Ознакомление с отчетом конкурсного управляющего

Информационное обеспечение прав и законных интересов конкурсных кредиторов при банкротстве. Статьи по предмету Гражданское право

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ КОНКУРСНЫХ КРЕДИТОРОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
    Н.Ю. КАВЕЛИНА
    В связи с несостоятельностью (банкротством) должника возникают различные виды правоотношений, в том числе информационные, т.е. связанные с реализацией и защитой субъектами отношений несостоятельности (банкротства) права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. И если отношения по поводу признания должника банкротом и его ликвидации в порядке процедур, применяемых в деле о банкротстве, являются основными, то информационные отношения — второстепенны по характеру (но не по значимости). Они способствуют развитию основных правоотношений, дополняют их, влияют на их реализацию, а также на содержание существующих в их рамках субъективных прав и юридических обязанностей участников.
    Своевременное получение информации о состоянии платежеспособности должника, о ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, о проведении собрания кредиторов и решениях, принятых на нем, иных сведений, касающихся несостоятельности (банкротства) должника, является важным фактором, обеспечивающим права кредиторов в отношениях несостоятельности (банкротства). Информирование кредиторов в отношениях несостоятельности (банкротства) возможно путем публичного размещения сведений о несостоятельности (банкротстве), предоставления сведений кредитору (или его законному представителю), собранию кредиторов, комитету кредиторов. Для обеспечения прав и законных интересов кредиторов в отношениях несостоятельности (банкротства) имеют значение два вида информации: общедоступная информация и информация, подлежащая предоставлению, распространению в соответствии с Федеральным законом.
    Статьей 7 Закона об информации <1> к общедоступной информации отнесены общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Режим общедоступной информации означает, что пользование ею осуществляется свободно любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Соответственно и риск принятия неправильного решения в связи с неосведомленностью или игнорированием такой информации несет сам пользователь. Например, в Постановлении ФАС СКО от 13 августа 2009 г. по делу N А32-21564/2008-17/322 доводы заявителя о неосведомленности банка о возбуждении в отношении общества дела о банкротстве оценивались и были обоснованно отклонены апелляционным судом с указанием на то, что банк на момент списания спорной суммы имел возможность получить сведения о банкротстве клиента из публикации о введении в отношении общества процедуры конкурсного производства <2>.
    ———————————
    <1> ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
    <2> Судебная практика приведена с помощью СПС «КонсультантПлюс».
    В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <3> сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ), являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством России. Регулирующий орган обеспечивает доступность сведений, содержащихся в ЕФРСБ, путем их размещения в сети Интернет и опубликования в официальном издании. Согласно п. 1 распоряжения Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р <4> официальным изданием, осуществляющим опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, является газета «Коммерсантъ». На основании Приказа Минэкономразвития РФ от 29 мая 2006 г. N 144 «О Правилах организации и проведения конкурса между редакциями печатных средств массовой информации по определению официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и Примерном договоре о порядке и условиях опубликования официальным изданием сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» <5> с ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом» заключен соответствующий договор, согласно которому официальное издание обязано без взимания дополнительной платы размещать официальные сведения на интернет-сайте в течение трех дней после получения таких сведений, а также обеспечивать бесплатный доступ к указанным сведениям.
    ———————————
    <3> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. Далее — Закон 2002 г., Закон о банкротстве.
    <4> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3674.
    <5> БНА. 2006. N 29.
    По решению собрания кредиторов (далее — СК) сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть дополнительно опубликованы в иных средствах массовой информации (п. 4 ст. 28 Закона 2002 г.).
    Закон о банкротстве установил режим общедоступной информации в отношении следующих сведений:
    1) о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом <6> и об открытии конкурсного производства;
    ———————————
    <6> В п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом.
    2) о прекращении производства по делу о банкротстве;
    3) об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего (далее — АУ);
    4) об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
    5) о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
    6) об отмене или изменении предусмотренных абз. 2 — 6 п. 3 ст. 28 Закона 2002 г. сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
    7) иных предусмотренных Законом 2002 г. сведений, например указанных в ст. 22.1 и ст. 22.2 сведений о саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — СРОАУ).
    Производителем информации, подлежащей включению в ЕФРСБ с опубликованием либо без опубликования в официальном издании, могут быть различные субъекты — арбитражный суд (выносит указанные в перечне судебные акты), арбитражный управляющий (выступает организатором торгов по продаже имущества должника), СРОАУ.
    Обязанность публикации официальной информации в соответствии с Законом 2002 г. возложена на арбитражного управляющего <7>. Размещение информации в ЕФРСБ можно рассматривать как акт раскрытия значимой для общества информации. В ЕФРСБ информация направляется АУ, СРОАУ и органом по контролю (надзору). Обязанность по раскрытию такой информации считается выполненной с момента ее передачи органу власти, ответственному за осуществление раскрытия (таковым является регулирующий орган). Неисполнение АУ соответствующих обязанностей является основанием для его отстранения арбитражным судом от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также влечет возможность применения к АУ мер административной ответственности. Так, в Постановлении Первого ААС от 25 сентября 2009 г. по делу N А79-5686/2009 указано, что нарушение временным управляющим срока публикации сведений в официальных печатных изданиях, неправильное оформление уведомления о проведении собрания кредиторов образуют состав правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ <8>.
    ———————————
    <7> В Постановлениях Четырнадцатого ААС от 1 декабря 2009 г. по делу N А44-3636/2008, от 7 сентября 2009 г. по делу N А44-4160/2008 отмечается, что решение суда по заявлению налогового органа о признании должника банкротом в части возложения на ФНС обязанности по опубликованию в газете сведений о признании должника банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства отменено, поскольку Законом о банкротстве обязанность опубликования сведений о должнике возложена на арбитражного управляющего.
    <8> О привлечении АУ к административной ответственности за неисполнение обязанностей по публикации официальных сведений о несостоятельности (банкротстве) см.: Постановления ФАС МО от 3 декабря 2009 г. N КА-А41/13061-09 по делу N А41-18531/09, Девятого ААС от 28 августа 2009 г. N 09АП-14534/2009-АК по делу N А40-54907/09-148-419, Десятого ААС от 8 июля 2009 г. по делу N А41-1063/09 и др.
    Право конкурсных кредиторов на информацию является элементом их правового статуса в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 1 ст. 34 Закона 2002 г.). Гласность в арбитражном судопроизводстве проявляется не только в форме восприятия гражданами и должностными лицами всего происходящего в зале судебного заседания и возможности лиц, присутствующих в открытом судебном заседании, делать заметки, совершать иные действия, предусмотренные ч. 7 ст. 11 АПК РФ, но и в форме распространения в средствах массовой информации сведений о судебных процессах, публикации судебных актов, вынесенных арбитражными судами различных инстанций, а также предоставления широкому кругу лиц возможности ознакомиться с этими актами <9>. В соответствии с п. 1 ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами. Названные процессуальные права являются общими для всех лиц, участвующих в деле, и реализуются как при рассмотрении любой категории дел, так и на всех стадиях арбитражного процесса, если в законе прямо не установлено иное. Иным лицам такие процессуальные права не предоставляются. В Постановлении ФАС МО от 15 марта 2001 г. по делу N КА-А40/1002-01 указано, что члены совета директоров кредитной организации не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а потому не привлекаются к участию в рассмотрении данного дела и не извещаются о принимаемых по нему судебных актах <10>.
    ———————————
    <9> Подробнее об этом см.: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы» // СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248.
    <10> Официально опубликовано не было. Размещено в СПС «КонсультантПлюс».
    В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» <11> отмечается, что статус лица, участвующего в деле о банкротстве, и соответствующие права (в частности, на ознакомление с материалами дела в части предъявленных всеми кредиторами требований и возражений, на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований всех кредиторов, на обжалование судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных требований), необходимые для реализации права на заявление возражений, возникают у кредитора с момента принятия его требования к рассмотрению судом (п. 30).
    ———————————
    <11> Вестник ВАС РФ. 2009. N 9.
    Арбитражный суд в деле о банкротстве выносит (помимо подлежащих опубликованию) иные судебные акты (см. п. 2 ст. 42, п. 2 ст. 44, п. 5 ст. 44; п. п. 1 — 5 ст. 71, п. 1 ст. 60, п. 5 ст. 71.1, п. 5 ст. 85.1, п. 4 ст. 85, п. 3 ст. 86 и другие статьи Закона 2002 г). При отсутствии специальных указаний в Законе 2002 г. к вышеперечисленным определениям применимы общие правила о направлении определений: копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня вынесения определения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются им под расписку (ст. 186 АПК РФ).
    Кредиторам гарантировано право на получение информации ограниченного доступа, подлежащей предоставлению, распространению в соответствии с федеральным законом, необходимой для соблюдения баланса прав субъектов в отношениях несостоятельности. Главным признаком такой информации является ее неявность для окружающих, одной из обязательных предпосылок которой служат отсутствие свободного доступа и установление возможности ознакомления с информацией лишь ограниченного круга лиц. Можно выделить две разновидности информации ограниченного доступа, право на получение которой имеют конкурсные кредиторы:
    информация, обязанность предоставления которой лежит на должнике;
    информация, обязанность предоставления которой лежит на арбитражном управляющем.
    Должник выступает в качестве обладателя (производителя) информации, пользователями которой являются кредиторы, в следующих случаях:
    а) при подаче в арбитражный суд заявления должника о признании его банкротом — его копию он обязан направить конкурсным кредиторам (п. 4 ст. 37 Закона 2002 г.), а доказательства, подтверждающие надлежащее выполнение этой обязанности, — в арбитражный суд (ст. ст. 37, 38 Закона о банкротстве). Закон 2002 г. не устанавливает какой-либо ответственности за невыполнение обязанности по направлению копии заявления должника указанным в Законе лицам.
    В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к нему приложены не все документы, предусмотренные ст. 38 Закона 2002 г., оно принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела к судебному разбирательству (п. 1 ст. 42 Закона 2002 г., Постановление Четырнадцатого ААС от 1 сентября 2008 г. по делу N А66-4759/2008). Во всех остальных случаях при установлении, что заявление о признании должника банкротом подано с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 37 — 41 Закона 2002 г., арбитражный суд выносит определение о его оставлении без движения, в котором указываются основания для оставления без движения такого заявления и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом. Неустранение обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, в срок, установленный в определении суда, означает, что заявление сохраняет дефекты, препятствующие его принятию и рассмотрению, в связи с чем возвращается (см. ст. 44 Закона 2002 г.);
    б) при направлении отзыва должника на заявление о признании должника банкротом копия отзыва в обязательном порядке направляется кредитору-заявителю (п. 1 ст. 47 Закона 2002 г.);
    в) при изменении места жительства или места нахождения он должен уведомить об этом кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения. Невыполнение этой обязанности в совокупности с наличием у должника признака неплатежеспособности или недостаточности имущества на момент совершения сделки может свидетельствовать о совершении должником подозрительной сделки, преследующей цель причинения вреда имущественным правам кредиторов, которая может быть оспорена в деле о банкротстве (п. 2 ст. 61.2 Закона 2002 г.).
    Арбитражный управляющий в силу своей роли в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является лицом, которому становятся известными конфиденциальные сведения, охраняемые федеральным законом, в том числе сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну. Информация, полученная АУ при исполнении им профессиональных обязанностей, подлежит защите. Если иное не установлено Законом о банкротстве, АУ обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей (п. 3 ст. 20.3 Закона 2002 г.).
    Арбитражный управляющий выступает в качестве обладателя следующей информации, доступ к которой может быть предоставлен кредиторам:
    а) о собраниях кредиторов и результатах их работы. В силу Закона 2002 г. АУ обязан созвать и провести первое СК (ст. 67), уведомить о дате его проведения всех выявленных конкурсных кредиторов (п. 1 ст. 72). Значимость получения кредиторами своевременной, полной и достоверной информации о проведении СК определяется тем, что в рамках отношений несостоятельности кредиторы лишь опосредованно, путем участия в СК и принятия решений на нем могут оказывать влияние не только на динамику соответствующих отношений, но и на возможность реализации своих имущественных прав и законных интересов. В Законе 2002 г. определен перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции СК (ст. 12). В соответствии с п. 5 ст. 50.27 Закона о банкротстве банков <12> по представлению АУ смету текущих расходов кредитной организации в части расходов, производимых после проведения первого СК, утверждает (изменяет) СК, а если им образован комитет кредиторов, — то комитет кредиторов. Комитет кредиторов или СК утверждают также предложения конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества организации (ст. 139), дают арбитражному управляющему согласие на уступку прав требования должника путем их продажи (ст. 140 Закона 2002 г.), рассматривают заключения и отчеты АУ (п. 3 ст. 88, ст. ст. 99, 106, 108, 117 — 118, 143 и др. Закона 2002 г., ст. 50.22 и др. Закона о банкротстве банков), согласовывает списание конкурсным управляющим с баланса имущества банка, реализация (взыскание) которого невозможна в силу определенных причин (п. 2.2.7 Положения ЦБ РФ N 301-П <13>). Собрание (комитет кредиторов) вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении АУ от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на последнего обязанностей (ст. 145 Закона 2002 г.).
    ———————————
    <12> ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097. Здесь и далее — Закон о банкротстве банков.
    <13> Положение Банка России от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и предоставления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России» // Вестник Банка России. 2007. N 11.
    Необходимо отметить, что некоторые необходимые кредиторам для защиты своих прав сведения они могут получить только посредством участия в СК. Например, в соответствии со ст. 50.22 Закона о банкротстве банков АУ представляет СК (комитету кредиторов): 1) отчет о своей деятельности; 2) информацию о финансовом состоянии кредитной организации; 3) информацию об имуществе кредитной организации на день открытия конкурсного производства; 4) информацию об имуществе кредитной организации в ходе конкурсного производства; 5) иную информацию (на основании соответствующего решения СК (комитета кредиторов) по соответствующему мотивированному запросу). Информация, указанная в п. п. 1 — 4, предоставляется собранию кредиторов (комитету кредиторов) не реже одного раза в месяц, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлены более продолжительные период или сроки представления отчета. В Постановлении Второго ААС от 5 февраля 2008 г. по делу N А29-7525/2007 отмечается, что непредставление конкурсным управляющим СК отчетов о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также непредставление арбитражному суду по его требованию сведений, касающихся проведения конкурсного производства, являются основаниями для привлечения АУ к административной ответственности.
    Арбитражный управляющий осуществляет хранение оригиналов документов, указанных в п. 7 ст. 12 Закона 2002 г. (протокол СК и приложения к нему). Оригиналы указанных документов подлежат хранению АУ до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен Законом о банкротстве, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия;
    б) о содержании реестра требований кредиторов. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. В соответствии с п. 9 ст. 16 Закона 2002 г. АУ обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя направить ему выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения требований кредитора, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную АУ копию реестра требований кредиторов. Расходы на подготовку и направление такой выписки и копии реестра возлагаются на кредитора.
    Кроме того, АУ обязан предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего СК, в течение трех дней с даты поступления требования (п. 2 ст. 20.3 Закона 2002 г.);
    в) о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, о выявленных АУ признаках административных правонарушений и (или) преступлений. В случае выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, АУ обязан сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в СРОАУ, членом которой является АУ, СК и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях (п. 2 ст. 20.3 Закона 2002 г.);
    г) о сделках и действиях должника, совершенных в период до возбуждения производства по делу о его банкротстве. Арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности. Он обязан предоставлять СК информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь гражданскую ответственность третьих лиц (п. 2 ст. 20.3 Закона 2002 г.).
    Пункт 6 ст. 50.25 Закона о банкротстве банков предоставляет кредиторам право потребовать от конкурсного управляющего копии документов о сделках, предусмотренных ст. 28 того же Закона, совершенных на сумму более одного миллиона рублей. В Постановлении ФАС МО от 18 октября 2007 г. N КГ-А40/10625-07 по делу N А40-27410/05-78-54″Б» указано, что жалоба о признании действий конкурсного управляющего незаконными и обязании его предоставить копии документов о сделках, совершенных в отношении облигаций, правомерно отклонена, поскольку конкурсным управляющим должника была предоставлена вся информация относительно запрошенных документов, а в письме заявителя не содержалось требования о предоставлении копий документов по спорной сделке, совершенной с ценными бумагами. Данное право кредитора реализуется путем направления мотивированного запроса конкурсному управляющему. Например, в Постановлении ФАС МО от 9 ноября 2006 г., 15 ноября 2006 г. N КГ-А40/10944-06 по делу N А40-27410/05-78-54Б суд правомерно отказал в удовлетворении жалобы кредитора на действия конкурсного управляющего, выразившиеся в непредоставлении копий документов о сделках должника, так как запрос кредитора конкурсному управляющему не мотивирован, в нем не конкретизированы сделки, информацию о которых запрашивал кредитор, кроме того, конкурсный управляющий предоставлял кредитору документы по сделкам должника с учетом сформулированного кредитором запроса.
    Расходы на подготовку копий указанных документов осуществляются за счет кредитора. Так, в Определении ВАС РФ от 19 октября 2007 г. N 13024/07 по делу N А40-58073/06-78-1133 указано, что в передаче дела по иску о взыскании задолженности по оплате расходов банка по подготовке копий документов и по встречному иску о взыскании неосновательного обогащения для пересмотра в порядке надзора отказано, поскольку судами правомерно установлено, что спорная сумма по первоначальному иску полностью оплачена ответчиком; факт неосновательного обогащения со стороны банка не нашел подтверждения, так как исчисленная сумма эквивалентна стоимости работы по изготовлению запрошенных копий документов;
    д) о расходовании денежных средств организации с ее счетов в ходе конкурсного производства (п. 3 ст. 133 Закона 2002 г., п. 5 ст. 50.31 Закона о банкротстве банков). Отчет об использовании денежных средств должника АУ предоставляет в арбитражный суд, СК (комитету кредиторов) (при банкротстве банков — также в Банк России) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц (см. Постановление ФАС ЦО от 21 декабря 2006 г. по делу N А14-8887-2005/93/20б).
    Отчет конкурсного управляющего о расходовании денежных средств в рамках конкурсного производства предоставляется указанным лицам по их требованию. При отсутствии такого требования непредоставление соответствующей информации конкурсным управляющим нельзя расценить как невыполнение обязанностей. Основанием для привлечения АУ к ответственности является невыполнение правомерного требования арбитражного суда, СК (комитета кредиторов), Банка России о предоставлении такой информации. Так, в Постановлении ФАС ПО от 28 февраля 2008 г. по делу N А12-11896/07-С58(С57) отмечается, что, поскольку конкурсным управляющим не доведена до сведения кредиторов информация о закрытии имеющихся у должника расчетных счетов, открытии нового счета, а также о произведенном им расходовании денежных средств должника на оплату услуг привлеченных специалистов и лиц, исполняющих свои трудовые обязанности, привлечение управляющего к ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ правомерно;
    е) о результатах оценки имущества организации. В соответствии с п. 6 ст. 130 Закона 2002 г. учредители (участники) должника, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника в порядке, установленном законодательством;
    ж) о проведении торгов. Внешний управляющий является организатором проведения торгов, предоставляет СК (комитету кредиторов) для утверждения предложения о продаже предприятия должника (п. п. 7.1, 8 ст. 110 Закона 2002 г.).

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

29. Отчеты арбитражного управляющего: виды, сроки предоставления, информация, подлежащая включению в отчеты

Порядок подготовки отчетов арбитражных управляющих регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

Отчет арбитражного управляющего — документ, подтверждающий выполнение им своих функций в процедурах банкротства.

Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения):

  • отчет временного управляющего;
  • отчет внешнего управляющего;
  • отчеты конкурсного управляющего — о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
  • заключения административного управляющего — о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

На титульном листке указываются все реквизиты должника, наименование арбитражного суда, в котором введена и проводится одна из процедур банкротства.

Отчет временного управляющего

Особенностью проведения процедуры наблюдения в отношении должника является подготовка временным управляющим анализа финансового состояния должника.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

К отчету временного управляющего прилагаются копии:

а) документа, содержащего анализ финансового состояния должника, и материалов, на основании которых он проводился;

б) документа, содержащего анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на соответствующем рынке, а также материалов, на основании которых проводился анализ;

в) заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено;

г) реестра требований кредиторов на дату составления отчета;

д) документов о надлежащем уведомлении кредиторов о введении в отношении должника процедуры наблюдения;

е) протокола первого собрания кредиторов (в случае если оно состоялось);

ж) иных документов, свидетельствующих о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

Отчет внешнего управляющего

В соответствии с п. 1 ст. 117 Закона о банкротстве в случае, если в ходе внешнего управления удовлетворены в соответствии с настоящим Федеральным законом все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, внешний управляющий не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, уведомляет об этом лиц, требования которых были включены в реестр требований кредиторов, и представляет на утверждение арбитражного суда отчет внешнего управляющего.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

— баланс должника на последнюю отчетную дату;

— отчет о движении денежных средств;

— отчет о прибылях и об убытках должника;

— сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

— расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника, сведения о мерах по ее взысканию и об оставшихся нереализованными правах требования должника;

— сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

— сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;

— сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

— иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

— о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

— о продлении установленного срока внешнего управления;

— о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

— о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.

Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать:

а) реквизиты основного счета должника;

б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника;

в) сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.

В соответствии со ст. 147 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных статьей 57 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

К отчету конкурсного управляющего прилагаются:

— документы, подтверждающие продажу имущества должника;

— реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;

— документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

— перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);

— перечень требований кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).

Отчеты административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов должны содержать следующие сведения:

а) данные о выполнении плана финансового оздоровления и соблюдении графика погашения задолженности, в том числе перечень выполненных мероприятий плана финансового оздоровления с указанием результатов, а также перечень невыполненных мероприятий плана финансового оздоровления с указанием причин их невыполнения;

б) перечень кредиторов с указанием сумм погашенных требований, в том числе текущих, в целом и по каждому кредитору;

в) информация о несоблюдении сроков, установленных графиком погашения задолженности;

г) предложение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства — при наличии оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления либо в случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника о результатах финансового оздоровления или отчета о досрочном окончании финансового оздоровления или указанные отчеты не представлены административному управляющему в срок, установленный пунктом 1 статьи 88 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

д) сведения об истребовании от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения, в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

е) сведения о предъявлении административным управляющим в суды от своего имени исковых заявлений и ходатайств, сведения о результатах их рассмотрения, иные сведения о выполнении административным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

К заключениям административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов прилагаются перечень погашенных и непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также копии:

а) реестра требований кредиторов на дату составления отчета;

б) отчетов должника;

в) иных документов, свидетельствующих о выполнении административным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

Должен ли КУ отвечать на письменные обращения конкурсных к-ов?

Должен ли конкурсный управляющий отвечать на письменные жалобы, заявления и иные обращения конкурсных кредиторов?
Если да то каким актом этот вопрос регулируется?
Заранее спасибо за ответы!

Добрый день!
Вопрос поставлен именно о жалобах и заявлениях? Если да, то конечно же в силу ст. 60 Закона о банкротстве и требований АПК РФ – ответ (отзыв) на жалобу лучше представить в суд и копию направить кредитору и иным лицам участвующим в деле о банкротстве.
Думаю, что по сути Вы хотели узнать, должен ли отвечать конкурсный управляющий на множество запросов, требований кредиторов в ходе конкурсного производства и т.п. Ответ – Нет. В соответствии с п. 1 ст. 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» информация о финансовом состоянии должника представляется конкурсным управляющим собранию кредиторов посредством составления отчетов по установленным Правительством РФ формам. Предоставление информации и документации по запросу отдельного конкурсного кредитора не входит в круг обязанностей арбитражного управляющего. Такая правовая позиция выработана ФАС Поволжского округа два года назад и на сегодняшний день так же носит актуальный характер. Также см. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 ноября 2009 г. N Ф04-1505/2008 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2009 г. N Ф04-1505/2008(13059-А46-44) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2010 г. по делу N А32-2310/2010-2/1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *