Офсетная сделка

ГЧП-блог

Офсетный контракт как способ привлечения инвестиций

02 апреля 2018

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («Закон о контрактной системе») регулирует порядок заключения государственных контрактов, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ. Такой контракт называют офсетным.

Инструмент стал доступен с 1 сентября 2016 года, его основная суть — стимулировать вложение инвестиций в новые производства или модернизацию существующих мощностей.

Заключение офсетного контракта предполагает возможность дальнейшего внеконкурсного заключения государственных (муниципальных) контрактов на территории региона с поставщиком товара, который наладил соответствующее производство товара в рамках офсетного контракта. Иными словами, за вложение инвестиций в производство региона инвестору предоставляются гарантии сбыта производимой продукции государственному или муниципальному заказчику.

Особенности офсетного контракта:

1. Срок действия офсетного контракта ограничен 10 годами.

2. Минимальный объем инвестиций должен составлять 1 миллиард рублей.

3. Правовой акт о заключении офсетного контракта предусматривает максимальный срок, в течение которого осуществляются создание или модернизация и (или) освоение производства. Реализация мероприятий в указанный срок позволяет инвестору-поставщику заключить государственные (муниципальные) контракты на территории региона.

4. В правовом акте о заключении офсетного контракта определяется орган исполнительный власти субъекта РФ, устанавливающий порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается, а также порядок определения цены контракта.

При этом к предельной цене предъявляются следующие требования:

  • если в отношении товара осуществляется тарифное регулирование, то предельная цена устанавливается с учетом правовых актов о таком регулировании и не может превышать цену, определенную в соответствии с ними;
  • в иных случаях цена определяется с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а если товар реализуется на биржевых торгах, то не может превышать сформированную на них цену.

Цена контракта на поставку товара определяется исходя из предельной цены единицы товара и количества (объема) закупаемого товара.

5. Есть особенности заключения офсетного контракта. В частности, поставщиком-инвестором предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств в размере от 2 до 5 % объема инвестиций. Государственный контракт может предусматривать выплату аванса, которая, в свою очередь, может быть обусловлена предоставлением поставщиком-инвестором обеспечения в размере аванса. Указанное обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения, описанного выше и касающегося инвестиционных обязательств.

Первый офсетный контракт был заключен в Москве в сфере фармацевтики.

Статья 111.4 Закона о контрактной системе.

Пункт 48 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 N 1441 «Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара — юридическим лицом в соответствии со статьей 111.4 указанного Федерального закона, а также к порядку определения цены такого контракта».

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации».

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Что такое офсетная сделка

olegas
2 года ago / 35 Views

В торговле общемирового масштаба, офсетными сделками принято называть такие контракты на закупку импорта, обязательным условием исполнения которых, является выставление ответных условий (офсетных обязательств) со стороны страны-импортёра.

Как правило, эти обязательства имеют следующий вид:

  1. Часто условием закупа, являются инвестиции в экономику страны-импортёра. Размер этих инвестиций обычно составляет определённый процент от суммы контракта.
  2. Еще одним часто встречающимся условием, является передача сопутствующих технологий. Это может быть предоставление права на использование интеллектуальной собственности и передача технологической документации в рамках лицензии или создание совместного предприятия на территории страны-импортёра.
  3. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры. Как правило, в таких мероприятиях остро нуждаются страны третьего мира закупающие, например, военную технику у экономически развитых стран.

В основном офсетные сделки заключаются на продукцию ВПК (военно-промышленного комплекса), но зачастую их применяют и при поставках дорогостоящей продукции принадлежащей к сфере высоких технологий.

В качестве примера офсетной сделки можно привести контракт на поставку 40 истребителей Су-30МКИ в Индию. Этот контракт был заключён в 1996 году и в качестве обязательного условия предполагал организацию в Индии производства этих самолётов по лицензии сроком на 20 лет.

Офсетные сделки на бирже

Разумеется, я не могу обойти стороной и понятие офсетных сделок на фондовом рынке. На бирже это понятие приобретает несколько иной смысл. Здесь оно широко применяется в торговле фьючерсами.

Все знают, что фьючерсный контракт заключается на определённое время и имеет в своей основе обязательство на поставку товара. То есть, покупая, например, фьючерс на нефть трейдер получает право на получение нескольких баррелей (или нескольких десятков баррелей, в зависимости от размера купленного контракта) чёрного золота.

Само собой разумеется, что подавляющему большинству трейдеров торгующих фьючерсами, поставка реального товара совсем ни к чему. Они рассматривают фьючерс исключительно как финансовый инструмент, операции с которым, потенциально могут принести прибыль.

Часть фьючерсных контрактов закрывается до момента их завершения (экспирации) посредством открытия встречной сделки равного объёма. То есть для того, чтобы закрыть, например 15 контрактов на покупку фьючерса, трейдер открывает 15 контрактов на его продажу. Таким образом, первоначальная сделка аннулируется (15+(-15)=0), а трейдер получает свою прибыль (или убыток) в деньгах. Именно это и называется офсетной сделкой на бирже.

Фактически получается, что изначально трейдер приобретает обязательство (фьючерсный контракт), а затем продаёт его, оставляя себе разницу в стоимости между ценами покупки и продажи контракта. Или, наоборот, трейдер может сначала продать контракт (открыть короткую позицию), а затем выкупить его опять же получив на свой счёт прибыль или убыток от разницы цен продажи и покупки.

Кстати, если фьючерсный контракт не будет закрыт до момента его истечения, то на момент экспирации биржа проведёт офсетную сделку самостоятельно. Трейдер опять же получит на свой счёт либо прибыль, либо убыток в виде разницы цен открытия и закрытия контракта.

Столица офсетных контрактов

В октябре правительство Москвы объявило конкурс на строительство крупнейшего в России завода по выпуску медицинских изделий на условиях офсетного контракта, то есть долгосрочного договора поставки продукции с инвестиционными обязательствами. Победитель за три года инвестирует не менее миллиарда рублей в строительство нового производства, а город будет закупать его продукцию в течение восьми лет. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8,6 млрд рублей.

Около трети госзакупок по контракту в России приходится на Москву*

«Правительство Москвы объявляет конкурс на создание в Москве производства российских аналогов медизделий для стомированных пациентов. Проект предусматривает импортозамещение», — заявил в начале сентября вице-мэр Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношения Владимир Ефимов. Он также уточнил, что новый офсетный контракт будет заключен с инвестором уже до конца этого года.

Все произведенные товары перед поставкой будут апробированы департаментом здравоохранения города Москвы.

Это уже третий офсетный контракт московского правительства. Первые два были подписаны в 2017 и 2018 годах с фармацевтическими компаниями «Биокад» и «Р-Опра» (дочерняя компания «Р-Фарм») и показали свою эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств. Их начальные (максимальные) цены в результате конкурсных процедур были снижены в общей сложности на 37%.

Расходы Москвы на закупку лекарств

Эти компании должны построить новые заводы по производству лекарств. Контракты предусматривают локализацию в городе производства и последующую поставку лекарственных препаратов — онкологических, кардиологических, эндокринологических, а также иммуномодуляторов. Общая сумма закупок по двум контрактам составит 32,4 млрд рублей. Совокупный объем привлеченных инвестиций — 8,8 млрд рублей.

«Реализация проекта в рамках третьего офсета, как и в первых двух, будет вестись за счет средств инвестора. Правительство Москвы, в свою очередь, предоставляет инвесторам льготы в рамках действующей системы поддержки: землю или готовые помещения под размещение производства, а также меры поддержки, предусматривающие общее снижение налоговой нагрузки», — рассказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Александр Прохоров.

Почему офсет

Москва — первый город в России и даже во всей Европе, который стал применять этот механизм государственно-частного партнерства. Само появление офсетного контракта в российском законодательстве о госзакупках — новация. Идею о включении встречных инвестиционных требований (офсетов) во внутренние госконтракты в правительстве России начали разрабатывать в 2010 году для стимулирования инвестиций в обрабатывающие производства. Поправки в законодательство о госзакупках (44-ФЗ) приняли в 2016 году. Право заключать офсетный контракт принадлежит региональной исполнительной власти, а поставщиком товаров может быть предприятие, локализовавшее производство или осуществившее модернизацию действующего производства на территории региона. Объем инвестиций в проект должен составлять не менее миллиарда рублей, срок контракта — не более десяти лет.

Владимир Ефимов: «Офсетный контракт — эффективный способ привлечь частные инвестиции в реальный сектор экономики»

Несмотря на общий закон и новые «офсетные» возможности для всех субъектов Российской Федерации, в максимальном объеме его использует только Москва. Хотя именно офсет позволяет региону обеспечить себя закупкой качественной российской продукции и серьезно снизить цену на нее. «Для города офсетный контракт — это эффективный способ привлечь частные инвестиции в реальный сектор экономики, повысить промышленную безопасность, создать новые рабочие места, получить новые налоги в бюджет. Одновременно сокращается зависимость от импорта. Если продукция производится в России — значит, бюджет экономит на логистике, получает гарантию бесперебойных поставок. Ежегодно столица закупает для своих нужд товары, работы и услуги более чем на 800 миллиардов рублей, Москва — один из крупнейших потребителей в стране», — говорит Владимир Ефимов. Вместе с другими факторами инвестиционной привлекательности офсет делает столицу лидером по инвестиционному потенциалу среди регионов: на Москву приходится 14% инвестиций в основной капитал и около 50% прямых иностранных инвестиций в России. Объем инвестиций в основной капитал столицы в первом полугодии 2019 года составил 956 млрд рублей — на 19,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года. А за последние восемь лет этот показатель вырос в сопоставимых ценах более чем вдвое.

СПИК или офсет? Различия между специнвестконтрактом и офсетным контрактом

Почему здравоохранение

Ежегодно Москва расходует на приобретение лекарственных средств десятки миллиардов рублей, и этот показатель неизменно растет от года к году. Офсетные контракты с фармацевтическими компаниями в первую очередь нацелены на замещение зарубежных медицинских препаратов отечественными. При этом помимо интересов города учитывается необходимость реализации основных целей стратегии «Фарма 2020», которая предусматривает локализацию в России 50% лекарственных препаратов, используемых на рынке страны, в том числе локализацию производства 90% из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В современных внешнеэкономических условиях импортозамещение для России важно не только с точки зрения возможности купить, к примеру, лекарство, но и с точки зрения повышения его стоимостной доступности для населения.

Пионером офсетного контракта стала компания «Биокад», заключившая его с московским правительством в сентябре 2017-го. Одна из крупнейших международных инновационных биотехнологических компаний в России еще в 2001 году объединила научно-исследовательские центры мирового уровня, современное фармацевтическое и биотехнологическое производство, доклинические и клинические исследования, соответствующие международным стандартам. В продуктовый портфель «Биокада» сегодня входит 58 лекарственных препаратов, 16 из которых — биологические. Еще более 40 продуктов находятся на разных стадиях разработки. Предполагаемая доля рынка в сегменте «онкология» сегодня составляет 25–30%, по неврологии и аутоиммунным заболеваниям — около 25%. В рамках офсета компания будет выпускать 22 высокотехнологичных дженерика для лечения онкологических и иммунных заболеваний, из них как минимум два международных непатентованных наименования (МНН) — по полному циклу, то есть от поиска молекулы до массового производства. Штат компании — более 2200 человек, и, что немаловажно, около 40% из них — научные сотрудники и исследователи.

Не менее важна для города и продукция компании «Р-Опра». Из 56 лекарственных препаратов 31 МНН для лечения кардиологических, психиатрических, пульмонологических, эндокринных и онкологических заболеваний, которые Москва закупит по второму офсету, более половины сегодня вообще не производится в России. При этом лекарства трех МНН будут локализованы, как и в случае с «Биокадом», по полному циклу. Здесь важно отметить, что сегодня в России до 90% лекарственных средств производится из импортных субстанций.

Александр Прохоров на строительной площадке компании «Биокад» в Алабушево

«В случае с “Биокадом” Москва получила снижение стоимости контракта примерно на 50 процентов, или на 14 миллиардов рублей, в случае с “Р-Опрой” — на 18 процентов, или на 4,1 миллиарда рублей», — говорит Александр Прохоров.

Третий офсет — на производство медицинских изделий — касается импортозамещения в области ухода за стомированными больными. Стомы — это отверстия на теле, которые появляются, например, у пациентов с онкологическими заболеваниями. Для ухода за ними каждый день нужны специальные изделия, причем часто — на всю оставшуюся жизнь.

Цена конечного продукта будет максимально доступной для широкого круга потребителей.

Офсет позволяет снизить стартовую стоимость высокотехнологичных препаратов и медицинских изделий. Это происходит за счет исключения посредников из цепочки закупки и за счет того, что город предоставляет производителю долгосрочную гарантию спроса по индексируемой цене.

Офсет в фармацевтике дает городу и ряд преимуществ нефинансового характера — например, позволяет быть уверенным в бесперебойном снабжении лекарственными препаратами вне зависимости от внешнеэкономических факторов. По словам Владимира Ефимова, для города как заказчика лекарственных средств важна и возможность, предоставляемая локализованным производством, «проследить путь закупаемого товара с момента старта его производства, то есть контролировать его качество и условия хранения».

Выгоды для инвесторов

Офсетные контракты — это те самые долговременные инвестиции, которые нужны и государству, и бизнесу. Тем более что СПИК (специальный инвестиционный контракт) с августа 2019 года можно заключать с инвестором только на федеральном уровне.

Стоит отметить, что специальные инвестиционные контракты, как и офсеты, направлены на развитие важных для столицы и ее экономического климата проектов. В таких контрактах зафиксированы региональная налоговая нагрузка и льготы от правительства Москвы, а также экономические и имущественные обязательства инициатора проекта. Благодаря этой форме сотрудничества столицы и частного капитала в городе появляются высокоэкологичные современные предприятия пищевой промышленности, автомобилестроения и др. Создаются новые рабочие места, определяются новые точки роста экономики города. Москва только за 2019 год заключила шесть СПИКов, объем инвестиций по которым составил 8,3 млрд рублей. Эти проекты создадут более 3900 новых рабочих мест — эта цифра значительна даже для такого мегаполиса. Для бюджета эти шесть СПИКов в совокупности должны принести 6,3 млрд рублей в горизонте планирования десять лет.

Для инвестора выгоды офсета с таким заказчиком, как Москва, очевидны: высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта локализуемой продукции, а значит, окупаемость инвестиций. Кроме того, его включат в региональный реестр единственных поставщиков.

Инвестор получит не только стабильный спрос на свою продукцию до конца десятилетнего контракта, но и возможность воспользоваться другими мерами поддержки городских властей, говорит Александр Прохоров.

Потребности в условиях размещения предприятий различны и зависят не только от профиля деятельности компании и масштабов производства. В эпоху цифровизации многие технологические процессы переводятся в автоматический режим, на смену ручному труду приходят станки и роботы. И для таких предприятий на первый план выходит инфраструктура, которой может обеспечить арендуемая производственная площадка. При всем многообразии выбора в Москве не так много территорий, объединяющих в себе все условия для выгодного ведения бизнеса.

Например, если производство высокотехнологично и отвечает определенным требованиям, разместить его на территории особой экономической зоны «Технополис “Москва”». Снижение налоговой нагрузки для резидентов ОЭЗ достигает 47%: обнулены налог на прибыль в региональной части, земельный и транспортный налоги, налог на имущество. Кроме того, в распоряжении инвестора свободная таможенная зона с нулевыми НДС и пошлинами на ввозимые иностранные товары и оборудование, возможность льготного выкупа земельного участка, размещения на существующих производственных, лабораторных и офисных площадях, бесплатное присоединение к инженерным сетям.

На текущий момент более 60 предприятий пользуются льготами в рамках статуса резидента особой экономической зоны «Технополис “Москва”». Ими создано 5800 рабочих мест, и это далеко не предел: к 2030 году планируется увеличить эту цифру до 8200.

О востребованности особой экономической зоны «Технополис “Москва”» говорят и рейтинги: в 2018 году она вошла в топ-3 инвестиционно привлекательных ОЭЗ России по рейтингу Ассоциации кластеров и технопарков Российской Федерации.

Соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности компании «Р-Опра» в особой экономической зоне было подписано в этом году на полях Петербургского международного экономического форума.

«Группа компаний “Р-Фарм”, один из акционеров “Р-Опры”, восемнадцать лет занимается препаратами для терапии самых сложных, социально значимых заболеваний. Нами накоплен обширный опыт разработки, производства и коммерциализации инновационных лекарств, — говорит председатель совета директоров группы компаний “Р-Фарм” Алексей Репик. — Мы с удовольствием делимся своими компетенциями и знаниями и не сомневаемся, что они станут прочной основой для производства лекарственных средств на базе предприятия “Р-Опра”. Создание еще одного современного фармацевтического завода — значимый шаг для “Р-Фарм”, и, что особенно важно, новая площадка будет организована в Москве — в городе, где существуют все условия для комфортной жизни и ведения бизнеса». Доля планируемой к производству продукции ООО «Р-Опра» составляет до 4–5% ежегодного объема потребления лекарственных препаратов, закупаемых для государственных и муниципальных нужд.

При необходимости у инвестора есть возможность разместить производство на нескольких площадках, в том числе за пределами ОЭЗ. В последнем случае город может предоставить землю в аренду без проведения конкурса, установить размер арендной платы на основании независимой оценки на срок до шести лет или возможность получить субсидию — до 100 млн рублей — на возмещение затрат на технологическое присоединение.

Важно, что за поставщиком–инвестором остается право выпускать наряду с препаратами по офсету препараты для продажи другим заказчикам, как в Москве, так и в регионах России, а также заключать контракты с другими заказчиками. Все это поможет окупить строительство, в частности, высокотехнологичного крупного фармацевтического завода.

«Мы не заставляем компании продавать городу всю продукцию, которую они будут производить на новом заводе или на модернизированных мощностях. Они могут экспортировать ее и в другие регионы, и за границу. Но только после того, как предоставят городу объем, указанный в контракте», — говорит Александр Прохоров.

Кроме того, поставщик имеет право привлечь третьих лиц, с которыми у него есть договорные отношения, к исполнению инвестиционных обязательств. Инвестиции этих третьих лиц тоже будут учитываться в документах по конкурсу. В целом, по мнению Александра Прохорова, офсетная сделка, которую Москва предложила фармацевтическим компаниям, не имеет аналогов. «По сумме примененных инструментов она уникальна, потому что такой комбинации и льгот, и госконтракта не было ни разу», — подчеркивает он.

Москва намерена в будущем заключать офсетные сделки с компаниями в таких социально значимых для города отраслях, как транспортное машиностроение, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационное оборудование. Как и любая другая форма государственно-частного партнерства, офсет дает импульс развитию большого количества смежных производств, а также социальной сферы вокруг них.

Площадка в Алабушево, где строятся предприятия «Биокад» и «Р-Опра»

Регионы просят офсета

В регионах давно присматриваются к опыту Москвы по внедрению офсетного контракта, некоторые руководители публично обещают использовать офсет для создания благоприятного инвестклимата в своем регионе. Однако сделка подписана лишь одна. Летом этого года Московская область заключила офсет на поставку лекарств на сумму около 1,7 млрд рублей — это на 550,6 тыс. рублей меньше, чем предложил второй участник конкурса. Инвестор — компания «ПСК Фарма» — вложит в модернизацию и организацию производства не менее миллиарда рублей за два года, после чего в течение семи лет будет поставлять региону 26 наименований лекарств для лечения бронхо- и онкозаболеваний. Речь идет о сложных с точки зрения технологии производства и востребованных для пациентов-льготников препаратах, большая часть которых входит в перечень ЖНВЛП.

Сдерживающим фактором распространения офсета за пределы Москвы и Московской области участники рынка считают закрепленный в законе 44-ФЗ слишком высокий для регионов барьер минимальных инвестиций — миллиард рублей — и предлагают понизить его до уровня реальной окупаемости — 500 или 300 млн рублей. Другой вариант преодоления этих препятствий — разрешить заключать офсет на федеральном уровне, когда в одном контракте смогут объединиться несколько регионов. Правда, скептики полагают, что на федеральном уровне согласование контрактов займет гораздо больше времени. Но если этот барьер удастся преодолеть, то, по мнению экспертов, станет выгодным производство не только дорогих, но и низкомаржинальных препаратов, например детских форм стоимостью 50 рублей.

Промышленность для москвичей

В 2016 году правительство Москвы разработало обновленную программу поддержки инвесторов и промышленности, которую приняла Московская городская дума. Промпредприятия могут рассчитывать на городские льготы, если они, например, создают высокооплачиваемые рабочие места, строят новые заводы или модернизируют действующие в приоритетных для Москвы отраслях. Город предоставляет таким производствам льготы по налогу на имущество, земельному налогу, городскому налогу на прибыль, льготные кредиты и субсидии. В законе прописаны также гарантии для инвесторов от некоммерческих рисков, таких как национализация, реквизиция имущества, прекращение или ограничение прав инвестора на недвижимое имущество, последовавшие в результате действий властей.

Около трети госзакупок по контракту в России приходится на Москву* Расходы Москвы на закупку лекарств СПИК или офсет? Различия между специнвестконтрактом и офсетным контрактом

Офсетная соглашение — Offset agreement

Смещения могут быть определены как положения к соглашению импорта между экспортирующей иностранной компанией, или , возможно, правительство выступает в качестве посредника, и импортирование государственного органа, который обязует экспортер осуществлять деятельность в целях удовлетворения второй цели субъекта импортирования, в отличие от приобретения товаров и / или услуг , которые формируют основную сделку. Стимул для результатов экспортера из кондиционирования основной сделки до принятия обязательства смещения. Офсетная соглашения часто предусматривает торговлю военных товаров и услуг и в качестве альтернативы называется: промышленные компенсации, промышленное сотрудничество, зачеты, промышленные и региональные преимущества, противовесы, Juste RETOUR или равновесия, определить механизмы более сложными , чем бартер . Встречная торговлю также можно считать одним из многих форм защиты офсетных, чтобы компенсировать страну покупки.

Основное различие между обычной офсетной и встречной торговли, как общей практики в международной торговле обороны, является привлечение денег. В борьбе с торговлей, товары оплачиваются через бартеры или другие механизмы без обмена денег, в то время как в других общих зачетах денег являются основным средством обмена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *