Палата адвокатов

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

Структура Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Адвокатская палата — это негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Законом об адвокатуре. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ) была образована на первом Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 г., ее местонахождением определен г. Москва. Съезд избрал Совет ФПА в составе 28 членов. На своем первом заседании Совет избрал президента (Семеняко Е.В.) и трех вице-президентов (Галоганов А.П., Калитвин В.В., Сорокин Ю.Г.).

17 марта 2003 г. в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании «Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации». Разработан и утвержден геральдический знак — эмблема Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. В мае 2003 г. подобран офис по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, 43. Был сформирован аппарат сотрудников (исполнительный директор, советники президента, бухгалтер, специалисты, заведующая приемной, помощник президента, водители); Приобретено необходимое имущество и транспорт. Налажена факсимильная и телефонная связь с адвокатскими палатами субъектов РФ.

Высшим органом ФПА РФ является Всероссийский съезд адвокатов, коллегиальным исполнительным органом — Совет ФПА РФ.

Согласно ст. 38 Закона об адвокатуре имущество ФПА РФ формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов является собственником данного имущества. К затратам на общие нужды ФПА РФ относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов, компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата ФПА РФ, материальное обеспечение деятельности ФПА РФ адвокатов и иные расходы, предусмотренные сметой Федеральной палаты адвокатов.

Всероссийский съезд адвокатов

Всероссийский съезд адвокатов созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.

Всероссийский съезд адвокатов:

  1. принимает устав Федеральной палаты адвокатов;
  2. принимает кодекс профессиональной этики адвоката;
  3. утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;
  4. формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;
  5. определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат;
  6. утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
  7. утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
  8. избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;
  9. утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов;
  10. утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;
  11. определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;
  12. осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты адвокатов один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет Федеральной палаты адвокатов:

  1. избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;
  2. представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в Российской Федерации и за рубежом;
  3. координирует деятельность адвокатских палат;
  4. содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;
  5. защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
  6. участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;
  7. организует информационное обеспечение адвокатов;
  8. обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;
  9. занимается методической деятельностью;
  10. созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;
  11. распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества;
  12. осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Заседания Совета проводятся регулярно при необходимом кворуме согласно требованиям Закона об адвокатуре и Устава Федеральной палаты адвокатов. В соответствии с Уставом ФПА предусматривалась возможность участия в них всех желающих президентов адвокатских палат. По результатом заседаний готовились информационные письма, а также положения и решения Совета, которые направлялись в палаты субъектов РФ, а также выставлялись на Интернет сайте ФПА.

Ряд заседаний Совета, а также совещаний проводятся с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Минюста России, на которых обсуждались вопросы, представлявшие взаимный интерес, в частности, по оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, по рассмотрению предложений адвокатских палат о внесении поправок в Федеральный закон об адвокатуре, по применению в адвокатских образованиях контрольно-кассовых аппаратов и др.

В соответствии с Уставом ФПА для повышения эффективности работы по отдельным направлениям деятельности Советом ФПА сформированы комиссии:

  1. по подготовке предложений по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы и координации деятельности адвокатских палат по вопросам исполнения и применения законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре;
  2. по защите профессиональных и социальных прав адвокатов;
  3. по подготовке предложений о внесении поправок в Кодекс профессиональной этики адвоката;
  4. по рассмотрению представлений и подготовке предложений Совету ФПА РФ по награждению;
  5. по подготовке и изданию книги об истории российской адвокатуры.

Во всех субъектах РФ сформированы региональные адвокатские палаты.

Особо следует отметить тот факт, что Совет ФПА и его руководство приняли активное участие в подготовке Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 и Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда (совместный приказ Министерства юстиции РФ И Министерства финансов РФ от 6 октября 2003 г. N 257/89н).

По инициативе ФПА, совместно с Министерством юстиции РФ было разработано и направлено в Судебный департамент при Верховном Суде РФ разъяснение о применении постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 и Порядка расчета оплаты труда адвоката в части касающейся исчисления времени занятости адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Руководство ФПА совместно с Комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам участвовало в подготовке изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем, и финансированию терроризма» в той части, которая затрагивает гарантии профессиональной деятельности адвокатов. В итоге, предусмотрено соблюдение этих гарантий при реализации Закона.

23 декабря 2004 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Члены Совета, сотрудники аппарата ФПА РФ и привлеченные консультанты приняли непосредственное участие в подготовке и обеспечении принятия поправок в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В ходе подготовки поправок к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с соответствующими комитетами Государственной Думы была достигнута договоренность, что последующие изменения в Федеральный закон и в иные законодательные акты, затрагивающие вопросы адвокатской деятельности и адвокатуры, будут обсуждаться с участием представителей ФПА.

В ответ на запрос ФПА Банк России дал разъяснение о применении норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к адвокатской деятельности.

С марта 2003 г. члены Совета и Президент Федеральной палаты адвокатов РФ участвовали в работе специальной рабочей группы по мониторингу УПК РФ, созданной Администрацией Президента РФ и Комитетом по законодательству Государственной Думы РФ прежнего созыва. Благодаря деятельности представителей ФПА РФ многие поправки, разработанные адвокатскими палатами субъектов РФ, легли в основу рекомендуемых рабочей группой изменений УПК РФ, а некоторые из них уже реализованы в качестве принятых поправок.

В целях координации деятельности адвокатских палат в соответствии с Уставом Федеральной палаты адвокатов Совет утвердил представителей ФПА в федеральных округах и принял Положение о них.

Научно-методический центр Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Научно-методический центр (НМЦ) ФПА РФ создается решением Совета Федеральной палаты адвокатов на основании ст. 37 п. 9 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и ст. 32 Устава ФПА РФ с целью изучения адвокатской практики, развития науки об адвокатуре, обеспечения адвокатов методической помощью.

Основные задачи НМЦ. Назначение НМЦ ФПА РФ состоит в содействии реализации задач Совета ФПА по повышению профессионального уровня адвокатов на основе изучения и обобщения адвокатской практики, анализа соответствующих отраслей законодательства и научных достижений. НМЦ разрабатывает методики профессиональной подготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов; готовит методические пособия по отдельным направлениям адвокатской деятельности (ст. 37 п. 4 и 9 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и ст. 32 Устава). К компетенции НМЦ относится также подготовка предложений по проведению мероприятий, требующих научного обеспечения, таких, как расширение творческих связей юридической науки и практики; изучение условий реализации социальных гарантий адвокатской профессии, гарантий независимости адвокатов и адвокатских коллективов и выработке рекомендаций по их совершенствованию; участие в подготовке кадров высшей квалификации из числа адвокатов, проявляющих склонность к научной работе (методическая помощь в проведении диссертационных исследований); участие в подготовке либо рецензировании нормативных актов, касающихся деятельности адвокатуры и др.

Основные направления научно-исследовательской деятельности НМЦ. К числу приоритетных направлений научных исследований, организуемых или либо курируемых НМЦ, относятся:

  • проблемы правового статуса российской адвокатуры;
  • адвокатура и государственная власть (проблемы взаимодействия с органами законодательной, исполнительной и судебной власти);
  • организация адвокатуры и демократические основы самоуправления в адвокатуре;
  • независимость адвокатуры и адвоката (правовые и социальные аспекты);
  • нравственные основы профессиональной деятельности адвоката;
  • тактико-психологические и нравственные проблемы участия адвоката в доказывании;
  • социальные гарантии адвоката;
  • представительство в гражданском и арбитражном судопроизводстве;
  • представительство и защита в уголовном (административном) судопроизводстве;
  • представительство в Конституционном Суде РФ, конституционных (уставных) судах субъектов Федерации;
  • представительство в органах международного правосудия;
  • юридическое обслуживание сферы частного предпринимательства, государственных и общественных организаций;
  • профессиональный риск и ответственность адвоката, дисциплинарная практика в адвокатуре;
  • оплата труда адвокатов;
  • адвокатура России и зарубежная адвокатура (сравнительно-правовые исследования);
  • история российской адвокатуры;
  • разработка, обоснование и популяризация предложений об актуальных направлениях научных исследований проблем адвокатуры.

Направления и тематика научных исследований НМЦ могут уточняться и совершенствоваться с учетом изменения законодательства и практики его применения, а также других факторов, влияющих на правовой и социальный статус адвокатуры.

Использование материалов обобщений и исследований НМЦ. Материалы исследований и обобщений НМЦ доводятся до сведения Совета ФПА и по решению Совета направляются в палаты адвокатов субъектов Федерации в виде соответствующих справок, научно-информационных писем и пособий, а также могут использоваться в публикациях, отчетах Совета, докладах на соответствующих конференциях адвокатов, в диссертационных работах адвокатов.

Штаты и организация работы НМЦ. Руководитель НМЦ и научные сотрудники, численность которых определяется Советом с учетом специализации и подлежащих изучению направлений адвокатской деятельности, а также финансовых возможностей Совета, работают на профессиональной основе и назначаются решением Совета ФПА из числа лиц, имеющих опыт адвокатской и научной деятельности Нештатные сотрудники НМЦ (актив) работают, как правило, на общественных началах и включаются в состав НМЦ Советом ФПА как по представлению руководителя НМЦ и усмотрению Совета ФПА, так и по ходатайству руководителей адвокатских коллективов из числа адвокатов, проявляющих склонность к научной работе. Отдельные виды их работы могут оплачиваться по представлению руководителя НМЦ, либо. по инициативе Президента ФПА, либо по ходатайству членов Совета.

Научно-исследовательская работа НМЦ планируется на каждый календарный год. План работы каждого штатного сотрудника и НМЦ в целом в январе каждого года представляется за подписью руководителя НМЦ Президенту ФПА РФ для утверждения. При составлении планов исследовательской работы учитываются указания Совета ФПА РФ, а также заявки и пожелания советов адвокатских палат субъектов Федерации. Ежегодный отчет о работе НМЦ составляется на основе индивидуальных отчетов научных и внештатных сотрудников и руководителя НМЦ и за подписью последнего направляется в Совет ФПА.

Для обеспечения исследовательской работы НМЦ руководители адвокатских палат субъектов Федерации и иных адвокатских объединений направляют в Центр соответствующую информацию по запросам Президента Совета ФПА либо руководителя НМЦ. Материально-техническое обеспечение работы НМЦ ФПА РФ осуществляется Советом ФПА, за счет средств Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. При выполнении заданий адвокатских палат субъектов Федерации компенсация расходов может осуществляться за счет последних.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).

2. К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:

1) формирование совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в том числе избрание новых членов совета и прекращение полномочий членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета, а также утверждение решений совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;

2) избрание членов ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

3) избрание представителя или представителей на Всероссийский съезд адвокатов (далее также — Съезд);

4) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;

5) утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

6) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты;

7) утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

8) утверждение регламента собрания (конференции) адвокатов;

9) определение места нахождения совета;

10) создание целевых фондов адвокатской палаты;

11) установление мер поощрения и ответственности адвокатов в соответствии с кодексом профессиональной этики адвоката;

12) принятие иных решений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).

Коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты является совет адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.

При очередной ротации президент адвокатской палаты вносит на рассмотрение совета кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты. После утверждения советом адвокатской палаты представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение собрания (конференции) адвокатов для утверждения.

В случае, если собрание (конференция) адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, президент адвокатской палаты вносит на утверждение собрания (конференции) адвокатов новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом адвокатской палаты.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

Функции Совета адвокатской палаты:

1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд;

2) в период между собраниями (конференциями) адвокатов принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного собрания (конференции) адвокатов;

3) определяет норму представительства на конференцию и порядок избрания делегатов;

4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В этих целях совет принимает решения о создании по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;

5) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами;

6) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;

7) представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов, организует профессиональное обучение по данным программам;

9) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

10) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

11) содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;

12) организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними;

13) осуществляет методическую деятельность;

14) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирует их повестку дня;

15) распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества;

16) утверждает регламенты совета и ревизионной комиссии, штатное расписание аппарата адвокатской палаты;

17) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета адвокатской палаты и членов ревизионной и квалификационной комиссий в пределах утвержденной собранием (конференцией) адвокатов сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

18) ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

19) дает в пределах своей компетенции по запросам адвокатов разъяснения по поводу возможных действий адвокатов в сложной ситуации, касающейся соблюдения этических норм, на основании кодекса профессиональной этики адвоката.

4. В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований настоящего Федерального закона полномочия совета могут быть прекращены досрочно на собрании (конференции) адвокатов. Внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом по требованию не менее половины членов адвокатской палаты, по требованию территориального органа юстиции или по решению совета Федеральной палаты адвокатов.

В случае систематического неисполнения советом адвокатской палаты решений органов Федеральной палаты адвокатов, принятых в пределах компетенции данных органов, в том числе в случае неуплаты обязательных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов более шести месяцев, внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом Федеральной палаты адвокатов.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

В решении совета Федеральной палаты адвокатов должны быть указаны основания для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов, время и место проведения собрания (конференции) адвокатов, норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию.

Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.

Президент адвокатской палаты представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов. Президент адвокатской палаты возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката или адвокатов при наличии допустимого повода и в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката. Президент и вице-президенты, а также другие члены совета могут совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете в размере, определяемом советом адвокатской палаты.

Совет адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом советом адвокатской палаты. Члены ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в адвокатской палате.

Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии по следующим нормам представительства:

1) от адвокатской палаты — семь адвокатов, включая президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. При этом адвокат — член комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет;

2) от территориального органа юстиции — два представителя;

3) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — два представителя. При этом представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации;

4) от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — один судья;

5) от арбитражного суда субъекта Российской Федерации — один судья.

Председателем квалификационной комиссии является президент адвокатской палаты по должности. Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от числа членов квалификационной комиссии, предусмотренного настоящим пунктом. Заседания квалификационной комиссии созываются председателем квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии.

Решения, принятые квалификационной комиссией, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем. В случае, если при голосовании у члена квалификационной комиссии существует особое мнение, отличное от решения, принятого большинством голосов присутствующих на заседании членов квалификационной комиссии, данное мнение представляется в письменной форме и приобщается к протоколу заседания.

Решения квалификационной комиссии по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, принимаются простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Форма бюллетеня утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Бюллетени для голосования, тексты письменных ответов на вопросы (тестирование) приобщаются к протоколу заседания квалификационной комиссии и хранятся в документации адвокатской палаты как бланки строгой отчетности в течение трех лет. Решение квалификационной комиссии объявляется претенденту немедленно после голосования.

Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Заключение квалификационной комиссии принимается простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Форма бюллетеня утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Адвокат и лицо, подавшее жалобу на действия (бездействие) адвоката, имеют право на объективное и справедливое рассмотрение жалобы. Указанные лица вправе привлечь к рассмотрению жалобы адвоката по своему выбору. Адвокаты — члены квалификационной комиссии могут совмещать работу в квалификационной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в квалификационной комиссии в размере, определяемом советом адвокатской палаты.

Статья 29. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации. 1. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

2. Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
4. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
5. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.
Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
6. Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.
7. Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
7.1. Адвокатская палата не подлежит реорганизации. Ликвидация адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может быть осуществлена на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
8. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
9. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
10. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Комментарий к статье 29
1. Статьи 29 — 38 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре посвящены системе органов управления адвокатурой как профессиональным сообществом адвокатов. На федеральном уровне образуется Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (ст. ст. 35 — 38 Закона), а на уровне каждого субъекта РФ — адвокатские палаты субъектов РФ (ст. ст. 29 — 34 Закона).
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации представляет собой основанное на обязательном членстве объединение всех адвокатов, внесенных в региональный реестр одного субъекта РФ, создаваемое для обеспечения оказания ими квалифицированной юридической помощи в соответствии с требованиями Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и для защиты корпоративных интересов адвокатов.
По своей природе адвокатские палаты субъектов Российской Федерации являются профессиональными ассоциациями адвокатов и создаются с учетом международных правил. Профессиональные ассоциации адвокатов играют важную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с органами власти и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.
В связи с этим в соответствии с п. 24 Основных положений о роли адвокатов (1990 г.) адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки, поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами (п. 25 Основных положений о роли адвокатов). Аналогичные нормы содержатся и в Основных принципах, касающихся роли юристов (1990 г.).
2. Основные цели создания адвокатской палаты, изложенные в п. 4 комментируемой статьи, направлены на реализацию Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и обеспечение защиты корпоративных интересов адвокатов. Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, целями адвокатской палаты субъекта РФ являются обеспечение оказания входящими в нее адвокатами квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, доступность этой помощи для населения на всей территории данного субъекта РФ, в том числе путем организации оказания юридической помощи гражданам РФ бесплатно.
С другой стороны, адвокатская палата создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, а также обеспечивать контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.).
3. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией. Она отличается от организаций, создаваемых в соответствии с законодательством об общественных объединениях, по целям, функциям, субъектам правового регулирования, требованиям, предъявляемым к претендентам на вступление в организацию, статусу своих членов и их обязанностям.
Так, адвокатская палата основана не на добровольном объединении граждан, а на обязательном членстве входящих в нее адвокатов одного субъекта РФ. Адвокатская палата не может быть ликвидирована по решению ее членов. Членство в адвокатской палате является обязательным условием допуска к осуществлению адвокатской деятельности. Соответственно, адвокат не может беспрепятственно выйти из состава адвокатской палаты и продолжать заниматься адвокатской деятельностью. Адвокатское сообщество в лице квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты самостоятельно формирует состав соответствующей адвокатской палаты с помощью процедуры присвоения и прекращения статуса адвоката.
Такое правовое положение адвокатских палат субъектов РФ является одной из гарантий обеспечения независимости адвокатского сообщества как одного из видов юридических сообществ (аналогично судейскому сообществу и сообществу нотариусов).
Правовое положение адвокатских палат субъектов РФ, вопросы их учреждения и деятельности регулируются, прежде всего, Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. В то же время в части, не противоречащей данному Закону, может применяться Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с учетом последующих изм. и доп.).
В пункте 2 комментируемой статьи подчеркивается, что адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Это означает, что иные федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных видов организаций, в том числе сходных, на адвокатские палаты не распространяются. В частности, не могут применяться нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с последующими изм. и доп.). Не предусмотрено законодательством и утверждение адвокатскими палатами собственных уставов, на основании которых действует большинство организаций.
Комментируемым Законом предусмотрен также запрет на реорганизацию адвокатской палаты и особенности ее ликвидации. Так, ликвидация адвокатской палаты субъекта РФ может быть осуществлена в порядке, установленном федеральным законом. Основанием ликвидации палаты может быть только образование нового субъекта РФ. В настоящее время федеральных законов, содержащих специальную процедуру ликвидации адвокатской палаты, не принято.
Адвокатские палаты не относятся и к общественным объединениям адвокатов, которые могут создаваться в соответствии со ст. 39 Закона.
Адвокатские палаты субъектов РФ как независимые ассоциации адвокатов образуются не органами государственной власти, а учредительными собраниями (конференциями) самих адвокатов. Ранее коллегии адвокатов создавались при участии государственных органов. В соответствии со ст. 3 Положения об адвокатуре 1980 г. коллегии адвокатов образовывались по заявлению группы учредителей или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. При этом предложение об образовании коллегии адвокатов направлялось в Минюст РСФСР, которое при согласии с ним представляло его в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.
Поскольку адвокатская палата субъекта РФ объединяет всех адвокатов, включенных в соответствующий региональный реестр, и создается для выполнения управленческих и организационных функций в рамках адвокатского сообщества, постольку решения ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
Высшим органом адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов (подробнее см. комментарий к ст. 30 Закона). Коллегиальным исполнительным органом избирается совет адвокатской палаты, а единоличным исполнительным органом — президент, который действует от имени адвокатской палаты без доверенности (подробнее см. комментарий к ст. 31 Закона).
4. Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Коллегия адвокатов должна иметь самостоятельный баланс и вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
Адвокатская палата имеет печать, штампы и бланки с адресом и своим наименованием на русском языке. Закон требует, чтобы наименование адвокатской палаты содержало указание на ее организационно-правовую форму (негосударственная некоммерческая организация) и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
Адвокатская палата создается без ограничения срока деятельности.
Адвокатская палата обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность и представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты осуществляет ревизионная комиссия (подробнее см. комментарий к ст. 32 Закона). Отчет ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты утверждается собранием (конференцией) адвокатов (подробнее см. комментарий к ст. 30 Закона).
Имущество адвокатской палаты формируется на основании сметы расходов на ее содержание, которая утверждается собранием (конференцией) адвокатов (см. комментарий к ст. 30 Закона). Такое имущество становится ее собственностью. В дальнейшем имущество, поступающее в распоряжение адвокатской палаты, также переходит в собственность коллегии. Члены адвокатской палаты не отвечают по ее обязательствам, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам входящих в нее адвокатов.
Закон не запрещает адвокатской палате иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
Источниками формирования имущества адвокатской палаты в соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях в денежной и иных формах могут быть:
регулярные и единовременные поступления от адвокатов на содержание адвокатской палаты;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
другие не запрещенные законом поступления.
Размер и порядок осуществления обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты должен определяться общим собранием (конференцией) адвокатов (см. комментарий к ст. 30 Закона). Следует учесть, что источником формирования имущества адвокатской палаты не может быть адвокатская или предпринимательская деятельность, поскольку п. 10 ст. 29 Закона адвокатской палате запрещено осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Запрет на занятие предпринимательской деятельностью соответствует ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, которая предусматривает возможность установления законодательством РФ ограничений на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Запрет на осуществление адвокатской деятельности связан с тем, что целью создания адвокатской палаты не является непосредственное оказание юридической помощи, чем должны заниматься адвокатские образования.
5. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи адвокатская палата как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон N 129-ФЗ). При этом особенности регистрации адвокатских палат установлены Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, что допускается ст. 10 Закона N 129-ФЗ.
Так, единственным правовым основанием возникновения адвокатской палаты является решение учредительного собрания (конференции), которое проводится в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Поэтому для регистрации адвокатской палаты достаточно указанного решения и не требуется представления каких-либо иных учредительных документов (например, учредительного договора или устава), которые предусмотрены Законом N 129-ФЗ. Адвокатская палата создается в силу прямого указания Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и действует не на основании устава или учредительного договора, а в соответствии с положениями данного Закона.
Закон N 129-ФЗ вступил в силу 1 июля 2002 г. и регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Согласно ст. 2 Закона N 129-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» обязанность производить государственную регистрацию, начиная с 1 июля 2002 г., возложена на МНС России (в настоящее время — Федеральная налоговая служба).
В связи с реализацией государственной политики упрощения и дебюрократизации процесса регистрации юридических лиц Законом N 129-ФЗ определен уведомительный порядок регистрации.
Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Таким уполномоченным лицом (заявителем) при регистрации создания адвокатской палаты может быть президент адвокатской палаты или лицо, действующее на основании доверенности, выданной президентом адвокатской палаты.
Подробнее о процедуре регистрации, предусмотренной Законом N 129-ФЗ, см. комментарий к ст. 22 Закона.
6. Исходя из смысла п. 8 ст. 29, в соответствии со ст. 5 Федерального закона о некоммерческих организациях и ст. 55 ГК РФ адвокатская палата может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации (подробнее о филиалах и представительствах см. комментарий к ст. 22 Закона). Однако на территории одного субъекта РФ может быть образована и действовать только одна адвокатская палата. В связи с этим комментируемая статья запрещает адвокатской палате вмешиваться в зоны действия и компетенцию иных адвокатских палат и образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Кроме того, Закон запрещает образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат.
Указанные законодательные ограничения основаны на принципе территориальности в деятельности адвокатских палат и вызваны характером полномочий адвокатских палат по организации деятельности адвокатов, входящих в один региональный реестр, а также необходимостью обеспечения единообразия в контроле над адвокатской деятельностью на территории одного субъекта РФ.

Вопрос 18. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Понятие, порядок образования, компетенция

Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты (п. 1 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. При этом положения пункта 6 статьи 41 Закона об адвокатуре не применяются. При очередной ротации президент адвокатской палаты вносит на рассмотрение совета кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты. После утверждения советом адвокатской палаты представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение собрания (конференции) адвокатов для утверждения. В случае, если собрание (конференция) адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, президент адвокатской палаты вносит на утверждение собрания (конференции) адвокатов новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом адвокатской палаты (п. 2 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Совет адвокатской палаты(п. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре):

1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд;

2) в период между собраниями (конференциями) адвокатов принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного собрания (конференции) адвокатов;

3) определяет норму представительства на конференцию и порядок избрания делегатов;

4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных Законом об адвокатуре. В этих целях совет принимает решения о создании по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;

5) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами;

6) определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения;

7) представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов, организует профессиональное обучение по данным программам;

9) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

10) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

11) содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;

12) организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними;

13) осуществляет методическую деятельность;

14) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирует их повестку дня;

15) распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества;

16) утверждает регламенты совета и ревизионной комиссии, штатное расписание аппарата адвокатской палаты;

17) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета адвокатской палаты и членов ревизионной и квалификационной комиссий в пределах утвержденной собранием (конференцией) адвокатов сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

18) ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

19) дает в пределах своей компетенции по запросам адвокатов разъяснения по поводу возможных действий адвокатов в сложной ситуации, касающейся соблюдения этических норм, на основании кодекса профессиональной этики адвоката.

В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований Закона об адвокатуре полномочия совета могут быть прекращены досрочно на собрании (конференции) адвокатов. Внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом по требованию не менее половины членов адвокатской палаты, по требованию территориального органа юстиции или по решению совета Федеральной палаты адвокатов. В случае систематического неисполнения советом адвокатской палаты решений органов Федеральной палаты адвокатов, принятых в пределах компетенции данных органов, в том числе в случае неуплаты обязательных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов более шести месяцев, внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом Федеральной палаты адвокатов. В решении совета Федеральной палаты адвокатов должны быть указаны основания для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов, время и место проведения собрания (конференции) адвокатов, норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию (п. 4 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета (п. 5 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты (п. 6 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Президент адвокатской палаты представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов. Президент адвокатской палаты возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката или адвокатов при наличии допустимого повода и в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката (п. 7 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Президент и вице-президенты, а также другие члены совета могут совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете в размере, определяемом советом адвокатской палаты (п. 8 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Совет адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью (п. 9 ст. 31 Закона об адвокатуре).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *