Почему нельзя установить общедомовые приборы учета?

Время чтения: 7 минут

С 2009 года в законодательстве России появилось новшество, в соответствии с которым установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах (ОДПУ) стала обязательным требованием. Поскольку потребителю обычно не нравится, когда его заставляют что-либо делать против воли, была проведена кампания по разъяснению преимуществ нововведения. И все же многие остались им недовольны. Давайте разберемся, что из себя представляют ОДПУ, как они устанавливаются и обслуживаются, и кто за все это платит.

Содержание

Что такое общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов

Прежде всего выясним, что это такое – ОДПУ. Это специальные приборы, которые позволяют учитывать объем потребления ресурсов всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, а также вести учет расходов на общедомовые нужды.

Обязанность устанавливать подобные счетчики закреплена в № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года.

Обоснованием установки ОДПУ служит:

  • более экономное использование ресурсов. Общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах избавляют от необходимости платить по так называемым нормативам;
  • контроль состояния коммунальных сетей;
  • оплата той части услуг, которая не зафиксирована индивидуальными счетчиками.

Рекомендуем ознакомиться со статьей «Общедомовой прибор учета тепла”.

Цель установки общедомовых приборов учета

С момента принятия изменений в законодательстве, обязывающих потребителей устанавливать счетчики, прошло много времени, но споры о необходимости такого шага не утихают до сих пор.

Пока еще нет развитой практики по поводу того, каким образом наказывать за неустановку ОДПУ, хотя регулярно появляется информация, что санкции вот-вот начнутся.

Основным аргументом противников этого мероприятия является наличие в квартирах индивидуальных счетчиков.

Зачем нужен общедомовой счетчик, если у жильцов установлены индивидуальные

В связи с подорожанием коммунальных услуг, особенно газа, подавляющее большинство граждан уже обзавелись индивидуальными счетчиками. Так зачем же устанавливать общедомовой счетчик газа в многоквартирном доме?

Закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года не делает скидок для тех, кто установил индивидуальный счетчик тепла, и обязывает все многоквартирные дома оборудовать ОДПУ до 01.07.2012 года.

О редких исключениях из этого правила речь пойдет ниже.

Следует помнить, что при наличии индивидуального счетчика оплата производится по его показателям. Однако существуют еще и общедомовые нужды, которые тоже должны оплачивать жильцы.

В каких домах следует устанавливать ОДПУ

Установка общего счетчика обязательна, если дом соответствует определенным критериям, в частности, подключен к централизованной системе:

  • электроснабжения,
  • газоснабжения,
  • водоснабжения,
  • другим сетям, которые централизованно снабжают жильцов электричеством.

В указанных случаях придется устанавливать ОДПУ в обязательном порядке.

Собственники освобождаются от подобной обязанности, если их дома:

  • являются ветхими или аварийными;
  • потребляют тепловую энергию в объеме менее 2 Гкал/ч;
  • расходуют электроэнергию мощностью до 5 кВт⋅ч;
  • потребляют природный газ в объеме меньше 2 куб.м/ч.

Принимая во внимание эти критерии, приходим к выводу, что подавляющее большинство многоквартирных домов следует оснастить ОДПУ.

Узнайте когда и как устанавливается общедомовой прибор учета тепла в МКД

В чьи обязанности входит установка ОДПУ

Как и в любом деле, связанном с предоставлением коммунальных услуг, существуют ответственные лица, то есть те, кто должен устанавливать общедомовые приборы учета в многоквартирном доме.

Чтобы определиться с ответом на этот вопрос, нужно учесть крайний срок, указанный в законодательстве, – 1 июля 2012 года. До этого момента обязанность по установке ОДПУ лежала на собственниках помещений. После указанной даты ответственность перешла на обслуживающие организации. Именно на них будет наложен штраф за невыполнение требований закона.

Предварительно обслуживающая компания сообщает жильцам условия и порядок установки приборов, а после этого заключает договор с предприятием, которое устанавливает счетчики.

Последовательность действий при установке ОДПУ

Заниматься установкой отопительного оборудования должны только предприятия, которые имеют необходимые разрешения, знания и инструменты, поскольку процесс этот довольно трудоемок.

Для установки счетчика нужно пройти следующие этапы:

  1. Принятие решения о необходимости установки ОДПУ.
  2. Выбор организации, которая будет заниматься работами по установке прибора.
  3. Определение места установки ОДПУ и его осмотр.
  4. Получение технических условий для установки прибора. Получить такие бумаги можно в предприятии-поставщике ресурсов.
  5. Разработка и утверждение проектно-сметной документации по установке счетчика. Этим занимается проектная организация.
  6. Составление и согласование бумаг с поставщиком ресурса.
  7. Покупка оборудования.
  8. Установка общедомового прибора учета.
  9. Работы по запуску и настройке.

Кто платит за установку ОДПУ

Кто оплачивает ОДПУ в многоквартирном доме – самый животрепещущий вопрос во всем мероприятии. И, как это ни печально для простых людей, ответ на него очевиден.

Поскольку приборы учета ставятся на многоквартирный дом, а установка является обязанностью собственников помещений, то оплата ложится именно на плечи потребителей.

Поскольку, в соответствии с законодательством, ОДПУ уже должны быть установлены в многоквартирных домах, этот вопрос становится все актуальнее. Давайте выясним некоторые нюансы того, как осуществляется оплата за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и других видов коммунальных услуг.

Общее собрание собственников

Первым шагом, который необходимо сделать для установки ОДПУ, – провести общее собрание собственников жилья. Дело в том, что дом, все его квартиры и подсобные помещения являются общей собственностью жильцов, значит, именно им придется решать основные задачи:

  • когда осуществлять установку счетчиков;
  • где они будут располагаться;
  • каким образом оформить документы;
  • какова цена вопроса.

Роль управляющей организации в процессе проста: она информирует собственников о необходимости провести общее собрание. Кроме того, адекватная УК к моменту проведения такой встречи уже будет иметь какие-то предложения по организации процесса.

Однако, в соответствии со ст. 9.16 п.5 контролирующие органы могут штрафовать УК, которые уклоняются от оповещения жильцов о проведении мероприятий по энергосбережению.

Чтобы не подвергнуться солидному штрафу, УК должна не только уведомить жильцов о проведении собрания, но аргументировать необходимость установки приборов и оказывать при этом посильную помощь.

Как оплачивается установка ОДПУ

Расплатиться за установку ОДПУ можно следующими способами:

  1. Оплатить сразу 100% стоимости услуг. Сделать это можно до установки счетчика и сразу после таковой.
  2. Воспользоваться рассрочкой на пять лет. Счет за установку равными частями будет включен в квитанции об оплате коммунальных услуг в течение пяти лет. Одновременно придется оплачивать процент за использование рассрочки, который равен ставке рефинансирования, установленной Центральным Банком (7,25%).
  3. Воспользоваться средствами поставщика коммунальных услуг, выделенными на повышение энергоэффективности. Эти средства аккумулируются следующим образом: если есть установленные счетчики, а потребление по ним меньше норматива, то разница идет на специальный счет, а деньги расходуются исключительно на мероприятия по повышению энергоэффективности.

Если жильцы не платят

Нередко собственники жилья категорически выступают против установки ОДПУ, мотивируя это наличием индивидуальных приборов учета.

Закон не оставляет возможности уклониться от оплаты установки прибора: если собственники не желают это делать, приборы будут принудительно установлены за счет фирмы-поставщика коммунальных услуг.

В соответствии с положениями все расходы ресурсопоставляющей организации на установку ОДПУ оплачиваются собственниками. В случае отказа денежные средства взыщут с них в принудительном порядке.

Почему нельзя оплатить установку ОДПУ из средств на текущий ремонт

Текущий ремонт – это обязательная профилактическая мера, обеспечивающая нормальное функционирование коммунальных систем и всего дома в целом. Нецелевое использование средств, предназначенных на ремонтные мероприятия, может нарушить работу одной из систем.

Должностные лица понимают: если средства для текущего ремонта будут потрачены на установку ОДПУ, а в доме произойдет авария, то против них могут быть возбуждены уголовные дела за халатность и превышение полномочий. Никто не возьмет на себя такую ответственность, тем более что оплачивать установку счетчиков обязаны собственники жилья.

Хотя в законе предусмотрена возможность использования средств на установку приборов учета, если дом находится в удовлетворительном состоянии, на практике никто на такой шаг не пойдет.

Рекомендуем узнать больше о том, за чей счет должны меняться счетчики электроэнергии.

Как вводится в эксплуатацию ОДПУ

После прохождения всех перечисленных этапов и до начала оплаты коммунальных услуг по показаниям счетчика остается лишь правильно ввести в его эксплуатацию. Для этого необходимо оформить акт ввода в эксплуатацию, пригласив представителей управляющей организации и коммунальной службы.

После подписания документа нужно опломбировать счетчик.

Если не подписать акт ввода в эксплуатацию, коммунальная служба не будет обслуживать счетчик, не поставленный на учет. В этом случае обслуживание прибора ляжет на плечи собственников жилья.

Кто должен фиксировать показания с ОДПУ

Порядок того, как и кто снимает показания общедомовых приборов, закреплен в . В п. 31 п.п. «е» документа сказано, что представитель поставщика коммунальных услуг самостоятельно снимает показания ОДПУ.

Установка подобных счетчиков необычайно удобна именно для коммунальщиков, ведь она позволяет контролировать использование ресурсов без присутствия жильцов.

Показания следует снимать с 23 по 25 число каждого месяца.

Многих возмущает тот факт, что при снятии показаний ОДПУ не присутствуют представители обслуживающей организации. В указанных Правилах описана процедура того, как снимаются показания общедомового счетчика тепла. Хотя присутствие жильцов не предусмотрено, обратившись в коммунальное предприятие с просьбой предоставить показания счетчика, любой собственник может получить нужную информацию в течение одного дня.

Кто обслуживает общедомовые счетчики

Поскольку установку ОДПУ совместно оплачивали все владельцы помещений, прибор является их общей собственностью, предназначенной для обслуживания нужд всего дома. Это подтверждается положениями

Таким образом, обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах является обязанностью жильцов, которую от их имени выполняет управляющая организация или товарищество собственников жилья.

К обслуживанию предъявляются строгие требования (ст. 36 Жилищного Кодекса РФ):

  • соблюдение условий надежности и безопасности дома;
  • гарантия безопасности для жизни и здоровья жильцов;
  • доступность пользования помещениями;
  • соблюдение прав собственников;
  • поддержание инженерных сетей и приборов учета в рабочем состоянии;
  • соблюдение требований законодательства об энергосбережении.

Итак, поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах относится к компетенции управляющей организации, если заключен договор управления, или товариществу собственников жилья (по Уставу).

Преимущества и недостатки установки ОДПУ

В использовании ОДПУ имеются как положительные, так и отрицательные стороны. К несомненным плюсам можно отнести возможность:

  1. Контролировать количество поставленных ресурсов и услуг и сравнивать эти цифры с нормативными показателями.
  2. Следить за исправностью систем и наличием/отсутствием утечек, ведь в случае потери ресурса (воды, например) суммарный показатель индивидуальных счетчиков будет меньше, чем общедомового.
  3. Исключить потери воды при взаиморасчетах с организациями-поставщиками – оплата потерь на магистральных сетях не ляжет на потребителя.
  4. Оплачивать реально потребленную услугу.

Существуют и довольно серьезные минусы. Во-первых, новый раздел в счетах – ОДН (общедомовые нужды). И хотя цифра незначительна, при большом количестве жильцов набегает солидная сумма. Не исключена вероятность злоупотреблений.

Во-вторых, установка подобного прибора вынуждает жильцов нести ответственность друг за друга. Проявляется это следующим образом: разницу между показаниями ОДПУ и индивидуальных счетчиков они должны оплачивать совместно. На практике это выглядит так: если в чьей-то квартире неисправен счетчик, где-то есть потеря ресурса, или кто-то не платит по счетам, разницу показаний оплачивают остальные собственники. Выходит, законопослушные граждане из собственного кармана платят за недобросовестных или отсутствующих жильцов.

Выводы

Хотя установка приборов общедомового учета коммунальных ресурсов является принудительной и имеет очевидные минусы в виде дополнительных денежных трат, все же преимуществ больше. Они заключаются в возможности контролировать потребляемые ресурсы и исправность инженерных систем.

Если в вашем доме еще не установлены ОДПУ, следует этим заняться. Так вы избежите штрафа и сэкономите на коммунальных услугах.

Что такое ОДПУ в квитанции: расшифровка, расчеты

Что такое ОДПУ в квитанции можно выявить из нормативно-правовых актов. Это счетчик, для определения затрат на газ, тепловую энергию, воду и электроэнергию.

Новые правила оплаты общедомовых нужд по счетчику ОДПУ

С 2020 года по новым правилам принято рассчитывать оплату общедомовых нужд с помощью общедомового прибора учета — ОДПУ. По мнению законодателя, нововведение позволит начислять оплату за реальные израсходованные ресурсы в таких регионах как Московская область и других.

Для многоквартирных домов минусом выделяют сложность подсчета общедомового расхода с помощью индивидуальных счетчиков, например, подсчет ХВС. Не все жильцы готовы потратить круглую сумму для их установки. Хорошим вариантом станет дополнение личных счетчиков ОДПУ. В этом деле отслеживается наличие потерь, и проверяется домовая исправность коммуникационных сетей.

Дома, освобождающиеся от необходимости установления ОДПУ:

  • постройки, находящиеся в аварийном состоянии, или признанные ветхими;
  • расход электроэнергии меньше 5 кВт/ч;
  • потребление природного газа не более 2 куб. м/ч.;
  • потребление тепловой энергии не более 2 Гкал/ч.

В случае если у жильца отсутствуют технические возможности для установления личных и ОДПУ (критерии прописаны в приказе Министерства экономического развития от 29.11.2011 г. №967), то ему необходимо доплачивать за коммунальные услуги.

Последовательность действий во время установки ОДПУ

Установкой отопительного оборудования занимаются предприятия, имеющие специальные разрешения.

Этапы для установки счетчиков:

  • положительное решение установки всеми собственниками жилья;
  • подбор организации, специализированной на установке;
  • фиксирование установочного места и дополнительный контроль;
  • получение технических актов для установки прибора;
  • утверждение проектно-сметной документации;
  • формирование бумаг и их согласование с поставщиком;
  • приобретение оборудования;
  • установка прибора учета;
  • дополнительные работы по запуску и настройке оборудования.

В соответствии с п.13 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы на установку ОДПУ оплачивают собственники ресурсопоставляющей организации.

Требования к системам водоснабжения

В условиях эксплуатации счетчики часто выходят из строя, что бы минимизировать количество замен необходимо следить за их исправностью.

Требования к трубам:

  • качественная и чистая вода;
  • стабильное давление;
  • без внешних и внутренних повреждений;
  • отсутствие воздушных пузырьков.

Для увеличения параметров надежности необходимо использовать резервные оборудования.

На ком лежит денежная ответственность

Установку общедомовых приборов учета полностью оплачивают собственники жилья.

В рамках помощи государство разрешает использовать рассрочку на 5 лет, за это время в счетах коммунальных услуг расписывается сумма, потраченная на установку оборудования. Если же существует возможность оплатить одним платежом, то расчет производится до начала или после монтажа.

Критерии влияния на стоимость общедомовых приборов учета

Для расчета установки ОДПУ необходимо произвести замеры площади квартиры каждого жителя и умножить на стоимость счетчика за 1 кв.м.

Пример расчета: 56,8 кв. м. * 91,7 руб. = 5 208,6 руб.

В случае общего решения произвести установку, с помощью рассрочки необходимо рассчитанную стоимость разделить на 60 (количество ежемесячных платежей за пять лет).

Пример расчета: 5 208,6 руб. : 60 = 86,8 руб. ежемесячная оплата.

Дополнительно в Жилищном Кодексе прописаны конкретные критерии, от чего будет зависеть установление ОДПУ.

К ним относятся: оплата стоимости прибора, предварительная консультация, составление проекта, оплата монтажа, настройка и запуск устройства, пятилетнее техническое обслуживание.

Нюансы оплаты общедомовых приборов учета

Платежная сумма не раскидывается на всех жильцов поровну. Каждая оплата показателей происходит по личным счетчикам, в зависимости от размера жилплощади с надбавками за техническое обслуживание. Коммерческие организации также оплачивают свои ОДПУ в квитанции за квартиру отдельно от всех.

Если в квитанции сумма представляется завышенной, то можно подать письменное заявление на подробное разъяснение формул подсчета и показания общих и личных счетчиков. В случае если управляющая компания отказывается предоставить информацию необходимо обратиться в прокуратуру.

Расчет нежилых помещений

При расчете расхода ресурсов необходимо включать в стоимость площади принадлежащее всем жильцам, независимо от приборов личного учета.

Формула расчета тарифа:

Ро = (Р – Р инд)*Т, где:

  • Ро — количество оплаты за совместное содержание мест;
  • Р — ОДПУ общего расхода;
  • Ринд — количество затрат энергетических ресурсов снятых с индивидуальных учетных приборов;
  • Т – тарифный размер конкретного ресурса.

В целях заинтересованности жильцов для приобретения общедомовых приборов учета государство использует тарифные надбавки к лицам, отказавших осуществлять установление ОДПУ.

Обратите внимание: помимо индивидуального потребления воды, газа и электроэнергии в квитанции включают оплату общедомового расхода. Данная система необходима для выявления протечки в трубах от организации, поставляющей ресурсы до дома.

Оплата квитанций на примере отопления

Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.

Наличие оборудования Пример расчета Формула
Только общедомовой прибор учета Ежемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долей Рi = Vд *х Si / Sоб * T, где:

  • Vд — объем используемого тепла в течение расчетного периода;
  • Si — площадь нежилого или жилого помещения;
  • Sоб — общее количество площади жилых и нежилых сооружений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Общедомовые и индивидуальные приборы учета Используется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление. Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:

  • Vin — объем используемого тепла ха расчетный период;
  • Vi одн — количество потраченной энергии на тепло;
  • Si — площадь жилого или нежилого сооружения;
  • Sоб — общая площадь всех жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчика Показания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м. Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:

  • Si — площадь нежилого или жилого сооружения;
  • Vд– домовой объем потребления тепла;
  • Vi – потребление тепла отдельной квартиры;
  • Sоб — общая площадь жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.

Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.

Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.

Блог

Непосредственный способ управления (НСУ) – это один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД), которые предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

Собственники помещений МКД могут принять решение на общем собрании о переходе на непосредственный способ управления при условии, что количество квартир в доме не более 30.

Процедурыутверждения условий и заключения договора управления при управлении управляющей организацией и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имуществав таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении похожи. Собственники помещений в таком доме заключают указанныедоговоры на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.

Мы уже перестали удивляться тому, что в плане осуществления обязанностей обслуживающей организации и возложения на нее ответственности за ненадлежащее их осуществление, суды и органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) давно приравняли их к управляющим организациям МКД, которые осуществляют управление домом на основании лицензии и заключенного договора управления МКД.

И суды не считают обязательным применять при принятии решений доводы изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса об административных правонарушениях» (далее по тексту – Пленум ВАС РФ № 11), в пункте 3 которого указано следующее:

«Вместе с тем судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей».

Немного радует, что административные штрафы при этом не такие драконовские, как за нарушение лицензионных требований. И по ст. 7.22 КоАП РФ они на порядок меньше, чем по ст. 14.1.3. КоАП РФ, да и исключить все дома и лицензии за нарушения органы ГЖН не смогут. Хотя с нашими законодателями, надзорными органамии судами то ли еще будет…

Вот и в вопросе установки общедомовых приборов учета (ОДПУ), некоторые суды очень легко и без малейшего сомнения решили, что при непосредственном способе управления, ответственность за установку ОДПУ в многоквартирном доме также можно возложить у обслуживающую организацию. Ну это примерно тоже самое, если на ателье, в котором мы сшили костюм, какой-нибудь контролирующий орган решит возложить обязанности этот костюм в дальнейшем чистить.

Разницу в способах управления и опосредующих ее договорах, установленную и в нормах закона, и в выводах Высшего суда при этом видеть совсем необязательно. Проще же вновь ответственным сделать самое сильное и богатое звено в ЖКХ – управляющую организацию (обслуживающую организацию при НСУ).

Но ЖКХ – это же отличная (от других) отрасль, в которой здравый смысл и справедливое толкование законов – не про нее совсем. И еще неизвестно, какие в будущем придут в голову представителей органов ГЖН и судов, мысли в извращенном толковании норм законов в погоне за главной целью: наполнением бюджета торжеством законности и защитой интересов собственников. Правильно: их интересы важнее – они же электорат, который нельзя обижать и вызывать его недовольство! они же слабая сторона договора.

Обязанность установки ОДПУ изначально возлагалась на собственников помещений в МКД. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в срок до 01.07.2012г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ обязанность по установке ОДПУ возлагается на ресурсоснабжающие организации (далее — РСО).

Согласно п. 10 ст. 13 Закона № 261 лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Во исполнение Закона № 261 принят Приказ Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ 149).

Приказ 149 устанавливает особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из анализа Приказа 149 лицом, которое может заключить такой договор не обязательно должна быть управляющая организация, а может быть любой собственник, уполномоченный на это решением общего собрания собственников МКД.

Но некоторые суды считают, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов – это также и обслуживающие организации приНСУ.

Судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что при непосредственном управлении такие расходы возмещаются собственниками напрямую ресурсоснабжающим организациям, принудительно установившим ОДПУ в доме. Однако при выборе впоследствии управляющей организации суды могут возложить возмещение таких расходов на управляющие организации.

Постановление 12 ААС от 30 июля 2018 г. по делу № А12-2657/2018:

«…Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

Указанная правовая позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, и подтверждается сложившейся судебной практикой (в частности, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2018 по делу № А12-17023/2017, принятому по аналогичному спору с теми же сторонами).

По указанным основаниям, истец не вправе требовать возложения обязанности по оплате расходов энергоснабжающей организации на оснащение общедомовыми приборами учета напрямую на собственника помещений в многоквартирном доме, минуя управляющую компанию.

Доводы апеллянта о том, что на момент установки прибора учета тепловой энергии собственники помещений в многоквартирном жилом доме избрали способ управления — непосредственное управление собственниками, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен.

В рассматриваемом случае, на момент предъявления истцом иска в арбитражный суд в многоквартирном жилом доме способ управления изменен и избрана управляющая организация (ООО УК «ЖЭУ»- с 01.05.2015), которая в силу вышеуказанных положений законодательства наделена силу своего статуса соответствующими полномочиями по сбору денежных средств с собственников помещений и имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество».

Хотя по отношению к собственникам помещений МКД – юридическим лицам суды выражают иногда иную точку зрения. Так, в частности, в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2018 г. по делу № А67-376/2018 суд указал:

«…Довод департамента финансов о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество «УК «Маякъ», судом округа отклоняется.

Обязательство по установке ОДПУ у муниципального образования как собственника жилых помещений в МКД возникло на основании Закона № 261-ФЗ непосредственно после установки прибора учета. Поскольку на тот момент способом управления МКД являлось непосредственное управление собственниками помещений в МКД, то обязательство города Томска возникло именно перед истцом как РСО, исполнившей обязанность по оборудования ОДПУ, возложенную на собственников помещений в МКД частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.

Тот факт, что впоследствии в этих правоотношениях появился посредник в виде управляющей организации, не прекращает обязанность собственника помещений в МКД по компенсации понесенных расходов РСО, при том, что пятилетняя рассрочка оплаты, предоставленная гражданам — собственникам помещений в МКД частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, на муниципальное образование не распространяется.

Судом округа отклоняется аргумент ответчика, ссылающегося на судебную практику, поскольку обстоятельства настоящего дела не тождественны тем обстоятельствам, исходя из которых Верховным Судом Российской Федерации выработана указываемая ответчиком правовая позиция.

Действительно, как указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 № 310-ЭС15-912, от 02.07.2015 № 303-ЭС15-2333, от 26.10.2015 № 310-ЭС15-7676, управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками помещений в МКД для решения всех общих вопросов управления домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОДПУ.

Вместе с тем, данная позиция выработана, во-первых, применительно к ситуации, когда способом управления МКД с момента установки ОДПУ вплоть до рассмотрения дела судом является управление управляющей организацией, во-вторых, в отношении объема обязательств управляющей организации, по общему правилу не превышающего совокупный объем обязательств собственников помещений в МКД, которыми преимущественно являются граждане, имеющие право на пятилетнюю рассрочку исполнения обязательства по оплате расходов на установку ОДПУ.

По обстоятельствам же настоящего дела возникновение в правоотношении по оплате ресурсов и иных затрат РСО на содержание и приращение общего имущества МКД управляющей организации после установки ОДПУ не могло повлечь замену должника в возникшем к этому времени обязательстве ответчика как собственника помещений в МКД перед РСО, с учетом того, что права на рассрочку исполнения ответчик не имеет».

В большинстве случаев при непосредственном управлении МКД суды возлагают ответственность за установку ОДПУ на собственников помещений, а также осуществляют взыскание в пользу РСО расходов по принудительной установке приборов учета.

Подтверждением этому служат следующие судебные решения: Постановление АС Волго-вятского округа от 9 июля 2018 г. по делу № А38-8279/2017, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 25 июля 2018 г. по делу № 2-71/18-33-1767/18, Постановление 12 АСС от 15 июня 2018 г. по делу № А12-39816/2017.

Однако имеется (как же без этого — то в нашей российской действительности!) и противоположная практика.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2018 г. по делу № А19-15916/2016:

«…Доводы кассационной жалобы о: предъявлении иска к ненадлежащему лицу, не учете протоколов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома и довода о том, что при избрании собственниками непосредственного способа управления обязанность по оплате расходов на установку общедомового прибора учета относится на собственников помещений и истец вправе взыскать эти расходы напрямую с них, были рассмотрены арбитражными судами и обоснованно отклонены со ссылкой на положения приведенных выше норм права, оценку имеющихся в деле доказательств и установленные по данному делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия в обжалуемых судебных актах».

Таким образом, при непосредственном способе управления все финансовые обязательства по оплате установки ОДПУ несут непосредственно собственники МКД (в силу норм ЖК!). В случае изменения способа управления на управляющую организацию в дальнейшем имеется риск возложения расходов по установке ОДПУ на управляющую организацию.

Но, если Ваша организация обслуживает дом по договору оказания услуг при непосредственном способе управления МКД, лучше все-таки изучить судебную практику вашего региона, апелляционной инстанции и суда округа, а вдруг вам не так повезло с «внутренним убеждением» судей. И у них «свое видение» толкования, казалось бы, всем понятных норм жилищного законодательства по данному вопросу.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любым вопросом. Вся необходимая информация .

С уважением, Ильмира Носик.

Почти все жилые дома обеспечены централизованной системой водоснабжения. В любое время суток, отвернув кран на смесителе, можно получить воду. Конечно, эту услугу оплачивает квартиросъемщик. Но оплачивается не только индивидуальное водопотребление. Жильцу придется оплатить и воду, идущую на общедомовые нужды.

Это естественно, ведь необходимо мыть места общего пользования, поливать газоны на придомовых участках. На опрессовку отопления тоже требуется вода. Как же разграничить эти две статьи расходов? Для этого в многоквартирном доме устанавливают общедомовые счетчики воды.

Зачем ставить общедомовые счетчики

Федеральное законодательство обязывает собственников устанавливать во всех многоквартирных домах общедомовые приборы учета воды. При отсутствии счетчика управляющая компания может начислить плату по усредненному тарифу. А он варварский, тем более что органам местного самоуправления дано право самостоятельно регулировать цены на водопотребление.

Если, например, на водоводе вне пределов жилого дома произойдет утечка воды, объем вылитой на землю жидкости будет пропорционально разделен между квартиросъемщиками, «сидящими» на этой трубе, и оформлен в разделе «общедомовые нужды».

При установленных общедомовых приборах учета горячей и холодной воды заставить платить за потерянную на трассе воду будет невозможно. Жильцы заплатят только за ту жидкость, которая миновала водомер. Только после этого будет производиться расчет.

Виды общедомовых счетчиков

Как правило, в роли общедомовых приборов учета воды в многоквартирных домах выступают турбинные водомеры. Они имеют фланцевое крепление к водопроводной трубе. Диаметр условного прохода колеблется в диапазоне от 40 до 150 миллиметров. Чем больше квартир в доме, тем больший диаметр применяется.

Предпочтение отдается сухоходам. Эти приборы учета практически не зависят от чистоты воды. В отличие от сухоходов, мокроходы легко повреждаются плохо отфильтрованным мусором. Встречаются и комбинированные водомеры, которые в своей конструкции используют как крыльчатку, так и турбинку, что позволяет снимать показания в полном диапазоне расходов воды. Из-за маленького напора турбинка не способна раскрутиться. В этот момент работает крыльчатка.

Обычно такие водомеры выпускаются отдельно на горячую и холодную воду. Производители не препятствует использованию горячего водосчетчика в магистрали холодной воды. Но из-за применения термостойких материалов счетчики на горячую воду обычно более дорогие.

Выбирая общедомовой водомер, важно учесть:

  • выбор оптимального условного диаметра, позволяющего работать во всем диапазоне расхода для конкретного многоквартирного дома;
  • возможность монтажа всей сопутствующей сантехнической запорной и фильтрующей арматуры, позволяющей проводить обслуживание прибора без слива жидкости из системы;
  • возможность установки на трубы под любым удобным углом;
  • наличие поворотного счетного механизма для удобства считывания информации;
  • возможность осуществления метрологической калибровки;
  • наличие систем, позволяющих снимать показания водомеров дистанционно.

В связи с тем, что услуги горячего водоснабжения не всегда соответствуют нормативно-правовым требованиям, все больше возрастает интерес потребителей к счетчикам горячей воды с интегрированным термическим датчиком. Термодатчик, измеряя температуру проходящей через него воды, вносит в счетный механизм поправочные коэффициенты, равные:

  • при t воды более 50 градусов – k = 1;
  • при t воды от 45 до 49 градусов – k = 0,9;
  • от 40 до 44 градусов – k = 0,7;
  • при температуре воды ниже 40 градусов расход горячей воды не учитывается, водомер считает расход по тарифу холодного водоснабжения.

При установке такого водомера счетный механизм сразу выдает потребителю количество кубометров горячей воды с учетом поправки на ее температуру. Это позволяет неплохо сэкономить. Ведь многим знакомо это ожидание появления из крана горячей воды. И чем выше этаж, тем дольше приходится ждать. А счетчик невозмутимо вращается, накручивая копейки и рубли горячей воды, которая совсем не горячая.

Минусы этого счетчика в следующем:

  • довольно высокая цена;
  • ожесточенное сопротивление установке термоводомеров сотрудниками ЖКХ. Им невыгодно использовать этот прибор.

Кто и за чей счет устанавливает такой счетчик

Цена общедомового прибора учёта холодной и горячей воды (включая стоимость монтажа) — от 70 до 300 тыс. руб.

Федеральное законодательство возлагает обязанности по покупке и установке общедомового прибора учета на собственников жилья и управляющие компании. Собственником многоквартирного дома является муниципалитет. Логично, что все расходы на установку счетчиков должны ложиться на управляющие компании. Однако юристы считают иначе, возлагая ответственность за оплату на собственников жилья.

Поэтому приобретение водосчетчиков и расходы на их установку распределяются между квартиросъемщиками. Размер выплат рассчитывается пропорционально площади занимаемых квартир. Подобная практика полностью закрепилась в системе ЖКХ. Однако есть прецеденты по ее оспариванию, когда суд встал на сторону собственников жилья и обязал управляющие компании установить общедомовые приборы учета за свой счет.

Сумму к оплате установки счетчиков включаются в квитанцию на оплату услуг ЖКХ в раздел капитального ремонта. При этом квартиросъемщик вправе оплатить свою долю единовременно, либо запросить рассрочку на срок до пяти лет. В случае рассрочки квартиросъемщику придется оплатить и процент в размере ставки рефинансирования, установленной Центробанком на день, когда требуемая сумма начислена.

При отказе жильцов на установку общедомовых приборов учета их монтируют управляющие организации, после этого с квартиросъемщиков средства взыскиваются принудительно. При этом им придется заплатить и за механизм принудительного взыскания средств.

Порядок действий при установке

Перед установкой общедомового прибора учета воды необходимо провести общее собрание собственников квартир с оформлением соответствующего протокола и решения этого собрания.

Согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», общедомовые приборы учета воды — это коллективное имущество. Для установки ОДПУ не менее двух третей собственников должны проголосовать «за».

О таком собрании собственникам должны сообщить представители УК или ТСЖ. Если они этого не сделают, то согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, коммунальщикам грозит штраф.

После собрания инициативная группа должна согласовать установку с управляющей компанией, составить смету и определить установщика. Средства на приобретение и монтаж водомеров могут быть предоставлены управляющей компанией. Деньги берутся со средств, собранных по статье капитального ремонта. Впоследствии эти финансы взыскиваются с жильцов.

Установка общедомовых водомеров должна осуществляться ресурсоснабжающей организацией, например, водоканалом. В принципе, установка общедомовых приборов обязательна, поэтому жильцам ничего другого не остается, как добровольно согласиться на эту процедуру, постепенно оплатив ее.

При этом квартиросъемщики получают ряд бонусов:

  • оплата только израсходованной по факту воды;
  • исключение оплаты потерь водоресурсов по дороге к дому;
  • оперативное выявление потерь воды в самом доме.

Отказ же от установки ничего не даст. Счетчик будет установлен все равно, но это повлечет за собой ряд финансовых потерь.

При отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета воды управляющая компания обычно начисляет плату за водопотребление по общему варварскому тарифу, который обычно намного превышает реальное потребление каждым квартиросъемщиком. Безусловно, это неплохая кормушка для организаций ЖКХ. Поэтому при установке общего прибора управляющая компания может всячески увиливать от приема данных как от обещедомового счетчика, так и от индивидуальных водомеров жильцов.

Кто снимает показания с общедомового прибора учета воды

По закону показания с общедомового прибора учета воды снимает представитель ресурсопоставляющей организации. Возможность присутствия при этом делегата от жильцов в законодательстве не прописана. Однако все руководящие документы по вопросам взаимодействия ЖКХ с гражданами требуют обязательного ответа перед последними на все возникающие вопросы.

Принцип оплаты за потребление

Оплату за потребление воды на общедомовые нужды рассчитывает представитель управляющей компании совместно с делегатом от жильцов дома.

В квитанции это пункт «ОДН».

Чтобы исключить обман со стороны управляющих компаний, жителям многоквартирных домов необходимо уметь самостоятельно рассчитывать количество воды, идущее на общедомовые нужды.

Чтобы рассчитать водоснабжение по общедомовому счетчику, необходимо из показаний общего счетчика вычесть сумму показаний индивидуальных водомеров со всех квартир, сумму кубометров воды, истраченной в квартирах, не имеющих счетчиков и рассчитываемой по нормативам. Для вычисления потребностей на общедомовые нужды полученную разность необходимо умножить на общую площадь своей квартиры и разделить на площадь всех помещений.

Поверка общедомовых счетчиков

Общедомовые счетчики воды, как и индивидуальные счетчики через указанные в паспорте сроки должны проходить обязательную поверку в метрологических организациях на предмет правильности передаваемых показаний. Как правило, счетчики горячей воды должны проходить поверку через 4 года эксплуатации, холодной – через 6 лет.

Поверку общедомовых приборов, из-за их массивности, обычно проводит на месте установки заранее приглашенный специалист – метролог, имеющим соответствующую лицензию на право проведения подобных работ.

Согласно действующему законодательству, общедомовые приборы учета воды относятся к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, по Жилищному кодексу за его эксплуатацию отвечает управляющая компания. Именно она должна осуществлять проведение поверочных мероприятий, финансируя их средствами из ежемесячной платы квартиросъемщиков, которые берутся из раздела «содержание и ремонт жилого помещения».

Понятно, что деньги за поверку берутся из кармана жильцов, но их размер не должен превышать установленный лимит для содержания и ремонта жилого помещения.

Итак, установка общедомового водомера в многоквартирном доме дает ощутимую экономию при оплате воды на общедомовые нужды, выявлять утечки и вычислять хитрых потребителей, уклоняющихся от оплаты.

В качестве приборов учета обычно используются турбинные сухоходы.

Установка и поверочные мероприятия производятся за счет жильцов дома. Для более быстрой и бесконфликтной установки общего водосчетчика желательно проведение общего собрания квартиросъемщиков с составлением соответствующих документов.

Для исключения обмана со стороны представителей управляющей компании, важно вникнуть в порядок формирования квитанции на оплату водопотребления на общедомовые нужды.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *