Особенности банкротства отдельных категорий

Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц

Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве следует назвать одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией.

Одинаковыми были и признаки банкротства таких должников, и применяемые к ним процедуры, и порядок рассмотрения дел арбитражными судами. Новый Федеральный закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.

Речь идет о таких категориях должников, как должники — юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников:

1. Банкротство градообразующих организаций. Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132). Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года.

Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами к. позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст. 135).

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия. Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

2. Банкротство сельскохозяйственных организаций. Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности: во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видов деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст. 139).

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы я необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т. п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией — должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.

В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правилам.

3. Банкротство кредитных организаций. Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут осуществляться в соответствии со специальным федеральным законом «О несостоятельности и банкротстве кредитных организаций». Нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил. Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка.

Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

Один из способов решения этой проблемы – исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан- вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

Другой путь, намеченный в проекте федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», – введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте.

И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка. Названные вопросы решены в проекте федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» с учетом всех особенностей, присущих этой категории должников.

4.Особенности банкротства ликвидируемого должника. Каковы же особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника. При подтверждении в ходе рассмотрения дела неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия о ликвидации, арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (пункт 1 ст. 19 Закона).

Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего. Права и обязанности конкурсного управляющего определены в статье 20 Закона. Конкурсный управляющий несет ответственность согласно статье 21 Закона о банкротстве.

Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Хотелось бы обратить внимание на иной срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемому должнику. В течение месячного срока, в отличие от срока, установленного статьей 100 Закона о банкротстве, после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства, кредитор вправе предъявить к нему свои требования.

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника не применяются в том случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

В указанном случае применяются правила главы VI Закона. В случае выявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 174 Закона о банкротстве, т.е. при установлении, что стоимость имущества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, была недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, а ликвидация не была произведена в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, указанный орган отказывает ликвидируемому должнику во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

Для юридического лица, как уже отмечалось, банкротство наступает, когда оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (статья 3 Закона). Это правило применяется и к отсутствующему должнику.

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность исполнить им в течение трех месяцев денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с превышением суммы имеющихся долгов над стоимостью принадлежащего ему имущества. В отношении отсутствующего должника-гражданина данное положение применяется.

5. Банкротство отсутствующего должника. Проблема банкротства отсутствующего должника нашла свое отражение и решение в §2 главы Х Закона о банкротстве. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности. К отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические лица, которые фактически прекратили свою деятельность, в том числе не проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином Закон о банкротстве понимает физическое лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно. Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве.

Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой. Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсного кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором.

Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления о признании должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу (статья 47 Закона). В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела — двухнедельный, так как в отношении отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения и внешнего управления. Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после поучения решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру конкурсного управляющего, отвечающую требованиям, предусмотренным статьей 19 Закона.

Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению . Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона. Если обязанности конкурсного управляющего; осуществляет сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то размер и порядок выплаты ему вознаграждения, видимо, должен быть определен правовыми актами Российской Федерации или в установленном ими порядке.

Следует отметить, что порядок, предусмотренной для назначения конкурсного управляющего (пункт 1 статья 99), в отношении отсутствующего должника не применяется. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

Как представляется, конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве, поскольку у управляющего нередко будут отсутствовать сведения о кредиторах. Установление размера требований кредиторов производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 75 Закона о банкротстве.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум имущество должника — юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами.

Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует. При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих должников — юридических лиц удовлетворяются в очередности, предусмотренной статьей 106 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов в отношении отсутствующих граждан-должников удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной статьей 161 Закона о банкротстве. Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса. Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности не возложено Законом.

Расчеты с кредиторами должника — юридического лица и должника- гражданина осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 107 — 111 настоящего Федерального закона. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения. Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник — юридическое лицо ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

    1. Упрощенные процедуры банкротства.

Упрощенные процедуры банкротства предусмотрены Законом о банкротстве для двух категорий субъектов: ликвидируемого и отсутствующего должника. Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника. Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия у него лицензии арбитражного управляющего. Предусмотрен сокращенный, месячный срок для предъявления требований кредиторами.

Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника-гражданина или руководителя должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым и иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования. При обнаружении имущества отсутствующего должника арбитражный суд по ходатайству конкурсного управляющего может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства. Сумма, вырученная от продажи имущества, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсного управляющего. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

Положения о банкротстве отсутствующего должника могут применяться также в случаях, когда имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

В целях повышения эффективности применения процедур банкротства Постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 утверждено Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства. Данным Постановлением Правительства РФ определен порядок и условия применения процедур банкротства, осуществляемых в ускоренном режиме при рассмотрении в арбитражных судах дел о банкротстве организаций-должников по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Особенности банкротства отдельных категорий должников: краткий экскурс в закон

До недавнего времени при банкротстве предприятий не учитывалась специфика их деятельности, что доставляло массу проблем всем сторонам разбирательства. В действующем законодательстве этот недочет учтен, и в нормативных документах указаны особые категории должников, порядок банкротства которых разработан в индивидуальном порядке.

Общие положения в законе

Финансовой несостоятельностью называют невозможность должника исполнять свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы юридическое лицо могло объявить себя банкротом, должны выполняться следующие условия:

  • отсутствие платежей в течение трех месяцев;
  • сумма долга должна быть как минимум 300 тысяч рублей.

Если вышеописанные признаки применимы к должнику, процедура банкротства может быть инициирована. Для этого в судебные органы должно быть подано соответствующее заявление, причем инициатива может исходить от:

  • кредиторов;
  • уполномоченных органов;
  • банкрота.

Для юридических лиц процедура признания финансовой несостоятельности разбивается на несколько этапов. Изложим структуру в следующей таблице:

Этап

Особенности

1 Наблюдение Назначенное судом ответственное лицо производит проверку предприятия и оценивает ее финансово-хозяйственную деятельность. Руководство предприятия при этом продолжает выполнять свои обязанности. По итогу наблюдения арбитражным судом принимается решение о применении к должнику последующих процедур.
2 Финансовое оздоровление Данный этап подразумевает применение к должнику льготных режимов, которые направлены на улучшение его финансового состояния. Целью является приобретение должником возможности исполнять свои обязательства по погашению долгов.
3 Внешнее управление Эта процедура примечательна назначением управляющего, который наделен правом управления компанией банкротом. Руководство организации при этом отстраняется от своей работы. С помощью заключения сделок и распоряжения имуществом должника управляющий должен погасить долги перед кредиторами.
4 Конкурсное производство Если все предыдущие этапы не позволили исправить сложную финансовую ситуацию должника, происходит запуск процедуры реализации имущества. Для этого управляющий аккумулирует денежные средства путем продажи на торгах активов и имущества должника. Вырученные средства идут на удовлетворение требований по уплате долгов.
5 Мировое соглашение Подразумевает заключение между кредиторами и должником сделки, условия которой направлены на погашение долгов и устраивают все стороны конфликта. Может быть применена на любом этапе банкротства.
6 Ликвидация организации При продаже всего имущества банкрота, все его долговые обязательства аннулируются, причем даже если требования кредиторов не удовлетворены в полном объеме. При этом:

  • сотрудники ликвидируемой организации увольняются;
  • предприятие снимается с учета;
  • все необходимые документы передаются в архив.

Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц

Все вопросы, которые касаются несостоятельности юридических лиц, регулируются ФЗ-127. Закон выделяет из всех предприятий особые категории, введение процедуры банкротства для которых регулируется отдельной главой IX.

На особом счету состоят:

  • градообразующие предприятия;
  • сельхоз организации;
  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • стратегические предприятия;
  • естественные монополии;
  • застройщики.

Разберемся, в силу каких причин финансовая несостоятельность этих организаций выделяется из общего числа.

Градообразующих организаций

К данным предприятиям относят:

  • организации, число сотрудников которых составляет не менее четверти от общей численности работающих граждан в данной местности;
  • организации, имеющие в штате не менее 5 тыс. единиц (понятие градообразующего применяется лишь для процедуры банкротства).

Узнайте, как осуществляются выплаты работникам при банкротстве предприятия.

Каково вознаграждение финансового управляющего при банкротстве физических лиц? .

Поскольку число сотрудников, которые потеряют работу в ходе банкротства, существенно, это мероприятие имеет серьезные социальные последствия. Именно поэтому при введении процедуры финансовой несостоятельности для градообразующих предприятий поручителями становятся государственные или муниципальные органы.

Для подобных случаев этап внешнего управления может продлеваться на срок до 2,5 лет. С помощью поддержки государства должник может реабилитироваться и рассчитаться с долгами. В ряде случаев этап может быть продлен на срок до 10 лет, однако при условии, что расчет по обязательствам начнется не позднее 2,5 лет после запуска процедуры.

Также закон предусматривает продажу имущества предприятия или реализацию всей организации в целом. При этом должно соблюдаться условие – сохранение не менее 50 процентов рабочих мест.

Сельскохозяйственных

К данной категории юридических лиц приравниваются организации, деятельность которых направлена на производство и переработку сельхоз продукции. При этом выручка юридического лица от продажи данной продукции должна составлять не менее половины от всего дохода.

Несостоятельность таких организаций имеет следующие отличительные черты:

  1. Поскольку данная деятельность является сезонной, процедуры банкротства могут продлеваться до окончания сбора урожая, с учетом времени, необходимого для продажи продукции.
  2. В случае стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств период внешнего управления может быть продлен на год.
  3. При конкурсном производстве право на покупку реализуемого имущества должника в первую очередь предоставляется соседним предприятиям такого же профиля.

Финансовых и кредитных

Изложим кратко нюансы проведения процедуры несостоятельности финансовых организаций:

  1. Перед возбуждением дела о банкротстве организация лишается лицензии Центробанка.
  2. В качестве этапов банкротства для таких организаций предусматривается ограниченный список:
    • наблюдение;
    • конкурсное производство.
  3. В первую очередь удовлетворяются требования вкладчиков (как правило, после расчета с ними банкрот не имеет средств для удовлетворения требований остальных кредиторов).
  4. Реализация имущества страховых компаний может быть произведена в пользу других организаций такого же профиля, имеющих соответствующую лицензию. При этом на нее перекладываются и обязательства банкрота.
  5. При банкротстве участников рынка ценных бумаг клиенты банкрота могут требовать разделения их имущества и имущества должника.

Стратегических предприятий

К данной категории предприятий относят:

  1. Организации, продукция которых:
    • имеет стратегическую важность для обеспечения безопасности и обороноспособности страны;
    • обеспечивает защиту нравственности;
    • защищает права, здоровье и законные интересы людей.
  2. Организации оборонно-промышленного комплекса, которые обеспечивают выполнение оборонзаказа.

Банкротство предприятий имеет следующие особенности:

  • просрочка по исполнению обязательств должна составлять 6 месяцев;
  • задолженность должна быть не менее 500 тыс. руб.

Читайте о том, как подать на банкротство юридического лица.

Как участвовать в торгах по банкротству? Пошаговая инструкция .

Дешево покупать автомобили можно на торгах по банкротству. Подробности в статье.

Данные условия являются минимальными для возможности инициирования процесса банкротства. Государство, в целях предупреждения банкротства такого рода организаций, берет на себя ответственность по:

  • учету и анализу финансового положения предприятий;
  • осуществлению реорганизации;
  • погашению задолженности, которая сформировалась вследствие несвоевременной оплаты;
  • проведению реструктуризации долгов;
  • проведению соглашений между кредиторами и предприятиями, в том числе выступая в качестве поручителей;
  • проведению процедуры финансового оздоровления.

Арбитражный управляющий, который может быть назначен ответственным по делам о банкротстве стратегических предприятий, должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие специального образования;
  • наличие опыта работы в стратегически важных организациях.

Осуществляя внешнее управление, управляющий не вправе отказываться от заключения сделок по оборонному заказу. Также существуют некоторые ограничения при реализации имущества таких предприятий – целевое назначение при продаже не должно изменяться.

Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций

1. При продаже имущества должника — сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника — сельскохозяйственной организации путем проведения торгов.

В случае, если предприятие должника — сельскохозяйственной организации не было продано на торгах, арбитражный управляющий должен выставить на торги единым лотом имущество должника — сельскохозяйственной организации, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, её хранения, переработки, реализации (далее — производственно-технологический комплекс должника — сельскохозяйственной организации).

В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника — сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника — сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 — 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника — сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном статьёй 130 настоящего Федерального закона.

В случае, если выставленный на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника — сельскохозяйственной организации не продан на торгах, продажа имущества должника — сельскохозяйственной организации осуществляется в соответствии со статьёй 111 и пунктом 4 статьи 139 настоящего Федерального закона.

2. Преимущественное право приобретения имущества должника, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества должника, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена указанная сельскохозяйственная организация, а также соответствующему субъекту Российской Федерации или соответствующему муниципальному образованию.

Для обеспечения реализации преимущественного права приобретения имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, имущества должника, выставляемых на торги.

3. Арбитражный управляющий продает имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определённой на торгах. В случае, если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, имущество должника продается по цене, определённой на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым.

В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Если у лица есть преимущественное право приобретения имущества банкрота, то оно вправе заявить о переводе на себя прав покупателяцитируем документ

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 19.03.2020 № 302-ЭС19-17986 по делу № А19-12879/2018

Истец

Конкурсный управляющий Ш.

Ответчики

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Б.

Арбитражный управляющий не уведомил о продаже имущества банкрота лицо, которое имело преимущественное право приобретения этого имущества. В этом случае такое лицо вправе заявить о переводе прав покупателя на себя. Оспаривать торги не нужно.

Суть дела

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий выставил на торги имущество должника, в том числе два земельных участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства. Торги проводились посредством публичного предложения с открытой формой подачи предложений о цене по продаже имущества. Конкурсный управляющий заключил 24.08.2018 с участником торгов договор купли-продажи имущества должника.

В это же время перевести на него права покупателя по договору купли-продажи через суд потребовал гражданин К. Он указал, что занимается производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеет на праве аренды земельным участком площадью 616 420 кв. м с разрешенным использованием для сенокошения, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, проданному на торгах. При этом конкурсный управляющий вопреки требованиям ст. 179 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) не предложил ему воспользоваться преимущественным правом покупки спорного имущества.

Цитируем документ

Преимущественное право приобретения имущества должника <…> имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника.

Для обеспечения реализации преимущественного права приобретения имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, имущества должника, выставляемых на торги.

Пункт 2 ст. 179 Закона о банкротстве

Позиции судов

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска о переводе прав покупателя на истца. Они решили, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты своего права. Нужно было оспаривать торги. В кассационной жалобе истец просил судебные акты отменить. Он считал, что выбрал правильный способ защиты. К тому же он не мог оспорить торги, так как не являлся их участником.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение.

Осуществление сельскохозяйственной деятельности предполагает использование земельного участка. В целях защиты прав владельцев соседних земельных участков, заинтересованных в укрупнении своих владений, Закон о банкротстве предоставил этим владельцам преимущественное право приобретения имущества должника. Так, в ст. 179 Закона о банкротстве установлено преимущественное право приобретения имущества должника — сельскохозяйственной организации, требования к лицам, обладающим таким правом, и порядок реализации данного права.

Смысл преимущественного права приобретения заключается в том, что какое-то имущество продается третьему лицу (потенциальному покупателю) и только в этом случае обладатель преимущественного права может им воспользоваться на тех же условиях, что и потенциальный покупатель.

Для обеспечения реализации этого права арбитражный управляющий помимо опубликования информации о продаже имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи имущества должника, выставляемого на торги, должен также направить уведомление о продаже имущества должника лицам, отвечающим признакам покупателя, имеющего преимущественное право приобретения имущества.

Из пункта 3 ст. 179 Закона о банкротстве следует, что цена продаваемого имущества должника определяется на торгах. По этой цене арбитражный управляющий должен продать это имущество лицу, имеющему право преимущественного приобретения. Если никто не заявил о своем желании приобрести имущество в течение месяца, то имущество реализуется в общем порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, то есть передается победителю торгов.

Таким образом, арбитражный управляющий должен персонально уведомить о проводимых торгах занимающегося сельскохозяйственной деятельностью владельца смежного с участком должника земельного участка, который выставлен на продажу (смежного землепользователя).

После проведения публичных торгов арбитражный управляющий обязан предложить смежным землепользователям выкупить имущество должника по цене, сформированной на этих торгах. При этом, даже не будучи участниками торгов, смежные землепользователи вправе воспользоваться их результатом для реализации своего преимущественного права приобретения имущества должника. Вопрос о конкуренции смежных землепользователей разрешается в пользу того, чье заявление поступило арбитражному управляющему первым (п. 3 ст. 179 Закона о банкротстве).

Правовых норм, регулирующих защиту преимущественного права приобретения имущества должника — сельскохозяйственной организации, Законом о банкротстве не установлено. В то же время специальный способ защиты аналогичного преимущественного права покупки того или иного имущества — иск о переводе на себя прав и обязанностей стороны по сделке — установлен иными законами: п. 3 ст. 250 ГК РФ, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 18 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Правовая позиция, подтверждающая возможность применения аналогичного иска к п. 3 ст. 179 Закона о банкротстве, изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 № 1989/09 по делу № А14-1423/2008.

ВС РФ решил, что истец избрал надлежащий способ защиты. Оспаривание результатов торгов и признание их недействительными не может привести к восстановлению нарушенного преимущественного права приобретения имущества должника. Недействительность торгов повлечет недействительность установленной на них рыночной цены и недействительность договора купли-продажи, чем фактически будет заблокирована возможность реализации преимущественного права приобретения. В то же время перевод прав и обязанностей покупателя не посягает на действительность (законность) торговой процедуры и дает возможность истцу, признающему результаты торгов законными, воспользоваться их результатом.

«Законом о банкротстве» установлены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Под градообразующими организациями «Закон о банкротстве» понимает юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления, также могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть введено при наличии оснований, предусмотренных «Законом о банкротстве», а также при наличии ходатайства органов власти, даже если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе предоставить поручительство по обязательствам должника.

Срок финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации может быть продлен не более чем на год (для иных категорий должников продление внешнего управления возможно не более, чем на шесть месяцев, а возможность продления финансового оздоровления не предусмотрена).

В любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным способом, предусмотренным «Законом о банкротстве».

При продаже предприятия градообразующей организации существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников.

Под сельскохозяйственными организациями «Закон о банкротстве» понимает юридических лиц, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.

Главной особенностью банкротства сельскохозяйственных организаций является учет периода сельскохозяйственных работ, природно-климатических условий и иных факторов, существенных для сельского хозяйства, при анализе финансового состояния должника, установлении и продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления. При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Под финансовыми организациями «Закон о банкротстве» понимает кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Особенности несостоятельности кредитных организаций определяются также Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято решение либо об отказе в признании кредитной организации банкротом, либо о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, иные процедуры банкротства не предусмотрены.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, также признается Минфин России как орган, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию Минфина России на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

При банкротстве страховых организаций установлены особенности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. В рамках этой очереди происходит деление на 4 «подочереди»:

· требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

· требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;

· требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;

· требования иных кредиторов.

При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ России) и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.

Под стратегическими предприятиями и организациями «Закон о банкротстве» понимает:

а) федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

б) организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.

Для стратегических предприятий и организаций установлен повышенный срок неисполнения обязательств, до истечения которого заявление о признании несостоятельным не может быть принято арбитражным судом, — шесть месяцев.

Правительство России осуществляет реализацию установленных Законом о банкротстве мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.

Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.

На этапе внешнего управления стратегическим предприятием или организацией внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороны и безопасности Российской Федерации.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий установлены в §6 гл. 9 «Закона о банкротстве», вступившего в силу 1 января 2005 г. До этого момента действовал ФЗ от 24 июня 1999 г. № 124-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», имевший более узкую сферу действия.

Действующий закон устанавливает особые признаки несостоятельности данной категории должников. Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Также установлено, что заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса.

В случае если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.

Предусмотрен более длительный срок внешнего управления, которое вводится на срок не более 18 месяцев, он может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.

Закон о несостоятельности предусматривает еще одну особенность банкротства субъектов естественных монополий: внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с законодательством России не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов естественных монополий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *