Нормативно правовые основы территориального планирования

Содержание

Организационно-правовые основы территориального планирования

Правовая основа территориального планирования в России выходит на современный мировой уровень. Нормативно-правовое регулирование территориального планирования базируется на ГрК РФ, постановлениях Правительства РФ, реализующих положения данного кодекса, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ о территориальном планировании, а также на постановлениях органов исполнительной власти субъектов РФ.

Основным законодательным документом в этой части является ГрК РФ, п. 1 ст. 45 которого обязывает исполнительную власть всех уровней иметь утвержденную прогнозную документацию . Документация территориального планирования становится важным инструментом в управлении городскими территориями, инициируя принятие своевременных и оптимальных решений, ориентированных на устойчивое развитие территорий субъектов РФ в целом, муниципальных образований, в том числе городских поселений и муниципальных районов.

Помимо действующего ГрК РФ, разработчики должны учитывать требования еще ряда федеральных законов, нормативных правовых актов и постановлений органов государственной власти и министерств, связанных с вопросами территориального планирования. Наиболее значимыми из них являются:

  • • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • • Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании);
  • • Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Закон об особо охраняемых природных территориях);
  • • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее — Земельный кодекс РФ);
  • • Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ;
  • • Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;
  • • Постановления Правительства РФ:
  • — от 13 ноября 2006 г. № 680 «О составе схем территориального планирования Российской Федерации»,
  • — от 23 марта 2008 г. № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации»,
  • — от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований»,
  • — от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают нормативные правовые документы, касающиеся территориального планирования.

ГрК РФ предусматривает, что территориальное планирование должно быть представлено двумя видами документации: схемами территориального планирования (СТП) субъектов РФ и муниципальных районов, генеральными планами развития городов. В соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ГрК РФ каждый муниципальный район должен иметь утвержденную схему территориального планирования, а каждые поселение и городской округ — утвержденный генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования, иную документацию по планировке территории.

Таким образом, к документам территориального планирования относятся:

  • • схемы территориального планирования Российской Федерации;
  • • схемы территориального планирования субъектов РФ;
  • • схемы территориального планирования муниципальных образований ;
  • • генеральные планы (ГП) поселений и городских округов (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Документы территориального планирования Российской Федерации

Целью разработки СТП являются:

  • • пространственная организация территории с учетом установленных границ зон и территорий, ограниченных в использовании;
  • • определение направлений развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур с целью обеспечения устойчивого развития района в долгосрочной перспективе;
  • • создание правовых основ для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района;
  • • совершенствование системы административно-территориального деления с целью выравнивания диспропорций в развитии отдельных территорий района;
  • • создание условий для реализации экономического потенциала района и повышения его инвестиционной привлекательности.

Генеральный план определяет стратегию градостроительного развития поселения, городского округа и является основным документом, который определяет условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, зонирование территории, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий в интересах населения и государства.

Ко всем документам территориального планирования применяется единый методологический подход, заключающийся в том, что в СТП каждого уровня должен присутствовать ряд обязательных элементов, которые соответствуют проводимым процедурам и работам: материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования; положения о территориальном планировании; установление границ объектов и зон различного функционального назначения и градостроительного использования; обоснование планируемого размещения объектов капитального строительства. Форма представления каждого из перечисленных материалов может быть как графической, так и текстовой. Содержание документов территориального планирования муниципального района приведено на рис. 11.2.

Оба документа территориального планирования должны базироваться на предварительных разработках стратегии социально-экономического развития соответствующей территории. Функциональное назначение территорий должно определяться исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Придание единой целевой направленности документам территориального планирования ныне искусственно затруднено тем, что их разработка ведется под эгидой разных федеральных министерств: стратегического планирования — Минэкономразвития России и территориального планирования — Министерства строительства и КХ РФ.

В результате содержащаяся в ГрК РФ рекомендация о сопряженности документов стратегического и территориального планирования, направленных на повышение эффективности управления развитием территории, как правило, не выполняется. Увязка положений стратегий и схем имеет место только в тех регионах, где руководители администраций субъектов РФ непосредственно участвуют в разработке обоих документов. В качестве наиболее показательных в этом смысле примеров можно привести Удмуртскую Республику и Вологодскую область.

Правовыми последствиями утверждения СТП являются:

  • 1) создание правовой основы для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района после 1 января 2010 г.;
  • 2) интеграция в общую стратегию экономического и градостроительного развития региона и Российской Федерации;
  • 3) обеспечение соответствия документов территориального планирования района документам территориального планирования регионального и федерального уровней;
  • 4) учет интересов всех уровней власти на территории района;

Содержание документов территориального планирования муниципальных образований

Рис. 11.2. Содержание документов территориального планирования

муниципального района

  • 5) создание современной градорегулирующей документации, способствующей привлечению инвестиций в строительство и инфраструктуру на территории района;
  • 6) обеспечение дополнительных гарантий инвесторам;
  • 7) учет интересов граждан, проживающих на территории района, и хозяйствующих субъектов;
  • 8) гарантии прав правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 9) определение инвестиционных площадок для резервирования и подготовки земельных участков с целью передачи инвесторам для строительства объектов промышленности, транспорта, обслуживания, торговли, деловой и финансовой сферы, жилищного строительства;
  • 10) создание доступного информационного ресурса о современном и планируемом развитии территорий в районе.

Закон о техническом регулировании и Градостроительный кодекс РФ обеспечивают рациональную организацию системы нормирования, при которой вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности при градостроительном проектировании, содержится в технических регламентах, принимаемых посредством федеральных законов, а остальная нормативно-техническая база, в том числе региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, выведена за пределы технических регламентов. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Законом о техническом регулировании все нормативно-технические документы (ГОСТ, СНиП, СП, РДС, МДС и др.) являются документами добровольного применения, а региональные и местные нормативы градостроительного проектирования после их разработки и утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 ГрК РФ приобретают силу обязательных для применения и исполнения нормативно-технических документов в области градостроительства в том или ином субъекте РФ.

В соответствии с требованиями ст. 34 и 35 ГрК РФ нормативы должны быть разработаны по всем видам территориальных зон (жилая, общественно-деловая, рекреационная, производственная, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, специального назначения, особо охраняемых территорий и др.).

По каждой зоне должны определяться минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и с учетом особенностей того или иного региона. Так, постановлением губернатора Владимирской области от 6 мая 2006 г. № 341 были утверждены областные нормативы градостроительного проектирования, в которых приведены нормы и правила прямого действия и нормы, основанные на расчетных показателях, обеспечивающие благоприятные условия жизнедеятельности населения. Все расчетные показатели были разработаны на основе статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, геологических, социальных, национальных, историко-культурных, экономических и других особенностей городских округов и поселений области, данные были систематизированы по разделам в соответствии с требованиями схемообразующих документов.

В связи с внесением изменений в ГрК РФ (ст. 29.1—29.4), установивших обязательность принятия нормативов, а также требования к их составу и содержанию, внимание к нормативам усилилось. Однако до настоящего времени не существует единых методических подходов к разработке региональных и муниципальных нормативов градостроительного проектирования. Разработка нормативов в каждом регионе и муниципальном образовании проводится с учетом его особенностей и имеет свою специфику. Так, при разработке нормативов для Ростовской области особое внимание было уделено организации и развитию шахтерских поселений, а также размещению высотной застройки; Краснодарского края — развитию курортов; Республики Башкортостан и Чувашской Республики — развитию жилых комплексов коттеджной застройки; для городов Центральной России (Ярославль, Смоленск, Калуга и др.) были дополнительно разработаны разданы по реконструкции центральных и периферийных исторически сложившихся районов в соответствии с требованиями ст. 46.1 ГрК РФ; а для городских округов Губкинский, Муравленко и муниципального района Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа. Республики Саха (Якутия) нормативы были разработаны в соответствии с климатическими и национальными особенностями данных территорий.

В соответствии с ГрК РФ (ч. 3, ст. 57.1) органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие ведение информационных ресурсов и систем, содержащих информацию, необходимую для подготовки документов территориального планирования, обязаны обеспечить доступ к этим документам через единое хранилище данных всем органам власти, юридическим и физическим лицам на безвозмездной основе. Таким единым хранилищем является Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП), доступ к которой осуществляется через сеть Интернет.

  • См.: Градостроительный кодекс РФ. Система ГАРАНТ. URL: base.garant.ru/12138258/
  • Приказ Минрегионразвнтия России от 19 апреля 2013 г. № 169 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: docs.cntd.ru/document/499017648

О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы (утратил силу с 08.08.2008 на основании Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28)

О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
от 21 октября 1998 года N 26
О регулировании градостроительной
деятельности на территориях природного
комплекса города Москвы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 августа 2008 года на основании
Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28
____________________________________________________________________

Настоящий Закон является частью градостроительного и природоохранного законодательства города Москвы, устанавливает порядок планирования, регулирования и осуществления градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы.

Статья 1. Основные понятия

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
— природный комплекс города Москвы — совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции;
— особо охраняемая природная территория — часть природного комплекса города Москвы, на которой в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны — национальный парк, природный, природно-исторический парк, природный заказник, памятник природы, городской лес или лесопарк, водоохранная зона и другие категории особо охраняемых природных территорий;
— озелененная территория природного комплекса — часть природного комплекса города Москвы, на которой располагаются искусственно созданные парки, сады, бульвары, скверы, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом;
— резервная территория природного комплекса — часть территории города Москвы, предназначенная для реорганизации в целях воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса;
— режим регулирования градостроительной деятельности — совокупность разрешенных изменений ландшафта, природных объектов, парков, садов, бульваров, скверов, разрешенных видов озеленения, благоустройства, реставрации, реконструкции и строительства, установленных в соответствии с настоящим Законом на отдельной территории природного комплекса или на любой ее части.

Статья 2. Правовая основа регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса

Статья 2. Правовая основа регулирования
градостроительной деятельности на территориях
природного комплекса

Регулирование градостроительной деятельности на территориях природного комплекса осуществляется на основе настоящего Закона, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

Статья 3. Планирование развития территорий природного комплекса

Статья 3. Планирование развития территорий
природного комплекса

Планирование развития территорий природного комплекса осуществляется в составе Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития административных округов, районов и других территориальных единиц Москвы.
Планирование развития территорий природного комплекса города Москвы осуществляется с учетом единства природного комплекса города Москвы и Московской области.

Статья 4. Режимы регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса

Статья 4. Режимы регулирования градостроительной
деятельности на территориях природного комплекса

На территориях природного комплекса могут быть установлены следующие режимы регулирования градостроительной деятельности (далее — режимы):
Режим N 1. В пределах территорий и участков с режимом N 1 не допускаются изменения ландшафта, существующих и исторически сложившихся природных объектов, парков, садов, бульваров, скверов, объектов благоустройства и застройки, кроме изменений, связанных с восстановлением нарушенных природных объектов или реставрацией историко-культурных объектов.
Режим N 2. В пределах территорий и участков с режимом N 2 разрешается новое озеленение и благоустройство, реконструкция инженерных сетей, пешеходных дорог и проездов, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания территории и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащей установленному назначению территории.
Режим N 3. В пределах территорий и участков с режимом N 3 разрешается воссоздание утраченных природных или исторических ландшафтов, водоемов, лесных и других растительных сообществ, парков, садов, бульваров, скверов.
Режим N 4. В пределах территорий и участков с режимом N 4 разрешается формирование новых парков, садов, бульваров, скверов и объектов, необходимых для содержания территории и обслуживания посетителей.
Режим N 5. В пределах территорий и участков с режимом N 5 разрешается сохранение, реконструкция существующих объектов жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, а также строительство новых объектов жилого, общественного, делового назначения при обязательном условии, что обеспечивается озеленение и обводнение не менее 70 процентов поверхности земли, а также, что все указанные выше объекты являются экологически безопасными и не требуют организации санитарно-защитных зон и санитарных разрывов.
В пределах отдельной территории природного комплекса может быть установлен один режим регулирования градостроительной деятельности или выделены участки с различными режимами.
На особо охраняемых природных территориях режимы регулирования градостроительной деятельности не могут противоречить режимам особой охраны указанных территорий, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы об особо охраняемых природных территориях. Режимы NN 4 и 5 по отдельности или в совокупности не могут быть установлены для всей особо охраняемой природной территории.

Статья 5. Резервирование участков для проектируемых транспортных магистралей и инженерных коммуникаций

Статья 5. Резервирование участков для проектируемых
транспортных магистралей и инженерных коммуникаций

В пределах территорий и участков природного комплекса с режимами NN 4 и 5 допускается резервирование земельных участков для проектируемых в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы городских транспортных магистралей и инженерных коммуникаций. На зарезервированных в границах проектных красных линий земельных участках до начала строительства магистралей и коммуникаций сохраняется существующий растительный покров или осуществляется временное озеленение и благоустройство территории, не допускается размещение капитальных или временных зданий и сооружений.

Статья 6. Порядок установления границ и режимов
регулирования градостроительной деятельности
территорий природного комплекса

Границы территорий и участков природного комплекса и режимы регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях и участках утверждает и корректирует Правительство Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.
Границы и режимы устанавливаются для каждой территории природного комплекса.
Корректировка границ особо охраняемых природных территорий, приводящая к уменьшению их площади, запрещается.

Статья 7. Проекты планировки территорий природного комплекса

Статья 7. Проекты планировки территорий
природного комплекса

Проекты планировки отдельных территорий природного комплекса разрабатываются в соответствии с установленными для этих территорий режимами регулирования градостроительной деятельности.
Проект планировки особо охраняемой природной территории, озелененной территории природного комплекса, расположенной вне района города Москвы, резервной территории природного комплекса утверждает Правительство Москвы.
Проект планировки озелененной территории природного комплекса, расположенной на территории района города Москвы, утверждает префект административного округа по согласованию с районной Управой.
Исходно-разрешительная и проектная документация на благоустройство, реконструкцию и строительство объектов на территории природного комплекса не может противоречить утвержденному в установленном порядке проекту планировки этой территории.

Статья 8. Экспертиза и согласование проектов границ, режимов регулирования градостроительной деятельности, проектов планировки территорий природного комплекса

Статья 8. Экспертиза и согласование проектов границ, режимов
регулирования градостроительной деятельности,
проектов планировки территорий природного комплекса

Проекты границ, режимов регулирования градостроительной деятельности, проекты планировки территорий природного комплекса утверждаются при положительном заключении государственной экологической экспертизы, а в необходимых случаях также по согласованию с органами по охране и использованию памятников истории и культуры.

Статья 9. Государственный учет документации по регулированию градостроительной деятельности на территориях природного комплекса

Статья 9. Государственный учет документации по
регулированию градостроительной деятельности
на территориях природного комплекса

Установленные границы и режимы территорий природного комплекса подлежат учету в установленном Правительством Москвы порядке в градостроительном кадастре города Москвы и земельном кадастре города Москвы, а границы особо охраняемых природных территорий — в кадастре особо охраняемых природных территорий Москвы. Утвержденные проекты планировки территорий природного комплекса подлежат учету в установленном порядке в градостроительном кадастре города Москвы.

Статья 10. Требования по соблюдению режимов регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса

Статья 10. Требования по соблюдению режимов
регулирования градостроительной деятельности
на территориях природного комплекса

Установленные в соответствии с настоящим Законом режимы регулирования градостроительной деятельности обязательны для органов государственной власти, районных Управ, органов государственного контроля, лиц, являющихся инвесторами, заказчиками на проектирование и строительство, проектировщиками, подрядчиками, арендаторами, собственниками и обладателями иных вещных прав на недвижимое имущество. Градостроительная деятельность, противоречащая указанным выше режимам, запрещается.
Разрешение на градостроительную деятельность на территориях природного комплекса предоставляется на основании исходно-разрешительной и проектной документации, согласованной специально уполномоченным органом по охране окружающей природной среды, а на особо охраняемых природных территориях — имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Запрещается предоставление разрешений на градостроительную деятельность на территориях природного комплекса до установления на них режимов регулирования градостроительной деятельности.
Разрешение на градостроительную деятельность на особо охраняемых природных территориях, на территориях и участках с режимами NN 1, 2 и 3 и на резервных территориях природного комплекса предоставляется Правительством Москвы или уполномоченным им органом, на остальных территориях и участках природного комплекса — префектами административных округов города Москвы.

Статья 11. Разрешение споров по вопросам градостроительной деятельности на территориях природного комплекса

Статья 11. Разрешение споров по вопросам
градостроительной деятельности на территориях
природного комплекса

Споры по вопросам градостроительной деятельности на территориях природного комплекса между органами Московской городской администрации, районными Управами решаются путем согласительных процедур.
Споры по вопросам градостроительной деятельности на территориях природного комплекса между гражданами, их объединениями, иными лицами, а также споры между гражданами, их объединениями, иными лицами и органами Московской городской администрации, районными Управами решаются путем согласительных процедур или в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Стороны, участвующие в спорах, имеют право требовать проведения по спорным вопросам градостроительной деятельности на территориях природного комплекса государственной экологической экспертизы, независимой экспертизы в соответствии с законодательством.

Статья 12. Контроль за градостроительной деятельностью на территориях природного комплекса

Статья 12. Контроль за градостроительной
деятельностью на территориях природного комплекса

Контроль за градостроительной деятельностью на территориях природного комплекса осуществляют специально уполномоченные государственные органы по архитектуре и градостроительству, по охране окружающей природной среды, по земельным отношениям, а в случаях, предусмотренных законодательством, также по охране и использованию памятников истории и культуры.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении градостроительной деятельности на территориях природного комплекса

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства
при осуществлении градостроительной деятельности
на территориях природного комплекса

Ответственность за нарушение законодательства при осуществлении градостроительной деятельности на территориях природного комплекса устанавливается законодательством Российской Федерации и города Москвы. Привлечение виновных к ответственности не освобождает их от возмещения ущерба, причиненного территориям природного комплекса.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Государственное планирование использования и охраны земельных ресурсов имеет давнюю историю. Существенные элементы такого планирования были заложены еще в 30-е годы XX века, при осуществлении мероприятий по освоению и введению новых земель, а также при значительном увеличении площадей орошаемых и осушенных сельхозугодий. В 50-е годы планирование и освоение земель в СССР получило дальнейшее развитие.

Это было предусмотрено в программах освоения целинных и залежных земель. В принятых программах особое внимание уделялось охране земель от всех видов эрозии, и касались они земель только сельскохозяйственного назначения. Начиная с 1974 г. государственные планы по рациональному использованию природных ресурсов и по их охране стали неотъемлемой частью перспективных пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства.

В настоящее время планирование использования земель и их охраны предусмотрено Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей природной среды», «О землеустройстве», Земельным Кодексом Российской Федерации, Градостроительным Кодексом Российской Федерации, а так же другими нормативными правовыми актами преимущественно отраслевой направленности.

Так, ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» устанавливается, что планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально — экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых территорий, относящихся к объектам общенационального достояния. Особо охраняемые природные территории учитываются при разработке схем территориального планирования, схем землеустройства и районной планировки.

В соответствии со ст. 14 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Объектами территориального планирования являются:

— территории администраций, административных районов, областей, краев, республик;

— зоны размещения отраслей экономики;

— природные территории и территориальные зоны с ограничениями в использовании (районы добычи полезных ископаемых и др.);

— территории национальных сообществ.

Субъектами и землеустройства и территориального планирования выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

И землеустроительная и градостроительная документация по планированию использования земель имеют следующую структуру: анализ современного состояния объекта планирования – районирование – перспективные предложения. Однако содержание этих блоков различно.

При разработке схемы землеустройства, под анализом использования земельного фонда региона, понимается сбор материалов по распределению земель по категориям, угодьям, землепользованиям, формам собственности, оценка природных условий региона, оценка качественного состояния земельных угодий.

Для анализа ресурсного потенциала территории, исследуемой при территориальном планировании, характерна социально-экономическая оценка региона, нежели земельно-ресурсная.

Схемой территориального планирования предусматривается введение в строй новых объектов капитального строительства, что позволяет своевременно зарезервировать площади для дальнейшего отвода земельного участка для реализации проекта. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в процессе градостроительной деятельности, одним из видов которой и является территориальное планирование.

Таким образом, на базе землеустроительной и градостроительной документации формируется система государственного планирования и рационального использования земель.

По сути, планирование — это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель.

Планирование и организация рационального использования и охраны земель — одна из основных задач Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Целью планирования и организация рационального использования и охраны земель является совершенствование распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшение организации территории и определение иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Дополнительное развитие институт территориального планирования получил после принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, в соответствии с которым «территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий» (ст. 1, п. 2 ГК РФ).

Территориальное планирование, как уже было указано, является одним из видов градостроительной деятельности. Согласно ст. 9, п. 1 ГК РФ «территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфра­структур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

Территориальное планирование способствует достижению ряда целей.

Экономическая цель заключается в повышении эффективности региональной и муниципальной экономик при оптимизации затрат в производственную и социальную сферы.

Социальная цель заключается в обеспечении конституционных, социальных прав и гарантий при использовании социальных стандартов и норм.

Цель формирования среды обитания достигается в процессе улучшении застройки и планировки поселений и межселенного пространства, оптимизации размещения инженерных и транспортных коммуникаций, охраны и улучшения окружающей среды, создания инженерной защиты поселений и коммуникаций от природных и техногенных катастроф.

Цель рационального природопользования достигается в процессе комплексного использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.

При территориальном планировании решаются следующие задачи:

— усиление инновационной составляющей экономики;

— модернизация производства;

— обоснование и координация плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики;

— определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схеме;

— оценка эффективности мероприятий по планированию;

— рациональное использование и охрана земель региона;

— выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ;

— формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих, для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на конкурсах и аукционах;

— создание целостной системы населенных мест на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и прочих межселенных связей в пределах ареалов их взаимосвязанного развития;

— выявление зон градостроительной активности и комплексного промышленного развития, агропромышленных зон, зон рекреационной и туристской деятельности, развития транспортной инфраструктуры и иных;

— улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства;

— разработка мероприятий по упорядочению системы землепользований и землевладений;

— разработка мероприятий по оптимизации структуры земельных угодий и устройства их территории;

— определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;

— уточнение размещения и местоположения границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования;

— иные задачи по оптимизации землепользования.

Если исходить из интересов государства, призванного создать благоприятные условия для проживания населения (благоприятная среда обитания, в том числе экологическая безопасность, обеспечение рабочими местами и социальной инфраструктурой, создание развитой инженерной, транспортной инфраструктур, оборудованные места для рекреации и пр.), то вполне правомерно рассматривать территориальное планирование как важнейший элемент процесса управления территорией, без которого этот процесс не может осуществляться хоть сколько-нибудь эффективно. Кроме того, территориальное планирование определяет цели регионального развития.

Территориальное планирование не только создает базу для разработки стратегии регионального развития, но и отражает последствия неадекватного управления, т. е. является своеобразным «барометром», показывающим необходимость уточнения или смены стратегического курса развития региональной экономики.

Следовательно, схемы территориального планирования — не разовый акт, а постоянно действующий способ контроля развития территории, мониторинга социально-экономического и экологического развития субъекта РФ. Такие функции территориального планирования в полной мере отвечают принципам устойчивого развития, предотвращают возникновение опасных территориальных диспропорций в региональной экономике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *