Ограничение избирательного права в РФ

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: +7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ, виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Госдума ограничила право избираться осужденным по статьям о митингах

Депутаты приняли закон, предложенный представителями «Единой России», который ограничивает избирательные права граждан, осужденных по 50 статьям УК. В их числе те, кто был осужден за нарушения на митингах и угрозы Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Госдума в третьем чтении приняла закон о поправках в избирательное право, который лишает права занимать выборные должности граждан России, которые были осуждены по 50 различным статьям Уголовного кодекса, в том числе по так называемым политическим статьям о нарушении порядка проведения массовых акций («дадинская статья») и применении насилия в отношении представителя власти. Текст закона размещен в системе обеспечения законодательной деятельности.

В соответствии с законом занимать выборные должности не смогут лица, осужденные по этим статьям, у которых на момент выборов не истекли пять лет со дня снятия или погашения судимости. В список статей вошли:

  • убийство в состоянии аффекта;
  • доведение до самоубийства;
  • причинение вреда здоровью средней тяжести;
  • воспрепятствование осуществлению избирательных прав;
  • кража;
  • мошенничество и другие.

В список также вошли так называемые политические статьи — связанные с неоднократным нарушением порядка проведения массовых акций (ст. 212.1, «дадинская статья», по имени Ильдара Дадина, первого осужденного по ней), публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности (ст. 280.1), и применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения насилия в отношении представителя власти или его близких (ч. 1 ст. 318.1 УК). В числе осужденных по этим статьям были участники протестов в Москве летом 2019 года, к примеру — блогер и студент ВШЭ Егор Жуков.

В первоначальном варианте законопроекта списка статей не было. При внесении документ состоял из технических поправок в законодательство, которые, к примеру, предусматривали возможность подачи заявления о голосовании через «Госуслуги», изменение регламента проведения выборов в регионах и отчетности избиркомов. Список статей был внесен в законопроект поправками ко второму чтению, которое прошло накануне. Их предложил единоросс Дмитрий Вяткин.

Виды норм избирательного права

Видовые характеристики избирательно-правовых норм находятся в русле общетеоретической дискуссий о классификации правовых норм и основаниях, их обусловливающих. По утверждению А.Б. Венгерова классификация основывается на модульной и социологической структурах норм права. Отмечается также, что правовые нормы обладают единством с точки зрения их назначения и места в системе регулирования общественных отношений, однако, регулируя разнообразные отношения, они имеют и отличительные черты, свойства которые обеспечивают выполнение ими своих специфических функций. Это сочетание общего и особенного делает возможным объединение правовых норм по группам, в том числе конституционных и, конечно, избирательных.

Классификацию правовых норм различные авторы предлагают проводить по разным основаниям. Например, А.В. Мицкевич предлагает использовать группировку норм по роли (функции) их в механизме правового регулирования, по степени категоричности предписаний, по форме выражения диспозиции, по разной степени определенности. В другой работе предлагается рассматривать критерии классификации: по тем вилам общественных отношений, которые они регулируют; по роли (функциям) в механизме правового регулирования; по степени категоричности предписаний; по форме выражения диспозиции или по степени определенности.

Как видим, при данном подходе к классификации в основном повторяются общепринятые критерии в различных взаимосвязях.

Несколько иной подход к проблеме наблюдается у тех исследователей, которые также выделяют четыре основания классификации правовых норм, но акцентируют внимание на других факторах:

  • по месту в иерархии, т.е. по предназначению той или иной нормы в системе правовых норм;
  • по предмету правового регулирования, т.е. по особенностям тех отношений, на регулирование которых направлены те или иные нормы права;
  • по методу правового регулирования, т.е. по тому способу, при помощи которого те или иные нормы регулируют отношения;
  • по характеру предписания.

Данная классификация, как представляется, разработана с учетом тех критериев, которые уже общепризнанны в юриспруденции, и в этом видится как преемственность, так и развитие научных воззрений на классификацию правовых норм вообще и конституционных в частности.

Совокупность норм избирательного права составляет подотрасль конституционного права, и по данному основанию мы выделяем следующие группы норм.

Первая группа объединяет нормы по объекту правового регулирования. Это совокупность важнейших электоральных норм, устанавливающих общие принципы действия избирательного законодательства. гарантийные нормы, которые обеспечивают введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективных избирательных прав граждан России. Как отмечается в литературе, гарантийные нормы не могут быть отождествлены в чистом виде ни с регулятивными, ни с охранительными правовыми правилами. Они занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования избирательных правоотношений. Значительная разработка данных норм осуществлена А.В. Зиновьевым и И.С. Поляшевой.

Вторую группу составляют нормы, обеспечивающие важнейшие гарантии прав граждан Российской Федерации, связанные с учетом и регистрацией избирателей, составлением избирательных списков, образованием избирательных округов и избирательных участков.

Третья группа образована нормами, закрепляющими важнейшие принципы функционированием избирательной системы, оформляет статус и структуру избирательных комиссий, порядок их формирования, принципы организационной деятельности комиссий, принципы гласности в их деятельности, правовой статус членов избирательных комиссии и соответствующие меры юридической ответственности, применяемые к избирательным комиссиям.

Четвертая группа — это нормы, которые связаны с гарантиями граждан на выдвижение кандидатов, регламентируют сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, порядок регистрации кандидатов, устанавливают их статус.

Пятая группа включает нормы, закрепляющие гарантии прав на получение и распространении информации о выборах, устанавливающие принципы информационного обеспечения выборов, информирования избирателей, регулирующие обнародование опросов общественного мнения, порядок участия СМИ в предвыборной агитации, общие условия и правовые ограничения ее проведения.

Шестую группу составляют нормы, связанные с гарантиями прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования.

Седьмую группу образуют нормы, регулирующие порядок обжалования нарушений избирательных прав. Они устанавливают основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата списка кандидатов, отмены решений об итогах голосования, закрепляют процессуальные сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, принципы и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Восьмую группу составляют нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах, заключительные и переходные наложения. Недооценивать эту группу норм нельзя, поскольку именно они устанавливают условия вступления в силу нормативных актов, утраты ими юридической силы, важные переходные положения, связанные с порядком применения отдельных статей, совмещением выборов, гарантиями для отдельных категорий лиц и органов, конкретизируются условия участия в выборах отдельных субъектов избирательных правоотношений и т.д.

По роли в механизме правового регулирования избирательные нормы можно дифференцировать на нормы общего и конкретного содержания.

Нормы общего содержания устанавливают исходные принципы, категории, которые относятся ко всем выборным институтам. Это в первую очередь нормы общих положений главы первой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», а также федеральных законов: «О выборах Президента Российской Федерации» (глава I), «О выборах депутатов Государственной Думы» (глава I), «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» (глава I), в Избирательном кодексе г. Москвы (глава I).

Как правило, эти нормы определяют пределы (сферы) действия нормативных актов, основные понятия, принципы реализации субъективных и пассивных избирательных прав граждан России, их правовые свободы и правовые ограничения, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, участвующих в выборах (ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»), принципы назначения и проведения выборов, сроки полномочий соответствующих органов, параметры законодательства (по виду выборов), порядок исчисления сроков, правовые основы использования автоматизированных систем (например, ст. 3 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»»).

Изложение правового материала в этих нормах характеризуется определенными особенностями. Учитывая, что они имеют приоритетный характер и остальные конкретные нормы должны соответствовать им. законодатель стремится закрепить в них важнейшие принципы регулируемых институтов, тогда как непосредственную регламентацию функционирования институтов даст в других разделах, главах, через совокупность конкретных норм. Например, важнейшие принципы, закрепляющие право на предвыборную агитацию, содержатся в общих нормах первой главы ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 8), а проведение предвыборной агитации регламентируется конкретными нормами главы 7, закрепленных в ст. 49, 50, 51, 52, 53, 54 и др. Важнейшие исходные начала финансирования выборов депутатов Государственной Думы закрепляются в общей норме главы 1 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» (ст. II), тогда как регламентация финансового обеспечения выборов дается через конкретные нормы главы 9 (ст. 63, 64. 65 и др.).

Таким образом, законодатель совершенно оправданно повышает статус различных правовых институтов, закрепляя важнейшие принципы в общих нормах. Тем самым достигаются их усиленная юридическая защита и устойчивость самого механизма правового института, регламентированного правилами конкретных норм на основе принципов, закрепленных в общих нормах, создающих правовой каркас такого института.

Что касается конкретных (регулятивных) норм, то они непосредственно устанавливают права и обязанности, условия их реализации, регламентируют статутные и функциональные характеристики правовых институтов и т.д. Они содержат четкое правило поведения, т.е. в них имеется указание на конкретное право, обязанность или сформулирован запрет на определенный вид поведения. Например, в соответствии с п. 3 ст. 46 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).

Конкретная норма не только может содержать запрет на совершение тех или иных действий, на определенное действие, но и включать в себя не императив, а правлю, основанное на диспозиционных факторах, отчего она не перестает быть конкретной. Например, в соответствии с п. 13 ст. 21 упомянутого выше Федерального закона Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения этого самого Закона, обязательные для исполнения.

Безусловно, этими нормами определяется и компетенция органов власти, задействованных в организации избирательного процесса. Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» определяются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» по которой она: устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов в части, не урегулированной федеральными законами, а также порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» и т.д.

По характеру обязательности содержащихся в нормах предписаний шли степени определенности предписаний избирательно-правовые нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и альтернативные. Впрочем, альтернативность при этом не всегда учитывается некоторыми авторами.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного права, а содержат четкое предписание поступать в соответствии с правилами, т.е. являются обязательными к исполнению, содержат однозначный вариант действий.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» в период избирательной кампании выборы и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр. Такого рода императивы значительно представлены в нормах избирательного законодательства. Например, в соответствии с ч. 9 ст. 55 Закона запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Следует отметить, что императивные нормы характерны для регулирования избирательных отношений, где стороны находятся, как правило, в неравном положении (отношение власти и подчинения).

Что касается диспозитивных норм, то они предусматривают возможность выбора варианта действий субъектов избирательно- правовых отношений с учетом указанных в нормах условий и обстоятельств, т.е. допускается регулирование отношений по соглашению сторон. Так, в ч. 6 ст. 36 указанного выше Закона содержится правило, по которому политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. А в соответствии с ч. 3 ст. 51 организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей. Диспозитивный характер носит и норма ч. 1 ст. 48 Избирательного кодекса г. Москвы, по которой граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Диспозитивных норм в избирательном законодательстве — как федеральном, так и субъектов РФ — большинство.

Альтернативные нормы также достаточно полно представлены в избирательном законодательстве. Они, как известно, допускают выбор из обозначенных в избирательной норме вариантов поведения. Например, в соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. Как видим, указанная норма закрепляет альтернативные варианты действия кандидатов, которые могут для регистрации воспользоваться или сбором подписей в свою поддержку, или внесением избирательного залога.

По характеру содержащего предписания избирательно-правовые нормы дифференцируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Как известно из теории права, с помощью управомочивающих норм закрепляется компетентность субъектов, в данном случае избирательного права, субъекту права представляется определенная возможность поведения, гарантированная обязанностью другого лица Эти правила, закрепленные в управомочивающих нормах, определяют права субъектов действовать тем или иным образом.

Например, норма, закрепленная в п. 6 ст. 27 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, устанавливает полномочия участковой избирательной комиссии, среди которых уточнение списка избирателей, ознакомление с ним, рассмотрение заявлений об ошибках и неточностях, внесение в данный список изменений, обеспечение подготовки помещения для голосования, информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, контроль за соблюдение порядка на территории избирательного участка, выдача открепительных удостоверений, организация досрочного голосования и в день выборов, проведение подсчета голосования, установление итогов голосования, составление протокола, объявление итогов голосования, рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб, заявлений, обеспечение хранения и передачи в вышестоящие комиссии документов и т.п. Соответственно полномочия других видов избирательных комиссий устанавливаются ст. 23. 24, 25, 26 и другими, а также нормами иных законов, например Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» (ст. 25. 26, 27, 28 и др.). Управомочивающими нормами определяются права и других субъектов избирательных отношений.

Что касается обязывающих норм, то к ним относятся все нормы, в которых исключается иной вариант действий, закрепляются обязанности субъектов электоральных отношений соотносить свое поведение с действиями, установленными данными нормами, которые возлагают на субъектов обязанности совершать определенные действия, Например, в соответствии с п. 12 ст. 34 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» ЦИК РФ обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату (уполномоченному представителю группы избирателей) подтверждение их получения в письменной форме.

В ч. 4 ст. 38 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» содержится закрепление обязанности каждого кандидата включенного в федеральный список кандидатов, представить в Центральную избирательную комиссию заявление о его согласии баллотироваться в составе федерального список кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. Однако, как отмечалось в литературе, все же большинство обязывающих норм относятся к деятельности избирательных комиссий.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них указанных, т.е. на субъекта электоральных отношений возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, не совершать их. Обычно в правовых установлениях в этом случае используются понятия «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т.п., или, как отметил О.Е. Кутафин. в этих нормах совершение указанных действий «не допускается», «запрещается». Например, в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» не допускается дополнительное включение в список лиц, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов. А информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые другим способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий, установленное настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 51).

Запрещающей является и норма п. 10 ст. 73 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, по которой если после проведения референдума субъекта РФ по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, то решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

Значительное количество избирательных норм содержат прямой запрет на определенные действия. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Избирательного кодекса г. Москвы запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений: иностранным государствам и иностранным организациям; иностранным гражданам, за исключение случая, предусмотренного ч. 12 ст. 4 настоящего Кодекса; лицам без гражданства; гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (законодатель выделяет в целом 14 позиций, по которым установлены запреты).

Особенно интенсивно запрещающие нормы представлены в статьях, связанных с проведением предвыборной агитации.

Например, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы» запрещается: изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из средств избирательного фонда (ч. 7 ст. 61); распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, установленных ч. 5 ст. 61 и ч. 10 ст. 55 (ч. 8 ст. 61); вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность (ч. 11 ст. 61), и т.д.

Избирательно-правовые нормы можно также дифференцировать по другим критериям, например по назначению, характеру и роли в механизме правового регулирования. В этом случае принято подразделять избирательные нормы на материальные и процессуальные. Если материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процессуальные нормы определяют формы реализации материальных норм, т.е. если первые нормы указывают на то, что нужно делать для их осуществления. то вторые определяют, как, каким образом, в каком порядке их следует реализовывать.

Поскольку процессуальные нормы призваны обеспечить претворение в жизнь материально-правовых предписаний, то всегда выполняют служебную роль и выступают по отношению к ним как вторичные. Но процессуальные нормы вносят элементы научной организации труда в деятельность управомоченных субъектов, закрепляют такой процессуальный порядок, который обеспечивает последовательный всесторонний анализ рассматриваемых вопросов, правильное разрешение индивидуально-конкретных дел, придают наиболее совершенной процедуре общеобязательный характер.

Материальные нормы, составляющие содержательную сторону правового регулирования, рассматриваются как совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет воздействие на реальные избирательные отношения путем прямого правового регулирования. Таких норм в избирательном праве большинство. Ими определяются права и обязанности субъектов избирательных правоотношений, устанавливается их правовое положение, правовой статус, компетенции, дается функциональная характеристика деятельности избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, по организации и обеспечению избирательного процесса и т.д.

Процессуальные нормы выступают как совокупность установленных правил, регулирующих отношения, возникающие при расследовании правонарушений, рассмотрении и разрешении уголовных. административных и гражданских дел, а также закрепляющих процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права Применительно к избирательному праву нс- обходимо отметить, что специальной отрасли или подотрасли, в которой должны быть реализованы нормы материального права, не предусматривается. Так, нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения в избирательном праве, реализуются через УПК, через КоАП (в отсутствие пока административно-процессуального кодекса) и ГПК.

Но процессуальные нормы закрепляются не только в классических процессуальных отраслях права, но и в тех, которые не имеют обособленных процессуальных институтов или подотраслей. Они не подвергаются самостоятельной кодификации, например в конституционном праве, хотя эта отрасль требует специфических процессуальных форм реализации ее норм. Более того, в связи с насыщением конституционного права процессуальными (процедурными) нормами, востребованностью и возрастанием их роли в механизме правового регулирования речь может идти и о формировании конституционно-правового процесса.

Собственно, основания к этому заложила Конституция РФ, закрепив норму, что судебная власть осуществляется и посредством конституционного судопроизводства наравне с гражданским, административным и уголовным (ч. 2 ст. 118). Правда, некоторые авторы предлагали нормы процессуального права ряда материальных отраслей интегрировать и выделить отдельно — в процессуальное право, но эта точка зрения оказалась уязвимой и не получила поддержки.

Посредством процессуальных норм достигается не только оптимальный вариант реализации материальных норм, но порой и сама возможность включения их в общественную практику. В отсутствие такой процессуальной обеспеченности невозможен либо крайне затруднен перевод многих материальных конституционных норм из статического состояния в динамическое.

Процессуальные нормы достаточно широко представлены в избирательном праве, хотя многие из них не получили завершенного вида и составляют лишь отдельные элементы процессуальной регламентации, иногда, правда основные, но тем не менее эти нормы требуют дальнейшего развития, связанного с конкретизацией, детализацией. И все же некоторые исследователи считают, что к процессуальному праву нельзя относить нормы, касающиеся порядка выборов. Но это явно ошибочная позиция, поскольку многие нормы избирательного права имеют основные процессуальные признаки.

Более четко в избирательном праве вырисовываются процессуальные нормы, связанные с процессуальными гарантиями избирательных прав граждан, формированием избирательных комиссий и их расформированием, порядком регистрации кандидатов, политических партий и избирательных объединений, проведением агитации. Процессуальными являются и многие нормы, устанавливающие порядок голосования и определения результатов голосования. Конечно, наибольшее завершение процессуальные нормы нашли в порядке обжалования нарушений избирательных прав и установления ответственности за нарушение законодательства о выборах, что закреплено в ст. 75—79 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, в ст. 90—93 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации», в ст. 83—86 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».

Если брать другие критерии классификации норм избирательного права, то они представлены в литературе как по теории права, так и по конституционному праву. Можно рассматривать правовые нормы по сфере их применения, основным субъектам правотворчества уровням действия, действию их в пространстве, во времени, по кругу лиц, целевому назначению, юридической силе, способам изложения, степени определенности и т.д.

Можно выделять группы норм, объединенные какими-либо признаками, в частности коллизионные, факультативные, основные, производные и т.д. Надо только учитывать тот факт, что соответствующая классификация правовых норм должна способствовать решению конкретно поставленной исследовательской, практической или учебной задачи.

Введение.

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).

Избирательное право имеет свои определенные принципы, а избирательная система подразделяется на виды. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Избирательное право.

Понятие избирательного права.

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение,

особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их

характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избирателиимеют право и возможность осуществлять контроль (прямо иликосвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост врезультате выборов.

Избирательное право зарубежных стран — это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы. Избирательное право и избирательные системы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.

Избирательное право — один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанныхдействительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.

Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законыо выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы.К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.Все эти документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав, порядок проведения выборов и т. д. Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т. д. В отдельных странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.

Избирательное право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права.Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума. Пассивное избирательное право — это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (некоторые страны предоставляют право голоса иностранцам при выборах органов местного самоуправления), определенный возрастной ценз (в пассивном избирательном праве он значительно выше, нежели в активном) и другие условия. Ряд демократических конституций, а также избирательное законодательство многих стран вводят дополнительные требования пассивного избирательного права о несовместимости постов, согласно которым гражданин, избранный в представительный орган или на определенную должность, не может по закону занимать никакую другую должность в государственном аппарате, административных органах и т. д. При назначении на такую должность мандат депутата должен быть прекращен. Если же гражданин занимает какой-либо административный пост на государственной службе и намеревается выставить свою кандидатуру на выборах, он обязан в установленный законом срок до дня голосования подать в отставку.

2.2. Принципы избирательного права.

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования,декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).

Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. «Избирательный корпус» и общее число граждан, достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных права участия в

голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать еще целому ряду условий или цензов.

В течение длительного периода времени во всех странах в той или иной степени велась политическая борьба за предоставление всем гражданам права голоса на выборах. В крупнейших европейских странах введение всеобщего избирательного права надолго затянулось. Так, во Франции все конституции вплоть до1848 года лишали абсолютное число граждан избирательных прав.

Например, в 1846 году из 35-миллионного населения Франции избирательным правом пользовались лишь 241 тысяча человек. Аналогичная картина наблюдалась и в Англии, где до 1823 года избирательное право включало в себя такие многочисленные ограничения, что им могло пользоваться не более 3% населения страны. В 1832 году под давлением партии чартистов была проведена первая в истории реформа избирательного права, которая увеличила число избирателей с 400 тысяч до 900 тысяч, что составляло, однако, не более 1/24 населения. Новый избирательный закон абсолютно не учитывал значительно выросшего к тому времени числа работников наемного труда. В дальнейшем и в Англии и в других европейских странах постепенно проводилась демократизация избирательного права. Во Франции впервые в истории революция 1848 года ввела всеобщее избирательное право,

увеличив сразу число избирателей с 241 тысячи до 8,2 миллиона человек. Такого огромного количества избирателей не было в то время ни в одной стране мира. Но после подавления восстания рабочих в июне 1848 года всеобщее избирательное право было отменено. В настоящее время всеобщность избирательного права, провозглашенная во многих зарубежных странах и завоеванная массовой политической борьбой, является важнейшим показателем степени демократизма избирательного права.

Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с тем чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей.

Существовавший когда-то в зарубежных странах так называемый плюральный вотум, т. е. предоставление одному избирателю сразу нескольких голосов в зависимости от его имущественного состояния, в настоящее время является анахронизмом и практически не применяется, поскольку такое голосование имело откровенно имущественный характер и прямо подчеркивало неравный статус избирателей.

В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямыеи косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность. В данном случае граждане избирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, и избирают кандидата на данную выборную должность. Косвенные выборы применяются при избрании верхних палат (сената) в ряде зарубежных стран (Франции, Индии, Малайзии и т. д.). Система выборщиков применяется на президентских выборах в США. Прямым голосованием избираются нижние палаты большинства зарубежных парламентов, президенты почти во всех странах Латинской Америки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *