Новые финансовые инструменты

Модели бюджетного федерализма

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Сущность бюджетного федерализма

В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законода­тельное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.
Бюджетное регулирование — в РФ процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов

Вертикальное выравнивание — это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов.

Горизонтальное выравнивание — пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Инструменты вертикального и горизонтального регулирования

Финансовые инструменты вертикального регулирования– собственные (полностью поступающие в один уровень бюджета) и закрепленные (поступающие в несколько видов бюджета) налоги. Примерами собственных налогов являются: НДС, акцизы на нефть и газ, которые полностью поступают в федеральный бюджет.Для региональных бюджетов собственные налоги – это налог на имущество юридических лиц, транспортный, на игорный бизнес. Для местных бюджетов – это налог на землю и на имущество физических лиц. Примерами закрепленных или разделяемых налогов являются налог на прибыль (при ставке 24 % 6,5 % идет в федеральный бюджет, а 17,5 % – в бюджет субъекта РФ), НДФЛ – поступает в региональные бюджеты, которые «делятся» им с местными бюджетами; разделяются также налоги на малый бизнес, на добычу природных ископаемых и т. д.

Финансовые инструменты горизонтального регулирования межбюджетные трансфертыили финансовая помощь, которая во всех формах является, как правило, безвозмездной и безвозвратной, однако она различается по целям:1) дотации(нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания);2) субвенции(целевая помощь);3) субсидии(долевая помощь);4) бюджетные кредиты(возвратные, но недорогие,1/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ);

3)ФОРМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРОВМежбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляютсяв форме:
финансовойпомощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса;
субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федеральным законодательством;
средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
бюджетных кредитов местным бюджетам в соответствии со статьей 141 настоящего Кодекса.
4)Бюджетная Децентрализация и централизция

Бюджетная децентрализация взаимосвязана с процессами географической децентрализации и децентрализации системы принятия административных решений, однако имеет ряд отличий.

Децентрализа́ция — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.преимущества бюджетной централизации

Они выражаются в разноуровневых возможностях регионов, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие:

1) возможности сохранения макроэкономической стабильности;

2) поддержание инвестиционной активности, особенно важной в периоды экономического спада;

3) поддержание сопоставимого уровня потребления общественных благ по территории страны;

4) существенные возможности выравнивания весьма дифференцированной душевой бюджетной обеспеченности, что особенно актуально для России;

5) наличие относительно более высокой компетенции и квалификации управленческих кадров центральных органов управления.

Модельдецентрализованной бюджетной системы характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов. По этому критерию центральная власть берет на себя расходы, связанные с гарантиями, установленными законами государства. Это характерно, например, для Канады.

Умеренно централизованная, социально ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных финансов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы в расчете на ответственность каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов. Подобными являются бюджетные модели Германии, Швейцарии.

Максимально централизованная, социально ориентированная модель характерна для государств, у которых практически нет проблемы реализации принципа бюджетного федерализма. Это характерно для шведской модели.

5) Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Модели бюджетного федерализма

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) Германская (фискальный федерализм)
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») 1. совместные налоги («один налог — три бюджета»)
2. самостоятельность в расходах 2. совместное регулирование расходов
3. непринятие «мандатов» 3. «финансируемые мандаты»
4. слабое выравнивание 4. сильное выравнивание
5. свобода заимствований 5. ограничения заимствований
6. возможность «банкротства» 6. помощь кризисным регионам

Модель конкурентного федерализма используется в США. Для нее характерно наличие собственных налогов, самостоятельность в бюджете, слабое выравнивание, свобода заимствований и высокая вероятность возникновения банкротства.

Суть конкурентного федерализма заключается в том, что участники федеральных отношений рассматриваются как конкуренты во взаимоотношениях центров и регионов, центрального и регионального правительства, юридических и физических лиц, действующих на территории.

Для модели конкурентного федерализма характерна высокая степень автономности. Помимо налогов на международную торговлю, отнесенных к компетенции федерального правительства, и налогов на имущество, закрепленных за правительствами штатов и местными органами власти, доступ к остальным уровням налоговой базы открыт для всех уровней бюджетной системы. Правительство штатов имеет право самостоятельно вводить любые налоги, устанавливать налоговые ставки, если они не противоречат конституции.

Фискальный федерализм — принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

7) модель бюджетного федерализма в России. Развитие России в условиях рыночного механизма регулирования экономики накладывает отпечаток на условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней.

Основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации определяются её государственным устройством, установленным Конституцией РФ, как федеративной республики, состоящей из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).

Бюджетный федерализм в России можно отнести к кооперативной модели, что предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами федерации по межбюджетным взаимоотношениям.

При этом федеральное бюджетное законодательство в РФ верховенствует над бюджетным законодательством субъектов федерации. Общая законодательная модель бюджетного федерализма в России представлена

Финансовые сделки: понятие, классификация, особенности.

⇐ ПредыдущаяСтр 56 из 67

Финансовые обязательства

Предметом финансово-правовых обязательств, которые возникают из законов или иных нормативно-правовых актов, всегда являются денежные средства.

Большинство признаков обязательства, выделяемых в качестве отличительных особенностей данного вида правоотношения, не определяют его принадлежности исключительно к сфере гражданского права. Возникновение обязанности физического или юридического лица к совершению определенных действий по передаче материальных благ происходит и в рамках публично-правового регулирования, устанавливаемого финансовым законодательством.
То есть, обязательственное право представляет собой комплексный институт, охватывающий частные и публичные имущественные отношения, связанные с перемещением материальных благ.

Понятие финансового обязательства

Финансовые обязательства представляют собой имущественные отношения, юридическим содержанием которых является право кредитора требовать от должника совершения определенных активных действий по предоставлению конкретных материальных благ.
Обязательственные правоотношения, как правовая форма существования экономических отношений, традиционно рассматриваются юридической наукой с точки зрения их включенности в предмет гражданского права.

Финансовые обязательства, как вид обязательственных отношений, обладают рядом общих признаков с гражданско-правовыми обязательствами, но отличаются от них публично-правовой природой. Финансовые обязательства возникают в результате договорных отношений и требуют уплаты денежных средств или передачи иных активов другим компаниям и организациям.

Источниками возникновения финансовых обязательств являются:

1) кредитные договоры;

2) договоры банковского вклада (депозита);

3) договоры банковского счета;

4) договоры, объектами которых выступают:

· ценные бумаги;

· драгоценные металлы;

· иностранная валюта;

· денежные средства;

· права требования по производным финансовым инструментам;

· права требования по договорам займа и кредитным договорам;

· права требования по договорам банковского вклада (депозита).

Сторонами разнообразных финансовых обязательств могут быть:

1) Россия в лице федеральных органов исполнительной власти;

2) Центральный банк РФ;

3) международные финансовые организации, членом которых является Российская Федерация;

4) кредитные организации;

5) профессиональные участники рынка ценных бумаг, за исключением регистраторов и финансовых консультантов;

6) страховые организации;

7) инвестиционные и пенсионные фонды, а также их управляющие компании;

8) профессиональные участники рынка производных финансовых инструментов, за исключением финансовых консультантов;

9) участники товарных бирж.

Финансовые обязательства могут быть прекращены на основании взаимозачета (неттинга).

Финансовое обязательство – это любое обязательство, которое является контрактным обязательством:

1) передать денежные средства или иной финансовый актив;

2) обменять финансовые инструменты с другим предприятием на потенциально неблагоприятных усвловиях.

Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2017. Том 2.

К обязательствам по оказанию финансовых услуг относятся:

1) договор займа;

2) кредитный договор;

3) финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

4) договор банковского вклада;

5) договор банковского счёта;

6) договор страхования.

Заем и кредит

В экономическом смысле термин «кредит» означает любое временное использование чужого капитала, например заем денег на возвратной основе, предоставление отсрочки или рассрочки платежа, авансирование. Для регулирования этих отношений законом предусмотрены модели договоров займа и кредита, а также коммерческий кредит.

Договор займа

1. По договору займа займодавец передает заемщику в собственность деньги или родовые вещи, а заемщик обязуется вернуть такое же количество денег или вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК).

Как видно, взаймы берут для того, чтобы израсходовать, истратить, потребить. Если такое распоряжение состоялось, то вернуть те же самые деньги или вещи невозможно (например, полученными от займодавца деньгами заемщик рассчитался с третьим лицом, а занятое топливо сжег). Займодавцу возвращается не то же самое, а равное количество денег или таких же вещей. Поэтому предмет займа передается в собственность, а не во владение или в пользование, как это происходит, в частности, при аренде.

Если цель заемщика – приобретение в собственность для потребления, то юридическая цель займодавца – получить от заемщика возврат равного количества денег или вещей, а также плату, когда заем возмездный.

Еще одно значение договора займа состоит в том, что любой денежный долг либо долг по передаче родовых потребляемых вещей можно новировать в заемное обязательство (ст. 410 и 818 ГК). Такая новация упрощает отношения сторон, сужая круг возражений должника.

Побочный положительный эффект для кредитора – перерыв течения исковой давности.

Договор займа является реальным, односторонне обязывающим, по общему правилу возмездным.

Реальный характер договора займа закреплен в легальном определении: «займодавец передает…» (а не «обязуется передать»); а также в абз. 2 п. 1 ст. 807 ГК – договор считается заключенным с момента передачи денег или вещей. Это означает, что обещание займа, даже сделанное в письменной форме (подписанный договор займа), никаких обязанностей не порождает. Заемщик не может требовать обещанного.

Представляется, что правило о реальном характере займа нельзя обойти с помощью конструкции предварительного договора о предоставлении займа. Предварительный договор обязывает к заключению основного договора (ст. 429 ГК). Применительно к займу это означало бы обязанность займодавца передать деньги или вещи, что противоречит существу реальной сделки, делая ее консенсуальной.

Реальный характер займа позволяет давшему обещание «остыть» и передумать давать взаймы без каких-либо негативных для себя юридических последствий. Это можно объяснить тем, что несправедливо пообещавшего дать взаймы обязывать к исполнению, в то время как заемщик даже принимать это исполнение не обязан. Кроме того, в правоотношении займа нет встречных обязанностей (встречного исполнения, ст. 328 ГК), нет равнозначного обмена. Такие договоры, в которых отсутствует встречность, обмен, принято называть односторонне обязывающими: у кредитора – только право, а у должника – только обязанность. В законе односторонние договоры зачастую сконструированы как реальные либо как консенсуальные, но не допускающие понуждения кредитора к исполнению в натуре. Так, ссудодателя по консенсуальному договору ссуды можно обязать лишь к возмещению реального ущерба на случай его отказа от передачи вещи в пользование (ст. 692 ГК).

Возмездность является общим правилом для договоров займа денег.

Если в договоре займа ничего не сказано ни о его возмездности, ни о размере процентов, срабатывает презумпция возмездности. Проценты по такому договору подлежат уплате ежемесячно по ставке рефинансирования на момент возврата займа или его части. Они начисляются за весь период до дня возврата займа, в том числе досрочного.

Безвозмездными предполагаются:

· займы родовых вещей (неденежные займы);

· договоры займа между гражданами на незначительные суммы (не превышающие 50 МРОТ) в непредпринимательских целях.

2. Предмет договора займа – это деньги или заменимые потребляемые родовые вещи. Деньги и родовые вещи всегда могут быть заменены.

Поэтому их гибель не освобождает от обязанности по возврату займа.

Более того, предмет займа всегда тратится или уничтожается в процессе потребления.

Сумма займа может быть также предоставлена в распоряжение заемщика путем перечисления безналичных денежных средств на его счет.

Заемные (а также кредитные) отношения в иностранной валюте с участием нерезидентов допускаются без ограничений. Однако расчеты в валюте по заемным обязательствам между резидентами возможны только в безналичной форме и при соблюдении определенных условий.

Условие о предмете – единственное существенное условие договора займа.

3. Общее правило: давать и брать взаймы могут любые субъекты, включая публичные образования, без ограничений. Исключение: юридические лица могут публично занимать деньги под проценты у граждан, только если такое право дано им специальным законом (п. 4 ст. 807 ГК). Это запрет на привлечение денег финансовыми пирамидами («МММ», «Русский дом Селенга» и т.п.). Ограничение не касается привлечения денег посредством продажи облигаций (ст. 816 ГК) – ценных бумаг, эмиссия которых находится под государственным надзором (ст. 19 Закона о РЦБ). Не ограничено привлечение денег граждан банками на основании договоров банковского вклада.

4. Форма договора. Письменная форма обязательна для займов:

· на сумму, начинающуюся с 10 МРОТ;

· где займодавец – юридическое лицо.

Заем считается предоставленным, если из документа (договора займа в письменной форме, расписки и т.п.) следует, что деньги (вещи) переданы. Платежное поручение с указанием на заемный характер перечисления денежных средств также вполне допустимо в качестве доказательства заключения договора займа.

Обычно в письменном договоре займа указывают предмет займа и обязательство заемщика по возврату. Передачу займа оформляют распиской заемщика, выполненной в виде отдельного документа или надписи на договоре-документе. Другой способ подтверждения выдачи займа – указание в тексте договора: «займодавец передал». В третьем варианте договор займа и его условия могут подтверждаться одной только распиской заемщика (п. 2 ст. 808 ГК).

Последствие несоблюдения письменной формы договора займа общее: недопустимость свидетельских показаний для доказывания факта заключения договора и его условий (п. 1 ст. 162 ГК). Для займа, являющегося реальной сделкой, заключение договора и предоставление займа – это один и тот же факт, который не подлежит доказыванию свидетелями.

Доказывать передачу займа можно не только письменными, но и другими доказательствами (например, видеоили аудиозаписями).

Однако документ о предоставлении займа не всегда соответствует действительности. Он может быть выдан под воздействием, например, обмана или угрозы. На такие случаи закон предусматривает оспаривание займа по безденежности (ст. 812 ГК). Это требование заемщика о признании договора займа незаключенным полностью или в части, а не иск о признании договора займа недействительным на основании п. 2 ст. 174 или ст. 179 ГК, как может показаться. Различия между этими способами защиты принципиальные. Во-первых, срок давности по иску о признании договора незаключенным составляет три года в отличие от годичного срока для признания недействительной оспоримой сделки. Во-вторых, заем может быть оценен судом как безденежный на основании возражения заемщика против предъявленного займодавцем иска о взыскании, в то время как признание оспоримой сделки недействительной возможно только посредством предъявления иска. Усиливает различия то, что применение исковой давности к возражениям действующим законом не предусмотрено.

Основание требования о безденежности займа: предмет займа не передан или передан в меньшем размере, чем указано в долговом документе.

Если заем должен быть оформлен письменно и у займодавца есть письменное доказательство предоставления займа, то доказывать безденежность свидетельскими показаниями нельзя (как и предоставление займа). Исключение сделано для случаев подписания заемщиком документов о получении займа под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых жизненных обстоятельств, сговора либо иных совместных действий представителя заемщика с займодавцем в ущерб интересам заемщика.

5. Содержание заемного обязательства состоит из обязанностей заемщика по возврату займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором, а также по уплате процентов, если заем возмездный.

Беспроцентный заем можно вернуть раньше срока, если это не запрещено договором, – кредитор от этого не страдает. Напротив, для возврата возмездного займа требуется согласие займодавца.

Потребительский процентный заем позволено не только вернуть досрочно, но и по частям (ср. ст. 311 ГК). Для этого достаточно уведомить кредитора за 30 дней (абз. 2 ст. 810 ГК, ч. 4 ст. 11 Закона о потребительском кредите).

Заем, выданный на неопределенный срок или до востребования, подлежит возврату в течение 30 дней со дня предъявления требования о возврате.

На займодавце лежат общие так называемые кредиторские обязанности по принятию исполнения (ст. 406 и п. 2 ст. 408 ГК).

6. Последствия нарушения договора. К числу нарушений договора займа относятся:

а) просрочка возврата займа;

б) просрочка возврата очередной части в случае, когда договором предусмотрено возвращение займа по частям (п. 2 ст. 811 ГК);

в) снижение уровня обеспечения (ст. 813 ГК);

г) нецелевое использование займа и необеспечение займодавцу возможности контроля за целевым использованием (ст. 814 ГК).

Просрочка возврата займа влечет ответственность в виде взыскания договорной неустойки, а если она не предусмотрена договором – процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, до дня возврата займа. Неисправный заемщик за период просрочки должен уплатить и неустойку, и проценты на сумму займа (как плату, п. 1 ст. 809 ГК). Повышенные проценты – предусмотренное договором займа увеличение процентов на случай просрочки заемщика – рассматриваются судебной практикой в части увеличения как мера ответственности. Следовательно, они могут быть снижены судом (ст. 333 ГК).

Сложные проценты, т.е. проценты как мера ответственности, начисленные на проценты за пользование займом (проценты на проценты), допускаются только в случаях, предусмотренных договором займа в предпринимательских отношениях (п. 2 ст. 317.1 ГК).

Нарушение заемщиком срока возврата очередной части займа (если предусмотрен возврат по частям) дает кредитору право не только взыскать неустойку или проценты, но и потребовать досрочного возврата займа с причитающимися процентами (так называемая акселерация).

Заявленное займодавцем требование о досрочном возврате займа не прекращает действие акцессорных обеспечительных обязательств, а также обязанностей заемщика (например, по уплате процентов)2.

Такое же последствие предусмотрено для случаев нарушения заемщиком обязанностей по поддержанию уровня обеспечения и целевому использованию займа, в том числе по предоставлению займодавцу возможности контроля за целевым использованием.

Снижение уровня обеспечения может выражаться в:

· утрате обеспечения вследствие прекращения обязательств, обеспечивавших возврат займа (залог, поручительство, независимая гарантия и т.п., например, ликвидация гаранта);

· ухудшении условий обеспечения (например, банкротство поручителя, существенное снижение стоимости предмета залога);

· неисполнении заемщиком договорных условий по совершению определенных действий или воздержанию от них, направленных на обеспечение возврата займа. Например, поддержание определенного уровня экономических показателей, информирование займодавца об определенных событиях и действиях, обязательство не обеспечивать чужие обязательства (принимать поручительство) и т.д.5 (такие условия называют ковенантами).

Вина заемщика в снижении уровня обеспечения юридически безразлична (ст. 813 ГК).

Следует учитывать специальные правила о защите потребителей.

Так, понижение стоимости предмета залога в потребительском или ипотечном кредите не может влечь неблагоприятные для заемщика последствия (п. 2 ст. 340 ГК). Судебная практика со ссылкой на ч. 4 ст. 29 Закона о банках и банковской деятельности оценивает как ничтожные условия договоров потребительского займа (кредита), содержащие основания его расторжения, не предусмотренные законом.

Под «причитающимися процентами» при досрочном возврате займа судебная практика понимает сумму процентов до дня, когда сумма займа должна быть возвращена по условиям договора, несмотря на возврат до срока. Однако отношение арбитражных судов к «причитающимся процентам» в последние годы изменилось: проценты, начисленные с момента фактического возврата до дня возврата, определенного договором, не должны превышать понесенные займодавцем убытки во избежание его неосновательного обогащения. Обоснование: с момента возврата займа займодавец имеет возможность использовать возвращенные средства и получать с них доход.

Кредитный договор

1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК).

Кредитный договор имеет очевидное сходство с договором займа, поскольку опосредует один и тот же экономический интерес – временное использование чужого капитала при недостаточности собственного.

Этим обусловлено применение к кредитному договору «по умолчанию» правил ГК о договоре займа, если иное не предусмотрено нормами § 2 гл. 42 ГК или не вытекает из существа кредитного договора.

Вместе с тем в отличие от договора займа кредитный договор – консенсуальный и двусторонне обязывающий. Однако в практике арбитражных судов главенствует подход, в соответствии с которым понуждение к исполнению обязанности выдать кредит в натуре не допускается. Необоснованный отказ выдать кредит может повлечь лишь обязанность кредитора по возмещению убытков. Однако у кредитора есть возможность правомерно отказать в выдаче кредита, если обстоятельства свидетельствуют о будущей неисправности заемщика (например, есть публикация о намерении заемщика обратиться с заявлением о своей несостоятельности). В свою очередь заемщик наделен правом передумать и отказаться от получения кредита даже после заключения договора (п. 2 ст. 821 ГК). Для этого необходимо лишь заранее уведомить кредитора.

Как видно, принудить заемщика к получению кредита (как и займа), т.е. к исполнению договора, нельзя. Такое нехарактерное для подавляющего числа обязательств положение сторон (есть обязанность исполнить, но нет обязанности принять исполнение) оправдывает указанный подход арбитражных судов.

Кредитный договор не является публичным (ст. 426 ГК), поскольку личность конкретного должника и его кредитоспособность небезразличны для кредитора.

Кредитор обычно является сильной стороной при заключении кредитного договора, что дает ему возможность диктовать условия (неравенство переговорных возможностей). Если должник фактически лишен возможности влиять на разработанный банком проект соглашения, кредитный договор может быть признан судом договором присоединения (ст. 428 ГК)2.

2. Предмет кредитного договора – денежные средства (п. 1 ст. 819 ГК).

В юридической литературе отмечается, что речь идет о безналичных денежных средствах. Они, в отличие от денег, не вещи, а права требования.

Однако наличные деньги вполне способны быть предметом потребительского кредита.

Условие о предмете – денежной сумме или лимите кредитования – является единственным существенным условием кредитного договора.

При кредитовании с лимитом это условие считается согласованным, если определены и лимит, и порядок предоставления кредита.

Способы предоставления кредита:

а) разовое зачисление всей суммы кредита на банковский счет заемщика;

б) кредитная линия – зачисление средств на счет заемщика отдельными частями (траншами) в течение определенного срока. Есть два вида кредитных линий: 1) с лимитом выдачи и 2) с лимитом задолженности (возобновляемая). По условиями первой заемщик может получить кредит в пределах предусмотренной суммы, например два транша по 5 млн. «Лимит выдачи» – 10 млн. Вторая дает заемщику возможность неоднократно получать от кредитора на свой счет различные суммы, гасить образовавшийся долг и получать новые транши снова (в пределах лимита и согласованного срока). Главное требование – нельзя единовременно превышать лимит задолженности. Допускаются различные сочетания условий о лимитах выдачи и задолженности;

в) кредитование счета заемщика (овердрафт) – зачисление кредитором на банковский счет заемщика денежных средств в случаях, когда собственных средств заемщика недостаточно для оплаты выставленных к счету расчетных документов (платежных и инкассовых поручений, платежных требований и т.д.);

г) выдача наличных в кассе кредитора. Допускается только по договорам потребительского кредитования;

д) другие не противоречащие закону способы.

3. Субъекты: кредиторами могут быть банки и кредитные организации; заемщиками – любые субъекты гражданских отношений.

4. Форма кредитного договора письменная. Ее несоблюдение влечет ничтожность договора. Следует при этом помнить о положениях абз. 4 п. 2 ст. 166 и п. 2 ст. 431.1 ГК, запрещающих оспаривать договор той стороне, которая знала о пороке в договоре, но выражала волю на сохранение его силы (например, получила кредит, платила проценты и вернула часть долга). Это ограничение (эстоппель) не позволяет недобросовестному заемщику добиться признания кредитного договора недействительным и таким способом лишить кредитора акцессорных обеспечительных обязательств.

5. Содержание кредитного обязательства. Основная обязанность заемщика – вернуть сумму кредита с процентами в согласованный срок, как и в договоре возмездного займа. В кредитном договоре, заключенном с заемщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность, кредитору может быть дано право в одностороннем порядке менять срок возврата и размер процентов (п. 2 ст. 310 ГК, ч. 2 ст. 29 Закона о банках и банковской деятельности). Реализация этого права ограничена требованиями разумности и добросовестности.

Способ защиты заемщика – иск о признании односторонней сделки кредитора недействительной либо возражение заемщика о злоупотреблении правом против иска кредитора о взыскании (ст. 10 ГК).

Нередко кредитные учреждения помимо процентов берут с заемщиков отдельную плату – различные банковские комиссии. Правомерным является взимание платы за оказание заемщику самостоятельной услуги (ст. 779 ГК). Нельзя взимать плату за действия, неразрывно связанные с процессом кредитования, которые кредитор должен совершить в силу закона (например, рассмотрение заявки на кредит). Такие действия не создают для заемщика отдельного имущественного блага. Если периодически взимаемая плата (например, за ведение ссудного счета) зависит от размера задолженности, то такая плата является формой процентов. В потребительском кредите (займе) взимание подобной платы запрещено.

6. Нарушение обязанности по целевому использованию кредита дает кредитору помимо права потребовать досрочного возврата (ст. 814 ГК) еще и право на отказ от дальнейшего кредитования (п. 3 ст. 821 ГК).

Новая финансовая инфраструктура

Как развиваются основные финтех-проекты Банка России и зачем они нужны людям. Фото: Getty Images Russia

Россия находится в авангарде процесса цифровизации финансовых услуг. По данным международной аудиторско-консалтинговой компании EY, которая ведет периодический подсчет индекса проникновения финтех-услуг в разных станах мира (Global FinTech Adoption Index), в прошлом году наша страна вошла в тройку лидеров в соответствующем рейтинге с показателем 82%, уступив лишь Китаю и Индии (по 87%). И при этом существенно опередила, к примеру, США (46%). Также в нашей стране зафиксирован самый высокий спрос на онлайн-переводы и платежи — хотя бы раз такими услугами пользовались 90% респондентов, попавших в опрос EY.

Эксперты отмечают, что подобное лидерство стало возможно во многом благодаря совместным усилиям Банка России и участников финансового рынка. «Полноценное и гармоничное развитие финансовых технологий на рынке невозможно усилиями одной стороны — только рынка, без участия регулятора», — говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании QIWI Александр Агаков. По его словам, создание любого национального инфраструктурного решения требует соответствующих ресурсов, а нередко и изменений в законодательстве: «На российском рынке удалось достичь синергии между регулятором и бизнесом, реализовав ее в создании ассоциации «Финтех». Также одним из драйверов послужила национальная программа «Цифровая экономика РФ», которая комплексно и широко смотрит на развитие экономики в целом».

Все учтено

Результатом такой синергии стало появление в стране новой финтех-инфраструктуры. «Такая инфраструктура способствует сохранению и укреплению финансовой стабильности, бесперебойности работы всех финансовых институтов, стимулирует развитие нефинансового сектора экономики, формирует конкурентную и доверительную среду на финансовом рынке», — комментируют в пресс-службе Банка России.

Развитие новой цифровой финансовой инфраструктуры регламентируется «Основными направлениями развития финансовых технологий на 2018–2020 годы», утвержденными советом директоров ЦБ.

Один из ее главных элементов — платформа «Маркетплейс» для финансовых услуг и продуктов, которая в совокупности с платформой регистрации финансовых сделок даст возможность людям получать широкий спектр финансовых и нефинансовых услуг дистанционно в режиме «одного окна».

Благодаря Системе быстрых платежей (СБП) граждане (а в перспективе и бизнес) могут осуществлять онлайн-переводы денег в режиме реального времени 365/24/7 с использованием простых идентификаторов — номера мобильного телефона или QR-кода.

Единая биометрическая система (ЕБС) и Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) обеспечивают сервис «многофакторной удаленной идентификации на основе сведений из государственной информационной системы и биометрических данных для обеспечения возможности дистанционного оказания финансовых услуг». В ЦБ рассчитывают, что «развитие цифровой финансовой инфраструктуры будет способствовать повышению доступности финансовых продуктов и услуг на всей территории РФ».

Однако для развития «Маркетплейса» необходим еще ряд законодательных изменений: соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Остальные проекты уже работают в «боевом» режиме, однако участники рынка ждут расширения их функционала. «Инфраструктурные» решения — такие, как СБП или ЕБС ЕСИА, обеспечивают изначально равные условия для участников рынка. А в дальнейшем бизнес уже может «накручивать» свои решения на overlay или создавать новые бизнес-модели для монетизации своих продуктов, используя подобную инфраструктуру на недискриминационных принципах», — отмечает Александр Агаков.

Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин подчеркивает, что общесистемная инфраструктура создается ЦБ на базе российских технологий, тем самым снижая технологическую зависимость российского финрынка от зарубежных правообладателей платформенных решений.

Перевод в один клик

Основная цель создания СБП — возможность осуществления мгновенных переводов денег в круглосуточном режиме между карточными счетами физлиц в разных банках в режиме me2me (между своими картами) и с2с (на карты других людей). Сегодня к системе подключились 50 российских банков, в том числе десять системообразующих. По словам директора департамента национальной платежной системы Банка России Аллы Бакиной, с момента запуска в октябре прошлого года в СБП на конец марта уже совершено более 9 млн операций на общую сумму порядка 80 млрд руб.

Председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева объясняет, что Банк России, создавая СБП, действовал в русле общемировых тенденций: «Мировые регуляторы не дождались от рынка обеспечения быстрого, надежного и недорогого единого платежного сервиса. Проблема в том, что, с точки зрения инфраструктуры, очень сложно создать и затратно поддерживать работоспособность и оперативность системы переводов по упрощенным идентификаторам, например по номеру телефона». По ее словам, даже там, где коммерческие банки создавали такие системы собственными силами, тарифная политика не всегда была оправданной.

Александр Агаков отмечает, что многие аналоги СБП за рубежом, удовлетворяющие принципу мгновенного перевода средств, созданы или по инициативе регулятора, или по совместной инициативе бизнеса и регулятора. В качестве примеров эксперт приводит систему BIR в Швеции, IMPS в Индии или Express Elixir в Польше. «В финтех-практике также есть проекты, драйвером которых выступали банки при активном участии регулятора, — например, Faster Payments в Великобритании», — добавляет Александр Агаков. При этом он уточняет, что когда во главе процесса стоит регулятор, то проект удается реализовать в разы быстрее, а в дальнейшем — избежать дополнительных структурных изменений уже в процессе его функционирования.

Свою роль сыграла и необходимость поддержки конкуренции на банковском рынке. «Развитие национальной цифровой инфраструктуры, к которой могут подключиться все банки, дает возможность небольшим игрокам, для которых инвестиции в финансовые технологии чрезмерно затратны, развивать собственные решения и конкурировать с крупными банками», — объясняют в пресс-службе Банка России.

Пока работа СБП несколько тормозится из-за отсутствия в этой системе Сбербанка — крупнейшего банка РФ, однако процесс его подключения находится в завершающей стадии: в середине марта зампред правления Сбербанка Светлана Кирсанова анонсировала запуск переводов в СБП для своих клиентов в апреле 2020-го.

Эксперты отмечают, что Система быстрых платежей должна получить развитие и в b2c-сегменте. «Особенно это актуально для электронной коммерции и ретейла. Хотя все отрасли ждут полной реализации функционала СБП для бизнеса, не уступающей по характеристикам интернет-эквайрингу. Есть все основания полагать, что через пару лет СБП прочно займет место в платежной инфраструктуре страны», — считает Александр Агаков.

Узнать на расстоянии

Систему идентификации клиентов банков с помощью биометрии эксперты расценивают как ключевой фактор для развития дистанционных цифровых сервисов как в финансовой, так и в других сферах. «Основной потенциал — в возможности создать из ЕБС сквозной проект, доступный клиентам и в разных сферах жизни, в разных сегментах рынка — страховом, медицинском, ретейле», — говорит Александр Агаков. При этом эксперт констатирует, что пока объем предоставляемых в рамках ЕБС услуг очень ограничен — сегодня при помощи биометрии можно получить базовый набор финансовых сервисов (открыть депозит, заказать дебетовую или кредитную карту, оформить покупку в кредит в некоторых магазинах). Несколько банков предоставляют возможность оформить через ЕБС потребительский кредит.

Система пока не приобрела популярность у населения. На сегодня, согласно данным «Ростелекома», регистрацию в ЕБС осуществляют свыше 200 банков в более чем 11 тыс. отделений. Однако число уникальных биометрических слепков (по лицу и голосу) к началу этого года составило лишь около 110 тыс. По мнению Андрея Емелина, непопулярность удаленной идентификации во многом обусловлена психологическими факторами: «Проблем с предложением услуги по снятию биометрических образцов сейчас нет. Вопрос, скорее всего, в том, что люди, как правило, настороженно относятся ко всему новому, тем более в такой чувствительной сфере, как распоряжение личными биометрическими данными». Эксперт добавляет, что со стороны государственных органов принимаются не все возможные меры, чтобы эта система надлежащим образом заработала: в продвижении ЕБС не задействованы многофункциональные центры «Мои документы», нет широкого спектра государственных услуг, для оказания которых могла бы использоваться биометрия, нет масштабных рекламных кампаний.

Развитие новой финансовой инфраструктуры в масштабах страны позволит значительно повысить доступность финансовых услуг для населения. Как отмечают в QIWI, в настоящий момент наблюдается высокая востребованность решений для дистанционного обслуживания в сегменте платежных инструментов. «Обладая широкой терминальной сетью, в том числе в отдаленных регионах, мы фиксируем высокий спрос на подобные услуги», — констатируют в компании.

Также для рынка важно развитие открытых API (интерфейса, позволяющего программам «общаться» между собой), над концепцией которых сейчас совместно работают участники ассоциации «Финтех» и регулятор. «Не стоит ожидать, что подобная инициатива в одночасье откроет все двери для финтех-компаний, однако это позволит в будущем сделать развитие рынка более гармоничным и создаст условия для появления на нем качественно новых финансовых продуктов и сервисов. Кроме того, данная инициатива поможет в будущем ускорить развитие не только финансового сектора, но и целого ряда иных отраслей, как это произошло с рынком такси и сейчас происходит в сегменте ЖКХ», — уверен Александр Агаков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *