Отрасль подотрасль

Административно-правовые институты и подотрасли

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

  • * принципов государственного управления;
  • * административно-правового статуса граждан (физических лиц);
  • * административно-правового статуса органов исполнительной власти;
  • * государственной и муниципальной службы;
  • * административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
  • * административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
  • * административно-правовых режимов;
  • * форм государственного управления;
  • * методов государственного управления;
  • * административной ответственности;
  • * административного процесса;
  • * обеспечения законности в государственном управлении;
  • * административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
  • * административно-правовых основ управления в сфере экономики;
  • * административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
  • * административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли — это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

. Служебное право

. Политическое право

. Образовательное право и т.д..

Другие авторы полагают, что отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли:

  • а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);
  • б) органы исполнительной власти;
  • в) государственная служба;
  • г) административно-правовые режимы;
  • д) административный процесс, законность в управлении;
  • е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

  • а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;
  • б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;
  • в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;
  • г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;
  • д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. административный право институт

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право — это правовой институт административного права.

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права.

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства. Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры». Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе, не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права — процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт — комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль — упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального.

Категории материального права:

Конституционное право — ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет — правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы — дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право — отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли — бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.

Уголовное право — совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.

Экологическое (природоохранное) право — молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право — это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.

Гражданское право — ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.

Семейное право — отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.

Трудовое право — отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право — отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.

Исправительно-трудовое право — отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Международное публичное право — не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.

Международное частное право — совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет — отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.

Отрасли и подотрасли права

Рассмотрим отрасли и подотрасли права как элементы системы права.

Отрасль права – важный элемент правовой системы, который включает совокупность норм, регламентирующих качественно однородную категорию общественных отношений. Каждую отрасль отличает своеобразный предмет и метод правового регулирования.

Отрасль права – это обособившаяся совокупность однородных правовых норм, которые регламентируют определенную сферу общественных взаимоотношений. Выделение отрасли зависит от объективной необходимости. Законодатели должны лишь осознать данный запрос и оформить его в надлежащей форме.

В системе права принято выделять отрасли материального и процессуального права.

Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения посредством прямого правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые и другие материальные взаимоотношения.

К материальным отраслям права относят:

– конституционное;

– административное;

– гражданское;

– уголовное;

– финансовое;

– налоговое;

– таможенное;

– земельное;

– трудовое;

– семейное.

Отрасли процессуального права регулируют порядок и процедуру реализации прав и обязанностей сторон взаимоотношений. Процессуальное право устанавливает процессуальные формы, которые нужны для реализации и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относят:

– арбитражное процессуальное право;

– гражданское процессуальное;

– уголовно-процессуальное.

– административное судопроизводство;

Становлению самостоятельной отрасли права способствует совокупность следующих условий:

– мера своеобразия определенных общественных взаимоотношений;

– удельный вес данных отношений;

– отсутствие урегулированности возникших отношений при помощи норм иных отраслей;

– потребность в применении особого метода правового регулирования.

Качественная однородность определенной области общественных взаимоотношений формирует запрос к становлению соответствующей отрасли права.

Наличие той или иной отрасли зависит от присутствия соответствующих сфер общественных взаимосвязей, которые нуждаются в правовом регламентировании. Отрасли придумывает не человек, они формируются благодаря наличию потребностей общества.

Отрасли находятся между собой в тесной взаимосвязи, они проникнуты органическим единством.

Вместе с тем по своему значению и объему они не являются равнозначными. Они выполняют разную роль в процессе своего воздействия на систему общественных отношений. Подобная ситуация объясняется тем, что разные области данных взаимоотношений не одинаковы по объему и составу.

В этой связи крупные правовые отрасли подразделяются на подотрасли.

Подотрасль права представляет собой укрупненную группу правовых норм, которые включают несколько институтов и входят в состав отрасли. Нормы подотрасли права регулируют близкие отношения определенного вида.

Подотрасль права – это цельное системное образование, которое имеет своеобразный предмет регулирования, нормы которого регламентируют порядок осуществления общественных взаимоотношений, входящих в состав более широкой области определенной отрасли.

Выделяют следующие примеры подотраслей права:

– в гражданском праве выделяют следующие подотрасли: наследственное, авторское, жилищное, арбитражное право;

– в конституционном праве имеются подотрасли: избирательного, парламентского, гуманитарного;

– в трудовом праве существуют следующие подотрасли: пенсионное, социальное обеспечение;

– в земельном праве выделяют следующие подотрасли: водное, горное, лесное и т.д.

Вышеуказанные подотрасли регламентируют отдельные общности общественных отношений, которые отличаются спецификой и родовой обособленностью.

Таким образом, отрасль права – совокупность норм права, регламентирующих качественно однородную категорию общественных отношений. Подотрасль права – это укрупненная группа правовых норм, которые включают несколько институтов и входят в состав отрасли права.

Правовые институты, различаемые по форме их законодательного закрепления.

Существует классификация правовых институтов, в основе которой лежит форма их законодательного закрепления. Внешнее обособленное закрепление правовых институтов в системе законодательства не является, на наш взгляд, их обязательным признаком.

Законодатель, несомненно должен стремиться к такому изложению нормативного материала, которое облегчало бы всестороннюю регламентацию опосредуемых общественных отношений, что в значительной мере достигается закреплением правового института в виде самостоятельных структурных подразделений кодифицированных или иных законодательных актов либо в отдельных нормативных актах. Правовых институтов первого вида — большинство. Это и институт купли-продажи (гл. 30 ГК РФ) и институт поручения (гл. 49 ГК РФ) в гражданском праве, и институт усыновления (удочерения) детей (гл. 19 Семейного кодекса РФ), и институт опеки и попечительства над детьми (гл. 20 Семейного кодекса РФ) в семейно-брачном праве, и институт соучастия в преступлении (гл. 7 УК РФ), и институт освобождения от наказания в уголовном праве и др. Примером закрепления правового института в отдельном нормативном акте может служить институт осуществления деятельности и научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации, изложенный в Федеральном законе Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. (27 мая 1996 г.) 1.

Правовые институты, являющиеся самостоятельными, но небольшими по объему и близкими по своему характеру, законодатель часто располагает в рамках одного структурного подразделения нормативного акта. Таковы, например, институты амнистии, помилования и судимости. включенные в главу 13 УК РФ. институты мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, изложенные в главе 15 УИК РФ. институты протоколов, сроков и судебных издержек, помещенные в главу 7 УПК РСФСР, институты выемки, обыска, наложения ареста на имущество, заключенные в главу 14 УПК РСФСР.

Случается, что законодатель располагает нормы, составляющие единый правовой институт, в рамках нескольких структурных подразделений одного нормативного акта. Это, к примеру, институт решения суда, закрепленный в главе 16 Решение суда и в главе 161 Заочное решение ГПК РСФСР. Представляется правильным считать единым правовым институтом институт права ребенка на защиту, объединяющий нор-

мы главы 18 Семейного кодекса РФ Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей и п.п. 2 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ. закрепляющих право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц. их заменяющих). Но не всегда нормы права. составляющие правовой институт, расположены в одном законодательном акте. К примеру, институт планирования, предметом которого выступают общественные отношения, «складывающиеся в процессе осуществления субъектами плановых действий», носит административно-правовой характер.

Однако нормы, составляющие данный институт, располагаются в законодательных актах административного, конституционного. гражданского, трудового и иных отраслей права, что не нарушает административно-правовой «чистоты» и однородности норм, составляющих институт планирования 1.

Таким образом, по форме закрепления правовых институтов в за- j конодательных актах можно выделить следующие их виды: 1) институты. изложенные в виде отдельного нормативного акта: 2) институты, соответствующие по форме структурному подразделению нормативного акта: 3) институты, являющиеся частью структурного подразделения нормативно-правового акта; 4) институты, объединяющие нормы нес- | кольких структурных подразделений нормативных актов; 5) институты. | нормы которых изложены в нескольких нормативных актах. Оформление . правовых институтов, тесно связанное с юридической техникой, несомненно оказывает влияние на формирование правовых институтов, . наглядно показывая пробелы и выявляя противоречия и дублирование норм, составляющих институт, но не носит характера институтообра- зующего признака. В литературе предлагаются и иные критерии клас-

1 См.: Система советского ппава и перспективы ее развития// Советское государство и право. 1982. N 8. С. 53.

сификации правовых институтов.

Так, например, С.С. Алексеев предлагает такую градацию правовых институтов, как разделение их на предметные и функциональные, дифференциацию правовых институтов по сферам («ветвям») отношений данного вида, вьщеляет генеральные институты 1.

Предметными, по мнению автора, называются институты, формируемые применительно к определенному предмету, в качестве которого понимаются конкретные разновидности отношений данного вида, объекты правоохранительной деятельности, отдельные элементы отношений данного вида, стадии движения отношений. Функциональные институты являются продуктом функциональной дифференциации права, содержанием которых являются отношения, «обслуживающие» предметные институты, призванные дать «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений, примерами которых являются отношения регистрации рождения. брака, его расторжения, усыновления; некоторые элементы трудового договора, рабочего времени, времени отдыха и т.д. с точки зрения особенностей регулирования труда женщин, труда молодежи, труда рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением.

Представляется более правильным отнести правовые институты, призванные дать «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений» примером которых может служить институт регистрации актов гражданского состояния, к числу процессуально-процедурных, или в данном случае — к числу процедурных институтов. Что же касается особенностей регулирования труда женщин, труда молодежи, то это —

1 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.. 1975. с. 140-144. 146-149.

субинституты соответствующих правовых институтов. Отношения, регулируемые нормами, изложенными в главе 13 КЗОТ РСФСР. Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением, на наш взгляд, опосредуются положениями не одного, а нескольких правовых институтов: института профессионального обучения на производстве, субинститутов льгот для рабочих и служащих, обучающихся в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях и льгот для рабочих и служащих, обучающихся в высших и средних учебных заведениях института рабочего времени, института оплаты проезда к месту назначения заочного учебного заведения.

На наш взгляд происходит дублирование одних и тех же оснований классификации правовых институтов либо неправильное понимание природы общественных отношений, опосредуемых нормами различных правовых институтов, что исходит из неверного признания в качестве институтообразующего критерия внешнего обособленного закрепления правовых институтов в системе законодательства. Исходя из этого положения правовыми институтами автоматически признаются любые комплексы юридических норм, заключенных законодателем в рамки структурных подразделений законодательных актов.

Дифференциация правовых институтов по сферам («ветвям») отношений данного вида выражается, к примеру, в дифференцированное™ правового регулирования различных видов собственности, разделение институтов в обязательственном праве, происходит дифференциация отношений по сферам в трудовом праве: некоторые особенности отличают правовое регулирование отношений на транспорте, в органах юстиции и пр. Думается, что дифференциация правовых институтов по сферам — это дифференциация правовых институтов вообще, формирование правовых институтов в соответствии с объективным разделением общественных отношений, опосредуемых нормами соответствующих пра- вовых институтов. Что же касается особенностей правового регулирования общественных отношений з различных сферах человеческой деятельности, то эти явления охватываются рамками соответствующих субинститутов, регулирующих вариантную специфику отношений данного вида. Если же особенности общественных отношений таковы, что можно говорить о новом зиде общественных отношений, то перед нами — новый, качественно особый правовой институт, выделяемый по предметному содержанию и подпадающий под общие классификационные признаки.

Части, подотрасли и институты гражданского права России

Рассмотрим части, подотрасли и институты гражданского права России.

Основу для проведения систематизации (деления) гражданского права России представляет обособление в нем основных и общих для всей отрасли положений, т.е. общей части.

Общая часть гражданского права России

Общая часть гражданского права России в качестве отдельных элементов включает базовые положения о:

– понятии и принципах данной правовой сферы;

– субъектах, т.е. участниках гражданских отношений;

– объектах гражданских прав;

– возникновении, изменении, прекращении гражданских правоотношений;

– реализации и защите гражданских правомочий;

– сроках;

– некоторых иных правилах общего порядка, которые применимы ко всем гражданским правоотношениям.

В России общая часть обладает важным системообразующим значением, выполняет значимую теоретико-познавательную и правоприменительную роль. Это проявляется в том, что составляющие ее правила заложены в основу всех остальных гражданско-правовых институтов и конструкций, что делает необходимым их учет в процессе применении всех иных гражданско-правовых норм.

Особенная часть гражданского права России

Все остальные нормы данной отрасли формируют особенную часть гражданского права России.

Однако подобное восприятие правовых элементов относительно гражданского регулирования обычно не применяется, так как множество составляющих его норм настолько велико, что это требует дальнейшей развернутой дифференциации.

Подотрасли гражданского права России

Особенная часть гражданского правового регулирования делится на ряд подотраслей. Они представляют собой наиболее крупные группировки норм, которые регулируют однородные группы отношений и имеют общие положения.

В современном гражданском праве России выделяют пять подотраслей. К ним относят: исключительные права; вещное, обязательственное и наследственное право; гражданско-правовое регулирование и защиту личных неимущественных благ.

Вещное право оформляет принадлежность имущества сторонам гражданских правоотношений в качестве необходимой основы и результата имущественного оборота. В нем выделяют следующие основные институты:

– общие положения;

– право собственности;

– ограниченные вещные права.

Исключительные права включают следующие институты:

– интеллектуальной собственности (смежные права, авторское и изобретательское право),

– промышленной собственности (патентное право, фирменные наименования и товарные знаки и другие институты).

Обязательственное право оформляет непосредственно имущественный оборот. Оно является наиболее структурированной частью гражданского права и подразделяется на:

– общую часть;

– договорное право. Последнее подразделяется по группам договорных обязательств на: обязательства по передаче имущества в вещное право, обязательства по передаче имущества в пользование, обязательства по выполнению работ, обязательства по оказанию услуг, обязательства по использованию результатов творческой деятельности, обязательства из односторонних действий (сделок), обязательства по осуществлению совместной деятельности;

– внедоговорные (правоохранительные) обязательства, которые дифференцируется на: деликтные обязательства и обязательства из неосновательного обогащения.

Наследственное право регулирует переход имущества в случае смерти граждан к другому лицу. Оно включает:

– общие положения о наследовании;

– положения о наследовании по завещанию;

– положения о наследовании по закону.

Гражданско-правовое регулирование и защита личных неимущественных благ включает:

– личные неимущественные права создателей определенных результатов интеллектуальной деятельности;

– защиту личных неимущественных благ (жизни, здоровья, чести, достоинства, репутации и т.п.).

В указанную систему можно также добавить еще коммерческое (торговое) право. Его нормы не обособлены в кодифицированных актах, однако с точки зрения систематизации гражданского права составляют его важную часть (подотрасль).

Помимо этого, по причине активного развития законодательного регламентирования статуса юридических лиц, регулируемого преимущественно гражданско-правовыми нормами, их совокупность также демонстрирует стремление к обособлению в виде корпоративного права.

Институты гражданского права России

Вышеперечисленные подотрасли подразделяют на институты гражданского права. Институты – это совокупности норм, которые регулируют менее крупные однородные группы общественных отношений. Например, в подотрасли обязательственного права выделяют институт отдельных договорных обязательств и институт внедоговорных обязательств.

Институты гражданского права делят на еще более дробные совокупности норм – субинституты. Они также обладают единством и однородностью своего предмета и юридической сущности. Например, институт права собственности делится на субинституты права частной и публичной собственности и т.д.

Институты и субинституты также имеют свои общие положения, которые говорят о юридической однородности охватываемых ими норм. Вместе с тем общие положения подотрасли распространяют свое действие на все правила, которые составляют входящий в соответствующую подотрасль институт. Общие положения института распространяются на правила, которые составляют входящий в него субинститут.

Например, общие положения об обязательствах и договорах распространяют свое действие на договоры купли-продажи и аренды (институты), на договоры поставки и проката (субинституты). При этом общие правила о купле-продаже регламентируют договоры поставки и контрактации, а общие правила об аренде распространяются на договоры проката и аренды транспортных средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *