НК ст 32

О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 декабря 2011 года N АС-4-2/22500

О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями налоговых органов по вопросам применения положений пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.
На основании пункта 2 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу решения налогового органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 3 статьи 32 Кодекса, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обязанность налогового органа по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы не ставится в зависимость от принятия судами обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов государственных органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) суд может по ходатайству налогоплательщика приостановить действие оспариваемого решения инспекции. Порядок применения обеспечительных мер регламентирован нормами АПК РФ и разъяснен в актах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 4 Информационного письма Президиума от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 55 разъяснил, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующими в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данными актом и решением.
Направление материалов налоговой проверки в следственные органы само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством.
Учитывая вышеизложенное, Федеральная налоговая служба считает, что наличие определения суда о принятии обеспечительных мер не является препятствием для направления материалов в следственные органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
ФНС России рекомендует материалы, предусмотренные пунктом 3 статьи 32 Кодекса, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
При этом, в случае признания следственным органом, что материалы направлены в не по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в соответствии с частью 5 статьи 152 УПК РФ указанные материалы подлежат направлению следственным органом по подследственности.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Н.Андрющенко

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Обзор последней судебной практики применения п. 3 ст. 32 НК РФ (передача материалов налоговой проверки в следственные органы)

В последнее время начинает усиливаться роль уголовно-правового механизма в борьбе с неуплатой налогов, в системе мер, направленных на погашение налоговой задолженности. В связи с этим всё большую актуальность начинают приобретать вопросы, касающиеся самых различных аспектов предполагаемого или реального взаимодействия налогоплательщиков, руководителей организаций с правоохранительными органами. Отправной точкой такого взаимодействия в целом ряде случаев становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ с последующими мероприятиями, предусмотренными уже УПК РФ.

В силу данной нормы, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Между тем, у налогоплательщика при судебном обжаловании решения налогового органа по итогам налоговой проверки есть традиционное дополнительное средство защиты своих интересов – судебное обеспечение в виде приостановления действия указанного решения. Но как давно уже показывает практика, столкновение между собой таких обеспечительных мер с реализацией п. 3 ст. 32 НК РФ неизбежно порождает дополнительные споры о законности/правомерности передачи налоговыми органами материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер. При этом говорить о единообразии практики по таким спорам еще рано.

Типичная ситуация: в период действия судебных обеспечительных мер (в виде приостановления действия решения налогового органа по итогам проверки) истекает 2-месячный срок исполнения требования об уплате налога и налоговый орган на основании п. 3 ст. 32 НК РФ направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

Последняя практика ВАС РФ, например, была не в пользу налогоплательщика: «принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта не исключает обязанности налогового органа исполнять другие возложенные на него обязанности. Действия налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы Российской Федерации материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ» (определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. N ВАС-6048/14).

Зато после ликвидации ВАС обновленный Верховный Суд в одном из своих первых отказных определений поддержал позицию нижестоящего суда о том, что «до окончания действия обеспечительных мер налоговый орган не может заявлять о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, и как следствие о наличии оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Иное толкование норм права порождает коллизию, при которой налогоплательщик имеет право не уплачивать недоимку по требованию налогового органа, а налоговый орган, руководствуясь исключительно положениями Налогового кодекса Российской Федерации, констатирует факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы» (постановление ФАС ДВО от 19.03.2014 по делу N А80-303/2013, оставлено в силе Определением ВС РФ от 26.08.2014 N 303-ЭС14-42).

Кроме того, на момент направления инспекцией материалов проверки размер задолженности налогоплательщика еще не подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по оспариванию решения налогового органа по итогам проверки, тогда как признаком составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 — 199.2 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к указанным нормам (постановление ФАС ЦО от 28.07.2014 г. по делу N А08-3986/2013).

Принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта исключает возможность совершения налоговым органом любых действий, направленных на взыскание налогов, пени и штрафов, а также означает запрет совершения любых иных действий, основанных на оспариваемом акте (постановление ФАС ВВО от 11.03.2014 г. по делу N А79-2576/2013). А возможное (т.е. предполагаемое в будущем) установление судом незаконности вынесения инспекцией оспариваемого решения влечет, соответственно, неправомерность выставления требования, неисполнение которого послужило основанием для направления материалов проверки в следственные органы (постановление ФАС УО от 04.04.2014 по делу N А34-4187/2013).

Вместе с тем, продолжают встречаться судебные акты, в которых передача материалов в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер признается правомерной. Отмечается, например, что ни решение инспекции по итогам проверки, ни определение суда о приостановлении действия данного решения не содержат выводов, касающихся направления материалов проверки в следственные органы. Данная обязанность налогового органа в силу положений Налогового кодекса сама по себе не относится к действиям по исполнению решения, не направлена на бесспорное взыскание доначисленных сумм, не порождает обязанности следственных органов безусловно возбудить уголовное дело по факту неуплаты налогов (Постановление АС УО от 08.04.2015 по делу N А76-11351/2014).

А самое интересное это то, что в одном из случаев налоговый орган направил материалы в следственные органы сразу же после того как проиграл дело в первой инстанции по оспариванию доначислений, но суд кассационной инстанции и здесь признал такое направление законным, хотя нижестоящие суды поддержали налогоплательщика (Постановление АС УО от 10.02.2015 по делу № А76-10451/2014)

Доказывание нарушения прав и законных интересов налогоплательщика как необходимое условие признания незаконным передачи материалов в следственные органы

Некоторые суды даже если и признают неправомерным направление материалов проверки в период действия судебных обеспечительных мер, то все равно отказывают в признании незаконным такого направления из-за отсутствия второго необходимого условия для признания такого решения недействительным – нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Судами отмечается, что для признания в судебном порядке ненормативного акта инспекции недействительным (действий, бездействия — незаконными) необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных (а не предполагаемых) прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Осуществление следственными органами действий в рамках предварительной проверки, предоставление следственным органам материалов (документов) оценено судом как не свидетельствующие о нарушении прав предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности и не создающие препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности (постановление ФАС МО от 06.06.2014 г. по делу N А40-86018/13).

Есть и более негативные примеры. При рассмотрении одного из дел в обоснование своей позиции о нарушении действиями налогового органа прав и законных интересов организации налогоплательщик ссылался на то, что в ходе доследственной проверки, проведенной в порядке ст. 144 УПК РФ, к следователю систематически вызывались директор и работники для дачи объяснений с отрывом от производственной деятельности, что привело к нарушению нормального режима деятельности Общества. Кроме того, на предприятии проводились обыски, осуществлялась выемка документов, изъятие компьютеров у директора и начальника отдела сбыта, непосредственного руководящего процессом реализации готовой продукции, в силу чего деятельность заявителя по отгрузке готовой продукции была парализована.

По мнению суда, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов), не свидетельствует о том, что права Общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Общество вправе в случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела обжаловать указанное постановление. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что причинно-следственная связь между нарушенными правами заявителя и действиями налогового органа заключается в том, что если бы налоговый орган не направил материалы выездной налоговой проверки в правоохранительные органы, то следователь не имел бы оснований для проведения доследственной проверки и возбуждения уголовного дела (Постановление АС СЗО от 12.02.2015 г. по делу N А21-1884/2014). На данный момент, судя по картотеке арбитражных дел, на это постановление подана жалоба в Верховый Суд.

Кроме того, суды приводят и еще один довод в пользу того, что передача материалов проверки в следственные органы не нарушает права и законные интересы налогоплательщика Такое направление не предрешает выводы органов внутренних дел относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством (Постановление ФАС МО от 20.05.2014 по делу N А40-147134/13) .

По другим делам, суды наоборот соглашаются с тем, что сам факт возбуждения уголовного дела негативно сказывается на репутации налогоплательщика и его руководителя, препятствует нормальному осуществлению хозяйственной деятельности.

В постановлении по одному из дел отмечается, что сам факт рассмотрения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела в связи с наличием обстоятельств возможного совершения преступления негативно влияет на деловую репутацию юридического лица, которая напрямую связана с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности. Следственные мероприятия и выемка документов привели к нарушению нормального режима деятельности общества (Постановление ФАС УО от 04.04.2014 по делу N А34-4187/2013)

По другому делу отмечено, что направление инспекцией в нарушение требований п. 3 ст. 32 НК РФ материалов выездной проверки общества в правоохранительные органы с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела повлекли для общества негативные последствия в хозяйственной сфере в виде расторжения заключенного им договора подряда (Постановление ФАС ЦО от 28.07.2014 г. по делу N А08-3986/2013).

Статья 32 НК РФ. Обязанности налоговых органов

СТ 32 НК РФ.

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Комментарий к Ст. 32 НК РФ

Статья 32 НК РФ устанавливает обязанности налоговых органов.

Налоговые органы в соответствии со ст. 32 НК РФ обязаны:

а) соблюдать законодательство о налогах и сборах (пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ);

б) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ);

в) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ);

г) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Отметим, что в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ речь идет о бесплатном информировании налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Поскольку в указанном перечне лиц не указываются контрагенты налогоплательщики, на практике возникают вопросы о том, может ли налогоплательщик обратиться налоговый орган по месту учета с заявлением о предоставлении информации об уплате налогов контрагентом в целях проявления должной осмотрительности.

ВАС РФ в Определении от 1 декабря 2010 г. N ВАС-16124/10 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» признал правомерными выводы судов на основе ст. 102 НК РФ и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной. В связи с этим у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств. При этом было отмечено, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

При этом налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

На сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Указанные разъяснения по вопросу о праве налогоплательщика получать информацию об исполнении контрагентом его обязанностей по уплате налогов были даны в Письме Минфина России от 20 августа 2013 г. N 03-02-08/33970;

д) руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Минфин России дает письменные разъяснения по разъяснению законодательства о налогах и сборах налоговым органам, которые направляются ФНС России для доведения до территориальных налоговых органов. Письма Минфина России по вопросам применения налогового законодательства, направленные в адрес ФНС России, публикуются ФНС России на официальном сайте www.nalog.ru для обязательного применения их нижестоящими налоговыми органами.

Напомним, что в соответствии с п. 13 ст. 54 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

От налоговых органов налогоплательщики вправе получать информацию (в том числе в письменном виде):

о действующих налогах и сборах,

о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,

о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,

о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,

о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Таким образом, по нашему мнению, в налоговый орган следует отправлять элементарные вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки;

е) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ (пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее — налогоплательщики) сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, утвержден Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-10/776@ «Об утверждении Порядка доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации»;

ж) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ);

з) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение. Напомним, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в п. 1 ст. 102 НК РФ (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ);

и) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ);

к) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Обратим внимание, что Приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. N ММВ-7-8/378@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, Порядка ее заполнения и Формата ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», начало действия которого — 23 сентября 2014 г., утверждены:

форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов;

Порядок заполнения формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов;

Формат представления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

л) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций (пп. 10.1 п. 1 ст. 32 НК РФ);

м) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Форма акта утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 20 августа 2007 г. N ММ-3/25/494@ «Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам» (далее в настоящей главе — Приказ Минфина России от 20 августа 2007 г. N ММ-3/25/494@) (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ):

по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ);

по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (пп. 13 п. 1 ст. 32 НК РФ);

н) представлять пользователям выписки из ЕГРН (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ). Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон.

При отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом лице либо при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании информации, содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации (п. 12 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Кроме этого, п. 2 ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. к обязанностям налоговых органов добавляется обязанность:

а) передавать налогоплательщикам, указанным в п. 2 ст. 11.2 НК РФ, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика (пп. 4.1 п. 1 ст. 32 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ);

б) передавать акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, в дополнение к уже существующим способам его передачи, установленным пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз. 2 пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Статья 32 НК РФ, устанавливающая обязанности налоговых органов, включает в их число следующие информационные обязанности:. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ);

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков (подп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ);
проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ);
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора (подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ);
при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, направлять материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 34.1 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов, поскольку они выполняют обязанности по налоговому контролю, пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и налоговые органы.
Как видим, из пяти подпунктов, устанавливающих обязанности налоговых органов по предоставлению информации по отношению к различным субъектам, только один подпункт (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ) посвящен их обязанностям по предоставлению информации налогоплательщикам. При этом только одна обязанность — бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах — корреспондирует с соответствующим правом налогоплательщика (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Не сформулирована обязанность давать бесплатную информацию о законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков. Понятно, что такая обязанность предполагала бы значительно больший объем передаваемой информации, чем просто информация о действующих налогах и сборах. Отсутствует также обязанность предоставлять информацию о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, которая в определенных ситуациях может играть для налогоплательщика существенную роль.
Вместо обязанности давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, корреспондирующей с правом налогоплательщика, установленным подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, установлена обязанность «проводить разъяснительную работу» среди налогоплательщиков.
Не сформулирована обязанность налогового органа, производящего выездную налоговую проверку, предоставлять налогоплательщику возможность присутствовать при ее проведении, корреспондирующая с правом налогоплательщика, установленным подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Наконец, полностью отсутствует обязанность предоставлять налогоплательщику по его требованию копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Попытки хотя бы отчасти восполнить указанные недостатки налогового законодательства демонстрируют ведомственные акты налоговых органов. Так, Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденное Приказом МНС России от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120, устанавливает порядок предоставления информации по вопросам налогов и сборов (п. п. 2.1 — 2.7 Положения) и порядок предоставления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов (п. п. 3.1 — 3.10 Положения). Анализ этого документа показывает, что он предусматривает значительное число оснований для отказа налогоплательщику в предоставлении ему информации, право на получение которой установлено Налоговым кодексом РФ. Так, согласно п. 2.1 информацию по вопросам налогов и сборов предоставляет любой налоговый орган, в который обратился налогоплательщик, за исключением случаев, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация. Такая формулировка основания для отказа в предоставлении информации представляется чересчур вольной. Согласно п. 2.3 информация, содержащаяся в актах с грифами «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для печати», предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера. Согласно п. 2.4 Положения информация, затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте, налогоплательщика, предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю. Если последнее ограничение представляется правомерным, то п. 2.5, согласно которому информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика, на мой взгляд, безосновательно и существенно ограничивает предоставленное налогоплательщику право на получение информации. Согласно п. 2.6 и 2.7 Положения информация о действующих опубликованных правовых актах предоставляется в части названия акта, его реквизитов, источника его официального опубликования. Информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации. Представляется, что это правило далеко не полностью реализует сформулированное в законе право плательщиков налогов (сборов) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах.
К такому выводу мы приходим даже без учета дальнейшего содержания рассматриваемого документа. В разделе 3 Положения об информировании налогоплательщиков, озаглавленном «Порядок предоставления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов», МНС России формулирует требования к письменному запросу по вопросам применения им законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты им налогов и сборов, направлением которого оно обусловливает предоставление письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов. Согласно п. п. 3.3 и 3.4 Положения в таком запросе должна содержаться подробная информация о его предмете. К запросу должны прилагаться все имеющиеся у налогоплательщика документы, относящиеся к запросу, а также материалы, позволяющие идентифицировать предмет запроса. Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом, руководителем или иным уполномоченным лицом организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя или иного уполномоченного лица) и содержать данные соответственно о месте жительства (прописки) физического лица или месте нахождения организации. Письменный запрос, не отвечающий требованиям последнего пункта, не рассматривается. Согласно п. 3.5 в случае непредставления налогоплательщиком или его уполномоченным представителем информации, документов и материалов, предусмотренных п. 3.3 Положения, либо если информация, документы и материалы представлены не полностью, налоговый орган уведомляет налогоплательщика или его уполномоченного представителя, подавшего запрос, о том, какая информация, документы и материалы необходимы для рассмотрения вопроса. При отказе налогоплательщика или его уполномоченного представителя, направившего запрос, от оказания содействия налоговому органу или его должностным лицам в рассмотрении вопроса налоговый орган вправе оставить запрос без ответа. Между тем в подп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ ничего не говорится о том, что налогоплательщик в качестве необходимого условия реализации своего права на получение от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п. 1) должен «оказывать содействие» этим органам.
Пункт 3.7 Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов приравнивает к письменному ответу на запрос налогоплательщика «телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи». Что понимается под «подобными видами связи», сказать трудно. Как видим, МНС обогнало российского законодателя в наделении юридической силой сообщений, составленных в безбумажной форме. Думается, что если бы в законе были сформулированы не только права налогоплательщика на получение информации, но и четко корреспондирующие с ними обязанности налоговых органов по предоставлению такой информации, а также санкции за уклонение от их исполнения, то налоговикам не пришлось бы заниматься столь смелым правотворчеством.
В связи с этим представляется целесообразным внести в часть первую Налогового кодекса РФ следующие изменения и дополнения.
В пункте 1 ст. 32 НК РФ подп. 4 заменить следующими подпунктами:
4) предоставлять плательщикам налогов и сборов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
5) давать плательщикам налогов и сборов по их требованию письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
6) не препятствовать присутствию налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки;
7) предоставлять плательщикам налогов и сборов по их требованию копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
Последующие подпункты, начиная с подп. 5 действующей редакции, воспроизвести без изменений, с изменением нумерации.
Заключение
Подводя итог, отметим недостатки законодательного регулирования информационных отношений между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами. Они выражаются главным образом в том, что не всегда право на получение информации одним субъектом от другого субъекта подкрепляется соответствующей обязанностью другого субъекта предоставлять информацию либо же неисполнение данной обязанности не влечет никаких санкций. Так, налоговым органам предоставлено широкое право вызова свидетелей, в общем случае не подкрепленное обязанностью вызываемых лиц являться по вызову; согласно ст. 86 НК РФ при открытии счета организации или индивидуальному предпринимателю банк в течение пятидневного срока обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту их учета, однако ответственность за несвоевременное сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счетов Налоговым кодексом РФ не установлена; ст. 21 НК РФ устанавливает целый ряд прав налогоплательщиков, связанных с получением информации от налоговых органов (ст. 21), не устанавливая обязанностей налоговых органов по предоставлению этой информации либо устанавливая для них более слабые обязанности, чем предполагаемые в качестве необходимых условий осуществления указанных прав налогоплательщиков.
Судебно-арбитражная практика показывает, что налоговые органы нередко демонстрируют непонимание содержания информационных прав и обязанностей, трактуя их формально, безотносительно к целям, сформулированным в законе. Необходимо учитывать прямую взаимосвязь информационных прав и информационных обязанностей. Целью исполнения обязанности по предоставлению информации является реализация права на получение информации субъектом, которому данная информация необходима для осуществления его деятельности. Так, обязанность постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе устанавливается (и осуществляется) в целях налогового контроля. Если же эта цель уже достигнута, то требование повторной постановки на учет следует признать неправомерным.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.1996 N 27-ФЗ
«ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ»
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ
«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
(принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 N 125-ФЗ
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»
(принят ГД ФС РФ 02.07.1998)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.1992 N 02-104А
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ
ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ
ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.1992 N 7)
ПРИКАЗ МНС РФ от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120
ВОПРОСАМ НАЛОГОВ И СБОРОВ>
ПРИКАЗ МНС РФ от 08.10.1999 N АП-3-16/318
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»
МНС РФ от 01.02.2002 N 14-3-04/218-Г530
ЗАКРЫТИИ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ>
МНС РФ от 26.07.2002 N ШС-6-14/1099
«О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.04.2002 N 3611/01, ОТ 17.04.2002 N 755/02″
(вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ Президиума ВАС РФ от 10.04.2002
N 3611/01 и от 17.04.2002 N 755/02)
РЕШЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 18.05.2000 N 177
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 07.08.2001 N 8874/00
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 11.09.2001 N 7611/00

К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *