Пленум по лишению родительских прав

Пленум Верховного Суда РФ 14 ноября 2017 г. принял постановление № 44, в котором разъяснил ряд вопросов, касающихся ограничения и лишения родительских прав, отмены такого ограничения и восстановления в родительских правах, а также отобрания ребенка у родителей и опекунов при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Так, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ (СК РФ) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Верховный суд РФ (ВС РФ) в своем постановлении от 14 ноября 2017 г. пояснил, что может считаться непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, являющейся основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Такой угрозой может считаться ситуация, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (в том числе и бездействия) родителей либо опекунов. Например: непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра.

При этом тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании ст 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.

Также пояснено, что указанная мера носит чрезвычайный характер, ее применение возможно лишь на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо главы муниципального образования.

Статья 69 СК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Пленум ВС РФ дал подробные разъяснения, касающиеся этих оснований. В частности, отмечено, что лишение родительских прав применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ. Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

В отношении такого основания, как «уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов», ВС РФ пояснил, в чем может заключаться уклонение от выполнения родительских обязанностей, какие обстоятельства свидетельствуют о злостном характере уклонения от уплаты алиментов. В качестве примеров таких обстоятельств названы: сокрытие родителем действительного размера заработка, сокрытие своего места нахождения.

Разъяснено, что понимать под злоупотреблением родительскими правами, также являющимся основанием для лишения родительских прав. По мнению ВС РФ, злоупотреблением следует считать, например, создание препятствий к получению детьми общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность запрещенных организаций.

При этом не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности из-за стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В этом случае суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него.

Отмечено, что ограничение или лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка. Поэтому при рассмотрении дела об ограничении или о лишении родительских прав суд решает также и вопрос о взыскании алиментов на ребенка. При этом не имеет значения, предъявлен ли такой иск.

Таким образом, в Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» обобщена практика разрешения судами споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

В исключительных случаях, когда ребенку угрожает опасность, закон разрешает чиновникам немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая дает основания принять решение об отобрании ребенка, следует понимать «угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них)». Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

«Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств», говорится в постановлении. Как только уполномоченный начальник подпишет акт об отобрании ребенка, об этом надо немедленно уведомить прокурора. И в течение семи дней необходимо обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.

Отмечается, что родители могут быть лишены родительских прав, например, при злоупотреблении ими, что выражается, в частности, в использовании этих прав в ущерб интересам детей — в создании препятствий к получению ими общего образования, вовлечении в занятие азартными играми, склонении к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблении алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечении в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности. Также родители могут быть лишены родительских прав, за жестокое обращение с детьми, которое может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности, заботятся о детях, создают необходимые условия для их развития в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.

Указывается, что вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Акт обследования и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Ребенок, достигший возраста десяти лет либо в возрасте младше десяти лет (если суд придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его права), может быть опрошен судом непосредственно в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу. При этом решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть принято судом только с согласия ребенка.

Дела об ограничении или о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах рассматриваются судами с участием прокурора.

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим. Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В указанных случаях суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него.

Также даны разъяснения судам по вопросам отмены ограничения родительских прав и восстановления в родительских правах, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и др.

Об утверждении Порядка отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 28 апреля 2009 года N 362

Об утверждении Порядка отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Утратил силу:

Приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 25.06.2010 N 817

В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Законом Камчатского края от 03.12.2007 N 702 «Об организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае», Законом Камчатского края от 03.12.2007 N 704 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Камчатского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, согласно приложению.

2. Руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющим переданные государственные полномочия Камчатского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае, обеспечить исполнение приказа об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, начальника отдела воспитания, дополнительного образования и охраны прав детей М.И. Филинюк.

4. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона Камчатского края от 03.12.2007 N 704 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Камчатского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае».

Министр
В. Л. Тюменцев

Приложение. Порядок отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Приложение к приказу
Министерства образования и
науки Камчатского края
от 28.04.2009 N 362

1. Настоящий порядок определяет порядок отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, органами местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих переданные государственные полномочия Камчатского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае (далее — органами опеки и попечительства).

2. Отобрание ребенка органами опеки и попечительства осуществляется при наличии реальной, непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и др.).

3. Отобрание ребенка органами опеки и попечительства осуществляется немедленно по обнаружению упомянутых выше обстоятельств, независимо каким образом органу опеки и попечительства стали известны такие обстоятельства.

4. Отобрание ребенка органами опеки и попечительства осуществляется на основании приказа Министерства образования и науки Камчатского края (далее — Министерство) об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (далее — приказ).

5. Основанием для принятия решения о немедленном отобрании ребенка, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью и издания приказа является получение Министерством информации (получение сообщения любым доступным способом) о наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.

6. По факту получения сообщения органом опеки и попечительства составляется акт обследования условий жизни ребенка по фактическому месту его нахождения, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, который направляется в Министерство факсимильной связью, электронной почтой, оригинал документа направляется на юридический адрес.

7. Отобрание ребёнка осуществляется по акту об отобрании ребенка, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, который подписывается в двух экземплярах: один экземпляр хранится в органе опеки и попечительства, осуществившем отобрание ребёнка, другой направляется в Министерство образования и науки Камчатского края.

8. При отобрании ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства обязан:

1) незамедлительно письменно уведомить прокурора соответствующего муниципального образования в Камчатском крае по месту отобрания ребенка, направив уведомление об отобрании ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

2) незамедлительно обеспечить временное устройство ребенка.

Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, где ребенку, кроме временного проживания и обеспечения содержания, может быть оказана экстренная медико-социальная помощь, если ребенок в ней нуждается.

С учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка, он может быть размещен и в иных учреждениях (школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и др.).

Ребенок может быть также передан родственникам (бабушке, дедушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

3) в семидневный срок после издания Министерством приказа:

а) обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;

б) предоставить в Министерство отчет об исполнении приказа с приложением карточки учета ребенка отобранного у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находился, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.

Приложение N 1. АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ

Приложение N 1
Порядку отобрания ребёнка у родителей
(одного из них) или других лиц, на попечении
которых он находится, при непосредственной
угрозе жизни ребёнка или его здоровью

«____»________20_____ г.

1._____________________________________________________________

___________________________________________________________________

установлено наличие непосредственной угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего________________________________________________.

(ФИО, дата рождения)

2. Дата, время и место обследования: _____________________________.

3. Сведения о лицах (родителях (одного из них), других лицах), на попечении которых находится ребёнок (указать ФИО, место жительства, место работы, физическое состояние каждого):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Обследованием установлено:

4.1. Санитарное состояние помещения, в котором находился несовершеннолетний:_________________________________________________

___________________________________________________________________

4.2. Наличие (отсутствие) продуктов питания: _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. Наличие одежды, обуви (в том числе по сезону):

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4. Условия проживания несовершеннолетнего:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Результат визуального осмотра ребёнка:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4.6. Другие выявленные обстоятельства: ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

(подпись)

Приложение N 2. Акт об отобрании ребенка

Приложение N 2
к Порядку отобрания ребёнка у родителей
(одного из них) или других лиц, на попечении
которых он находится, при непосредственной
угрозе жизни ребёнка или его здоровью

УТВЕРЖДАЮ:
__________________

Руководитель органа местного
самоуправления муниципального
образования, уполномоченного
осуществлять переданные
государственные полномочия
Камчатского края по опеке и
попечительству над несовершеннолетними
в Камчатском крае

_________ (__________)
(подпись) (Ф.И.О.)
«____»__________ 200___ г.

Акт об отобрании ребенка

В связи с наличием непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка ___________________________________________________________________

(ФИО, дата рождения ребенка)

___________________________________________________________________,

(должность, ФИО специалиста отдела опеки и попечительства (городского округа), муниципального района)

___________________________________________________________________,

(должность, ФИО специалиста подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел городского округа, муниципального района)

___________________________________________________________________

(должность, ФИО специалиста отдела здравоохранения (городского округа), муниципального района или секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав)

«___» _________ 200__г. в ___ часов ________ мин произведено немедленное отобрание несовершеннолетнего(ей) у родителей (законных представителей)

___________________________________________________________________,

(ФИО родителей (законных представителей) ребенка)

проживающих по адресу: _____________________________________________,

(указать полный почтовый адрес с индексом, а также адрес фактического места жительства, если они не совпадают)

Примечание: Акт подписывается в двух экземплярах: один экземпляр хранится в органе местного самоуправления, осуществившем отобрание ребенка, один экземпляр направляется в Министерство образования и науки Камчатского края

Приложение N 3. Уведомление об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

Приложение N 3
к Порядку отобрания ребёнка у родителей
(одного из них) или других лиц, на попечении
которых он находится, при непосредственной
угрозе жизни ребёнка или его здоровью

Прокурору
______________района
Камчатского края

Уведомление об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

(Руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, уполномоченного осуществлять переданные государственные полномочия Камчатского края по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Камчатском крае)

___________________________________________________________________

(ФИО, дата рождения ребенка)

у родителей (законных представителей) _________________________________

___________________________________________________________________,

проживающих по адресу:______________________________________________

___________________________________________________________________,

по акту об отобрании ребенка от____.____.200_____г. N ___,

Отметка о получении:

________________________________ ____________________ (_____________)

(Наименование должности, подпись, фамилия, имя, отчество лица, получившего уведомление)

____.____.200________г. время:_______

Примечание: Уведомление подписывается в трех экземплярах: один экземпляр вручается должностному лицу прокуратуры муниципального района (городского округа), один экземпляр хранится в органе местного самоуправления, осуществившем отобрание ребенка, один экземпляр направляется в Министерство образования и науки Камчатского края.

Приложение N 4. КАРТОЧКА УЧЕТА ребёнка, отобранного у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находился, при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью

Приложение N 4
к Порядку отобрания ребёнка у родителей
(одного из них) или других лиц, на попечении
которых он находится, при непосредственной
угрозе жизни ребёнка или его здоровью

«____»___________ года город, район___________________________________

Ф.И.О. несовершеннолетнего

Дата, место рождения несовершеннолетнего

Место жительства несовершеннолетнего

Место и время выявления несовершеннолетнего

Состояние здоровья несовершеннолетнего

Данные родителей (законных представителей): место жительства, место работы, местонахождение, физическое состояние

мать

отец

Полное наименование учреждения, юридический адрес, Ф.И.О. руководителя, телефон, в которое был помещен несовершеннолетний после отобрания

Результаты выявления несовершеннолетнего, находившегося в обстановке, представляющей угрозу для его жизни или здоровья (с указанием дат и реквизитов документов):

1, В отношении родителей (законных представителей) возбуждено уголовное дело за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

2. В отношении родителей (законных представителей) возбуждено производство об административном правонарушении за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего

3.Вотношении родителей (законных представителей) в суд направлено исковое заявление о лишении родительских прав

4.Вотношении родителей (законных представителей) в суд направлено исковое заявление об ограничении родительских прав

5. В орган внутренних дел направлено заявление об установлении личности ребенка и розыске родителей

6. В орган прокуратуры направлено уведомление об отобрании ребенка

7. Другие меры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *