Обжалование в порядке надзора

Содержание

Виды решений суда надзорной инстанции

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе принять одно из следующих решений (ст. 412.11 УПК):

  • 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство но данному уголовному делу;
  • 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
  • 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • 6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК;
  • 7) вмести изменения в приговор, определение или постановление суда;
  • 8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК.

В постановлении суда надзорной инстанции необходимо указать конкретные основания отмены или изменения судебного решения. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу, те же, что предусмотрены законом для кассационного порядка: существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела (ст. 412.9 УПК), а также, исходя из п. 6 ч. 1 ст. 412.11 и ч. 3 ст. 389.22 УПК, наступление после направления уголовного дела в суд новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления. Необходимо установить наличие причинно-следственной связи между допущенными существенными нарушениями закона и выводами суда по уголовному делу.

Весьма важным представляется вопрос о возможности ухудшения положения осужденного или оправданного в суде надзорной инстанции. Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Однако если в ходе предыдущего судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, то суд надзорной инстанции может принять решение, влекущее за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела (ч. 2 ст. 412.9 УПК).

В судебной практике такими нарушениями признавались следующие обстоятельства: исключение из числа потерпевших по уголовному делу одной из дочерей погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия; нарушение судом правил, предписанных ст. 70 УК; постановление приговора незаконным составом суда; нарушение тайны совещания судей; нарушения, связанные с неправильным применением уголовного (или иного) закона (за исключением случаев необоснованности приговора в части меры наказания), включая неправильное применение судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, если эти нарушения повлекли неоправданное улучшение положения осужденного и ущемление прав потерпевшего.

Так, например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, проверив доводы надзорного представления, отменила оправдательный приговор суда, так как при рассмотрении дела судом были допущены существенные, фундаментальные нарушения требований уголовно-процессуального закона: потерпевший был лишен права на участие в исследовании доказательств, в судебных прениях и ограничен в других своих правах на доступ к правосудию, что выразилось в следующем. Потерпевший Б. обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе от участия в судебных прениях. В нарушение ст. 272 УПК председательствующий не вынес постановления об отклонении либо удовлетворении заявленного ходатайства и продолжении судебного разбирательства без участия потерпевшего. После того как потерпевший Б. явился в судебное заседание, председательствующий не предоставил ему возможности ознакомиться с показаниями допрошенных в его отсутствие свидетелей и вопрос о его дальнейшем участии в судебном разбирательстве с учетом мнения сторон не обсуждался. Затем потерпевший обратился с просьбой об отложении дела слушанием, так как он желал участвовать в судебном заседании лично и с представителем. Суд указанное ходатайство отклонил, ограничив доступ потерпевшего к правосудию, допустив тем самым фундаментальное нарушение требований уголовно-процессуального закона.

Направляя уголовное дело на новое судебное рассмотрение, суд надзорной инстанции вправе дать обязательные для исполнения указания нижестоящему суду, какие недостатки должны быть восполнены судом. Вместе с тем при отмене судебного решения Президиум Верховного Суда РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Так, например, Президиум Пензенского областного суда, отменяя судебные решения, оправдывающие А., сослался на то, что мировой судья дал неверную оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и необоснованно признал допустимым доказательством показания свидетеля Ж. на предварительном следствии. Фактически президиум вышел за пределы своих полномочий и в постановлении дал оценку доказательствам, которые были оценены в приговоре судом первой инстанции, и при этом предрешил вопрос о виновности Л. (пример основан на положениях гл. 48 УПК, действующей до вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.2010 № 433-ФЗ).

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Уголовное дело, возвращенное судом надзорной инстанции в соответствующий суд, рассматривается и разрешается на общих основаниях, по правилам производства в суде первой инстанции, апелляционного и кассационного производства без каких-либо изъятий и особенностей.

  • См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2008 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 8. С. 27.
  • См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 5. С. 16.
  • См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2007 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 10. С. 29.

ВОПРОС 64. ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: 1. вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2. вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3. вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4. определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5. определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6. определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Вышеназванные судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать:

· наименование суда, в который они подаются;

· наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;


· наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

· указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

· указание на судебные постановления, которые обжалуются;

· указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

· просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пп. 1 — 5 и 7 ч. 1, ч. 3 — 6 ст. 391.3 ГПК РФ;


2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ.

Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Обжалуемые судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает: · права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

· права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

· единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6. оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Обжалование в порядке надзора

Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ. Она должна содержать:

  • данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства,
  • данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса,
  • номер дела и указание на судебные постановления, которые обжалуются
  • перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда, принятых по делу,
  • основания и доводы для пересмотра решений (определений)
  • просьбу инициатора надзора. Такая просьба должна выражаться в указании на точное решение, которое по мнению заявителя надлежит суду принять. О подсудности при обжаловании в порядке надзора – статья 391.1 ГПК РФ.

Надзорную жалобу обычно направляют посредством почтовой связи. Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить об его восстановлении. Или подать отдельное заявление о восстановлении срока по надзорной жалобе. Причины должны быть уважительными и подтверждены документально. Обратите внимание, заявление о восстановлении срока суд рассматривает без проведения судебного заседания.

Подписывает жалобу либо ее инициатор, либо представитель. Однако в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие. А к жалобе прилагаться документ, подтверждающий наличие юридического образования, статуса адвоката или ученой степени в юриспруденции.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Государственная пошлина оплачивается в размере 300 руб., если заявитель – физическое лицо, 6 000 руб. – если организация. Можно подготовить заявление об освобождении от уплаты или о предоставлении отсрочки госпошлины.

Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица. Но только в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы. Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке. То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

В надзорной жалобе такое лицо обязательно указывает, какие права и в чем нарушены.

Как проходит обжалование в порядке надзора

После поступления жалобы в Верховный суд, судья определяется ее судьбу:

  • при нарушении сроков подачи, содержания, ненадлежащем заявителе жалобу вернут. Верховный Суд РФ по указанному вопросу вынесет определение суда в течение 10 дней с даты поступления материалов. Аналогичное решение суд примет, если заявитель подаст ходатайство о возвращении жалобы.
  • если все в порядке суд решает, передать ли жалобу и все материалы на рассмотрение по существу или отказать в передаче дела. Причем с отказом может не согласиться председатель ВС РФ или его заместитель – отменить определение и передать жалобу для рассмотрения по существу.

Основания для отмены судебного постановления в порядке надзора устанавливает ст. 391.9 ГПК РФ:

  • нарушение постановлением конституционных прав или прав, охраняемых нормами международного права,
  • нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ,
  • при применении норм материального права в указанном случае нарушено единообразие в толковании норм права.

Обжалование в порядке надзора предполагает проведение судебного заседания по жалобе. Неявка извещенных лиц на возможность принятия решения не влияет.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу суд вправе:

  • отменить все или часть судебных решений и постановлений по делу,
  • направить его на новое рассмотрение, возможно, в новом составе,
  • прекратить производству по делу и т.п.

Результатом обжалования в порядке надзора станет вынесение Верховным Судом РФ постановления, которое вступит в силу немедленно после оглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Право надзорного обжалования – обжалование в порядке надзора{0}

Право надзорного обжалования это обжалование вступивших в законную силу решений суда. То есть обжалование в порядке надзора за деятельностью судов. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК РФ, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора.

Обжалование производится в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалобы, поданные по истечении годичного срока со дня вступления в силу судебных постановлений, возвращаются судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции. Вместе с тем срок на обращение в суд надзорной инстанции является процессуальным сроком, который при пропуске его по уважительным причинам может быть восстановлен судом первой инстанции по правилам ГПК РФ.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов – в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, – в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, – в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители – в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

В случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в ГПК РФ подсудностью (указана выше), по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение судьи данного суда.

Надзорная жалоба или представление прокурора возвращаются судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:

– жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ (указаны выше);

– жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

– пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

– до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

– жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ГПК РФ.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматриваются не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации – не более чем два месяца.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об:

1) истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление.

В определении суда должны быть указаны:

  • 1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
  • 2) время и место вынесения определения;
  • 3) дело, по которому вынесено определение;
  • 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;
  • 5) основание для отказа в истребовании дела.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда Российской Федерации, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда Российской Федерации – не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев.

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:

1) об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:

– дату и место вынесения определения;

– фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

– наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

– указание на судебные постановления, которые обжалуются;

– мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

2) о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в:

– президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;

– Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не более чем три месяца;

– Президиуме Верховного Суда Российской Федерации не более чем четыре месяца.

Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:

  • 1) дату и место вынесения определения;
  • 2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
  • 3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
  • 4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;
  • 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • 6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
  • 7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;
  • 8) предложения судьи, вынесшего определение.

Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

  • прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;
  • должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, которые явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу.

Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
  • 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
  • 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
  • 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ГПК РФ.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

  • 1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;
  • 2) дата и место принятия определения или постановления;
  • 3) дело, по которому принято определение или постановление;
  • 4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;
  • 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
  • 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;
  • 7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации имеет право внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Долгова М.Н.

“Развод: алименты, раздел имущества: как правильно подать иск в суд?”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *