Очередность в исполнительном производстве

Статья 429. Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 364-ФЗ часть 3 статьи 429 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 мая 2015 г.

См. текст части в предыдущей редакции

3. На основании определения о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», на основании решения суда об ограничении доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», суд выдает исполнительный лист взыскателю, а также по ходатайству взыскателя направляет исполнительный лист в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Как правильно проводить удержания из зарплаты по исполнительным листам

Какие документы имеют силу исполнительных
Какой документ важнее
Как работники хитрят и что делать бухгалтеру
Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности
Алименты на детей и взрослых
Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

Отсюда следует два вывода.

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов. В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Какой документ важнее

Вопросы возникают, и когда на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. Нужно ли брать в работу все документы сразу или правильнее организовать «очередь» и начинать исполнения по каждому следующему только после того, как закончено исполнение предыдущего?

Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

  • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет.
  • Работодатель распределяет взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.

В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

Очередь Что взыскивается
1 очередь
  • Взыскание алиментов
  • Возмещению вреда, причиненного здоровью
  • Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  • Возмещению ущерба, причиненного преступлением
  • Компенсация морального вреда
2 очередь
  • Выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору
  • Выплата вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности
3 очередь Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
4 очередь Прочие требования

Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.

Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца. Супруги могут быть женаты и жить вместе — и в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов. При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности

В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть 4 ситуации, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

  1. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  2. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  3. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  4. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, в том числе из «льготных» категорий, руководствуемся правилом очерёдности: сначала удовлетворяем требования первой очереди, потом второй и так далее (ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

На работника ООО «Лидер» Василия поступило два исполнительных листа. Один требует взыскать треть заработка в качестве алиментов на двух детей, а второй — половину в счёт задолженности по ЖКХ.

Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди.

Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Алименты на детей и взрослых

Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.

Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

Если взысканной суммы не хватает, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, она распределяется пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Это значит, что при взыскании двух типов алиментов сначала надо удержать половину заработка и распределить ее между детьми и взрослыми, т. к. взрослые получатели алиментов не могут претендовать на сумму заработка за пределами 50 %. А потом еще раз произвести удержание уже в пределах 70 % и отправить все взысканное детям.

Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙ заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

Теперь начнем расчёт.

Итого супруга получит 3580,97 руб., дочь 4441 руб., сын 2690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1419,03 руб.

Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ). А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу. В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать.

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни).

Как поступать с удержаниями в этом случае? Должен ли работодатель сам рассчитать все суммы по исполнительным листам, исходя из полного размера пособия? Нужно ли удерживать деньги из пособия за три дня? А если нужно, то какую сумму — исходя из суммы пособия за все время болезни или только за три первых дня? И если удерживать только из расчёта первых трех дней, то кто, как и когда доудержит остальное?

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Исполнение исполнительных документов

Исполнительные документы

  • 1. Общие положения
  • 2. Исполнительные документы
  • 3. Дубликат исполнительного документа
  • 4. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
  • 1. Общие положения

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. Перечень исполнительных документов, возбуждающих исполнительное производство, дан в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В рамках исполнительного производства обеспечивается принудительная реализация самых различных исполнительных документов, в том числе и выдаваемых судами.

Как уже отмечалось ранее, суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль за действиями судебных приставов-исполнителей по всем видам исполнительных документов, кроме выдаваемых арбитражными судами. Поэтому перечень исполнительных документов, указанный в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», раскроем с учетом данного правила.

2. Исполнительные документы

К числу исполнительных документов, исполнение которых происходит под контролем судов общей юрисдикции, относятся следующие.

1. Исполнительные листы. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются, прежде всего, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов (решений, определений, постановлений). Исполнительные листы выдаются судами, вынесшими соответствующее решение, например на взыскание денежных сумм, изъятие и передачу имущества.

По общему правилу исполнительный лист выдается взыскателю после вступления судебного решения в законную силу. Согласно ст. 209 ГПК решение суда вступает в законную силу и приобретает свойство исполнимости по истечении срока на его апелляционное или кассационное обжалование.

Ряд судебных актов подлежат немедленному исполнению (до вступления в законную силу), например решения, указанные в ст. 211, 212 ГПК.

На основании решений международного коммерческого арбитража исполнительные листы могут выдаваться в соответствии с гл. 45 и 47 ГПК судами общей юрисдикции в зависимости от того, по какому вопросу было вынесено решение арбитража (если спор, по которому вынесено решение арбитража, не относится к подведомственности арбитражных судов) и на территории какого государства оно было вынесено. Компетенция судов общей юрисдикции в данной сфере крайне незначительна.

На основании решения третейского суда, образованного в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» исполнительные листы выдаются в порядке гл. 47 ГПК по общим правилам подведомственности, если решение было вынесено по спору, относящемуся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Исполнительные листы на основании решений иностранных судов выдаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 45 ГПК, с учетом общих правил разграничения подведомственности, например по делу из семейных или наследственных правоотношений.

Порядок выдачи исполнительных листов на основании решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека российским законодательством не урегулирован. К числу таких межгосударственных органов по защите прав и свобод человека можно отнести Европейский суд по правам человека.

Следует также иметь в виду, что согласно ст. 429 ГПК по одному решению суда может быть выдано несколько исполнительных листов, например, при взыскании с солидарных ответчиков.

  • 2. Судебные приказы отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Судебные приказы выдаются в соответствии с гл. 11 ГПК и не требуют какого-либо специального подтверждения, они сами являются исполнительным документом.
  • 3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Порядок их заключения между гражданами и удостоверения нотариусом, придающий тем самым соглашению силу исполнительного документа, определен в гл. 16 СК (ст. 99-105 СК) и Основах законодательства РФ о нотариате.
  • 4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам (КТС), выдаваемые на основании ее решений, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 389 ТК.
  • 5. Оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии спп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
  • 6. Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
  • 7. Постановления судебного пристава-исполнителя (пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), вынесенные в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» при совершении конкретных исполнительных действий.

Постановления судебного пристава-исполнителя выносятся по целому ряду различных вопросов, например о наложении штрафов, о взыскании суммы исполнительского сбора и других расходов по исполнению, о принудительном приводе. К числу исполнительных документов можно отнести те постановления, которые имеют принудительную силу, т.е. в случае отказа обязанных лиц могут быть осуществлены принудительно. В частности, исполнительными документами являются постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и об одновременном взыскании исполнительского сбора (п. 2 ст. 9, п. 1, 5 ст. 81); о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 4 ст. 84) и др.

8. Постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Перечень исполнительных документов, являющихся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является закрытым, поскольку в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполнительными документами являются постановления иных органов.

К числу постановлений других органов можно отнести постановление прокурора о выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, вынесенное в соответствии со ст. 90 ЖК.

  • 9. Исполнительная надпись нотариуса как исполнительный документ представляет собой форму реализации юрисдикционных полномочий нотариусов, санкционирующих бесспорное взыскание задолженности. Исполнительная надпись нотариуса согласно ст. 90 Основ законодательства РФ может совершаться, например, на основании п. 5 ст. 358 ГК, п. 3 ст. 630 ГК.
  • 3. Дубликат исполнительного документа

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом, в частности ст. 430 ГПК. Дубликат исполнительного документа выдается тем органом, который выдал этот документ. Дубликат имеет такую же юридическую силу, как и утраченный документ, но обязательным его реквизитом является отметка «Дубликат», которая, как правило, делается в верхнем правом углу такого документа.

Вопрос о выдаче дубликата исполнительного листа или судебного приказа рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о выдаче дубликата. На определение суда по вопросу о выдаче дубликата может быть подана частная жалоба.

4. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

  • — исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы — в течение трех лет;
  • — исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений международных коммерческих арбитражей и иных третейских судов; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания — в течение шести месяцев;
  • — удостоверения комиссии по трудовым спорам; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, — в течение трех месяцев.

Сроки для предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению либо частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Статья 78. Очередность удовлетворения требований взыскателей

2. В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, связанные с их трудом в этих организациях; требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи, выплате вознаграждения, причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства.

В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью.

В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *