Организатор распространения информации

Организатор распространения информации в сети интернет

Информационное:информационное главная

Распространение информации

Заявление о нарушении авторских/смежных прав в интернете

Понятие и кто является

Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ «О информации…

  • Социальные сети
  • интернет-магазины с отзывами
  • почтовые сервисы
  • платформы для блогов
  • мессенджеры
  • ip-телефония
  • вендоры почтывых программ
  • производители аппаратного обеспечения
  • внутрикорпоративная переписка
  • облачные сервисы с коммуникацией

коммуникационный интернет-сервис — информационная система и (или) программа для электронныхвычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для приема,передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет вцелях обмена электронными сообщениями между пользователями сети Интернет, в томчисле для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц ПП 759

Прианализе сферы действия ст. 10.1по кругу лиц необходимо учитывать, что отдельные подзаконные акты к нему, вчастности Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 759, утвердившее Правилахранения данных <1> (далее — Правила хранения данных), используютнесколько иной термин — «коммуникационный интернет-сервис», дефинициякоторого не тождественна дефиниции ОРИвСИ. Под коммуникационныминтернет-сервисом в соответствии с вышеуказанными Правиламипонимается «информационная система и (или) программа для ЭВМ, котораяпредназначена и (или) используется для приема, передачи и (или) обработкиэлектронных сообщений пользователей сети Интернет в целях обмена электроннымисообщениями между пользователями сети Интернет, в том числе для передачиэлектронных сообщений неопределенному кругу лиц».

В отличие от определенияОРИвСИ дефиниция коммуникационного интернет-сервиса не включает в себя»деятельность по обеспечению функционирования информационнойсистемы». Принимая во внимание, что Правилахранения данных прямо предусматривают, что обязанности по обеспечению храненияданных возникают у ОРИвСИ именно в связи с функционированием коммуникационногоинтернет-сервиса, можно говорить об определенном сужении понятия ОРИвСИ посравнению с тем, как оно определено в ст. 10.1Закона. Если же лицо не должно выполнять обязанности хранения соответствующихданных, как это предусмотрено в Правилах хранения данных, выполнение всехостальных обязанностей, возложенных на ОРИвСИ (например предоставление данныхпо запросу компетентного органа), либо невозможно, либо утрачивает смысл.

Системноетолкование положений ст. 10.1Закона и Правилхранения данных позволяет сделать вывод, что в качестве ОРИвСИ следует пониматьтолько лицо, которое обеспечивает функционирование коммуникационногоинтернет-сервиса, т.е. к ОРИвСИ не относятся производители аппаратного ипрограммного обеспечения, используемого в качестве компонента техническойинфраструктуры коммуникационного интернет-сервиса. Поисковые сервисы также врядли могут быть отнесены к категории коммуникационных, поскольку здесьвзаимодействие осуществляется не между пользователями, а между пользователем имашиной (аппаратно-программным комплексом). Наконец, веб-сайты в сети Интернет,которые не предусматривают возможности пользователей общаться между собой (т.е.не содержат функционала чатов, форумов или оставления отзыва о товаре с возможностью его комментирования другимипользователями), также вряд ли можно отнести к категории коммуникационныхинтернет-сервисов и соответственно ОРИвСИ.

Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.

А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ

Реестр организаторов

Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 «Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети «Интернет»

Не являются организаторами

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на

  • операторов государственных информационных систем,
  • операторов муниципальных информационных систем,
  • операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
  • граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

5-10.1 149-ФЗ

Личные нужды

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747″О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 10.1Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации».

С2С?

Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).

Необходимо отметить, что формулировки Постановления Правительства РФ N 747 о перечне личных нужд фактически распространяют нормы ст. 10.1 Закона на внутрикорпоративные почтовые коммуникационные сервисы (корпоративную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, внутрикорпоративные социальные сети и т.д.). В отсутствие иных четко прописанных исключений можно сделать вывод, что организация, обладающая подобными технологиями, используемыми для внутренних нужд, может рассматриваться в качестве ОРИвСИ со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости хранения данных о трафике и пользователях на территории России. В ходе обсуждения проекта вышеуказанного Постановления Правительства N 747 и иных подзаконных актов к ст. 10.1 Закона поправки, которые прямо выводили бы такие внутрикорпоративные отношения за его рамки, были отклонены. Сдержанный оптимизм внушает лишь тот факт, что в ходе совещаний с представителями индустрии сотрудники Роскомнадзора неоднократно заявляли о том, что внутрикорпоративные сервисы не подпадают под действие ст. 10.1 Закона. В качестве основания для такого толкования можно указать на дефиницию «распространения информации», под которой как отмечалось ранее, понимаются «действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц». Поскольку внутрикорпоративные коммуникационные сервисы всегда предполагают ограниченный и заранее определенный круг лиц, которые могут ими воспользоваться (работники организации, определенные лица, взаимодействующие с ней по гражданско-правовому договору и т.п.), то циркулирование информации в рамках таких сервисов нельзя рассматривать в качестве распространения информации, а значит нельзя рассматривать лицо, обеспечивающее их функционирование, в качестве организатора распространения информации в сети Интернет.

Савельев А.И. Комментарий к 149-фз

Обязанности организатора

Орг. распр. информации в сети интернет — уведомление Роскомнадзора

Орг. распр. информации в сети интернет — хранение и предоставление

Орг. распр. информации в сети интернет — установка оборудования

Порядок выполнения обязанностей

Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ

Ограничение доступа

Ограничение доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации

Организатор обмена мгновенными сообщениями

п. 4.2 ст. 10.1

Проверка

Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: — обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; — истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях.

Иностранная практика

США

ЕС

И хотянедавно она была признана Европейским судом Справедливости противоречащейЕвропейской конвенциио защите прав и основных свобод по причине неопределенности ее положений (см.решение от 8 апреля 2014 г. по делу Digital Rights Ireland and 594/12Seitlinger and Others N C-293/12), это практически не оказало никакого влиянияна положения национальных законодательств стран ЕС, которые имплементировали ееположения.

Конституционный суд Бельгии признал неконституционным закон о сборе метаданных Интернет-провайдерами и телекоммуникационными компаниями для потенциальных нужд правоохранительных органов. Закон был принят во исполнение Директивы ЕС о сборе данных, признанной недействительной в прошлом году. По мнению суда, закон, который обязывал операторов связи хранить пользовательскую информацию (телефонные переговоры и интернет-данные) в течение года, нарушал фундаментальное право на неприкосновенность частной жизни.

Организатор распространения информации в России

В России распространение любой информации осуществляется свободно, но при условии соблюдения требований установленных законодательством.

В России введен специальный термин “организатор распространения информации”

В России организатором распространения информации в Интернете является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Говоря простым языком, любое приложение или интернет-сервис позволяющий отправлять и получать сообщения между пользователями, должен быть зарегистрирован в специальном государственном реестре.
Несмотря на естественную свободу передачи информации и общения между гражданами, государство нацелено контролировать передачу информации через приложения, социальные сети, блоги и чаты. Декларируемая цель учета компаний и программного обеспечения через которые граждане отправляют сообщения необходимость обеспечения безопасности самих граждан и государства. Однако, на практике такое государственное регулирование направляется на пресечение и подавление митингов, собраний и протестных настроений в обществе.
Реестр Организаторов распространения информации ведет Роскомнадзор http://www.97-fz.rkn.gov.ru/.

Например, организаторами распространения информации являются бренды WhatsApp, Viber, SnapChat, Telegram и другие. Кроме мессенджеров, к данной категории относятся службы электронной почты Google, Mail.ru, Yandex.ru и другие. Государство вправе признать организатором распространения информации социальные сети, например Vkontakte или Facebook.

В случае признания компании Организатором распространения информации, Роскомнадзор направит требование компании о регистрации в реестре ОРИ. В случае отказа зарегистрироваться, Роскомнадзор осуществит блокировку доступа к интернет-сервису, а также ограничить доступ к хостинг-провайдеру такого интернет-сервиса.

Как зарегистрироваться в государственном реестре организаторов распространения информации?

Первый вариант – добровольно принудительная регистрация компании в государственном реестре. Такая регистрация осуществляется по запросу Роскомндзора. Если компания получила запрос, она обязана (по российскому праву) предоставить о себе юридически значимые сведения, для включения компании в реестр.
Второй вариант – компания регистрируется в реестре самостоятельно. Для этого необходимо направить в Роскомнадзор России сведения о компании и сервисе обмена сообщениями.
Для регистрации в реестре необходимо предоставить два типа данных.
О компании:

  • Название компании;
  • Страна регистрации компании;
  • Налоговый идентификатор или идентификатор в торговом реестре;
  • Адрес;
  • Почтовый адрес;
  • E-mail

О сервисе:

  • Доменное имя сервиса;
  • E-mail администратора сайта;
  • E-mail провайдера хостинга;
  • Описание сервиса обмена сообщениями.

Компании – организаторы распространения информации обязаны:
A. Хранить на территории России информацию о логах: приема, передачи, доставки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.
Срок хранения данных: 1 год.
B. Хранить на территории России письма, голосовую информацию, любых текстов, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.
Срок хранения данных: 6 месяцев.
C. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ указанные данные по запросу.
D. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ средства декодирования зашифрованных сообщений пользователей.

Регистрация компании в качестве организатора распространения информации может может быть добровольной или принудительной. Фактически законодательство России позволяет признать любое приложение или бренд организатором распространения информации. Правовой статус организатора распространения информации возлагает на компанию дополнительные обязанности и создает дополнительные риски для репутации бренда среди пользователей. Например, неконтролируемый компанией доступ к данным ее пользователей и клиентов может привести к злоупотреблению правом и коррупционным рискам со стороны пользователей информации – полиции, ФСБ или хакеров.

Стоит обратить отдельное внимание порядку взаимодействия ФСБ и Организаторов распространения информации. ФСБ вправе использовать автоматизированные средства доступа к информации обрабатывающейся Организатором распространения информации. Взаимодействие будет осуществлять в рамках Постановления правительства № 538 “Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность”.

Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан:

  • уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности;
  • хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети “Интернет” и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
  • обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

Обращаем внимание, что на основании Федерального закона от 29.07.2017 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ведение Реестра блогов прекращено с 30 июля 2017 года.

Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

    Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан:

  • уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности;
  • хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
  • обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.
  • В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    Обязанности не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную деятельность для личных, семейных и домашних нужд.

    Сведения, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации в сети «Интернет» доступны в формате открытых данных на официальном сайте Роскомнадзора.

    ПРОЦЕДУРА РЕГИСТРАЦИИ В РЕЕСТРЕ ОРГАНИЗАТОРОВ

    А

    РЕГИСТРАЦИЯ
    ПО ТРЕБОВАНИЮ

    ОБРАЩЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОСКОМНАДЗОР

    Б

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
    РЕГИСТРАЦИЯ

    ТРЕБОВАНИЕ РОСКОМНАДЗОРА
    О ПРЕДСТАВЛЕНИИ УВЕДОМЛЕНИЯ

    УВЕДОМЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМЫ НА САЙТЕ:

    97-fz.rkn.gov.ru

    РЕГИСТРАЦИЯ В РЕЕСТРЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *