Обращение в конституционный суд РФ

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО
+7-812-425-13-17

Правила составления обращения приведены в ст. 37 закона № 1-ФКЗ . Они касаются вопросов:

  • персональных данных заявителя;
  • порядка оформления дополнений и приложений;
  • расходов на разбирательство (госпошлины).

Подсказка: своим решением КС может отменить внесение госпошлины некоторым категориям заявителей.

Обязательные сведения о заявителе

В жалобе должны приводиться такие персональные сведения:

Физлицо Юрлицо
Фамилия, имя и отчество в родительном падеже Наименование органа (по регистрационным документам)
Гражданство Чьим резидентом является
Место жительства (по паспорту) Адрес регистрации (место дислокации)
Представитель:
ФИО
Ученая степень юриста (если он не является адвокатом)
Адрес

Подсказка: гражданин обязан указать паспортные данные (юрлицо приводит их для представителя), а также контактный телефон.

Сопроводительные документы

К тексту заявления прилагаются материалы по делу. Их перечень в целом зависит от темы обращения. Среди них в обязательном порядке должны быть:

  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • доверенность представителя (заверенная копия) — если таковой выступает от имени заявителя;
  • документы с обжалуемыми и применяемыми нормами, противоречащими конституционным положениям;
  • учредительная документация (для юрлиц).

С 2014 г., по требованиям ст. 38 ФКС № 1-ФКЗ, обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в КС РФ с 1-й копией. При направлении обращения в электронном формате прилагаемые к нему документы/материалы тоже представляются в электронном виде. При этом приложения каких-либо копий не требуется.

Важно: в КС предоставляется первый экземпляр чека о внесении государственного сбора.

Оплата пошлины

Величина госпошлины прописана в статье 333.23 Налогового кодекса. Она равна 450,0 рублям. Некоторые лица освобождены от уплаты взноса:

  • Герои СССР и РФ;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • бывшие узники концлагерей.

Для сведения: если жалобу КС не принял к рассмотрению, то средства возвращаются заявителю.

В каком виде составлять

КС принимает два вида документации:

  • на бумаге;
  • в электронном виде.

Для сведения: к тексту предъявляются стандартные требования:

  • отсутствие нецензурных слов и жаргонизмов;
  • отсутствие оскорблений и угроз в адрес должностных лиц;
  • стилистика, позволяющая понять написанное;
  • аккуратность исполнения;
  • последовательность подачи материала.

Бумажная форма

Обращение составляется на белых листах бумаги формата А4. Тест можно внести от руки или напечатать. Структура жалобы приведена в таблице:

Часть Описание
1 вводная Сведения о сторонах и предмете разбирательства
2 Основания для направления заявления в КС (перечень конституционных нормативов)
3 Логичное и последовательное раскрытие обстоятельств
4 Аргументация
5 Требование о признании обжалуемой нормы неконституционной
6 Перечень прилагаемых документов

Скачать примерВажно: на последнем листе обращения ставится собственноручная подпись заявителя (руководителя организации) и дата.

Электронное письмо

Требования к электронному обращению таковы:

  • файл должен иметь расширение .doc (.docx);
  • приложения делаются в формате фотографии (сканкопии) в хорошем разрешении (от 200 пикс/дюйм);
  • на каждом листе ставится электронная подпись (ее необходимо заранее оформить);
  • направляется письмо, содержащее:
    • краткое описание ситуации;
    • перечень приложений с количеством листов в каждом;
  • приложения прикрепляются к единому письму.

Подсказка: сканкопии приложений делаются в черно-белом варианте.

Советы по составлению

Предметом жалобы в КС выступают нормы таких актов:

  • федеральных законов;
  • уставов субъектов РФ;
  • нормативные акты СССР и РСФСР, действие которых не отменено;
  • постановления Правительства РФ и другие.

Текст должен быть последовательным и конкретным. Абстрактные вопросы КС оставляет без рассмотрения. Кроме того, нет нужды прилагать к обращению разъяснения госорганов по данному вопросу. Таковые воспринимаются в качестве информации. Правовой силой они не обладают.

Способы отправки

Послание с приложениями направляется в госорган одним из трех способов. Они приведены в таблице:

Способ Адрес Подсказки
Путем личного визита г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 Время работы: с 10:00 до 17:00;

В пятницу до 16:00;

Обед: с 12:00 до 13:00

Почтой 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1. Желательно:

  • заказать отслеживание послания и сообщение о доставке;
  • составить опись вложений
Электронный (почтовый ящик) При отправке выбрать функцию «сообщение о доставке»
https://petition.ksrf.ru (официальный сайт) Необходима регистрация

Для сведения: в Москве работает представительство КС . Но всю корреспонденцию необходимо направлять на официальный адрес госоргана.

Письмо в течение трех дней проверяется работниками секретариата КС на достоверность и правильность оформления. В случае выявления нарушений заявителю предлагается исправить неточности. При отсутствии реакции со стороны гражданина (организации) учетная запись о регистрации жалобы аннулируется.

Результат

Отправитель послания обязан понимать, что ему придется принять участие в заседании. Последнее назначается, спустя три месяца после регистрации письма.

Коллегия судей решает проблему в течение нескольких часов. При этом удовлетворение обращения приводит к таким последствиям:

  • признанию обжалованной нормы, утратившей силу;
  • аннулированию судебного постановления или его отдельных положений;
  • принятию нормативного акта взамен обжалованного;
  • пересмотру дела с учетом действующей нормативно-правовой базы.

Для сведения: в редких случаях действие оспариваемой нормы приостанавливается до вынесения окончательного решения.

Видео о рекомендациях по обращению в Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования — с мая 1990 года по декабрь 1991 года — ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений — признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде — федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля — опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства.

Председатели КС РФ:

Валерий Зорькин — с 1 ноября 1991 года по 6 октября 1993 года, c 21 февраля 2003 года по настоящее время;

Владимир Туманов — с 13 февраля 1995 года по 20 февраля 1997 года;

Марат Баглай — с 20 февраля 1997 года по 21 февраля 2003 года.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *