Переоборудование помещения

4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

4.1. Согласно ст. 25 ЖК переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения — изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Эта статья не содержит достаточной информации в отношении видов переустройства и перепланировки жилого помещения.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлены условия и порядок таких работ. Перечень этих работ включает:
— установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
— перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов; устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
— прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств и т. д. и т. п.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок; разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир; расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и проч. (см. п. 1.7.1 Правил).
Согласно этим Правилам указанные работы, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Правилами предусматривается также Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, в результате которого возможны также переустройство и перепланировка (приложение № 8 к Правилам).
4.2. Следует отметить, что ст. 678 ГК (подлежащая применению к договору социального найма — ст. 672 ГК) содержит иную терминологию, нежели предложенная ЖК. Данная статья ГК предусматривает производство переустройства и реконструкции. Что касается требования ст. 678 ГК о проведении переустройства и реконструкции жилья с согласия наймодателя, то данное положение некоторым образом согласуется с положениями ст. 26 ЖК, согласно которой наниматель может быть «заявителем» только в качестве уполномоченного наймодателем (п. 5 ч. 2).
4.3. Переустройство или перепланировка жилого помещения проводится по согласованию с органом местного самоуправления, в который надлежит представить:
— заявление по форме, утвержденной Правительством РФ;
— правоустанавливающие документы на жилое помещение;
— проект переустройства или перепланировки;
— технический паспорт жилого помещения;
— согласие нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи (в порядке и на условиях, обозначенных ч. 2 ст. 26 ЖК);
— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения обозначенных работ.
Требование о представлении других документов является неправомерным (ч. 3 ст. 26 ЖК).
4.4. Решение о согласовании или об отказе в переустройстве или перепланировке доводится до сведения заявителя в установленный срок путем выдачи документа о согласовании (органом, осуществляющим согласование таких работ). Данный документ является основанием для проведения работ по переустройству или перепланировке.
4.5. Правительством РФ утверждены форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки (постановление от 28.04.2005 № 2661). При применении утвержденных форм заявления и документа необходимо обратить внимание на следующие их положения.
Согласно ч. 2 ст. 26 ЖК перечень представляемых документов является закрытым. Частью 3 этой статьи установлено, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представления других документов, кроме установленных ч. 2 этой статьи. Вместе с тем пунктом 6 перечня, содержащегося в форме заявления, предусматривается представление иных документов. Такие документы, как доверенность, выписка из устава, могли бы быть обозначены в примечании на с. 1. Что касается перечня документов, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки, то его следует сделать «закрытым».
Пункт 3 формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обязывает заявителя осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с соблюдением требований нормативного правового акта субъекта РФ или акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок проведения таких работ.
Необходимо отметить, что определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено Жилищным кодексом к компетенции органов государственной власти РФ (ст. 12). Субъекту РФ и органу местного самоуправления не предоставлено право устанавливать порядок проведения таких работ (см. ст. 13 и 14).
В форме заявления на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения наряду с нанимателем и собственником жилья, обозначаемых в настоящей статье в качестве потенциальных заявителей, упоминается арендатор жилого помещения. Видимо, требует пояснения целесообразность (возможность) обозначения арендатора в таком качестве, поскольку ст. 26 ЖК его не упоминает. Следует при этом обратить внимание на ст. 671 ГК, согласно которой арендатором жилого помещения может быть лишь юридическое лицо.
Обозначение в форме заявления договора найма (на с. 2: «Прошу разрешить…») не согласуется с положениями ст. 26 ЖК, согласно которой лицом, «уполномоченным» наймодателем, может быть наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма (п. 5 ч. 2).В завершение следует отметить необоснованность упоминания в постановлении ст. 28 ЖК. Поручения в отношении и формы заявления, и формы документа содержатся в ст. 26 (п. 1 ч. 2 и п. 5).
4.6. Статьи 25-29 ЖК, посвященные переустройству и перепланировке, не содержат следующие, столь серьезные, позиции: переустройство и перепланировка жилого помещения производится с целью благоустройства помещения; такие работы должны проводиться с учетом соответствующих норм и правил; такие работы не должны нарушать прав и интересов иных лиц, проживающих в доме (см., в частности, ст. 209 ГК). Последняя позиция отражена в ст. 29 ЖК в связи с необходимостью судебного решения, как последствия самовольных переустройства или перепланировки. Однако данное положение должно применяться в качестве условия проведения таких работ, а также в качестве основания отказа в согласовании этих работ.
Статья 84 ЖК РСФСР предусматривала, что переустройство и перепланировка жилого помещения осуществляются только в целях повышения благоустройства квартиры. Такая позиция была закреплена рядом определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.85 № 415, предусматривалось, что переустройство и перепланировка жилого помещения могут производится только в целях повышения благоустройства квартир. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
4.7. Обязательным условием обращения нанимателя жилого помещения по договору социального найма (в качестве лица, уполномоченного наймодателем) является согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя на переустройство и (или) перепланировку. Таким образом, если нет согласия на это хотя бы одного члена семьи (в т.ч. и временно отсутствующего), то в переустройстве и (или) перепланировке будет отказано. Дело в том, что согласно ст. 27 ЖК обжаловать в судебном порядке можно только отказ соответствующего органа, но не членов семьи нанимателя.
4.8. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии направляется в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества для внесения необходимых изменений в инвентаризационные документы.
4.9. Статья 29 ЖК устанавливает последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Самовольными являются работы, проведенные при отсутствии предусмотренных ст. 26 ЖК оснований или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. Самовольное переустройство и (или) перепланировка влекут ответственность, предусмотренную законодательством. Последствием этого может явиться расторжение договора социального найма жилого помещения, принудительное изъятие жилья. В подобных случаях может возникнуть административная ответственность (ст. 7.21 КоАП).
Собственник или наниматель жилого помещения обязаны привести жилое помещение (самовольно переустроенное или перепланированное) в прежнее состояние в установленный (разумный) срок. В случае невыполнения этого требования судом по иску органа, осуществляющего согласование, может быть принято решение о расторжении договора социального найма (в отношении нанимателя), о принудительном изъятии жилья (в отношении собственника), что предусматривается ч. 3 и 5 ст. 29 ЖК.
Положения о принудительном изъятии жилья в установленных случаях применяются и к новому собственнику жилого помещения (ставшего собственником в связи с приобретением жилья на публичных торгах ), а также к собственнику, являвшемуся наймодателем по расторгнутому в соответствии с ч. 5 указанной статьи ЖК договору.
Следует отметить, что законодатель не устанавливает последствий расторжения договора социального найма в случае самовольного переустройства и (или) перепланировки. Видимо, это следует расценивать как определенное нарушение жилого помещения (т.е. в какой-то степени повреждение), поскольку судом не принято решение сохранить его в переустроенном состоянии, т.е. создана угроза жизни или здоровью граждан (см.ч. 4 ст. 29) и, таким образом, применять положение ст. 83 ЖК и как следствие — выселение без предоставления другого жилого помещения (ст. 91).

Изначальный жилищный план может не устраивать жильцов по разным причинам. Собственникам жилья может не приходиться по вкусу теснота типовых комнат, размеров прихожей или стена, отделяющая одну комнату от другой. Но неумелая и неправильная перепланировка квартиры влечёт за собой катастрофические последствия. Причиной катастрофы может послужить не только ветхость жилья, но и повреждение несущих конструкций. По этой причине процедура перепланировки требует строгого контроля со стороны закона.

Перепланировка квартиры по закону

Основным нормативным актом, регламентирующим все процессы и виды перепланировки, является Жилищный кодекс Российской Федерации (статьи 25-28). Действительный ЖК РФ регулирует следующие моменты:

  • Согласование и оформление перепланировки жилья;
  • Осуществление перепланировки на законных основаниях;
  • Упорядочивание норм перепланировки квартиры;
  • Ответственность за самовольные действия в отношении изменения жилищного плана квартиры.

Перепланировка квартиры, согласно действительному закону, предполагает конфигурационные изменения жилой площади без манипуляций с несущими стенами и прочими опорными инженерными конструкциями. Если для изменения конфигураций жилья требуется перенос инженерных конструкций, канализации, установка электрической шины или автономного отопления, подобные действия характеризуются как переустройство квартиры. И перепланировка, и переустройство жилого помещения требуют согласования с уполномоченными органами.

В целях подробного ознакомления с нюансами перепланировки, скачать текст Жилищного Кодекса Российской Федерации с последними поправками можно по ссылке:

Законом, устанавливающим порядок осуществления перепланировки квартиры в столице Российской Федерации является Постановление Правительства Москвы №73-ПП от 08.02.05 «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы». Актуальный текст указанного закона можно скачать по ссылке:

Какие изменения в план квартиры можно вносить по закону?

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, в план квартиры можно вносить следующие изменения:

  • Объединение кухни с прилегающей комнатой при помощи установления в стене дополнительного дверного проёма;
  • Создание открытой арки при соединении кухни с комнатой;
  • Увеличение пространства ванной и туалета за счёт территории коридора при условии, что уровень пола санузла ниже дополняющей территории на 3-5 см;
  • Протяжение новой системы труб для переноса водного бака стояка, при условии сохранения угла слива;
  • Изоляция балкона за счёт застекления.

Если процесс перепланировки жилья затрагивает общую собственность жильцов, процедура внесения изменений в план определённой квартиры должна быть согласована с каждым из соседей.

Что запрещено?

Перепланировка квартиры не должна негативно отражаться на условиях проживания как собственников данного помещения, так и их соседей (Постановление Правительства РФ № 47 от 26.01.2006).

Вносимые изменения не должны представлять угрозу для жизни и здоровья граждан и способствовать разрушению и преждевременному обветшанию жилищного комплекса.

При осуществлении перепланировки или переустройстве жилья запрещается:

  • Сносить несущие конструкции или нарушать стабильность несущих стен;
  • Увеличивать площадь кухни или санузла за счёт жилых комнат;
  • Объединять комнату с кухней, в которой находится газовая плита;
  • Сносить или нарушать работу общедомовых радиаторов и примыкающих к ним туб;
  • Обустраивать санузел в месте, где у соседей снизу находится комната для проживания (в случае одноуровневых квартир);
  • Обеспечивать подогрев полов за счёт общего отопления;
  • Расширять балкон за счёт жилых комнат (исключение — формирование арки шириной до 1 метра);
  • Проводить мероприятия по переустройству квартир в аварийных домах;
  • Нарушать деятельность вентиляционных систем дома;
  • Строительство мансард;
  • Переустройство чердачных этажей.

При любых изменениях плана кухни, в указанном помещении должно быть окно. Это необходимо для освещения и естественной вытяжки вредных для здоровья испарений, образующихся во время готовки, а также для профилактики последствий утечки газа.

Этапы процедуры переустройства жилья

Первым этапом после принятия решения о переустройстве жилой площади является сбор документации.

Список необходимых документов для подачи заявления о перепланировке квартиры:

  • Технический паспорт квартиры;
  • Документ, подтверждающий решение общего собрания собственников многоквартирного дома о разрешении внесения изменений в план общей собственности (копия и оригинал);
  • Удостоверение права на земельный участок, если изменения в плане здания предполагает возведение дополнительных лестниц в подвальные помещения в пределах установленного земельного участка;
  • Кадастровый паспорт — в случаях, предусмотренных в предыдущем пункте;
  • Выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности на квартиру;
  • Информация о лицах, зарегистрированных и проживающих на данной жилплощади (выписка из домовой книги);
  • Разрешение на проведение работ по перепланировке жилья, заверенное в ЖЭУ или ТСЖ;
  • Копия финансово-лицевого счета;
  • Заключение Санитарно-эпидемиологической станции о соответствии жилья санитарным нормам;
  • Заключение МЧС об уровне пожарной безопасности в письменном виде;
  • Эскиз или проект квартиры.

Эскиз не требует юридического подтверждения. Его уместно заказывать, если в процессе перепланировки осуществляются:

  • Демонтаж или возведение стен, не являющихся несущими;
  • Увеличение или уменьшение диаметра окон с соответствующими заменами рам;
  • Демонтаж или возведение перегородки между туалетом и ванной комнатой;
  • Создание и замуровывание дверных проёмов.

Согласно действительному закону, перепланировка квартиры по проекту происходит в случаях:

  • Возведения лестниц в двухуровневых квартирах;
  • Переноса санузла и кухни в другие помещения квартиры;
  • Изменения устройства пола;
  • Замены газовых плит на электрические;
  • Установки тяжёлых сооружений, увеличивающих нагрузку на несущие конструкции здания.

Составлением проектов перепланировки квартир занимаются проектно-технические организации.

Для получения более подробной информации о том куда обращаться за предоставлением перечисленной документацией можно обратиться к юристу-консультанту. Его консультация совершенно бесплатна.

Если вся необходимая документация собрана, можно приступать к следующему этапу — утверждению проекта или эскиза на проведение работ. Для этого необходимо обратиться в архитектурный отдел районной администрации. В двух экземплярах подписывается соответствующее заявление, и полный пакет документов направляется в жилищную инспекцию.

Решение жилищной инспекции о разрешении или разрешении перепланировки, согласно закону, выдается не позднее чем через месяц с момента подачи документов. В случае положительного решения работы могут быть начаты с момента вступления данного решения в силу. На мероприятия по плановому изменению жилья выделяется 4 месяца.

По окончанию работ уполномоченные сотрудники жилищной инспекции осуществляют проверку изменённого жилища в целях утверждения результатов. Далее собственникам необходимо предпринять следующие шаги:

  • Получение акта о проведённых работах;
  • Оформление новых технического и кадастрового паспортов;
  • Пройти регистрацию в УФРС или МФЦ, в случае если была изменена изначальная площадь помещения.

Сроки

Как было сказано выше, сроки на осуществление работ по перепланировке после сдачи дома в эксплуатацию — 4 месяца. Время на прохождение остальных этапов зависит от типа изменения изначального квартирного плана:

  • По эскизу или проекту, без внесения изменений в несущие конструкции: получение разрешения в течение двух месяцев, сдача результатов проведённых работ — 1 месяц, обновление технического паспорта — 10 рабочих дней;
  • По проекту с изменениями в несущих конструкциях: техническое заключение о допустимости проведения подобных работ — 15 дней, получение разрешения — 2-3 месяца, сдача результатов — 10 дней.

Как узаконить перепланировку?

Самовольное изменение изначального квартирного плана чаще всего можно узаконить только через суд (часть 4 статья 29 ЖК). Однако, согласно действительному закону, в некоторых случаях допускается обращения в местные органы самоуправления. Во втором случае процедура узаконивания будет тождественна получению разрешения на осуществления рассматриваемых работ.

Если вопрос легализации уже поведённых работ решается через суд, необходимый алгоритм действий будет следующим:

  • Составление иска в судебную инстанцию районного типа;
  • Сбор необходимой документации, уже перечисленной ранее;
  • Подготовка квитанции об уплате государственной пошлины (300 рублей);
  • Явка на заседание суда;
  • Проведение экспертизы, в целях которой — сбор доказательств о не причинении ущерба несущим конструкциям и субъектам общей собственности (при необходимости);
  • Получение решения суда.

Если решение суда положительное, на основании полученного документа необходимо оформить новый технический паспорт. В случае неудовлетворительного судебного решения, апелляционные протесты подаются в течение 30 последующих рабочих дней.

Штрафы

В случае признания работ по перепланировке незаконными, на ответчика налагается штраф (ст. 7.21 КоАП РФ). По закону, штраф для частных лиц предусмотрен в размере от 2000 до 2500 рублей, для юридических — от 350 000 до 1 000 000 рублей. При этом собственников могут обязать вернуть видоизменённому им помещению исходные параметры.

В случае многократных нарушений данного характера или невыполнения предписаний, на нарушителя налагается штраф, превышающий показатели предыдущего. Право на выезд за границу Российской Федерации, согласно закону, таким гражданам ограничивается.

В случае злостного неисполнения предписанных обязательств, жилищная инспекция вправе обратиться в суд по вопросу выселения данного собственника и компенсации его задолженности путём распродажи имущества с торгов.

Что является переустройством и переоборудованием

Что является переустройством и переоборудованием?

Согласно п.1.ст.25 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации многоквартирных домов, утверждённые постановлением Госстроя Российской Федерации от 01.01.20013 № 000 (далее – ПиН) переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладка новых или замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Согласно п.2. ст.25 ЖК РФ Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно п.1.7.1 ПиН перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Требуется ли разрешение для переустройства и перепланировки жилых помещений?

Переустройство и перепланировку жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Согласно ст.26 ЖК РФ:

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения, который в свою очередь является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Возможен ли отказ в переустройстве и перепланировке помещений в многоквартирном доме?

Согласно ст.27 КоАП РФ:

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно п.1.7.2 ПиН переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускается.

Согласно п.1.7.3. ПиН перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Что является подтверждением завершения переустройства или перепланировки жилых помещений?

Согласно ст.28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Возможно ли узаконить самовольное переустройство и самовольную перепланировку жилого помещения в многоквартирном доме?

Согласно п.3 ст.29 ЖК РФ

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Согласно п.4 ст.29 ЖК РФ

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Какие возможны последствия в случае неузаконения самовольного переустройства и самовольной перепланировки жилого помещения?

Если же соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в ч.3 ст.29 ЖК РФ срок и в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч.4 ст.29 ЖК РФ, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном ч.3 ст.29 ЖК РФ порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном ч.5 ст.29 ЖК РФ порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном ч.5 ст.29 ЖК РФ порядке.

Уважаемые представители СМИ, при использовании данной информации убедительная просьба сообщить о печатном издании (наименование, №, дата выпуска) или радио — теле — эфире (наименование ТРК, передачи, дате выхода в эфир) в котором использовался материал.

Главная государственная инспекция регионального надзора

Ульяновской области

Переустройство квартиры

Переустройство квартиры следует отличать от перепланировки. В первом случае происходит изменение, установка или перенос инженерных сетей и оборудования, а во втором — строят или разрушают стены. В обоих случаях запрещено нарушать устойчивость и прочность здания, а также эксплуатационные и иные характеристики помещения.

Переустройство требует обязательного согласования со стороны целого ряда органов, а в случае несоблюдения этого на гражданина может быть наложен штраф и обязанность восстановления квартиры в первоначальный вид.

Чтобы переустройство было законным, необходимо обратиться к специальной организации для составления проекта переустройства и собрать целый пакет документов для получения разрешения.

Если уже имеется неузаконенное переустройство, его можно оформить в административном или судебном порядке.

Что такое переустройство жилого помещения?

Переустройство квартиры — это перенос, замена или установка инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования, который требует внесения в технический паспорт изменений.

Ст. 25 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), а также п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает такие виды переустройств:

  1. Замена сантехнического, технологического и инженерного оборудования.
  2. Переустановка приборов (газовых, отопительных или сантехнических). Исключением является перенос радиаторов в лоджии или балконы.
  3. Устройство и переоборудование кухни, туалета или ванной комнаты.
  4. Замена газовой плиты электроплитой.
  5. Установка или замена оборудования, увеличивающего потребление воды или электричества.
  6. Демонтаж подводящих сетей или инженерного оборудования, если при этом сохраняются существующие стояки.

При перепланировке квартиры разрушают или строят стены, объединяют комнаты и квартиры, это является главным отличие от переустройства, где изменяется электрическое, инженерное или техническое оборудование.

Категорически запрещено при переустройстве квартиры:

  • Делать проемы, ниши, отверстия в стенах-пилонах или диафрагмах, а также в колоннах и стойках.
  • Проделывать штробы в горизонтальных стеновых швах панелей (для проводки или труб).
  • Заделывать естественную вентиляцию.
  • Делать недоступными выключающие устройства или инженерные коммуникации.
  • Устанавливать устройства регулировки на инженерных или общедомовых сетях.
  • Увеличивать за счет жилой площади подсобную площадь.
  • Создание оконных проемов в несущих стенах.
  • Создание кирпичных печей.
  • Замуровывание газовых труб и центрального отопления.
  • Переустройство, нарушающее противопожарную безопасность.

Запрещено снижать прочность, устойчивость здания и ухудшать условия проживания, эксплуатации в доме.

Пример Гражданину П., проживающему в многоквартирном жилом доме, показался неэстетичным вид газовой трубы, идущей к его плите. Поэтому он решил замуровать ее и залить цементным раствором, поверх которого он наклеил обои. О данном факте стало известно газовой службе и управляющей компании. Они обратились в суд. Судья встал на их сторону, наложил на гражданина П. штраф за незаконное переустройство квартиры и обязал привести ее в первоначальное состояние, так как его действия делали недоступными инженерные коммуникации.

Согласование переустройства

Все изменения по переустройству квартиры нужно согласовывать еще до того момента начала переоборудования. Как правило, этим занимаются специально созданные комиссии, которые существуют при жилищных инспекциях районов и муниципалитетов.

Важно помнить, что все виды работ по переустройству квартиры требуют того, чтобы были внесены изменения в технический паспорт данного жилого помещения.

Если по правилам оформления такого паспорта, какой-либо элемент не должен отображаться в нем, то значит это не переустройство или перепланировка. А значит и согласование не нужно. Для получения разрешения на переустройство необходимо предоставить:

  • заявление о согласовании переустройства помещения в жилом доме;
  • проект переустройства (в 2-х экземплярах);
  • письменное согласие всех собственников жилого помещения и иные документы.

Проект переустройства квартиры

При переустройстве квартиры проектирование будет одним из основных моментов строительства. На этом этапе учитываются все особенности квартиры и здания, а также требования нормативов.

Сначала составляется эскизный проект (наработки и представления по переустройству). А затем на его основе путем уточнения и детализации создается рабочий проект. Уже с ним и работают строители, стараясь максимально точно осуществить задумки заказчика и проектировщика. Когда имеются точные документы и чертежи строители могут начать слаженную и безопасную работу, позволяющую избегать нестыковок и различных инцидентов.

Рабочий проект — это специальный документ, разработанный инженерами организации, которая имеют допуски к соответствующей работе. Без этого документа невозможно согласование переустройства и регистрация недвижимости.

Проектная документация обычно содержит:

  1. Обложку. Первый лист с информации о компании, которая выполнила проект, год создания проекта, его название, адрес и иные реквизиты.
  2. Титульный лист. Подписи и печати ответственных за проект лиц и организаций.
  3. Лист общих данных. Перечень чертежей, опись прилагаемых документов, планов и допусков.
  4. Пояснительное письмо и план до переустройства. Текущее состояние квартиры и планируемое изменение.
  5. План после переустройства. Отражает внесенные изменения и технические данные переустройства.
  6. Схемы гидроизоляции и экспликации. Необходимы при изменении полов и конфигурации скрытых коммуникаций.
  7. Водоснабжение и канализация. Оформляются при переустройстве кухонь, ванных и туалетов.
  8. Допуск, полученный от саморегулирующейся организации.
  9. Фотомонтаж. Графическое оформление проекта.

Срок разработки проекта от 2 дней до 2 месяцев. Во многом он зависит от цены проекта и организации составляющей его.

Разрешение на переустройство квартиры

При получении разрешения на переустройство необходимо будет обращаться в такие органы, как:

  • Бюро технической инвентаризации (БТИ).
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям.
  • Санитарно-эпидемиологическую службу.
  • Эксплуатирующие организации.
  • Жилищные инспекции.
  • Управление архитектуры.

Для проведения переустройства квартиры необходимо подать в уполномоченный орган следующие документы:

  • Заявление о переустройстве (по форме, установленной Федеральным законом от 23.07.2008 №160).
  • Правоустанавливающие документы на квартиру (оригиналы или нотариально заверенные копии).
  • Технический паспорт.
  • Проект переустройства.
  • Письменное согласие всех собственника или членов семьи нанимателя (даже временно отсутствующих).
  • Экспертное заключение органов, занимающихся охранной памятников истории, культуры и архитектуры, о том, что переустройство допустимо (в случаях если жилой помещение является таким памятником).

Орган, который осуществляет согласование, не имеет права требовать иные документы.

При подаче документов заявителю выдают расписку, в которой указывается перечень документов и дата их получения.

Само решение о согласование или об отказе в таковом принимается не позднее 45 дней с момента, когда заявитель представил все документы. После того, как уполномоченный орган принял решение, он должен за три рабочих дня выдать или отправить почтой данное решение заявителю.

Разрешение на переустройство должно включать в себя:

  • дату вынесения решения;
  • информацию о лице, принявшем решение, и его подпись;
  • основания и обоснования принятого решения;
  • требования внести изменения в технические документы;
  • назначение лица, ответственного за выполнение решения.

В случае если было принято решение об отказе в переустройстве квартиры есть три варианта действий:

  1. Обращение за детальной аргументацией отказа в соответствующий орган
  2. Повторная подготовка пакета документов вместе с имеющемся отказом.
  3. Обжалование решения в судебном порядке.

Как узаконить переустройство квартиры

Переустройство квартиры будет считаться самовольным, если оно не было согласовано с ответственным за это органом. Существует два варианта узаконивания переустройства:

  • административный;
  • судебный (при отказе в административном порядке).

Административный порядок похож на обычное получение разрешения на переустройство.

  1. Нужно обратиться в жилищную инспекцию, узнать необходимо ли согласование.
  2. Затем необходимо представить описанный выше пакет документов, получить от органа расписку в получении документов.
  3. В течение 45 суток получить решение о согласии или отказе в переустройстве.

Если первый вариант не удался, то гражданину следует обратиться в суд. Нужно подготовить административное исковое заявление об оспаривании решения и после подать его по месту жительства истца или по месту нахождения органа-ответчика.

К заявлению прикладываются решение об отказе, квитанция об оплате госпошлины и документы необходимые для переустройства.

Суд назначает рассмотрение дела в течение месяца. На заседании суда необходимо доказать, что переустройство не нарушает права и интересы других людей, а также то, что оно не нарушает строительные нормы и правила.

Важно заметить, что суд может назначить проведение строительно-технической экспертизы, расходы по которой несет сторона, ходатайствующая о ней.

После вынесения решения суда, есть месячный срок для апелляции. С этим решение нужно обратиться в БТИ для внесения изменения в технические документы.

У человека есть права улучшить свое жилое помещение за счет переустройства. Но при его проведении нужно соблюсти все правила и нормы.

Необходимо подготовить проект переустройства и получить на него разрешение, это позволит избежать штрафа и лишних расходов, если получить разрешение от ответственного органа не получается, то можно отстоять свои интересы в суде.

Вопрос

Переустройство квартиры в ипотеке3 месяца назад занялся переустройством квартиры. Сейчас на последней стадии узаконивания переустройства, администрация уже дала разрешение и имеются на руках новый технический паспорт. Квартира находится в ипотеке, а в соответствии с кредитным договором я должна получать разрешение на переустройство и от банка. Могут ли признать переустройство незаконным?

Ответ

В данном случае работники администрации дали разрешение неправомерно, так как не было получено разрешение на переустройство от банка, у которого данная квартира находится в залоге. В данном случае советуем Вам для избегания проблем получить от банка разрешение на переустройство и приложить его к уже имеющимся документам, тогда разрешение администрации не будет отменено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Горохова Б.А., Рыженкова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубенко Елены Азариковны к администрации муниципального образования город Краснодар о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар Демина Ф.С. на решение Советского районного суда г. Краснодара от 21 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения Голубенко Е.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Голубенко Е.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии.

В обоснование заявленных требований истец указала на то, что ей на праве собственности принадлежит квартира N …, расположенная по адресу: … В целях улучшения жилищных условий за счёт собственных средств ею произведены перепланировка и переустройство квартиры для использования в качестве нежилого помещения. В результате выполненной перепланировки общая площадь квартиры составила 22,8 кв.м и образовались следующие помещения: нежилое помещение инв. N 1, площадью 21,1 кв.м, санузел инв. N 2, площадью 1,7 кв.м. Межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда администрации муниципального образования город Краснодар отказала Голубенко Е.А. в сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии. Учитывая, что квартира соответствует требованиям СанПиН, СНиП, противопожарным нормам, перепланировка и переустройство квартиры не ущемляет права и интересы третьих лиц, не создает угрозы их жизни и здоровью, истец просила заявленные требования удовлетворить.

Решением Советского районного суда города Краснодара от 21 сентября 2016 года исковые требования Голубенко Е.А. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар Демина Ф.С. ставится вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 14 августа 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 21 сентября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 24 апреля 2015 г. Голубенко Е.А. на праве собственности принадлежит квартира N …, общей площадью 22,2 кв.м, расположенная по адресу: …, назначение: жилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 7 мая 2015 г. (л.д. 5).

Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту указанная квартира состоит из прихожей, ванной, кухни, жилой комнаты, шкафа и балкона (л.д. 7-9).

Голубенко Е.А. без согласования с администрацией муниципального образования город Краснодар выполнила переустройство и перепланировку квартиры в соответствии с проектом, подготовленным ООО «ЮГ-ДОМ» (л.д. 11-32), что подтверждается техническим заключением главного специалиста-эксперта Ступко Г.Г. ООО «ЮГ-ДОМ» (л.д. 33-34).

В результате перепланировки демонтированы самонесущие перегородки между прихожей, санузлом, кухней, жилой комнатой, шкафом и выстроена перегородка, что образовало нежилое помещение инв. N 1, площадью 21,1 кв.м, санузел инв. N 2, площадью 1,7 кв.м, который подключён к сетям водопровода, канализации и вентиляционному каналу здания, предназначенному для вентиляции нежилых помещений; демонтировано окно — балконная дверь с вырезом подоконной части стены между помещением инв. N 1 и балконом, который остеклён и утеплён для образования проёма; выстроена входная группа; ранее существовавший вход в квартиру заложен. Общая площадь помещений увеличилась с 22,2 кв.м до 22,8 кв.м, в результате перепланировки и переустройства квартира будет выполнять новое функциональное назначение — нежилое помещение.

Согласно представленным в материалы дела техническим заключениям произведённая реконструкция и перепланировка квартиры с изменением назначения спорного помещения в нежилое не нарушает конструктивно-прочностных характеристик здания, не угрожает жизни и здоровью граждан, соответствует строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам (л.д. 33-34, 36-38, 39).

Заявление Голубенко Е.А. о переводе жилого помещения в нежилое межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар 13 июля 2016 г. оставлено без удовлетворения со ссылкой на отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, требуемого в связи с изменением размера общего имущества — ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома и земельного участка в результате произведённой перепланировки и реконструкции жилого помещения (л.д. 46-48).

В соответствии с представленной истцом выпиской из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 августа 2016 г. на данном собрании 62% голосов было принято решение о согласовании собственнику квартиры N … Голубенко Е.А. использования части земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для обеспечения доступа к помещениям квартиры N … для использования её по нежилому назначению, путём образования входной группы, согласно проекту организации входной группы, согласованного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (л.д. 58).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, исходил из того, что имеются фактические и юридические основания для сохранения принадлежащей Голубенко Е.А. квартиры в перепланированном состоянии. При этом в резолютивной части решения суд, сохранив спорную квартиру в перепланированном и переоборудованном состоянии, указал на образование объектов: нежилое помещение инв. N 1, площадью 21,1 кв.м, санузел инв. N 2, площадью 1,7 кв.м, с функциональным назначением нежилое, что является основанием для внесение изменений в государственный кадастр недвижимости и техническую документацию на указанные нежилые помещения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (часть 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй (часть 2).

В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учётом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Из содержания частей 5-9 названной статьи следует, что переводу жилого помещения в нежилое помещение сопутствует необходимое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения для обеспечения испрашиваемого использования такого помещения.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено сохранение квартиры в переустроенном состоянии с изменением назначения в нежилое без перевода жилого помещения в нежилое в установленном порядке.

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя иск о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, суд, сославшись лишь на положения части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно решил вопрос об изменении функционального назначения помещений в квартире и фактически произвел перевод жилого помещения в нежилое помещение.

При этом в решении суда не приведены суждения о том, являются ли произведенные истцом работы перепланировкой и переустройством или реконструкцией с учётом того, что в результате произведённых работ изменилась площадь квартиры, её функциональное назначение, изменился также размер общего имущества — ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома и земельного участка.

Судом в решении не дана оценка основаниям отказа межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар в переводе жилого помещения в нежилое помещение по заявлению Голубенко Е.А.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из положений вышеприведённых правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.

Суд, сославшись в решении на выписку из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 августа 2016 г., на котором присутствовали и голосовали собственники владеющие 3833,6 кв.м жилых и нежилых помещений, составляющих 62%, которые соответственно не возражали против использования Голубенко Е.А. части земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не дал оценки данному доказательству применительно к вышеприведённым нормам, а также оставил без внимания доводы представителя ответчика о том, что представленная выписка не заверена надлежащим образом.

Учитывая, что в результате перепланировки и переустройства квартиры в виде частичного разрушения внешней стены многоквартирного дома и оборудования отдельного входа в нежилое помещение на части придомовой территории изменился размер общего имущества — ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома и земельного участка, а также изменилось назначение жилого помещения, истцу необходимо было в силу действующего законодательства получить согласие всех собственников многоквартирного дома, а такого согласия получено не было.

При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав администрации муниципального образования город Краснодар, в связи с чем решение Советского районного суда города Краснодара от 21 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2016 года нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учётом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Советского районного суда города Краснодара от 21 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2016 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий: Юрьев И.М.
Судьи: Горохов Б.А.
Рыженков А.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *