Почему не в конкуренции?

Признаки ограничения конкуренции

Признаки ограничения конкуренции — Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
(Источник: Федеральный закон Российской Федерации № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»)

Другие термины и определения: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я | Все термины

  • Оставить комментарий
  • Тематические метки (теги)

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

РосТепло.ру не принимает на себя никакой ответственности за любые последствия (как прямые, так и косвенные), связанные с использованием терминов и определений, представленных в этом разделе.

Конкуренция и признаки ее ограничения

Конкуренция– соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (и. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Очевидно, что в основе этого юридического определения лежит экономическая концепция совершенной конкуренции –такой формы организации рынка, при которой ни продавцы, ни покупатели не могут оказать влияние на цену. Причины – большое количество участников рынка и их малый размер (объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка), однородная продукция, свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка), наличие у всех участников рынка полной информации о его характеристиках.

К сожалению, таких «идеальных» рынков в реальном мире не существует. Поэтому в Законе не случайно говорится, что возможность воздействовать на общие условия обращения товаров не просто исключается, но ограничивается.

К сожалению, определение такого важного понятия, как общие условия обращения товаров, в Законе отсутствует.

Часть 1 ст. 129 ГК РФ «Оборотоспособность объектов гражданских прав» утверждает, что «объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте «. Таким образом, в понимании конкурентного права оборот – это товарообмен, т. е. отношения, связанные с переходом от одних лиц к другим материальных и иных благ, имеющих экономическую форму товара.

Представляется, что важнейшим общим условием обращения (оборота) товаров является свобода совершения сделок по их продаже и приобретению, в том числе свобода установления цены. Цена товара в соответствии с и. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признается одним из общих условий обращения товара на товарном рынке.

Существенное правовое значение имеют также следующие элементы определения понятия конкуренции:

• конкуренция – это соперничество,т. е. приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности (как правило, это получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей и удовлетворения их потребностей);

• конкуренция – это совершение самостоятельных действий,так как достаточно большое число участников рынка не исключает возможность координации своих действий или воздействия каких‑либо внешних обстоятельств;

• конкуренция – это действия,т. е. связанные с волей участников оборота поступки, порождающие гражданско‑правовые последствия.

Конкурентные действия как методы осуществления предпринимательской деятельности подразделяются на ценовые(снижение цен для привлечения покупателей) и неценовые(улучшение качества и потребительских свойств товаров, реклама).

Несмотря на то что сформулированное определение стремится к понятию «совершенная конкуренция», оно имеет конкретную правовую интерпретацию: в условиях конкуренции на рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение. Цена товара (а также иные общие условия его обращения) на таком рынке не может быть установлена кем‑либо из участников рынка на монопольно высоком или монопольно низком уровне, поскольку в этом случае продавцы и покупатели легко переключаются на других контрагентов, а хозяйствующий субъект, попытавшийся установить такую цену, понесет убытки.

Отметим, что такое жесткое и достаточно идеализированное понимание конкуренции в российском антимонопольном законодательстве существенно отличается от американского и европейского подходов. В США, когда принимались Акт Шерманаи Акт Клейтона, речь шла о ликвидации монополий и ограничений в торговле. В Европейском Союзе ст. 102 (ранее – ст. 82) Договора об учреждении ЕС содержит конкретные запреты для компаний, занимающих доминирующее положение, а ст. 101 (ранее – ст. 81) прямо запрещает «…все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий или согласованные действия, которые могут повлиять на торговлю между государствами‑участниками и которые имеют своей целью предотвращение, ограничение или искажение конкуренции на общем рынке».

В деле MetroЕвропейский суд определил: неискаженная (свободная) конкуренция, предусмотренная договором, предполагает, что на рынке существует «работающая» конкуренция (workable competition). Иначе говоря, уровень конкуренции таков, что обеспечивает соблюдение базовых принципов и целей договора, в частности, создание на общеевропейском рынке условий не хуже, чем на национальном.

Важное значение этого определения заключается в том, что суд признал возможность существования рынков, на которых степень и уровень конкуренции могут варьироваться. Это соответствует экономической концепции эффективной конкуренции,предполагающей, что такая конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже при условии, что их мало (т. е. рынок не является совершенно конкурентным), и результат их взаимодействия совпадает с тем, который был бы на конкурентном рынке. До сих пор идут дискуссии о том, является или не является это уникальное решение Европейского суда интеграцией экономической концепции «эффективной конкуренции» в конкурентное право ЕС. Однако Европейский суд в других своих решениях многократно подчеркивал роль независимого принятия решений фирмами на рынке как достаточного условия существования конкуренции.

Понятие «эффективная конкуренция» в европейском конкурентном праве, кстати, используется также в Регламенте ЕС о слияниях. Этот документ запрещает экономическую концентрацию, создающую или усиливающую доминирующее положение, в результате которого значительно ухудшится эффективная конкуренция.

Российское законодательство не содержит качественных признаков конкуренции. Более того, законодатель еще больше формализовал понятие конкуренции и ввел термин признаки ограничения конкуренции.

В качестве таковых в и. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции названы:

• сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

• рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

• отказ от самостоятельных действий на товарном рынке хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц;

• определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

• иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 401‑ФЗ перечень признаков ограничения конкуренции пополнился следующим:

• «установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации «.

Поскольку, как уже говорилось, в основе понятия «конкуренция» в Законе лежит идеалистическая концепция «совершенной конкуренции», неудивительно, что этот список открывается структурным признаком – сокращением числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. Такой признак, кстати, формально дает право антимонопольному органу запретить любую сделку по слиянию и поглощению, так как она априори будет вести к уменьшению числа независимых хозяйствующих субъектов.

Российское законодательство тяготеет к пониманию конкуренции времен разукрупнения монополий, когда структура рынка по типу «совершенной конкуренции» считалась эффективной. Современная же экономическая наука отдает приоритет модели олигополии, когда новой задачей антимонопольной политики становится поддержание надлежащего уровня конкуренции между крупными компаниями.

Результатом этого явилось Соглашение о красной черте , знаменитый пример достигнутой когда-либо в истории мировой нефтяной промышленности договоренности об ограничении конкуренции. Свое название оно получило в октябре 1927 г., когда французская делегация представила карту, на которой она обвела красной чертой территорию, по ее мнению, занимаемую Османской империей. Англичане заявили, что карта исторически неточна, но тем не менее согласились признать ее их примеру последовали и американцы. Красная черта фактически окружала весь Аравийский полуостров. Компании договорились не конкурировать в рамках этого района друг с другом за получение концессий и не иметь каких-либо индивидуальных концессий, не получив на то предварительно согласия своих партнеров. Таким образом, каждая компания имела право вето в отношении деятельности остальных.  

В этих обстоятельствах руководители крупнейших компаний больше стремились к увеличению торгового оборота своих отдельных фирм, чем к ограничению конкуренции, и тот факт, что их производительность опережала спрос, только усиливал это стремление. Вместо того чтобы продавать нефть по официальным справочным ценам, они стали предлагать неофициальные скидки и снижать цены на свои нефтепродукты. После Суэцкого кризиса эти скидки прекратились и справочные цены были повышены, но, как только канал был снова открыт для навигации, разница между уровнями официальной и неофициальной цены еще больше увеличилась.  

После этого остается еще одно препятствие. Антимонопольный отдел Департамента юстиции Федерального торгового комитета может начать судебное дело с целью блокировать слияние. Для предотвращения слияния, или объединения правительство, согласно разделу 7 закона Клейтона должно привести доказательства того, что в результате этого объединения может произойти «существенное уменьшение конкуренции». Обычно ограничение конкуренции интерпретируется применительно к географическому региону, как, например, к продовольственным магазинам в Новом Орлеане или к сфере деятельности, например производству алюминиевых болванок. Допускается более широкая интерпретация, поскольку возможно слияние двух компаний, специализирующихся в далеких одна от другой сферах деятельности или географических регионах, которое может показаться подозрительным само по себе из-за «большого размера» образуемой компании. Поскольку издержки на оплату работы исполнительных органов, судебные издержки и другие расходы, связанные с ведением «войны» против антимонопольных органов, очень велики, большая часть компаний прежде чем приступать к объединению хочет быть уверенной в том, что не придется столкнуться с этой неприятной процедурой.  
Ограничение конкуренции и контроль цен. Ограничение конкуренции и контроль цен — желаемое, но трудно достижимое состояние для компаний, которые имеют возможность монополизировать рынок, на котором они оперируют. Препятствием для этого служит антимонопольное законодательство.  
Выделяются оборонительные и наступательные мотивы слияний и приобретений. Основными оборонительными мотивами для горизонтальной интеграции являются следующие эффект масштаба устранение избыточных мощностей поддержание цены устранение конкуренции достижение роста приобретение управления приобретение преимуществ в патентной, исследовательской и других сферах. Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются следующие обеспечение постоянных поставок контроль поставок конкурентов защита рынков сбыта ограничение конкуренции и контроль цен.  
Отношения между банками состоят в привлечении и размещении друг у друга денежных средств на договорных началах в форме депозитов, кредитов, других операций, предусмотренных уставами кредитовании в Банке России при недостатке средств для осуществления кредитования клиентуры и выполнения принятых обязательств. Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций, на ограничение конкуренции в банковском деле (установление процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения).  
По степени ограничения конкуренции называют монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.  
В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации . Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле.  
Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам.  
Линейные компании на каждом направлении перевозок образуют объединения картельного типа — фрахтовые конференции. Их члены устанавливают единые монопольные тарифы. Для ограничения конкуренции со стороны независимых судовладельцев линейный картель применяет систему по закреплению за собой грузоотправителей, стивидорных и агентских компаний, проводит фрахтовую войну против аутсайдеров.  
Что касается проектов, ориентированных на разработку новых технологий, то здесь все гораздо сложнее, поскольку объем рынка ограничен, конкуренция достаточно жесткая. Однако и вероятность получить высокие доходы при правильной организации данного вида бизнеса велика.  
Интерес представляет и рынок профессиональных спортсменов. Хотя потенциальные наниматели здесь довольно многочисленны, данный рынок исторически характеризовался закулисными интригами, хитроумными способами сговора, которые весьма успешно до сих пор используются работодателями для ограничения конкуренции при найме рабочей силы. Национальная футбольная лига, Национальная баскетбольная ассоциация, Американская и Национальная бейсбольные лиги выработали систему правил, которые привязывают игрока к одной команде и практически не дают ему возможности перейти к другому нанимателю, предлагающему самую высокую ставку на открытом (конкурентном) рынке. В частности, при вербовке нового игрока команда, которая выбирает игрока, имеет исключительное право заключать с ним контракт. Более того, так называемый резервный пункт в контракте каждого игрока дает исключительное право команде покупать его услуги и на следующий сезон. Последние судебные разбирательства и заключение коллективных договоров, предусматривающих предоставление отдельным опытным игрокам статуса свободных агентов , способствуют превращению рынков труда профессиональных спортсменов в более конкурентные, хотя негласная монопсония продолжает существовать.  
И последнее все три рассмотренных фактора -неконкурирующие группы, выравнивающие различия в оплате труда и ограничения конкуренции на рынке, — играют определенную роль при объяснении фактической дифференциации заработной платы. Например, дифференциация заработной платы врача и строительного рабочего в основном объяснима с точки зрения неконкурирующих групп. Врачи входят в неконкурирующую группу, куда сложно попасть из-за необходимости обладать определенными способностями и иметь финансовые возможности для получения образования, в силу чего предложение труда незначительно по отношению к спросу, и соответственно в данной группе заработная плата является высокой. На строительных работах, где умственные способности и финансовые возможности имеют меньшее значение, предложение труда больше по сравнению  
Чтобы преодолеть трудности, связанные с обсуждением всей структуры процентных ставок, экономисты говорят о чистой процентной ставке. Эта чистая ставка больше всего приближается к проценту, уплачиваемому по долгосрочным, практически безрисковым облигациям правительства США (30-летний государственный заем). Такую выплату процента можно рассматривать как плату исключительно за использование денег в течение длительного периода, поскольку фактор риска и административные расходы незначительны и проценты по таким ценным бумагам не подвержены воздействию ограничения конкуренции на рынке. Так, в 1994 г. чистая процентная ставка составляла приблизительно 7,5%.  
В отношении сельского хозяйства, рынка труда, выдачи лицензий на профессиональную деятельность, патентов и установления внешнеторговых барьеров политика правительства имела тенденцию к ограничению конкуренции.  
В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).  
Последствия ограничения конкуренции должны быть заметны, ощутимы. В  
Ограничение конкуренции путем монополизации спабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределительных каналов. Если монополизация невозможна, компании следует добиваться преимущественных позиций в конкурентной борьбе, контролируя следующие за производством стадии движения товаров.  
Более сложным оказался спор о размерах концессии и взаимоотношениях компаний-участниц. В письме великого визиря в 1914 г. ясно говорилось, что деятельность концессии должна охватывать багдадский и мо- сульский вилайеты, а на состоявшейся в том же году конференции в Форин офис компании договорились, что on-ill ие будут владеть какими-либо отдельными активами в Османской империи. Американские компании заявили, что империя эта уже не существует, и утверждали, что любые ограничения такого рода идут вразрез с политикой их правительства, согласно которой на Среднем Востоке должны быть открыты двери для всех компаний, желающих участвовать в экономическом развитии этого. региона. Они также заявляли, что любые ограничения конкуренции неизбежно втянут их в конфликт с вашингтонскими властями.  
Когда цены стали резко падать под давлением хлынувшей на рынок нефти, некоторые круги предполагали, что ведущие компании возобновят свои усилия по созданию международного картеля. Имеются свидетельства о том, что такого мнения придерживался и Энрико Маттеи, и частично его агрессивность объяснялась, возможно, желанием настолько укрепить свои позиции, чтобы иметь основания претендовать на членство в нем. Такая идея выдвигалась, видимо, на среднем уровне руководства некоторых из этих компаний, но на высшем уровне никогда не существовало ни малейшего шанса на согласие с ней. В августе 1952 г. Федеральная торговая комиссия США опубликовала подробный и недоброжелательный доклад о деятельности нефтяной промышленности в 30-е и 40-е годы, и американским компаниям было известно, что любая мера с их стороны, направленная на ограничение конкуренции, приведет к катастрофическому столкновению с правительством.  

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — направлено на ограничение монополистической мощи и в наибольшей степени развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Кейлера-Кефовера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции США и судов. Оно делает незаконными объединения или сговоры с целью ограничения конкуренции, связанные контракты (фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней), взаимопереплетающиеся директораты, приобретение акций конкурирующей фирмы. Запрещается вводящая в заблуждение реклама. В 30-е годы суды США начали возбуждать дела против фирм на основе не только рыночного поведения последних, но и рыночной структуры. Сам размер объединения и степень его контроля над рынком могут быть причиной наказания.. При этом степень контроля над рынком, при которой вступали в действие антитрестовские законы, может колебаться от 60 до 5—7%. В 80—90-е годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральным. Юристы склоняются к использованию принципа разумности (незаконными объявляются лишь неразумные ограничения торговли). Закон Клейтона, исходя из того, что труд не является това-pojyi, установил, что рабочие организации не могут быть квалифицированы как сговор для ограничения торговли и их действия не подпадают под действие антитрестовского законодательства. АПОРТЫ — имущество, поступающее акционерному обществу в уплату за акции. А. могут быть представлены в виде товаров, торговых и промышленных предприятий, оцениваемых и приравниваемых к определенной сумме денежного капитала. Часто учредители передают акционерным обществам в виде А. свои предприятия и товары по завышенной оценке, получая значительно большее количество акций, чем соответствующее стоимости имущества.  
Закон о конкуренции в Канаде, Закон о продвижении экономической конкуренции в Финляндии, Закон о контроле монополий и ограничительных действий в Дании, Закон против ограничений конкуренции в ФРГ, Антимонопольный закон в Японии, Закон о конкуренции во Франции, к которому примыкает Закон о контроле ад экономической концентрацией и положение о ценах, Закон о конкуренции в Швеции, Федеральный Закон о картелях в Швейцарии, Закон о справедливой торговле и Закон об ограничениях в торговле в Великобритании, Королевский декрет о запрете соглашений по ценам, прибылям, государственным подношениям в Норвегии, Закон о контроле монополий и олигополии и защите свободной конкуренции в Греции и т. д. См. Никитин С. М., Гельвановский М. И. и др. Инфляция и хозяйственный механизм (1980-е гг.). М. Наука, 1993. С. 119.  
Четвертый важный момент связан с широкой практикой формальных и неформальных связей в советской экономике. Формальные связи обычно определяются субподрядами. История индустриального развития в двадцатом веке показывает пример перехода от модели вертикально интегрированных фирм (ясно видной на примере современной структуры фирм Krupp и Ford), которая доминировала до великой депрессии, к новой модели, в которой выделяется лидер, окруженный поставщиками. Этот сдвиг связан с преимуществами относительного сокращения трансакционных затрат и возрастанием роли конкуренции, которая требует максимального сокращения организационных затрат. В традиционной советской экономике постоянный дефицит и закрепление поставок приводили к очень высоким трансакционным затратам, а ограниченная конкуренция возникала только тогда, когда неудовлетворенный спрос приводил к конкуренции покупателей.  
Ограничение конкуренции. Ограничение конкуренции на рынке также играет важную роль при объяснении некоторой дифференциации процентных ставок. Банк в небольшом городке, монополизирующий местный денежный рынок, может взимать высокие ставки с ссуд потребителям, потому что до-мохозяйствам неудобно пользоваться услугами других банков. Крупная корпорация может изучить деятельность ряда конкурирующих инвестиционных банков по выпуску новых облигаций и тем самым обеспечить самую низкую ставку.  
Тайный сговор олигополии ( ollusive oligopoly) — тайное соглашение олигопольного характера возникает, когда фирма, представляющая олигопольную отрасль, достигает явного или негласного соглашения об установлении цен, разделе рынка или иного ограничения конкуренции может принимать форму картеля, джентльменского соглашения или ценового лидерства.  
На формирующихся рынках акций государственное устройство также претерпевает процесс формирования, поэтому возможны сильные изменения состояния государственных финансов, вызывая чувство нестабильности у всех участников рынка (в первую очередь у частного капитала). Влияние факторов макроуровня на формирование рыночной стоимости акций является системообразующим. Отраслевые факторы оказывают не очень сильное влияние на стоимость акций. По мнению диссертанта, это связано с тем, что => большинство отраслей народно хозяйства в той или иной степени регулируются государством, соответственно, факторы государственного уровня существенно превосходят влияние отраслевых факторов => специфика российской экономики обусловлена превалированием монополий и ограниченной конкуренцией среди топливно-энергетических и сырьевых компаний с длительными производственными циклами и длительным периодом окупаемости инвестированного капитала (5-20 лет). Поэтому большинство отраслей имеют схожие черты, обуславливая практически полное отсутствие отраслевой специфики и, соответственно, нивелирование влияния отраслевых факторов. Среди факторов микроуровня наибольшее влияние оказывают события, которые могут повлечь либо смену собственника на предприятии (добровольную или принудительную), или лишение права собственности вообще (например, принудительно со стороны государства, либо в результате лишения (непродления сроков действия) лицензий на право основной производственной деятельности. Отсутствие (истощение) стратегического сырья, используемого предприятием также рассматривается как прекращение деятельности предприятия, так как в условиях процесса формирования доступ к стратегическому сырью — это политический, нежели экономический процесс (на рынке нет свободного (экономического) перераспределения сырья). Отметим, что факторы, связанные с изменением системы внутреннего управления деятельностью компаний, практически не оказывают влияния на рыночную стоимость акций. На рыночную стоимость акций в большей степени оказывают влияние факторы микроуровня, отражающие финансово-экономическое, производственное состояние и перспективы развития компании-эмитента. Факторы макроуровня оказывают лишь корректирующее влияние (незначительное). Скорее всего, это связано с тем, что на развитых рынках деятельность частных компаний практически не зависит от финансово-экономического положения государства.  

Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Допустимость соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов

Ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

Ст. 11, 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона), если:

  • такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
  • такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца.

Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

  • о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
  • об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Положения ст. 11 ФЗ не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

  1. распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
  2. осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются иные, не предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:

  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

См. также Письмо ФАС России от 24.12.2018 N СП/106050/18 «О направлении разъяснений по вопросу обзора правоприменительной практики при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных решений по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае навязывания доминантом невыгодных условий при заключении договоров»

Указанные запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20% и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 8%.

Положения настоящей статьи не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Допустимость соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов

Допустимость соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов, установлена ст. 12, 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Допускаются «вертикальные» соглашения:

  1. в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;
  2. между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если ими, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

  • совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
  • получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Соглашения хозяйствующих субъектов о совместной деятельности могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения и результатом таких соглашений является или может являться в совокупности:

  1. совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей);
  2. получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений, соответствующих условиям, указанным выше. Общие исключения определяются Правительством Российской Федерации по предложению федерального антимонопольного органа и вводятся на конкретный срок. 0

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Непосредственный объект – отношения, подпадающие под действие Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948– I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Объективная сторона состоит в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Деяние будет являться уголовно наказуемым только в случае, если оно совершено следующими способами:

  • установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен;
  • раздел рынка;
  • ограничение доступа на рынок;
  • устранение с рынка других субъектов экономической деятельности;
  • установление или поддержание единых цен.

Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монопольно высокая цена – цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.

Монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, и т. д.

При недопущении конкуренции виновный своими действиями делает невозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования товарного рынка.

Ограничение конкуренции означает такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного.

Устранение конкуренции имеет место, когда в результате действий виновного конкуренция была исключена из соответствующей сферы функционирования товарного рынка.

Состав преступления – материальный. Для признания преступления оконченным необходимо наступление последствий в виде крупного ущерба (сумма которого превышает один миллион рублей).

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления – общий, а по ч. 2 ст. 178 УК РФ – специальный – лицо, использующее свое служебное положение для совершения деяния.

Квалифицирующие признаки:

  • совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору (ч. 2);
  • совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или 2, с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства либо организованной группой (ч. 3).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *