Охрана авторских прав

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности проектной организации

Рисунок 2 – Схема получения патента на изобретение

В состав заявки на получение патента на изобретение входят:

  • заявление о выдаче патента с указанием автора изобретения и заявителя (лица, на имя которого испрашивается патент), а также их места жительства или места нахождения;
  • описание изобретения;
  • формула изобретения;
  • чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;
  • реферат.

Также к заявке на получение патента на изобретение прилагается документ об уплате патентной пошлины в размере, установленном российским законодательством.

После поступления в ФИПС заявки на получение патента на изобретение по ней проводится формальная экспертиза, целью которой является установление соответствия заявки требованиям к ее оформлению.

На следующем этапе проводится экспертиза заявки на получение патента на изобретение по существу, но при условии получения положительного результата формальной экспертизы либо по отдельному ходатайству заявителя или третьего лица, которое может быть подано в течение трех лет от даты подачи заявки в Роспатент.

В случае, когда при рассмотрении заявки в ФИПС установлено соответствие заявленного изобретения условиям патентоспособности, то экспертиза принимает решение о выдаче патента на это изобретение. Если же установлено несоответствие заявленного изобретения хотя бы одному условию патентоспособности, заявителю направляется уведомление, в котором подробно излагаются основания для такого вывода, после чего заявитель в течение шести месяцев от даты направления такого уведомления должен уточнить формулу изобретения. Если и после этого экспертиза принимает решение об отказе в выдаче патента, то такое решение может быть обжаловано в Палате по патентным спорам Роспатента.

В Российской Федерации срок действия патента на изобретение составляет 20 лет без возможности продления.

Патент на полезную модель

Полезной моделью в соответствии с является охраняемое техническое решение, относящееся к устройству, отвечающему требованиям (критериям, признакам) новизны и промышленной применимости.

На рисунке 3 приведена схема получения патента на полезную модель.

Рисунок 3 – Схема получения патента на полезную модель

Состав заявки на получение патента на полезную модель аналогичен составу заявки на получение патента на изобретение.
После поступления оформленной заявки на получение патента на полезную модель в Роспатент проводится только формальная экспертиза, при получении положительного заключения которой выдается патент на полезную модель.
Отсутствие этапа проведения экспертизы по существу существенно сокращает время получения патента на полезную модель.
В Российской Федерации срок действия патента на полезную модель составляет десять лет с возможностью дальнейшего продления на три года.
Патент на промышленный образец
Промышленный образец – охраняемое новое художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, отвечающее требованиям (критериям, признакам) новизны и оригинальности .

На рисунке 4 приведена схема получения патента на промышленный образец.

Рисунок 4 – Схема получения патента на промышленный образец

Заявка на получение патента на промышленный образец может быть оформлена как на один промышленный образец, так и на группу промышленных образцов, если она образуют единый творческий замысел.

В состав заявки на получение патента на промышленный образец входят:

  • заявление о выдаче патента на промышленный образец с указанием автора промышленного образца и заявителя, а также их места жительства или места нахождения;
  • комплект изображений промышленного образца, дающих представление о его внешнем виде (рисунки, фотографии, в том числе, выполненные средствами компьютерной графики);
  • чертеж общего вида промышленного образца и других графических документов в случае необходимости раскрытия сущности промышленного образца;
  • реферат;
  • перечень существенных признаков промышленного образца.

К заявке на получение патента на промышленный образец необходимо приложить документ об уплате пошлины в размере, установленном российским законодательством.

Дальнейшие этапы получения патента на промышленный образец происходят аналогично этапам получения патента на изобретение.

В Российской Федерации срок действия патента на промышленный образец составляет 15 лет с возможностью продления сроком на десять лет.

Товарный знак и знак обслуживания

Согласно товарный знак – это охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Знак обслуживания – охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинация), служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг, включая идентификацию некоторых услуг, оказанных определенным лицом, предприятием или группой лиц, предприятий, позволяя потребителю отличить их от прочих услуг.

В соответствии с правила получения свидетельства о регистрации товарных знаков применяются и для получения свидетельства о регистрации знаков обслуживания.

На рисунке 5 приведена схема получения свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания).

Рисунок 5 –Схема получения свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания)

В состав заявки на получение свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания) входят следующие документы:

  • заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания) с указанием автора товарного знака (знака обслуживания) и заявителя, а также их места жительства или места нахождения;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров (услуг), в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
  • описание заявленного обозначения.

К заявке должны быть приложены:

  1. документ, подтверждающий уплату пошлины в размере, установленным российским законодательством.
  2. устав коллективного знака при оформлении заявки на регистрацию коллективного знака.

Дальнейшие этапы получения свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания) аналогичны этапам получения патента на изобретение и включают в себя формальную экспертизу, по результатам которой выносится решение о принятии заявки к рассмотрению либо решение об отказе регистрации товарного знака (знака обслуживания).

Экспертиза по существу проводится при наличии положительного заключения формальной экспертизы, в ходе которой проверяется соответствие заявленного товарного знака (знака обслуживания) условиям охраноспособности, после чего выносится решение о выдаче свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания) или об отказе в выдаче такового.

В Российской Федерации срок действия товарного знака (знака обслуживания) составляет десять лет. По истечении этот срок может продлеваться еще на десять лет неограниченное количество раз.

Программа для ЭВМ и база данных

Программой для ЭВМ в соответствии с называется результат интеллектуальной деятельности автора, охраняемый исключительно в силу своей оригинальности, представленный в объективной форме как совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные входе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Исходный текст и объектный код охраняются как литературные произведения.

Базой данных называется охраняемый результат интеллектуальной деятельности, представленный в объективной форме как совокупность самостоятельных взаимосвязанных данных (компиляция данных) или другой информации (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов) в любой форме, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат интеллектуального творчества, систематизированных в соответствии со схемой базы данных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны пользователем. База данных, создание которой требует существенных затрат – база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.

На рисунке 6 приведена схема получения свидетельства о регистрации программы для ЭВМ (базы данных).

Рисунок 6 – Схема получения свидетельства о регистрации программы для ЭВМ (базы данных)

Процедура получения свидетельства о регистрации программы для ЭВМ аналогична процедуре получения свидетельства о регистрации и базы данных .

В состав заявки на получение свидетельства о регистрации программы для ЭВМ (базы данных) входят следующие документы:

  • заявление о регистрации программы для ЭВМ (базы данных) с указанием автора программы для ЭВМ (базы данных) и заявителя, а также их места жительства или места нахождения (для юридического лица и для физического лица);
  • описание программы для ЭВМ (базы данных) (для юридического лица и для физического лица);
  • наименование организации (для юридического лица);
  • реквизиты организации (для юридического лица).

К заявке на получение свидетельства о регистрации программы для ЭВМ (базы данных) должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий уплату пошлины в размере, установленным российским законодательством;
  • в случае регистрации программы для ЭВМ – распечатка блок-схемы программы для ЭВМ, исходного текста программы для ЭВМ, изображения экранных форм (скриншоты ее дизайна) и прочих графических элементов программы в объеме до 70 листов;
  • в случае регистрации базы данных – описание структуры базы данных в количестве до 50 листов.

После регистрации заявки проводится формальная экспертиза, то есть ее проверка на наличие всех необходимых документов и правильности их оформления. Проверка новизны и оригинальности программы для ЭВМ (базы данных), установление подлинности авторства, времени создания и первого выпуска, и прочих сведений не проводится. Если в результате проверки выявлены нарушения в оформлении документов, то заявителю отправляется запрос на предоставление достоверных документов.

По окончании регистрации Роспатентом вносится запись в реестр программ для ЭВМ или реестр баз данных, а заявителю выдается Свидетельство о государственной регистрации.

Следует отметить, что регистрация программы для ЭВМ (базы данных) является бессрочной.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что государственная регистрация ОИС является необходимым условием предоставления такому объекту государственной правовой охраны, защиты прав интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, является стратегическим ресурсом и дополнительным инструментом в конкурентной борьбе. Кроме того, владение патентом или свидетельством о регистрации существенно повышает экономическую безопасность организации или физического лица.

Однако оформление патента или свидетельства о регистрации – довольно сложный процесс, зачастую требующий углубленных знаний в области российского законодательства, поэтому многие проектные организации прибегают к услугам патентоведов или патентных поверенных, которые аттестованы в области защиты интеллектуальной собственности.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
  3. ГОСТ Р 55386–2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения: офиц. тест. – М.: Стандарстинформ, 2015. – 74 с.
  4. Система безопасности и защита интеллектуальной собственности проектной организации: Рекомендации. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2010.
  5. Мухопад, В. И. Коммерциализация интеллектуальной собственности / В. И. Мухопад. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
  6. Дружинина, И.М. Проектирование объектов капитального строительства как правовой процесс : – Информационно-аналитический портал «Делопресс». – Режим доступ delo-press.ru.
  7. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» . М., 2009-2010. URL: fips.ru.

Аверкина Наталия Евгеньевна,
инженер-проектировщик II категории отдела промышленной и пожарной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»

Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ , объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Произведения, отвечающие обязательным признакам, а также авторские права создателей (правообладателей) охраняются на территории Российской Федерации. В п. 7 указанной статьи говорится, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 рассматриваемой статьи.
Таким образом, можно выделить общие требования охраноспособности (п. 3 ст. 1259 ГК РФ) к названию и персонажу (они предъявляются ко всем произведениям — объектам авторского права). Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Кроме того, в п. 7 ст. 1259 ГК РФ, как мы видим, особо указывается и на то, что часть произведения, название и персонаж охраняются при условии, что они могут быть признаны самостоятельными результатами творческого труда автора.
Отсюда вытекает вопрос: по каким критериям необходимо определять, является ли название произведения или персонаж самостоятельным результатом творческого труда автора? Любое охраняемое авторским правом произведение должно являться творческим результатом. Это требование законодателя, необходимое условие охраны, притом что такие понятия, как «творческий результат», «творческая деятельность», «творчество» законодателем не раскрываются.
Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. «Творчество — деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» . Творчеством признают «созидающую новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания деятельность» . Творчеством называют «всякое внесение нового, в частности, создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии» .
Первым среди отечественных юристов определение творчества дал В.Я. Ионас. Он представлял творчество как «продуктивное мышление», то есть воспроизводство «неготовых» мыслей без применения правил логики . На основании приведенного определения было предложено, соответственно, различать: 1) «произведения творческие», являющиеся результатом продуктивного мышления; 2) «произведения нетворческие», создаваемые путем воспроизведения готовых мыслей по правилам логики. Поскольку воспроизводство автором «неготовых», то есть не существующих прежде мыслей, всегда предполагает неизвестность полученного результата, В.Я. Ионасом было введено понятие «новизны» творчества. Кроме того, по мысли исследователя, необходимо различать субъективную и объективную новизну.
Суть этих двух понятий, используемых юристами до сих пор, состоит в субъективном (авторском) и объективном (третьих лиц) отношении к результатам творчества. В первом случае подразумевается неизвестность будущего результата для самого автора, во втором — не только для автора, но и для остальных лиц .
М.В. Лабзин отмечает, что оригинальность есть следствие творчества, а не характеристика уровня новизны объекта .
Таким образом, можно с определенной долей условности раскрывать понятие творческого результата через новизну и оригинальность. Новизны самой по себе, естественно, недостаточно, это признак обязательный практически для всех результатов интеллектуальной деятельности, но новизна как необходимое условие не отражает сути объекта. Оригинальность же (в совокупности с новизной) означает, что объект создан с помощью интеллектуальной деятельности, «придумывания», реализации нового замысла, идей в какую-то объективную форму восприятия.
Таким образом, если название произведения, его часть, персонаж являются творческим результатом, то такие объекты охраняются авторским правом.
В рамках разграничения оригинальных, «творческих» произведений и «нетворческих», необходимо учитывать, что нельзя отождествлять неоригинальные названия и части произведения с повторами. Так, адвокат А.М. Золотарев считает, что положения работ В.Я. Ионаса не могут быть применены на практике безоговорочно. К примеру, в литературе существует проблема так называемых «творческих повторов». Близкий друг С. Есенина, поэт-имажинист Анатолий Мариенгоф вспоминал: «Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего», — написал Маяковский. Понятия не имея об этой великолепной, образной строчке, Вадим Шершеневич, обладающий еще более бархатным голосом, несколько позже напечатал: «Я сошью себе полосатые штаны из бархата голоса моего». Такие катастрофические совпадения в литературе не редкость. Но попробуй уговори кого-нибудь, что это всего-навсего проклятая игра случая .
А.П. Сергеев так характеризует такое «параллельное творчество». Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре .
Однако, учитывая, что Гражданский кодекс четко не отвечает на вопрос об охране двух одинаковых произведений, созданных авторами независимо друг от друга, то и толкование такой правовой ситуации может быть разное. В частности, аргументы в пользу того, что произведения, созданные параллельно, не охраняются, указаны выше. Основной довод у сторонников такой позиции — не может быть оригинальным (творческим) произведение, если его могут создать одинаковым несколько авторов.
Представляется, что такой вывод чересчур упрощен, не подкреплен логическими и правовыми доводами. В литературе и практике можно встретить и иное мнение. Представим ситуацию, когда двум профессионалам-чертежникам дают задание начертить весьма сложную фигуру. И они выполняют свою работу безупречно настолько, что их чертежи, не принимая во внимание заметные только криминалисту отличия, оказываются одинаковыми, неразличимыми. Сторонники концепции неповторимости должны будут признать, что ни один из этих чертежей не охраняется авторским правом. С этим выводом примириться тяжело. Иными словами, если два одинаковых объекта созданы разными лицами независимо друг от друга и тем не менее работа по их созданию все-таки являлась творчеством, то оба эти объекта следует считать оригинальными. В этом случае мы должны лишь усомниться в том, что работа на самом деле была творческой, но полностью отрицать априори это не можем .
Таким образом, произведение, его часть, или персонаж, или название произведения будут охраняться авторским правом, если отвечают всем необходимым критериям охраноспособности, ведь Гражданский кодекс не ставит охрану произведения в зависимость от того, может ли другой автор создать аналогичное произведение или нет. То есть, если параллельно созданные идентичные произведения или части не являются творческим результатом (оригинальным, новым), то они не будут охраняться авторским правом по той причине, что не обладают всеми необходимыми признаками объекта авторского права.
Вернемся к формулировке, указанной в п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Речь идет о том, что персонаж или название будут подлежать охране в случае, если они имеют самостоятельное значение, могут быть признаны самостоятельными результатами творческого труда автора.
Решение вопроса об охране персонажа авторским правом является очень важным, в первую очередь, для судебной практики. И речь может идти о размере компенсации. В частности, если неправомерно использовались сразу несколько персонажей произведения, является ли использование каждого персонажа отдельным самостоятельным нарушением?
Как отмечает А. Довголюк, можно обнаружить противоречие в позициях Суда по интеллектуальным правам и Верховного Суда РФ по данному вопросу . Вот позиция Суда по интеллектуальным правам: «При определенных установленных законом условиях персонаж произведения может быть признан объектом авторского права. Вместе с тем незаконное использование части произведения (персонажа), даже являющейся самостоятельным объектом гражданского оборота, означает нарушение исключительного права на само аудиовизуальное произведение, поскольку использование части произведения — это фактически способ использования этого произведения. Поэтому незаконное использование нескольких частей (персонажей) одного произведения составляет одно нарушение исключительного права на само произведение» . Речь шла о рассмотрении дела о размещении на изображении нескольких персонажей мультсериала «Маша и медведь». Таким образом, СИП полагает, что незаконное изображение на товаре каждого персонажа является самостоятельным нарушением исключительных прав на произведение.
Позиция же Верховного Суда иная. Решение СИП было отменено по следующим мотивам: «По мнению Судебной коллегии, указанный выше Судом по интеллектуальным правам вывод не учитывает положения пункта 7 статьи 1259 Гражданского кодекса, признанных обеспечить правовую охрану части произведения, его названию, персонажу произведения, наряду с охраной самого произведения и независимо от всего произведения в целом» .
Если правообладателю не удается доказать (или он особо и не пытается), что его персонажи являются самостоятельными объектами авторских прав, то использование любого количества персонажей ответчиком квалифицируется как использование одного «главного» произведения .
Таким образом, для четкой квалификации нарушений исключительного права на произведения и для правильного исчисления компенсаций за нарушения необходимо правильно и возможно буквально толковать п. 7 ст. 1259 ГК РФ. То есть, если объект авторского права (персонаж, название, часть произведения) признается самостоятельным объектом охраны, то незаконное использование каждого такого объекта (например, персонажа) будет являться самостоятельным нарушением.
Верховный Суд развил свою позицию в п. 9 и 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 года: «Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны… Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности» .
Если же правообладатель обоснует, что каждый использованный персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, то правообладатель смело может заявлять о нескольких самостоятельных нарушениях и взыскивать компенсацию за каждое такое нарушение.
И.А. Зенин также отмечает, что для авторско-правовой охраны персонажей, частей произведения необходимо непременное признание их самостоятельными результатами творческого труда автора. То есть указанные элементы произведения, как и произведение в целом, должны быть плодом самостоятельного интеллектуального труда, а не плагиата и выражаться в какой-либо объективной форме .
С вопросом об охране персонажа произведения тесно связана тематика охраны названия произведения. И.А. Близнец, в частности, пишет, что на практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений («Смешарики», «Простоквашино» и т.д.). Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма «Ну, погоди!», согласился с мнением о том, что название этого фильма «может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора» .
Относительно охраны названия произведения в целом можно сказать, что критерий тот же, что был рассмотрен относительно персонажа. То есть если название произведения можно использовать как самостоятельный объект, то название само по себе подлежит авторско-правовой охране.
А.В. Рахмилович указывает как раз на то, что одного лишь творческого происхождения названия произведения недостаточно, должна быть у названия способность к самостоятельному использованию .
Таким образом, название произведения должно быть результатом творческого труда и быть способным к самостоятельному использованию. Однако если рассмотреть примеры названия произведения, то выясняются практические сложности для квалификации их как объектов авторского права, подлежащих охране. Одно дело, если название произведения — это имя персонажа, который подлежит правовой охране. Таких примеров история знает много: «Братья Карамазовы», «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Смешарики», «Пуаро», «Винни-Пух» и многие другие. Тогда, скорее всего, охрана будет осуществляться через персонаж. Что же можно сказать о таких названиях, как «Бедные люди», «Вишневый сад», «Настоящий детектив», «Жизнь насекомых» и т.д. Как квалифицировать эти названия, являются ли они творческими, самостоятельными в использовании? Это часто употребляемые слова или словосочетания. А.В. Рахмилович указывает на то, что у третьих лиц должна возникать ассоциация с конкретной личностью, автором произведения при произнесении названия этого произведения. Вот что он пишет: «Только тогда, когда в сознании публики это название прочно ассоциируется с самим произведением, неотделимо от него и, соответственно, от личности его автора. В этом случае всякое обращение к названию произведения означает и обращение к личности его автора. Эта связь — связь названия с произведением — превращает название почти в такой же элемент личности автора, как и само произведение. Поэтому только название, неразрывно связанное в глазах публики с самим произведением, и только оно может быть названо «результатом творческой деятельности» в том смысле, в каком закон применяет это выражение к самому произведению — в качестве обозначения принадлежащего автору нематериального блага» . С таким мнением стоит согласиться. Более того, представляется, что все необходимые критерии охраны связаны между собой. То есть когда мы слышим название какого-либо произведения (слово, словосочетание) и у нас возникает стойкая ассоциация с самим произведением и с его автором, то можно сказать, что такое название носит творческий характер и может подлежать самостоятельному использованию.
Подводя итог, следует отметить, что на первый взгляд в законодательстве (четвертой части ГК РФ) не уделено достаточно внимания регламентации авторско-правовой охраны названия произведения и персонажа. Однако представляется, что в этом и есть умысел законодателя. Как мы видим, не все вопросы творческого труда можно подвергнуть однообразному регулированию. А вот судебная практика часто отвечает в конкретных решениях и толкованиях на эти вопросы. Большинство споров разрешаются на основании нормы п. 7 ст. 1259 ГК РФ, в которой и установлены конкретные критерии охраны, которые только развиты и истолкованы учеными и судебной практикой: возможность самостоятельного использования и творческий характер результата авторского труда. И тут мы обнаруживаем парадокс: название произведения и персонажи являются результатами творческого труда и могут быть самостоятельно использованы как раз в том случае, если у всех третьих лиц (читателей, зрителей и т.д.) эти объекты стойко ассоциируются и «связаны» с самим основным произведением и личностью автора.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.
2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 1314.
3. Современный философский словарь / Под ред. д. филос. н., проф. В.Е. Кемерова. М., 1996. С. 529.
4. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс — Энциклопедия». М., 1994. С. 449.
5. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. Цит. по: Золотарев А.М. .
6. Лабзин М.В. Еще раз об оригинальности объекта авторского права. URL: http://rbis.su/article.php?article=236 (дата обращения: 23 ноября 2016 г.).
7. Золотарев А.М. Творческий характер произведения как признак объекта авторского права. URL: http://www.yurclub.ru/docs/civil/article47.html (дата обращения: 30 ноября 2016 г.).
8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», 2003. 752 с.
9. Лабзин М.В. Оригинальность объекта авторского права. Часть II. URL: http://rbis.su/article.php?article=350 (дата обращения: 1 декабря 2016 г.).
10. Довголюк А. Кто он, персонаж? Просто часть произведения или самостоятельный объект охраны. URL: https://zakon.ru/blog/2015/10/19/kto_on_personazh_prostaya_chast_proizvedeniya_ili_nezavisimyj_obekt_avtorskix_prav (дата обращения: 15 декабря 2016 г.).
11. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 8 октября 2014 г. N С01-948/2014 по делу N А50-21004/2013. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
12. Определение Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г. N 309-ЭС14-7875 по делу N А50-21004/2013. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
13. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 11.
14. Зенин И.А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды) / И.А. Зенин. М.: Статут, 2015. 525 с.
15. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2013. 416 с.
16. Рахмилович А.В. Название произведения как объект авторского права. URL: https://www.lawmix.ru/comm/4562 (дата обращения: 20 декабря 2016 г.).

Понятие и признаки объектов авторского права



Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием охраноспособности произведений.

Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права.

Установление понятия и признаков объекта авторского права является одной из важнейших задач гражданского права, поскольку от ее решения зависит возможность определения круга субъектов авторского права, объема их правомочий, а также возможности предоставления авторско-правовой охраны.

Анализ норм действующего гражданского законодательства позволяет сформулировать определение объекта авторского права, под которым понимается произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, выраженное в объективной форме. Наряду с этим, легальное определение «произведение» в законодательстве не раскрывается, однако указаны признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной нормами авторского права.

Широкое распространение в дореволюционной науке гражданского права получило понятие, сформулированное Г. Ф. Шершеневичем: «Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе» .

Вместе с тем наряду с литературными произведениями в качестве объектов авторского права он выделял художественные и музыкальные произведения, однако в основу последующих изысканий других специалистов было положено непосредственно вышеуказанное понятие. Так, позднее данное Г. Ф. Шершеневичем определение было дополнено и расширено: «Объектом авторского права, — писал А. Я. Канторович, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» .

Среди специалистов авторского права общепризнанным стало понятие произведения, сформулированное советским ученым-юристом В. И. Серебровским: «Произведение, — утверждал он, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Таким образом, подчеркивается, что произведение является нематериальным благом, результатом мыслительной деятельности человека, в связи с этим, необходимо отличать само произведение и материальную форму его воплощения, например, рисунок или книга.

Не вызывает сомнений, что произведение как объект авторского права по своей природе относится к нематериальным благам, тем не менее, признание его таковым недостаточно, поскольку к охраняемым законом нематериальным благам относятся и другие блага, в частности нематериальные блага неотделимые от личности субъекта права (честь и доброе имя, деловая репутация и пр.). Следовательно, для правильного определения сущности объекта авторского права, необходимо выделить конкретные признаки, позволяющие его отделить от других нематериальных благ. В настоящий момент, к таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Представляется, что наиболее удачным является понятие, которое сформулировал И. А. Зенин: «Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата» науки, литературы или искусства» .

По мнению большинства специалистов авторского права, показателем творческого характера произведения являются новизна, оригинальность и уникальность произведения, что может выражаться в новом содержании или новой форме произведения, оригинальной идее или уникальной концепции.

Вторым признаком объекта авторского права, как уже отмечалось, является объективная форма его выражения. Произведение становится объектом авторского права лишь в том случае, когда оно не только создано творческим трудом, но и выражено в какой-либо объективной форме, которая может быть воспринята вовне другими лицами. Законодатель при этом указывает, что объективное выражение может быть осуществлено в одной из следующих форм:

1) письменной, например, рукопись или нотная запись;

2) устной, например, публичное произнесение или исполнение;

3) изображения, например, рисунок или эскиз;

4) звуко- или видеозаписи, например, цифровой или оптической;

5) объемно-пространственной, например, скульптура, макет или сооружение.

Таким образом, подчеркивается, что пока произведение не получило конкретной формы выражения, отделенной от личности автора и доступной для восприятия другими лицами, не существует и объекта авторского права. При этом законом в равной степени охраняются как законченные, так и незавершенные произведения (эскизы, планы и иные промежуточные результаты) используемые авторами при создании произведений .

В авторско-правовой доктрине существуют две позиции относительно связи таких признаков как объективная форма выражения произведения и возможность его воспроизведения. По мнению первой группы специалистов, указанные категории составляют единый признак произведения, иными словами произведение, обладающее объективной формой выражения, может быть воспроизведено.

Вторая группа специалистов считает воспроизводимость самостоятельным признаком произведения, утверждая при этом, что нормами авторского права охраняется произведение, объективная форма которого обеспечивает возможность воспроизведения без участия самого автора. Необходимо отметить, представители указанной группы не отрицают наличия устной формы выражения произведений, в противном случае они не могли бы быть восприняты людьми. Они лишь указывают на то, что такая форма, несвязанная с материальным носителем неустойчива и может быть утрачена и искажена.

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ, существуют результаты интеллектуальной деятельности, обладающие признаками, которые присущи объектам авторского права, но неохраняемые им, в силу прямого указания закона.

Во-первых, не пользуются правовой охраной авторского права официальные документы, в том числе международных организаций и их официальные переводы. К официальным документам законодатель относит законы и иные нормативные акты, судебные решения и иные материалы законодательного, административного и судебного характера.

Во-вторых, из сферы правовой охраны авторского права исключены государственные символы и знаки, в том числе символы и знаки муниципальных образований.

Исключение первых двух категорий из объектов авторского права объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, из-за чего в отношении этих произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).

Наряду с вышеназванными категориями, не подлежат авторско-правовой охране идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

В ст. 1259 ГК РФ дан перечень объектов авторского права, в числе которых указаны литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и ряд других произведений.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленных признаков, по которым можно отнести тот или иной объект к группе авторских прав, приводит к неоднозначной практике: суды по-разному оценивают относимость того или иного объекта к объектам авторского права и по-разному решают вопрос о его правовой охране.

Литература:

Защита авторских прав

08.02.2017 15 823 0 | Среднее время прочтения:

1. Когда возникает авторское право?

2. Защита и оформление авторских прав

3. Внесудебные механизмы защиты

4. Судебный механизм

5. Пример из судебной практики

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора. При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения. Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности. Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации. Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем. В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *