О государственном контроле

Мероприятия по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием соответствующих мер.

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осу­ществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю. Проверки подразделяют на плановые и вне­плановые. Плановые проверки проводятся в целях контроля за выполнением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора). Внеплановые проверки проводятся в целях контроля ис­полнения предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки.

Внеплановые проверки проводятся органами ГПН также в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций;
  • об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно угрожать жизни, причинить вред здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы жизни и здоровью граждан;
  • повреждения имуще­ства, в том числе в отношении других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в результате действий (бездействия) иных юридических лиц и (или) индивидуаль­ных предпринимателей, граждан, связанных с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки).

Внеплановые проверки также могут про­водиться по мотивированному решению органа ГПН, в том числе в отношении иных юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей, использующих однородные объекты контроля (надзора). Продолжи­тельность мероприятий по контролю за обеспечением пожарной безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проверки большого количества зданий и сооружений, проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объёмом работы на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего проверку, руководителя органа ГПН или его заместителя срок проведения мероприятий по контролю может быть продлён, но не более чем на один месяц.

См. также Надзор (контроль) за соблюдением тре­бований пожарной безопасности.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»; Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуще­ствлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации».

Административно-процессуальная деятельность органов государственного контроля и надзора (А. И. Стахов, 2017)

2.1. Понятие, структура, участники административного контрольно-надзорного производства

Проверки государственного контроля и надзора осуществляются в Российской Федерации органами исполнительной власти в соответствии с комплексом взаимосвязанных, административных процедур, нацеленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений обязательных требований, а также вреда, причинно связанного с такими нарушениями.

Данное обстоятельство позволяет в структуре административного процесса выделить административное контрольно-надзорное производство в качестве самостоятельного вида административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти.

Административное контрольно-надзорное производство – комплекс регламентированных административными процедурами последовательно совершаемых действий и принимаемых решений должностных лиц органов исполнительной власти и иных уполномоченных органов по подготовке, проведению, а также оценке результатов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершаемых (применяемых) в соответствии с административными процедурами государственного контроля и надзора.

Процедуры административного контрольно-надзорного производства содержатся, главным образом, в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, как отмечалось ранее, имеет межотраслевое значение в сфере государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.

Административно-процессуальные нормы, регламентирующие контрольно-надзорное производство, содержатся и в некоторых других федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, административных регламентах федеральных органов исполнительной власти, изданных в отдельных сферах государственного контроля и надзора (санитарно-эпидемиологического благополучия, пожарной безопасности, промышленной безопасности и др.), либо законах, постановлениях Правительства РФ, а также в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отдельные виды государственного контроля и надзора (лицензионный контроль, контроль исполнения технических регламентов и др.).

Конец ознакомительного фрагмента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *