Особенность технопарков

Важной силой в развитии экономики России являются технопарки, позволяющие создавать и продвигать научно-технический бизнес.

Инновационные компании, базирующиеся на площадках технопарков, позволят вывести отечественную промышленность на уровень передовых мировых экономик, отменить технологическую зависимость России от развитых стран Запада.

Что такое технопарк?

Технопарк — научно-технический комплекс предприятий, созданный для формирования благоприятной среды развития инновационных компаний (резидентов).

Основные задачи технопарков в России:

  • Организация поточного воспроизводства инновационных бизнес-компаний;
  • Обеспечение максимально комфортных условий;
  • Экономическая и финансовая поддержка.

Парки помогают внедрению научно-технических разработок в промышленности, продвижению товаров на рынке.

Почему появилась потребность в технопарках

В начале XXI века стало ясно, что Россия отстает в экономическом развитии от других стран. Доставшееся от Советского Союза пятилетнее планирование экономики не позволяет российским предприятиям развиваться – о модернизации в таких условиях можно только мечтать.

Оборудование устаревало морально, физически. Новые технологии для производства приходилось покупать. Россия попадала в полную зависимость от технологически более развитых стран.

Опыт зарубежья показывал, что в развитии экономики большую роль играет малый бизнес, который мобилен и чуток к изменениям: готов перестраиваться, решать вопросы новых технологий. Некоторый опыт становления таких предприятий уже существовал, но для продвижения малого инновационного бизнеса необходимо было открыть бюджетное финансирование.

История становления технопарков в России

В России первые технопарки появились в начале 1990-х годов. Они представляли собой структурные подразделения вузов и не были действующими организациями, претендующими на создание малых инновационных предприятий.

Первым настоящим технопарком России стал Томский научно-технический парк (1990). Его история началась задолго до перестройки.

Ещё в 1971 году здесь, в подвалах ТИРЭТа (государственного университета электроники), создали первую бегущую строку для универмага на площади Ленина, точили линзы для лазеров. Созданные лазеры оказались лучше привезенных на выставку из ФРГ (выставка в Доме Ученых, 1973 г.).

Спустя три года, в 1993 г., открылся Академпарк при Новосибирском университете, и в последующие годы технопарки стали появляться повсеместно: у каждого института или университета. Чтобы урегулировать ситуацию, в 2000 году была проведена аккредитация, которую прошли 30 действующих технопарков.

При аккредитации учитывалась степень вовлечения студентов в работу парка, число созданных и нашедших применение изобретений, заинтересованность промышленности региона и страны в деятельности технопарка. Такие требования позволили избавиться от организаций, созданных исключительно для получения прибыли и пользования бюждетными средствами.

С 2006 года началось развитие государственной программы строительства технопарков. Из бюджета поступили деньги под конкретные парки приоритетного направления. На 2017—2019 гг. планируется потратить 6,8 млрд рублей из государственного бюджета на развитие инфраструктуры 15 новых технопарков России. На начало 2018 года в России действует 115 парков.

Типы и формы собственности в технопарке

Первые технопарки России имели единственного учредителя в лице высшего учебного заведения – основателя парка. С внедрением государственной программы создания технопарков и выделения субсидий парки создаются как акционерные общества, уставной капитал которых имеет до 30 учредителей.

Изначально капитал акционерного общества инвестирует государство, местная администрация. По мере развития инновационных компаний, они начинают сами вкладывать свои деньги, становятся акционерами: закупают дорогостоящее оборудование, строят новые корпуса под лаборатории, офисы.

Существует и вариант 100 % частных инвестиций. Так, недавно построенный парк на земле greenfield должен окупиться за 5 лет (при условии заполнения резидентами на 90—100%).

Перечислим ресурсы и организации, позволяющие технопаркам успешно существовать и развиваться:

  • Государственные прямые субсидии по программе развития;
  • Средства из бюджета местной городской и /или областной администрации (в том числе передача земли, инфраструктуры);
  • Учебные заведения, на базе которых создан парк: поставляют кадры с идеями, проектами;
  • Промышленные предприятия, открывающие филиалы на площадке;
  • Компании, развивающиеся на базе парка.

Как устроен технопарк

Классический технопарк включает в себя:

  • Инженерную инфраструктуру;
  • Технологические центры, сервисную структуру;
  • Офисные, лабораторно-производственные площадки;
  • Бизнес-инкубатор.

Инженерная инфраструктура

На первом этапе строительства технопарка определяется, какие кластеры считать приоритетными и какая инфраструктура нужна для каждого из них. Рассчитывается потребность электроэнергии, газа, воды, инженерных коммуникаций (какие нужны складские помещения, хранилища химикатов, опытные площадки).

Например, для разработки в области IT можно обойтись офисами с набором мебели, компьютерами, мощными серверами – это не потребует особых затрат электроэнергии и технологических сервисов.

Для кластера приборостроения надо предусматривать мощности потребления электричества, производственные площадки для создания прототипов – опытных образцов действующих приборов.

Нанотехнологии требуют мощностей электроэнергии, газопровод высокого давления, газгольдеры, хранилища химический реагентов.

Все это надо предусмотреть на этапе планирования и строительства подземных инженерных коммуникаций.

Технологические центры, сервисное обслуживание

Технологические центры — это производственные площадки, позволяющие разработчикам создавать прототипы, опытные образцы приборов, серии готовых товаров, вносить поправки.

До появления технопарков невозможно было сделать деталь в одном экземпляре. Ни одно предприятие, ни один завод не брались за такой заказ, так как это требовало перенастройки действующего оборудования, срывало сроки выполнения госзаказов. Разработчику невозможно было сделать прототип, опытный образец, для которого могли требоваться тысячи деталей штучного изготовления.

Технологические центры делают заказ на современном оборудовании за короткое время. Можно вносить сколько угодно конструктивных изменений, зная, что проблем с изготовлением не случится.

Готовые образцы надо где-то хранить, как-то упаковывать; надо печатать чертежи, паспорта на изделия, перемещать изделия по территории. Всё это требует отдельных сервисных служб.

Офисные, лабораторно-производственные площадки

Лабораторно-производственные помещения необходимы для проведения исследований разработчиками, испытаний опытных образцов. Обычно такие площадки представляют собой лаборатории со сложным дорогостоящим оборудованием.

К производственным помещениям относятся:

  • Конференц-залы;
  • Совещательные комнаты;
  • Комнаты отдыха сотрудников;
  • Комнаты для обслуживающего персонала;
  • Помещения вспомогательного оборудования;
  • Столовые;
  • Офисы компаний-резидентов.

Бизнес-инкубатор

Бизнес-инкубатор — сердце технопарка. Здесь расположены офисы стартап-компаний, только начинающих свой путь в бизнесе. Они могут находиться в разных зданиях соответствующих кластеров.

Срок становления инновационной компании в бизнес-инкубаторе — 3 года.

Принципы работы технопарка

Предназначение технопарков в России — поточное производство инновационного бизнеса, создание благоприятных для этого условий, помощь в продвижении товара на рынке.

Классический цикл разработки нового технологического продукта включает следующие стадии:

  • Научные исследования;
  • Составление проекта,
  • Защита проекта;
  • Опытно-конструкторские разработки;
  • Прототипирование;
  • Изготовление опытных образцов;
  • Инвестиции, маркетинг, продвижение;
  • Внесение необходимых изменений и улучшений.

Пункты связаны, финансирование может прекратиться на любом этапе, если инвестор посчитает бесперспективной дальнейшую разработку.

Находясь под крышей технопарка, стартапы – новорожденные компании – получают полное право пользоваться лабораториями, производственными мощностями технологического центра, всеми сервисными службами.

В таких условиях вести проектирование легче: отпадают многие организационные и технические вопросы.

Первые шаги по созданию инновационного предприятия

Для привлечения в технопарк новых людей создаются летние школы и бизнес-инкубаторы.

Для участия в летней школе необходимо только подать заявку – рассматриваются претенденты даже с самыми сумасшедшими идеями. Отказов не будет – главное, чтобы тема проекта соответствовала кластеру технопарка, чтобы автор проекта был увлечен идеей и горел желанием её воплотить. Конечно, проекты пройдут через несколько фильтров: будет оцениваться их состоятельность с научной точки зрения, степень значимости, необходимости народному хозяйству — только успешно справившись с несколькими этапами защиты проекта, авторы идеи получат статус резидента.

В технопарке не преподают, но делятся накопленным опытом и навыками руководители работающих инновационных компаний, созданных ранее в технопарке, и эксперты. Как и с чего начинать бизнес? Как создать новый продукт от идеи до прототипа и серийного выпуска продукции на рынок? Как работать с инвесторами? Ответы на эти вопросы получат все желающие начать инновационный бизнес, сделать карьеру, заработать деньги.

Как сторонней организации попасть в технопарк?

Сторонним организациям, решившим воспользоваться площадкой технопарка, стать резидентом бизнес-инкубатора, нужно пройти процедуру вхождения в технопарк. Разберемся, как это происходит.

  1. Подается заявка. Внимание! Заявка должна подаваться в кластер, соответствующий направлению проекта, а сам проект должен быть как-то связан с новыми технологиями.
  2. Документация передается в экспертный совет, составляется презентация. В экспертном совете заявку будут рассматривать специалисты по профилю проекта, представители инвестиционных фондов, частные лица или заинтересованные компании, представители консалтинговых организаций.
  3. Экспертное заключение выносится на Межведомственную комиссию. Положительный результат предполагает получение статуса резидента, размещение на площадке технопарка, льготы, пользование инфраструктурой.

Защита проекта

Соискатель представляет проект группе экспертов: руководителям компаний-резидентов, представителям организаций, связанных с темой проекта. В обсуждении участвуют физические лица, планирующие инвестировать средства и получать из этого прибыль.

Вопросы задаются разные: о теоретических основах проекта, его инновационной составляющей, идее, отличии от существующих аналогов, технико-экономических показателях, сфере использования, объемам инвестиций и другие, совершенно неожиданные. Автору проекта надо подходить к ответам со всей ответственностью, ведь от них зависит принятие проекта к рассмотрению, а также выделение средств при положительном решении.

Вероятность финансирования проекта

При рассмотрении проекта управляющая компания опирается на текущую политику государства в области регулирования инновационных процессов. Существуют списки приоритетных направлений долговременного и текущего развития инновационного бизнеса по отдельным отраслям промышленного производства.

Постарайтесь, чтобы проект соответствовал одному из пунктов.

При согласовании проекта комиссия руководствуется следующими принципами:

  • Соответствие проекта приоритетам инвестирования;
  • Возможная выгода от изобретения;
  • Применимость, ценность новой продукции;
  • Прогнозируемый спрос рынка;
  • Потребность материальных затрат, инвестиций;
  • Возможность создания продукта на базе технопарка.

Вероятность объективности таких оценок мала, результаты не слишком отчетливы. Решая вопрос об инвестициях, комиссия опирается на опыт и результаты исследований потребностей рынка, постоянно ведущихся управляющей компанией. В зависимости от решения комиссии финансирование проекта может быть одобрено сразу или поставлено в очередь.

ТОП-12 технопарков России

Ассоциацией кластеров и технопарков, образованной в 2011 году (55 предприятий), проводится оценка технопарков в России на основании добровольно поданной документации по хозяйственной и экономической деятельности предприятий, после чего составляется рейтинг. В последнем опубликованном рейтинге (2 ноября 2017 года) в список парков наивысшего уровня эффективности попали следующие организации:

  1. Нанотехнологический центр «Техноспарк», г. Москва;
  2. Технопарк «Строгино», г. Москва;
  3. Нанотехнологический центр «Сигма. Новосибирск», Новосибирская область;
  4. Технопарк «Калибр», г. Москва;
  5. АУ «Технопарк-Мордовия», Республика Мордовия;
  6. Научно-технологический парк «Новосибирск», Новосибирская область;
  7. Технопарк «Саров», Нижегородская область;
  8. «Ульяновский Центр Трансфера Технологий», Ульяновская область;
  9. Технополис «Москва», г. Москва;
  10. АО «Технопарк Новосибирского Академгородка» (Академпарк), Новосибирская область;
  11. Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (в г. Казани и в г. Набережные Челны), Республика Татарстан;
  12. Технопарк в сфере высоких технологий (г. Нижний Новгород), Нижегородская область.

Развитие технопарков в Российской Федерации



В статье рассматриваются динамика, тенденции и проблемы развития таких элементов национальной инновационной системы, как технопарки, а также их значение для настоящего и будущего инновационного потенциала России.

Ключевые слова: модель «тройной спирали», национальная инновационная система (НИС), динамика развития технопарков, структурные проблемы развития технопарков

В настоящее время такой элемент структуры национальной инновационной системы (НИС), как технопарк широко распространен в развитых странах, и уровень инновационной активности определяется именно этим элементом. Технопарковые структуры присутствуют во всех странах с развитой НИС. Примерами таких стран могут служить США, Великобритания, Франция, Германия, Китай, Япония, Канада, Австралия и др., где сконцентрированы все элементы национальной инновационной системы, все элементы тройной спирали.

В постиндустриальной экономике механизмы интерактивной сетевой кооперации (коллаборации) охватывают взаимоотношения не только между производственными, а также и между институциональными секторами . Особенно важными для инновационного развития являются партнерские взаимодействия между тремя ведущими институциональными секторами — государством, бизнесом и наукой/университетами, получившие название модели «тройной спирали» (Triple Helix Model). Данная концепция вошла в экономическую жизнь в середине 1990-х гг. и была призвана помочь развитым странам сформировать основы инновационной политики для начатого ими перехода к экономике знаний. Технопарки же явились инфраструктурным элементом, который способствовал такому переходу.

В Российской Федерации деятельность технопарков не отличается высокой эффективностью. Они не оказывают значительного влияния на экономическое и инновационное развитие страны и отдельных регионов. Преодоление низкой эффективности отечественных технопарков будет означать достижение российской экономикой глобальной конкурентоспособности .

В нашей стране первые технопарки появились в начале 1990-х годов. Самым первым стал Томский научно-технологический парк, который открыли на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. С этого момента число технопарков стало постепенно увеличиваться и к 1992 году в России их уже насчитывалось 24. Позже стали появляться технопарки на базе государственных научных центров, в академических городках, наукоградах и к 2000 году их насчитывалось уже 54.

С 2006 года в России стали разрабатываться федеральные профильные программы и выделяться средства под развитие и создание технопарков. Одной из таких программ была комплексная программа, координируемая Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», которая была завершена в 2014 году. На ее реализацию за восемь лет из федерального бюджета было выделено 13,4 млрд рублей. По другой программе, которую координировало Министерство образования и науки России, начиная с 2009 года было направлено около 9 млрд рублей на создание трех десятков технопарков. Еще четыре технопарка появились с 2010 года по линии Министерство экономического развития Российской Федерации. Учитывая такую тенденцию, многие субъекты РФ также посчитали необходимым в инициативном порядке завести подобные технопарковые площадки .

Таким образом, к 2013 году в стране сформировалось свыше 200 технопарков, но, несмотря на внушительное количество, следует отметить следующие существенные ошибки, допущенные в то время в этой области:

  1. Отсутствие четкого определения, что следует считать технопарком и какие цели он должен преследовать;
  2. Отсутствие законодательной базы, которая определяла бы цели, задачи, критерии оценки, принципы функционирования и роль технопарков в национальной инновационной системе;
  3. Отсутствие в программах четких требований к инфраструктуре и техническому оснащению технопарков;
  4. Большая межведомственная разобщенность в сфере создания российской инновационной инфраструктуры.

Рассмотрим динамику развития технопарков в России с 1990 по 2015 гг.

Представленные на Рис.1 данные свидетельствуют о крайне нестабильной ситуации в развитии технопарков в России на протяжении всего исследуемого периода развития.

Рис. 1. Динамика развития технопарков в России с 1990 по 2015 гг.

В условиях современной экономики можно выделить следующие виды технопарков: это университетские технопарки, региональные отраслевые технопарки, технопарки индустриального типа, сетевые технопарки, технопарки на базе наукоградов.

В настоящее время в России действуют всего 2 % технопарков, которым более десяти лет. Остальные 98 % фактически находятся на стадии создания или развития. При этом из функционирующих сейчас нужной инфраструктурой (высокотехнологичное оборудование, лаборатории и пр.) обладают лишь единицы, а об оказании необходимых для компаний-резидентов услуг (бизнес-акселерация, менторская поддержка, помощь в привлечении инвестиций и т. д.) заявляет едва ли 10 % из ныне функционирующих .

Россия является одним из мировых лидеров по качеству трудовых ресурсов: даже при учете многочисленных проблем отечественной системы образования, россияне остаются одной из наиболее образованных наций. Кроме того, по объёмам финансирования науки наша страна занимает 8 место в мире. Но, к сожалению, хорошая образовательная база и сильная наука не дают у нас практических плодов, что является структурной проблемой развития национального инновационного сектора экономики. Научное сообщество в России существует отдельно от бизнеса. В свою очередь, бизнесмены не склонны к риску, не спешат вкладываться в наукоемкие проекты и отдают предпочтение готовым технологическим решениями иностранного происхождения. Если сравнивать Россию и Америку, то на долю США в мире приходится 21 % инновационного рынка, а на долю российских производителей — всего 1 %.

В современных условиях в России долгосрочные проекты отпугивают предпринимателей, несмотря на то, что в перспективе от них можно получить существенную отдачу. Однако, большинство представителей бизнеса предпочитают получать небольшую, но стабильную прибыль в краткосрочной перспективе. Данная тактика в масштабах страны приводит к технологическому отставанию, а в итоге — к снижению конкурентоспособности.

В структуре российских технопарков в сфере их специализации доминируют многоотраслевые технопарки (31 %) и сфера информационных технологий (29 %). Минимальная активность технопарков в России приходится на сферу сельского хозяйства. Всю структуру технопарков можно увидеть на Рис. 2.

Рис. 2. Специализация российских технопарков

Собственность на российские технопарки определяет уровень предоставляемого ими финансирования, а, следовательно, и потенциальные возможности в реализации проектов. В структуре собственности технопарков, представленной на Рис. 3, доминируют региональные администрации, на долю которых приходится 39 % валового объема создания и поддержки технопарков. На втором месте — администрация вузов, которые сформировали и поддерживают 26 % российских технопарков. Минимальное количество их приходится на муниципальные администрации (13 % технопарков).

Рис. 3. Собственники российских технопарков

Российской реальностью является полный отрыв деятельности по формированию материальной инфраструктуры технопарков от деятельности по развитию инновационной (сервисной) инфраструктуры наблюдают не только «общественники». О том, что эти направления не увязаны в целостную и гармоничную систему, говорят и аудиторы Счетной палаты РФ, выявившие многочисленные нарушения при создании технопарков в рамках комплексной программы Министерство связи и массовых коммуникаций России. Оказалось, что из 12 технопарков, участвовавших в программе и размещенных в 11 субъектах РФ, полностью были построены только пять в трех регионах (три — в Татарстане, по одному — в Кемеровской и Тюменской областях). Еще в трех технопарках — в Москве, Свердловской и Калужской областях — на момент проверки вообще не размещалось ни одной компании-резидента. А там, где они всё-таки были, отсутствовали значимые результаты по таким показателям, как количество выполненных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, число полученных патентов на изобретения .

В феврале 2016 года Правительство Москвы попыталось уже сделать первый шаг на пути к эффективному функционированию технопарков, выпустив постановление «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве», в котором попыталось более чётко составить определение, что следует считать технопарком, и определить порядок присвоения, подтверждения и прекращения данного статуса. Также данный документ описал критерии оценки, принципы функционирования и роль технопарков в инновационной системе и создал более чёткие требования к их инфраструктуре и техническому оснащению . Но, к сожалению, данное постановление — это только маленький шажок в будущее. Оно работает не по всей стране, следовательно, не может регламентировать работу всех технопарков в Российской Федерации, а также не решает всех поставленных проблем перед правительством РФ.

Таким образом, проведенный анализ показал, что развитие технопарков в России является важным элементом формирования устойчивости экономической системы РФ. С учетом того, что важнейшей стратегической целью России является перевод экономики на инновационный тип развития, а одной из форм активизации инновационной деятельности и государственной поддержки предпринимательства является эффективное функционирование технопарков, первоочередной задачей законодателя является необходимость принятия федерального закона «О технопарках в Российской Федерации», в котором должно быть закреплено понятие технопарка, цель его создания, особенности правового режима его функционирования, эффективные меры государственной поддержки технопарков и их субъектов. Это будет способствовать развитию наукоемких технологий и наукоемких фирм, успешной коммерциализации инновационных разработок отечественных вузов и развитию конкурентоспособного предпринимательства.

Литература:

  1. Постановление Правительства Москвы от 11 февраля 2016 года № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве» // База данных системы КонсультантПлюс.
  2. Алексеева Н. Зачем инвестировать в Российские технопарки? // Общественно-политический журнал — Общественная Россия 2014 // Интернет источник: http://politrussia.com/ekonomika/razvitie-innovatsiy-673/
  3. Малыгин В. Сетевые взаимодействия в инновационной экономике: модель тройной спирали // Вестник Института экономики РАН № 2 2013 // Интернет источник: knigilib.net/book/282-vestnik-instituta-yekonomiki…trojnoj-spirali.html
  4. Москаленко А. Технобумс // Бизнес-журнал 2016. № 1. С. 38–43.
  5. Сизова Ю. С. Развитие технопарковых структур в московском регионе: динамика, факторы, перспективы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3–1 (68–1). С. 270–272.

Технопарки в России (РА Эксперт)

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
— консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России, для инициаторов (частных и государственных) девелоперских проектов, проектов индустриальной, коммерческой недвижимости, в том числе в сфере инноваций и высоких технологий
— разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта создания и развития технопарка, подготовка пакета документации по проекту,
— проведение исследований рынков (маркетинговых),
— привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
— помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога;
Обращайтесь к нам, мы поможем!

Технопарки на базе научных организаций

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности»2, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).

Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. — «Томский научно-технологический парк». Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. — 2 технопарка, 1991 г. — 8, 1992 г. — 24, 1993 г. — 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.

Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам3. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков (см. табл. 4.1.1). Один из крупнейших — Научный парк МГУ — оказался на одиннадцатом месте.

Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью — получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов.

Таблица 4.1.1
Наиболее эффективные технопарки России (по итогам аккредитации 2000 г.)

Название технопарка

Агрегатный показатель набранных баллов

Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье» Московского государственного инженерно-физического института, г. Москва

9,53

Научный парк «МЭИ» Московского государственного энергетического института, г. Москва

8,93

Научно-технологический парк «Волга-техника» Саратовского государственного технического университета, г. Саратов

8,03

Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, г. Санкт-Петербург

7,60

Научно-технологический парк «Башкортостан» Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа

7,47

Научно-технологический парк Нижегородского государственного технического университета, г. Нижний Новгород

Зеленоградский научно-технологический парк Московского института электронной техники, г. Москва, Зеленоград

6,71

Обнинский научно-технологический парк «ИНТЕГРО» Обнинского института атомной энергетики, г. Обнинск

6,45

Ульяновский технопарк Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск

6,28

Томский международный деловой центр «Технопарк», г. Томск

6,08

Характерно, что проведенная аккредитация не изменила положения вещей. Она была только средством, позволившим выявить реальный уровень развития инновационной инфраструктуры, однако не влекла за собой никаких последствий — ни налоговых льгот, ни дифференцированного, в зависимости от результатов работы технопарков, финансирования. Бюджетные средства, в случае их выделения, продолжали распределяться равномерно по всем действующим технопаркам, входящим в Ассоциацию технопарков.

Интересен сравнительный анализ и особенности деятельности технопарков, работа которых по результатам аккредитации была признана успешной (см. табл. 4.1.2).

Как следует из представленных в табл. 4.1.2 данных, менеджеры успешных технопарков проходили специальную подготовку, нередко за рубежом, изучали западный опыт. В этих технопарках происходит рост малых фирм, ведется работа со студентами и аспирантами, и в целом связь с базовым университетом достаточно тесная. Более того, нередко университет является не столько донором, сколько реципиентом технопарка.

Таблица 4.1.2
Особенности структуры российских технопарков

Технопарк МИЭТ, г. Зеленоград

Научный парк МГУ

«Технопарк в Москворечье» (МИФИ)

Научный парк МЭИ

Технопарк на базе Курчатовского института

Год создания

Масштаб технопарка (количество малых инновационных предприятий)

В настоящее время — около 40 компаний. Создание ИТЦ в 1998г. (11 МИП)

40 МИП

22 малых предприятий

12 МИП

16 МИП

Связь с университетом (базовой организацией)

Тесная, МИП имеют доступ к собственной экспериментальной базе МИЭТ — заводу <Протон>

Тесная, МГУ выполняет НИОКР в интересах фирм, расположенных в Научном парке. МГУ принадлежит 60% акций Научного парка, имеющего форму ЗАО

Компании, входящие в ИТЦ технопарка связаны с кафедрами вуза и финансируют их исследования

Ряд компаний тесно взаимодействует с МЭИ, оказывая НИОКР

Средняя

Происхождение МИП

Созданы сотрудниками университета, самостоятельные наукоемкие компании Зеленограда

29 МИП учреждены сотрудниками, структурными подразделениями / или выпускниками МГУ, одно — другими акционерами Научного парка.

Преимущественно спиноф МИФИ

Есть компании разного происхождения — как зародившиеся в МЭИ, так и пришедшие в технопарк со стороны

? фирм -внешние по отношению к Институту, а остальная четверть была создана на базе разработок Института. Доля внешних фирм постоянно растет

Динамика роста МИП

Более 25 компаний перешли в разряд устойчивых с высокими темпами роста

Выработка составляет в среднем 20 тыс. долл. на одного работника в год. Ряд фирм стали средними предприятиями

Всего через парк прошло около 35 компаний, многие из которых успешно развиваются

В инновационных фирмах растет среднесписочная численность персонала

Ряд компаний динамично развивается, но ни одно не дошло до стадии крупного производства

Круг решаемых задач

Содействие реализации инновационных проектов на предприятиях электроники г. Зеленограда

Административно-хозяйственная поддержка компаний, бесплатная консалтинговая служба, содействие установлению контактов и продвижению проектов. Научный парк выступает также в ряде случаев в роли гаранта

Оказание деловых услуг по льготным расценкам

Деятельность по передаче технологий из университета в промышленность, участие в решении крупных народнохозяйственных проблем, развитие международного сотрудничества (Китай начал осуществление прямых инвестиций в технопарк)

Создание технической и социальной инфраструктуры, оказание финансовых, консалтинговых, организационно-правовых услуг, поиск и переговоры с потенциальными инвесторами

Источники финансирования

Фонд содействия, РФТР, Минпромнауки, Министерство образования РФ

Этап строительства технопарка — бюджетное финансирование. Финансирование поступает и от Фонда содействия. Доля внебюджетного финансирования -около 2/3 (в т.ч. от компаний, входящих в Научный парк).

Первоначальный грант — от Ассоциации технопарков высшей школы. Затем было финансирование от Министерства образования РФ, Фонда содействия, грант фонда Евразия, МНТЦ

Минпромнауки, Министерство образования РФ, Фонд содействия, РФТР

Фонд содействия, Минпромнауки, московское правительство, иногда — зарубежные инвесторы

Квалификация менеджеров технопарка

Изучение международного опыта благодаря участию в программах ТАСИС, ЕБРР, Фонда <Евразия>, Фонда <Ноу-Хау>

Созданию парка предшествовало детальное изучение международного опыта. Повышение квалификации происходит и за счет западных организаций (Британский Совет)

Команда менеджеров была подготовлена с помощью коллег из научного парка университета Уорвик, Великобритания

Проходили курсы подготовки и переподготовки, в том числе в кооперации с коллегами из научного парка университета Уорвик, Великобритания

Специального обучения не было

Подготовка кадров

Студенты МИЭТ работают в малых фирмах, принимают участие в выполнении реальных наукоемких проектов

1.Участие студентов в экспедициях на морских судах, обучение через исследования.

2. Стажировки студентов-программистов старших курсов МГУ в лабораториях iMSU_Research_Lab (поддерживается ИНТЕЛ).

3. Прохождение практики в Научном парке

Действует Студенческий инкубатор новых технологий, где прошло обучение более 40 человек, было подготовлено 12 бизнес-планов молодежных проектов и начата реализация 6 проектов

Студенты участвуют в работе малых фирм. В некоторых из них доля студентов — до 40% работающих

Не ведется

Основные проблемы — по мнению руководства технопарка

Нехватка оборотных средств, а также финансирования для покупки оборудования

Отсутствие подготовленных технологических менеджеров, нехватка учреждений (курсов) по их подготовке, высокая степень недоверия ученых к службам поддержки коммерциализации результатов НИОКР

Проблемы законодательства, препятствующие развитию инновационной инфраструктуры (нет понятий технопарка и инновационного проекта)

Недостаточное число источников и механизмов финансирования, нехватка площадей для размещения малых фирм, неразвитость законодательства в области интеллектуальной собственности

Неопределенность прав собственности на помещение и территорию технопарка

Особый случай представляет собой технопарк МИЭТМИЭТ, поскольку на его базе постепенно формировались все виды инфраструктуры, сложившейся на сегодняшней день в стране. Рост компаний в технопарке и последующий их выход в «свободную экономику», особенно в середине 1990-х гг., мог привести к их значительному ослаблению. Поэтому наряду с технопарком в 1998 г. был создан инновационно-технологический центр (ИТЦ), куда и переходили растущие компании. В 1999 г. был образован инновационно-промышленный комплекс (ИПК) МИЭТ, который объединил участников инновационной деятельности университета с рядом перспективных наукоемких компаний Зеленограда. Наконец, для расширения связей с региональной промышленностью в 2002 г. в Зеленограде началось создание первой в России технологической деревни. Технологическая деревня должна занять площадь около 18 тыс. кв. м, где будет расположено около 60 наукоемких компаний Зеленограда. Это позволит осуществлять запуск крупномасштабных инновационных проектов в области электроники, микроэлектроники и информационно-коммуникационных технологий — областях специализации промышленности г. Зеленограда. Составной элемент технологической деревни — сеть центров коллективного пользования оборудованием. Предполагается, что именно технологическая деревня станет той инфраструктурой, которая объединит университетскую среду, малый наукоемкий бизнес и промышленность в единый территориально-отраслевой кластер. С одной стороны, это должно увеличить выпуск наукоемкой продукции на предприятиях Зеленограда, а с другой — дать импульс развитию перспективных дисциплин в МИЭТ, новых учебных практикумов и базовых курсов подготовки специалистов в области электроники.

Уже сейчас в МИЭТ созданы совместные с зарубежными фирмами учебно- научные центры — такие, например, как Центр подготовки специалистов в области обработки информации совместно с Texas Instruments, Центр подготовки специалистов u1074 в области разработки ПО САПР БИС совместно с фирмой «Моторола», Центр приборно-технологического моделирования полупроводниковых структуру совместно с фирмой ISE AG (Швейцария).

Что касается основных проблем технопарков, то, как следует из данных табл. 4.2, они нередко связаны с имущественными аспектами и возможностями расширения технопарков.

Первый инновационно-технологический центр был официально открыт 18 марта 1996 г. Он был создан на базе АООТ «Светлана» (одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрации Санкт-Петербурга АООТ «Светлана» передало Региональному фонду научно-техническому развития Санкт- Петербурга, в собственность производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м под ИТЦ. Проект данного ИТЦ рассматривался как модель для последующего тиражирования. Идея состояла в том, что ИТЦ будут открываться на базе промышленных предприятий с тем, чтобы обеспечивать связь малого бизнеса и промышленности. Действительно, модель данного ИТЦ легла в дальнейшем в основу «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России», начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Было определено, что ИТЦ — это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы4, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.

Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных 4 В 1997 г. из средств государственного бюджета было выделено около 50 млн долл. США. фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно- производственных комплексах.

Однако на практике около 45% ИТЦ было создано при вузах, нередко — на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими. В некоторых случаях сформировались конгломераты, объединяющие сразу несколько видов инфраструктуры, как в уже упоминавшемся выше комплексе МИЭТ. Научный парк МГУ, наоборот, трансформировался из одной формы в другую и стал ИТЦ, а название «Научный парк МГУ» превратилось в имя собственное. На сегодняшний день в России действует 52 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм. Этого явно недостаточно для российских масштабов, поскольку, например, на территории Германии действует свыше 300 структур, аналогичных по своим функциям отечественным ИТЦ.

ИТЦ оказывают комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям: помимо сдачи помещений в аренду, они предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития.

Перечень услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания)

    1) Предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду
    2) Информационные услуги малым предприятиям
    3) Консультационные услуги в области бизнес-планирования
    4) Содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов
    5) Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства
    6) Организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий
    7) Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности
    8) Разработка и реализация программ приоритетного развития регионов
    9) Помощь в поиске инвестиций и получении кредитов
    10) Содействие внешнеэкономической деятельности
    11) Предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах
    12) Создание центров коллективного пользования оборудованием
    13) Создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности

Анализ деятельности ИТЦ, проведенный в 2001 г. по заказу Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, показал, что источники финансирования ИТЦ существенно различаются и варьируются от 100%- ной государственной поддержки до существования практически исключительно за счет собираемой арендной платы. Так, арендные платежи являются единственным источником финансирования для Научного парка МГУ (наряду с небольшими поступлениями от консультационных услуг), ИТЦ Центра фотохимии РАН, Инновационного делового центра «Новые технологии».

Усредненные данные по ИТЦ дают следующую картину структуры источников финансирования: 15-55% — арендные платежи, 15-50% — поступления из бюджетных источников, 10-40% — плата за оказание консалтинговых, информационных и иных услуг.

В последние годы процесс создания ИТЦ замедлился, поскольку государство стало меньше вкладывать средств на эти цели, а региональные власти считают развитие инновационной деятельности в качестве приоритета пока больше на уровне деклараций.

Оценка деятельности ИТЦ проводилась и по таким показателям, как объем дополнительно привлеченного финансирования, количество созданных и защищенных объектов интеллектуальной собственности, количество сделок по трансферу технологий, число созданных рабочих мест. Такие данные предоставило менее четверти от общего числа обследованных ИТЦ, что сделало невозможным сопоставления и обобщения. Однако сам факт непредоставления такой информации является показательным и свидетельствует о том, что руководство ИТЦ далеко не всегда осведомлено о работе находящихся в них малых фирм. Не исключено также, что малые предприятия не привлекают ИТЦ к решению вопросов, связанных с распределением прав на ИС и трансфером технологий, и не информируют ИТЦ о таких сделках. Таким образом, пока ИТЦ рассматриваются малыми предприятиями преимущественно как источник выгодной аренды и налаженной инфраструктуры, а не как посредник и консультант в процессе коммерциализации и расширения производства.

В настоящее время число малых предприятий, находящихся в ИТЦ и технопарках, практически не меняется. Спрос на высокотехнологичные продукты остается внутри страны низким, и, следовательно, нет потенциала «притока». Промышленные предприятия, заинтересованные в осуществлении инновационной деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, где продается не только новый продукт, но и обеспечивается его послепродажное обслуживание. Большинство отечественных малых фирм предложить аналогичные сервисные услуги не в состоянии.

С другой стороны, рост малых предприятий в составе ИТЦ и технопарков и превращение их в средние предприятия также идет очень медленно. Малые предприятия довольствуются относительно комфортными условиями, созданными для них в технопарках и ИТЦ, и не стремятся к росту и выходу из состава последних. Более того, в стремлении стимулировать выход из структуры «засидевшиеся» там фирмы, ряд ИТЦ установил для таких средних фирм более высокие ставки арендной платы, однако, как правило, фирмы соглашаются платить больше, но оставаться на прежнем месте, поскольку инфраструктура и сервисные службы находятся в ИТЦ на высоком уровне. Такая ситуация характерна для успешных ИТЦ и технопарков. В менее успешных структурах 100%-ной загрузки площадей нередко нет, и потому фирмы к выходу там не подталкивают.

Развитие инновационно-технологических центров подошло в 2001 г. к определенному рубежу: поскольку стало очевидным, что не все фирмы, вошедшие в их состав, оказались эффективными, наряду с проблемой привлечения в ИТЦ малых фирм возникла проблема выведения из состава ИТЦ неэффективно действующих предприятий. Однако успешные малые фирмы в составе ИТЦ практически компенсировали начальные затраты государства на создание инфраструктуры и на финансирование через государственные фонды. Кроме того, малые фирмы в ИТЦ имели в среднем более высокие экономические показатели, чем по малому инновационному бизнесу в целом. Объем товаров и услуг, реализованный малыми предприятиями, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие, более чем в три раза превысил аналогичный показатель для малых предприятий, не входящих в состав ИТЦ, а налоги, выплаченные развивающимися фирмами, в течение трех лет компенсировали государственные вложения в создание инфраструктуры.

В идеале все ИТЦ должны стать связующим звеном между расположенными в них малыми предприятиями и научно-образовательными структурами, с одной стороны, и промышленностью — с другой. Не случайно поэтому логика их развития привела к образованию на базе наиболее мощных ИТЦ инновационно- промышленных комплексов. ИПК должны способствовать росту объема продаж малых фирм, расположенных в ИТЦ, и, таким образом, разница между ИТЦ и ИПК состоит в масштабах производства продукции. В ИПК предприятия, ранее входившие в ИТЦ, должны производить продукции как минимум на 10 млн долл. в год5. ИПК — это следующий шаг в развитии инновационной инфраструктуры, поскольку институциональное объединение организаций, «отвечающих» за различные стадии инновационного цикла, должно сократить сроки создания, промышленного освоения и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Первые четыре инновационно-промышленных комплекса были созданы в 1999 г. на базе наиболее сильных ИТЦ (в Москве, Зеленограде и Санкт-Петербурге). На первом этапе финансирование выделялось со стороны Минпромнауки РФ, РФТР и Фонда содействия.

Таким образом, функционирование созданной производственно- технологической инфраструктуры показало, что при налаженной работе ИТЦ и технопарки являются прибыльными структурами, и поэтому возможно финансирование их формирования за счет частных и заемных средств. Однако при действующих ставках кредитования объектов недвижимости арендная плата, уплачиваемая компаниями — арендаторами площадей ИТЦ, обеспечивает возврат первоначальных инвестиций и процентов по ним не ранее чем через 8-10 лет6, а это слишком долгий срок.

В то же время динамика развития малых фирм в рамках технопарков и ИТЦ является не очень высокой. Случаи перехода предприятий из малых в средние не стали массовыми. Однажды заняв свое место и нишу в рамках определенной инфраструктуры, малые фирмы продолжают в ней существовать длительное время, даже превратившись в средние предприятия. Никаких лимитов пребывания, которые, как правило, установлены в западных технопарках, нет. Для повышения эффективности работы инфраструктуры и поддержки среды для возникновения и развития малого бизнеса целесообразно ввести систему срочных контрактов, которые заключались бы руководством технопарков и ИТЦ с малыми фирмами. По условиям таких контрактов могут оговариваться сроки нахождения фирм в составе ИТЦ (технопарков) и обязательства сторон.

Технопарки на базе промышленных предприятий

Более успешен опыт создания технопарков не при образовательных учреждениях, а при промышленных предприятиях. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия. Тем самым создаются устойчивые индустриальные сети. Наибольших успехов в кластеризации добилась отрасль машиностроения (ОМЗ, Мотовилихинские заводы, КАМАЗ, АвтоВАЗ). На Уралмашзаводе (ОМЗ) развитием технопарка занимается Территориальная компания. В работе с предприятиями технопарка действует два принципа: принцип «одного окна» и гибкий подход к определению условий договора. Первый означает, что предприятия в Территориальной компании могут не только взять в аренду землю, здания и сооружения, но и договориться о пользовании услугами инфраструктурных компаний: энерго- и водоснабжением, охраной и благоустройством территорий, транспортными перевозками. Тепло и электроэнергия, питьевая вода и пользование канализацией обходится обитателям технопарка «Уралмашевский» значительно дешевле, чем многим предприятиям за его пределами.

Представители предприятий, расположенных на территории технопарка, отметили невысокий размер тарифов на энергоснабжение, а также поприветствовали гибкий подход Территориальной компании к определению условий договора. Территориальная компания снижает арендную плату для предприятий, инвестирующих в ремонт арендуемых зданий и сооружений. Сегодня в технопарке «Уралмашевский» расположены 27 предприятий малого и среднего бизнеса, не входящих в «ОМЗ». Преимущественно это промышленные предприятия, занимающиеся производством, оказанием услуг по механообработке и ремонтом промышленного оборудования.

По стопам ОМЗ пошел и КАМАЗ. В конце июля завершилась официальная регистрация ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер», созданного на базе пустующих площадей дочернего камазовского ЗАО «Ремдизель». Окончательно проект должен быть запущен к началу 2005 года. КИП даст площадку для новых рабочих мест и экономически эффективного производства комплектующих для КАМАЗа.

Изготовление мелких автомобильных компонентов в условиях крупного предприятия не всегда эффективно. Поэтому КАМАЗ решил вынести их производство в собственный индустриальный парк. КИП также может стать решением проблем кадровой политики самого предприятия. Имущественный комплекс «Мастера» включает производственный корпус площадью 101,7 тыс. кв. метров и административно-бытовые помещения (на 36,2 тыс. кв. метров), производственная зона индустриального парка может охватить еще и площади завода запасных частей, производственного корпуса «Турбодизеля» и бывшего сдаточного корпуса КАМАЗа. КАМАЗ взял на себя обязательства по заключению рамочных соглашений с участниками КИП «Мастер» на срок не менее 5 лет. По мнению гендиректора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, выгода для его компании «очевидна и выражается прежде всего в постоянной поддержке процессов гибкого производства, возможности концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых продуктах, апробации технических решений при освоении новой продукции, снижении себестоимости компонентной базы автомобиля и контроле над качеством комплектующих. А участники КИП получат крупные долгосрочные заказы, обустроенные площади, гибкие условия аренды и кредитования, возможность покупки оборудования по льготной цене. В общем, это снижение издержек по производству и продажам готовой продукции».

Технопарки на основе промышленных предприятий оказывают большее влияние на региональное развитие, поэтому дальнейший анализ промышленных технопарков мы провели в региональном срезе (глава пятая, региональные перспективы развития технопарков).

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Поделитесь этой информацией с коллегами, партнерами, друзьями — может это важно и полезно для них!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *