Основания прекращения сервитута

Синонимы к слову «отпали»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 37 синонимов. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
Предложения со словом «отпали». Значение слова
,

Синоним, количество Исходная форма Начальная форма Частота
1 исчезнувший (186) исчезли исчезнуть 99.9
2 пропавший (108) пропали пропасть 80.6
3 сползший (14) сползли сползти 6.9
4 слезший (12) слезли слезть 6.5
5 отделившийся (73) отделились отделиться 6.3
6 отскочивший (19) отскочили отскочить 5.9
7 отлетевший (14) отлетели отлететь 5.8
8 отвалившийся (22) отвалились отвалиться 4.6
9 обвалившийся (13) обвалились обвалиться 2.8
10 облупившийся (11) облупились облупиться 1.8
11 отложившийся (17) отложились отложиться 1.5
12 отмерший (15) отмерли отмереть 1.4
13 отколовшийся (17) откололись отколоться 1.3
14 отсохший (9) отсохли отсохнуть 0.9
15 сведшийся на нет (24) 0.78205
16 атрофировавшийся (7) атрофировались атрофироваться 0.6
17 отломившийся (7) отломились отломиться 0.5
18 исчезнувший бесследно (26) исчезнуть бесследно 0.1505
19 исчезнувший без следа (26) исчезнуть без следа 0.1369
20 превратившийся в ничто (26) превратиться в ничто https://sinonim.org/ 0.02515
21 сошедший на нет (26) 0.01335
22 обратившийся в ничто (27) обратиться в ничто 0.01305
23 сойти на нет (24) 0.00965
24 уничтожившийся (89) уничтожились уничтожиться
25 отсохнувший (8) отсохнули отсохнуть
26 отломавшийся (5) отломались отломаться
27 отлупившийся (14) отлупились отлупиться
28 отпалка (3) отпалки отпалка
29 задуплившийся (2) задуплились задуплиться
30 отшпилившийся (2) отшпилились отшпилиться
31 сколовшийся (11) скололись сколоться
32 отмерзнувший (3) отмерзли отмёрзнуть, отмёрзнувший
33 отмерзший (3) отмерзли отмёрзнуть
34 отгнивший (2) отгнили отгнить
35 отгоревший (7) отгорели отгореть
36 утратившийся (44) утратились утратиться
37 отмеревший (12) отмерели отмересть

С тем же началом: отпаливший, отпаливавший, отпаливавшийся

С таким же концом: начали, вдали, поехали, отвали, сказали, погнали

Другие слова на букву о

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Средняя частота слова «отпали» на миллион употреблений: 7 раз. Количество букв: 6.
  • Искалось форм слова отпали: 30.
  • Поиск занял 0.03 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: маникюрный, фромология, по-скотски

Музыка от Hardiardent?!

Не подписывайся:

Председатель Хамовнического райсуда Москвы Виктор Данилкин, рассматривающий уголовное дело в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, огласил вчера постановление о продлении им сроков содержания под стражей. Судья полностью поддержал гособвинение, отклонив возражения защиты, ссылавшейся в том числе на поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), внесенные по инициативе президента России Дмитрия Медведева.

Судья Виктор Данилкин оглашал постановление в переполненном зале. В документе напоминалось, что уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева поступило в Хамовнический райсуд 17 февраля этого года. Мера пресечения им в виде заключения под стражу была избрана в период досудебного производства «в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона». По итогам предварительного слушания мера пресечения — заключение под стражу — была оставлена без изменения. 14 мая 2010 года срок содержания подсудимым был продлен в соответствии со ст. 255 УПК (решение вопроса о мере пресечения) на три месяца, то есть до 17 августа.

По словам судьи Данилкина, в ходе судебного следствия по уголовному делу N 123/10 в отношении Ходорковского и Лебедева, «принимая во внимание истечение срока содержания подсудимых под стражей», гособвинитель Валерий Лахтин заявил ходатайство о его продлении. Ходатайство, напомнил судья, мотивировалось тем, что господа Ходорковский и Лебедев содержатся под стражей «на основании закона, в частности судебного решения». Обстоятельства, послужившие основанием для избрания им меры пресечения — заключение под стражу — и последующего продления срока, по мнению обвинения, не изменились. Затем судья подробно изложил позицию прокурора Лахтина. Обвинение считает, что господа Ходорковский и Лебедев, оказавшись на свободе, могут воспрепятствовать осуществлению правосудия, скрывшись за пределами Российской Федерации, «принять меры к дальнейшему сокрытию похищенных средств и их использованию для противодействия осуществлению правосудия». Прокуратура считает, что похищенное может использоваться Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым для «склонения участников уголовного судопроизводства к даче заведомо ложных показаний, а также для их уклонения от явки в суд для дачи показаний».

Например, по мнению обвинения, с которым согласился судья, «освобождение Лебедева из-под стражи может привести к тому, что он вновь возглавит управление сокрытыми от следствия и правосудия средствами и использует их для противодействия правосудию». К тому же, как отметил судья Данилкин, по мнению гособвинения, «Ходорковский и Лебедев имели и имеют стойкую направленность к противодействию уголовному судопроизводству». В общем, указанные обстоятельства, по мнению гособвинения, «исключают возможность применить к подсудимым меру пресечения, не связанную с заключением под стражу».

Напомним, что защита и оба подсудимых, отвечая в минувшую пятницу на ходатайства гособвинения о продлении ареста, приводили массу доводов, в том числе, естественно, ссылались на президентские поправки в УПК. Михаил Ходорковский даже попросил судью «подумать, как можно, не нарушая закон», оставить его в СИЗО. Однако судья Данилкин лишь выразил доводы обвиняемой стороны общей фразой: «Защита и подсудимые считают, что законных оснований для содержания подсудимых под арестом нет».

Из резолютивной части постановления господина Данилкина следовало, что суд, выслушав мнения участников процесса, полагает, что ходатайство гособвинителя Лахтина о продлении сроков содержания Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву «обоснованно и подлежит удовлетворению». Согласно ч. 3 ст. 255 УПК РФ, суд, в производстве которого находится уголовное дело, по истечении шести месяцев со дня его поступления вправе продлить срок содержания подсудимого под стражей. При этом продление срока содержания допускается только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (к ним относится дело, рассматриваемое в Хамовническом суде) и каждый раз не более чем на три месяца.

Продлевая арест, суд учел, что господа Ходорковский и Лебедев в настоящее время отбывают наказание «в виде лишения свободы по приговору Мещанского райсуда от 16 мая 2005 года» и были этапированы в Москву для рассмотрения другого уголовного дела. «Основания, которые были учтены при избрании им меры пресечения Ингодинским райсудом Читы и в дальнейшем продлении срока содержания под стражей подсудимых, в настоящее время не отпали и не изменились»,— сказал судья Данилкин.

Учитывая все это, а также «необходимость обеспечения условий для дальнейшего производства по делу (защита подсудимых еще не закончила представлять свои доказательства.— «Ъ»)… суд считает необходимым ходатайство гособвинителя удовлетворить, продлив срок содержания Ходорковскому и Лебедеву на три месяца — до 17 ноября 2010 года включительно».

«Этого и следовало ожидать. Судья Данилкин ни словом не обмолвился о поправках в УПК, фактически запрещающих применять арест к тем, кто обвиняется по экономическим статьям и занимается предпринимательской деятельностью, и постановлении пленума Верховного суда, объяснившего, кого считать предпринимателем. Стало очевидно, что решение по этому делу не имеет никакого отношения к закону!» — заявил адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант, комментируя решение суда. На вопрос, не собирается ли Михаил Ходорковский, как и после предыдущего продления ареста, объявить голодовку, его второй адвокат Константин Ривкин отметил: «В этом нет никакого смысла. Первый раз цель была достигнута: президент обратил внимание, затем собрался пленум Верховного суда… но от этого, к сожалению, ничего не изменилось».

Евгения Кузнецова, Николай Сергеев

Woman with stamp and document. Shot in studio.

Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком.

Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, Краснодарского края или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЧАСТНЫХ СЕРВИТУТОВ

Перечень сервитутных прав, которые стороны могут предусматривать в договоре (ч.2 п. 1 ст. 274 ГК РФ):

  • право прохода и проезда через соседний земельный участок,
  • право прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов через чужую землю,
  • право пользоваться источником воды, находящимся на соседней земле, для обеспечения водоснабжения и мелиорации (ч.1 ст.44 Водного Кодекса):
  • право забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
  • право водопоя и прогона скота;
  • право использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, (п.3 ст.64 Градостроительного Кодекса):
  • право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружении, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
  • право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
  • право прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
  • право применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
  • право эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки.

Перечень частных сервитутов, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст. 44 Водного Кодекса, является открытым и может быть дополнен другими видами сервитутов, в зависимости от нужд лиц, требующих их установления или собственников объектов недвижимости.

Договор между сторонами об установлении сервитута заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (согласно ст. 27 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Участником договора об установлении сервитута является, с одной стороны, лицо, обремененное сервитутом — собственник земельного участка, с другой стороны – сервитуарий, лицо, в пользу которого устанавливается сервитут.

К существенным условиям договора относятся условия о его предмете и цене.

Если сфера действия сервитута распространяется на часть земельного участка, то обязательным приложением к договору является кадастровый паспорт или кадастровая выписка земельного участка, на котором отмечается пространственный передел или зона действия данного сервитута.

В случае не достижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ

В соответствии с действующим законодательством в установленном порядке, могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • ограниченного пользования частью земельного участка, которая занята остающейся в собственности (залоге) недвижимости и необходима для ее использования в соответствии с функциональным назначением;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке,
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельные участки;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке,
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Перечень указанных выше публичных сервитутов не является исчерпывающим.

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка. В этом случае заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением в Уполномоченный орган с просьбой об изъятии, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

При этом к заявлению прилагается расчет убытков, выполненный уполномоченной организацией, в порядке, установленном законодательством на момент их возмещения.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднением в использовании земельного участка его собственник вправе требовать соразмерную плату. В этом случае заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

При этом к заявлению прилагается расчет платы соразмерной ограничению права пользования земельным участком, выполненный уполномоченной организацией, в порядке, установленном законодательством на момент такого расчета.

Результатом рассмотрения указанных выше заявлений и приложений к нему, является принятие в 30-дневный срок решения Уполномоченного органа об изъятии путем выкупа с возмещением убытков, предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков, осуществлении соразмерных выплат или отказе от выполнения указанных действий.

Право на сервитут, установленный решением Уполномоченного органа, возникает со дня его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( п.1 ст.4, абз.2 ч.1 п.1 ст. 17, п. 1 ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ СЕРВИТУТОВ

Основания прекращения сервитута является:

  1. Гибель служебного земельного участка или иной недвижимости объекта
    сервитутного права (например: пересыхание источника воды).
  2. Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
    нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.
  3. Выкупа земельного участка лицом (сервитуарием) в пользу которого
    установлен сервитут.
  4. Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен
    сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным
    участком (сервитута).
  5. Расторжение соглашения об установлении сервитута.
  6. Отмены акта Уполномоченного органа установившего публичный сервитут.
  7. Истечение срока действия сервитута.

В случае гибели объекта сервитутного права, на регистрационной записи и сервитуте в Едином государственном реестре ставится специальный штамп погашения (п.62,64 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

В остальных случаях сервитут прекращается с момента регистрации соответствующих документов — договора о расторжении соглашения о сервитуте; заявления об отказе от права на сервитут; договора купли-продажи земельного участка, решения Уполномоченного органа установившего публичный сервитут в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Старший юрисконсульт Юридического Бюро Е.Романовой

Ю.Ю. Анцырев

Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Приказом Минюста РФ от 26.07.2004 N 132 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки» установлен порядок государственной регистрации сервитутов.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (статья 1 Закона о регистрации). Сервитут является вещным правом (пункт 1 статьи 216 ГК РФ). Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 ГК РФ).

Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ).

В случаях и порядке, установленных п. 5 ст. 274 ЗК РФ, п. 6 и 7 ст. 23 ЗК РФ, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование участком.

Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (Закона о регистрации).

В том случае, когда определенному лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, возникает частный сервитут. Если же право пользования земельным участком возникает у неопределенного круга лиц, речь идет о публичном сервитуте. Лица, которым предоставлены указанные права, являются обладателями сервитута.

Правила установления публичного сервитута определены в Земельном кодексе Российской Федерации. Такого рода обременение возможно только в отношении земельного участка (причем без его изъятия), другая недвижимость (в отличие от частного сервитута) не может быть ограничена публичным сервитутом. Необходимо отметить три ключевых момента.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поэтому права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым и установлен публичный сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ). При этом ни Земельным кодексом, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия решения об установлении публичного сервитута, а также орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены (Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607).

Во-вторых, цель установления публичного сервитута — исключительно обеспечение интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Закрытый перечень потребностей, для удовлетворения которых может быть установлен публичный сервитут, приведен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Условно их можно разделить на три категории:

1) сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок, включая сервитут для свободного доступа к прибрежной полосе;

2) сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке, например для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

3) сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес. К примеру, использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

В-третьих, публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

При установлении публичного сервитута орган власти должен учитывать, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК РФ). Если лицо посчитает, что факт установления в отношении его земельного участка публичного сервитута нарушает его права (интересы), оно может обратиться в суд. Это следует из п. 8 ст. 23 ЗК РФ, согласно которому лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. На основании п. 1 ст. 192 АПК РФ в суд вправе обратиться гражданин, организация или иное лицо, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт (его отдельные положения):

— не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

— нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (п. 6 ст. 194 АПК РФ). Данный факт подтверждается сдебной праткикой Постановление ФАС ВВО от 16.08.2010 N А17-1285/2010, Постановление ФАС ВСО от 03.04.2012 N А10-4412/2011.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а в случае наличия спора между этими лицами — судом. В таком случае спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом суд не может обязать стороны заключить соглашение об обременении недвижимости сервитутом, поэтому основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда (кстати, в резолютивной части которого должны быть приведены все условия сервитута). Как указал Президиум ВАС в Постановлении от 28.02.2012 N 11248/11, суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

Рассмотрим вопросы, встречающиеся при установлении сервитута в правоприменительной деятельности, на примере обзора правовых позиций Президиума ВАС РФ по вопросам частного права.

При наличии спора между сторонами, суд пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ. По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут.

Согласно ст. 27 Закона о регистрации при государственной регистрации сервитута, если он относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, в орган, осуществляющий такую регистрацию, предоставляются документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Исходя из требований данной статьи при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта следует указывать точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в ЕГРП.

В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.

При наличии разногласий сторон относительно конкретных пространственных характеристик сервитута, суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута, исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела применительно к правилам, предусмотренным ст. 82 АПК РФ.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута, вправе потребовать установления частного сервитута. На сегодняшний день в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ целью обременения земельного участка частным сервитутом могут быть:

— обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок;

— прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов;

— обеспечение водоснабжения и мелиорации;

— другие нужды собственника недвижимого имущества.

Таким образом, в отличие от публичного сервитута список задач, ради решения которых может быть установлен частный сервитут, не является исчерпывающим.

В соответствии с проектом Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» список видов сервитута ограничен:

— сервитутом перемещения (предполагается, что здесь может быть реализовано право прохода, прогона скота или проезда);

— строительным сервитутом (сервитутом стройки или опоры);

— сервитутом мелиорации (подвод или отвод воды на господствующий земельный участок или с этого участка);

— горным сервитутом (в целях добычи полезных ископаемых);

— коммунальным сервитутом (для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения).

С требованием об установлении частного сервитута можно обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и к собственнику другого земельного участка (соседнего участка), а также к собственнику другого недвижимого имущества (например, здания, сооружения), ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Имущество, которое обременяется частным сервитутом, называют служащей вещью. Поэтому, если служащая вещь находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему правообладателю объекта недвижимости.

Необходимо отметить, что соглашение об установлении частного сервитута может быть заключено только с собственником служащей вещи, поэтому требование об установлении частного сервитута нельзя заявить, допустим, землепользователю или арендатору земельного участка. А вот требование об установлении частного сервитута может заявить не только собственник господствующей вещи, но и землевладелец (лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования), а также землепользователь (лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения п. 4 ст. 274 ГК РФ) Соглашение может быть заключено и владельцем помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607).

Говоря о форме соглашения об установлении частного сервитута должна быть соблюдена простая письменная форма сделки (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Следовательно, договор об установлении сервитута должен быть составлен в форме одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность указанного договора, что в силу ст. 17, п. 1 статьи 27 Закона о регистрации является основанием для регистрации данного ограничения.

Минэкономразвития в Письме от 03.11.2009 N Д23-3607 отметило: поскольку частный сервитут устанавливается соглашением, порядок, условия установления и осуществления такого сервитута должны быть определены в этом соглашении. Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

— сведения о сторонах соглашения;

— сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

— цели и задачи установления сервитута;

— пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

— размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

— иные права и обязанности сторон.

Минэкономразвития в вышеназванном письме также обратило внимание на то, что на законодательном уровне не утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута. Предложено как минимум иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности (иное вещное право) лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости. Если сервитут относится к части земельного участка, необходим документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Пунктом 5 ст. 274 ГК РФ предусмотрено: собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Об этом сказано и в п. 6 ст. 23 ЗК РФ. На основании подготовленных поправок в ГК РФ частный сервитут планируется сделать исключительно платным, кроме сервитута, не связанного с осуществлением собственниками господствующей и служащей вещей предпринимательской деятельности (такой сервитут может быть безвозмездным).

Что касается публичного сервитута, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник согласно абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ вправе потребовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерной платы.

Как отметило Минэкономразвития в Письме от 21.10.2009 N Д23-3470, по вопросу определения платы за пользование земельными участками на условиях сервитута данный порядок в настоящее время не установлен. Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004, не были зарегистрированы Минюстом и опубликованы в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, поэтому обязательному применению не подлежат. В то же время, соразмерность платы за пользование земельным участком (в случае ее установления) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Основания прекращения публичного и частного сервитута разные. Согласно п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Пока существуют указанные причины, сервитут отменен не будет. А что делать, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использовать земельный участок? Тогда собственник земельного участка (землепользователь, землевладелец) вправе потребовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом власти, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (абз. 1 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Основания прекращения частного сервитута перечислены в ст. 276 ГК РФ. Это может быть отпадание основания, по которому обременение было установлено. В этом случае с требованием о прекращении частного сервитута может выступить собственник служащей вещи. Невозможность использования служащей вещи по целевому назначению также является основанием для отмены сервитута, но только по решению суда.

Необходимо учитывать: переход прав на объект недвижимости, в отношении которого установлен сервитут, не служит основанием для прекращения сервитута. Об этом свидетельствует не одна норма действующего законодательства. Например, в силу ст. 275 ГК РФ частный сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может выступить в качестве самостоятельного предмета купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. В то же время при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество, в том числе о сервитуте. Неисполнение этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 613 ГК РФ). Такие же правила применяются при передаче вещи в безвозмездное пользование (ст. 694 ГК РФ).

В п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ сказано: сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012)

В заключении хотелось бы отметить об основаниях для прекращения частного сервитута, предложенных в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

об основаниях для прекращения частного сервитута, предложенных в проекте федерального закона N 47538-6:

— соглашение собственников вещей, связанных сервитутом;

— отпадание обстоятельств, вызвавших необходимость его установления (требование может быть заявлено любой стороной: не только собственником служащей вещи, но и собственником господствующей вещи);

— соединение служащей и господствующей вещей;

— пользование служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением стало невозможным при сохранении сервитута;

— истечение срока, на который был установлен сервитут;

— решение собственника, которому одновременно принадлежат и служащая, и господствующая вещи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *