Парижская конференция по климату 2015

Итоги Парижской Конференции по изменению климата 2015

Работа 21-ой сессии Конференции ООН по изменению климата завершилась 12 декабря 2015 года в Париже принятием нового соглашения по климату. Казалось бы, встреча прошла результативно. Президент Франции Ф. Олланд назвал итоги конференции «мирной революцией в борьбе с изменением климата». Удачными переговоры можно назвать по следующим причинам. Впервые в переговорах и принятии соглашения приняли участие все 195 стран. Обязательства по сокращению выбросов были выработаны участниками самостоятельно с учётом существующих условий и будущих перспектив, что в отличие от централизованно установленных квот, более гибкий механизм, без диктата со стороны. Наконец, были поставлены более амбициозные цели и задачи, включая недопущение повышения температуры выше 1,5°С вместо предыдущих 2°С.

Однако, не лишним будет поразмышлять, о чем именно договорились участники конференции по климату и принесет ли это какие-либо плоды в будущем? Вопрос этот достаточно спорный: парижская конференция оставила много разногласий и противоречий. Возможно ли, что компромисс в виде соглашения был важен лишь для того, чтобы конференция, на которую возлагалось столько надежд, не оказалась провальной, как и некоторые предыдущие этапы?

Ход переговоров

Вопрос о добровольном или обязательном принятии обязательств по снижению выбросов, а также порядок пересмотра в сторону увеличения показателей по снижению выбросов стал краеугольным камнем переговоров в Париже. До начала конференции более 180 стран, выбросы которых составляют свыше 90% от мирового уровня, подали свои заявки по уровню сокращения выбросов, который они планируют достигнуть к 2020 г. Это гораздо больше заявок, чем ожидалось (подробно с ними можно ознакомиться на сайте конференции). Ряд аспектов, включая ответственность за финансирование проектов по снижению выбросов парниковых газов, вклад развивающихся стран и принцип общей, но дифференцированной ответственности за изменение климата также вызвали жаркие дебаты. Поэтому не оказалось сюрпризом, что лишь отдельные, в основном процедурные элементы нового соглашения по климату стали обязательными для сторон. Это было выгодно, в том числе для того, чтобы соглашение впоследствии было подписано и ратифицировано США, где идея брать на себя жёсткие правовые обязательства по сокращению выбросов смотрелась утопично.

Много рабочих вопросов было отложено для обсуждения на будущих конференциях. Не стоит забывать, что парижское соглашение вступит в силу, только если оно будет ратифицировано достаточным числом стран. В частности, для вступления в силу соглашение требует подписания 55-ю странами, ответственными за суммарный объем по выбросам парниковых газов более 55%.

Достигнутые договоренности

Участники нового парижского соглашения договорились не допустить повышения мировой температуры выше 1,5°С. Новая цель выглядит еще более амбициозной чем звучавшие до начала конференции 2°С. Однако именно борьба с глобальным потеплением и предотвращение катастрофических последствий повышения температуры (особенно для островных государств) представляет собой смысл всех усилий по сокращению выбросов парниковых газов. Соглашение предусматривает проведение анализа ситуации по уровню выбросов и общего прогресса выполнения взятых в Париже обязательств в 2018 году с последующим мониторингом каждые 5 лет.

Дебаты и непрекращающиеся переговоры участников на разном уровне в течение последних четырёх лет увенчались тем, что новое соглашение практически полностью смыло границу, разделявшую развитые и развивающиеся страны и их вклад в предотвращение изменения климата. Альтернативной стала схема, где объединены усилия всех без исключения стран по борьбе с изменением климата. Однако принципиальный акцент был сделан на особую роль развитых стран, которые своим примером должны мотивировать остальные страны. Таким образом, каждая страна-участница нового соглашения будет вносить свой собственный вклад в борьбе с изменением климата с условием о постепенном увеличении планки. Отчётность сводится к тому, что участники соглашения постоянно сообщают об уровне своих выбросов, а мониторинг ведется на международном уровне. В результате был сделан переход от принципа «общей, но дифференцированной ответственности» государств к принципу «общей, равной ответственности» (common responsibility).

Страны-участники переговоров также поддержали идею, что государства самостоятельно должны представлять свои программы по уровню сокращения выбросов, который планируется достигнуть к 2020 г., внося свой вклад в их общее уменьшение (nationally determined contributions). Таким образом, процедура установления показателей снижения выбросов на национальном уровне является обязательной для государств, однако никаких обязательств достигнуть этих показателей и санкций за их нарушение на международном уровне юридически так и не было закреплено. Это означает, что достигнутые договорённости в какой-то степени носят скорее политический, чем правовой характер. Выполнение показателей по снижению выбросов поручено контролировать и комитету экспертов, который будет выполнять скорее стимулирующую, чем карательную роль. Об итогах комитет будет ежегодно докладывать на очередных конференциях по климату. Также новое соглашение по климату предусматривает переучет плановых показателей государств по сокращению выбросов в случае их успешного выполнения. В частности, выделяется два взаимосвязанных процесса. Первый — «глобальный переучет» (global stocktake) для оценки коллективных усилий по достижению долгосрочных целей (один из них пройдёт в 2023 г.). Второй – подача новых заявок с новыми показателями по сокращению выбросов с учётом итогов глобального переучета.

Вопрос финансирования — главным образом, проектов по сокращению выбросов, — стал одним из самых обсуждаемых на конференции в Париже. Особенно остро звучали дебаты о продлении существующих обязательств развитых стран по финансированию проектов в развивающихся странах, опять же по причине потенциальных рисков с ратификацией нового соглашения Сенатом США. Другой проблемой стал вопрос о размере финансовых ресурсов для мобилизации и инвестирования в проекты по снижению выбросов. Соглашение предусматривает, что развитым странам следует продолжать финансирование мер по снижению выбросов СО2 в развивающихся странах, а остальные могут участвовать в финансировании на добровольной основе. В ходе переговоров было решено продлить действие обязательства по привлечению $100 млрд в год на поддержку мер по сокращению выбросов в развивающихся странах до 2025 года с перспективой постановки более амбициозных целей в будущем. Развитые страны вышли с коллективным предложением $19 млрд для развития проектов по сокращению выбросов в развивающихся странах. Особенно активно в обсуждении участвовали США, которые заявили о возможности удвоить свой вклад к 2020 году, предложив $800 млн в год. в общий Фонд (Green Climate Fund).

Часть положений парижского соглашения по климату была посвящена рынкам торговли разрешениями на выбросы парниковых газов (углеродным рынкам), которые обсуждались в моем предыдущем посте. Хотя соглашение не ставит во главу угла рыночный подход для сокращения выбросов, в нем упоминается возможность передачи (торговли) квотами на мировом уровне для реализации национальных показателей по сокращению выбросов. Однако, особо отмечается проблема двойного учёта показателей. Механизмы контроля еще предстоит разработать. Соглашение также предусматривает создание новой платформы международной торговли квотами на выбросы, которая стала бы «преемником» довольно успешного механизма чистого развития (clean development mechanism) по Киотскому протоколу. Конкретные меры будут разработаны уже на следующей конференции участников.

Примечательно, что к соглашению в Париже пришли на 24 часа позже официального окончания конференции, что свидетельствует о том, что дискуссия была непростой. Однако французские власти, ответственные за проведение конференции, на которую возлагалось столько надежд, позволили ей завершиться относительно удачно. Парижское соглашение будет открыто для подписания в 22 апреля 2016 г.

Выводы

Парижскую конференцию и соглашение по климату можно считать смелым шагом вперед в борьбе с изменением климата и прогрессом на пути к низкоуглеродной экономике и новому будущему.

Понятно, что конференция должна была завершиться результативно, ведь проблема снижения выбросов парниковых газов не может откладываться вечно. Однако, договорённости в Париже выглядят малообещающими. Ситуация похожа на то, что сторонам было важно хоть что-то подписать: соглашение ради соглашения. Поэтому и программы по сокращению выбросов страны представляют на добровольной основе, а никаких жёстких обязательств и квот, никаких полноценных механизмов по обеспечению и контролю на международном уровне так и не появилось. Все это выглядит как политические заявления, нежели чем международный правовой механизм. Провал это или нет, покажет время. Очевидным остается только одно: решать глобальные проблемы необходимо глобально: совместными усилиями, жёсткими методами и на международном уровне.

ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919-1920

ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919-1920 годов — международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне.

По­сле под­пи­са­ния в сентябре-но­ябре 1918 года пе­ре­ми­рий с Бол­га­ри­ей (29 сентября), Тур­ци­ей (30 октября; смотреть Муд­рос­ское пе­ре­ми­рие 1918 года), Ав­ст­ро-Венг­ри­ей (3 но­ября) и Гер­ма­ни­ей (11 но­ября; смотреть Ком­пь­ен­ское пе­ре­ми­рие) стра­ны Ан­тан­ты ста­ли ус­ко­рен­но го­то­вить­ся к пред­стоя­щей мир­ной кон­фе­рен­ции. Про­ве­де­ние пар­ла­мент­ских вы­бо­ров в Ве­ли­ко­бри­та­нии 14.12.1918 года (Д. Ллойд Джордж стре­мил­ся уп­ро­чить своё внут­ри­по­ли­тич. по­ло­же­ние до на­ча­ла пе­ре­го­во­ров) и вскрыв­шие­ся про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду дер­жа­ва­ми при­ве­ли к от­сроч­ке её со­зы­ва. Вер­хов­ный со­вет Ан­тан­ты (ВСА) ог­ла­сил по­ве­ст­ку дня Парижской мирной конференции 12.1.1919 года: соз­да­ние Ли­ги На­ций (ЛН), во­прос о ре­па­ра­ци­ях, про­бле­мы но­вых го­су­дарств, тер­ри­то­ри­аль­ные во­про­сы, судь­ба ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний. То­гда же со­стоя­лась пер­вая встре­ча глав стран-по­бе­ди­тель­ниц, на ко­то­рой был оп­ре­де­лён по­ря­док ра­бо­ты кон­фе­рен­ции. Фор­маль­но ре­ше­ния по всем во­про­сам долж­ны бы­ли при­ни­мать­ся на пле­нар­ных за­се­да­ни­ях Парижской мирной конференции, од­на­ко фак­ти­че­ски этим за­ни­мал­ся Со­вет де­ся­ти, со­сто­яв­ший из глав пра­ви­тельств (США пред­став­лял пре­зи­дент, Япо­нию — гэн­ро) и ми­ни­ст­ров иностранных дел пя­ти ве­ду­щих дер­жав — Ве­ли­ко­бри­та­нии (Ллойд Джордж, А. Дж. Баль­фур), Фран­ции (Ж. Кле­ман­со — председатель Парижской мирной конференции, С. Пи­шон), США (Т. В. Виль­сон, Р. Лан­синг), Ита­лии (В.Э. Ор­лан­до, С. Сон­ни­но) и Япо­нии (Сай­онд­зи Ким­мо­ти, Ма­ки­но Но­буа­ки). На Парижской мирной конференции ра­бо­та­ли свыше 50 ко­мис­сий и под­ко­мис­сий, раз­ра­ба­ты­вав­шие отдельные по­ло­же­ния мир­ных до­го­во­ров. Ру­ко­во­дил ими Со­вет пя­ти (ми­ни­ст­ры иностранных дел пя­ти ве­ду­щих дер­жав). В мар­те 1919 года Со­вет де­ся­ти был за­ме­нён Со­ве­том че­ты­рёх, вклю­чав­шим лишь глав пра­ви­тельств ев­ропейских го­су­дарств и США (Япо­ния, не за­ин­те­ре­со­ван­ная в де­лах Ев­ро­пы, не при­ни­ма­ла в нём уча­стия), а Со­вет че­ты­рёх в ию­ле 1919 года сме­нил Со­вет глав де­ле­га­ций, дей­ст­во­вав­ший до окон­ча­ния Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции.

По же­ла­нию Фран­ции официальное от­кры­тие кон­фе­рен­ции бы­ло при­уро­че­но к да­те про­воз­гла­ше­ния Германской им­пе­рии в Зер­каль­ном за­ле Вер­саль­ско­го двор­ца 18.1.1871 года. В Парижской мирной конференции при­ня­ли уча­стие 27 го­су­дарств (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, США, Ита­лия, Япо­ния, Бель­гия, Бо­ли­вия, Бра­зи­лия, Гре­ция, Гва­те­ма­ла, Гаи­ти, Хид­жаз (с 1932 года Са­удовская Ара­вия), Гон­ду­рас, Ки­тай, Ко­ро­лев­ст­во сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев (КСХС; с 1929 года Юго­сла­вия), Ку­ба, Ли­бе­рия, Ни­ка­ра­гуа, Па­на­ма, Пе­ру, Поль­ша, Пор­ту­га­лия, Ру­мы­ния, Си­ам (с 1939 года Таи­ланд), Уруг­вай, Че­хо­сло­ва­кия, Эк­ва­дор), 4 британских до­ми­нио­на (Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Но­вая Зе­лан­дия, Южно-Африканский Со­юз (с 1961 ЮАР)) и Ин­дия. Ра­бо­чим язы­ком Парижской мирной конференции на­ряду с фран­цуз­ским был анг­лий­ский (Виль­сон и Ллойд Джордж не го­во­ри­ли по-фран­цуз­ски), что яв­ля­лось нов­ше­ст­вом в ме­ж­ду­народной прак­ти­ке. По основным во­про­сам на Парижской мирной конференции раз­го­ре­лась ост­рая ди­пло­ма­тическая борь­ба. Виль­со­ну уда­лось до­бить­ся пер­во­оче­ред­но­го рас­смот­ре­ния во­про­са об Ус­та­ве ЛН (со­став­лен к 11 апрелю, при­нят 28 апреля), од­на­ко его пред­ло­же­ния об уч­ре­ж­де­нии Ме­ж­ду­народного ар­бит­ра­жа и Ме­ж­ду­народного су­да бы­ли от­кло­не­ны Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей. Французское пред­ло­же­ние о соз­да­нии при ЛН ме­ж­ду­народных воо­руженных сил на­толк­ну­лось на анг­ло-американскую оп­по­зи­цию и не бы­ло при­ня­то. Ини­циа­ти­ва Япо­нии о вклю­че­нии в Ус­тав ЛН ста­тьи о «ра­вен­ст­ве рас» (тем са­мым она рас­счи­ты­ва­ла до­бить­ся об­лег­че­ния им­ми­гра­ции япон­цев в США) бы­ла от­верг­ну­та американской де­ле­га­ци­ей, со­гла­сив­шей­ся вме­сто это­го на пе­ре­да­чу Япо­нии китайской провинции Шань­дун. По про­бле­ме ре­па­ра­ций, ко­то­рые пла­ни­ро­ва­лось воз­ло­жить на Гер­ма­нию, Фран­ция вы­сту­пи­ла про­тив ус­та­нов­ле­ния их об­щей сум­мы на ос­но­ве германской пла­тё­же­спо­соб­но­сти, счи­тая, что эта сум­ма бу­дет за­ни­жен­ной. По на­стоя­нию британской де­ле­га­ции в со­став ре­па­ра­ций, под ко­то­ры­ми из­на­чаль­но по­ни­ма­лись убыт­ки, при­чи­нён­ные гражданскому на­се­ле­нию, бы­ли вклю­че­ны пен­сии вдо­вам и ве­те­ра­нам вой­ны, что су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­ло их объ­ём. В ка­че­ст­ве пра­во­вой ос­но­вы для тре­бо­ва­ния вы­пла­ты ре­па­ра­ций бы­ла раз­ра­бо­та­на ста­тья о «пол­ной и не­ос­по­ри­мой от­вет­ст­вен­но­сти» Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков за раз­вя­зы­ва­ние вой­ны. В це­лом про­бле­ма ре­па­ра­ций не по­лу­чи­ла раз­ре­ше­ния на Парижской мирной конференции, её даль­ней­шее об­су­ж­де­ние бы­ло пе­ре­да­но в Ре­па­рационную ко­мис­сию (соз­да­на в январе 1920 года). Серь­ёз­ные про­ти­во­ре­чия вы­звал во­прос о но­вых гра­ни­цах Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков. Французское тре­бо­ва­ние от­де­ле­ния ле­во­го бе­ре­га Рей­на от Гер­ма­нии не по­лу­чи­ло под­держ­ки со сто­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии и США, ко­то­рые убе­ди­ли Фран­цию от­ка­зать­ся от не­го в об­мен на анг­ло-американские га­ран­тии безо­пас­но­сти на слу­чай не­спро­во­ци­ро­ван­ной германской аг­рес­сии, а так­же на временную ок­ку­па­цию ле­во­го бе­ре­га Рей­на (сро­ком на 15 лет) и де­ми­ли­та­ри­за­цию 50-ки­ло­мет­ро­вой зо­ны на его пра­вом бе­ре­гу. Ком­про­мисс­ное ре­ше­ние бы­ло при­ня­то по про­бле­мам Са­ар­ской области (в соб­ст­вен­ность Фран­ции пе­ре­шли уголь­ные ме­сто­ро­ж­де­ния; са­ма об­ласть бы­ла вре­мен­но от­де­ле­на от Гер­ма­нии и пе­ре­да­на под управ­ле­ние ЛН) и «поль­ско­го ко­ри­до­ра», от­де­лив­ше­го Восточную Прус­сию от ос­таль­ной Гер­ма­нии (его основная часть пе­ре­да­на Поль­ше; Дан­ци­гу (ны­не Гданьск) пре­дос­тав­лен ста­тус «воль­но­го го­ро­да» под управ­ле­ни­ем ЛН). Ост­рые про­ти­во­ре­чия вы­зва­ли во­про­сы, свя­зан­ные с оп­ре­де­ле­ни­ем гра­ниц ме­ж­ду Ита­ли­ей и КСХС (из-за не­же­ла­ния других дер­жав пе­ре­да­вать город Фиу­ме (ны­не Рие­ка, Хор­ва­тия) Ита­лии Ор­лан­до и Сон­ни­но в апреле 1919 года по­ки­ну­ли Парижскую мирную конференцию), Поль­шей и Че­хо­сло­ва­ки­ей (из-за Те­шин­ской Си­ле­зии), Бол­га­ри­ей и Гре­ци­ей (из-за Западной Фра­кии) и другие. Часть из них в по­сле­дую­щем бы­ла ре­ше­на Кон­фе­рен­ци­ей по­слов (фак­ти­че­ски дей­ст­во­ва­ла с 28.7.1919 года как Меж­со­юз­ническая ко­мис­сия по кон­тро­лю за ис­пол­не­ни­ем мир­ных до­го­во­ров в рам­ках Со­ве­та глав де­ле­га­ций; при­об­ре­ла фор­маль­ный ста­тус по­сле окон­ча­ния Парижской мирной конференции). Ко­ло­ни­аль­ный во­прос Парижская мирная конференция ре­ши­ла по­сред­ст­вом со­зда­ния сис­те­мы ман­дат­ных тер­ри­то­рий (эта идея ак­тив­но об­су­ж­да­лась в Ве­ли­ко­бри­та­нии во вре­мя вой­ны, 16.12.1918 года сфор­му­ли­ро­ва­на в пам­фле­те Я.Х. Смэт­са «Ли­га На­ций: прак­ти­че­ские пред­ло­же­ния»; при­ня­та на Парижской мирной конференции в кон­це января 1919 года). Ман­да­ты на управ­ле­ние тер­ри­то­рия­ми, вхо­див­ши­ми в со­став Гер­ман­ской ко­ло­ни­аль­ной им­пе­рии, бы­ли рас­пре­де­ле­ны 6-7.5.1919 года (во­прос о ман­да­тах на управ­ле­ние бывшими вла­де­ния­ми Ос­ман­ской им­пе­рии ре­шён на кон­фе­рен­ции в Сан-Ре­мо 19-26.4.1920 года). Ак­тив­но об­су­ж­дал­ся на Парижской мирной конференции и от­сут­ст­во­вав­ший в по­ве­ст­ке дня «русский во­прос». США и Ве­ли­ко­бри­та­ния, го­то­вые в от­ли­чие от Фран­ции пой­ти на ком­про­мисс с Советской Рос­си­ей, вы­сту­пи­ли с пла­на­ми про­ве­де­ния кон­фе­рен­ции с уча­сти­ем всех пра­ви­тельств, дей­ст­во­вав­ших на тер­ри­то­рии бывшей Российской им­пе­рии (но­та 22.1.1919 года о кон­фе­рен­ции на Прин­це­вых островах, Бул­ли­та мис­сия 1919 года). Од­на­ко с на­чав­шим­ся в мар­те 1919 года на­сту­п­ле­ни­ем ар­мии А.В. Кол­ча­ка по­зи­ции западных дер­жав уже­сто­чи­лись. 10.10.1919 года бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о пе­ре­хо­де к пол­ной эко­но­мической бло­ка­де РСФСР.

Пред­ста­ви­те­ли по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств не при­ни­ма­ли уча­стия в Парижской мирной конференции. Ус­ло­вия мир­но­го до­го­во­ра бы­ли со­об­ще­ны германской де­ле­га­ции лишь 7.5.1919 года (её воз­ра­же­ния Ан­тан­та уч­ла в не­зна­чительной сте­пе­ни; главного ус­туп­ка, сде­лан­ная Гер­ма­нии, — про­ве­де­ние пле­бис­ци­та в Верх­ней Си­ле­зии, а не пря­мая пе­ре­да­ча этой тер­ри­то­рии Поль­ше). По ре­зуль­та­там ра­бо­ты Парижской мирной конференции бы­ли под­пи­са­ны Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919 года (28 ию­ня), Сен-Жер­мен­ский мир­ный до­го­вор 1919 года (10 сентября), Нёй­ис­кий мир­ный до­го­вор 1919 года (27 но­ября), под­го­тов­лен ряд по­ло­же­ний Триа­нон­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1920 года (под­пи­сан 4 ию­ня) и Севр­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1920 года (10 августа). По­сле ра­ти­фи­ка­ции Вер­саль­ско­го мир­но­го до­го­во­ра и на­ча­ла ра­бо­ты ЛН (10.1.1920) Парижская мирная конференция фор­маль­но пре­кра­ти­ла ра­бо­ту, а ВСА был рас­пу­щен. Фак­ти­че­ски ВСА про­дол­жил дея­тель­ность в ка­че­ст­ве Лон­дон­ской кон­фе­рен­ции (12.2-10.4.1920), об­су­див­шей по­ло­же­ния мир­ных до­го­во­ров с Венг­ри­ей и Тур­ци­ей, и в ви­де по­сле­дую­щих меж­со­юз­нических кон­фе­рен­ций (в Сан-Ре­мо, Хи­те, Бу­ло­ни и другие).

Исторические ис­точники:

Lansing R. The Peace negotiations: a personal narrative. Boston; N. Y., 1921;

Miller D. H. My diary at the Conference of Paris. N. Y., 1924. Vol. 1-21;

Ар­хив пол­ков­ни­ка Хау­за. М., 1939-1941. Т. 3-4;

Papers relating to the foreign relations of the United States. 1919. Paris Peace Conference. Wash., 1942-1947. Vol. 1-6, 8-12;

Тар­дье А. Мир. М., 1943;

Ни­коль­сон Г. Как де­лал­ся мир в 1919 г. М., 1945;

Итоги Парижской конференции по изменению климата

Профессор кафедры мировой экономики Владимир Горбанёв о Парижской конференции по изменению климата, достигнутом в ходе встречи соглашении и препятствиях на пути его реализации, а также о роли России в переговорном процессе по климатической проблематике.

Крупнейшим событием эколого-политического характера в прошедшем 2015 г., безусловно, явилась Парижская конференция по изменению климата. Однако в отличие от предыдущих конференций, сыгравших более скромную роль в деле борьбы с изменением климата, эта конференция оказалась в тени сирийских событий и слабо освещалась как в мировой, в том числе российской прессе, так и на информационном портале МГИМО.

Мне уже не раз приходилось писать, что практически все страны подтвердили стокгольмское решение об удержании глобальной приземной температуры в пределах Д.Г.Н.2°С. Превышение этой температуры грозит серьезными геоэкологическими катастрофами. Канкунская конференция (2010 г.) приняла пакет документов под общим названием «Долгосрочные меры сотрудничества» — это прообраз будущего соглашения, фактически это решения переходного периода от старого формата Киотского протокола, срок действия которого завершился в 2012 г, к новому глобальному соглашению.

Серьезную дискуссию вызвал вопрос о будущем Киотского протокола. Многие развивающиеся страны настаивали на его продлении, поскольку Протокол не накладывает на них никаких обязательств, и вся тяжесть обязательств ложится на развитые страны. Но именно по этой же причине развитые страны больше не намерены продлевать Киотский протокол. Россия также выступила против продления Протокола на второй период. Киотский протокол, по подсчетам экспертов, мог снизить глобальные выбросы только на 5,2%, поэтому Протокол всегда и рассматривался, как «пилотный», и свою миссию он в значительной мере выполнил. Но чтобы остановить процесс потепления хотя бы в пределах двух градусов, необходимо, чтобы предельные глобальные выбросы сократились на 80% к 2050 г. Это крайне сложная задача, требующая глобального перехода на инновационные энергосберегающие технологии, на альтернативные источники энергии. Только в этом случае можно будет добиться, чтобы не произошли необратимые изменения в глобальной климатической системе

Последние решения конференции в Дохе (Катар, 2012 г.) заложили основу для более амбициозных международных действий против изменения климата в краткосрочной перспективе, открыли путь к заключению в 2015 г. нового глобального соглашения по климату на период с 2020 г. На встрече в Катаре российская делегация заявила, что будет всячески содействовать заключению нового глобального соглашения, но участвовать в реализации второго этапа Киотского протокола не намерена.

С целью заключения нового глобального соглашения по климату, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу, во Франции с 30 ноября по 12 декабря 2015 г. прошла 21-я конференция, проводимая в рамках Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР 21) и 11-я — в рамках совещания сторон по Киотскому протоколу (CRP-11). Главная задача конференции — подписание международного соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2°C. Затянувшееся на две недели мероприятие закончилось неожиданным и практически единогласным подписанием совместного договора по борьбе с глобальным потеплением — его приняли 195 стран из 198 участвующих. Многие эксперты и политические деятели подчеркивали колоссальный контраст с Копенгагенской конференцией 2009 г., где все закончилось «хаосом и встречными обвинениями», назвав СОР21 первой удачной экологической конференцией после Конференции в Рио в 1992 г.

186 стран из числа подписавших договор уже разработали индивидуальные планы по борьбе с глобальным потеплением. Парижское соглашение, имеющее официальное название «Рамочная конвенция об изменении климата», призвано прийти на смену Киотскому протоколу в период после 2020 г. Несмотря на то, что оно было одобрено 12 декабря 2015 г. на Всемирной конференции ООН, официально для подписания оно будет открыто только весной следующего года. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке планируется провести соответствующую церемонию высокого уровня 22 апреля 2016 г. «Соглашение вступит в силу после того, как оно будет ратифицировано 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов», — говорится в документе.

Попробуем сформулировать основные достижения принятого Соглашения:

  1. Удержание роста температуры в пределах 1,5°С. Это будет достигнуто с помощью дотаций развивающимся странам на развитие экологически чистых источников энергии и сокращение добычи полезных ископаемых, применение новейших технологий.
  2. Все развивающиеся страны публично предоставили свои национальные взносы, предназначенные для сокращения выбросов в ближайшие 20 лет. За неисполнение обязательств правительства могут быть привлечены к ответственности.
  3. Подписан документ о поддержке развития возобновляемых источников энергии. Всемирные банки подписали соглашение о кредитовании низкоуглеродных энергетических проектов, в том числе проектов на развитие энергии солнца и ветра.
  4. С 2020 г. развитые страны, а также Китай и Сингапур обязались предоставлять 100 млрд долл. в год для слаборазвитых стран, чтобы помочь им адаптироваться к изменению климата. Часть денег будет выделена Зеленым климатическим фондом, который наполовину контролируется развивающимися странами.

Однако не все так радужно и идеально. Российские и зарубежные эксперты подчеркивают, что имеется немало нюансов, представляющих собой подводные камни на пути выполнения Соглашения по климату. Попробуем сформулировать основные. Я их объединил в три группы:

  1. В прописывании обязательств часто встречаются неточности, недоговоренности, двусмысленные формулировки, дающие возможность странам уклониться от своих обязательств; гарантии в размере 100 млрд долл. вступят в силу только в 2020 г., а конкретные действия нужны уже сегодня, так как климат к тому времени может измениться весьма существенно. Для развитых стран нет никакой юридической ответственности за неоказание помощи бедным странам. Этот вопрос аккуратно обходится стороной.
  2. Другой крупный минус Соглашения заключается в том, что страны не называют конкретных временных рамок по сокращению выбросов, что может привести к трехградусному потеплению. И даже еще выше. Чтобы этого не произошло, развитые страны должны полностью сократить выбросы до нуля во второй половине нашего века, что весьма проблематично.
  3. Большинство соглашений защищает крупный бизнес и разрушает мелкий. «Зеленая экономика» ставит во главу угла торговлю углеродом — политику, которую не принимают мелкие фермеры. Все заработанные таким образом деньги вряд ли достанутся бедному населению. И здесь мы подходим к известному противостоянию глобализации в лице крупных ТНК и бедных развивающихся стран.

Так что на пути к реализации Соглашения еще встретится немало трудностей, но будем оптимистами и надеяться на лучшее.

В целом Соглашение, подписанное в Париже, полностью удовлетворило Россию. Еще на открытии переговоров в Париже 30 ноября президент РФ Владимир Путин заявил, что «в независимости от исхода международной климатической конференции и даже в случае ее провала Россия все равно к 2030 г. уменьшит вредные выбросы до показателя 70% от базового уровня 1990 г. Россия продолжит вносить вклад в совместные усилия по предотвращению глобального потепления», — сказал В.Путин. Он добавил, что этого Россия будет добиваться за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий. По оценкам экспертов, благодаря добавкам на основе углеродных нанотрубок только в России эмиссию углекислого газа можно сократить на 160-180 млн тонн в предстоящие пятнадцать лет.

Также В.Путин отметил важность того, что в Парижском соглашении зафиксирована важная роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами и многое делает для сохранения легких планеты.

«Все переговорные позиции России были учтены», — заявил ТАСС министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Он отметил, что в средне- и долгосрочной перспективе планируются серьезные инвестиционные вливания в развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). «До 2035 года мы планируем привлечь в сектор ВИЭ 53 млрд долл», — сказал С. Донской. Министр напомнил, что около половины всех новых энергетических мощностей в России — это гидроэлектростанции, атомные электростанции и станции ВИЭ. По оценкам экспертов, суммарный потенциал альтернативных источников оценивается в объеме около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год. «В ближайшее время в России будет введено более 1,5 ГВт солнечной генерации», — сообщил С.Донской. По уровню выбросов СО2 Россия входит в первую пятерку, однако идет далеко позади Китая, США, Индии и ЕС, являющихся главными «загрязнителями» планеты.

Эксперты подметили интересный момент: выделение развитыми странами 100 млрд долл. на решение экологических проблем развивающимся странам, может позволить часть этих средств заработать России. Это возможно, например, в случае реализации проекта азиатской энергетической супер-сети, которая бы соединила энергосистемы России, Китая, Японии, Кореи, Монголии и других стран, и позволила бы осуществлять перетоки энергии ГЭС на Востоке России в Азию.

Энергетика является одним из основных источников парниковых газов — на ее долю приходится около 37% общего объема выбросов, и что в азиатско-тихоокеанском регионе к 2030 г. прогнозируется почти двукратный рост спроса на электроэнергию. Россия располагает вторыми по размеру в мире гидроэнергетическими ресурсами, которые используются только лишь на 20%, и основная часть российского неиспользованного гидропотенциала сосредоточена на Востоке страны, вблизи к азиатским странам. «ГЭС не создают выбросы парниковых газов, себестоимость производимой энергии невысокая, гидростанции способны обеспечить стабильный уровень поставок электроэнергии, позволив активнее использовать энергию ветряных и солнечных станций, зависящих от погоды. Именно на гидроэнергетику с учетом преимущественно холодного климата стоит делать ставку России, которая не столь богата другими альтернативными источниками энергии, как, например, ветровая и солнечная энергетика, на которые делают ставку Европа, США и Китай. Российские поставки позволят частично покрыть растущий спрос на электроэнергию в Азии, избежав строительства новой «грязной» генерации, что ограничит рост эмиссии парниковых газов в Азии и внесет вклад в борьбу с изменением климата. Представители России ведут переговоры с КНР, Японии и Кореей об инвестициях в строительство и линий электропередач для новой супер-сети.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал государства немедленно начать работу по выполнению заключенного в Париже Соглашения по климату. Выступая на церемонии закрытия конференции COP21, глава ООН назвал выработанное соглашение «триумфом для людей и планеты». Генсек подчеркнул, что страны условились удерживать глобальный рост температуры ниже 2 градусов по Цельсию. «А признавая риск серьезных последствий, вы согласились далее пытаться ограничить повышение температуры до 1,5 градусов», — отметил Пан Ги Мун. Это условие, по его словам, особенно важно для народов Африки, малых островных государств и наименее развитых стран, сообщили в ООН.

Парижское климатическое соглашение является победой, в том числе, российской дипломатии, так как многие положения документа были внесены российскими переговорщиками, считает руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин: «Во-первых, в соглашении много внимания уделяется лесам, что изначально было нашей позицией. Во-вторых, России удалось добиться полной универсальности соглашения в части охвата, единого механизма устойчивого развития для всех стран, как развитых, так и развивающихся», — подчеркнул А.Кокорин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *