Обеспечительные меры налогового органа

Содержание

Обеспечительные меры налоговых органов

Обеспечительные меры налоговых органов — меры, которые вправе применить налоговый орган, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения по налоговой проверке и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

2) приостановление операций по счетам в банке.

Обеспечительные меры налоговых органов регулируются пунктами 10 — 13 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

— недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

— транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

— иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

— готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1.

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о замене обеспечительным мер на (п. 11 ст. 101 НК РФ):

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;

2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ;

3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации действующей банковской гарантии банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене предусмотренных настоящим пунктом обеспечительных мер (п. 12 ст. 101 НК РФ).

Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения размещен на сайте Минфина России по адресу: minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty

Уведомление налогоплательщика о решении о принятии обеспечительных мер

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 13 ст. 101 НК РФ).

08.01.2020

Дополнительно

Решение по налоговой проверке — документ, который принимает налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Камеральная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

Организация исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

  • Организация исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

    Обеспечительные меры. Налоговые органы применяют обеспечительные меры в соответствии со ст. 76 НК РФ с момента вынесения самого решения при условии, что есть достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения…
    (Налоги и налогообложение: налоговые проверки)

  • Основания и порядок привлечения к ответственности за отдельные налоговые правонарушения

    По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп: • нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116—118 НК РФ); • нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов…
    (ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

  • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

    Налоговый кодекс устанавливает возможность учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Привлечение к налоговой ответственности основывается на различных правовых принципах, одним из которых является принцип индивидуализации наказания. Названный…
    (Налоговое право)

  • Ответственность за совершение налоговых правонарушений

    Существуют три вида ответственности за нарушение налогового законодательства: налоговая, административная и уголовная. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового…
    (Правовое обеспечение профессиональной деятельности)

  • Взаимоотношения международного коммерческого арбитража и государственных судов. Обеспечительные меры

    Процессуально-правовым последствием арбитражного соглашения является исключение юрисдикции государственного суда. В доктрине отмечается дерогационный эффект арбитражного соглашения, который означает исключение споров, охватываемых арбитражным соглашением, из юрисдикции государственных судов….
    (Международное частное право)

  • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

    Объектом данного правонарушения выступают процессуальные фискальные права государства, а именно установленный законодательством о налогах и сборах порядок управления в налоговой сфере. Общественная опасность несоблюдения установленного законодательством порядка владения, пользования и (или) распоряжения…
    (Налоговое право)

  • Обеспечительные меры по бюджетному кредиту

    Согласно ст. 93.2 БК РФ способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или…
    (Банковское право)

  • Обеспечительные меры арбитражного суда — это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, принимаемые арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК, и иного лица (ст. 90 АПК). Обращение с требованием применения…
    (Практика адвокатской деятельности)
  • ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

    В результате изучения гл. 9 студент должен: знать • понятие «обеспечение иска» и встречное обеспечение; уметь • применять опыт международной и российской судебной практики в арбитражном судопроизводстве; владеть • навыками применения современных правовых инструментов для…
    (Арбитражный процесс)

Юридическая литература:
— Индивидуальный предприниматель: от создания до закрытия
— Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110 — 1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации
— Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III
— Права и обязанности предпринимателя при взаимоотношениях с правоохранительными органами: закон и практика
— Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
— Аккредитация испытательных лабораторий на примере работы агрохимической службы: учебное пособие
— Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
— Административное право Российской Федерации: учебник
— Исполнительное производство: Учебник
— Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
— Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая
— Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография
— Адвокатура в России: учебник для вузов
— Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая
— Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Административное судопроизводство
— Правовые основы военно-технического сотрудничества
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая
— Размышляя о судопроизводстве: Избранное
— Продажа или приобретение бизнеса: правовое сопровождение сделки: монография
— Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью
Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 2019 год.
— О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ 2019 год.
— Наследование имущества: от совершения завещания до приобретения наследства 2019 год.
— E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): Сборник статей 2019 год.
— Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации 2019 год.(постатейный)
— Юридическая помощь: вопросы и ответы
— Трудовое право России: Учебник
— Наследственное право
— Юридический справочник застройщика
— Гражданское право: Учебник : Том 1
— Единый налог на вмененный доход: практика применения
— Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
— Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: Монография
— Бюджетное право: Учебник
— Страхование для граждан: ОСАГО, каско, ипотека
— Договор трансграничного займа: право и практика
— Судебный конституционный нормоконтроль: осмысление российского опыта: Монография
— Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учебное пособие
— Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе
— Административное судопроизводство
— Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве
— Гражданское право том 1
— Гражданское право том 2
— Защита интеллектуальных прав
— Право интеллектуальной собственности
— Земельное право
— Налоговое право
— Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом
— Семейное право
— Конституционное право Российской Федерации

Приложение N 32

Группа N N Наименование имущества Индивидуальные признаки Количество Стоимость по данным бухгалтерского учета, тыс. руб.
I.
Всего по группе I.
II.
Всего по группе II.
III.
Всего по группе III.
IV.
Всего по группе IV.
ИТОГО:

Руководитель (заместитель руководителя) ___________________________________________ ___________ ________________ (наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О. <2>) Решение о принятии обеспечительных мер получил ____________________________ ______________________________________________________________________ <6>. (дата, подпись, Ф.И.О. <2> лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия) ——————————— <1> В виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. <2> Отчество указывается при наличии. <3> КПП указывается для организаций. <4> Нужное указать. <5> В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Кодекса настоящее Решение вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), или до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, или до дня отмены (замены) обеспечительных мер налоговым органом, принявшим настоящее решение. <6> Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

Источник: taxCOACH, Центр структурирования и налоговой безопасности

Право в действии.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

В ряде налоговых рассылок мы уже давали рекомендации нашим читателям о том, как не допустить принудительного исполнения решения налогового органа, которым налогоплательщику начислены налоги (пени, штрафы), до тех пор, пока не вступит в силу решение суда, связанное с возникшим налоговым спором.

Поставленная цель приостановления действия решения ИФНС достигается путем принятия судом обеспечительных мер по заявлению налогоплательщика. Интересно, что законом предусмотрено как обеспечение невзыскания налогов с проверенной организации до решения суда, так и наоборот — обеспечение интересов государства по взысканию начисленных по налоговым проверкам сумм. Ниже рассмотрим механизм применения обеспечительных мер, используемый налоговиками.

📌 Реклама Отключить

Содержание обеспечительных мер.

Обеспечительные меры, принимаемые для последующего исполнения решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, заключаются в следующем:

1) наложение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

Стоит отметить, что запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

— недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве;

— продукции (работ, услуг);

— транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

— иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

— готовой продукции, сырья и материалов.

2) приостановление операций по счетам в банке.

Переход к приостановлению операций по счетам возможен лишь при недостаточности совокупной стоимости указанного выше имущества для покрытия всех начисленных по проверке налогов (пеней, штрафов).

📌 Реклама Отключить

Сумма, на которую допустимо приостановление операций по счетам в банке, определяется как разница между размером начисленных по проверке налогов (пеней, штрафов) и совокупной балансовой стоимостью имущества, на которое наложен арест (запрет передачи в залог).

Субъект принятия решения о применении обеспечительных мер.

Принятие решения о применении налоговым органом обеспечительных мер входит в исключительную компетенцию руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Дата принятия решения о применении обеспечительных мер и срок их действия.

Если следовать буквальному толкованию положений п. 10. Ст.101 НК РФ, то право принять обеспечительные меры появляется у руководителя или заместителя руководителя налогового органа немедленно после решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, наложение ареста на имущество налогоплательщика и (или) приостановление операций по счетам, применяемые в качестве обеспечительных мер, никак не связано с вручением налогоплательщику решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности или его обжалованием в вышестоящем налоговом органе.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем, данный вывод справедлив только по отношению к ситуации, когда обеспечительные меры заключаются в аресте (запрете залога) имущества налогоплательщика. По отношению к обеспечительным мерам в виде приостановления операций по счетам необходимо отметить следующее. Приостановление операций по счетам происходит в порядке, установленном ст. 76 Налогового кодекса РФ. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования (п. 2 указанной статьи), поэтому обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке могут быть приняты руководителем налогового органа только после истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога.

📌 Реклама Отключить

Что касается срока действия инициированных налоговым органом обеспечительных мер, то они действуют до дня исполнения решения, в обеспечение которого они приняты, либо до дня отмены решения о принятии обеспечительных мер вышестоящим налоговым органом или судом.

Основания для принятия обеспечительных мер.

Налоговый кодекс формулирует основания для принятий налоговым органом обеспечительных мер как наличие у последнего достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в таком решении. Необходимо отметить, что перечня оснований, даже открытого, установив которые налоговые органы могли бы прийти к выводу о том, что исполнение решения вызовет затруднения или станет невозможным, Налоговый кодекс РФ не содержит, а равно не имеется описания таких оснований в официально опубликованных приказах или письмах ФНС.

📌 Реклама Отключить

На практике «достаточность» оснований в текстах решений ИФНС часто сводится к следующему:

— к констатации факта превышения начисленных налогов (пеней, штрафов) над суммой активов (основных средств, денежных средств на счете и т.п.) налогоплательщика;

— к описанию эпизодов, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды (проблемные поставщики, имеющие массовых учредителей и директоров, находящиеся по адресам массовой регистрации, не представляющие налоговую отчетность; недостоверность реквизитов первичных документов и счетов-фактур и т.п.) и к выводу о том, что неуплата налогов во взаимодействии с недобросовестными контрагентами закономерно приведет и к уклонению от исполнения решения налогового органа;

— к установлению факта непогашения недоимки, неуплаты пеней и штрафа и последующему выводу о недобросовестном поведении проверенного налогоплательщика;

📌 Реклама Отключить

— к простому полному цитированию положений п. 10 ст. 101 Налогового кодекса РФ без ссылки на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о проблематичности исполнения вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения.

Несложно догадаться, что судебное обжалование решений налоговых органов о принятии обеспечительных мер, в которых основания для их применения формулируются подобным образом, приводит к отмене данных решений. Более того, поддерживая налогоплательщика в схожих ситуациях, суды отмечают, что даже принятие налоговым органом решения с указанием на наличие «схемы ухода налогоплательщика от налогообложения» само по себе не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем исполнения последнего и (или) взыскания недоимок, пеней и штрафов, указанных в данном решении. Таким образом, чтобы доказать обоснованность применения обеспечительных мер, налоговому органу придется тщательно подготовиться и представить налогоплательщику и суду следующую совокупность фактов:

📌 Реклама Отключить

— результат анализа обстоятельств, свидетельствующих о невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения налогового органа;

— описание документов или иных сведений, с помощью которых налоговики пришли к указанным выводам;

— законность перехода от ареста имущества налогоплательщика к приостановлению операций по счетам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *