Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей

Шанс получить квалифицированную помощь — Общественная организация по защите прав потребителей

Общественные организации по защите прав потребителей, как сказано в ст. 45 ЗОЗПП РФ, наряду с государственными надзорными органами и органами местного самоуправления, также могут оказаться полезными ущемленным в правах потребителям.

Как организовать подобное общество, каков круг прав и полномочий?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Основные положения

Общественная организация по защите прав потребителей – некоммерческая структура общественной формы, образованная гражданами из лица потребителей на совершенно добровольной основе с целью осуществлять защиту интересов потребителей.

Важно, что получение денежной выгоды для некоммерческих обществ недопустимо как самоцель: члены команды объединяются для удовлетворения нематериальных потребностей, а ради защиты общих интересов, указанных в уставных документах.

Если организация имеет форму корпоративного общества, тогда возможно на территории страны создание филиалов, но только при условии, что это предусмотрено уставом и не противоречит законодательству РФ.

Общественная организация такого типа открыта для общего доступа и даже, что немаловажно, заинтересована в том, чтобы как можно больше число граждан знало о существовании общества по защите прав потребителей.

Юридически такая организация, объединение – юридическое лицо. Общественная организация вправе при условии внесения описания в устав иметь собственную символику – флаги, эмблемы, гербы и пр. знаки геральдики.

Как образуется такое общество?

Группа физических лиц, имеющая намерение объединиться и образовать общество по защите прав потребителей, должна определиться с видом организации и разработать устав.

Учредители внимательно рассматривают документ и одобряют или отклоняют версию, давая замечания, пока не будет составлен устраивающий всех и не противоречащий законам РФ устав будущей организации, объединения.

Создание общественной организации регламентируется такими законодательными актами:

Основной руководящий орган – общее собрание (или конференция), которое и должно под протокол принять решение о создании такой организации, придумать и утвердить полное название, выбрать правление, принять устав, выбрать ревизионную комиссию.

Далее всеми действиями руководит избранное правление, пока не истечет срок переизбрания.

После оформления всех документов следует пройти процедуру регистрации, при этом важно, чтобы официально был зарегистрирован адрес будущего юридического лица, а также имелась квитанция об уплате госпошлины.

Общественные организации регистрируются в Министерстве юстиции РФ, где рассматривают весь пакет документов и принимают решение о регистрации.

Если решение положительное, то можно обратиться в ФНС для внесения новоявленной организации в реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ).

Зарегистрированное общественное объединение автоматически получает ИНН и учет в ПФР, ФОМС, ФСС. Полная процедура регистрации займет около 1,5 мес.

Полномочия

Полномочия таких добровольных товариществ, организаций не страшны для нарушителей наложением штрафов, выпиской предписаний, закрытием магазина или фирмы, оказывающей услуги, и пр. по той простой причине, что так далеко полномочия общественных организаций не распространяются и ограничиваются таким кругом действий:

  • выявление нарушений Закона №2300-1-ФЗ;
  • осуществление проверок на предмет выявления нарушений прав потребителей;
  • информирование Роспотребнадзора, прокуратуры, органов местного самоуправления об обнаруженных недостатках в работе продающих или оказывающих услуги фирм, компаний, ИП;
  • консультирование потребителей по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав;
  • помощь гражданам в оформлении документов – заявлений, претензий, жалоб, исков;
  • от имени неопределенного круга потребителей (ст. 46 ЗОЗПП РФ) подача в суд исков и представление интересов этих потребителей в судах, и пр.

На практике полномочия имеют четкие границы дозволенного, что затрудняет выполнение поставленных задач.

К примеру, совершать контрольную покупку, перевешивать собственноручно купленные на вес товары, заходить в подсобные или складские помещения, проникать за прилавок, проверять санитарное состояние, требовать предъявления сан. книжек, трудовых договоров, финансовой документации и пр. запрещено.

Но досконально владеющий пониманием трактовки всех статей ЗОЗПП РФ ревизор сумеет понять, просто проверив сроки годности на упаковках, ознакомившись с информативными материалами на стенде для потребителей, проконтролировать товарное соседство и т.п.

Права общественных организаций конкретизированы в ст. 27 Закона № 82-ФЗ и ст. 45 ЗОЗПП РФ.

Цели и задачи

Подобные общества необходимы не как альтернатива, а как подмога государственным надзорным органам, местным органам самоуправления и самим потребителям, зачастую доверяющим общественным организациям даже в большей степени, чем госструктурам.

Цели и задачи Общества защиты прав потребителей таковы:

  • искоренение нарушения прав потребителей товаров, услуг путем выявления таких нарушений и доведения сведений об этих фактах до гос. органов надзора и контроля;
  • участие в создании законов, постановлений в масштабе страны или на региональном уровне;
  • приостановка деятельности компаний, которые позволяют производить некачественные, вредные для здоровья людей товары;
  • консультирование граждан, попавших в неприятные ситуации при покупке, пользовании товарами или услугами;
  • реальная помощь в составлении документов различного вида для обращения в надзорные, правоохранительные органы или суд.

Такие общества используют все доступные средства – прессу, телевидение, интернет — ресурсы для разъяснения широкому кругу потребителей их прав, закрепленных ЗОЗПП РФ.

Просветительская деятельность по данной теме чрезвычайно важна: вооруженный знаниями статей законодательных актов потребитель не станет замалчивать проблему, а воспользуется правами для сохранения денежных средств, часто немалых, и для восстановления чувства собственного достоинства.

Виды

В ст. 7 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ перечислены возможные формы общественных организаций, в том числе и создаваемых с целью защиты прав потребителей:

  1. организация;
  2. учреждение;
  3. общество;
  4. движение;
  5. фонд;
  6. союз;
  7. ассоциация.

Между этими видами есть некоторые различия в организационно-правовой форме, выбор вида – за инициаторами создателей общественного объединения.

Различаются такие объединения и по территориальной сфере влияния (ст. 14 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ) :

  1. общероссийские;
  2. межрегиональные;
  3. региональные;
  4. местные.

Местные объединения вправе работать в пределах территории органа местного самоуправления, общероссийские – создавать сеть по всей стране.

В крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и др. действуют отдельные организации — Московское общество защиты потребителей, Союз потребителей Санкт-Петербурга и пр.

Региональные

Региональные формирования действуют в пределах одного региона. Примеров таких объединений множество, среди них есть такие:

  • Краснодарская краевая ассоциация по защите прав потребителей;
  • Ростовский союз защиты прав потребителей;
  • Пензенский региональный центр потребительского движения и др.

Допускается для удобства обращения граждан создание филиалов, отделений.

Межрегиональные

Это такие объединения, сфера деятельности которых распространяется на несколько регионов (но менее ½ всех регионов России).

Как правило, такие объединения имеют узкий профиль деятельности, примером может служить «Межрегиональная общественная организация «Союз пассажиров».

Огромная территория обслуживания требует создания хотя бы нескольких отделений, филиалов с подчиненностью головному обществу.

Подробнее о правах общественных организаций по защите прав потребителей почитайте в этой статье.

А также рекомендуем вам ознакомиться с такой организацией, как союз потребителей РФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео-запись выступления депутата и политконсультанта одного из регионов России на тему создания региональной общественной организации по защите прав потребителей.

Не стоит отчаиваться, если права человека как потребителя нарушены, а выход не находится: всегда есть возможность обратиться за помощью в общественную организацию по защите интересов потребителей.

Успех таких обществ кроется в доскональном знании ЗОЗПП РФ и умении ими пользоваться.

Полномочия общества защиты прав потребителей

Добрый день, Раиса. Представители различных общественных
организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то,
что ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает им право проверять
соблюдение прав потребителей. Однако право на проведение проверки не дает им
право наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки
общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя.
При проведении проверок требуйте предъявления удостоверения и направления на проверку.
В соответствии с п.п.2,3 ст. 45 Закона РФ «О защите прав
потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)
для осуществления своих уставных целей вправе:2) проводить независимую
экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия
потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами
(изготовителями, исполнителями) информации о них;3) проверять соблюдение прав
потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей,
составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять
указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти,
а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях,
участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения
прав потребителей. Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона РФ «О
защите прав потребителей» сводит соответствующее право общественных
объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений
прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно
о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства,
устанавливающих эти права. Общество защиты прав потребителя может только
составить акт о выявленных нарушениях, но не может рассматривать это нарушение
в порядке административного производства, а уж тем более, накладывать
какое-либо взыскание. Желаю удачи.

6.4. Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно настоящему Закону право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

В статье 5 ФЗ «Об общественных объединениях» дано понятие, что же такое общественное объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии с вышеуказанным Законом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Согласно ст. 52 ГК РФ общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционирует на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»).

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ; 8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения имеют право:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8) участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 ФЗ «Об общественных объединениях», предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т. е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

В государственном докладе по защите прав потребителей было отмечено, что в настоящее время в РФ действуют более 600 общественных объединений местного, регионального и межрегионального уровней. На международном и национальном уровнях общественные объединения России представлены соответственно Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП), Союзом потребителей Российской Федерации (СП РФ), Всероссийской лигой защитников потребителей (ВЛЗП).

Государственным докладом о защите прав потребителей специально обращено внимание на следующие организации по защите прав потребителей.

Деятельность конфедерации обществ потребителей, объединяющей общественное движение России и ряда стран – членов СНГ, сконцентрирована на законотворческой работе, проведении ряда специальных исследований, дальнейшем развитии потребительского образования, в том числе и на уровне СНГ.

Так, конфедерация обществ потребителей совместно с Институтом национального проекта «Общественный договор» выступила инициатором разработки пакета законопроектов, направленных на снятие административных барьеров в экономике. Разработаны проекты Федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц», «О стандартизации и подтверждении соответствия», «Об основах государственного контроля (надзора) на рынке товаров, работ и услуг», «Об организациях саморегулирования», новая редакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поправки к Закону РФ «О защите прав потребителей».

Союз потребителей РФ – наиболее крупное национальное общественное объединение потребителей национального уровня – включает более ста региональных обществ. Деятельность Союза потребителей РФ направлена как на представительство интересов потребителей в различных органах федерального уровня, так и на проверки соблюдения прав потребителей, судебную защиту, проведение независимой экспертизы качества товаров. Одна из основных задач Союза – участие в выработке решений, затрагивающих права и интересы потребителей и оппонирование властям по решениям, эти права и интересы ущемляющим.

Всероссийская лига защитников потребителей в отличие от конфедерации обществ потребителей и Союза потребителей РФ объединяет профессионалов в области защиты прав потребителей, что и определяет специфику работы этой организации. В качестве наиболее важных направлений определены просвещение и информирование потребителей, тестирование товаров, независимая потребительская экспертиза, анализ нормативной базы, касающейся прав потребителей.

Всероссийская лига защитников потребителей имеет около пятидесяти региональных отделений, на правах национальной организации входит в Координационный Совет конфедерации обществ потребителей, является его членом. Кроме того, Лига представляет интересы потребителей в ФЭК, Ассоциации потребителей электроэнергии, Межведомственном совете по защите прав потребителей, Общественном совете по рекламе.

Лига разработала систему организации защиты прав потребителей в регионе. Одновременно с разработкой системы началось ее частичное внедрение в регионах. В развитие системы организации защиты прав потребителей Лига разработала Программу регионального потребительского сравнительного тестирования товаров, работ, услуг (РПСТ), которая подразумевает независимую экспертизу и испытания качества и безопасности ряда образцов товаров, работ, услуг. Уделяя большое внимание вопросам потребительского образования, Всероссийская лига защитников потребителей разработала программу школьного потребительского образования, которая включает обучение потребительским знаниям в течение всего срока пребывания в общеобразовательной школе.

Особое место в реализации потребительской политики занимает некоммерческая благотворительная организация – Национальный фонд защиты потребителей. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъектов фонд последовательно осуществляет выполнение целевых программ и проектов по организации системы независимой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фальсифицированной и некачественной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:

участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Комментарий к статье 45

1. Предусмотренные в статье права общественных объединений потребителей могут осуществляться ими, если они отражены в уставе организации.

2. Статьей предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров.

Право общественных организаций потребителей на участие в разработке стандартов обеспечивается указанием в соответствующих нормативных документах Госстандарта РФ о согласовании с ними соответствующих показателей товаров (работ, услуг) по безопасности.

3. Весьма нужными для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения спора в суде оцениваются последним наряду с другими доказательствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *