Отчетность по кик

Содержание

Срок представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2019 год – 20 марта 2020 года

Организации и физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, обязаны уведомлять налоговые органы о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

В случае если на 31 декабря 2019 года налогоплательщик признан контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, то такой налогоплательщик должен представить уведомление о КИК за 2019 год в срок не позднее 20 марта 2020 года.

Обязанность представления уведомления за 2019 год возникает, например, если доля участия физического или юридического лица в иностранной организации на 31 декабря 2019 года составляет более 25 процентов.

Уведомление о КИК за 2019 год заполняется по новой форме, установленной приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-13/422@, и представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения организации либо по месту жительства гражданина.

Физические лица вправе представить уведомление как на бумажном носителе, так и в электронном виде, тогда как для организаций установлена возможность представления уведомления только в электронном виде.

Обращаем внимание налогоплательщиков-организаций, что при представлении уведомлений на бумажном носителе в приеме таких уведомлений будет отказано.

При этом непредставление уведомления о КИК в установленный срок или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Ознакомиться подробнее с порядком определения статуса контролирующего лица контролируемой иностранной компании, а также с порядком налогообложения доходов в виде получения прибыли КИК, налогоплательщики имеют возможность в разделе «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», а также в сервисе «Часто задаваемые вопросы» на сайте ФНС России.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)

Минфин направил расширенные разъяснения норм о КИК

Минфин России направил письмо от 17.02.2017 № 03-12-11/2/9197, содержащее разъяснения ряда норм Налогового кодекса РФ о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний.

Приводим обзор некоторых наиболее важных позиций, высказанных в указанном письме.

1. Применение порога участия в иностранной компании «более 50%» для признания лица «контролирующим».

Доля участия более 50%, необходимая для признания лица контролирующим, предусмотрена пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ как переходное положение.

По мнению Минфина, датой, на которую должен определяться статус налогоплательщика как «контролирующего лица» (и соответственно, статус иностранной компании как «контролируемой»), является дата, определяемая пунктом 3 статьи 25.15 НК РФ.

Если на эту дату (в отношении периодов, за которые определяется прибыль КИК, начинающихся до 1 января 2016 года) доля участия лица в иностранной организации составляет не более 50%, представлять уведомление о КИК (а равно отчитываться по её прибыли) не требуется.

Например, если финансовый год КИК совпадает с 2015 годом, и решение о распределении её прибыли не принималось, то датой, на которую определяется доля участия налогоплательщика в КИК, будет 31 декабря 2016 года (эта же дата будет считаться датой получения дохода в виде прибыли КИК). Если на 31 декабря 2016 года доля участия лица в иностранной компании составляет не более 50% (и отсутствуют иные основания для признания лица контролирующим), оно не признаётся контролирующим, не подаёт уведомление о КИК и не отчитывается по её прибыли.

Добавим, что для последующих финансовых периодов КИК (начинающихся с 1 января 2016 года) «контроль» возникает уже при доле участия более 25% (либо более 10%) согласно пункту 3 статьи 25.13 НК РФ.

2. Учёт прибыли КИК в случае, если финансовый год КИК не совпадает с календарным годом.

В подобных ситуациях следует учитывать два ключевых момента:

  • тот факт, что нормы НК РФ о КИК применяются в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ); а также
  • установленные в главах 23 и 25 НК РФ даты получения налогоплательщиком дохода в виде прибыли КИК (для налогоплательщиков – физических лиц такая дата определяется пунктом 1.1 статьи 223 НК РФ, для юридических лиц – подпунктом 12 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

Например, если период, за который составляется финансовая отчетность КИК, начинается 1 октября каждого года и заканчивается 30 сентября каждого года, то:

  • прибыль КИК за её финансовый год с 1 октября 2014 года по 30 сентября 2015 года не учитывается у контролирующего лица (поскольку финансовый период КИК начался ранее 2015 года, положения главы 3.4 НК РФ к её прибыли не применяются);
  • прибыль КИК за её финансовый год с 1 октября 2015 года по 30 сентября 2016 года учитывается у контролирующего лица в его налоговом периоде, начинающемся 1 января 2017 года (датой получения дохода в виде прибыли КИК в этом случае будет 31 декабря 2017 года, и отчитаться по нему потребуется весной 2018 года).

3. Учёт прибыли КИК в случае её продажи или ликвидации, а также ситуация для лица, приобретающего долю в КИК.

В своих выводах по данным вопросам Минфин также опирается на дату, предусмотренную пунктом 3 статьи 25.15, а также даты получения дохода в виде прибыли КИК (пункт 1.1 статьи 223 НК РФ для физических лиц, подпункт 12 пункта 4 статьи 271 НК РФ для юридических лиц).

В случае если контролирующее лицо прекратило участие в КИК по причине ее продажи или ликвидации до даты, на которую в соответствии с пунктом 3 статьи 25.15 определяется доля контролирующего лица в прибыли КИК, прибыль этой КИК не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица, а также не представляется уведомление о КИК.

Таким образом, бывший владелец КИК, произведя отчуждение доли в КИК (полностью либо до той степени, при которой он перестаёт быть контролирующим лицом) и не сохранив контроль над ней иным образом, освобождается от дальнейших обязанностей по уведомлению о КИК и учету её прибыли в составе своей налоговой базы.

Обратная ситуация (для приобретателя доли в КИК): если в текущем налоговом периоде налогоплательщик приобрёл долю участия в КИК, то прибыль КИК за финансовый год, который завершился в предшествующем налоговом периоде, учитывается таким налогоплательщиком при определении налоговой базы текущего налогового периода.

Иными словами, приобретая долю в КИК соответствующего размера, налогоплательщик вместе с ней приобретает и обязанность отчитаться за завершившийся в предшествующем налоговом периоде финансовый год КИК (несмотря на то, что в тот период он не имел к данной иностранной компании никакого отношения).

Пример. Налоговый резидент РФ продал принадлежащую ему 100-процентную долю в КИК другому налоговому резиденту РФ в октябре 2016 года. Поскольку в отношении 2015 финансового года КИК доля контролирующего лица определяется на 31 декабря 2016 года, на эту дату продавец доли в КИК уже не является её контролирующим лицом и не несёт связанных с данным статусом обязанностей. Покупатель, напротив, на ту же дату 31 декабря 2016 года признаётся контролирующим лицом и отчитывается по прибыли КИК за 2015 год в составе своей налоговой базы за 2016 год.

4. Как определить средний курс иностранной валюты к рублю в целях пересчёта прибыли КИК?

В соответствии с пунктом 2 статьи 309.1 НК РФ прибыль (убыток) КИК, определенная по данным её финансовой отчетности и выраженная в иностранной валюте, уменьшенная на величину дивидендов (распределенной прибыли), подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

По мнению Минфина России, среднее значение курса иностранной валюты к рублю РФ за период, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность за финансовый год, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса иностранной валюты к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни в соответствующем периоде, за который составлена финансовая отчетность.

Если курс той или иной валюты не устанавливается ЦБ РФ, он определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

В качестве соответствующего информационного ресурса рекомендуется официальный сайт ЦБ РФ.

5. Прибыль КИК не уменьшается на сумму распределённых ею дивидендов для цели сопоставления с пороговым значением.

Согласно пункту 7 статьи 25.15 НК РФ, прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы контролирующего лица, если её величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ, составила более 10 000 000 рублей.

Для первых двух лет действия норм о КИК Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусматривает более высокие пороги: 1) за 2015 год – более 50 000 000 рублей; 2) за 2016 год – более 30 000 000 рублей.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 25.15 НК РФ прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность.

Однако, по мнению Минфина России, пороговые значения (в частности, 50 млн. руб. для прибыли КИК за 2015 год) применяются в отношении прибыли КИК без учёта её уменьшения на величину дивидендов (распределенной прибыли), выплаченных такой КИК.

6. Прибыль КИК не уменьшается на сумму её убытков прошлых лет для цели сопоставления с пороговым значением.

С учетом того, что перенос убытка, полученного КИК, на будущие периоды, является правом контролирующего лица, указанные убытки, по мнению Минфина, не уменьшают величину прибыли КИК для целей применения пороговых значений, установленных пунктом 7 статьи 25.15 НК РФ (50 / 30 /10 млн. руб.).

7. Определение суммы иностранного налога, исчисленного в отношении прибыли КИК.

Согласно пункту 11 статьи 309.1 НК РФ сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством РФ (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой КИК в РФ.

Сумма такого иностранного налога должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством действующего международного договора РФ по вопросам налогообложения заверена налоговым органом иностранного государства.

Подтверждением сумм налогов, подлежащих уплате КИК и ее обособленными подразделениями, могут являться:

  • сведения о сумме налогов, отраженных в налоговой декларации, заверенной налоговым органом соответствующего иностранного государства,
  • уведомление от налогового органа о величине исчисленного налога,
  • платежные документы,
  • письменное подтверждение налогового (платежного) агента (для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств налоговыми агентами),
  • сведения и информация, полученные от иностранных номинальных держателей, депозитариев, брокеров, управляющих компаний, агентов,
  • платежный документ,
  • иные аналогичные сведения и документы, подтверждающие исчисление и (или) уплату налогов, в том числе иными лицами в отношении прибыли КИК.

8. Учёт убытков КИК за периоды, предшествующие 1 января 2015 года.

По общему правилу, в случае, если по данным финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с её личным законом за финансовый год, определён убыток, указанный убыток может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтён при определении налоговой базы этой компании (пункт 7 статьи 309.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 309.1 НК РФ убыток, полученный КИК до 1 января 2015 года, по данным финансовой отчетности, составляемой в соответствии с ее личным законом, может быть перенесён на будущие периоды в сумме, не превышающей сумму убытка за три финансовых года, предшествующие 1 января 2015 года, и учтён при определении налоговой базы этой компании.

По мнению Минфина России, из указанных норм следует, что налогоплательщиком при определении налоговой базы КИК может быть учтён убыток, отражённый в финансовой отчётности такой компании по состоянию на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году, при условии, что налогоплательщиком представлено уведомление о такой КИК за налоговый период, в котором доля прибыли КИК за указанный финансовый год подлежит учёту у налогоплательщика.

При этом указанный убыток учитывается налогоплательщиком при определении налоговой базы в отношении прибыли КИК в части, приходящейся на сумму прибылей (убытков) КИК, определенных за три последних финансовых года, предшествующих 1 января 2015 года, без учета прибылей (убытков), сформированных в иные периоды.

9. Вопросы, касающиеся иностранных структур без образования юридического лица (ИСБОЮЛ).

Разграничение иностранных организаций и ИСБОЮЛ.

Определение налогоплательщиком факта, является ли конкретное иностранное лицо иностранной организацией (юридическим лицом по своему личному закону) либо ИСБОЮЛ, осуществляется на основании доступных налогоплательщику сведений о правовых основах деятельности иностранного лица, включая законодательство иностранного государства, в соответствии с которым такое иностранное лицо было создано, в части определения соответствия характеристик такого лица положениям статьи 11 НК РФ.

В случае, если невозможно определить, относится ли иностранное лицо, не являющееся физическим лицом, к иностранной организации или ИСБОЮЛ, такое лицо предлагается рассматривать в качестве иностранной организации.

Контроль налогового резидента РФ над ИСБОЮЛ через иностранную организацию.

Осуществлением контроля над ИСБОЮЛ признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

По мнению Минфина России, такой контроль со стороны налогового резидента РФ может осуществляться, в том числе, посредством иностранной организации, контролирующим лицом которой он является, в частности, посредством оказания им определяющего влияния на решения, принимаемые органами управления такой организации в отношении распределения прибыли ИСБОЮЛ.

Применение к ИСБОЮЛ освобождений прибыли КИК от налогообложения.

Минфин подтвердил, что освобождения, предусмотренные статьей 25.13-1 НК РФ, могут применяться как к иностранным организациям, так и к ИСБОЮЛ.

10. Юридические лица без участия в капитале.

Признание иностранных лиц в качестве лиц, для которых не предусмотрено участие в капитале, осуществляется на основании всей совокупности признаков и объема правомочий, которые получает участник (вкладчик) такого лица в каждом конкретном случае с учетом применимых положений законодательства, уставных и (или) иных правоустанавливающих документов.

Дополнительно отметим, что для целей определения контролирующих лиц юридические лица без участия в капитале (напр., частные фонды) приравнены к ИСБОЮЛ (пункт 15 статьи 25.13 НК РФ).

11. Документальное подтверждение права на освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Согласно пункту 9 статьи 25.13-1 НК РФ для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК контролирующее лицо представляет в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения. При этом, поскольку освобождение является правом, а не обязанностью налогоплательщика, НК РФ не детализирует, какие именно документы должны быть представлены по каждому из возможных оснований для освобождения.

Для подтверждения соблюдения условий для освобождения от налогообложения прибыли КИК могут использоваться:

  • данные бухгалтерского учета иностранной компании и составленные на их основании регистры бухгалтерского учета,
  • иные документы, в том числе предоставленные КИК справки,
  • данные аналитического учета,
  • финансовая отчетность и расшифровки к ней,
  • налоговая отчетность,
  • копии договоров и платежных документов, сертификатов инкорпорации, налогового резидентства, выписки из уставных документов, а также
  • иные документы, предусмотренные обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения КИК.

Таким образом, комплект документов, подтверждающих соблюдение условий для освобождения прибыли КИК от налога, является индивидуальным в отношении каждого из условий.

Указанные документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

По мнению Минфина России, по КИК, в отношении которых налогоплательщиком заявлено освобождение от налогообложения прибыли, не требуется представления вместе с налоговой декларацией документов, подтверждающих величину прибыли КИК, указанных в пункте 5 статьи 25.15 НК РФ, в дополнение к указанному выше комплекту документов, так как прибыль таких компаний не подлежит учёту в составе налоговой базы контролирующего лица.

12. Документальное подтверждение суммы прибыли (убытка) КИК.

Минфин разъяснил противоречие между нормами пункта 5 статьи 25.15 и абзаца 2 пункта 2 статьи 309.1 НК РФ относительно необходимости представления налоговой отчётности КИК в числе документов, подтверждающих сумму её прибыли.

По мнению Минфина России, абзацем 2 пункта 2 статьи 309.1 НК РФ не установлено обязанности налогоплательщика — контролирующего лица по представлению в налоговый орган налоговой отчётности КИК вместе с налоговой декларацией по налогу, в которой отражена прибыль КИК, поскольку состав документов, прилагаемых к налоговой декларации, установлен статьей 25.15 НК РФ. Указанная норма статьи 309.1 регулирует порядок подтверждения прибыли КИК в случае проведения мероприятий налогового контроля.

При этом документы, подтверждающие расчёт прибыли КИК подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения расчета прибыли (убытка) КИК.

Кроме того, НК РФ не содержит условий о необходимости получения и представления в налоговые органы нотариального заверения и апостилирования копий документов, подтверждающих наличие контроля, освобождение прибыли КИК от налогообложения в РФ, а также расчет их прибыли.

Теги: КИК, налогообложение РФ

Что нужно знать о КИК

Скорее всего, в связи с принятием Федерального закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) №376-ФЗ (далее – «ФЗ – 376» или «Закон о КИК») у Вас возник ряд вопросов.

Мы надеемся, что дальнейшее информационное письмо поможет разъяснить некоторые из них, а также в принципе даст возможность скорректировать работу Вашего бизнеса в условиях деоффшоризации российского законодательства.

1. О чем необходимо уведомлять Налоговую Службу?

Налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган по месту своей регистрации:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов).

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения, то есть является бенефициаром такой структуры);

3) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

2. До какого числа необходимо уведомить налоговый орган?

В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ – 376 Налоговый орган необходимо было уведомить до 15 июня 2015 года. (Если контролируемая иностранная компания была зарегистрирована до указанного числа).

С момента возникновения участия в иностранной контролируемой компании необходимо уведомить налоговую службу в течение 3- х месяцев.

3. Что такое контролируемая иностранная компания (КИК)?

КИК признается компания, которая соответствует двум условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующими лицами организации являются организации и/или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

В том числе, КИК признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и/или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации

4. Являюсь ли я контролирующим лицом КИК?

Контролирующим лицом в отношении КИК будет признано:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

5. Я не являюсь ни директором, ни акционером компании, а единственными документами, в которых есть мое имя и название компании на одном листе являются Доверенность и Трастовая декларация. Могу ли я быть признан контролирующим лицом?

Да, можете. Вы можете быть признаны контролирующим лицом, если являетесь бенефициаром компании, то есть Вы оказываете или имеете возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.

То есть, если Вы прямо или косвенно влияете на принятие решений в организации, а также прямо или косвенно несете риски за принятые организацией решения, с точки зрения налоговых органов РФ, Вы осуществляете контроль за иностранной компанией, а, значит, являетесь контролирующим лицом. Соответственно, Вам необходимо заявить о наличии у Вас КИК.

6. Раньше у меня была иностранная компания, которую я контролировал, но я ее давно не использую. Более того, я даже не плачу за ее продление государственные пошлины. Мне эта компания не нужна, я ее «бросил». Должен ли я уведомлять Налоговую службу о наличии у меня КИК?

Да, должны. Если Ваш случай похож на ситуацию, описанную выше, то у Вас существует обязанность уведомления налоговых органов.

Можно не уведомлять о компаниях, в которых Вы были контролирующим лицом в следующих случаях:

1) Компания была должным образом ликвидирована до 14.06.2015 года. Это значит, что у Вас есть сертификат о ликвидации компании. Во всех иных случаях, компания не считается ликвидированной должным образом.

2) Компания была полностью передана иному лицу, а процедура передачи была должным образом легализована и завершена. В зависимости от того, каким способом была произведена передача компании, у Вас на руках должны быть соответствующие документы, которые подтвердят такую передачу.

7. Может ли кто-то за меня уведомить Налоговую Службу?

Декларацию о КИК Вы можете заполнить только от своего имени и подать ее 1 раз в год, занеся в нее все данные по Вашим компаниям. Отнести декларацию в Налоговую можете Вы самостоятельно либо Ваше доверенное лицо по доверенности, выпущенной от Вас. Доверенность должна быть нотариально заверена. В доверенности должны быть прописаны полномочия по представлению Ваших интересов в органах гос. власти, желательно указать конкретный налоговый орган.

8. Как подать уведомление в Налоговую службу? Существует ли какая-либо форма?

9. Какую информацию должно содержать уведомление?

Закон определяет, какая информация должна содержаться в уведомлении о КИК. Так, уведомление должно содержать:

1) период, за который представляется уведомление;

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);

8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

— сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;

— наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

— доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;

10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

Под финансовой отчетностью понимается неконсолидированная финансовая отчетность организации.

10. Подлежит ли прибыль КИК налогообложению в соответствии с Налоговым Кодексом РФ?

Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу, если ее величина, составила более 10 000 000 рублей.

Однако, как мы видим из пункта 10 предыдущего вопроса, прибыль может быть освобождена от налогообложения в России. Законодатель определил 8 оснований, по которым прибыль КИК может не облагаться налогом на территории Российской Федерации:

1) она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
2) она образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия);

3) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая в соответствии с настоящей статьей по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

4) она является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:

активной иностранной компанией;

активной иностранной холдинговой компанией;

активной иностранной субхолдинговой компанией;

5) она является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности;

6) она является одной из следующих иностранных организаций:

эмитентом обращающихся облигаций;

организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

7) она участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании заключаемых с государством (территорией) или с уполномоченными правительством такого государства (территории) организациями соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции, либо на основании иных аналогичных соглашений, заключаемых на условиях распределения риска.

Прибыль контролируемых иностранных компаний, указанных в настоящем подпункте, освобождается от налогообложения при соблюдении всех следующих требований:

иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых в качестве стороны соглашения (контракта), указанного в абзаце первом настоящего подпункта;

доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в общей сумме доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;

8) она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

11. На основании каких документов рассчитывается прибыль КИК?

Подтверждение показателей доходности компании являются документы финансовой отчетности, подготовленные в соответствии с законодательством страны инкорпорации (регистрации) компании. Под финансовой отчетностью понимается неконсолидированная финансовая отчетность компании.

Налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.

12. По закону страны регистрации моей компании, я не должен сдавать финансовую отчетность. Необходимо ли мне сдавать финансовую отчетность в таком случае? В соответствии с каким законом сдавать отчетность в таком случае?

Да, необходимо, поскольку только финансовая отчётность сможет подтвердить показатели Вашей компании. Данные показатели будут важны, если Вы хотите претендовать на освобождение прибыли КИК от налогообложения по основаниям 3 и 5 из девятого вопроса. Если в юрисдикции, где зарегистрирована компания, нет требования об обязательной сдаче финансовой отчетности, необходимо сдать отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и аудита.

13. Является ли непредставление уведомления Налоговой службы о КИК налоговым правонарушением?

Непредставление уведомления об участии в иностранных организациях по основаниям и в установленные сроки признается налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена 129.6 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Хотели бы обратить Ваше внимание, что при наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами Российской Федерации, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но такое лицо не направило в налоговый орган уведомление, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить в течение двадцати дней необходимые пояснения или представить уведомление в установленный налоговым органом срок.

Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения..

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком — физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — организациями, но не менее 100 000 рублей.

14. Как верно скорректировать работу бизнеса в свете всех выше обозначенных вопросов?

В свете последних изменений, мы бы хотели обратить Ваше внимание, что в первую очередь необходимо собрать всю информацию по бизнес-структурам и Вашему участию в них. Также, необходимо подготовить хотя бы черновой вариант финансовой отчетности, чтобы четко понимать, возможно ли претендовать на основания по освобождению прибыли компании от налогообложения.

Корректировка работы бизнес-структуры в свете деоффшоризации российского налогового законодательства возможна, но требует индивидуального подхода в каждом случае.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *