Положение на рынке

К вопросу о необходимости института коллективного доминирования (Суменков С.)

Институт коллективного доминирования в том виде, в каком он существует в настоящее время, создает коллизию норм и ставит сразу несколько вопросов. В частности, об административной ответственности компаний, одновременно являющихся олигополистами на рынках с широкими географическими границами и занимающих индивидуальное доминирующее положение на более узких рынках. Полагая этот институт нецелесообразным, автор статьи предлагает исключить его из антимонопольного законодательства, а также внести другие поправки.
Особенности коллективного доминирования
Административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением установлена ст. ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ. Эти нормы имеют бланкетный характер: запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, предусмотрен ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <1> (далее также — Закон).
———————————
<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По Закону доминирующим признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов (группы или групп лиц) на определенном товарном рынке, позволяющее таким субъектам (группам лиц) оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, и (или) устранять с рынка других участников, и (или) затруднять им доступ на него.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается исходя из следующих критериев (ст. 5 Закона):
— размера его доли на определенном товарном рынке (ее подверженности изменениям);
— относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих конкурентам;
— возможности доступа новых конкурентов;
— иных характеристик рынка — например, реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост его цены не обусловливает снижения спроса на него, информация о его стоимости, об условиях реализации или приобретения доступна неопределенному кругу лиц.
По общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции) <1>.
———————————
<1> См., например: решение УФАС по Омской области от 10 августа 2012 г. N 04/19-12.
Однако коллективное доминирующее положение отличается своей спецификой.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняется сумма условий:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других участников соответствующего товарного рынка, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других участников, превышает 70% (это положение не применяется, если доля хотя бы одного из субъектов менее 8%);
2) в течение длительного периода — не менее чем одного года или, если такой период составляет меньше года, в течение срока существования соответствующего товарного рынка — относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на рынок новых конкурентов;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), увеличение его цены не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на товар, информация о его стоимости, об условиях реализации или приобретения на рынке доступна неопределенному кругу лиц.
По мнению некоторых авторов, особенности коллективного доминирующего положения следующие:
— рынок функционирует в условиях олигополии;
— совокупная доля олигополистов соответствует обычному порогу, применяемому для установления единоличного доминирующего положения;
— олигополисты имеют возможность игнорировать поведение остальных участников рынка, в том числе конечных потребителей;
— олигополия существует продолжительное время, рынок подвержен малозначительным колебаниям <1>.
———————————
<1> Конкурентное право России: Учеб. / Д.А. Алешин и др. М., 2012. С. 152.
Квалификация действий субъекта коллективного доминирования
Вопрос о квалификации индивидуальных действий субъекта коллективного доминирования в качестве злоупотребления доминирующим положением, на наш взгляд, дискуссионный и весьма актуальный.
Существует мнение, что, в случае если хозяйствующий субъект признан совместно с другими участниками рынка коллективно доминирующим, злоупотребление доминирующим положением может быть только коллективным, поскольку сам по себе он не обладает достаточной рыночной властью <1>.
———————————
<1> См.: Мигитко О.В. Коллективное доминирование: недоказанность и недосказанность // Конкуренция и право. 2010. N 1. С. 12.
Как представляется, будет необоснованным привлекать к ответственности за злоупотребление доминирующим положением субъекта коллективного доминирования, в одностороннем порядке поднявшего цены на свою продукцию на товарном рынке, в границах которого имеет место такое доминирование. Ограничения или устранения конкуренции, очевидно, не произойдет, а указанный субъект просто понесет убытки (недополучит прибыль).
Однако необходимо учитывать, на каком рынке и в каких границах совершено правонарушение.
Хозяйствующий субъект, занимающий согласно ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в более широких географических границах (например, в границах Российской Федерации), может одновременно занимать индивидуальное доминирующее положение в более узких границах (например, в границах области). С подобным случаем столкнулось Омское УФАС. Проанализировав состояние конкурентной среды на товарном рынке крупнооптовой реализации мазута, антимонопольный орган установил доминирующее положение ОАО «Газпром нефть» в географических границах Омской области с долей более 50% <1>.
———————————
<1> См.: решение УФАС по Омской области от 4 октября 2010 г. N 04/08-10.
Из буквального прочтения нормы п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции следует, что каждый товарный рынок как сфера обращения определенного товара характеризуется единственными — не пересекающимися и не «вкладывающимися» друг в друга — географическими границами.
К тому времени ФАС России признала ОАО «Газпром нефть» субъектом коллективного доминирования на рынке крупнооптовой реализации мазута в географических границах Российской Федерации. Поэтому суды сочли решение и предписание Омского УФАС России в отношении компании незаконными по мотиву неправильного определения географических границ товарного рынка, на котором совершено злоупотребление доминирующим положением <1>.
———————————
<1> Постановление 13 ААС от 18 июля 2011 г. по делу N А56-66402/2010.
К такому выводу суды пришли в связи с принятием Постановления Президиума ВАС РФ по делу ОАО «ТНК-BP Холдинг». Высшая судебная инстанция признала обоснованным решение ФАС России, квалифицировавшего индивидуальные действия этой компании в качестве злоупотребления коллективным доминированием на товарных рынках нефтепродуктов в географических границах Российской Федерации <1>.
———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. по делу N А70-9090/15-2008 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 10.
В последующем возникла аналогичная ситуация, но Омским УФАС в отношении ОАО «Газпромнефть» были выданы решение и предписание по факту злоупотребления уже не индивидуальным доминирующим положением в границах Омской области, а коллективным доминирующим положением в географических границах Российской Федерации на рынках крупнооптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива. Злоупотребление выражалось в установлении необоснованно высоких цен на нефтепродукты при их поставках в Омскую область. На этот раз Омское УФАС отстояло свою позицию в суде кассационной инстанции <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС СЗО от 25 марта 2013 г. по делу N А56-6545/2012.
Но, несмотря на то что ФАС России и ее территориальные органы изменили стратегию доказывания с учетом существующей судебной практики, правильным такое положение дел представляется далеко не всем.
Мы опросили 98 сотрудников территориальных органов ФАС России, из которых 44 респондента (или 45%) в той или иной мере согласились с тезисом о необоснованности сложившейся судебной практики в рассматриваемой части. При этом большинство (56 опрошенных, или 57,1%) затруднились ответить на вопрос, необходимо ли внести изменения в действующее антимонопольное законодательство, которые сделают возможным установление индивидуального доминирующего положения хозяйствующего субъекта, признанного «коллективным доминантом».
В этой связи стоит упомянуть о проблеме соотношения антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления «коллективными доминантами» своим положением.
К примеру, если бы субъекты коллективного доминирования одновременно подняли цены, речь также могла бы идти о согласованных действиях в соответствии с существовавшей до недавнего времени редакцией Закона о защите конкуренции.
В третьем антимонопольном пакете был введен дополнительный квалифицирующий признак согласованных действий в виде необходимости публичного заявления одного из участников об их совершении. Благодаря этому возможность подобного смешения частично устранена. Однако сложившуюся в настоящее время в административной практике ситуацию следует характеризовать скорее отрицательно. Создается впечатление, что, осознав необоснованность ранее принятых формулировок в части создания института коллективного доминирования, законодатель, вместо того чтобы их скорректировать, стал бороться с их негативными последствиями в виде возникших коллизий и приводить иные положения (п. 2 ч. 1 ст. 11.1 Закона) в соответствие с изначально спорными нормами.
Но при этом, если один из совместно злоупотребляющих своим коллективным доминирующим положением хозяйствующих субъектов публично заявил об их совершении, вновь возникает конкуренция норм о запрете на согласованные действия, с одной стороны, и запрете «коллективным доминантам» на злоупотребление своим положением — с другой. На наш взгляд, первый запрет в полной мере охватывает все правовые ограничения, сконструированные вторым. Исключением является дискуссионный с точки зрения обоснованности и правомерности, созданный, по сути, Президиумом ВАС РФ запрет на индивидуальное злоупотребление доминирующим положением субъектам коллективного доминирования (дело ОАО «ТНК-BP Холдинг»).
В связи с изложенным согласимся с необходимостью исключить из п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции условие, по которому квалифицировать действия хозяйствующих субъектов как согласованные можно, только если один из участников публично заявил об их совершении <1>. Тем более что оно не соответствует концепции Еврокомиссии, призванной помешать участникам тайного сговора уйти от запрета ст. 81(1) Римского договора о ЕЭС лишь потому, что их действия не основаны на соглашении как таковом, хотя приводят к негативным последствиям для конкуренции <2>.
———————————
<1> См.: Габестро С.В., Ульянов А.С., Варламов Л.В. Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции // http://www.naiz.pro/analitics/antitrust.pdf.
<2> Конкурентное право России: Учеб. С. 187 — 188.
Более того, исключение института коллективного доминирования и вышеназванного квалифицирующего признака согласованных действий позволит ответить еще на один вопрос, а именно решит проблему привлечения к административной ответственности хозяйствующих субъектов, которые являются олигополистами на рынках с более широкими географическими границами и одновременно занимают индивидуальное доминирующее положение на «складывающихся» рынках.

Менеджмент качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия

После изучения главы 8 студент должен:

знать

  • • основные принципы концепции Всеобщего управления качеством (TQM);
  • • перспективы развития подходов к управлению качеством;
  • • исторические этапы эволюции подходов к управлению качеством;
  • • влияние управления качеством на достижение конкурентоспособности организации;

уметь

  • • применять рекомендации МС ИСО 9004 в достижении устойчивого успеха организации на основе менеджмента качества;
  • • использовать основные инструменты Кайдзен-подхода;
  • • оценить роль качества в стратегии деятельности организации;

владеть

  • • понятийным аппаратом в области всеобщего управления качеством;
  • • способами реализации принципов управления качеством в организации;
  • • методами управления качеством.

Роль управления качеством в обеспечении конкурентоспособности предприятия

Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции.

Д. Петерсон, исполнительный директор компании «Ford Motors Company»

Двадцать первый век объявлен многими международными организациями, в частности ИСО, веком качества. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности производства в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономического кризисов.

Качество представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать с различных позиций: философской, социальной, технической, правовой, экономической (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Понятия категории качества

Позиция

Категория качества

Философская

Означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта.

В свою очередь, определенность объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать

Социальная

Означает отношение отдельных субъектов и (или) всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидов и общества в целом (например, восприятие потребителями модных тенденций в одежде)

Техническая

(инженерная)

Определяется техническими закономерностями в образовании и проявлении физических, электромеханических и других технических характеристик объектов одинакового назначения

Правовая

Определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативноправовых документах

Экономическая

Рассматривается как результат удовлетворения потребностей

Можно выделить несколько периодов в развитии подходов к содержанию понятия качества, ориентированных на рассмотрение этой категории с тех или иных позиций:

  • 1920–1950-е гг. – качество продукции понималось как соответствие требованиям стандартов, а главными методами его достижения были методы контроля (ориентация на технические и правовые аспекты);
  • 1950–1970-е гг. – качество продукции связывается с удовлетворением требований потребителей по соответствующим параметрам (ориентация на экономические и правовые аспекты);
  • 1970–1980-е гг. – качество трактуется как полное удовлетворение потребителей с точки зрения не только повышения показателей качества, но и снижения стоимостных параметров (ориентация на экономические аспекты);
  • 1980–1990-е гг. – понятие качества включает не только полное удовлетворение потребностей, но и ориентацию на латентные (скрытые) требования потребителя, связанные с его ожиданиями и находящие воплощение в товарах рыночной новизны конкурентоспособного качества (ориентация на экономические и социальные аспекты);
  • 1990-е гг. по настоящее время – понятие качества охватывает не только восприятие производителем (продавцом) удовлетворения требований потребителя, но и восприятие потребителями степени выполнения их требований.

Эти подходы нашли непосредственное отражение в определениях, принятых в различных версиях международных стандартов (МС) ИСО серии 9000, которые формируют требования к системам менеджмента качества на предприятиях (в организациях). В соответствии с МС ИСО 8602–94 было принято следующее определение качества: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». В следующей версии данного стандарта ИСО 9000:2005 качество определяется как степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. Требование, в свою очередь, трактуется как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Кроме того, отмечается, что термин «качество» может применяться с прилагательными «плохое», «хорошее» или «отличное». На рис. 8.1 показано графическое представление понятий, относящихся к качеству, в соответствии с МС ИСО 9000:2005.

В этих понятиях содержатся основополагающие элементы, определяющие качество как экономическую категорию применительно к различным объектам. К числу данных элементов можно отнести:

  • • ориентацию на удовлетворение потенциальных и реальных требований потребителя;
  • • комплексное восприятие категории качества с точки зрения потребителя;
  • • существование градации в определении качества (плохое, хорошее или отличное), выражаемой степенью выполнения требований.

Рис. 8.1. Графическое представление понятий, относящихся к качеству

Все изменения, происходившие в XX в., сопровождались процессом развития производства с целью обеспечения и повышения качества продукции и труда. Качество, являясь одной из основных составляющих конкурентоспособности, претерпевало различные изменения в подходах. Можно выделить четыре этапа развития предприятий, связанных со сменой моделей ведения бизнеса.

Первый этап включал в себя разработку методологии обеспечения качества при замене ремесел массовым производством. Эта методология основывалась на фундаментальных принципах научной организации труда, разработанных Фредериком Э. Тэйлором (Taylor) и дополненных открытиями в области математической статистики.

Для второго этапа характерны существенные изменения в организации производства. Выходной контроль готовой продукции был признан неэффективным по следующим причинам: при выявлении дефектов в готовых изделиях всю партию возвращали на доработку, что приводило к непроизводительным трудовым затратам. Акцент был сделан на управление качеством непосредственно в ходе производственного процесса. Мониторинг показателей выходов процессов с использованием контрольных карт Шухарта (W. Shewhart) позволил повысить результативность и эффективность управления, увеличить производительность труда. Тем самым были заложены основы инженерных методов управления качеством.

Иллюстрация

В конце 1940-х гг., изучая работы Шухарта и других инженеров американской «Лаборатории Белла», японцы обратили внимание на то, что повышение качества естественно и неизбежно повышает производительность труда. Это подтвердил и Э. Деминг, рассказывая на своих лекциях в 1950 г. о названной им цепной реакции: Улучшили качество – Снижается стоимость (за счет уменьшения переработок, меньшего числа ошибок, задержек, препятствий; более эффективного использования машинного времени и материалов) – Повышается производительность труда – Захватывается рынок (благодаря более высокому уровню качества (низкой цене)) – Предприятие остается в бизнесе – Создаются новые РАБОЧИЕ МЕСТА, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ И РАСШИРЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО, УЛУЧШАЕТСЯ КАЧЕСТВО.

Третий этап начался тогда, когда производители поняли, что определения понятий «дефект» и «качество», которыми они пользовались при управлении производственными процессами, не согласуются с современными требованиями потребителей. Основной задачей предприятий стало не обеспечение соответствия продукции требованиям технических условий, а удовлетворение представлений о качестве изделий потребителей. Именно этот подход отличал, например, японских производителей продукции.

Наконец, на четвертом этапе возникло понимание того, что обеспечение качества не может быть возложено только на тех работников, которые непосредственно заняты в производственных процессах. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив предприятия – от рабочих до высших руководителей. В соответствии с этой концепцией необходимо обучать сотрудников методам командной работы, а также умению анализировать и решать проблемы.

Четвертый этап характерен также появлением новых экономических идей, теорий и концепций в области управления качеством.

• Появление в 1950 г. сформулированных Эдвардом Демингом 14 принципов управления качеством.

Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ предусматривает ограничение монополистических действий предприятий и организаций. Хозяйствующий субъект, который занимает на рынке каких-либо товаров или услуг доминирующее положение, не должен им злоупотреблять. Использование этой преимущественной позиции приводит к тому, что другие организации и предприятия не могут с ним конкурировать. За злоупотребление доминирующим положением виновного субъекта могут привлечь к ответственности и взыскать значительный штраф.

Согласно ст. 5 Закона 135-ФЗ доминирующей считается такая позиция хозяйствующего субъекта, когда он имеет возможность влиять на условия обращения товаров и этим затруднять деятельность других участников рыночных отношений.

Устанавливают доминирование на основании размера доли, которую субъект занимает на рынке определенного товара или услуги. Если она составляет меньше 35%, положение не признают доминирующим. Однако для предприятий электроэнергетики и связи сделаны исключения. Для них доля на рынке для признания положения доминирующим должна составлять 20 и 25% соответственно.

Виды нарушений

Что такое недобросовестная конкуренция: виды, формы и как защититься?

К злоупотреблениям могут привести как действие, так и бездействие хозяйствующего субъекта. В результате нарушений ограничивается или полностью устраняется конкуренция, ущемляются интересы других участников рынка и потребителей. В ст. 10 Закона № 135-ФЗ обозначен перечень ситуаций, когда субъект злоупотребляет доминирующим положением:

  1. Устанавливает монопольно высокую или низкую цену на товар или услугу. Для определения монопольности цены используют 2 метода: сопоставимых рынков и затратный. В первом случае исследуют область распространения аналогичных товаров или услуг, и сравнивают их стоимость. Если средняя цена на рынке намного больше либо меньше установленной доминирующим субъектом, то налицо признаки ее монопольности. При обращении к затратному способу оценивают расходы на производство продукции, полученную прибыль и их долю в себестоимости продукции или услуги.
  2. Изымает товар из обращения, в результате чего создается дефицит, и цена на него повышается. Либо необоснованно прекращает или сокращает производство продукции.
  3. Создает дискриминационные условия для остальных участников на рынке. К ним относятся такие требования, которые ставят одних производителей в неравное положение по отношению к другим в вопросах производства, реализации и потребления товара.
  4. Ограничивает доступ на рынок для определенных продавцов или покупателей товаров и услуг, тем самым создавая препятствия нормальной конкуренции.
  5. Навязывает контрагентам заведомо невыгодные условия договора, без причины уклоняется или отказывается заключать договор.
  6. Нарушает порядок ценообразования, который установлен нормативными актами.

Положения Закона о защите конкуренции не относятся к субъектам естественных монополий.

Ответственность за злоупотребление

За нарушение хозяйствующим субъектом антимонопольного Закона предусмотрена административная ответственность. Ст. 14. 31 КоАП устанавливает наказание за следующие виды противоправных действий:

  • При злоупотреблении доминирующей позицией, которое приводит к ущемлению интересов других лиц, но при этом не ограничивает или не устраняет конкуренцию, штраф составляет до 20 тыс. рублей с должностного лица, до 1 млн. рублей с организации.
  • Если допущенное нарушение устраняет или ограничивает конкуренцию между участниками рынка, с должностного лица могут взыскать штраф до 50 тыс. рублей либо дисквалифицировать на срок до 3 лет. Для юридического лица размер выплаты составит от 1/100 до 15/100 суммы от реализации товара, в результате продажи которого совершено правонарушение.

Кроме того, за действия, ограничивающие или устраняющие конкуренцию, установлена уголовная ответственность. Ст. 178 УК определяет наказание за умышленный сговор между хозяйствующими субъектами, который причинил крупный ущерб гражданам, юридическим лицам или государству.

За совершение данного преступления виновному назначают:

  • штраф до 500 тыс. рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо лишения свободы. К этому наказанию могут добавить запрет занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью на срок до 1 года.

Читайте: Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака

Крупным ущербом в данном случае следует считать сумму свыше 10 млн., особо крупным – более 100 млн. рублей.

В случае, когда преступление совершено с использованием служебного положения или привело к повреждению либо уничтожению чужого имущества, или причинило особо крупный ущерб, виновным грозит согласно ч. 2 ст. 178:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • либо до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей и одновременным запретом занимать руководящие должности на срок до 3 лет.

Если соучастник сообщит о преступлении добровольно, будет помогать в его раскрытии и возместит ущерб и причиненный вред, то от уголовной ответственности его освободят.

Следит за соблюдением Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба и ее региональные подразделения. Она наделена полномочиями привлекать виновных к административной ответственности и контролировать устранение нарушений.

Если потерпевший понес убытки или ему причинен вред, то спор между хозяйствующими субъектами рассматривает арбитражный суд. В случае необходимости применения к должностному лицу дисквалификации, дело передают на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

Главной задачей антимонопольного законодательства РФ является поддержка добросовестной конкуренции. Любые действия, препятствующие свободным отношениям между участниками рыночных отношений, негативно сказываются на обращении товаров и услуг. Поэтому государство ограничивает и строго пресекает попытки хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, злоупотреблять своим преимуществом и создавать условия для того, чтобы ограничить или устранить конкуренцию.

Шпаргалка по предпринимательскому праву (17 стр.)

Неценовые действия – непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. Они выражаются прежде всего в свободном доступе на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей, в занятии более удобного местонахождения фирмы и др.

Свобода совершения конкурентных действий имеет законодательные ограничения в отношении:

– содержания конкурентных действий;

– субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;

– сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться конкурентные действия. Ограничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены в действующем законодательстве РФ. Например, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Субъекты конкуренции (конкуренты). Конкурентами, по российскому законодательству, признаются хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации на рынках финансовых услуг.

47. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ. ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ

Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Следует различать основные типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Существуют следующие разновидности монополий:

– государственные монополии;

– естественные монополии. Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Перечень сфер деятельности, естественных монополий:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг).

Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке. Антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный)критерии.

Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.

Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий.

Доминирующее положение на рынке не запрещается. Если доминирующее положение явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность.

48. ЗАПРЕЩЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц – права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Для установления и запрещения монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке уста’ навливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) являются предприниматели – хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

– индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;

– соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию. Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, и потому закон не упоминает их при определении этих понятий.

Противоправное поведение этих органов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют публичную власть с целью неправомерного получения доходов или иных привилегий, нарушают права и законные интересы предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции.

Правонарушения органов подразделяются на индивидуальные акты и действия; соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.

49. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках – это направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг – действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, т. е. в его действиях, противоречащих:

– нормам действующего законодательства;

– обычаям делового оборота;

– требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Правовая конструкция недобросовестной конкуренции включает в себя различные типы правонарушений: конкретные запреты, предусмотренные специальными нормами законодательства, определенные недействительные сделки, а также правонарушения, состоящие в злоупотреблении правом.

Для признания конкретных действий недобросовестной конкуренцией и их пресечения не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков или ущерба деловой репутации. Такое наличие должно доказываться при применении к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков.

При установлении недобросовестной конкуренции необходимо учитывать наличие на соответствующем рынке конкурентных отношений (конкурентной ситуации), т. е. когда имеются другие реальные или потенциальные конкуренты, производящие или реализующие аналогичные (взаимозаменяемые) товары (работы, услуги).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *