процедура не предусмотрена. Это означает, что, если хотя бы один из рассмотренных разделов проектной документации не доработан, заключение госэкспертизы будет отрицательным. В полной мере такой подход распространяется также и на разделы экологического блока.

О работе Управления экологической экспертизы

Основной предмет деятельности Управления определяется требованиями, заложенными в ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) и Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г.№ 145, в соответствии с которыми на Главгосэкспертизу России и на Управление экологической экспертизы возложены обязанности по оценке соответствия проектной документации экологическим, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, процедура государственной экспертизы — в отличие от государственной экологической экспертизы — включает еще один аспект рассмотрения — соответствие решений, заложенных в профильных разделах проектной документации результатам инженерно-экологических изысканий, а также соответствие результатов инженерно-экологических изысканий (далее — ИЭИ) требованиям технических регламентов. С выходом Постановления Правитель‑ ства РФ от 18.05.2009 N 427, на Управление также возложена обязанность проведения оценки достоверности сметной стоимости проектируемых объемов работ по указанным направлениям. В настоящий момент в состав Управления входит 3 отдела, каждый из которых осуществляет экспертизу по самостоятельному направлению, а именно: отдел охраны окружающей среды — экспертиза раздела проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС), отдел санитарно-эпидемиологической экспертизы (разделы ПЗ, ПЗУ, архитектурные решения, ВК, технологические решения, ПОС, ООС и др.), отдел инженерно-экологических изысканий (результаты инженерно-экологических изысканий). Одновременно отделами охраны окружающей среды и инженерно-экологических изысканий проводится оценка соответствия проектных решений требованиям государственной охраны культурного наследия, а всеми отделами — проверка достоверности сметной стоимости проектных решений и результатов инженерно-экологических изысканий. В своей деятельности Управление руководствуется Градостроительным Кодексом Российской Федерации, действующими законодательными и нормативными актами, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, строительными правилами и другими документами, регламентирующими процессы проектирования и строительства в области природопользования и охраны жизни и здоровья населения и работающих, государственной охраны объектов культурного наследия, а так‑ же получения результатов инженерно-экологических изысканий как основополагающих данных для разработки профильных разделов проектной документации. Работа Управления строится на принципах неукоснительного соблюдения требований законодательства, комплексного подхода, доброжелательности и открытости. В среднем, в год Управление рассматривает около тысячи комплектов проектной и сметной документации и выдает около четырех тысяч заключений по профильным направлениям экспертизы. В Управлении работают эксперты, аттестованные по нескольким профильным направлениям деятельности, что позволяет использовать при рассмотрении объектов принцип взаимозаменяемости.

Отрицательные заключения — основные причины

Нередки случаи, когда заявитель, не обладая исчерпывающими знаниями об ограничениях по использованию предназначенного для строительства участка, узнает об этих обременениях только в процессе проведения государственной экспертизы. Как показывает опыт работы нашего Управления, количество отрицательных заключений по итогам рассмотрения профильных разделов проектной документации и результатов инженерно-экологических изысканий, в среднем, может колебаться от 15 до 25%. К сожалению, для сметной документации этот показатель составляет 25% и более. Такой процент отрицательных заключений Управления связан с качеством проектной документации и результатов инженерных изысканий, которое, к сожалению, оставляет желать лучшего. Анализ причин отрицательных заключений показал, что разработка разделов экологического блока проектной документации нередко осуществляется не в полном объеме и зачастую уже на начальной стадии несет в себе опасность экологических и финансовых рисков для инвестора.

Основные ошибки при проектировании и получении результатов инженерно-экологических изысканий, которые могут привести к отрицательным заключениям по направлениям работы Управления:

  1. Большая часть недостатков проектной документации связана с недостаточной изученностью земельного участка, на котором предполагается реализация проекта. Нередки случаи, когда заявитель, не обладая исчерпывающими знаниями об ограничениях по использованию предназначенного для строительства участка, узнает об этих обременениях только в процессе проведения государственной экспертизы. К таким ограничениям может относиться наличие на участке зон ограниченного пользования, в том числе зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон, водоохранных зон, наличие объектов культурного наследия, участков загрязненных земель, требующих рекультивации и многое другое: все это — факторы, не позволяющие в полной мере реализовать технические решения. Эти данные в полном объеме должны быть получены на стадии проведения инженерно-экологических изысканий. Однако существующая практика показывает, что зачастую Заявитель не в полной мере представляет роль и значение результатов этих изысканий для обоснования технических решений в области охраны окружающей среды, в результате чего Заказчик несет существенные финансовые и временные риски.
  2. Отсутствие или неполнота исходно-разрешительной документации (отсутствие заключения государственной экологической экспертизы (для объектов ГЭЭ), отсутствие согласования Федерального агентства по рыболовству (в случае, если проект оказывает влияние на биологические ресурсы и среду их обитания), отсутствие обоснования и согласования с органами Роспотребнадзора расчетных размеров санитарно-защитных зон строящихся и реконструируемых объектов и др.
  3. Недостаточная проработка или даже отсутствие ключевых технических решений, их несоответствие требованиям законодательства (недостаточно обоснованы или отсутствуют мероприятия по очистке сточных вод, не учтены все виды отходов или не предусмотрены мероприятия по их удалению и пр.)
  4. Несоответствие проектных решений результатам инженерно-экологических изысканий, а в некоторых случаях — явное противоречие. Так, в проектных материалах (и сметной документации) в качестве решения может быть заложен вывоз на полигон загрязненного грунта, категория загрязнения которого по результатам инженерно-экологических изысканий не подтверждена, или, более того, оценивается как допустимая, что предполагает возможность использования такого грунта при строительстве. Другим распространенным примером является отсутствие технических решений по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, выявленных при проведении инженерно-экологических изысканий и др.
  5. Несоответствие проектных решений и объемов работ заявленной сметной стоимости, несоответствие физически выполненных объемов проведенных работ в составе инженерно-экологических изысканий и сметной документации (в том числе выделение средств на не обоснованные в проектной документации работы и, наоборот, отсутствие в сметной документации объемов финансирования технических решений, заложенных в проектной документации, задвоение финансирования на одни и те же виды работ и т. п.)

Игнорирование социальных факторов в процессе проектирования также существенно повышает риски Заказчика при проектировании объекта строительства и реконструкции. Возможности снижения рисков в рамках действующего законодательства
На основании опыта Управления, кратко изложенного в предыдущем разделе, в качестве основных мер по снижению экологических и финансовых рисков Заказчика при проектировании объекта капитального строительства и реконструкции можно обозначить следующие.

  1. Учитывая, что положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не предполагают рассмотрение альтернативных участков строительства при проектировании и принятое Заказчиком решение по размещению объекта не подле‑ жит пересмотру при проведении государственной экспертизы, особую значимость, как уже указывалось выше, приобретает доскональное знание об экологических условиях и возможных ограничениях использования территории, предназначенной для строительства или реконструкции. Обязательным условием при этом является получение качественных, с соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствующих строительных норм, результатов инженерно-экологических изысканий на стадии, предусмотренной законодательством, а не одновременно с разработкой проектной документации, тем более — не в процессе проведения государственной экспертизы (как показывает практика, такие случаи нередки). Полученные таким образом результаты позволят заранее выявить все возможные обременения на данном участке.
  2. Разработка обоснованных мероприятий по охране окружающей среды, соответствующих этапу строительства и выполненных согласно требованиям законодательства, а также с учетом полученных заранее результатов инженерно-экологических изысканий, позволит избежать переработки проекта и незапланированных затрат на его реализацию.
  3. Игнорирование социальных факторов в процессе проектирования также существенно повышает риски Заказчика при проектировании объекта строительства и реконструкции. Хотя требование обязательного предоставления результатов общественных обсуждений или иных документов, указывающих на отношение общественности к реализуемому проекту, в градостроительном законодательстве отсутствует, в практике государственной экспертизы достаточно случаев, когда негативное общественное мнение существенно меняло или останавливало реализацию проекта.

Совершенствование законодательства и возможности снижения рисков

На наш взгляд, существует также возможность совершенствования требований законодательства, которые будут способствовать уменьшению экологических и финансовых рисков, возникающих при реализации проектов строительства и реконструкции особо опасных и технически сложных объектов.

Представляется, что совершенствования и конкретизации требуют следующие аспекты:

  1. Несмотря на закрепленную положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуру одного окна, действующее законодательство по‑прежнему содержит требования согласования различных аспектов намечаемой деятельности с некоторыми федеральными органами власти — Федеральным агентством по рыболовству, Роспотребнадзором, Министерством культуры и другими. В настоящий момент отсутствие сведений о позиции уполномоченных органов по законодательно закрепленным за ними сферам деятельности многократно увеличивает риски инвестора и одновременно создает трудности при проведении экспертизы в режиме одного окна. Представляется, что было бы полезным внести ясность в этот вопрос: либо разработать и законодательно закрепить порядок и статус согласований ФОИВ, либо законодательно исключить их из процесса разработки и согласования проектной документации.
  2. Оптимизация требований к проектной документации и результатам инженерно-экологических изысканий. Действующие требования к разработке проектной документации и результатам инженерных изысканий отнесены к объектам производственного назначения, непроизводственного назначения и линейным объектам без учета их специфики, площади землеотвода и масштабов воздействия на окружающую среду. Представляется, что было бы крайне полезно разработать дифференцированные методики проектирования и проведения инженерно-экологических изысканий для этих видов объектов строительства и реконструкции. То же касается и требований к результатам инженерно-экологических изысканий на уже освоенном участке в случае реконструкции — ограничение круга необходимых и достаточных сведений, получаемых на стадии инженерно-экологических изысканий, в ряде случаев позволило бы оптимизировать процесс их проведения без увеличения экологических рисков для инвестора.
  3. Совершенствование системы «одного окна». Следует отметить, что все эти аспекты могут быть разработаны в рамках системы «одного окна» и конкретизации уже имеющихся нормативных актов — в первую очередь Постановления Правительства Российской Федерации 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Введение дополнительных административных процедур, таких, как институт обязательной государственной экологической экспертизы материалов ОВОС для объектов 1 категории на стадии выбора участка, как показывает опыт Учреждения, приведет скорее к распылению средств инвестора, чем к снижению экологических рисков, при этом существенно увеличив срок прохождения согласования проектной документации. Финансовые риски инвестора в этом случае также увеличиваются, так как в этом случае отрицательный результат государственной экологической экспертизы означает невозможность реализации данного объекта на выбранном участке, что, в свою очередь, потребует вложения дополнительных средств для изучения другой территории и т. д.
  4. Разработка и утверждение в законодательном порядке правил учета общественного мнения при разработке проектной документации. Как показывает опыт Учреждения, общественное мнение далеко не всегда носит объективный характер и продиктовано заботой о родном крае и условиях проживания. Однако существуют случаи, когда учет общественного мнения совершенно необходим. Существующий механизм участия общественности в принятии экологически обоснованных решений носит избирательный характер и не убережет инвестора от шумной информационной компании против реализуемого проекта и дополнительных расходов даже в случае точного соблюдения всех процедур. То же касается и общественности — даже обоснованное и при этом резко отрицательное общественное мнение в большинстве случаев не является основанием для отказа от реализации проекта.

Совершенствование работы Управления

Минимизация финансовых, экологических и временных рисков инвесторов является одной из главных целей совершенствования экологических аспектов процедуры государственной экспертизы. Управление экологической экспертизы считает своим долгом постоянное совершенствование работы с целью создания максимально благоприятных условий для заявителей — в настоящий момент формируется система взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, что позволит в возможно короткие сроки получать информацию от участников процесса, внедряется электронный документооборот, организуются специальные семинары по профильным тематикам для заявителей с участием представителей ФОИВ, эксперты Управления выступают на совещаниях и семинарах с лекциями, разъясняющими требования и подходы государственной экспертизы в части охраны окружающей среды и смежных вопросов.

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и (или) действий (бездействия) Мосгосэкспертизы

и ее работников

Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении услуги, решения и (или) действия (бездействие) Мосгосэкспертизы и ее работников.

Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги «Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в городе Москве» (далее — Регламент).

Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

2. Требования от заявителя:

— Документов, представление которых заявителем для предоставления услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

— Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

— Внесения платы за предоставление услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Нарушения срока предоставления услуги.

4. Отказа заявителю:

— В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

— В предоставлении услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

— В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

5. Иных нарушений порядка предоставления услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников Мосгосэкспертизы рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) указанной организации.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Мосгосэкспертизы, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

— При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

— Почтовым отправлением.

— С использованием Портала.

— С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

— Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

— Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

— Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

— Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

— Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

— Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

— Требования заявителя.

— Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

— Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность. Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации. Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

— Отказа в приеме документов.

— Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления услуги.

— Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

— Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

— Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

— Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.

— Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

— Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

— Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

— Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

— Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

— Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

— Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

— Порядок обжалования решения.

— Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

— Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

— Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

— Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении услуги).

— Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления услуги.

— Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

— Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

— Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

— Отсутствия у заявителя права на получение услуги.

— Наличия:

— Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

— Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

— Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

— Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

— Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

— Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении услуги, должно осуществляться путем:

— Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления услуги.

— Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
График работы Мосгосэкспертизы: Понедельник — четверг с 09:00 до 18:00; пятница с 09:00 до 16:45; обеденный перерыв с 13:00 до 13:45.
Контакты: Главное контрольное управление города Москвы 121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36 Тел.: +7 (495) 633-63-99
Единый контактный центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Тел.: +7 (499) 401-01-01

Экспертное заключение негосударственной экспертизы проектной документации: форма, структура, содержание

  • О нас
  • Эксперты
  • Статьи
  • Вакансии

Заключение представляет собой документ в бумажном или электронном виде. При этом как для положительного, так и для отрицательного итога экспертной работы предусмотрена одна и та же форма. Различаются эти заключения лишь текстом на титульном листе, где название включает оба результата: «Положительное (отрицательное) заключение экспертизы» (невостребованный вариант зачеркивается).

Заключение экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.

Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2015 года N 887/пр.

Заключение экспертизы состоит из четырех разделов: общие положения, основания для разработки проектной документации, описание рассмотренной документации (материалов), выводы по результатам рассмотрения.

Раздел «Общие положения» включает в себя следующую информацию:

– основания для проведения экспертизы (перечень поданных документов, реквизиты договора о проведении экспертизы),
– сведения об объекте экспертизы с указанием вида и наименования рассматриваемой документации (материалов), разделов такой документации,
– идентификационные сведения об объекте капитального строительства, а также иные технико-экономические показатели объекта капитального строительства,
– вид, функциональное назначение и характерные особенности объекта капитального строительства,
– идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и (или) выполнивших инженерные изыскания,
– идентификационные сведения о заявителе, застройщике, техническом заказчике,
– сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (если заявитель не является застройщиком, техническим заказчиком),
– реквизиты (номер, дата выдачи) заключения государственной экологической экспертизы в отношении объектов капитального строительства, для которых предусмотрено проведение такой экспертизы,
– сведения об источниках финансирования объекта капитального строительства,
– иные представленные по усмотрению заявителя сведения, необходимые для идентификации объекта капитального строительства, исполнителей работ по подготовке документации, заявителя, застройщика, технического заказчика.

Раздел «Основания для разработки проектной документации» содержит следующую информацию:

– сведения о задании застройщика или технического заказчика на разработку проектной документации (если проектная документация разрабатывалась на основании договора),
– сведения о документации по планировке территории (градостроительный план земельного участка, проект планировки территории, проект межевания территории), о наличии разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
– сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,
– иная представленная по усмотрению заявителя информация об основаниях, исходных данных для проектирования.

Раздел «Описание рассмотренной документации (материалов)» включает в себя следующую информацию:

– перечень рассмотренных разделов проектной документации,
– описание основных решений (мероприятий) по каждому из рассмотренных разделов,
– сведения об оперативных изменениях, внесенных заявителем в рассматриваемые разделы проектной документации в процессе проведения экспертизы.

В разделе «Выводы по результатам рассмотрения» представлены указания на результаты инженерных изысканий, на соответствие которым проводилась оценка проектной документации, а также выводы о соответствии или несоответствии в отношении технической части проектной документации. Каждое резюме о несоответствии должно быть аргументировано ссылками на нормативные документы.

В заключении не допускается помарок, приписок, любых других исправлений или повреждений текста, не дающих однозначно понять результат экспертной работы. Заключение в бумажном виде должно состоять из прошитых между собой пронумерованных листов и быть заверенным печатью организации, проводившей экспертизу. В электронном виде документ формируется в формате PDF.

Заключение подписывается экспертами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и участвовавшими в проведении экспертизы с указанием фамилии, имени, отчества, должности, направления деятельности по квалификационному аттестату, раздела проектной документации, по которому готовил заключение эксперт.

Заключение экспертизы утверждается руководителем экспертной организации либо должностным лицом, уполномоченным руководителем.

Если заключение подготовлено в электронном виде, то оно утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *