Оценка имущества в исполнительном производстве

Так уж сложилось, что визит судебного пристава-исполнителя не сулит должнику ничего хорошего. Как правило, подобные визиты оканчиваются составлением акта о наложении ареста (описи имущества) в присутствии понятых. Дальнейшая реализация арестованного имущества производится без участия должника и очень часто по ценам, значительно отличающимся от реальных в меньшую сторону. В результате недовольны оба участника исполнительного производства: и должник, и взыскатель. В связи с этим Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает право заинтересованных лиц оспорить результаты оценки имущества. В данном материале мы подробно расскажем о том, как правильно это сделать.
Начнем с того, что занижение стоимости арестованного имущества преследует вполне определенные меркантильные цели. Во-первых, такое имущество можно быстрее продать, не выставляя его на повторные торги, если первые окажутся неудачными. Во-вторых, приобрести хорошую вещь дешевле, чем в магазине хочет каждый, даже судебный пристав, вот и получается, что арестованное имущество порой не доходит до торгов, а его уже раскупили приставы через своих родственников и знакомых. И за все это приходится расплачиваться нам с вами, независимо от того являемся ли мы должниками или взыскателями. Однако возможность отстоять свои права есть.
Оценка арестованного имущества
В соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка арестованного имущества производится судебным приставом самостоятельно по рыночным ценам.
Однако ряд ситуаций предполагает обязательное участие оценщика при определении стоимости имущества, на которое обращено взыскание, так как судебный пристав-исполнитель не обладает специальными познаниями в области оценки. Так обязательное участие оценщика предусмотрено при определении стоимости следующего имущества (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

  • недвижимого имущества;
  • ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  • драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
  • коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 рублей.

Кроме того, судебный пристав обязан привлечь оценщика к оценке имущества и том случае, когда должник или взыскатель не согласны с оценкой, проведенной судебным приставом. Это значит, что у сторон в исполнительном производстве есть возможность бороться с необоснованным занижением стоимости имущества, защищая таким способом свои имущественные права и законные интересы.
С чем идти в суд?
После того, как вы получили постановление судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права, которое он обязан направить участникам исполнительного производства, в течение 10 дней вы имеете право обжаловать данное постановление в судебном порядке. Это не зависит от того, кто проводил оценку: пристав или оценщик.

Постановление об оценке обжалуется по правилам ст. 441, гл. 23 и 25 ГПК РФ, ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть заинтересованное лицо подает заявление о признании незаконным постановления судебного пристава об оценке вещи. Заявление, повторим, подается в течение 10 дней с того момента, как вам стало известно о существовании данного документа (ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ч. 4 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Оно может быть подано в суд, как по месту вашего жительства, так и по месту нахождения территориального подразделения службы судебных приставов (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ). Не забудьте оплатить госпошлину в размере 200 рублей (ст. 333.19. НК РФ) за подачу заявления.
В заявлении необходимо обратить внимание суда на следующее:
1. Несоответствие рыночной стоимости установленной цены приставом или оценщиком. Понятие рыночной стоимости содержится в ч. 2 ст. 3 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» и характеризуется как «…наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…».
2. Игнорирование судебным приставом ваших возражений относительно качества оценки.
Почему необходимо оспаривать именно постановление судебного пристава, а не отчет оценщика? Результаты работы оценщика носят для судебного пристава лишь рекомендательный характер. Оспаривание отчета оценщика нецелесообразно, так как обращение в суд с иском об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, отраженной в этом отчете, допускается лишь в тех случаях, когда законом или иным нормативным актом установлена обязательность такой величины для сторон сделки, госоргана, должностного лица и органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора.
Таким образом, законодатель связывает право на обращение в суд с иском об оспаривании стоимости объекта оценки с тем, является ли определенная оценщиком стоимость обязательной для заключения сделки или совершения иных действий. В данном случае участник исполнительного производства не является стороной сделки, поэтому предъявлять иск оценщику нет необходимости.
Еще одной причиной нежелательности оспаривания отчета оценщика является тот факт, что результат оценки направляется не вам, а судебному приставу как должностному лицу, потребовавшему проведения оценки. Пристав должен в течение 3 дней с момента получения отчета вынести постановление об оценке имущества. Поэтому о результатах оценки стороны узнают лишь из постановления пристава, которое они могут обжаловать в случае несогласия со стоимостью объекта в вышеизложенном порядке.

Оценка имущества приставами: когда нужна, как проводится, можно ли оспорить

Одним из основных способов исполнения судебных актов является обращение взыскания на имущество должника. Это может быть недвижимость, автотранспорт, драгоценности и ценные бумаги, иные дорогостоящие активы. Чтобы определить начальную стоимость для торгов или цену имущества, передаваемого взыскателю, в исполнительном производстве назначается оценка. О правилах проведения процедуры оценки, способах защиты должника и взыскателя, читайте в этом материале.

Когда нужна оценка имущества приставами по исполнительному производству

Оценка представляет собой определение реальной стоимости имущественных активов. Обычно таким показателем является цена, за которую вещи, предметы или объекты можно продать на рынке. Профессиональная оценочная деятельность может осуществляться организациями и частными экспертами, состоящими в СРО, имеющими квалификационные аттестаты. В рамках исполнительного производства ряд полномочий по оценке предоставлен сотрудникам ФССП, хотя они не относятся к профессиональным субъектам оценочной деятельности.

Оценка имущества по исполнительному производству проводится в следующих случаях:

  • для определения соразмерности арестованного имущества и суммы задолженности (нельзя наложить арест на активы, если их рыночная цена несоразмерна требованиям взыскателя);
  • для определения начальной цены при реализации через торги, через специализированную организацию;
  • для оспаривания постановления пристава об оценке, если с ней несогласны взыскатели или должники;
  • для определения цены вещей и предметов, передаваемых напрямую взыскателю в счет погашения долга.

Обратите внимание! Если по решению суда должник обязан передать взыскателю определенную вещь, оценка может не понадобиться. Однако стоимость имущества может быть существенно увеличена за счет ремонта или иных вложений должника. В этом случае по результатам оценки можно определить сумму, которую взыскателю придется выплатить должнику.

Для проведения оценочных мероприятий не нужно подавать какие-либо заявления. Специалист ФССП, ведущий производство, сам провести оценку или пригласить профессионального эксперта, направить сторонам копию постановления. Однако при несогласии с порядком определения стоимости, либо с итоговой ценой, взыскатель и должник могут требовать привлечения независимого оценщика. Все расходы будет нести инициатор оценки.

Можно ли реализовать имущество без оценки?

В статье 85 Закона № 229-ФЗ есть прямое и однозначное указание – для имущества, которое будет направлено на реализацию, оценка является обязательной. Из этого следует, что на арестованные вещи и предметы проводить расчет рыночной стоимости необязательно. Например, законодательство содержит ряд исключений, при которых имущество можно арестовать, но нельзя реализовать. Типичным примером является единственное жилье должника и его семьи. Так как продать через торги такой объект нельзя (кроме обращения взыскания на ипотечную квартиру), пристав не обязан его оценивать.

Где применяются результаты оценки

В соответствие с Законом № 229-ФЗ, результаты оценки имущества судебными приставами будут применяться:

  • как начальная цена для организации торгов (для этого постановление об оценке передается вместе с имуществом в специализированную организацию);
  • как цена для реализации имущества без торгов (по объявлениям через СМИ, путем прямых предложений покупателю);
  • для зачета стоимости имущества, переданного непосредственно взыскателю;
  • для определения разницы, которую взыскатель должен вернуть должнику при получении имущества в натуре.

Определение рыночной стоимости может потребоваться при замене арестованных вещей и предметов на другое (равнозначное) имущество. Такое ходатайство может подать должник, хотя пристав не обязан его удовлетворять. Что подтвердить, что интересы взыскателя не будут нарушены заменой, можно заказать оценку через независимого эксперта, представить заключение или отчет приставу.

Способы оценки имущества в исполнительном производстве

В федеральном законе № 229-ФЗ предусмотрено всего два варианта оценки имущества – непосредственно судебным приставом, либо профессиональным оценщиком. Специальный вариант применяется для установления рыночной стоимости ценных бумаг. Для этого специалист ФССП делает запрос организатору торгов (фондовой биржи), где обращаются ценные бумаги.

Оценка судебным приставом

Чтобы понять, когда пристав может сам провести оценку, нужно смотреть статью 85 Закона № 229-ФЗ. В ней есть 7 пунктов, по которым обязательно привлекается профессиональный оценщик. Если вещь или предмет не подпадает под этот перечень, специалист ФССП вправе сам рассчитать рыночную стоимость. Типичным примером является движимое имущество, чья предварительная стоимость не превышает 30 тыс. руб.

Для проведения оценки пристав использует Методические рекомендации, утвержденные Приказом ФССП от 24.07.2013 № 01-9. Алгоритм оценки заключается в следующем:

  • сбор и анализ информации, документов о характеристиках и целевом назначении вещи, годе изготовления, износе;
  • поиск объекта-аналога, в отношении которого есть общедоступные сведения о цене (сравниваются экономические, технические, материальные и другие характеристики);
  • использование сравнительного подхода для расчета рыночной стоимости имущества (сравниваются существенные и дополнительные показатели, влияющие на цену);
  • издание постановления с указанием стоимости вещей или предметов, направление копии документа сторонам по делу.

Информацию об объектах-аналогах пристав может получать в СМИ, у организаторов торгов, в специализированной организации по продаже арестованного имущества. Все запросы о характеристиках объектов-аналогов должны быть в материалах производства, так как пристав обязан обосновать свои выводы.

Привлечение профессионального оценщика

Если стороны производства не согласны со стоимостными показателями, указанными в постановлении пристава, они могут требовать привлечения профессионального оценщика. Как указывалось выше, все расходы на такие услуги будет нести инициатор требования. Также сотрудник ФССП обязан привлекать оценщиков для расчета цены наследующие активы:

  • любые виды недвижимости (участки, гаражи, дома, здания, квартиры, ОНС и т.д.);
  • акции, облигации и другие ценные бумаги, если они не обращаются на свободном рынке или на организованных фондовых торгах (например, сюда входят акции АО, если они не выпускались в свободную продажу);
  • имущественные права, в том числе дебиторская задолженность;
  • драгоценные металлы и камни, товары с их использованием (не входят в эту группу металлические счета в банках, привязанные к курсовой стоимости металлов);
  • коллекционные дензнаки, чья реальная стоимость не совпадает с номиналом;
  • вещи с исторической или художественной ценностью (картины, скульптуры, антиквариат и т.д.);
  • активы, чья предварительная стоимость выше 30 тыс. руб.

Обычно у подразделений ФССП есть долгосрочные договоры с экспертными организациями или частными оценщиками. Расходы на оказание таких услуг будут взысканы с должника после завершения исполнительного производства и реализации имущества. Для определения рыночной стоимости также проводится сравнение характеристик и цен, а эксперт в натуре осматривает вещи, предметы и объекты. В акте, который пристав передает оценщику, должна быть указана примерная цена объекта.

Могут ли взыскатель и должник привлечь своего оценщика

Могут, но только в рамках оспаривания постановления пристава и результатов работы оценщика. Поэтому изначально специалист ФССП назначает эксперта из заранее отобранного списка. В этом случае проверяется, нет ли заинтересованности или родственных связей со сторонами по делу, иных оснований для отвода. Если взыскатели и должники не согласны с результатами оценки, они могут просить привлечь специалиста, состоящего в СРО оценщиков.

Сроки оценки имущества судебным приставом

В Законе № 229-ФЗ указано несколько процессуальных сроков, имеющих прямое отношение к оценке имущественных активов:

  • пристав обязан привлечь профессионального оценщика не позднее месяца после обнаружения вещей и предметов должника;
  • срок проведения оценки будет указан в постановлении специалиста ФССП. так как зависит от перечня активов, их характеристик и места расположения;
  • в течение 3-х дней после получения отчета об оценке сотрудник ФССП обязан издать постановление, указать в нем рыночную стоимость;
  • не позднее одного дня после издания постановления, его копия направляется сторонам по делу;
  • в течение 10 дней после получения информации об оценке взыскатели и должники могут ее оспорить через суд.

Период действия оценочного отчета не превышает трех месяцев. Если этот срок истек, а пристав не успел реализовать активы, будет проводиться повторный расчет рыночной стоимости.

Что делать если не согласен с оценкой имущества приставами

Взыскатель всегда заинтересован в как можно меньшей цене имущества, чтобы оно гарантированно нашло покупателя на торгах. Должник, напротив, почти всегда уверен в умышленном занижении стоимости его активов. Для защиты интересов стороны могут требовать повторной оценки, либо оспаривать постановление пристава, отчет оценщика.

Если специалист ФССП сам проводил расчет рыночной стоимости, его постановление можно обжаловать в порядке подчиненности, либо через суд. На это сторонам дается не более 10 дней. Если расчеты проводил профессиональный эксперт, оспорить оценку можно только в суде.

Оспаривание оценки через суд

Обратиться в суд для оспаривания оценки можно в течение 10 дней. Этот срок считается с момента получения копии постановления, либо передачи информации об оценке другим способом. Алгоритм действия для оспаривания в судебном порядке заключается в следующем:

  • нужно самостоятельно заказать независимую оценку (если это возможно), либо подготовить доказательства о несоответствии стоимости имущества рыночной цене;
  • заявление подается в суд по месту совершения исполнительных действий;
  • если заявитель не смог заказать оценку до подачи иска, можно представить соответствующее ходатайство в суд.

Обратите внимание! При возникновении сомнений в выводах оценщиков, суд вправе назначить товароведческую, экономическую или другую экспертизу. Расходы на ее проведение будет нести бюджет. Однако если заявление останется без удовлетворения, суд взыщет сумму затрат с заявителя.

При успешном оспаривании суд укажет надлежащую рыночную стоимость имущества. Пристав будет обязан указать ее в постановлении, применять при реализации активов должника через торги, либо при передаче их взыскателю.

Порядок обжалования отчета оценщика в рамках исполнительного производства

Коллеги , спешу поделиться своими рассуждениями после того, как столкнулся с нежеланием Должника исполнять вступивший в законную силу судебный акт и теми возможностями , которые дает должнику ФЗ №229-фз «Об исполнительном производстве..»

Статья 85 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве…» устанавливает , что при аресте и реализации имущества должинка судебный пристав- исполнитель привлекает оценщика. Оценка является обязательной для судебного пристава — исполнителя и может быть обжалована в течение 10 дней с даты уведомления участников исполнительного производства.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 года №27 пункт 5 разъясняется , что участник исполнительного производства имеет право обжаловать постановление судебного пристава — исполнителя , которым принимаются результаты оценки или отчет об определении рыночной стоимости имущества.

Указанные разъяснения по моему мнению формируют практику при которой, должник может затягивать исполнительное производство бесконечно долго , а решение Суда не исполняется и взыскатель не получает причитающиеся ему материальные блага.

Так, после вышеуказанных разъяснений в рамках которых можно сделать вывод , что должник наделен правом обжаловать Постановление судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки, суд должен провести проверку представленного судебному приставу — исполнителю отчета оценщика. Суды, как правило руководствуясь разъяснениями изложенными в пунке 2 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 года №92 и назначают проведение судебной экспертизы. При этом, должник в рамках статьи 327 АПК РФ ходатайствуют о приостановлении исполнительного производства, что приводит к необоснованному затягиванию исполнительного производства и неисполнения суденого акта. При этом, если учитывать содержащиеся в пункте 8 статьи 85 ФЗ №229-фз требование о сроке достоверности отчета (6 месяцев), то после окончания судебного спора и сроков рассотрения дела и проводимой экспертизы , судебный пристав- исполнитель обязан провести новую оценку имущества, что возлагает дополнительные временные и финансовые затраты на должника и взыскателя.

По моему мнению, такую пагубную практику следует искоренять путем разделения оснований и объема обстоятельств , которые следует оценивать при обжаловании со стороны должника результатов оценки. Так если должник оспаривает Постановление судебного пристава — исполнителя о принятии результатов оценки , то суд рассматривает в порядке Главы 24 АПК РФ законность постановления , а соответственно должен исследовать законность и полномочия лица , и отсутствия нарушения прав Должника (уведомление о принятии Постановления , о праве участвовать в проводимой оценке и т.д.) и не должен оценивать отчет на предмет его соответствии требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности ….», при этом статье 200 АПК РФ устанавливает срок 10 дней на рассмотрение такого заявления, если же Должник оспаривает отчет в рамках искового производства, то в случае выявления несоответствия отчета требованим законодательства он наделен правом на предъявления иска о взыскании убытков с оценщика и страховой организации. При этом процедура исполнительного производства не должны приостанавливаться.

Как показывает практика, если дать один и тотже объект оценки разным оценщикам, то рыночная стоимость будет у всех различной, это говорит не о компетентности оценщиков, а о выбранных подходах и их доверию тому или иному подходу в большей степени. Учитывая, что в соответствии со статьей 87 ФЗ №229-фз реализация недвижимого имущества должника осуществляется Росимуществом и путем проведения торгов, как раз торги и формируют цену реализуемого объекта, поэтому рыночная цена не должна являться основанием для приостановлении исполнительного производства и неисполнения вступившего в законую силу судебного акта.

Коллеги , как Вы думаете ???

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *