Переадресовка грузов

Переадресовка грузов;

Передача грузов между подразделениями перевозчика

Вопросы:

1. Для чего производят передачу грузов и документов между подразделениями перевозчика?

2. Что является основным документом по учету перехода поездов, груженых вагонов и контейне­ров?

3. Кто производит передачу вагонов, что при этом проверяют, где регистрируют, какие отметки в документах делают?

Литература:

1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 170)

2. Правила перевозок грузов. М. 2003 г.

Для разграничения ответственности между подразделениями пере­возчика за сохранность и своевременную доставку грузов, определе­ние балансового наличия грузовых вагонов и контейнеров на сети в целом, а также для определения уровня выполнения заданных норм передачи поездов, грузовых вагонов и контейнеров на станциях пере­дачи осуществляется передача груженых крытых вагонов, грузов, сле­дующих в открытом подвижном составе и перевозочных документов, а также учет перехода поездов, грузовых вагонов и контейнеров.

Основным до­кументом по учету перехода поездов, груженых вагонов и контейне­ров являются телеграммы — натурные листы поезда (ТГНЛ).

Для контроля за правильностью учета перехода вагонов и контейне­ров ИВЦ дороги по окончании учетного периода выдают пунктам пере­хода оперативные справки взамен ручного журнала учета перехода ва­гонов и контейнеров. Эти справки на стыковых пунктах подшиваются и хранятся в делах станции и служат для документального подтверждения фактической передачи поездов, вагонов и контейнеров.

Работники СТЦ проверяют при отправлении и прибытии каждый по­езд как в отношении правильности записи и подсчета числа и рода ваго­нов и контейнеров, так и в отношении точного учета в натурном листе поезда времени их перехода.

Операторы СТЦ тщательно следят за тем, чтобы на все груженые вагоны были документы (накладные, дорожные ведомости и вагонные листы), а также все требуемые Правилами прило­жения к перевозочным документам. В случае обнаружения расхожде­ния данных ТГНЛ с результатами натурной проверки состава, осуще­ствляется корректировка данных натурного листа.

При передаче груженых вагонов работники СТЦ на всех дорожных ведомостях проставляют календарный штемпель станции. Штемпели должны проставляться на оборотной стороне дорож­ной ведомости в специально предусмотренных клетках и в строго пос­ледовательном порядке их номеров. По календарным штемпелям уста­навливают фактический путь следования груза.

Вопросы:

1. Что называют переадресовкой? Отрицательные стороны переадресовки?

2. Кто имеет право подавать заявление на переадресовку? Кто его рассматривает? Какая информация в нем содержится?

3. Где и по каким документам могут производить переадресовку?

4. В каких случаях переадресовку производят по новым перевозочным документам? Какие отметки в них делают?

5. В каких случаях переадресовку производят по первоначальным перевозочным документам? Какие отметки в них делают?

6. Можно ли при переадресовке снимать ЗПУ? Какие отметки в накладной делают?

7. Как переадресовывают грузы, находящиеся под таможенным контролем?

8. Какие грузы нельзя переадресовывать?

Литература:

1. Правила перевозок грузов. М. 2003 г.

Переадресовкой называется изменение станции первоначального назначения груза. При этом грузополучатель может изменяться, а может быть без изменения. Переадресовка производится в соответствии со статьей 31 Уста­ва.

Переадресовки значительно затрудняют работу подразделений владельцев инфраструктуры: возникают дополни тельный пробег вагонов, излишние операции (отцепка и прицепка ваго­нов к поездам, оформление документов), замедляется скорость достав­ки груза, заново рассчитывается провозная плата.

Расходы перевозчи­ка, возникшие в связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоот­правителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществля­ется переадресовка, в соответствии с договором.

Заявление о переадресовке перевозимого груза подается в пись­менном виде грузо­отправителем или грузополучателем в адрес руководителя, разре­шающего переадресовку.

Переадресовка грузов, в том числе следующих в прямом международном сообщении и непрямоммеждународном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза.

В заявлении грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке указывается:

— наименование перевозчика;

— номер вагона, контейнера;

— номер транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная);

— наименование груза, масса груза;

— индекс негабаритности (для негабаритных грузов);

— наименование грузоотправителя и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

— наименование станции отправления и ее код;

— наименование первоначального грузополучателя и его код по ОКПО (для резидентов Российской Федерации);

— наименование станции первоначального назначения и ее код;

— наименование станции нового назначения и ее код;

— наименование нового грузополучателя и его код по ОКПО.

Заявление о переадресовке груза подписывается руководите­лем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется печа­тью. К заявлению на переадресовку должно быть приложено согла­сие нового грузополучателя на прием груза. Заявление о переадресовке от юридических лиц оформляется на бланке организации, заявляющей переадресовку, подписывается руководством организации и заверяется печатью.

При переадресовке в пути следования перевозчик должен проинформировать первоначального грузоотправителя, если он не являлся заявителем переадресовки.

Переадресовка осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводит­ся переадресовка.

Перечень подразделений перевозчика и его уполно­моченных лиц, в функции которых входит принятие решений по переад­ресовке и ее оформление, устанавливается перевозчиком.

Перечень под­разделений владельца инфраструктуры и его уполномоченных лиц, в функции которых входит согласование переадресовки, устанавливается владельцем инфраструктуры.

Перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переад­ресовку, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструк­туры. По итогам рассмотрения и согласования перевозчик принимает решение в течение не более двух суток об осуществлении переадресов­ки либо об отказе в ее осуществлении.

Переадресовка грузов может производиться на станции назначения или в пути следования.

Переадресовка грузов в пути следования осуществляется по первоначальным перевозочным документам.

Переадресовка грузов в прямом сообщении на станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам, за исключением случаев переадресовки по первоначальным документам к которым относятся:

-негабаритные грузы;

-грузы, перевозка которых не предусмотрена Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

Переадресовка грузов, следующих на экспорт, в не прямом международном сообщении через российские порты осуществляется по первоначальным перевозочным документам в случае, если их таможенное оформление не завершено или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено.

Переадресовка грузов, перевозимых, в не прямом международном сообщении из российских портов осуществляется на станциях назначения по первоначальным перевозочным документам в случаях, если их таможенное оформление не завершено или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено.

Переадресовка грузов на станциях назначения, оформленных перевозочными документами международного сообщения, осуществляется по первоначальным документам.

При оформлении переадресовки по новым перевозочным документам заявитель переадресовки обязан внести все платежи по первоначальным перевозочным документам и произвести расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам.

В случае, если грузополучателем раскредитованы перевозочные документы, то переадресовка грузов во всех случаях оформляется новыми перевозочным документами.

При переадресовке по новым перевозочным документам в накладной делается запись: «Переадресовка по приказу №… Станция первоначального отправления… Первоначальный номер накладной …».

При переадресовке по первоначальным документам в накладной и дорожной ведомости зачеркивают наименование станции назначения и грузополучателя и указывают новые, заверяя исправления штемпелем станции и подписью ответственного работника. Так же делается запись: «Переадресовка по приказу №…».

Переадресовка грузов по новым перевозочным документам при исправных запорно-пломбировочных устройствах (далее ЗПУ) первоначального грузоотправителя осуществляется без снятия ЗПУ.

В этом случае в перевозочных документах в графе под наименованием груза заявителем переадресовки делается отметка: «Вагон переадресован за исправными ЗПУ первоначального грузоотправителя».

Заявитель переадресовки вправе произвести переадресовку груза со снятием первоначальных ЗПУ и наложением новых ЗПУ.

Переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия таможенного органа, в регионе деятельности которого находится станция, на которой будет осуществляться переадресовка грузов.

В случае если перевозка грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, изменение пункта назначения таких грузов проводится перевозчиком без согласования с соответствующим таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем.

Перевозчик о такой переадресовке обязан незамедлительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположены станции отправления, переадресовки и назначения груза, а также грузоотправителя и грузополучателя.

При переадресовке воинских грузов в указанных случаях перевозчик уведомляет также органы военных сообщений.

Переадресовка грузов с признаками порчи, повреждения, недостачи, а также с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, нарушением температурного режима и порядка вентилирования и актами попутных станций не допускается.

В случае изменения грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения по заявлению грузоотправителя или грузополучателя сторона, по заявлению которой проведена переадресовка грузов, является ответственной перед первоначальным грузополучателем за последствия такого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем без участия перевозчика.

При переадресовке на станциях назначения грузов, погруженных в открытый подвижной состав, погрузка и крепление которых не предусмотрены Техническими условиями погрузки и крепления грузов, после проверки соответствия указанных в накладной реквизитов крепления грузов, под отметками о размещении и закреплении грузов согласно схеме, делается отметка «Количество и наименование реквизитов крепления в вагоне соответствует, указанным в накладной». Указанная отметка заверяется подписями работника, ответственного за погрузку, размещение и крепление грузов, уполномоченного заявителем переадресовки и уполномоченного представителя перевозчика с указанием должности и фамилии, а также штемпелем станции.

За время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки по независящим от перевозчика или владельца инфраструктуры обстоятельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами по договору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае задержки переадресовки грузов по вине перевозчика плата за пользование вагонами, контейнерами не вносится.

Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка грузов, в соответствии с договором.

При задержке вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки уполномоченным представителем перевозчика составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки. Акт общей формы является основанием для расчета причитающихся перевозчику платежей. При переадресовке в пути следования акт общей формы прикладывается к перевозочным документам, о его составлении делается соответствующая отметка в графе «Отметки перевозчика» накладной для проведения расчетов на станции назначения с грузополучателем.

ОПЕРАЦИИ ПО ПРИБЫТИЮ И ВЫГРУЗКЕ ГРУЗОВ

Переадресовка груза в автоперевозках применяется не слишком часто. Несмотря на кажущуюся простоту, порядок выполнения переадресовки груза часто встречает недопонимание как у перевозчиков, так и у грузовладельцев, экспедиторов и диспетчеров. Долю сумятицы в эту неразбериху вносит действующее транспортное законодательство, регулирующее грузовые автомобильные перевозки. В этой статье разбираются различные варианты выполнения переадресовки груза, проясняется коллизия в действующем законодательстве и разъясняется один из самых важных вопросов — о возмещении расходов на переадресовку груза.

  1. Коллизия в транспортном законодательстве.
  2. Выполнение переадресовки груза.
  3. Выполнение переадресовки грузоотправителем.
  4. Выполнение переадресовки экспедитором (диспетчером).
  5. Выполнение переадресовки грузополучателем.
  6. Действия перевозчика при получении указания о переадресовке.
  7. Возмещение расходов на переадресовку или возврат груза отправителю.

Коллизия в транспортном законодательстве.

Пунктом 3 статьи 40 Устава автомобильного транспорта возможность произвести переадресовку груза предусматривается и для грузоотправителя, и для первоначального грузополучателя. Под первоначальным грузополучателем имеется ввиду юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, указанный во 2-ой графе транспортной накладной. Однако, перевозчику следует учитывать, что производить переадресовку груза по указанию первоначального получателя означает действовать на свой риск, принимая возможные негативные последствия.

Как следует из содержания ст. 785 ГК РФ, договор перевозки заключается между грузоотправителем и перевозчиком. Таком образом, договор перевозки двусторонний, следовательно, права и обязанности по такому договору возникают только у сторон договора. Исполняя распоряжение стороны, не являющейся стороной заключённого договора, перевозчик в одностороннем порядке изменяет заключённый с грузоотправителем договор, что, в силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ, недопустимо.

Выполнение переадресовки груза.

Этот раздел описывает способы выполнения переадресовки груза. Разобраны 3 основные ситуации:

  • выполнение переадресовки грузоотправителем;
  • выполнение переадресовки экспедитором (диспетером);
  • выполнение переадресовки грузополучателем.

Несмотря на то, что во всех случаях имеется определённая схожесть, они заслуживают рассмотрения по отдельности. Действия перевозчика при получении распоряжения о переадресовке будут рассмотрены в отдельном разделе.

Общий порядок переадресовки приведён в п. 67 ППГАТ:

Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

Выполнение переадресовки грузоотправителем.

При получении от перевозчика уведомления об отказе грузополучателя от приёма груза по независящим от перевозчика причинам, либо при возникновении необходимости произвести переадресовку по другим причинам, грузоотправителю следует направить перевозчику соответствующее письменное уведомление с указанием наименования нового получателя и адреса выгрузки. В в 14-ую графу своего экземпляра транспортной накладной отправителю следует внести сведения о произведённой переадресовке.

Отправитель и перевозчик также вправе заключить соглашение, предусматривающее цену за переадресовку и другие условия, которые требуются для доставки груза новому получателю. Такое соглашение может быть заключено как в виде дополнительного соглашения к уже заключённому договору, так и в виде самостоятельного договора.

Грузоотправитель также вправе дать перевозчику указание о возврате груза в место отправления. Порядок действий в этом случае аналогичен вышеприведённому.

Выполнение переадресовки экспедитором (диспетчером).

В случае, если между перевозчиком и диспетчером заключен договор, из смысла которого и других обстоятельств вытекает, что перевозчик привлекается диспетчером в качестве третьего лица для исполнения принятых диспетчером обязательств по перевозке груза, порядок переадресовки для грузоотправителя остаётся неизменным (уведомление о переадресовке он направляет диспетчеру как стороне договора перевозки).

Заключённый между диспетчером и перевозчиком не может быть классифицирован как договор перевозки, и диспетчеру следует руководствоваться п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, предусматривающим возможность изменения и расторжения договора по соглашению сторон, так как:

  • правом выдавать распоряжение о переадресовке груза наделён грузоотправитель, то есть, физическое или юридическое лицо, указанное в графе 1 транспортной накладной;
  • перевозчиком является лицо, принявшее на себя обязанность доставить груз получателю и указываемое в 10-ой графе транспортной накладной.

При этом одностороннее расторжение или изменение договора недопустимо (ст. 310 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что диспетчер не может отдать перевозчику распоряжение произвести доставку груза по новому адресу или вернуть его отправителю без согласия перевозчика. Переадресовка груза диспетчером (экспедитором) может производиться только на основании письменного соглашения с перевозчиком.

Перевозчик вправе потребовать у диспетчера предоставления доказательств получения им от грузоотправителя указания о переадресовке в целях самозащиты своих интересов, проявляя тем самым заботливость и осмотрительность при получении распоряжений от лица, не являющимся владельцем груза (ст. 401 ГК РФ). В случае отказа диспетчера предоставить перевозчику такие доказательства, либо при возникновении обоснованных сомнений в подлинности таких доказательств, перевозчик вправе приостановить исполнение договора.

Также перевозчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Соглашением также может быть установлена новая цена или цена, добавленная к изначальной. В случае, если цена не будет установлена договором, она будет определена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ: “В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги”.

Выполнение переадресовки грузополучателем.

Такая необходимость может возникнуть в том случае, если заключённый договор фактически является договором транспортной экспедиции, сторонами которого являются клиент (грузоотправитель или грузополучатель) и экспедитор (ст. 801 Гражданского кодекса РФ).

Законодательство, регулирующее правоотношения сторон договора транспортной экспедиции, не предусматривает возможности переадресовки груза, в связи с чем применяются общие положения гражданского законодательства. При возникновении у грузополучателя необходимости произвести переадресовку груза другому получателю, следует, руководствуясь ст. 450 ГК РФ, заключить с экспедитором новое или дополнительное к уже существующему соглашение.

Действия перевозчика при получении указания о переадресовке.

Несмотря на то, что подпунктом “б” пункта 67 ППГАТ для перевозчика предусмотрена возможность уведомить грузоотправителя об отказе получателя от приёма груза по независящим от него причинам без соблюдения письменной формы уведомления, следует предусмотреть вероятность того, что в дальнейшем может возникнуть необходимость доказывания факта направления такого уведомления. Несоблюдение письменной формы уведомления отправителя может повлечь невозможность доказывания самого факта уведомления, а как следствие — неправомерность возврата груза отправителю.

При получении от грузоотправителя указания о переадресовке перевозчик (водитель) вносит в графу 14 каждого экземпляра транспортной накладной сведения о полученной переадресовке, после чего выполняет доставку груза по новому адресу.

Возмещение расходов на переадресовку или возврат груза отправителю.

В соответствии с п. 66 ППГАТ расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя. При этом следует учитывать, что данная норма распространяется на правоотношения, предусмотренные главой 40 Гражданского кодекса РФ. Перевозчик, привлечённый для выполнения перевозки груза диспетчером (экспедитором), не фигурирующий в 10-ой графе транспортной накладной, не вправе обращаться к грузоотправителю с требованием о возмещении расходов на возврат или переадресовку груза. В подразделе “Выполнение переадресовки экспедитором (диспетчером)» разъясняется, что цена за доставку груза по новому адресу устанавливается соглашением сторон, либо в соответствии с положениями пункта 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.

При отдаче распоряжения о переадресовке грузоотправителем стороны договора перевозки могут заключить соглашение, в которое включить цену; такое соглашение не будет противоречить принципу свободы договора. Кроме того, включение в соглашение цены позволит отправителю и перевозчику избежать неожиданностей при калькуляции расходов на переадресовку или возврат груза.

Под расходами на переадресовку или возврат груза отправителю понимаются те затраты, которые фактически понёс перевозчик в процессе доставки груза по новому адресу. К ним относятся:

  • цена горюче-смазочных материалов;
  • амортизация транспортного средства;
  • заработная плата, суточные выплаты водителю;
  • плата за возмещения вреда дорогам (Платон).

Спорным остаётся вопрос о наличии у грузоотправителя обязанности возместить расходы перевозчика на уведомление об отказе получателя принять груз по независящим от перевозчика причинам (например, стоимость отправки телеграммы). Именно поэтому рекомендуется заключать соглашение во избежание предъявления к возмещению дополнительных трат.

Такая коварная переадресовка!

Хотя основным достоинством автомобильного транспорта является его гибкость, ярким проявлением которой является возможность легко переадресовать груз в пути следования, на практике переадресовка груза содержит в себе значительные риски для отправителя, получателя, перевозчика. Источником таких рисков являются крайне неудачные формулировки транспортного устава и правил перевозки грузов и многочисленные пробелы в них. К счастью, большую часть рисков можно снизить благодаря включению ряда условий в договоры, причем речь идет не только о договорах перевозки, но и о договорах поставки, купли-продажи и других договорах, предусматривающих доставку груза автомобильным транспортом.

Что же не так с нормативно-правовой базой?

Начнем с того, что Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «Устав») вообще не содержит общей нормы, позволяющей сторонам переадресовывать груз по своему желанию. Про переадресовку груза УАТ РФ «вспоминает» лишь в статье 15, посвященной выдаче груза, и говорит буквально следующее:

«В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его» (п. 3 ст. 15). Далее, пункт 4 отсылает регулирование «порядка» переадресовки к правилам перевозки грузов, а пункт 5 говорит о том, что расходы на переадресовку возмещаются грузоотправителем (об этой норме несколько позже).

В свою очередь, пункт 66 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, далее – «Правила») дублируют приведенные положения Устава, а пункт 67 уже устанавливает собственно порядок:

«Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке».

Кроме того, п. 28 Правил предписывает отражать переадресовку груза в транспортной накладной.

Трактуя данные нормы «по старинке» (т.е. без учета разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»), можно сделать ошибочный вывод, что транспортной законодательство предусматривает возможность переадресовки груза лишь в случае отказа получателя от приемки груза. Однако, такой вывод очевидно противоречит самому принципу свободы договора и пункту 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Косвенно нам об этом намекает формулировка пункта 28 Правил, который буквально говорит, что: «Изменение условий перевозки груза, в том числе изменение адреса доставки груза (переадресовка), в пути следования отмечается перевозчиком (водителем) в транспортной накладной» (т.е. пункт 28 Правил как бы невзначай напоминает, что переадресовка, вообще-то – частный случай изменения условий перевозки груза).

Таким образом, первым и главным недостатком нормативно-правового регулирования переадресовки является отсутствие общей нормы о том, что переадресовка возможна по соглашению сторон.

Второй вопрос – кто вправе дать указание о переадресовке груза. Из приведенных норм вроде бы однозначно следует, что указание о переадресовке груза должен дать грузоотправитель. Более того, именно грузоотправитель является стороной договора перевозки груза (ч. 1 ст. 785 ГК РФ), так кто ж еще может потребовать изменить договор, как ни его сторона?

Однако, на практике большинство грузоотправителей утрачивают реальный интерес к перевозке с момента вручения груза перевозчику, в отличие от грузополучателя, от которого чаще всего исходит инициатива переадресовки. Может ли он переадресовать груз? Из указанной нормы следует, что вроде бы нет.

Однако, зато грузополучатель вправе просить перевозчика выдать груз новому получателю. Это следует из пункта 3 статьи 40 Устава, озаглавленной «Порядок рассмотрения претензий к перевозчикам, фрахтовщикам» (кто бы мог подумать, что она окажется здесь?).

«Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован либо по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя выдан другому грузополучателю, претензия возвращается заявителю с указанием места, времени выдачи груза, лица, которому выдан груз, и лица, по заявлению которого проведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем или лицом, по заявлению которого проведена переадресовка или выдача груза» — говорит нам пункт 3 ст. 40 Устава.

То есть, получается, что переадресовать получатель не вправе, а вот изменить получателя – да. Хотя на практике замена получателя и переадресовка очень часто совпадают (иначе говоря, редко какая переадресовка обходится без замены получателя).

Наконец, последний вопрос, который остается открытым исходя из содержания Устава и Правил, это вопрос об оплате переадресовки груза. Пункт 5 ст. 15 Устава и пункт 66 Правил говорят лишь о расходах на переадресовку груза, которые возмещаются за счет грузоотправителя. А как же быть с оплатой? Ведь переадресовка, по сути, является услугой перевозчика. Может ли он требовать дополнительной провозной платы? Хотя логика говорит нам, что любая услуга должна быть оплачена (а не просто компенсированы расходы на её оказание), да и понятие «расходы» на переадресовку можно трактовать широко (включая в такие «расходы» дополнительную провозную плату за переадресовку). И, тем не менее, следует признать, что Устав дает здесь основания для неоднозначного толкования.

Пробелы нормативно-правового регулирования можно восполнить в договорах.

Благодаря уже упоминавшемуся Постановлению Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» (даже если бы это постановление было единственное, что осталось от ВАС РФ, он бы уже существовал не зря!), мы можем скорректировать неудобные положения Устава и Правил.

Как мы помним, согласно пункту 4 названного Постановления, «Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная. В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ».

Таким образом, поскольку Устав и Правила не содержат явно выраженного запрета на это, мы можем восполнить имеющиеся недостатки в договорах. Причем, речь идет не только о рамочных договорах, регулирующих порядок перевозки грузов, но и договорах поставки, купли-продажи, если доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика.

Возможные решения.

Первое, что нужно включить в договоры — общее правило о том, что стороны вправе в любое время до выдачи груза получателю переадресовать его. Это позволит исключить возражение недобросовестной стороны о том, что переадресовка может быть произведена только в случае отказа получателя от приемки груза со ссылкой на ч. 3 ст. 15 Устава, п. 66 Правил.

Далее, необходимо указание на то, кто вправе дать перевозчику указание о переадресовке груза. Здесь целесообразно предусмотреть право давать указание о переадресовке для грузополучателя, а также грузовладельца, «плательщика» или «заказчика перевозки» (если таковой имеется, ведь это достаточно распространенная ситуация в оптовой торговле, когда в качестве заказчика перевозки выступает посредник-перекупщик, который не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем). При этом, право на переадресовку груза нецелесообразно ограничивать согласием грузоотправителя. Дело в том, что в случае спора недобросовестная сторона (которая, как правило, никаких согласий не истребует), будет ссылаться на отсутствие согласия как на одно из доказательств того, что переадресовки вообще не было (довод не слишком сильный, но в случае с переадресовкой, как показывает практика, все мелочи важны, поскольку доказательств обычно не много).

Либо, если отправитель, все-таки, хочет контролировать процесс перевозки, и настроен самостоятельно решать, будет переадресовка или нет, нарушение этого права должно быть защищено, например, договорной неустойкой (скорее всего, штрафом) как к лицу, переадресовавшему груз без согласия стороны, так и к перевозчику, не убедившемуся в наличии такого согласия. Однако, такая строгость не всегда оправдана (например, если перевозок много и отправитель физически не в состоянии обрабатывать все запросы своевременно) и может скорее затруднить работу, чем дисциплинировать стороны.

Требования к форме указания о переадресовке. Чаще всего юристы стараются предусмотреть обязательную письменную форму заявления о переадресовке, однако, это не всегда целесообразно. Дело в том, что на практике водители и получатели не всегда оформляют переадресовки письменно. А если вы отправитель либо перевозчик (а именно отправители, которые несут обязанность по оплате переадресовки, и перевозчики, несущие риск утраты груза, наиболее заинтересованы в доказывании факта переадресовки), то установление письменной формы вам не выгодно – это лишит вас возможности ссылаться на свидетельские показания, тогда как предусмотрев устную форму вы откроете для себя и такой вариант. В связи с этим, имеет смысл предусмотреть возможность делать переадресовку груза в любой форме, в том числе устно, письменно, с помощью средств связи (по телефону, СМС, сети Интернет (в том числе с использованием мессенджеров электронной почты), посредством факсимильной связи, и так далее. Это «развяжет» вам руки в доказывании фактических обстоятельств. Да, это достаточно радикальный шаг, но, если вы не согласны с таким подходом, ответьте себе на вопрос честно: сможете ли вы реально обеспечить соблюдение требования о письменной форме переадресовки? Обеспечат ли его другие участники перевозки? Если хотя бы один из ответов отрицательный, лучше не предусматривать письменную форму указания о переадресовке. Кстати, в целях доказывания фактов переадресовки груза, которая производится чаще всего по телефону, перевозчикам целесообразно вести постоянную аудиозапись всех телефонных переговоров. И если таковая ведется, то целесообразно включить условие о возможности записи переговоров в договор тоже. Однако, лучше избегать включения в договор обязанности вести аудиозапись, безопаснее прямо обозначить, что это лишь право, иначе, в случае утраты аудиозаписи, такое условие будет однозначно работать против вас.

Здесь же следует отметить, что перевозчику целесообразно включить в договор условие о том, что если не доказано иное, то надлежащим доказательством переадресовки груза является соответствующая отметка водителя в транспортной накладной. Такая, с позволения сказать, «презумпция достоверности отметки перевозчика» косвенно следует из Устава и Правил, однако, имеет смысл дополнительно акцентировать на этом внимание сторон, предусмотрев прямо и недвусмысленно соответствующее условие в договоре.

Условия оплаты переадресовки. Для перевозчика здесь самое главное указать, что перевозчику причитается не только компенсация расходов, но и дополнительная провозная плата. Всем прочим участникам имеет смысл настаивать на указании, что оплату переадресовки производит сторона, давшая указание о ней. Грузоотправителю (который несет расходы на переадресовку в силу прямого указания Устава и Правил) целесообразно также включить в свои договоры условие о том, что если перевозчик предъявил расходы на переадресовку (а также, лучше указать, потребовал оплаты переадресовки) грузоотправителю, и грузоотправитель оплатил их, он вправе потребовать возмещения указанных расходов с лица, давшего указание о переадресовке (кстати, здесь вышеназванное условие о презумпции достоверности отметки перевозчика сыграет на руку и отправителю). Кроме того, целесообразно предусмотреть способ определения цены. Самый очевидный способ – указать, что плата за переадресовку груза рассчитывается исходя из установленной договором провозной платы пропорционально расстоянию по автомобильным дорогам между пунктом первоначальной выгрузки и пунктом, в который груз должен быть доставлен после переадресовки. Но возможны и другим варианты (отсылка к прайсу перевозчика, фиксированная оплата, и так далее).

Наконец, последнее, что важно отразить в договорах, это условие о том, что изменение получателя производится в том же порядке, что и переадресовка груза. Как мы помним, исходя из текста Устава это – не одно и то же. Такая оговорка позволит исключить попытки недобросовестной стороны «сыграть» на противоречиях в законодательстве.

Вывод.

Безусловно, предлагаемые решения не универсальны и каждый договор должен учитывать специфику конкретных правоотношений. Однако, зная описанные выше проблемы и подходы к их решению, найти адекватный вариант будет гораздо проще. Хотелось бы обратить внимание, что если перевозчик может «отшлифовать» свой договор (например, договор об организации перевозки грузов) и спокойно себе работать по нему, то грузоотправитель не может ограничиться лишь включением необходимых условий в договор с перевозчиком. Проработать вопрос с переадресовкой необходимо и в договорах, для исполнения которых выполняется перевозка (поставка, купля-продажа и т.д.). Ведь контрагенты поставщика не подписывают договор с перевозчиком, а значит, будут руководствоваться только Уставом и Правилами перевозки. В связи с этим, для предотвращения рисков грузоотправителя (равно как и т.н. «заказчика» или «плательщика» перевозки), нужна тщательно прорабатывать условия договоров со всеми возможными участниками перевозки, а не только с перевозчиком.

P.S. Кстати, отсутствие специальных условий о переадресовке может привести и к совершенно неожиданным выводам суда. Так, в одном из дел, когда перевозчик заявил о переадресовке груза, суд указал следующее:

«Согласно пункту 7.3 Договора все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

Таким образом, ссылки стороны Истца на электронную переписку, как на подтверждение согласования Сторонами стоимости услуг по перевозке груза и Поручением Ответчика (заказчика) по переадресации груза от ст. Лена до ст. Алдан не имеют правового значения, поскольку пунктом 7.3 Договора предусмотрена только письменная форма изменений и дополнений к договору, подписанных уполномоченными представителями обеих Сторон» (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2017 г. по делу № А56-41571/2017).

То есть, вполне стандартное условие договора о необходимости оформления всех изменений письменно за подписью представителей сторон дало суду повод по формальным основаниям отвергнуть реально имеющиеся у перевозчика доказательства переадресовки! И ведь обижаться не на кого: как уже говорилось, переадресовка – частный случай изменения договора перевозки, и суд из этого и исходил. Так что, вывод суда логически безупречен и лишний раз подтверждает главную мысль: правила переадресовки требуют конкретизации в договоре, иначе будете руководствоваться противоречивыми нормами Устава и Правил (и общими условиями договора из шаблона, о которых вы, навреное, даже забыли).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *