Оспаривание нормативных правовых актов в арбитражном суде

  1. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.

Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц.

Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;

2) название, номер, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд в делах об оспаривании НПА не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Бремя доказывания законности принятого акта лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице которые приняли акт.

Отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Глава 23. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Положения статьи 192 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования — предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

5. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

6. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

7. В случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

8. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

3. В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;

2) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

3) указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

4. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

6. Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле.

7. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

2. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Содержание

Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

СТ 189 АПК РФ

1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.

3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Комментарий к Ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В разделе III Кодекса устанавливаются правила административного судопроизводства, которые должны применяться арбитражными судами при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, отнесенных к подведомственности арбитражных судов в соответствии со ст. 29 АПК РФ.

Дифференциация правил судопроизводства в зависимости от предмета спора или требования и характера правоотношений, из которых данный спор возник, позволяет учесть особенности различных категорий дел в судебном разбирательстве, устанавливая для них «свою» процедуру рассмотрения. Такая дифференциация направлена на обеспечение процессуальных гарантий доступности правосудия, на более эффективную судебную защиту предпринимателей.

Положения комментируемого раздела АПК определяют процессуальную форму производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Она и составляет суть административного судопроизводства — одной из форм судопроизводства, посредством которого арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Выделение в АПК РФ административного судопроизводства обусловлено особенностями материальных правоотношений, их природой и содержанием. Споры, разрешаемые в порядке административного судопроизводства, возникают из административных, налоговых, бюджетных, таможенных, валютных и иных публичных правоотношений. В этих правоотношениях всегда присутствует субъект, который предопределяет административный или иной публичный характер спора. Таким субъектом является государственно — властный орган, предписывающий другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия либо устанавливающий запреты.

Однако надо иметь в виду, что государственный орган действует не только в качестве органа государственной власти как субъекта административного правоотношения. В случаях, предусмотренных, например, гражданским законодательством, государственные органы могут выступать в качестве участников гражданского оборота как обычные хозяйствующие субъекты или субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 2, 48, 124, 125 ГК РФ). В этих случаях государственные органы являются участниками гражданских, а не административных правоотношений.

Таким образом, особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (раздел III АПК РФ), обусловлены не столько участием в споре государственного органа, сколько характером правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, административной сущностью этих отношений, основанной на властном подчинении одной стороны другой.

Эти особенности и предопределили выделение в АПК административного судопроизводства, по правилам которого арбитражные суды должны рассматривать экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

2. В главе 22 Кодекса определяются особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Отношения между органами власти и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями существенно отличаются от отношений между равноправными субъектами спора — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Специфика этих правоотношений влияет на характер возникающих между сторонами споров и требует особой процедуры его разрешения. Эта процедура должна обеспечить «выравнивание» в положении сторон через процессуальные гарантии, которые включают в себя некоторые изъятия и исключения из общих правил гражданского (искового) судопроизводства.

3. В ст. 189 АПК РФ определяются общие правила рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В ч. 1 ст. 189 Кодекса предусмотрено, что указанные дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые установлены в разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Тем самым допускается применение арбитражными судами общих правил искового производства при рассмотрении возникающих из административных и иных публичных правоотношений дел в части, не урегулированной в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

При этом следует иметь в виду, что предусмотренные в разделе III правила должны применяться арбитражными судами при рассмотрении всех отнесенных в соответствии со ст. 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Круг этих дел определен в ст. 29 АПК: об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Общим признаком, объединяющим все эти дела, является наличие публичного спора о праве, особенность которого — юридическое неравенство спорящих сторон, находящихся между собой в отношениях власти и подчинения.

Характер указанных дел и требование об их рассмотрении в порядке административного судопроизводства предопределяют специфическую процессуальную форму осуществления судом полномочий органа государственной власти. При рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства арбитражный суд выполняет две функции: 1) защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность в споре с органом, наделенным властными полномочиями по отношению к этим лицам и 2) судебного контроля за действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в процессе реализации правомочий которых затрагивается сфера предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом именно судебная защита предопределяет в данном случае и судебный контроль за действиями государственных и иных органов. В этом смысле в сферу этого контроля вовлекается предприниматель (гражданин, юридическое лицо), который дает повод для судебного контроля, для работы суда в виде подачи заявления в суд с требованием о проверке оспариваемого акта или действия (гл. 23, 24, § 2 гл. 25 АПК РФ).

Необходимо принять во внимание, что выполнение арбитражным судом обеих функций следует из ст. 46 Конституции РФ, которая наряду с судебной защитой называет и самостоятельную форму деятельности суда по осуществлению судебного контроля за решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, что дает основания говорить о разных формах судопроизводства, в рамках которых арбитражный суд осуществляет свою деятельность.

Так, первую функцию арбитражный суд реализует, как правило, в порядке искового производства, вторую — административного судопроизводства. Причем для каждой категории дел, названных в ст. 29, в разделе III АПК РФ устанавливаются особенности рассмотрения, свойственные именно этой категории дел, что находит отражение в гл. 23 — 26 АПК РФ.

При этом ч. 1 ст. 189 не исключает возможности на уровне федерального закона предусмотреть иные правила административного судопроизводства, которые должны будут иметь приоритет в части установления особенностей рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

4. Часть 2 ст. 189 АПК РФ устанавливает правила определения подсудности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Названная норма предусматривает, что общие правила подсудности дел, установленные в § 2 гл. 4 Кодекса, применяются, если иное не установлено в разд. III.

Такие особенности, в частности, установлены в ст. 203, ч. 1 ст. 208 АПК РФ.

5. В ч. 3 ст. 189 АПК РФ предусмотрены особенности распределения бремени доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Если в соответствии с ч. 1 ст. 65 Кодекса обязанность доказывания по общему правилу возлагается на лиц, участвующих в деле, имея в виду, что каждое лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, то по делам об оспаривании актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов и совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или лицо.

Предусмотренное в данной норме правило отражает особенности реализации принципа состязательности в административном судопроизводстве.

Понимая под состязательностью активную деятельность лиц, участвующих в деле, по сбору и раскрытию доказательств, АПК РФ обязывает суд осуществлять руководство состязательным процессом, содействовать участвующим в деле лицам в реализации их прав (ст. 9 АПК РФ). При этом предпосылки состязательности содержатся в равноправии сторон, которые пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, в представлении суду своих доводов и объяснений. Арбитражный суд не может в связи с этим нарушать или ограничивать эти принципы судопроизводства, не вправе своими действиями ставить какую-либо сторону в преимущественное положение или умалять права одной из сторон (ст. 9 АПК РФ). И при рассмотрении экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, в которых участвуют равные в материально — правовом смысле стороны, такое понимание равноправия и состязательности обеспечивает сторонам одинаковые возможности для защиты их прав.

Другое дело, когда речь идет о спорах и других делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в которых одна сторона всегда более «сильная», потому что обладает властными полномочиями по отношению к другой стороне. Такой субъектный состав спора, стороны в котором находятся между собой в отношениях административного характера, в отношениях власти и подчинения, требует процессуальных гарантий обеспечения состязательного судопроизводства. Обязанность обеспечения этих гарантий возлагается на арбитражный суд, который должен создать равные условия для защиты прав лиц, участвующих в деле. Поскольку при возникновении спора из административных правоотношений заявителем выступает, как правило, лицо, чьи права нарушены государственными органами или органами местного самоуправления, и это лицо находится в административной зависимости от этого органа, то такому заявителю практически невозможно представить доказательства противоправности действий органов, чьи акты или решения оспариваются.

В силу этого у суда и возникают обязанности по «выравниванию» положения сторон в административном споре, по обеспечению процессуальных гарантий «слабой» стороне в защите своих прав. Соответствующие обязанности суда предусмотрены, в частности, в ч. 5 ст. 66 АПК РФ, когда суд истребует по своей инициативе доказательства от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, чьи акты и действия оспариваются, в случае непредставления ими доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Такое требование суда в соответствии с ч. 1 ст. 16 Кодекса является обязательным, и за его нарушение налагается судебный штраф (ч. 9 ст. 66 АПК РФ).

Таким образом, в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, у арбитражного суда более активная позиция, чем в делах искового производства, поскольку разрешая спор, возникший из административных или иных публичных правоотношений, суд не только реализует задачу обеспечения судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав предпринимателей, но и выполняет функцию нормоконтроля через судебную проверку законности и правомерности актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

5. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

6. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

7. В случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

8. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

3. В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;

2) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

3) указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

4. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

6. Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле.

7. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

2. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Обжалование решения арбитражного суда: инстанции и сроки

27 Ноя Обжалование решения арбитражного суда: инстанции и сроки

Дата публикации: 2015-11-27
Рубрика: Судебный процесс Андрей Зайцев

Одним из важнейших способов реализации своих прав и свобод является — право на судебную защиту и обеспечение правосудия.

      • Апелляция
      • Первая кассация
      • Вторая кассация
      • Надзор

По нашему мнению, реализация лицом права на судебную защиту осуществляется не только путем подачи исков и заявлений в суды, но и через защиту от судебных ошибок.

В свою очередь, право на защиту от судебных ошибок включает в себя право лица на обращение к вышестоящему суду и право донести правду о наличии судебной ошибки, содержащейся в судебном акте. И вот это право донести вышестоящему суду об ошибках в решениях реализуется посредством подачи соответствующей жалобы — апелляционной либо кассационной.

Ранее в своих публикация мы уже затрагивали вопросы обжалования решения суда в гражданском судопроизводстве. Но не хочется оставлять без внимания и арбитражный процесс.

Итак, в деятельности любого общества – корпорации либо предпринимателя возникают моменты, когда лицо вынуждено защищать свои права и интересы в суде. А коль скоро мы затронули вопрос защиты права с использованием института обжалования судебных актов, то и говорить будем о порядке, сроках и процедуре обжалования судебных актов в арбитражном судопроизводстве.

Здесь мы сознательно не ставим в зависимость такую защиту от статуса участия лица в процессе, не важно кто он – истец, ответчик, либо привлеченное к процессу третье лицо. Главное судебный акт, затрагивающий права и законные интересы, был связан с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, а, следовательно, рассматривался арбитражным судом.

Заранее оговоримся, что судебный акт может быть обжалован и лицом, не привлеченным к участию в деле, в том случае если таковой акт затрагивает права и законные интересы лица, подающего жалобу.

АПЕЛЛЯЦИЯ

Апелляционный порядок — первый этап обжалования судебного акта. На данном этапе, впрочем, как и на последующих, важно понять срок и порядок обжалования. Это поможет не только грамотно распределить временные затраты на подготовку жалобы, но и исключить риски утраты права на обжалование.

В суд апелляционной инстанции обжалуются решение суда, не вступившее в законную силу.

В системе арбитражных судов двадцать один апелляционный суд. Некоторые из них рассматривают жалобы на решения какого-то одного арбитражного суда первой инстанции. Другие объединяют несколько регионов.

Необходимый вам апелляционный суд указан в самом конце обжалуемого вами решения, а также на сайте арбитражного суда, принявшего данное решение.

Срок подачи апелляционной жалобы

По общему правилу решение суда вступает в законную силу в течении месяца.

Исключением из этого общего правила являются:

  • решения Суда по интеллектуальным правам — вступают в силу немедленно;
  • решения по делам о привлечении к административной ответственности, либо решения об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Они вступают в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия.

Следовательно, в общем порядке в обозначенный месячный срок заинтересованное лицо может обратиться в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой.

Мы расскажем вам о перспективах дела, составим жалобу и представим ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону +7 499 390 76 96.

Жалоба подается в суд апелляционной инстанции, через принявший решение арбитражный суд. Однако нет необходимости подавать жалобу в суд первой инстанции, а в целях экономии времени жалобу можно подать в апелляционный суд, при условии, если другой стороной уже подана апелляционная жалоба и возбуждено апелляционное производство.

Срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется с даты изготовления судебного акта арбитражным судом в полном объеме и публикации на сайте в сети «Интернет».

Следует обратить внимание, что Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ (обязательно для применения арбитражными судами) было дано разъяснение, что несвоевременное размещение судом первой (апелляционной) инстанции судебного акта в сети «Интернет» не продлевает срока на апелляционное (кассационное) обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока. О восстановлении пропущенного срока мы поговорим чуть ниже.

Соблюден ли заявителем жалобы срок на подачу суд будет определять исходя из даты штемпеля на конверте либо квитанции об отправке в адрес суда корреспонденции (жалобы с приложением). При наличии нескольких дат об отправке жалобы, суд должен ориентироваться на более раннюю дату в штемпеле либо квитанции об отправке.

Если апелляционная жалоба подается в электронном виде, а такой способ также предусмотрен, то соблюдение срока подачи жалобы будет определяться с учетом момента поступления жалобы в систему «Мой арбитр».

Восстановление срока на подачу апелляционной жалобы

Восстановление пропущенного срока возможно, если срок пропущен по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте.

Срок на обжалование может быть восстановлен на основании ходатайства. При условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения.

Это очень важный момент, о котором не следует забывать. Без использования процедуры восстановления срока лицо не сможет воспользоваться институтом кассационного обжалования судебного акта, о чем мы еще будем говорить далее.

Заявитель, может подать ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы в случае нарушения судом первой инстанции сроков изготовления и опубликование судебного акта. При этом, если заявителем допущена просрочка большей продолжительности по сравнению с просрочкой суда, для восстановления срока на апелляционное обжалование суду нужно будет установить, имел ли заявитель достаточный промежуток времени для подготовки и подачи апелляционной (кассационной) жалобы в предусмотренный процессуальным законодательством срок.

Если вы не были привлечены к участию в деле

Если вы не участвовали в деле, а судебный акт (решение) затрагивает ваши права и обязанности, то обжаловать такой судебный акт можно со дня, когда вы узнали или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов обжалуемым решением.

Это правило может быть использовано при пропуске участником процесса срока на апелляционное обжалование. Так компания, пропустившая срок на обжалование может привлечь дружественное лицо, не участвующее в деле, но чьи интересы также затрагиваются вынесенным судебным актом.

Но и здесь необходимо учитывать, что пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен судом по ходатайству, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня, когда вы узнали или должно были узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. При этом арбитражные суды должны исходить из того, что такое лицо должно обладать реальной фактической возможностью для обращения в суд с заявлением о пересмотре ранее принятого судебного акта в порядке апелляционного или кассационного производства, в том числе возможностью своевременно подготовить мотивированную жалобу на принятое судебное решение и направить ее в суд вышестоящей инстанции в установленном законом порядке.

Арбитражный суд восстановит пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска такового уважительными и при этом не истекли предельно допустимые сроки на восстановление, о которых мы уже упомянули выше.

Срок на обжалование могут не восстановить

Согласно сложившейся судебной практике не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на апелляционное обжалование отсутствие у заявителя сведений о принятом судебном акте, если у суда имеются доказательства извещения лица о рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Кроме того не будут признаны уважительными причинами:

  • необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы,
  • нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске),
  • кадровые перестановки,
  • отсутствие в штате организации юриста,
  • смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске),
  • иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.

Факт пропуска срока на апелляционное обжалование может быть установлен судом и после принятия апелляционной жалобы к производству. В таком случае суд апелляционной инстанции обязан выяснить причины пропуска срока на обжалование и, признав их уважительными, продолжит рассматривать дело. В противном случае производство по апелляционной жалобе будет прекращено.

Исчисление сроков на обжалование нескольких судебных актов

Апелляционная жалоба может быть подана как на один судебный акт, так и на несколько судебных актов, принятых по одному делу, каждый из которых может быть обжалован отдельно.

В одной жалобе могут содержаться требования об обжаловании, в частности, решения и определения о возвращении встречного искового заявления или определений об оставлении встречного иска без рассмотрения, о прекращении производства по встречному иску. В этом случае суд апелляционной инстанции выносит одно определение о принятии апелляционной жалобы к производству.

Если судом апелляционной инстанции при этом будет установлено истечение срока подачи апелляционной жалобы на один из обжалуемых судебных актов, а в жалобе ходатайства о восстановлении срока не будет или будет отказано в восстановлении такого срока, то суд апелляционной инстанции примет к производству жалобу только в части судебных актов, срок для обжалования которых не истек.

Подача одной апелляционной жалобы на судебные акты, принятые при рассмотрении разных дел, не допускается. В этом случае суд апелляционной инстанции оставляет жалобу без движения и предлагает заявителю устранить допущенное нарушение. Неустранение такого нарушения является основанием для возвращения жалобы.

Рассмотрение апелляционной жалобы

Суд апелляционной инстанции, рассматривая жалобу, руководствуется только теми доказательствами, которые уже имеются в деле. В качестве исключения суд может приобщить к делу новые доказательства, если, во-первых, в первой инстанции стороне было безосновательно отказано в их приобщении и, во-вторых, эти доказательства действительно влияют на рассмотрение дела.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции выносит одно из следующих решений в форме постановления:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  • отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на несколько судебных актов по одному делу не исключается принятие одного судебного акта.

С момента вынесения постановления апелляционной инстанции решение, обжалуемый судебный акт, вступает в законную силу. Лицо, в чьих интересах принят судебный акт, может получить в суде, принявшем решение в первой инстанции, исполнительный лист.

Упомянем также, что суд апелляционной инстанции при существенных процессуальных нарушениях может, отменив обжалуемое решение, рассмотреть дело заново – как суд первой инстанции.

ПЕРВАЯ КАССАЦИЯ

Следующим этапом реализации права на защиту от судебной ошибки является кассационное обжалование судебного акта.

Кассационную жалобу рассматривает один из десяти арбитражных судов округов. Узнать о том, куда необходимо подать именно вашу жалобу, можно, обратившись к резулятивной части постановления апелляционной инстанции или открыв сайт суда первой инстанции.

Жалоба подается через арбитражный суд, принявший решение.

Кассационное обжалование допускается, если исчерпаны все имеющиеся возможности апелляционного обжалования, о чем может свидетельствовать постановление суда апелляционной инстанции или его определение об отказе в восстановлении срока на подачу жалобы.

Без апелляционного обжалования направить кассационную жалобу можно только в одном случае: если апелляционная жалоба была подана с пропуском срока, но с ходатайством о его восстановлении, и суд отказал в удовлетворении этого ходатайства. Поэтому, для того чтобы инициировать рассмотрение дела в кассации, обязательно нужно подать апелляционную жалобу, даже если срок пропущен. К этой жалобе нужно приложить ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Либо срок будет восстановлен, что даст возможность обжаловать решение сначала в апелляции, а затем и в кассации, либо заявитель получит отказ в восстановлении срока, и тогда появится основание для обращения в кассационную инстанцию.

Существует исключение. Правило не применятся при обжаловании решения по делам о привлечении к административной ответственности, если размер налагаемого штрафа не превышает 100 тыс. рублей – для компании и 5 тыс. рублей – для предпринимателя. Срок на подачу апелляционной жалобы для таких решений составляет всего 10 рабочих дней, и при отказе суда восстановить его (в случае пропуска) подать кассационную жалобу компания уже не сможет.

Однако и на правило об обязательном апелляционном обжаловании существует исключение. В порядке кассационного производства обжалуются вступившие в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Срок подачи кассационной жалобы

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления апелляционного суда.

Однако и тут не стоит забывать про исключения.

В течение месяца со дня вынесения должны быть обжалованы в кассацию:

  • определение об утверждении мирового соглашения;
  • определение Суда по интеллектуальным правам, вынесенное им в качестве суда первой инстанции;
  • определение арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда;
  • определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.

В течение десяти дней со дня принятия обжалуется постановление арбитражного суда апелляционной инстанции на решение о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников.

Восстановление срока на подачу кассационной жалобы

Процедура восстановления срока на подачу кассационной жалобы в целом схожа с процедурой восстановления срока при апелляционном обжаловании.

Срок подачи кассационной жалобы так же восстанавливается по ходатайству лица, обратившегося с кассационной жалобой. При этом действуют два правила:

  • пропуск срока произошел по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте;
  • ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Для лица, не привлеченного к участию в деле, правило о возможности подать ходатайство о восстановлении срока на кассационное обжалование в течении шести месяцев реализуется с учетом дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Компетенция суда кассационной инстанции

Так же, как и суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не принимает от сторон новые доказательства. Исключение – если ранее стороны представляли данные доказательства в первой и второй инстанции, но им необоснованно было отказано в их приобщении, что отразилось на законности принятого решения.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает одно из следующих решений:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Такое решение возможно если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции;

  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
  • оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;
  • отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Кассационное обжалование невозможно

Необходимо учитывать, что в арбитражный суд кассационной инстанции не может быть подана кассационная жалоба на:

  • решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства;
  • определения, выносимые арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), подлежащие обжалованию отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу;
  • определение об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, о выделении требований в отдельное производство;
  • определение об отказе во вступлении в дело третьего лица;
  • определение об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика.

ВТОРАЯ КАССАЦИЯ

Воможна ситуация, когда по результатам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, а также арбитражных судов округов (первой кассационной инстанции) вы полагаете, что во вступивших в законную силу оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства.

Такие судебные акты могут быть пересмотрены в порядке кассационного производства Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Таким образом, Судебная коллегия ВС РФ – вторая кассационная инстанция, в которой пересматриваются акты «первой» кассационной инстанции — постановления окружных судов.

Появление Судебной коллегии ВС РФ среди кассационных инстанций в арбитражном процессе позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая унификация норм гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, регулирующих производство в проверочных инстанциях, пошла по пути копирования теперь уже арбитражным процессом правил гражданского процесса.

Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный суд РФ. Судья ВС РФ выносит определение о передаче жалобы или об отказе в передаче для рассмотрения в заседании Судебной коллегии ВС РФ.

Срок подачи кассационной жалобы во второй кассации

Кассационная жалоба подается в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу.

Восстановление срока на подачу второй кассации

Срок подачи кассационной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен судьей Судебной коллегии ВС РФ (далее — судья ВС РФ), рассматривающим кассационную жалобу, при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Однако в вопросе восстановления сроков на подачу «второй кассации» существует определенный барьер.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы или о его восстановлении.

Такой порядок, существенно удлиняет процедуру обжалования судебных актов и вносит правовую неопределенность в процесс исправления судебных ошибок нижестоящих судов вышестоящими.

Передача жалобы в коллегию

Далеко не каждая жалоба рассматривается Коллегией. Сначала ее изучает единолично судья и по итогам выносит одно из определений:

  • об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ;
  • о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ.

Компетенция второй кассации

Если дело с кассационной жалобой дошло до рассмотрения Судебной коллегии ВС РФ, последняя по результатам разбирательства вправе:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. При направлении дела на новое рассмотрение Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении;
  • оставить кассационную жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 291.5 АПК РФ.

При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия ВС РФ проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права арбитражными судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе. В интересах законности Судебная коллегия вправе выйти за пределы доводов, изложенных в кассационной жалобе. При этом Судебная коллегия не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

По результатам рассмотрения выносится определение, которое может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

При этом, постановления окружных судов, вынесенные по итогам кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке в Президиуме ВС РФ напрямую, то есть без кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ.

Определение Судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы, вступает в законную силу со дня его вынесения.

НАДЗОР

Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба на определение Коллегии подается в непосредственно ВС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу данного определения.

Шанс, что жалоба будет передана на рассмотрение Президиума, крайне мал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *