Новый закон о недвижимости

Как сообщила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, положения законопроекта сформированы исключительно по результатам анализа правоприменительной практики, и его реализация окажет положительное действие на весь рынок недвижимости

Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка — нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

Прежде всего, законопроект предусматривает нормы, направленные на дальнейшую «цифровизацию» услуг, что особо актуально в сложившихся условиях новой коронавирусной инфекции. Так, при заключении сделок с органами публичной власти гражданам не потребуется оформление электронной цифровой подписи, поскольку такие органы наделяются правом подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации. Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется. Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.

Существенным нововведением является указание в законопроекте на возможность осуществления выездного приема документов для государственного кадастрового учета и регистрации. При этом предусматривается осуществление такого приема без взимания платы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, людей с ограниченными возможностями.

Одно из новшеств законопроекта – исключение требований к предельным размерам машино-мест. Ранее минимально допустимые размеры одного машино-места как объекта недвижимости были установлены в размере 5,3 х 2,5 м, а максимально допустимые – 6,2 х 3,6 м. Согласно поправкам, минимальные габариты сохраняются в прежнем виде, но не ограничивается максимальная площадь машино-места. Застройщики смогут самостоятельно устанавливать максимальную площадь машино-мест при планировании паркинга.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан. Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», — сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ), вступившими в силу с 23.01.2020 года (ред 29).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72.

Предисловие

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона.

Такое заявление и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде — лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (через портал госуслуг или сайт Росреестра).

Подача заявления

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав — не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, тогда как уже в третьей его редакции содержится 55 оснований приостановления.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.

13 июля 2015 года

N 218-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Правительство поддержало изменения в закон о регистрации недвижимости

В России упростят процедуры и сроки государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Правительство России поддержало изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости». Власти планируют упростить процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Поправки направлены на сокращение сроков госрегистрации договоров долевого участия (ДДУ) в новостройках, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. По его словам, ряд заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, можно будет подать через личный кабинет — без усиленной электронной подписи. Идентификацией личности займется портал госуслуг, пояснил глава кабмина.

«Еще одно важное новшество: для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства первой группы, инвалидов первой и второй групп услуга вызова сотрудников Росреестра на дом станет бесплатной. Государство возьмет на себя эти расходы», — сказал Мишустин.

Согласно законопроекту, регистрация первого ДДУ составит семь дней, последующих — пять дней, до трех дней — если документы поданы в электронном виде. Соответствующие поправки планируется внести в Госдуму во втором квартале 2020 года.

«По многочисленным запросам граждан, купивших квартиры по договорам долевого участия, переходные положения законопроекта разрешат ситуации с государственным кадастровым учетом помещений в многоквартирных домах, когда такие многоквартирные дома сами на государственном кадастровом учете не стоят», — сказала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав. Наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН, пояснила Абрамченко.

Документ также позволит кадастровым инженерам подавать документы в Росреестр от имени заказчиков работ без оформления нотариальной доверенности. Это поможет снизить расходы граждан при заказе работы под ключ.

«Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций Стройкомплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка — нотариусов, кадастровых инженеров, самих госрегистраторов прав и органов местного самоуправления — и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью», — заявила Абрамченко.

Управления Росреестра по Москве отметило рост онлайн-регистраций сделок с недвижимостью во время пандемии коронавирусной инфекции. Всего за первый квартал 2020 года ведомство приняло 76,7 тыс. заявлений в электронном виде на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет. Это в 1,2 раза больше (+23%), чем годом ранее за аналогичный период (62,5 тыс.).

С 8 апреля изменились законы о землях ИЖС: что надо знать собственникам

В России увеличилось число видов разрешенного использования земельных участков Фото: ТАСС/ Максим Федоров

Минэкономразвития России внесло изменения в отдельные виды разрешенного использования земельных участков. Поправки вступают в силу с 8 апреля 2019 года. Соответствующий документ размещен на сайте официальной правовой информации.

Приказом вносятся изменения в классификатор вида разрешенного использования земельного участка «жилая застройка», которые позволят размещать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) индивидуальные дома, пригодные для постоянного проживания.

Что изменилось

Индивидуальная жилая застройка в новой редакции классификатора сохраняет наименование вида разрешенного использования. «Законодатель уточняет понятийный аппарат, исключая использование участков для выращивания ягод, фруктов, овощей, сохраняя возделывание сельскохозяйственных культур», — говорит юрист национальной юридической службы «Амулекс» Андрей Еремин.

Изменения, по словам юриста, также затрагивают характеристики дома, который можно построить на участке для ИЖС. Теперь можно будет возводить жилые дома (отдельно стоящие здания не более трех надземных этажей и высотой не более 20 м, состоящие из комнат и помещений вспомогательного использования и не предназначенные для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), говорится в документе.

Использование земельных участков для ИЖС будет исключено для подсобных сооружений, сохранится для индивидуальных гаражей, но станет возможным для хозяйственных построек.

Правки классификатора затрагивают интересы не только садоводов, но и собственников загородной недвижимости. Внесение изменений в классификатор исключает наступление каких-либо налогово-правовых последствий для собственников и арендаторов земельных участков, отмечает юрист.

Что делать собственникам

Законом подразумевается внесение изменений в кадастр недвижимости о разрешенном использовании земельного участка, что повлечет изменения и в правила землепользования и застройки муниципалитетов. В принципе, собственникам ничего делать не надо, но по желанию можно обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления для изменения в кадастре текущих сведений на новые — соответствующие изменениям в классификаторе.

Видео: «РБК-Недвижимость»

Изменение Земельного кодекса РФ с 18 марта 2020 года

Новая редакция Земельного кодекса Рф вступила в силу с 18.03.2020. Законодатели дополнили основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Редакцию Земельного кодекса РФ с 18.03.2020 изменил Федеральный закон от 18.03.2020 № 66-ФЗ, который вступил в силу в день официального опубликования. Его нормами дополнен перечень оснований для возникновения прав на земельные участки, выделяемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Новые основания для возникновения прав на землю

Новой редакцией статьи 39.1 Земельного кодекса РФ «Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено, что правительство Российской Федерации своими решениями имеет право выделять земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в собственность государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В этих случаях основанием для выделения в собственность земельного участка является решение правительства РФ, а положения главы V.I Земельного кодекса РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» не применяются.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Федеральный закон от 18.06.2017 N 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

<Письмо> Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17 <О разъяснении законодательства>

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

<Письмо> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 15.05.2017 N 10-1262-КЛ «Для сведения и учета в работе»

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

<Письмо> ФАС России от 11.04.2017 N АД/24002/17 «О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Приказ Росреестра от 03.05.2017 N П/0206 «Об обзоре обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля)»

Вместе с тем собственники зданий и сооружений в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.

Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 N 579 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов»

е) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, либо размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

<Письмо> ФНС России от 05.04.2017 N БС-4-21/6407@ «О направлении писем Минфина России и Минэкономразвития России по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных арбитражным судам, к земельным участкам, ограниченным в обороте» (вместе с <Письмом> Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-04-02/18685, <Письмом> Минэкономразвития России от 09.01.2013 N Д23и-1 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте», <Письмом> Минэкономразвития России от 03.08.2012 N Д23и-2603 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте», <Письмом> Минэкономразвития России от 13.07.2012 N Д23и-2037 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте»)

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ограниченным в обороте относятся в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *