Политическая режим

Контрольная работа по обществознанию «Политика» в формате ОГЭ (9 класс)

Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть

9 класс

Вариант- 1

Часть А

1. Мера воздействия, средство социального контроля:

А) санкция

Б) мораль

В) политика

Г) власть

2. В чем отличие моральных норм от государственных законов?

А) моральные нормы знают все

Б) моральные нормы регулируют отношения в обществе

В) за нарушение моральных норм не предусмотрено официальное наказание

Г) моральные нормы исполняются большинством людей

3. Какой из признаков характерен для парламентской монархии?

А) сильная президентская власть

Б) монарх «царствует, но не правит»

В) выборы органов судебной власти

Г) вся власть в стране в руках монарха

4. Способы и средства, которыми власть осуществляет воздействие на общество:

А) форма правления

Б) государственная власть

В) государственное устройство

Г) политический режим

5. К гражданскому обществу относится:

А) Федеральное собрание

Б) Кабинет министров

В) Верховный суд РФ

Г) общество охраны природы

6. Верно ли, что: а) референдум – это всенародные выборы главы государства;

б) в референдуме принимают участие все граждане РФ?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

7. Верно ли, что: а) политический экстремизм нарушает действующие законы РФ;

б) политическим экстремизмом является разжигание национальной ненависти

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

8. Верно ли, что: а) верхней палатой Федерального собрания РФ является Государственная Дума

б) Федеральное собрание РФ является законодательным органом власти?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

9. Верно ли, что: а) демократия может осуществляться непосредственно и через представительные органы власти;

б) демократия возникла в Древнем мире?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

Часть В

10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «функции средств массовой информации».

Информационная, законотворческая, контрольная, функция политической социализации.

Выпишите термин, относящийся к другому понятию.

11. Назовите формы правления.

12. Назовите формы демократии:

13. В государстве Z существует парламент, осуществляющий законодательную деятельность, Кабинет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, а также Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В государстве Z существует:

1. многовластие

2. двоевластие

3. разделение властей

4. авторитарная власть главы государства

14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Б) Печально, что не только мужчины, но и женщины скептически относятся к возможностям представительниц слабого пола занимать самые ответственные посты. (В) Среди государственных постов, где женщины могли бы успешно работать, опрошенные отмечают должности министров культуры, здравоохранения, образования.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты

  2. выражают мнение

Ответ:

А

Б

В

15. Укажите правильную последовательность стадий развития политического движения.

1. пропаганда взглядов движения среди населения

2. оформление политического движения в партию

3. зарождение идей движения

4. рост числа сторонников движения

5. выработка общих взглядов движения

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С. Гаджиева

16. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

17. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

18. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Контрольная работа по обществознанию за 1 четверть

9 класс

Вариант- 2

Часть А

1. Какая из ветвей государственной власти в демократическом обществе избирается всенародно:

А) конституционная

Б) законодательная

В) судебная

Г) исполнительная

2. При каком политическом режиме власть становится полностью бесконтрольной со стороны общества?

А) тоталитарном

Б) демократическом

В) авторитарном

Г) либеральном

3. Признаком государства являются:

А) существование соседской общины

Б) религиозные взгляды

В) единый язык

Г) налоговые сборы

4. Федеративное государство характеризуется:

А) наличием административных округов

Б) демократическим режимом

В) значительной самостоятельностью регионов

Г) республиканской формой правления

5. Главным отличием политической партии от других политических объединений является:

А) участие в борьбе за власть

Б) наличие большой группы сторонников

В) критика правительства

Г) выдвижение экстремистских лозунгов

6. Верно ли, что: а) выборы в РФ являются прямыми и тайными;

б) в выборах не имеют права участвовать граждане, выставившие свою кандидатуру

в депутаты законодательного органа власти?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

7. Верно ли, что: а) СМИ формируют в обществе представление о работе властных структур;

б) в России в СМИ запрещена пропаганда политического экстремизма?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

8. Верно ли, что: а) многопартийность исключает наличие легальной оппозиции в стране;

б) в России многопартийность существовала в начале ХХв.?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

9. Верно ли, что: а) Общественная палата – орган местного самоуправления;

б) создание Общественной палаты в стране – пример диалога высшей власти с гражданским обществом?

А) верно только а

Б) верно только б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

Часть В

10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются принципами российского избирательного права.

Всеобщее, прямое, тайное, равное, многостепенное.

Выпишите понятие не относящееся к принципам российского избирательного права.

11. Какие политические режимы существуют?

12. Назовите государственно-территориальное устройство:

13. В государство Z практически полностью отсутствуют политические свободы, плюрализм в политической, экономической, идеологической сферах, связь между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве Z?

1. авторитарный

2. тоталитарный

3. демократический

4. теократический

14.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Думаем, что в государстве N сформировался антидемократический режим. (Б) Власть сосредоточена в руках одной политической партии, в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В) Вызывают опасение и попытки запрещения оппозиционных партий и движений

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты

  2. выражают мнение

Ответ:

А

Б

В

15. Укажите правильную последовательность стадий процесса выборов.

1. предвыборная агитация

2. назначение сроков выборов

3. голосование и подведение итогов выборов

4. выдвижение и регистрация кандидатов

5. регистрация и учёт избирателей

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С. Гаджиева

16. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

17. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

18. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

1.А

1.б

2.в

2.а

3.б

3.г

4.г

4.в

5.г

5.а

6.г

6.а

7.в

7.в

8.б

8.б

9.в

9.б

10. законотворческая

10. многостепенное

11. Монархия: ограниченная(конституционная), неограниченная. Республика: президентская, парламентская.

По 0,5 б. за каждую позицию. Всего: 5

11.демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

По 0,5 б. за каждую позицию. Всего: 3

12.прямая, представительная.

За каждую позицию по 1 б. Всего: 2.

12.унитарное, конфедерация, федерация.

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3 б

13. разделение властей.

13. тоталитарный

14. А2, Б1, В2

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3

14. А2, Б1, В2

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3

15. 3,5,1,4,2.

Всего: 5, если нарушена последовательность: 0

15. 2,5, 4,1, 3.

Всего: 5, если нарушена последовательность: 0

16. План:

I. Избирательный процесс.

II. Равенство возможностей участников избирательного процесса.

III. Требования к кандидатам.

IV. Всеобщее избирательное право.

За каждый пункт плана 0,5 . Всего:2 б.

16. План:

I. Избирательный процесс.

II. Равенство возможностей участников избирательного процесса.

III. Требования к кандидатам.

IV. Всеобщее избирательное право

За каждый пункт плана 0,5 . Всего: 2 б.

1. Выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране.

2. Определить степень доверия избирателей к партии, ее лидерам.

3. Осознанный выбор избирателей в пользу той программы, которая отвечает их интересам.

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3

1. Выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране.

2. Определить степень доверия избирателей к партии, ее лидерам.

3. Осознанный выбор избирателей в пользу той программы, которая отвечает их интересам.

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3

1. Обеспечения равенства возможностей всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Организация предвыборных дискуссий.

3. Сохранение нейтралитета государственным аппаратом.

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3

1. Обеспечения равенства возможностей всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Организация предвыборных дискуссий.

3. Сохранение нейтралитета государственным аппаратом

За каждую позицию по 1 б. Всего: 3

Всего:

34 балла.

33 балла.

«2»-до 15 б.

«3»-от 16 б. до 22б.

«4»- от 23 б. до 29б.

«5»- от 30 б. до 34 б.

Использованная литература:

1. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс / Сост. А.В. Поздеев.- М.: ВАКО, 2012.- 96 с.

2. Крючкова Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах: учебно-методическое пособие.-Москва: Проспект, 2017.-56 с.

3. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н. В. Махоткина.- М.: Эксмо, 2012.-368 с.

4. Тесты по обществознанию: 9 класс/ С.В. Краюшкин.-М.: «Экзамен», 2013.

Недемократические политические режимы делятся на авторитарные и тоталитарные.

1)Тоталита­ризм — это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Основные признаки тоталитарного режима:

· общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;

· монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;

· система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только над «врагами народа», но и над всем обществом;

· партийный контроль над СМИ;

· всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;

· централизованная система регулирования экономической деятельности

Разновидности тоталитарного режима:

1. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами — итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (прежде всего, евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной основой «правого» тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества.

2. Левой разновидностью тоталитаризма был комму­нистический режим в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. Левый тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране.

2) Авторитаризм — режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.

Существенными чертами авторитаризма являются:

· монополия на власть одной группы, партии или коалиции

· полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

· сохранение ограниченного плюрализма

· наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

· отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

· использование силовых структур для удержания власти.

Формы авторитарного режима:

· военные диктатуры (предполагающие опору на армию)

· теократический (с опорой на духовенство и религию)

· олигархический (власть принадлежит корпоративным кланам)

· вождистский (режим личной власти, авторитет сильного лидера)

· смешанный (сочетающий в себе элементы разных режимов)

Статья 152.2 ГК РФ: о новых правилах охраны частной жизни

В начале апреля 2012 года Госдума приступила к рассмотрению масштабного блока поправок к ГК РФ, предполагавших существенное изменение гражданско-правового законодательства и вызвавших большой резонанс в профессиональном сообществе1. Принятые на основании законопроекта законы, основная часть которых была подписана президентом в 2013 году, серьезно изменили правовое регулирование сделок, представительства, ценных бумаг и т.д. Однако реформирование ГК РФ не только внесло коррективы в уже действующие правила, но и обогатило его некоторыми нововведениями. К ним относятся, например, безотзывная доверенность (ст. 188.1 ГК РФ), юридически значимые сообщения (ст. 165.1 ГК РФ), единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ) и т.д.

Не остались без внимания законодателя и правила охраны и защиты частной жизни гражданина. Глава 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защита» была дополнена статьей 152.2 «Охрана частной жизни гражданина», вступившей в силу с 1 октября 2013 года.

Рассмотрим основные новшества в сфере защиты и охраны частной жизни граждан, которые были внесены статьей 152.2 ГК РФ.

Информация под запретом

Новая редакция ГК РФ установила, что сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом.

Право на неприкосновенность частной жизни входит в состав основных прав человека и гражданина и закреплено в Конституции РФ 1993 года. В какой-то мере оно находило свое отражение в законах еще с середины 90-х годов — например, было установлено, что неприкосновенность частной жизни должна быть сохранена при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне (ст. 23 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне») и т. д.

Однако детально вопросы защиты частной жизни и статуса информации о гражданине стали получать разрешение в законодательстве лишь с середины 2000-х годов. К примеру, в один день, 27 июля 2006 года, были приняты Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закрепивший в качестве одного из принципов неприкосновенность частной жизни, а также Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных», установивший общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных. А наряду со ст. 152.2 ГК РФ 1 октября 2013 года вступило в силу еще одно нововведение — теперь граждане и организации вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда вследствие распространения не только порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений, но и любой информации о себе, не соответствующей действительности (п. 10 ст. 152 ГК РФ).

Правило, аналогичное закрепленному статьей 152.2 ГК РФ, введено в российскую практику впервые, однако в законодательстве западных стран (Германия, Франция, Швейцария и т. д.) оно существует достаточно долго. Один из основных вопросов, который сразу возникает перед правоприменителем, заключается в содержании понятия частной жизни. ГК РФ расшифровывает, что к информации о частной жизни относятся, в частности, сведения о происхождении гражданина, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни, но оставляет этот перечень открытым.

Более подробно термин «частная жизнь» раскрыл КС РФ в одном из своих определений, указав, что право на неприкосновенность частной жизни означает возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь», подытоживает Суд, включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер (определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом «б» части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).

Но и это определение не отвечает на принципиальный для практики вопрос: кто определяет границы частной жизни гражданина — он сам либо такие границы определены объективно? В первом случае возможности для применения ст. 152.2 ГК РФ будут практически неограниченными, что способно создать самую разнообразную и противоречивую судебную практику. Кстати, КС РФ рассматривает частную жизнь именно в таком понимании — в определении, вынесенном в июне 2012 года, он подчеркнул, что лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне (определение КС РФ от 28 июня 2012 № 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

О других важных поправках к ГК РФ читайте в наших материалах «Вещная реформа. Ограничение вещных прав по-новому » и «В ГК РФ появятся требования к бездокументарным ценным бумагам»

Исключения из правила

Из запрета на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина есть и некоторые исключения. Так, эти действия не будут являться запрещенными, если они осуществлялись в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 2 ст. 152.2 ГК РФ). Иными словами, нововведение не отразится на деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, которым необходимо обрабатывать информацию о гражданах в силу специфики своей работы. Правда, это не освобождает их от обязанности соблюдать законодательство о персональных данных.

Что же касается общественных и публичных интересов, то, скорее всего, их критерии предстоит выработать судам. В наибольшей степени это затронет деятельность СМИ, освещающих тем или иным образом поведение чиновников и просто известных людей, а также события их жизни. Именно печатным и интернет-изданиям, телеканалам и радиостанциям предстоит доказывать, что конкретные фотографии или записи были сделаны не просто для удовлетворения любопытства аудитории СМИ, а в интересах всего общества.

Кстати, сразу возникает вопрос о гласности судебных заседаний. С одной стороны, в соответствии со ст. 10 ГПК РФ, разбирательство дел во всех судах по общему правилу является открытым (исключения составляют такие случаи, как необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан и т.д.). На практике суд объявляет о закрытом режиме судебного заседания после удовлетворения ходатайства участника судебного разбирательства — например, по делам об усыновлении или удочерении, в том числе совершеннолетних (ст. 139 Семейного кодекса РФ). А судебное заседание, в рамках которого предполагается изучение переписки или телеграфных сообщений гражданина, может иметь открытый характер только после получения согласия этого гражданина (ст. 182 ГПК РФ).

С одной стороны, новая редакция ГК РФ устанавливает запрет на получение и использование информации о гражданине без его согласия. С другой стороны, ГПК РФ является специальным законом, и к тому же содержит правило о защите частной жизни участников дела уже давно. В любом случае окончательное решение вопроса о режиме судебного заседания будет принимать суд. Статья 152.1 ГК РФ, введенная в 2006 году, уже попала в поле зрения Пленума ВС РФ. Суд разъяснил , что при решении вопроса о возможности кино- и (или) фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению судам следует учитывать как право гражданина на неприкосновенность частной жизни, так и право на охрану его изображения2. Скорее всего, нормы ст. 152.2 ГК РФ существенно не повлияют на практику судов в части определения режима судебного заседания.

Кроме того, не попадает под запрет действия с информацией в том случае, если ранее она уже стала общедоступной, либо была распространена самим гражданином либо по его воле.

Частные случаи

Отдельно оговаривается обязанность сторон обязательства сохранять в тайне ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина. При этом гражданин может как быть стороной этого обязательства, так и являться третьим лицом (например, при заключении обязательства в пользу третьего лица — в этом случае третье лицо приобретает право требования к должнику). Если раньше отдельные законы указывали в определенных случаях на недопустимость разглашения информации о стороне договора, придавая такой информации статус профессиональной тайны (банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная и т. д.), то теперь это правило приобрело универсальный характер. Исключение составляют лишь случаи, когда возможность разглашения информации о сторонах предусмотрена соглашением между ними (п. 2 ст. 152.2 ГК РФ).

Еще одна специальная оговорка содержится в п. 3 ст. 152.2 ГК РФ — она касается использования информации о частной жизни гражданина при создании произведений науки, литературы и искусства. Такое использование признается неправомерным при наличии двух обстоятельств: сведения были получены с нарушением закона, а их использование нарушает интересы гражданина. К примеру, под запретом могут оказаться биографии известных личностей, написанные без их согласия. Причем информация о частной жизни гражданина охраняется и после его смерти — в этом случае право на ее защиту переходит к детям, родителям и пережившему супругу такого гражданина (п. 5 ст. 152.2 ГК РФ). Отметим, что аналогичный запрет уже содержится в законодательстве об архивном деле — так, ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов3.

Защита информации о частной жизни

Способы защиты неимущественных благ, к которым относится и неприкосновенность частной жизни, установлены в ст. 150 ГК РФ. В частности, пострадавший гражданин может обратиться в суд с требованием о признании факта нарушения его личного неимущественного права и опубликовании решения суда. Право на неприкосновенность частной жизни можно защищать также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения этого права. Наконец, возможно и применение общих способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Помимо гражданско-правовой ответственности за вторжение в частную жизнь, нарушитель может понести и уголовную ответственность. Так, в соответствии со ст. 137 УК РФ, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ карается штрафом в размере до 200 тыс. руб. либо обязательными, исправительными или принудительными работами либо арестом (на срок до четырех месяцев) или лишением свободы (на срок до двух лет). Еще серьезнее наказание за те же деяния, совершенные с использованием служебного положения. Учитывая, что за одно деяние могут быть наложены меры ответственности различного характера, одно и то же нарушение может повлечь и возбуждение уголовного дела по ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», и применение гражданско-правовой ответственности.

Меры по защите частной жизни гражданина можно встретить не только в ГК РФ, но и в административном, трудовом, уголовном и других отраслях законодательства. Наиболее комплексно вопросы сбора, хранения, распространения и использования информации о частной жизни регулирует Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных). Посмотрим, какие основные различия в порядке и методах защиты частной жизни существуют между ст. 152.2 ГК РФ и Законом о персональных данных.

Таблица 1. Сравнительный анализ правил охраны частной жизни гражданина, установленных ст. 152.2 ГК РФ и Законом о персональных данных

Предмет регулирования

Ст. 152.2 ГК РФ

Закон о персональных данных

Субъекты, на которых распространяется требование по защите частной жизни гражданина

Неопределенный круг лиц

Операторы (органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных с использованием средств автоматизации*) (ч. 1 ст. 1, ст. 3)

Объект защиты

Частная жизнь, в частности сведения о происхождении гражданина, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни (п. 1 ст. 152.2 ГК РФ)

Более широкий объект защиты — под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (ст. 2).

Вместе с тем, установлены ограничения на обработку персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10)

Согласие гражданина на операции с информацией о его частной жизни

Требуется согласие гражданина, за исключением действий в государственных или публичных целях, а также если информация ранее стала общедоступной или была раскрыта самим гражданином либо по его воле (п. 1 ст. 152.2 ГК РФ)

Требуется согласие гражданина (п. 1 ч. 1 ст. 6), за исключением обработки данных для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение его согласия невозможно (п. 6 ч. 1 ст. 6)

Форма согласия на обработку информации

Не установлена

Любая форма, позволяющая определить факт получения согласия, а в установленных законом случаях — только письменная форма (ст. 9)

Какие действия в отношении информации о частной жизни гражданина находятся под запретом в случае несоблюдения требований закона

Сбор, хранение, распространение, использование (п. 1 ст. 152 ГК РФ)

Сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3)

Сфера действия правил об использовании информации о частной жизни

Гражданские правоотношения

1. Административные правоотношения (например, оказание государственных и муниципальных услуг).

2. Гражданские правоотношения в том случае, если обработка данных происходит с использованием средств автоматизации* (например, ведение клиентской базы банком, страховой организацией и т. д.).

3. Трудовые отношения (гл. 14 ТК РФ)

Последствия нарушения правил обращения с информацией о частной жизни

1. Гражданин вправе вправе обратиться в суд с требованием об удалении информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации экземпляров содержащих ее материальных носителей (п. 4 ст. 152.2 ГК РФ)

2. Гражданин вправе требовать возмещения морального вреда (абз. 2 п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

3. Защита права на частную жизнь может осуществляться путем признания судом факта нарушения личного неимущественного права и опубликования такого решения, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (п. 2 ст. 150).

4. Наступает административная ответственность (ст. 13.11 КоАП РФ)

1. Наступает установленная законодательством ответственность за нарушение Закона о персональных данных (ст. 137 УК РФ, ст. 272 УК РФ).

2. Причиненный субъекту персональных данных моральный вред подлежит возмещению независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков (ст. 24).

*Операции с персональными данными, проводимые без использования средств автоматизации, при наличии определенных условий также будут попадать под действие Закона персональных данных. Под такими условиями понимается обработка персональных данных, которая позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях данных, и (или) доступ к таким данным (ч. 1 ст. 1 Закона о персональных данных).

Как видно из таблицы, сфера применения ст. 152.2 ГК РФ намного шире, чем возможности использования Закона о персональных данных. Последний рассчитан в основном на деятельность государственных и муниципальных органов, а также частных лиц, обрабатывающих персональные данные с использованием средств автоматизации — например, ведение баз данных в банках, call-центрах, страховых компаниях, медицинских организациях и т. д. При этом деятельность по обработке персональных данных осуществляется систематически, о чем свидетельствует, в частности, закрепленная обязанность оператора уведомить Роскомнадзор о начале такой деятельности (ст. 22 Закона о персональных данных). Статья 152.2 ГК РФ таких ограничений не устанавливает и поэтому распространяет свое действие на все способы и виды использования информации о частной жизни гражданина, в том числе единичного характера.

Тайна частной жизни гражданина охраняется и другими законами, действовавшими до принятия ст. 152.2 ГК РФ — к примеру, Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» устанавливает, что при размещении текстов судебных решений в Интернете из них исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов участвующих в деле сторон, судей, секретарей и т.д. Вместо персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса (ч. 3 ст. 15). Действительно, в последнее время тексты решений судов, размещаемых в Интернете и справочных правовых системах, не содержат персональных данных — из них исключаются сведения о датах, суммах, адресах и прочих обстоятельствах дела.

Что скажете?

Нововведение вызвало серьезный резонанс в профессиональном сообществе — прежде всего, среди представителей СМИ, многие из которых расценили его как посягательство на свободу слова. Фонд свободы информации выступил с инициативой принятия закона «Об охране частной жизни», который урегулировал бы понятие частной жизни, а также принципы, критерии и процедуры отнесения сведений к информации о частной жизни. Кроме того, общественная организация поставила под сомнение реализацию принципа открытости судебных заседаний с учетом положений ст. 152.2 ГК РФ, однако во многом это связано с содержанием первоначального варианта законопроекта. Представленный к первому чтению текст документа включал в понятие частной жизни и сведения об участии гражданина в судопроизводстве4.

Резко против инициативы о включении в ГК РФ статьи 152.2 еще на стадии законопроекта выступила ОП РФ. По мнению экспертов, нормы ст. 152.2 ГК РФ нарушают положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которыми журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. При этом аналитики ОП РФ отметили, что перечень сведений составляющих «частную жизнь» гражданина неоправданно широк и не является исчерпывающим. «Неясность формулировок приведет к тому, что публикация практически любого редакционного материала СМИ может повлечь за собой риск быть признанной нарушением закона», — подытоживают специалисты ОП РФ.

Критично по поводу нововведения высказались и иные профессиональные объединения — Альянс независимых региональных издателей, Ассоциация независимых операторов связи и т. д. Правозащитные организации новые правила также не устроили — по мнению борцов за права человека, нововведение ограничивает общественную инициативу по противодействии коррупции и прочим правонарушениям.

Взгляды пользователей портала garant.ru на положения ст. 152.2 ГК РФ разделились. Большинство опрошенных (40%) уверены, что новые меры по защите частной жизни оградят от вмешательства в личную жизнь как знаменитостей, так и обычных граждан: «Крайне полезный закон», «Оградит от спама». Почти треть респондентов (27%) посчитали, что с задачей защиты частной жизни и так справляется Закон о персональных данных, а 15% участников опроса опасаются, что в результате нововведения невозможно будет узнать новости о первых лицах государства и прочих чиновниках. По мнению 9% пользователей, новая редакция ГК РФ затруднит работу организаций, имеющих доступ к различным базам данных о гражданах, а еще 9% опрошенных затруднились ответить на вопрос о последствиях вступления в силу ст. 152.2 ГК РФ: «Слишком расплывчато сформулировано, особенно в части защиты нарушенного права». Респонденты часто выражали сомнения по поводу реализации этих правил: «Все законы бездействуют», «Главное чтобы закон работал», а также подчеркивали необходимость достижения баланса между публичным и частным: «Будем надеяться на благоразумность правоприменителя, личная жизнь госслужащего и его профессиональная деятельность — разные вещи».

Дата проведения опроса: 14-20 октября 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 432 респондента

Прогнозы реализации новых норм о защите частной жизни

Пока сложно с определенностью сказать, каким образом и насколько эффективно будут воплощаться в жизнь новые правила, но некоторые прогнозы можно сделать. Конечно, российское законодательство в сфере защиты частной жизни еще относительно молодое, как и судебная практика по вопросам его применения, однако можно обратиться к решениям ЕСПЧ. Тем более, что Пленум ВС РФ в одном из своих постановлений, касающемся практики рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, сориентировал суды на использование практики ЕСПЧ по аналогичным делам5.

Вопрос, который вызовет наибольшие затруднения на практике, заключается даже не столько в содержании понятия «частная жизнь», сколько в определении цели использования соответствующей информации. Иными словами, не всегда легко будет доказать, что лицо, нарушившее неприкосновенность чьей-либо частной жизни, действовало исходя из государственных, общественных или публичных интересов.

Практика западных судов для того, чтобы облегчить понимание этой группы интересов, выработала такие понятия, как «частные фигуры» и «публичные фигуры». При этом презюмируется, что объем частной жизни последних несколько меньше по сравнению с первой категорией лиц.

Примером может служить судебное разбирательство, инициированное принцессой Каролиной фон Ганновер, дочерью покойного князя Монако Ренье III, и ее мужем принцем Эрнстом Августом фон Ганновер. Они оспаривали серию публикаций с использованием их фотографий в ряде немецких журналов. На одной из фотографий принцесса была запечатлена верхом на лошади, на других — с детьми, на платном пляже, с известным актером в ресторане, на велосипеде, совершающей покупки в магазине и т. д.

Земельный суд Гамбурга и Федеральный Верховный суд при рассмотрении этого дела подчеркнули, что все фотографии были сделаны в общественных местах, а заявитель как значимая фигура современной истории должна терпимо относиться к публикациям такого рода. Правда, Федеральный Верховный суд поддержал принцессу в отношении одного из снимков (в ресторане с известным актером), поскольку было объективно очевидно, что они хотели остаться в одиночестве, выбрав дальний угол внутреннего дворика ресторана.

Федеральный Конституционный суд Германии также занял аналогичную позицию. Так, в отношении материала о состоянии здоровья князя Ренье, сопровождавшегося фотографиями принцессы и ее мужа на отдыхе, Суд подчеркнул, что неудовлетворительное состояние здоровья правящего князя представляло вопрос общего интереса, и пресса имела право сообщать о том, как его дети сочетают обязательство семейной солидарности с законными потребностями их права на уважение личной жизни (в том числе с желанием отправиться на отдых).

Общественность имеет правомерный интерес в возможности судить, в какой мере поведение персон, зачастую считающихся кумирами или примерами для подражания, в частной жизни, с одной стороны, и их поведение на официальных мероприятиях, с другой стороны, соответствуют друг другу (Постановление ЕСПЧ от 24.06.2004 «Дело «Фон Ганновер (Принцесса Ганноверская) (Von Hannover) против Германии» (жалоба № 59320/00))

Один из важных выводов ЕСПЧ по этому делу заключается в том, что необходимо различать факты, способные внести вклад в обсуждение в демократическом обществе, и обнародование подробностей частной жизни лица. Тогда как в первом случае пресса исполняет необходимую роль «сторожевого пса» в демократическом обществе, внося свой вклад в предоставление информации и идей, представляющих общественный интерес, во втором случае пресса не исполняет такой роли.

В отношении политических фигур ЕСПЧ неоднократно подчеркивал возможность и даже необходимость освещения их поведения в общественных местах и событий их жизни — например, Суд не усмотрел вторжения в частную жизнь в статьях про развод известного политика6, про совершение преступлений супругом депутата7 и т. д. С другой стороны, беспочвенные слухи о частной жизни политиков (например, о внебрачных связях жены президента) ЕСПЧ осуждает8.

В целом, по мнению ЕСПЧ, общественность имеет правомерный интерес в возможности судить, в какой мере поведение персон, зачастую считающихся кумирами или примерами для подражания, в частной жизни, с одной стороны, и их поведение на официальных мероприятиях, с другой стороны, соответствуют друг другу. Тем не менее, прессе не позволено использовать любые сведения о видных деятель современной истории. Так, на взгляд Суда, публикация статей, единственной целью которых было удовлетворение любопытства определенных читателей в отношении подробностей частной жизни лица, не может считаться вкладом в обсуждение вопросов общественной значимости, несмотря на то, что оно широко известно общественности9.

Кстати, к журналистам ЕСПЧ относится вполне лояльно. К примеру, он не находит нарушений в использовании для оценки действий чиновников некоторых оценочных понятий, имеющих негативный подтекст — «ненормальный»10, «почти безумный»11 и т. д. Более того, при значительной общественной значимости обсуждения Суд фактически оправдывает нарушение журналистами тайны следствия или профессиональной тайны, подчеркивая, что они действовали «в соответствии со стандартами профессии журналиста»12.

Таким образом, значимыми критериями для определения наличия или отсутствия публичного интереса в использовании информации будут являться как

Политический режим: понятие и виды. Проблемы политического режима в Российской Федерации.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, совокупность тех или иных методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве или стране), или способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Демократия— политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

· Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология.

· Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению.

· Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития.

· Расовый — это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия.

· Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.

Тоталитарный режим правления подразумевает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Анархиюможно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Военная диктатура — форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота.

Деспотизм — форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных.

Клептокра́тия (от др.-греч. κλέπτειν — воровать и κράτος — господство, власть; буквально «власть воров») — идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу.

Олига́рхия (др.-греч. ὀλῐγ-αρχία – власть немногих; от др.-греч. ὀλίγος – небольшой, малый + ἀρχή – начало, власть) — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан.

Тирания (греч. τυραννίς — произвол) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Политический (государственный) режим — способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом.

Государство, управляя населением страны и реализуя свои задачи, определенным способом взаимодействует с обществом. Оно отражает потребности его основных социальных групп, реализует свои функции, используя методы убеждения и принуждения. Общую направленность политики государства по отношению к обществу, характер его взаимодействия с населением страны принято обозначать как политический (государственный) режим.

В отличие от формы правления и формы устройства, которые определяют способы связи различных звеньев внутри государственного аппарата, политический режим определяет совокупный характер взаимоотношений государственного аппарата с населением страны, преимущественно применяемые властью методы управления обществом. Модификации политического режима зависят от ступени развития социальной системы, состояния гражданского общества и государства, конкретной исторической обстановки.

Общая тенденция исторических изменений политического режима состоит в переходе от преимущественно силовых способов управления к партнерским взаимоотношениям государства с гражданским обществом. Так, современное цивилизованное государство управляет обществом, опираясь прежде всего на авторитет власти. Основными критериями политического режима становятся здесь способность государства обеспечить возможность реализации разнообразных интересов субъектов социальной жизни, гарантировать достигнутый уровень прав и свобод человека и гражданина, поддерживать нормальный режим правопорядка в стране.

В зависимости от превалирующих во взаимодействии с обществом методов управления политические режимы подразделяются на две основные группы: демократические и авторитарные политические режимы. В каждой из этих групп выделяются разновидности по дополнительным критериям.

Демократический политический режим характеризуется

следующими основными признаками. В государстве с

демократическим режимом государственный аппарат подконтролен населению, здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина, осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения.

Разновидностями демократического политического режима являются консервативный и либеральный политические режимы. Они различаются большим или меньшим объемом регламентации

государством социальных процессов, степенью вмешательства

государства в отношения между частными лицами.

Авторитарный политический режим характеризуется следующими основными признаками. В государстве с авторитарным режимом государственный аппарат фактически независим от населения, им игнорируются основные права и свободы человека и гражданина, управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.

Разновидностями авторитарного политического режима могут быть тоталитарные, националистические, теократические, военные режимы. Они различаются главным образом тем, какая социальная группа или страта навязывает обществу свою эгоистическую волю, используя силу государственного аппарата.

Политический режим представляет собой элемент формы государства, который наиболее непосредственно отражает характер государственной власти, ее сущностные стороны. Поэтому в зависимости от вида политического режима существенно меняется реальное состояние всех других элементов формы государства. Так, в странах с тоталитарными политическими режимами фактически бездействуют республиканские институты власти, сводится на нет принцип разделения властей, федеративные начала заменяются жесткой централизацией; в странах с военными или

националистическими режимами перестают функционировать

демократические институты и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *