Организация дополнительного профессионального образования

Для чего и кому нужно получать дополнительное профессиональное образование?

Прогрессивное развитие и разработка новых технологий, осуществляемая практически во всех отраслях человеческой деятельности в 21-м веке, требует от современного работника все более высокого уровня познаний и компетентности в выполнении служебных задач. Это стимулирует человека постоянно обновлять и дополнять полученные ранее знания, а также приобретать новые навыки. Как раз на это и направлены курсы повышения квалификации в той или иной сфере трудовой деятельности и программы переподготовки специалистов.

Что же такое дополнительное профессиональное образование? Это разновидность профессионального образования, направление которой ориентировано на предоставление дополнительного обучения лицам, которые уже имеют свидетельствующий об окончании среднего или высшего учебного заведения документ. Целью прохождения ДПО является получение современных знаний в целевой сфере деятельности или полная переквалификация и освоение новой профессии. Чем конкретно отличаются курсы повышения квалификации от профпереподготовки Как разные виды ДПО, профпереподготовка и курсы повышения квалификации специалиста имеют несколько существенных отличий:

  • Длительность образовательного курса. Понятное дело, что на базе уже имеющихся знаний и навыков в определенной специальности обучение занимает гораздо меньше времени, нежели профессиональная переподготовка, предусматривающая преподавание с нуля новой для работника профессии.
  • Конечная цель. Курсы повышения квалификации способствуют присвоению человеку более высокого разряда или категории по его основной специальности, что наделяет его регалиями и позволяет получать более высокую заработную плату. А переподготовка позволяет сменить направление трудовой деятельности.
  • Документы, получаемые после прохождения курса ДПО. О повышении работником квалификации свидетельствует подтверждающее удостоверение особого образца, а о прохождении курса профпереподготовки — диплом с заявленной
  • специальностью.

А теперь рассмотрим вышесказанное на простых примерах.

  • Если речь идет о повышении квалификации, то подразумевается, что человек уже имеет определенную квалификацию в какой-либо специальности. Так, если школьный преподаватель химии, который имеет диплом, присваивающий ему имеющуюся квалификацию, захочет обучать студентов своему предмету в высшем учебном заведении, ему нужно будет пройти специальные курсы повышения квалификации. Благодаря этому он получит новый уровень знаний своего предмета и будет компетентен в работе со студентами ВУЗа. Кстати, стажировка считается формой повышения квалификации, ее прохождение позволяет закрепить теоретическую часть обучения и в коротки сроки отработать необходимые в трудовой деятельности навыки.
  • Если говорить о переподготовке, то представим ситуацию с тем же преподавателем химии, только на этот раз он захочет обучать школьников русскому языку. Так как в его дипломе имеется информация только о том, что он может преподавать химию, ему необходимо пройти курс профпереподготовки, по окончании которого он получит диплом с нужной ему квалификацией преподавателя русского языка.

Где можно получить ДПО Помимо занятий самообразованием, доступных каждому желающему, существуют специальные заведения, предоставляющие программу допобразования на платной и бесплатной основе за счет работодателя. По окончании прохождения курсов работник получает подтвержденный сертификат, необходимый для дальнейшей трудовой деятельности в выбранной сфере. Есть несколько типов учебных заведений, где можно пройти образовательный курс дополнительного профобучения:

  1. Институты повышения квалификации, реализующие учебные программы ДПО в рамках одной или нескольких отраслей. Данные заведения сотрудничают с предприятиями, предоставляя возможность их работникам совершенствовать свою профессиональную квалификацию или производить переподготовку. Обучение проводится на базе среднего и высшего образования. Сюда относятся следующие учебные заведения: межотраслевые регионарные центры, частные бизнес-школы.
  2. Академии (не путать с учреждениями, где производится высшее профессиональное обучение). Тут образовательные программы реализуются в одной отрасли и обучение производится на базе высшего образования. Так, человек, окончивший высшее учебное заведение, может заняться научно-исследовательской деятельностью и пройти две ступени академической карьеры: аспирантуру и докторантуру.
  3. Учебно-курсовые специальные комбинаты и учебные центры занятости. Здесь рабочие и специалисты проходят курсы повышения собственной квалификации или переучиваются на другую специальность с дальнейшим трудоустройством.
  4. Специальные производственные подразделения. Данные учебные заведения относятся к производственному предприятию, на работников которого направлена образовательная программа.

Работодатель и дополнительное профессиональное образование работников Лицо, предоставляющее специалистам рабочие места, на условиях подписанного договора регулирует профпереподготовку, повышение квалификации, а также присвоение работникам второй специальности. ДПО может проводиться в стенах промышленной организации или же в указанных выше учебных учреждениях. Работодатель, опираясь на статью Кодекса под номером 372, устанавливает специальности и должности, которым необходимо пройти ДПО и формат специальной профпереподготовки, если она необходима. Если человек проходит ДПО, то работодатель обязан составить для него корректный график, при котором работник сможет совмещать занятия по дополнительному профобучению со своей основной трудовой деятельностью. В статье Трудового кодекса под номером 197 указывается, что каждый работник имеет право пройти профессиональную переподготовку и повышение своей квалификации. Для реализации этого права работнику необходимо заключить с работодателем специальный ученический договор. Не стоит забывать, что профессиональный рост работника зависит не только от предоставляемых работодателем возможностей прохождения специальных дополнительных курсов, но и от личной заинтересованности трудящегося в получении новых знаний, опыта. В этом смысле очень большую роль играет самообразование при помощи учебных программ, которые можно найти в широком доступе. Многопрофильный центр «Феникс» предлагает получить различные виды ДПО: подготовку, переподготовку, а так же повышение квалификации на базе средне-специального или высшего образования как очно, так и дистанционно.

Глава 16. Дополнительное профессиональное образование

Статья 123. Предоставление дополнительного профессионального образования

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

2. Дополнительное профессиональное образование предоставляется лицам: имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование; получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование, в случаях,

предусмотренных соответствующими федеральными государственными требованиями.

3. Дополнительные профессиональные программы реализуются в организациях дополнительного профессионального образования. Дополнительные профессиональные программы могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации дополнительных профессиональных программ.

4. Услуги по реализации дополнительных профессиональных программ могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Статья 124. Дополнительные профессиональные программы

В образовательной организации дополнительного профессионального образования могут реализовываться различные по срокам и направленности дополнительные профессиональные программы.

Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности; выполнения трудовых функций; повышения уровня квалификации. Программы повышения квалификации включают в себя квалификационные программы и программы профессионального развития.

Квалификационная программа направлена на достижение более высокого уровня квалификации для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

Программа профессионального развития направлена на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.

3. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. Программа профессиональной переподготовки реализуется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям и специальностям и проводится с учетом уровня полученного ранее образования или в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной профессиональной программе.

4. Содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной организацией дополнительного профессионального образования по согласованию с заказчиком или в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным программам в зависимости от целей и продолжительности образовательной программы подразделяются на:

федеральные государственные требования к программе повышения квалификации;

федеральные государственные требования к программе профессиональной переподготовки.

Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ должно обеспечивать преемственность дополнительных профессиональных программ по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования, а также учет требований профессиональных стандартов.

5. Наименование дополнительной профессиональной программы должно в обязательном порядке содержать сведения, указывающие на ее вид. В наименовании дополнительной профессиональной программы не допускается использовать наименование образовательной программы, установленное федеральными государственными требованиями к дополнительной профессиональной программе, в случае, если такая дополнительная профессиональная программа, реализуется не в соответствии с федеральными государственными требованиями.

6. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется в формах, установленных настоящих Федеральным законом, а также в форме стажировки.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать самостоятельную теоретическую подготовку, изучение организации и технологии производства и (или) работ, непосредственное участие в работе организации, на базе которой проходит стажировка.

Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях всех форм собственности, в научно-исследовательских, образовательных и иных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и местного самоуправления.

7. Формы и сроки освоения программ повышения квалификации (не менее 18 аудиторных часов), программ профессиональной переподготовки (не менее 250 аудиторных часов) определяются образовательной организацией дополнительного профессионального образования самостоятельно с учетом потребностей заказчика.

Сроки освоения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, по которым установлены федеральные государственные требования, определяются соответствующими федеральными государственными требованиями.

Статья 125. Образовательные организации дополнительного профессионального образования

1. Образовательная организация дополнительного профессионального образования — это организация, предметом основной деятельности которой является реализация дополнительных профессиональных программ. Образовательная организация дополнительного профессионального образования также вправе реализовывать программы профессионального обучения и, в случаях установленных настоящим Федеральным законом, программы подготовки научно-педагогических кадров.

2. Дополнительные профессиональные программы реализуются в образовательных организациях дополнительного профессионального образования следующих видов:

а) академия — образовательная организация дополнительного профессионального образования, реализующая дополнительные профессиональные программы на базе высшего образования, в том числе в обязательном порядке программы профессиональной переподготовки; осуществляет реализацию программ подготовки научно-педагогических кадров, а также научную деятельность; является координационным центром для иных образовательных организаций дополнительного профессионального образования сферы ее деятельности;

б) институт профессиональных квалификаций — образовательная организация дополнительного профессионального образование, которая реализует на базе среднего профессионального и высшего образования дополнительные профессиональные программы;

в) центр — образовательная организация дополнительного профессионального образования, в которой высвобождаемые работники, самозанятое и незанятое население и безработные граждане, имеющие среднее профессиональное и высшее образование проходят повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности, при этом реализация центром дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки не является обязательной.

3. В наименовании образовательной организации дополнительного профессионального образования может употребляться специальное название (бизнес-школа, курсы, школа и др.).

Статья 126. Документы о дополнительном профессиональном образовании

1. Лицам, успешно прошедшим обучение по дополнительной профессиональной программе и прошедшим итоговую аттестацию, образовательной организацией дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензией выдаются документы о дополнительном профессиональном образовании, устанавливаемые образовательной организацией дополнительного профессионального образования самостоятельно. Образовательная организация дополнительного профессионального образования, имеющая государственную аккредитацию, выдает лицам, успешно завершившим обучение по соответствующей дополнительной профессиональной программе и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, следующие документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании: удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке.

2. При освоении дополнительной профессиональной программы, реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями, параллельно с освоением основной образовательной программы документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании выдаются после получения документа о среднем и высшем профессиональном образовании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *