Новые правила госзакупок

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Пономарева Е.В. 1 Калинина Г.В. 1 Цуканова Т.Г. 1 1 ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России)» В статье по направлению 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством раскрыта значимость государственных закупок для предпринимательства и виды нарушений, возникающие в сфере закупок. Раскрыто содержание федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующего порядок госзакупок. Рассмотрены основные цели и принципы контрактной системы в сфере закупок. Раскрыты проблемы и условия возникновения коррупции в случае прямой закупки у единственного поставщика. Анализ типичных нарушений, возникающих при реализации процедур заключения госконтрактов в рамках действующего Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволил выявить типичные направления нарушений: некачественное заполнение информации о закупке, нарушение конкуренции, нецелевое использование средств, завышение цен, нарушения в закупке и др. По каждому направлению представлен перечень признаков нарушения, устранение которых позволит сделать систему закупок прозрачной, убрать с рынка недобросовестных поставщиков. Как результат, определена необходимость проведения тщательной проверки реализуемых контрактов на предмет наличия возможных недостатков, которые могут привести к неэффективному использованию государственных средств, а также возможному противоречию основным направлениям и основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции. 311 KB конкуренция госконтракт поставщик госзакупки нарушения нецелевое использование конкурсные процедуры коррупция 1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 19.05.2019). 2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 19.05.2019). 3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 19.05.2019). 4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 19.05.2019). 5. Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/ (дата обращения: 19.05.2019). 6. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/2bbd05163f15eaba8fe163c1b26f3956626a5210/ (дата обращения: 19.05.2019). 7. Единая информационная система в сфере закупок . URL: www.zakupki.gov.ru.

Введение

Федеральные законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ определяют необходимость осуществления закупок госорганами, местными органами власти, бюджетными учреждениями, казенными и унитарными предприятиями через процедуру госзакупки, которая позволяет выбрать лучшее предложение на рынке. При этом поставщики заинтересованы в качественном выполнении условий контракта и в срок, так как в противном случае попадают в реестр недобросовестных поставщиков. Госзакупки представляют собой жестко регламентированные процедуры со стороны законодательства. Однако по данным сайта госзакупок более четверти всех госконтрактов в России заключается с различными нарушениями.

Цель исследования. Исследование нарушений возникающих в сфере госзакупок, их анализ и систематизация.

Материал и методы исследования

Статистические данные, в том числе официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru), по закупкам в рамках федерального закона № 44-ФЗ, проводимых такими способами как электронный аукцион, открытый конкурс, закупка у единственного поставщика.

Результаты исследования и их обсуждение

Государственные закупки представляют собой приобретение товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Для организаций участие в госзакупках дает возможность выхода на новый уровень развития, с гарантированным объемом дохода. Главными критериями для проведения госзакупок являются:

– справедливость и равенство по отношению к участникам торгов;

– эффективное использование государственных средств;

– ответственность.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок госзакупок, является федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который определяет осуществление закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно:

– достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;

– исполнение международных обязательств РФ;

– выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными бюджетными фондами, муниципальных органов.

Настоящий ФЗ не применяется для закупок, связанных с обеспечением лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с законами: 119-ФЗ от 20.08.2004 г. (участники уголовного судопроизводства) и 45-ФЗ от 20.04.1995 г. (судьи, должностные лица правоохранительных органов).

Федеральный закон № 44-ФЗ определяет принципы контрактной системы в сфере закупок:

– открытость и прозрачность;

– обеспечение конкуренции;

– профессионализм заказчика;

– стимулирование инноваций;

– единство контрактной системы в сфере закупок;

– ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок.

Однако на практике, к сожалению, имеют место нарушение данных принципов. Типичными нарушениями в этой сфере государственных закупок являются:

– некачественное заполнение информации о закупке,

– нарушение конкуренции,

– нецелевое использование средств, завышение цен, нарушения в закупке и др.

Рассмотрим более подробно их признаки.

На официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) отражается информация о госзакупках. Например, в открытом доступе находится информация в разделе планирование о плане закупок, плане-графиков в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ; в разделе контракты и договоры можно найди дополнительную информацию о контрактах и др.

При заполнении информации о закупках возникают нарушения, связанные с ее некачественным заполнением, при этом данные нарушения проявляются с двух сторон, то есть как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. В табл. 1 представлены наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с некачественным заполнением информации о закупке.

В декабре 2017 года президент России Владимир Путин утвердил Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы. Вскоре после этого, в апреле 2018 года, он заявил, что считает важнейшей задачей «реализацию так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти». Однако на сегодняшний день при заключении госконтрактов до сих пор имеют место многочисленные нарушения конкуренции в сфере госзакупок. В табл. 2 представлены наиболее часто встречающиеся нарушения конкуренции.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит более полусотни оснований, по которым госзаказчики могут миновать конкурсные процедуры.

В этом случае государственные закупки осуществляются путем прямой закупки у единственного поставщика. Так как для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов (поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги), предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, то именно на этом этапе создаются условия для возникновения коррупции. Коррупция влияет на результаты экспертизы, устанавливающие нарушения требований контракта, препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Искаженное заключение при этом может содержать предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Таблица 1

Признаки нарушений при некачественном заполнении информации о закупке

№ п/п

Признаки нарушения

Присутствуют слова, содержащие одновременно как кириллические, так и латинские символы в названии заказа или в названии любого из лотов заказа

В названиях заказов ключевые слова написаны в виде отдельных букв разделенных пробелами (например, «Закупка БЫТОВОЙ техники»)

В заголовке заказа не указывается ни одного ключевого слова, которое могло бы выдать содержание заказа

Код ОКДП не имеет достаточной детализации

Код ОКПД предмета контракта не сопоставляется с единицами измерения (по ОКЕИ) этого предмета контракта

Неверная длина кода ИНН или КПП организации поставщика

Отсутствие кода ИНН или КПП организации поставщика

Ошибки в написании кода ИНН организации поставщика, в результате чего тот не проходит проверку по контрольному числу

Использование в коде ИНН или КПП символов, отличных от цифр

Отсутствие страны в адресе поставщика

Отсутствует имя либо телефон контактной персоны поставщика

Отсутствует имя либо телефон контактной персоны поставщика

Отсутствует или искажено наименование организации поставщика

Отсутствие региона организации поставщика

Таблица 2

Признаки нарушений конкуренции

№ п/п

Признаки нарушения

Неадекватно маленький срок исполнения работ (рейтинг по стоимости одного дня). Рассчитывается на основании стоимости одного дня исполнения контракта. Пороговое значение равно сумме среднего значения по всей имеющейся на момент разработки выборке и среднеквадратического

Единственный поставщик при высокой стоимости. Сумма лотов по закупке превышает 10 000 000 рублей, при этом, стадия закупки – работа комиссии, или размещение завершено. Подсчитывается сумма по лотам, в которых данный поставщик является единственным участником

Выигрывает участник с максимальной ценой. Участников более одного, но победителем объявлен участник, предложивший не самую низкую цену

Наличие жалоб в ФАС, Рособоронзаказ (отягчающие – более одной). Участвуют поставщики, на которых были жалобы в указанные организации

Отмененные закупки. Все закупки в стадии «Размещение отменено»

Новые победители по крупным контрактам. Поставщики, никогда не участвовавшие в Госзаказе, но получившие крупные контракты

Как правило, нормативные правовые акты об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимаются в исключительных случаях. Перед принятием такого акта, в первую очередь, прорабатывается вопрос о наличии конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку принятие такого акта не должно привести к ограничению конкуренции. Кроме того, нецелесообразно принятие такого акта в тех случаях, когда проведение торгов будет способствовать неэффективному расходованию бюджетных средств в виду наличия хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на соответствующем товарном рынке. К сожалению, сегодня мы имеем систематические примеры неэффективного использования финансовые средства бюджетов различного уровня: федерального, муниципального, регионального, при определении в качестве единственных исполнителей подведомственных федеральным органам исполнительной власти структур.

На сегодняшний день процедура заключения госконтрактов подвергается тщательной проверке и аудиту, в процессе которого проверяется сама деятельность организаций и учреждений, использование государственных средств, а также эффективность их использования. В случаях проведения аудита эффективности определяют экономичность, продуктивность и результативность использования государственных средств различного уровня. Экономичность определяется соотношением объема государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества. Продуктивность использования государственных средств устанавливается соотношением объема произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг и других результатов деятельности объекта проверки) к затраченным материальным, финансовым, трудовым и другим ресурсамина получение этих результатов. Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

Таблица 3

Признаки нарушений нецелевого использования средств и завышения цен

№ п/п

Признаки нарушения

Предметы роскоши: в предмете заказа, или одного из лотов, указан товар, который присутствует в списке «Роскошь», и стоимость закупки превышает указанную для этой позиции в списке «Роскошь» цену

Стоимость единицы товара существенно отличается от аналогичных.

Берется в расчет средняя цена за единицу продукции внутри определенной номенклатуры товара. Существенным отличием цены считается отклонение большее, чем дисперсия случайной величины на всей выборке внутри номенклатуры

Несоответствие поставки по контракту условиям конкурса.

Несоответствие кодов ОКДП контракта кодам ОКДП лотов

В табл. 3 представлены наиболее часто встречающиеся нарушения, возникающие при нецелевом использовании средств и завышении цен.

Ранее действующий закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ не предусматривал антидемпинговых мер («демпинг» – продажа товаров по искусственно заниженным ценам) и включал только три способа защиты заказчика от недобросовестных поставщиков – обеспечение заявки, обеспечение контракта и реестр недобросовестных поставщиков. Но, как следует из практики применения норм Закона № 94-ФЗ, эти меры не были эффективными, а других предусмотрено не было. Отсутствие антидемпинговых мер приводило к злоупотреблениям. В Законе о контрактной системе они есть. Согласно ст. 37 Закона о контрактной системе антидемпинговые меры применяются в случаях проведения заказчиком торгов – конкурса и аукциона. Иных процедур антидемпинговые меры не касаются.

Заключение

В ходе реализации госконтрактов осуществляется закупка ведомственными организациями у подведомственных организаций, при этом в свою очередь подведомственные организация приобретают товары и услуги у частных поставщиков по более низким ценам, с использованием неконкурентных процедур. Учитывая вышесказанное, считаем необходимым проводить более тщательную проверку реализуемых контрактов на предмет наличия возможных недостатков, которые могут привести к неэффективному использованию государственных средств, а также возможному противоречию основным направлениям и основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции, сформулированным в указе президента.

Библиографическая ссылка

Пономарева Е.В., Калинина Г.В., Цуканова Т.Г. НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-1. – С. 122-126;

Лобов Артем Юрьевич

  • Пресс-центр
    • Контакты пресс-службы
    • Заявки на мероприятия
    • ФАС России в СМИ
      • Интервью
      • Архив
    • Новости ФАС России
      • Архив
    • Видео трансляции
      • Анонсы предстоящих видео трансляций
      • Состоявшиеся видео трансляции
    • Медиа-архив
      • Видео
      • Фотоальбомы
      • Презентации
      • Стенограммы
        • Стенограмма выступления руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева на конференции газеты «Ведомости» «Антимонопольное регулирование в России»
        • Стенограмма выступления руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева на расширенном заседании Коллегии ФАС России
        • Стенограмма выступления руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева на «правительственном часе» в Совете Федерации
        • Стенограмма совещания по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России
      • Интервью
      • Инфографика
      • Буклеты
      • Поиск по медиа-архиву
    • Положение об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов
  • О ФАС России
    • Общие сведения
      • О ФАС России
      • Руководство
      • Полномочия руководителя ФАС России и его заместителей
      • История антимонопольного регулирования в России
    • Миссия, цели, ценности
    • Структура
    • Планы
    • Закупки
      • Общая информация
      • 2014
      • 2015
      • 2016
    • Ведомственная отчетность
    • Решения Коллегии ФАС России
    • Федеральные целевые программы
    • Информационные системы
    • Гражданская оборона
    • Государственные услуги и функции
    • Дорожная карта
    • Государственная служба
      • Порядок и условия поступления на госслужбу
      • Правовая база
      • Проводимые конкурсы
      • Кадровый резерв
      • Сведения о вакантных должностях
      • Прохождение практики в ФАС
      • Конкурсный отбор для направления граждан РФ в образовательные организации для участия в конкурсе на целевые места
      • Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
    • Учебно-методический центр ФАС России
      • Структура
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Важная информация
    • Виртуальный музей
    • О сайте
      • План развития сайта ФАС России
      • План работы с социальными медиа
      • Техническая колонка
      • Сообщи о проблеме функционирования сайта
  • Документы
    • Нормативно-правовые акты
      • Проекты НПА ФАС России
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования
      • Архив
    • Разъяснения
      • Архив
    • Аналитические материалы
      • Анализы товарных рынков, проведенных в соответствии с Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220
      • Архив
    • База решений
  • Территориальные органы
  • Международное сотрудничество
    • Соглашения о сотрудничестве
    • Международные мероприятия
      • Неделя конкуренции в России
        • 2016
      • Антимонопольная политика: наука, практика, образование
        • 2016
    • Международные рабочие группы
      • Рабочая группа по роумингу
        • Заседания
          • 1 заседание
          • 2 заседание
          • 3 заседание
          • 4 заседание
          • 5 заседание
          • 6 заседание
      • Рабочая группа по фармацевтике
        • Заседания
          • 8 заседание
    • ЕАЭС
    • МСАП
      • Состав МСАП
      • Договорно-правовая база МСАП
      • Доклады МСАП
      • Координационный совет по рекламе при МСАП
      • Штаб по совместным расследованиям
      • Календарь заседаний
      • Заседания МСАП (повестки)
      • Заседания МСАП (протоколы)
      • Заседания штаба по совместным расследованиям (повестки)
    • ОЭСР
      • Комитет по конкуренции
        • Заседания ОЭСР 2013
        • Заседания ОЭСР 2014
        • Заседания ОЭСР 2015
        • Заседания ОЭСР 2016
      • Годовые доклады
      • ОЭСР — ГВХ РЦК
        • Информационный бюллетень ОЭСР — ГВХ РЦК
    • БРИКС
      • Конференции
      • Документы
      • Мероприятия
        • Марокко, 2014
        • Cидней, 2015
        • Cанкт-Петербург, 2015
        • Москва, 2015
        • Дурбан, 2015
        • Москва, 2015 (Неделя конкуренции)
      • Рабочая группа БРИКС по исследованию проблем конкуренции в социально значимых секторах экономики
      • Продовольственная безопасность
    • МКС
    • АТЭС
      • Семинар АТЭС по конкуренции
    • ЮНКТАД
      • Конференция ООН по пересмотру стандартов ООН
      • 13-я сессия МГЭ
      • 14-я сессия МГЭ
      • 15-я сессия МГЭ
    • ЕС
      • Меморандум
    • ЭРРА
      • Членство
      • Организационная структура
    • Архив
      • Международная рабочая группа по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования
        • Заседания
          • 1 заседание
          • 2 заседание
          • 3 заседание
          • 4 заседание
          • 5 заседание
  • Советы
    • Анонсы экспертных советов
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Прием документов
    • Общественная приемная
      • График приема граждан управлениями
      • График приема граждан руководством
    • Обращения в ФАС России
      • Порядок обращения
      • Порядок обжалования
      • Образцы документов
      • Написать в ФАС России
      • Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
      • Отчеты о работе с обращениями граждан
        • Статистическая информация по обращениям, поступившим в Общественную приемную центрального аппарата ФАС России
          • Статистика обращений в Общественную приемную ФАС России во II квартале 2017 года
          • Статистика обращений в Общественную приемную ФАС России в 1 полугодии 2017 года
        • Статистическая информация о работе с письменными обращениями граждан, поступившими в центральный аппарат ФАС России
          • Информация о работе с обращениями граждан в центральном аппарате ФАС России 4 квартале 2015 г.
          • Информация о работе с обращениями граждан в центральном аппарате ФАС России в 1 квартале 2016 г.
          • Информация о работе с обращениями граждан в центральном аппарате ФАС России во 2 квартале 2016 г.
          • Информация о работе с обращениями граждан в центральном аппарате ФАС России в 3 квартале 2016 г.
          • Информация о работе с обращениями граждан в центральном аппарате ФАС России в 4 квартале 2016 г.
          • Информация о работе с обращениями граждан в центральном аппарате ФАС России в 2016 году
        • Обзор результатов рассмотрения обращений
        • Итоговый сводный отчёт о результатах проведения общероссийского дня приёма граждан в Федеральной антимонопольной службе
          • Итоговый сводный отчет о результатах проведения третьего Общероссийского дня приема граждан в Федеральной антимонопольной службе 14 декабря 2015 года
          • Итоговый сводный отчет о результатах проведения третьего Общероссийского дня приема граждан в Федеральной антимонопольной службе 12 декабря 2016 года
      • Предложения и отзывы по работе с обращениями граждан и работе Общественной приемной ФАС России
      • Горячая линия для сообщений о нарушениях Закона о торговле
      • Опрос об информированности граждан о деятельности ФАС России
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов
    • Квитанции на оплату
      • Штрафы за нарушение антимонопольного законодательства
      • Штрафы за нарушение законодательства о размещении государственного заказа
      • Штрафы за нарушение законодательства о рекламе
      • Штрафы за нарушение законодательства об электроэнергетике
      • Штрафы за нарушение в сфере государственного оборонного заказа
    • Вопросы и ответы
  • Направления деятельности
    • Антимонопольное регулирование
      • Биржевой комитет
        • Биржевой комитет по нефти и нефтепродуктам
          • Подкомитет Биржевого комитета по вопросу запуска поставочных контрактов на нефть в Российской Федерации
          • Подкомитет Биржевого комитета по вопросу организации движения регулярных грузовых поездов с нефтепродуктами («Биржевой вагон»)
          • Проектная рабочая группа ФАС России по рассмотрению вопросов имеющихся сложностей при оплате услуг за пользование путями общего и необщего пользования, и иных законодательно неурегулированных случаев, влекущих за собой нарушение ритмичности хозяйственной деятельности участников рынка нефтепродуктов
          • Проектная рабочая группа ФАС России по вопросам нормативно-правового закрепления накопления и использования запасов нефтепродуктов нефтяных компаний и вывода нефтеперерабатывающих производств в ремонт
          • Проектная рабочая группа ФАС России по проработке предложений, касающихся усовершенствования положений совместного Приказа ФАС России и Минэнерго России от 12 января 2015 г. № 3/15/3
        • Биржевой комитет по газу
        • Биржевой комитет по углю
      • Сообщи о картеле!
    • Контроль госзаказа
      • Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа
        • Федеральные законы
        • Подзаконные акты
        • Письма и разъяснения
          • Совместные разъяснения ФАС России и Минэкономразвития
    • Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
      • Комитет по защите имущественных прав ФИФА
        • Состав комитета
        • Положение о Комитете
        • Регламент Комитета
        • Перечень товарных знаков ФИФА
        • Образцы оригинальной продукции ФИФА
        • Актуальный список партнеров и лицензиатов
        • Представитель правообладателя
        • Обратная связь
    • Контроль иностранных инвестиций
      • Решения Правительственной комиссии
    • Контроль гособоронзаказа
    • Тарифное регулирование
      • Правление ФАС России
        • Состав Правления ФАС России
        • Правила принятия решений
      • Реестр субъектов естественных монополий
      • Методический совет по тарифному регулированию
      • Региональные регулирующие органы
      • Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
  • Важная информация
    • База решений
    • Открытое ведомство
      • Публичные декларации ФАС России
        • 2014
        • 2015
        • 2016
        • 2017
      • Планы по реализации Концепции открытости на 2017 год
      • Результаты публичного обсуждения эффективности внедрения ФАС России механизмов реализации принципов открытости
      • Работа с референтными группами
      • Оценка эффективности внедрения ФАС России механизмов реализации принципов открытости
      • Подкасты ФАС России
      • Белая и черная книги
    • Открытые данные
    • Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
        • Положение о Комиссии
        • Сведения о принятых решениях
        • Состав Комиссии
        • Планируемые заседания Комиссии
        • Форма заявления
        • Методические рекомендации
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Доклады, отчеты, обзоры
    • Калькулятор ЖКХ
    • Написать в ФАС России
    • Правление ФАС России
    • Биржевой комитет ФАС России
    • Комитет по защите имущественных прав ФИФА
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов
    • Планы деятельности
    • Стандарт развития конкуренции
      • Методические материалы
      • Нормативно-правовые акты, поручения
      • Внедрение Стандарта развития конкуренции
      • Материалы региональных докладов
      • Протоколы и материалы межведомственной рабочей группы
        • Протокол от 06.03.2017г
    • Наука и образование
      • Наука и образование
      • Базовые кафедры ФАС России
      • Журнал «Российское конкурентное право и экономика»
        • 2011
        • 2012
        • 2013
        • 2014
        • 2015
        • 2016
    • Перечень актов, содержащих обязательные требования
    • Музей ФАС России
    • Экскурсии в ФАС России
    • Текущие опросы
  • Карта калькулятора ЖКХ
  • Ценовой калькулятор электрической энергии и мощности для юридических лиц
  • Открытые данные
    • Приказ ФАС России «Об организации работы с открытыми данными»
    • Состав рабочей группы ФАС России по организации работы с открытыми данными
    • Ведомственный план ФАС России по реализации мероприятий в области открытых данных на 2020 год
    • График раскрытия приоритетных социально-значимых наборов данных на 2020 год
    • Опрос/корректировки/запрос информации
  • Горячая линия ФАС России по вопросам повышения цен
    • Завышение розничных цен на продовольствие
    • Завышение оптовых цен на продовольствие
    • Завышение оптовых цен на рыбу
    • Завышение оптовых цен на сельскохозяйственную продукцию и сырьё

В 2020 г. вступают в силу значимые изменения Закона № 44-ФЗ и подзаконных актов. По новым правилам будут иначе согласовывать контракты с единственным поставщиком, проводить малые закупки через электронные площадки в большем объеме, закупать с помощью электронного запроса котировок. Также с января нужно требовать страну происхождения товара в заявке участника.

Изменения в ФЗ-44

С 1 апреля 2020 г. заработала новая редакция Закона № 44-ФЗ. При этом поправки носят скорее технический характер. Для заказчиков и участников закупок ничего не меняется.

Так, упорядочат перечень данных, которые контролирует Казначейство. Ведомство будет следить за:

  • непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения, утвержденным и доведенным до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.

Для контроля через ЕИС ведомство сопоставит:

  • извещения об осуществлении закупок и информацию в планах-графиках;
  • протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и информацию в извещениях;
  • условия проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, и информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Электронный запрос котировок

Закупать с помощью электронного запроса котировок можно будет больше и быстрее.

Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб.

📌 Реклама Отключить

Как изменятся правила опубликования извещения

У участника будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.

Что участник закупки должен будет включить в заявку

Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.

Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.

Также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один — протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Как сократятся сроки заключения контракта

Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.

Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен.

📌 Реклама Отключить

Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.

Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе

Заключение контракта потребуется согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган

Обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней.

Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо

Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:

  • закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
  • запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
  • запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку закупок

В срок рассмотрения обращения контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.

Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

📌 Реклама Отключить

Электронные малые закупки

Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Отметим, что годовой объем таких закупок остался без изменений. Полагаем, что закупки в электронной форме будут в него входить, поэтому придерживаться стоит таких лимитов:

Заказчик сможет проводить такие закупки на сумму до 3 млн руб. с учетом годового лимита.

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, а заказчик — размещать извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. Оператор электронной площадки выберет пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу и направит заказчику. Дальнейшая процедура пройдет в упрощенном порядке.

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:

  • наименование и характеристики товара;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения;
  • документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;
  • цену за единицу товара;
  • предлагаемое максимальное количество товара;
  • срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;
  • информацию об участнике;
  • документы о его соответствии требованиям законодательства;
  • декларацию о его соответствии требованиям Закона № 44-ФЗ;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.

У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.

Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.

Сведения о контрактах, заключенных по результатам электронных малых закупок, нужно будет направлять в реестр контрактов.

Участники закупки должны указывать в заявке страну происхождения товара

По новым правилам участник обязан указать в заявке страну происхождения товара независимо от того, применяются ли правила нацрежима. Эта информация понадобится и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии — учитывать новшества при рассмотрении заявок.

Появилось больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла

Помимо случаев, установленных правительством, контракт жизненного цикла можно заключить при закупке новых машин и оборудования.

📌 Реклама Отключить

Вступление в силу

С 1 января 2020 г. нужно указывать в заявках страну происхождения.

С 8 января 2020 г. изменились правила для контрактов жизненного цикла.

С 1 июля 2020 г. заработает большая часть новшеств:

  • запрос котировок в электронной форме будут проводить по новым правилам;
  • начнут проводить электронные малые закупки;
  • по-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком.

К 1 января 2021 г. наладят взаимодействие с ЕИС относительно электронных малых закупок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *