Отчеты по экологии

Содержание

Экологическая отчетность 2017

Для выполнения требований природоохранного законодательства РФ, международных стандартов, ведомственных нормативных документов, защиты интересов предприятия при осуществлении государственного и ведомственного экологического надзора на предприятии ведется разнообразная экологическая документация и отчетность.

Экологическая документация и отчетность также необходимы для обеспечения высшего руководства предприятия, отдела охраны окружающей среды, структурных подразделений предприятия, органов управления природоохранной деятельностью в головной организации, государственных природоохранных органов полной, комплексной и достоверной информацией в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

1. Декларация о плате за НВОС

В соответствии с п.1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №7-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключениемюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плата за НВОС в соответствии со ст.16 ФЗ №7-ФЗ взимается за следующие его виды:
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Срок внесения платы за НВОС. Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
— для субъектов малого и среднего предпринимательства плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
— для субъектов крупного бизнеса предусмотрены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Предоставление декларации о плате за НВОС в территориальный орган исполнительной власти (для объектов подлежащих федеральному контролю в Росприроднадзор по КК и РА, для прочих в Министерство природных ресурсов КК) необходимо произвести не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за несвоевременное внесение платы предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Дорогие наши клиенты, напоминаем Вам о необходимости заблаговременной подачи исходных данных.

Для организаций, ранее не выполнявших у нас расчет платы за НВОС сообщаем перечень документов и сведений необходимых для подготовки декларации:
— копии свидетельств ИНН, ОГРН (ОГРНИП)
— сведения о деятельности вашей организации (можно устно)
— документы, подтверждающие права на занимаемые территории, здания, строения, сооружения (т.е. договора аренды, свидетельства права собственности и пр.)
— договора или сведения о подключении к центральным коммунальным сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения
— договор на вывоз твердых коммунальных отходов, копия лицензии транспортировщика и полигона, копии актов выполненных работ за период
— копии договоров на передачу прочих отходов сторонним организациям, копии их лицензии (при необходимости таковых), копии актов выполненных работ за период
— копии разрешительной документации (при наличии): разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов
— копии документов, подтверждающих использование отходов на собственном предприятии.

Для бухгалтеров:
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ плата за НВОС поступает:
— в неналоговые доходы федерального бюджета — по нормативу 5 процентов (ст.51 БК РФ);
— в неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ — по нормативу 40 процентов (ст.57 БК РФ);
— в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — 95 процентов (ст.57 БК РФ);
— в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением — 55 процентов (ст.62 БК РФ).

2. Отчетность субъектов МСП

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее МСП) необходим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами и относящимся к субъектам малого, среднего и микро предпринимательства.

Данный вид отчетности является годовым и выполняет роль лимитов, для того чтобы не вносить плату за НВОС в части размещения отходов без применения повышающего коэффициента за сверхлимит. Итак, в соответствии с п.2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50, лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленные на размещение.

Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Сроки и порядок предоставления отчетности
Важная информация: отчетность МСП необходимо предоставить до 15 января года, следующего за отчетным периодом (отёчный период – календарный год). Днем предоставления МСП считается дата отметки контролирующего органа на расчете или дата почтового отправления.

В соответствии с п.7 и п.8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г №89-ФЗ с 01.01.2016г. СМСП, подлежащие федеральному контролю должны предоставлять отчеты в Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (РПН), подлежащие региональному контролю в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (МПР), однако, для принятия МПР этой отчетности не утверждены нормативно правовые акты.

Перечень исходных данных для отчета:
1) Реквизиты.
2) При наличии, копия/скан собственной лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
3) Копии/скан договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам.
4) Копии/скан приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов.
5) Копии/скан документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности.
6) Электронный вид журнала учета движения отходов за отчетный период (при наличии).

Ответственность за несвоевременное предоставление отчета и/или сокрытие, искажение данных предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

А также ст.8.2 КоАП РФ (в соответствии с позицией Минприроды отраженной Письме Росприроднадзора от 13.07.2015 N ВС-02-01-36/11991 «О направлении разъяснений»):
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Технический отчет по продлению лимитов

Лимиты утверждают на срок 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (в соответствии с п.12 Порядка). Невыполнение этого условия приведет к тому, что лимиты не будут продлены и в этом случае производить оплату размещения отходов придется с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Разрабатывается технический отчет в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Предоставление технического отчета осуществляется в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Срок предоставления отчета зависит от даты начала действия лимитов, т.е. отчетным периодом будет год от даты выдачи лимитов, а не календарный год. Срок для предоставления отчета 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного периода.
Технический отчет составляется на основании фактически образованных количествах отходов в том числе переданных, принятых другим хозяйствующим субъектам, а также использованных, обезвреженных, находящихся на хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копию лимитов;
3) Заверенные копии договоров и актов на передачу отходов за отчётный период;
4) Заверенные копии лицензии организаций которым передавались отходы в отчётном периоде;
5) Справки или прочие документы подтверждающие использование отходов на собственном предприятии.

Если технический отчёт не будет сдан или будет сдан несвоевременно, то лимиты на их размещение не будут продлены.
За данное нарушение также предусмотрена ответственность ст.8.2 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, если в отчёте будут найдены сокрытые данные, то такое нарушение может быть квалифицированно по ст.8.5 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

4. Отчет по соблюдению контроля проекта ПДВ

В каждом проекте ПДВ есть раздел «План-график контроля» (далее по тексту ПГ) на основании этой таблицы и выполняется отчёт.
Для начала откроем вам секрет, которым пользуются грамотные инспектора и нечестные экологические фирмы, кроме того надо отметить, что некомпетентность проектировщика в этом вопросе подставляет предприятие под необоснованные траты. Итак, если в составе вашего проекта ПДВ есть протоколы замеров по конкретным источникам, то именно по ним и будет необходимость контроля натурными лабораторными исследованиями проб воздуха. В случае если протоколов нет, значит проект выполнялся расчётным путём и контроль по ПГ необходимо также выполнять расчётным путём.
Наша организация выполняет отчёты любой сложности (в том числе проведение замеров).

Сроки и порядок предоставления отчётности:
Частота проведения контроля будь то замеры, расчётный путь или комбинированный отчёт, определяется проектом ПДВ и полностью отражается в ПГ.
Данный не согласовывается с контролирующими органами, но требуется при проведении гос. органами плановых и внеплановых проверках по экологии.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Проект ПДВ включая том по инвентаризации выбросов и если есть в наличии электронный вид проекта;
3) Доступ на территорию при необходимости проведения замеров.

5. Журналы учёта в области обращения с отходами

Порядок учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721.
Учёт позволяется вести в электронном виде (на основании п.6 Порядка). При отсутствии технической возможности ведения отчёта в электронном допускается его ведение на бумажном носителе.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Расчёты платы (при наличии таковых) за требуемый для учёта квартал;
3) Копии актов передачи отходов за требуемый для учёта квартал;
4) Копии справок подтверждающих использование отходов на собственном предприятии за требуемый для учёта квартал.

За отсутствие ведения учёта предусмотрена ответственность ст.8.2 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Статистическая годовая отчётность:

2-ТП (отходы)

2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения и обязателен к предоставлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Требования о ведении учёта образования отходов также закреплены в ст.19 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Сроки и порядок предоставления отчётности:
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 20.11.2012 г. № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 г. № 828», форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» должны предоставлять в Росприроднадзор все юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, вне зависимости от объёма годового образования отходов.
Таки образом, отчёт по форме 2-ТП (отходы) предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 1 февраля года следующего за отчётным.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копии актов передачи отходов за отчётный период;
3) Копии справок или прочих документов подтверждающих использование отходов в собственном производстве.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

2-ТП (воздух)

2-ТП (воздух) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения и обязателен к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
— с объёмом разрешённого выброса более 10 тонн в год;
— с объёмом разрешённого выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1-го и (или) 2-го классов опасности.
Данный вид отчёта сдаётся также и по форме 2ТП-воздух (срочная).
Напоминаем, что к стационарным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Объем выброса смотрите в Разрешении на выбросы.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) предоставляется в территориальный орган Росстата в срок до 22 января года следующего за отчётным. Если последний день сдачи отчёта приходится на выходной, то срок переносится на первый рабочий день.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копия разрешения на выбросы;
3) Копия нормативов выбросов.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

2-ТП (водхоз)

2-ТП (водхоз) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения и обязателен к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
— осуществляющими сброс (отведение) сточных вод;
— осуществляющими забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
— получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объёмом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
— получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
— имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) предоставляется в территориальный орган Росводресурсов в срок до 22 января года следующего за отчётным.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Копия лицензии на водопользование;
3) Данные о заборе и сбросе воды помесячно за отёчный период.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

4-ОС

4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения и обязателен к предоставлению всеми юридические лицами и индивидуальными предпринимателями, которые имеют у себя очистные сооружения, осуществляют природоохранные мероприятия, а также платят за негативное воздействие на окружающую среду, за вывоз отходов и разработку природоохранной документации.

Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению), индивидуальному предпринимателю с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год.

Форму 4-ОС не предоставляют:
— ЮЛ и ИП, имеющие долгосрочные лицензии на пользование охотничьими животными или заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— ЮЛ, в ведении (управлении) которых находятся особо охраняемые природные территории.

Сроки и порядок предоставления отчётности

Отчёт по форме 4-ОС предоставляется в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в срок до 25 января года следующего за отчётным.

Перечень исходных данных для отчёта:
1) Реквизиты для заключения договора;
2) Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу;

3) Лимиты на размещение отходов;

4) Декларация о плате за НВОС;

5) Договора и платежные поручения на экологические затраты.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ и влечёт за собой наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Что включает экологическая отчетность

В экологическую отчетность входит свод документов установленной формы, которые предоставляются субъектами хозяйствования в органы государственного контроля (Росприроднадзор, Росстат и др.) для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Ведение экологической отчетности актуально для тех предприятий и предпринимателей, деятельность которых может негативно влиять на состояние окружающей среды. Отчет по экологии предоставляется в определенные государственными органами сроки (отчетный период), а за несоблюдение временных рамок начисляется штраф в размере от 10 до 250 тысяч рублей в зависимости от статуса оштрафованного субъекта (должностное лицо, индивидуальный предприниматель, крупное предприятие).

Экологическая отчетность включает следующие документы:

  • расчет платы за негативное влияние на экологию (квартальный и годовой отчеты);
  • форма 2-ТП отходы;
  • технический доклад о стабильности производственного процесса;
  • отчет об образовании отходов (для малых и средних предприятий);
  • сводный кадастр отходов.

Расчет платы за негативное влияние на экологию

Расчет суммы для возмещения ущерба за нанесения вреда экологии осуществляется ежеквартально и ежегодно на основании закона Российской Федерации № 7 «Об охране окружающей среды», принятого в 2002 году. Документально оформленный расчет суммы экоплатежей предоставляется в Службу по надзору за природопользованием на уровне федерального округа до 20 числа месяца, следующего за отчетным календарным кварталом. Основания для затребования отчета по экоплатежам — различные виды нанесения вреда экологической среде:

  • загрязнение атмосферы вредными веществами (выбросы от промышленной, добывающей деятельности, работы ТЕЦ, АЭС и т.д.);
  • загрязнение водной среды – сброс промышленных отходов в поверхностные и подземные водоемы;
  • размещение вредных отходов под землей (разнообразные хранилища и отстойники);
  • размещение отходов (свалки, мусорники и т.д.);
  • любое другое действие причиняющее вред экологии.

На территории Российской Федерации отчет по экологическим платежам обязаны сдавать все субъекты хозяйствования вне зависимости от вида деятельности. Если экоплатежи не внесены в отведенные сроки, то на предприятие налагается административный штраф в размере от 3 до 100 тысяч рублей.

Форма 2-ТП отходы

Юридические лица, деятельность которых влечет за собой негативное влияние на природную среду, обязаны предоставлять экоотчетность по форме 2-ТП отходы в федеральные органы статистики и природопользования (ст. 19 «Об отходах производства и потребления» закона РФ №89-ФЗ ). Так, экоотчет по данной форме сдается в Росстат до 2 февраля, а в Росприроднадзор до 15 марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с нормативными изменениями Российской службы статистики с 1 января 2018 года отчет по форме 2-ТП отходы включает два основных компонента:

  • титульная страница, на которой указывается информация о предприятии, кодах статистики и конкретизируется отчетный период;
  • сводная таблица – отображает информацию о количестве выработанных и принятых отходов, способе их хранения, транспортировки и повторном использовании.

Максимальная сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчета 2-ТП отходы, несоблюдение порядка предоставления данных или указания заведомо неправильной статистической информации составляет 5 тысяч рублей (штрафуется должностное лицо).

Сводный кадастр отходов

На основании положений закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» все субъекты хозяйствования представляют сводную информацию об отходах для внесения в Сводный кадастр отходов. Данные об объеме отходов, технологиях обеззараживания, способах использования, объектах размещения предоставляются в Росприроднадзор ежегодно в печатном и электронном виде. Срок сдачи отчета по данной форме заканчивается 1 сентября года, следующего за отчетным периодом.

После получения информации органы государственного надзора в течение 30 дней рассматривают и проверяют полученные данные, а также вносят в сводный реестр. Субъекту хозяйствования выдается талон природопользователя, который свидетельствует о регистрации предприятия в Сводном кадастре за соответствующий отчетный срок.

В соответствии с законодательством Российской Федерации должностные лица и субъекты предпринимательской деятельности несут административную ответственность за несоблюдение сроков сдачи статистической информации по отходам и предоставление ложных данных. Размер административного штрафа варьирует от 10 до 100 тысяч рублей.

Все виды экологической отчетности в обязательном порядке подаются через специальный программный комплекс «Модуль природопользователя» и веб-ресурс для приема документов в электронном виде, а печатный вариант направляется в соответствующие службы почтовым письмом с уведомлением.

Какие организации должны отчитываться в экологию (Минприроды)?

Какие организации обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду и сдавать соответствующую отчетность?
Обязаны ли это делать организации, занимающиеся оказанием услуг, торговлей, производством?
Какой порядок расчета и уплаты этих платежей, постановки на учет в Ростехнадзор?
Каковы сроки уплаты платежей и представления отчетности?
Какая ответственность за непредставление отчетности, неуплату платежей, непостановку на учет?
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами.
Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия применяются нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно-допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений — с сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния.
Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Порядок определения платы N 632).
В определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О указано, что данное постановление, принятое Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривающее взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
Пунктом 1 Порядка определения платы N 632 установлено, что его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
— размещение отходов;
— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые поименованы у него в ЕГРЮЛ, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду.
Из вышесказанного следует, что, даже если организация не осуществляет явного загрязнения окружающей среды, например, путем выброса в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников или путем сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на нее все равно может возлагаться обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, например, организация, оказывающая информационные услуги, может загрязнять окружающую среду путем электромагнитного и радиационного исходящего от компьютеров (правда, для такого вида загрязнения не установлено соответствующих нормативов, поэтому в данном случае организации не нужно осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду). А организация, занимающаяся торговой деятельностью — путем выброса в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (транспортных средств) или путем размещение отходов (мусора).
Таким образом, ответ на вопрос, обязана ли организация, занимающаяся информационными услугами (торговой деятельностью, производством), осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду будет зависеть от конкретного вида деятельности, осуществляемой организацией на данный момент. Если организация каким-либо образом загрязняет окружающую среду, то данные платежи ей необходимо уплачивать.
Исполнение обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Плательщики за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 «О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — приказ Ростехнадзора N 867).
Постановка на учет в территориальных органах Ростехнадзора производится (п. 5 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора N 867):
— по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия;
— по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлены единые для всех природопользователей сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Определение размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с п. 2 Порядка определения платы N 632 устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
— за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
— за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов — ВСН).
Размер платы за негативное влияние на окружающую среду дифференцируется исходя из следующих факторов.
Во-первых, предусмотрен различный размер платы за негативное влияние на окружающую среду: как за технологически приемлемое, нормативно-допустимое количество выбросов, так и за превышающий указанный обычный уровень загрязнения размер выбросов, но в рамках предельных лимитов.
Во-вторых, плата за загрязнение окружающей природной среды свыше нормативов, но в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 3 Порядка определения платы N 632).
Согласно п. 5 Порядка определения платы N 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В-третьих, плата за негативное воздействие зависит от непосредственного негативного фактора (загрязняющее вещество). Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее — Постановление N 344) установило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В дальнейшем для каждого расчетного года законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются повышающие коэффициенты к установленным нормативам.
В-четвертых, при исчислении применяются территориальные коэффициенты, указанные в Приложении N 2 к Постановлению N 344.
Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204.
Как сказано в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 04-09/1242 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
Расчет представляется в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Достаточно подробно с использованием конкретных примеров порядок расчета платы рассмотрен в рекомендуемых Вам публикациях*(1).
Ответственность за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды
Организации, которые своевременно не внесли плату за негативное воздействие на окружающую среду, к налоговой ответственности в соответствии с НК РФ не привлекаются, так как данная плата не является налогом. Кроме того, при возникновении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду пени на сумму недоимки не начисляются (п. 31 Руководящих документов РД-19-02-2007 «Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 сентября 2007 г. N 626)).
Вместе с тем невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 рублей до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 рублей до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).
Отметим здесь, что привлечение к административной ответственности возможно только при наличии надлежащих доказательств (постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08).
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 8.41 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения. Как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина

Экология сейчас находится на этапе крупных перемен. Это касается всего – принцип надзора и контроля меняется на риск-ориентированный, надзорность теперь осуществляется не над предприятием в целом, а над объектами негативного воздействия, в прошлое уходят старые формы природоохранной документации. В результате этих новшеств преображается и рутинная часть экологической действительности. Привычная экологическая отчётность изменяется все сильнее, и в данной статье мы предлагаем рассмотреть эти изменения подробнее.

  1. Общая информация: экологическая отчетность 2019
  2. Срок действия старых разрешительных документов
  3. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?
  4. Экологическая отчетность: 4-ОС
  5. ДВОС в 2019 году
  6. Плата за ТКО и обращение с отходами
  7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

1. Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

2. Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2018 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

5. ДВОС в 2019 году

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год. Недавно появился проект изменений порядка расчета авансовых платежей. Можно будет вносить плату в размере части суммы, рассчитанной на основе данных производственного экологического контроля либо в размере четверти суммы, рассчитанной на основе утверждённых нормативов и лимитов.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится. Разработан проект изменений в критерии установления категории, которые приравнивают «бескатегорийные» объекты к IV категории, на данный момент он не утвержден.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды»

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2017 года, значит, при расчете платы за 2018 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

6. Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2018 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона. Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2020 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2018 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2018 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2018 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру. Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия.

Помимо этих новшеств, с 1 января 2020 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3:

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Следующий вид отчетности, о которой нужно сказать, это совершенно новая отчетность по программе производственного экологического контроля. Форма программы ПЭК появилась с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.18 г.). Новая программа ПЭК на предприятии призвана заменить устаревшие формы контроля, такие, как план-график аналитического контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, являющийся раньше частью проекта ПДВ.

За 2018 год необходимо было разработать программу ПЭК для каждого из эксплуатируемых объектов, относящихся к I-III категориям НВОС. В программу ПЭК включено три основных раздела: контроль за выбросами в атмосферный воздух, контроль за сбросами в водные объекты, контроль за деятельностью по обращению с отходами. Программа ПЭК является бессрочной и не проходит утверждение в государственных органах. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2018) утвердил форму отчетности по ПЭК. Таким образом, в течение 2018 года необходимо было проводить контроль по планам-графикам, утверждённым в программе ПЭК, чтобы до 25 марта 2019 года подать отчет по проведенным мероприятиям ПЭК.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждаются в государственной регистрации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета. Было обещано, что отчетность можно будет заполнить в «Модуле природопользователя», однако пока что в программе такая возможность не реализована.
Следующим по плану отчётом является тройной отчет, который подается в апреле:

  • 1 апреля – подача декларации о количестве выпущенных товаров и отчета о выполнении нормативов утилизации
  • 15 апреля – уплата экологического сбора и подача расчета суммы сбора

Кроме того, есть отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты сбора и утилизации. Что изменилось в подаче декларации и расчете сбора? В августе 2018 года вышло постановление Правительства РФ № 986 от 23.08.2018, которое внесло изменения в Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073. Согласно изменениям, теперь исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, по каждой группе товаров, группе упаковки согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Уточнено, что в отношении товаров, используемых при производстве колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки товаров. Плата осуществляется производителями товаров на счет ТО Росприроднадзора, импортёрами товаров – на счет ЦА Росприроднадзора. Кроме того, уточняется, что сбор платится за товары и упаковку, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду. Введен механизм контроля за правильностью исчисления суммы сбора, который может быть проведен администратором сбора с составлением акта контроля по установленной форме, а также процедура оспаривания составленного акта контроля.

Если у Вас остались вопросы по любому из видов экологической отчетности и изменений в законодательстве, обращайтесь к нам за консультацией.

Бесплатная консультация

Федеральная экологическая отчетность 2018

В 2018 году нужно сдавать порядка 10 видов отчетов в области природопользования в зависимости от профиля предприятия. Допускается предоставление информации в традиционном бумажном виде либо посредством электронных ресурсов. В последнем случае это можно выполнить через модуль природопользователя (он доступен бесплатно на сайте Роприроднадзора) либо портал госуслуг.

Отчет субъектов МСП – до 15 января 2018 года

Порядок представления экологической отчетности расписан в приказе федерального Минприроды от 16 февраля 2010 г. № 30. Отчетность носит уведомительный характер, ее обязаны направлять представители малого и среднего бизнеса, в ходе работы которых появляются отходы, либо они их используют, обезвреживают, размещают, передают другим субъектам предпринимательства, получают от последних, утилизируют.

В документах отражается объем отходов, их вид, код по классификатору, класс опасности. Прилагаются копии договоров о передаче отходов, лицензии у принимающей стороны, если организация или ИП сами не занимаются транспортировкой и захоронением/утилизацией отходов. Отчет субъектов МСП направляется в ТУ Росприроднадзора.

2-ТП (воздух) – до 22 января 2018 года

Форма направления сведений и порядок установлены приказом Росстата от 4 августа 2016 г. № 387. Есть на балансе стационарные источники выбросов? Нужно направить в ТУ Росстата информацию об охране атмосферного воздуха.

2-ТП (водхоз) – до 22 января 2018 года

Аналогично отчету 2-ТП (воздух), порядок установлен приказом Росстата под номером 387 и также сдается в ТУ. Он касается водопользователей с суточным водопотреблением от 50 кум. м в зависимости от профиля деятельности.

4-ОС – до 25 января 2018 года

Если есть очистные сооружения, вы платите за негативное воздействие на природу, реализуете мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, то нужно отчитаться о тратах в этой области. Отчетность регулируется приказом Росстата (как и по формам 2-ТП воздух и водхоз) и направляется в ТУ Росстата.

2-ТП Отходы – до 1 февраля 2018 года

Ранее этот вид отчетности регулировался приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17. С 2017 года данный нормативный акт утратил силу в связи с подписанием врио руководителя Росстата Г.К. Оксенойтом приказа от 10 августа 2017 г. № 529.

Документ утверждает новую форму 2-ТП Отходы. Именно им нужно руководствоваться при сдаче экологической отчетности за 2017 год.

Отчет по экологии сдают юрлица и ИП в территориальное управление Росприроднадзора, в частности, в Нижегородской области таким органом является Департамент Росприроднадзора по ПФО.

В отчетность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении. Единица измерения – тонна. Предполагается указание наименования отходов, их кода, класса опасности. Всего отчет 2-ТП Отходы за 2017 год занимает 4 страницы Exel.

Декларация по плате за НВОС – до 10 марта 2018 года

Порядок и форма представления утверждены приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3.

Отчет обязаны предоставлять юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы, а также деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на окружающее. Исключение составляют объекты IV категории опасности, а именно обладающие одновременно следующими критериями:

  • Объем выбросов в атмосферу из стационарных источников составляет не более 10 т ежегодно. Выбросы не содержат радиоактивные вещества и вещества I и II классов опасности;
  • Не выполняются сбросы загрязняющих веществ в систему водоотведения и в окружающую среду;
  • Проектная тепловая мощность энерго-, газо- или парооборудования на предприятии не превышает 2 Гкал/час;
  • Оборудование используется в научно-исследовательских целях (организации опытного производства, НИИ, опытно-конструкторское бюро).

Декларация предоставляется в ТУ Росприроднадзора по месту нахождения объектов негативного воздействия. Если они располагаются в разных регионах, то нужно подготовить декларации по каждому объекту и направить в соответствующее ТУ.

В декларации указывается расчет суммы платы, которую нужно внести в бюджет, за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Декларация о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых в РФ, – до 1 апреля 2018 года

Декларация сдается в ТУ Росприроднадзора по месту регистрации производителя или поставки импортной продукции. Порядок декларирования установлен постановлением Правительства от 24 декабря 2015 г. № 1417.

Основание для включения товаров в декларацию – первичная учетная или таможенная документация. В декларации указываются наименование товара, его код согласно общепринятой классификации, масса (в кг) и кол-во.

Отчет о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции – до 1 апреля 2018 года

Форму должны заполнить и сдать в ТУ или центральный аппарат (в случае импорта товара) производители продукции и ее импортеры. Обязанность по выполнению нормативов утилизации и сдаче соответствующей отчетности установлена правительственным постановлением от 8 декабря 2015 г. № 1342.

Отчитываться необходимо за продукцию, которая включена в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации. Информация о товаре и его упаковке предоставляется на отдельных листах. В отчетности отражаются наименование товара, его код, наименование и код в ТН ВЭД ЕАЭС, вес (кг), кол-во, реквизиты документов, подтверждающих факт утилизации, кол-во отходов, в том числе и за которые нужно будет уплатить экологический сбор.

Отчет об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора – до 1 апреля 2018 года

Порядок регулируется постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1520. Информацию обязаны предоставлять в ТУ Росприроднадзора юрлица и ИП, ведущие работу в области обращения с отходами от использования товаров.

В информации отражаются следующие сведения:

  • Наименование агрегата;
  • Дата его выпуска;
  • Производитель;
  • Назначение агрегата;
  • Его тип;
  • Мощность (тонн в год);
  • Указание вида отходов;
  • Коды отходов;
  • ОКТМО;
  • Адрес установки оборудования;
  • Информация об эксплуатирующей компании.

Отчет о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции, – до 1 апреля 2018 года

Сдается при условии, если эти места организованы юрицами и ИП, лицензированными на работу по обращению с отходами от использования товаров. Порядок и форма представления отчетности в Росприроднадзор определяются вышеуказанным постановлением № 1520. В информации отражаются наименование, адрес и координаты места, его назначение, вместимость площадки, срок накопления, вид и код отходов, информация об эксплуатирующей организации.

Уплата экологического сбора и представление расчета его суммы – до 15 апреля 2018 года

Правила взимания, уплаты, возврата экологического сбора установлены постановлением Правительства России от 8 октября 2015 г. № 1073. Обязанность по его уплате, а равно и представлению отчетности, вменена производителям и импортерам продукции, которую нужно утилизировать после использования. Такой перечень утвержден на законодательном уровне распоряжением Правительства от 24 сентября 2015 г. № 1886-р. Форма расчета суммы определена в приказе Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 488.

Платежи и расчет по ним направляются в Росприроднадзор или его ТУ.

Санкции при непредставлении отчетов по экологии или нарушении их сроков

Законодатель мотивирует организации и ИП сдать вовремя отчетность методом кнута – грозит штрафными санкциями при нарушении порядка.

Рычагов воздействия у контролирующих органов достаточно:

  • Ст. 13.19 КоАП РФ. Непредставление информации либо ее представление по истечении установленного срока расценивается как нарушение порядка сдачи статотчетности и карается штрафными санкциями на юрлиц до 70 тыс. рублей, должностных – до 20 тыс. рублей;
  • Ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно этой норме, нарушение расценивается как намеренное сокрытие либо искажение экоинформации. Штраф – до 6 тыс. рублей для ответственного лица в организации и до 80 тыс. рублей – на само предприятие;
  • С. 8.2 КоАП РФ. Затрагивает Субъекты МСП, при работе которых создаются отходы. Санкции – до 30 тыс. рублей на ответственного сотрудника, до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – на организацию, до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток — для ИП;
  • С. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющий расценит как непредставление сведений, если их сдача предусмотрена законом, то нарушителя ждет самое «мягкое» наказание – до 500 рублей на должностной лицо, до 5 тыс. рублей – на юридическое.

Региональным КоАП Нижегородской области за нарушение порядка представление экологической отчетности в Минэкологии предусмотрена ответственность по ст. 5.17. Она предусматривает штраф до 10 тыс. рублей на сотрудника предприятия. В отношении организации региональный законодатель более суров, чем федеральный – штраф может достигать 100 тыс. рублей с минимальным порогом 50 тыс. рублей.

Порядок оплаты за НВОС в 2019 году

Как именно проводить оплату по экологической отчетности, утверждено в Приказе Минприроды №3 от 9.01.2017 года. Отчеты по экологии, как говорилось ранее, обязаны предоставлять компании, которые в процессе деятельности наносят вред окружающей среде. Это касается объектов 1-3 категорий. Исключением являются объекты 4 категории, так как они одновременно обладают следующими свойствами:

  • данные объекты не выбрасывают в атмосферу радиоактивные вещества и вещества 1 и 2 классов опасности. Выброс не превышает 10 тонн в год;
  • отходы деятельности предприятия не выбрасываются в канализацию или же в окружающую среду;
  • тепловая мощность энерго, паро и газо оборудования менее 2 гигакалорий в час;
  • предприятие осуществляет научно-исследовательскую деятельность.

Следует помнить, что за отсутствие отчетов будет налагаться штраф:

  • отчет не был подан или подан с опозданием – юридические лица будут оштрафованы на 70 тыс. руб., должностные – 20 тыс. руб.;
  • намеренное сокрытие правдивой информации в отчетах – штраф для предприятия составляет 80 тыс. руб., на должностное лицо – 6 тыс. руб..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *