Незаконное возмещение НДС схемы

Содержание

Схемы совершения мошенничества с возмещением налога на добавленную стоимость

В.С. Белохребтов
адъюнкт ФГКОУ ВПО,
Россия, Иркутск,
Восточно-Сибирский институт МВД России
Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки
№2-2 2015

Рассмотрены схемы мошеннического возмещения налога на добавленную стоимость. Приведена классификация способов совершения мошенничества при возмещении НДС. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования схем совершения мошенничества в сфере возмещения НДС с целью своевременного выявления, раскрытия и пресечения данного вида преступлений.

Налог на добавленную стоимость (НДС), будучи одним из важнейших экономических инструментов регулирования рыночных отношений, оказывает существенное воздействие на решение государственных задач по обеспечению сбалансированности бюджетов и созданию гарантий развития института предпринимательства. В то же время действующее в России законодательство оставляет возможность использования многочисленных способов недобросовестного его возмещении, что негативным образом отображается на защите интересов казны .

Основными отраслями (сферами хозяйственной деятельности), в которых были совершены покушения на мошеннические действия при возмещении НДС, чаще всего являются следующие:

  • геология, буровые работы;
  • коммерческая деятельность, связанная со сдачей в аренду недвижимого имущества;
  • грузоперевозки;
  • ремонтные работы;
  • лесоперерабатывающая промышленность;
  • реализация нефти и продуктов ее переработки;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • предоставление посреднических услуг в сфере торговли;
  • оптовая закупка товара на внутреннем рынке РФ и его реализация по внешнеэкономическим контрактам;
  • деятельность в области бухгалтерского учета.

Данное преступление характеризуется постоянным «обновлением» мошеннических схем возмещения НДС с применением изощренных мер конспирации. Над разработкой и организацией схем мошеннического возмещения НДС работают высококвалифицированные налоговые консультанты, досконально изучившие налоговое и уголовное законодательство, применение которых позволяет организаторам и исполнителям гарантированно добиваться получения средств из бюджета и не привлекаться к ответственности. Многообразие видов преступных схем свидетельствует о том, что без четкого представления об основных схемах невозможно пресечь данный вид мошенничества на начальных стадиях его совершения. Наиболее распространенными схемами мошенничества являются следующие:

1. Схемы совершения мошенничества с возмещением НДС при экспорте, основанные на применении ставки 0%.

1.1. Лжеэкспорт, при котором товар, предназначенный для экспорта, фактически не вывозится с территории Российской Федерации, а реализуется на внутреннем рынке за наличный расчет; при этом создается пакет фиктивных финансовых документов по якобы совершенной экспортной сделке. В большинстве случаев данная схема мошенничества предусматривает создание фирм-однодневок, специально регистрируемых с единственной целью -получить налоговый вычет; фиктивные учредители, поддельные печати, адреса массовой регистрации вскрываются в процессе рассмотрения спора.

1.2. Вывоз товара с территории Российской Федерации, сопровождаемый недостоверным декларированием. Данная схема мошеннического возмещения НДС предусматривает осуществление в рамках заключенной экспортной сделки фактических поставок товаров, когда груз пересекает границу таможенного союза, однако вывозимый товар декларируется либо по многократно завышенным ценам, либо со значительным завышением объемов, для чего продукция пропускается через целый ряд контрагентов, и ее стоимость возрастает в среднем в 10 раз, как и сумма к возмещению. Все иные действия преступников аналогичны первой схеме. Следует отметить, что в настоящее время схема по накручиванию стоимости товара для экспорта через цепочку поставщиков считается небезопасной и легко вскрываемой.

Более сложными являются схемы возмещения НДС, реализуемые по результатам проведения экспортных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ, сопровождаемые прочими обманными действиями, например с товаром-заменителем, когда под видом определенного товара экспортируется другой, а также путем «задвоения» товара, когда товар поставляется на экспорт, при этом аналогичные документы на возмещение подаются в разные налоговые органы с искаженными данными двумя, а иногда и тремя разными юридическими лицами, не аффилированными между собой. К таким схемам относятся:

2. Схемы незаконного возмещения НДС по сделкам, заключаемым на внутреннем рынке, в отношении определенных товаров и услуг.

2.1. Искусственное завышение затрат налогоплательщика при приобретении товаров, работ и услуг (так называемая затратная схема) путем:

  • фальсификации документов, отражающих приобретение у подконтрольной формально легитимной организации товаров, работ или услуг, которые на самом деле не существует (бестоварная схема);
  • фальсификации налогового и бухгалтерского учета по выполненным своими силами работам или оказанным услугам, которые якобы выполнены силами лжесубподрядчика, являющегося подконтрольной формально легитимной организацией (субподрядная схема).

2.2. Искусственное завышение затрат налогоплательщика путем придания документальной обоснованности ложным хозяйственным операциям при реализации налогоплательщиком товаров. Например, путем создания видимости предпринимательской торгово-закупочной деятельности, сопровождаемой отражением вымышленной стоимости на продукцию, позволяющей выводить разницу между «входным» и «выходным» НДС, по сделкам участвующих в схеме компаний («круговая схема»). Зачастую одним из существенных условий подобных договоров является отсрочка платежа, не позволяющая должностным лицам налогового органа в момент проведения камеральной проверки декларации с заявленным правом на возмещение налога проверить реальное поступление денежных средств на счет организации. Для введения налоговиков в заблуждение относительно реальности хозяйственных операций злоумышленники предоставляют в налоговую инспекцию в течение 3-6 месяцев до совершения хищения налоговые декларации с незначительными суммами налога к уплате. Таким образом, мошенники исключают один из основных признаков недобросовестного налогоплательщика — предоставление «нулевых» деклараций в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

2.3. Заключение договора аренды организацией (предприятием, учреждением) с самим собой. Организация, перешедшая на налогообложение по ЕСХН, выступая одновременно и как юридическое лицо, и как участник простого товарищества, передает объект в аренду самой себе. Как арендодатель организация (предприятие, учреждение) принимает к вычету НДС по приобретенным работам и материалам, а как арендатор — возмещает НДС, уплаченный по аренде .

2.4. Использование схемы «договор комиссии». Отсутствующий по факту товар по документам неоднократно перепродается между цепочкой посредников, после чего его остатки якобы передаются на реализацию комиссионеру, точные данные которого не известны, а к возмещению предъявляется НДС со стоимости товара, «приобретенного» последним покупателем. Оплата за товар при этом не производится за счет предусмотренного во всех договорах условия о значительной отсрочке платежа .

2.5. Схема незаконного возмещения НДС по авансам, уплаченным поставщикам. При применении схемы незаконного возмещения НДС по авансам, уплаченным поставщикам, денежные средства перечисляются со счета одной организации через цепочку контрагентов, в том числе являющихся фирмами-однодневками, в качестве частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при этом реального движения товаров (выполнения работ, оказания услуг) не осуществляется. Организация-поставщик, выступающая конечным звеном в данной схеме, являющаяся фирмой-однодневкой, не исчисляет и не уплачивает НДС в бюджет при получении денежных средств в качестве аванса. Результатом применения данной схемы является незаконное возмещение НДС и вывод денежных средств путем перечисления со счета фирмы-однодневки (фирм-однодневок следующего звена) на счета иностранных организаций и/или на пластиковые карты физических лиц.

2.6. Схема незаконного возмещения НДС при накоплении товара на складе. Схема незаконного возмещения НДС при накоплении товара на складе заключается в создании организациями фиктивного документооборота при отсутствии реального движения товара (приобретения, транспортировки товара, передачи его на ответственное хранение). Организация, выступающая в качестве покупателя, заявляет вычет НДС по приобретенным товарам и посредством фиктивного документооборота создает видимость дальнейшей реализации. При этом осуществляется фиктивная реализация лишь незначительной части ранее приобретенного товара.

3. Схема незаконного возмещения НДС по операциям на внутреннем рынке, облагаемым по пониженной 10 %-й ставке, при приобретении для собственных нужд товаров, работ, услуг, основных средств, а также мошенничества предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, в силу перевода на уплату налогов по специальному налоговому режиму (ЕНВД, УСН, ЕСХН и т.д.).

При этом, начиная с 2013 г., по мнению налоговых органов, для незаконного возмещения НДС чаще всего мошенники используют операции с недвижимостью.

3.1. Возврат НДС при отсутствии выручки. Фирма покупает дорогостоящее оборудование для реализации, а в декларации по НДС заявляется возмещение с приобретенной продукции. Мошенники составляют фиктивные документы по приобретению дорогостоящего оборудования, а также документы, подтверждающие принятие данного оборудования на учет организации (предприятия) в качестве основного средства. Затем мошенники обращаются в налоговую инспекцию за возмещением НДС.

3.2. Схема незаконного возмещения НДС при перепродаже недвижимого имущества с существенным увеличением стоимости. Незаконное возмещение НДС достигается путем согласованных действий группы взаимозависимых лиц по имитации сделок купли-продажи объекта недвижимости, результатом которых является многократное необоснованное увеличение цены объекта.

4. Схемы мошенничества при возмещении НДС с использованием заявительного порядка и подачей уточняющей декларации.

4.1. Выдача заключения налоговым органом о налоговом вычете без проверки. Заключение отдела камеральных проверок при оформлении налогового вычета на сумму менее 3 млн рублей дается без проверки, так как в этих случаях сообщать в вышестоящую инстанцию, комиссию субъекта РФ, которая обычно и принимает решение о возврате налога, необязательно. Такие суммы считаются незначительными и не попадают в общую статистику, чем и пользуются мошенники.

4.2. Подача уточненных налоговых деклараций. В период камеральной проверки мошенники представляют в налоговый орган уточненную декларацию за тот же налоговый период, но уже с незначительной суммой к возмещению или с нулевым возмещением. В связи с этим проверка по ранее поданной декларации в соответствии с законом прекращается. Впоследствии недобросовестный налогоплательщик обращается в налоговый орган (либо в суд) с требованием возместить НДС в первоначальном объеме, мотивируя свою позицию тем, что уточненная декларация им не подавалась, а подпись в ней руководителю организации не принадлежит, оттиск печати на уточненной декларации также не совпадает с печатью организации. При этом арбитражный суд может счесть это обстоятельство не препятствующим реализации права на возмещение.

4.3. Повторное возмещение НДС по сделкам, по которым вычет был уже предоставлен. Применение мошеннических действий при подаче заявлений на возврат НДС: заявление подается неустановленным лицом; указывается несуществующий расчетный счет или счет другой организации; представляются поддельные документы, удостоверяющие личность подавшего заявление, и т. п.

5. Мошенничество при возмещении НДС при реализации права на обжалование решения налогового органа и с использованием правил судебной преюдиции.

При отказе налогового органа в возмещении НДС податель заявления вправе обжаловать решение налогового органа в арбитражном суде, нередко в таких случаях решения принимаются в пользу истцов. Согласно редакции статьи 90 УПК РФ от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При формальном следовании данной норме решение арбитражного суда о возмещении НДС в пользу налогоплательщика должно приниматься безоговорочно. В подобной ситуации при поступлении к следователю материала проверки, содержащего противоречивые сведения (результаты ОРД, указывающие на виновность лица в совершении мошеннических действий, и решение арбитражного суда в его пользу), следователь должен вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом решение арбитражного суда будет выступать «индульгенцией» для налогоплательщика .

Анализ следственно-судебной практики позволяет утверждать, что большинство фирм-однодневок, используемых для реализации преступного замысла, подконтрольны третьим лицам, оказывающим услуги по незаконному обналичиванию денежных средств, и лишь в редких случаях они создаются руководством налогоплательщика-мошенника. При использовании в расчетах зависимых от налогоплательщиков формально легитимных структур относительно легче решается вопрос с доказательствами о согласованности преступных действий, что в других ситуациях представляется достаточно затруднительным.

Лица, намеревающиеся похитить денежные средства из федерального бюджета, как правило, регистрируют организацию на граждан из неблагополучных семей, состоящих на наркологическом учете или не имеющих постоянного места жительства. Далее злоумышленники открывают в кредитном учреждении расчетный счет с подключением системы удаленного пользования «Банк-Клиент». Затем они заключают с подставными фирмами, часто находящимися в иных регионах, договоры поставки товароматериальных ценностей, используя при этом доверенность от имени «руководителя» организации.

Противодействие налоговых органов вынуждает мошенников мигрировать в другие регионы: зафиксированы сотни случаев перерегистрации предприятий, входящих в так называемую зону риска. Для предупреждения таких действий налоговое ведомство запустило программу «Стоп мигрант».

Заместитель начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью ОВД и юстиции прокуратуры г. Санкт-Петербурга Василий Шилин приводит пример положительного взаимодействия органов при противодействии мошенническому возмещению НДС из бюджета. Прокуратурой г. Санкт-Петербурга разработан и впоследствии закреплен в совместном приказе алгоритм взаимодействия контролирующих, правоохранительных органов и органов прокуратуры, реализация которого на практике позволила снизить объемы необоснованного возмещения НДС. В соответствии с данным приказом информация налогового органа в форме мотивированного уведомления предоставляется в прокуратуру города, которая включает организацию и сведения о ней в перечень предприятий, относящихся к зоне риска, и направляет его в органы внутренних дел для проверки в порядке ст. 144-145 УПК. При этом ход проверки ставится на особый контроль . Благодаря этому еще до вынесения решения налоговым органом производится одновременная, в том числе совместная проверка обоснованности заявленных требований налоговым инспектором в рамках НК, сотрудниками полиции — в рамках УПК. За счет привлечения сотрудников органов внутренних дел и принятия превентивных мер еще на стадии проверки по декларации снижается вероятность вынесения решения о возмещении сумм налога тем организациям, мошеннический характер деятельности которых хоть и очевиден, но формально не доказан.

Цель такого механизма заключается не только в привлечении к уголовной ответственности мошенников, но и в исключении самой возможности хищения бюджетных средств, для этого указанным совместным приказом предусмотрен порядок принятия обеспечительных мер в рамках расследования по уголовному делу.

Воспрепятствованию хищениям средств бюджета должны содействовать проведение совместных проверок, а также своевременный взаимообмен информацией с кредитными учреждениями, подразделениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ЦБ РФ, МРУ Росфинмониторинга в части пресечения фактов легализации доходов, полученных преступным путем, и хищения средств бюджета.

Отдельные мероприятия прокуратуры г. Санкт-Петербурга направлены на организацию совместных с контролирующими органами мероприятий по выявлению кредитных учреждений, допускающих нарушения, влекущие отзыв лицензии на осуществление банковских операций. К их числу относятся проверки соблюдения банками требований ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» а также законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, активизация практики использования кредитными учреждениями права отказа от заключения договора банковского счета, его расторжения при нарушении юридическими лицами существенных условий договора.

Приняты меры по налаживанию во взаимодействии с налоговыми органами исковой работы по возмещению вреда, причиненного преступлениями в указанной сфере интересам государства, в том числе совершенствованию практики применения последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 169 и 170 ГК).

Совместно с правительством Санкт-Петербурга прокуратура города создала совместную рабочую группу по внесению предложений в орган законодательной власти о реализации права законодательной инициативы в части внесения в НК РФ изменений, устраняющих возможность злоупотреблений при возмещении сумм НДС. Способы устранения пробелов правового регулирования правоприменительной практикой уже проработаны: суммы налога могут в обязательном порядке засчитываться в счет будущих налоговых платежей либо аккумулироваться на специальных счетах, имеющих ограниченный правовой режим. И это лишь небольшая часть возможных методов решения проблемы .

В данной статье рассмотрена лишь некоторая часть особо распространенных схем мошенничеств при возмещении НДС. Изучение схем мошенничества при возмещении НДС нуждается в дальнейшем углубленном исследовании, так как только вооруженность знаниями о преступных схемах мошенников позволит своевременно выявлять, раскрывать и пресекать действия преступников.

Немаловажным фактом в успешном исследовании мошеннических схем при возмещении НДС и, как следствие, успешном выявлении, раскрытии и расследовании данной категории дел являются примеры межведомственного сотрудничества. Положительный опыт г. Санкт-Петербурга может рассматриваться в качестве модели алгоритма взаимодействия контролирующих, правоохранительных органов и органов прокуратуры, что позволит снизить объемы необоснованного возмещения НДС.

Список литературы

1. Шилин В. Противодействие приобретению права на бюджетные средства путем незаконного возмещения НДС // Законность. 2013. № 11.

2. Элегантный способ возмещения НДС // Налоги. 2012. № 45.

4. Семенчук В.В. Преюдиция и незаконное возмещение НДС из бюджета // Российский юридический журнал. 2014. № 1.

Экспорт товаров, продукции за пределы России рассматривается в налоговом законодательстве отдельно. Поскольку место реализации в данном случае находится за пределами России, организация-экспортер не имеет обязанности уплаты НДС в бюджет.

Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте

Для начисления НДС при экспорте применяется ставка 0%.

Эта ставка является одним из видов налоговых льгот. Суть понятия нулевой ставки состоит в том, что организация-экспортер получает право на возмещение НДС без его начисления и уплаты. То есть, фактически, экспортеру возвращается НДС, уплаченный им в бюджет при производстве, приобретении продаваемого товара, а начисления НДС при продаже за пределы РФ не происходит.

Существует 3 вида операций, в которых правомерно применение нулевой ставки:

  1. Помещение товаров для экспорта под таможенный контроль;
  2. Работы и услуги, связанные с производством экспортного товара;
  3. Транспортные услуги по перемещению товаров, помещенных в таможенный режим.

При этих операциях организация начисляет НДС по ставке 0%. Для подтверждения применения этой ставки требуется выполнить ряд условий:

  • Предоставление контракта, договора с поставщиком;
  • Таможенная декларация с таможенными отметками;
  • Сопроводительные и транспортные документы;
  • Посреднический договор, при проведении экспорта через посредника.

Виды сопроводительных документов будут различаться, в зависимости от вида используемого транспорта.

Подтверждение ставки 0% полностью ложится на плечи налогоплательщика. Это логично, так как суть нулевой ставки состоит в получении им вычета по налогу без начисления и уплаты исходящего НДС.

Подтверждение нулевой ставки должно быть готово в срок менее 180 дней с момента таможенного штампа. Несоблюдение этого срока приводит к начислению НДС по обычной ставке, обязанности перечислить пени за просрочку уплаты НДС и к подаче «уточненки». Аналогичные последствия возникнут в случае отсутствия штампа таможни на документах.

Возврат НДС при экспорте из России

Сбор документов для подтверждения нулевой ставки — это только первый шаг. Далее контролирующие органы ИФНС приступают к проверке подлинности документов и рассмотрению соблюдения всех требований законодательства, а также к проверке наличия задолженности экспортера перед бюджетом.

Собранные документы предоставляются в ИФНС вместе с декларацией НДС за период, в котором они были собраны. Налоговые органы в течение трех месяцев проводят камеральную проверку и по ее итогам выносят решение о возмещении НДС или отказе в возмещении.

Проводки по экспортному НДС

Если по прошествии 180 дней экспорт не подтвержден, то суммы неподтвержденного НДС отражаются с помощью проводок:

Дт Кт Описание операции
68(НДС возмещ.) 68 (НДС начисл.) Начисление по неподтвержденному экспорту
99 68 Начисление пени
68 51 Перечисление пени в бюджет

Проводки по возмещению НДС при подтверждении экспорта:

Дт Кт Описание операции
51 68 Возмещение НДС

Форма возмещения НДС может быть выбрана из двух вариантов: возврат на расчетный счет либо зачет, в счет штрафов, недоимок или будущих платежей. Вариант возмещения выбирает сам орган ФНС, либо налогоплательщик в своем заявлении.

При отказе в возмещении НДС проводка будет выглядеть так:

Дт Кт Описание операции
91 68 Сумма НДС к возмещению списывается на расходы

Несмотря на декларируемую льготность, применение нулевой ставки скорее можно считать обязанностью организации, а не правом.

Вывоз товара иностранным покупателем

Если экспортный товар вывозит не сторонняя транспортная компания, а сам покупатель, для подтверждения ставки используется тот же перечень документов. Копии необходимых документов предоставляет иностранный партнер, с этими документами российский экспортер проводит процедуру подтверждения ставки в обычном порядке.

Экспорт в ЕАЭС

При вывозе товаров в страны Евразийского экономического союза, к которым принадлежат Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, подтверждение ставки 0% не требуется. Для подтверждения правомерности применения этой ставки необходимо запросить справку об уплате НДС покупателем.

Мошеннические схемы с НДС при экспорте

Из-за увеличения сумм вычета НДС экспортные схемы позволяют предприятию достичь большей рентабельности. Неудивительно, что эти схемы зачастую используются для неправомерного получения вычетов.

Существуют две наиболее известные схемы:

Лилия ИЗОТОВА

Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании уже разоблаченных схем они формулируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров. По законодательству, когда товар вывозят с территории России в таможенном режиме экспорта, ставка НДС равна нулю (п. 1 ст. 164 НК). Но право на налоговый вычет у экспортера сохраняется (п. 3 ст. 172 НК). Сумма возмещаемого налога может быть выплачена непосредственно из бюджета (ст. 176 НК) либо погашена (п. 1 ст. 173 НК). Такая простая схема оказалась весьма привлекательна для мошенников. Для того чтобы незаконно получить от государства деньги (в виде возвращенного налога на добавленную стоимость), недобросовестные предприниматели разрабатывают различные «серые» схемы. Например, экспортного товара может вообще не быть, а вся сделка проходит лишь на бумаге. Или товар существует, на экспорт его вроде как оформляют, но границу он не пересекает. Это самые примитивные схемы. Реализовывая их, лжеэкспортеры представляют инспекторам фальшивые документы и пытаются по ним получить деньги из бюджета. Более сложные схемы разрабатывают с участием поставщиков-однодневок. В этом случае экспортная операция действительно осуществляется, товар реален и за границу его действительно продают. Однако мошенники создают цепочку из фирм-посредников между настоящим поставщиком и экспортером. В результате они увеличивают закупочную цену товара, и соответственно входной НДС получается огромным. Экспортер оплачивает товар по завышенным ценам. НДС в эту цену, конечно же, входит. Но попадает-то налог к фирме-однодневке. А она деньги в бюджет, как известно, не перечисляет. Экспортер же требует у государства возместить ему уплаченный мнимому поставщику налог на добавленную стоимость. В ходу у недобросовестных предпринимателей и псевдооплата за экспортируемый товар. В этом случае «партнеры» по бизнесу могут использовать различные неденежные формы расчетов. Или, например, оплату могут производить собственными векселями, которые затем никто не гасит. Многие «экспортные» схемы налоговики научились разоблачать. А чтобы предотвратить их, чиновники неустанно разрабатывают все новые и новые проекты. Проекты, проекты, проекты…Предложений по борьбе с незаконным возмещением экспортного НДС множество: от законодательного разрешения возмещать НДС только тем фирмам, которые сами производят и экспортируют товар, до полного отказа от возврата налога. Еще совсем недавно широко обсуждалась идея ввести специальные счета. Смысл ее заключался в том, что при расчетах компаниям пришлось бы переводить суммы налога на спецсчет. С него можно было бы тратить средства только на уплату НДС в бюджет или партнеру. Однако если ввести такую практику, то большая часть оборотных средств фирм окажется замороженной на спецсчетах. Более того, нет никакой уверенности, что мошенники не придумают другие схемы, а от неудобных спецсчетов пострадают лишь добросовестные экспортеры. Были и другие проекты. Например, совсем отменить НДС, введя налог с продаж. Или законодательно обязать экспортеров отвечать за своих поставщиков, и самим доказывать налоговикам, что те НДС в бюджет перечислили. Но это еще не все. Для решения проблемы экспортного НДС чиновники предлагают ужесточить борьбу с однодневками, изменив условия регистрации фирм. Они мечтают ввести электронную систему контроля экспортируемых товаров, объединив базы данных налоговиков и таможни. Есть и более простые предложения – увеличить срок возмещения НДС с трех месяцев до шести. Налоговики считают, что уж за полгода они успеют разобраться, что к чему. Однако на сегодняшний день все эти проекты так и остались проектами. А на вооружении у проверяющих – лишь подробное описание уже разоблаченных махинаций да перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что «дело нечисто». Так, у московских налоговиков есть специальное руководство: обзор схем и способов уклонения от уплаты налогов, направленных на возмещение НДС из бюджета. Этот документ обязаны изучать все сотрудники, имеющие отношение к налоговым проверкам. На что же инспекторы будут обращать внимание в первую очередь? Кто ваши партнерыПроводя проверку экспортера, налоговики могут попытаться восстановить всю цепочку фирм, задействованных в сделке. Уже один тот факт, что экспортный товар прошел через несколько компаний, может вызвать у проверяющих подозрение и желание «познакомиться» с фирмами-перепродавцами. Инспекторы особенно тщательно проверят документы, если обнаружат, что у участвующих в цепочке партнеров расчетные счета открыты в одном банке. Или если все эти компании являются взаимозависимыми. То есть у них, например, общие учредители. Настораживают проверяющих и одинаковые адреса партнеров. Еще одним признаком незаконного экспорта, по опыту налоговиков, может быть ситуация, в которой инспекторы не могут связаться с фирмой-поставщиком. Например, письма налоговой с просьбой уточнить какие-либо данные или представить нужные документы возвращаются с отметкой почты «по указанному адресу организация не значится». Не понравится инспекторам и то, что по базе данных о налогоплательщиках учредители или директора таких поставщиков числятся в руководстве еще десятка компаний. Подозрительной будет и такая ситуация. Из анализа отчетности получается, что компания не ведет никакой хозяйственной деятельности за исключением сделок, по которым можно предъявить к возмещению НДС. На основании подобных сведений налоговики могут заподозрить, что поставщик – это фирма-однодневка, а сам экспортер недобросовестен. Суды в подобных обстоятельствах чаще всего встают на сторону инспекторов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 июня 2005 г. № А56-28198/2004, Волго-Вятского округа от 20 января 2005 г. № А82-330/2003-А/9). Однако есть и постановления арбитров в пользу экспортеров. В них судьи утверждают, что «налоговое законодательство не содержит обязанности для налогоплательщика проверять законность регистрации своих контрагентов» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 мая 2005 г. № Ф04-2503/2005 (10795-А27-25)). В другом решении суд указал налоговикам, что «отсутствие поставщиков по указанным в документах адресам, а также непредставление ими документов при встречной проверке не связаны с правом на вычет НДС, уплаченного этим поставщикам» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 декабря 2004 г. № А19-7272/ 04-33-Ф02-5355/04-С1). Проверить инспекторы могут не только фирмы, у которых экспортер приобрел товар. Их может заинтересовать и реальность иностранного покупателя. Так, налоговики выиграли один из споров по экспортному НДС, предоставив суду данные, что иностранный покупатель (компания из Великобритании), по сведениям Национального центрального бюро Интерпола в России, в Великобритании не зарегистрирована (постановление Президиума ВАС от 22 марта 2005 г. № 15909/04). Подозрительные расчетыБольшое внимание инспекторы уделяют проверке расчетов за экспортный товар. Признаками использования незаконной схемы для них будут, например, такие ситуации:

  • в расчетах за экспортный товар использованы векселя, которые предъявлены к погашению раньше установленного срока. Подозрения вызывают и собственные векселя, которые вообще в результате могут оказаться непогашенными;
  • партнеры рассчитались между собой с использованием зачета, бартера или через третьих лиц;
  • все расчеты между фирмами-перепродавцами произошли в течение одного банковского дня.

В одной из известных налоговикам схем, направленных на незаконное возмещение НДС из бюджета, товар перепродавался на основании агентских договоров или договоров комиссии. В результате такой цепочки стоимость экспортного товара значительно увеличилась. Из-за этого выросла и сумма входного НДС, снизилась прибыль от сделки. Факты приобретения товара компанией по завышенным ценам, превышающим рыночные в 2–3 раза, убеждает судей в правоте налоговой, отказавшей в возмещении НДС (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 января 2005 г. № А82-330/2003-А/9). Есть еще одна причина, по которой проверяющие придирчиво относятся к цепочкам из посреднических договоров при покупке экспортного товара. Дело в том, что зачастую из-за такой перепродажи «теряется» собственник товара, который и должен уплатить полную сумму НДС в бюджет. А посредники платят налог лишь со своего вознаграждения. Аккуратнее с даннымиНалоговики могут придраться к неточностям или несоответствиям в накладных, счетах-фактурах и других документах, в которых указаны наименования экспортируемых товаров. Нестыковки могут обнаружиться в номенклатурных номерах, маркировках, «физических» показателях товара. В этом случае проверяющие потребуют дополнительных разъяснений и могут заподозрить, что сделка была фиктивной. Например, в одном из рассматриваемых дел на экспорт был продан токарно-винторезный станок. Экспортер вовремя и в полном объеме представил в инспекцию все необходимые для подтверждения вычета по НДС документы. Налоговики обратили внимание на вес станка. По приходной накладной он был 6500 килограммов. По международной товарно-транспортной накладной – уже 4750 килограммов. А по документу от производителя еще меньше – 4200. Запросив дополнительные данные, проверяющие выявили и несоответствие в датах. Получалось, что станок был отправлен на экспорт раньше, чем был продан заводом-изготовителем экспортеру. Из этого налоговики сделали вывод, что экспорта фактически быть не могло. И он «имитирован только на бумаге». Однако иногда в таких случаях судьи встают на защиту предпринимателей. Разбирая одно из дел, налоговики отказали в возмещении экспортного НДС, найдя неточность в наименовании товара. Судя по накладным, экспортер приобрел у своих поставщиков пиловочник, а в грузовых таможенных декларациях указал фанерный кряж. Арбитры признали решение инспекторов недействительным, так как «отправленный на экспорт товар идентифицируется по имеющимся в деле документам» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2005 г. № А52-5028/ 2004/2). Борьба налоговиков с незаконным возмещением НДС может навредить не только мошенникам, но и законопослушным фирмам 📌 Реклама Отключить Мошенничество интернациональноПроблема незаконного возмещения НДС стоит довольно остро не только в России. Например, Европейская комиссия отмечает, что потери из-за мошенничества с налогом на добавленную стоимость в странах ЕС достигают 10 процентов от налоговых поступлений. В результате на счетах недобросовестных бизнесменов оседает около 100 миллиардов евро в год. Если экспортный товар был перепродан по цепочке через несколько компаний, инспекторы будут выяснять реальность существования каждого из участников сделки

Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)

Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности

Что может дать гарантию возврата НДС

Схема возврата НДС

Итоги

Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности

Вопрос о возврате НДС возникает в том случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС оказывается больше, чем сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет с осуществленной за этот период реализации и иных операций, требующих начисления налога. Отражается эта картина в декларации. Причем возврат НДС для юридических лиц и возврат НДС для ИП базируются на одних и тех же правилах.

В самой сути ситуации возникновения возврата заложены 2 основных момента, требующих одновременного наличия у лица, формирующего декларацию:

  • статуса плательщика НДС;
  • права на применение вычетов по налогу.

Подробнее о плательщиках и неплательщиках НДС, а также о том, кто может воспользоваться правом на вычет, читайте в статье «Кто является плательщиком НДС?».

Статус плательщика НДС — это удел тех, кто работает на ОСНО. Они обязаны начислять НДС с реализации и иных операций, подлежащих обложению этим налогом, оформлять счета-фактуры, вести книги покупок-продаж, сдавать НДС-декларации. И они вправе применять вычеты в объеме налога, предъявляемого поставщиками и возникающего при некоторых иных операциях (например, по капвложениям, осуществленным собственными силами).

У неплательщиков НДС в определенных случаях возникает обязанность по начислению НДС к уплате и сдаче декларации в отношении начисленного налога, однако право на вычет у них не появляется никогда.

О том, когда у неплательщика НДС возникает обязанность начислить этот налог, читайте в этом материале.

Возврат НДС подразумевает последовательное осуществление ряда определенных действий, по завершении цепочки которых налогоплательщик получает на свой расчетный счет сумму налога из бюджета.

Что может дать гарантию возврата НДС

Чаще всего с ситуацией возврата НДС сталкиваются экспортеры, применяющие по отгрузкам на экспорт ставку 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ) и имеющие право на вычет налога, уплаченного поставщикам, при приобретении у них товаров, работ, услуг, относящихся к продажам за рубеж. Для них вопрос о возврате НДС при экспорте из России в зависимости от доли продаж на экспорт в общем объеме реализации может возникать ежеквартально.

О возврате НДС при экспорте подробно можно узнать, ознакомившись с нашей рубрикой «НДС при экспорте товаров в 2019 — 2020 годах (возмещение)».

Сразу отметим, что само по себе превышение суммы вычетов над суммой начисленного НДС за налоговый период — это еще не гарантия возврата НДС. Для возвращения НДС необходимо пройти установленную на законодательном уровне процедуру.

Ключевое место в ней занимает камеральная проверка, проводимая ИФНС после подачи декларации с суммой налога к возмещению. Для этой проверки у налогоплательщика запрашивается достаточно объемный пакет документов, которые для экспортера делятся на 2 группы:

  • подтверждающие право на применение ставки 0% по реализации;
  • обосновывающие сумму вычета.

См. также: «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».

Схема возврата НДС

Представим схему возврата НДС в виде пошаговой инструкции. Данная схема возврата НДС позволит налогоплательщику проконтролировать соблюдение процедуры по возврату налога и при выявлении нарушений поможет отстоять свои права.

Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.

Ее камеральная проверка проводится налоговой инспекцией в течение двух месяцев, но в отдельных случаях может продляться до трех (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

В ходе такой проверки налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Подробнее об этой проверке читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Если налоговые органы в ходе проверки выявили нарушения, то переходите к шагу 2.

Если нарушения не выявлены, то переходите к шагу 6.

Шаг 2. Составление налоговыми органами акта налоговой проверки, если нарушения выявлены.

В этом акте налоговые органы отражают выявленные нарушения (п. 3 ст. 176 НК РФ, ст. 100 НК РФ).

Шаг 3. Представление налогоплательщиком письменных возражений по выявленным нарушениям.

В течение одного месяца с момента получения акта налоговой проверки налогоплательщику, не согласному с результатом проверки, необходимо представить письменные возражения по выявленным нарушениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Шаг 4. Принятие налоговым органом решения о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности.

В течение 10 рабочих дней после получения возражений налоговая инспекция рассматривает материалы проверки и возражения (ст. 101 НК РФ) и принимает решение (п. 3 ст. 176 НК РФ) о возмещении НДС (полностью или частично) и решение о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности. О принятом решении налоговики должны уведомить налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Перед тем как принять решение о возврате НДС или зачете (п. 3 и 7 ст. 176 НК РФ), налоговые органы выясняют вопрос о наличии недоимки по НДС, федеральным налогам, долгов по пеням и штрафам, относящимся к федеральным налогам.

Если недоимка есть, то переходите к шагу 5.

Если недоимки нет, то переходите к шагу 7.

Шаг 5. Зачет НДС в счет погашения задолженности, если у налогоплательщика есть недоимка по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.

В этом случае налоговики самостоятельно производят зачет НДС в счет погашения имеющейся задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ). Если недоимка образовалась за период с даты подачи декларации до даты возврата НДС, то пени на нее не начисляются в случае, если сумма недоимки не превышает сумму НДС, подлежащую возмещению.

Если сумма НДС меньше суммы недоимки (штрафа, пеней), то оставшаяся задолженность должна быть погашена налогоплательщиком.

Если сумма НДС больше или равна сумме недоимки, то недоимка считается погашенной.

Для возвращения оставшейся суммы НДС, подлежащей возврату, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Принятие налоговым органом решения о возмещении НДС, если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены.

Такое решение налоговые органы должны принять в течение 7 рабочих дней.

Шаг 7. НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.

В этом случае налоговые органы отправляют в ОФК поручение на возврат НДС. Сделать это обязывают положения абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ. Не забывайте, что для возврата налога нужно подать соответствующее заявление (вместе с декларацией или позднее).

Шаг 8. НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК.

О таком перечислении ОФК должно уведомить налоговые органы (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Если срок возврата НДС не нарушен, то процедура возврата считается завершенной.

Если же НДС был возвращен с нарушением сроков, то начиная с 12-го дня после даты окончания камеральной проверки, начисляются проценты согласно п. 10 ст. 176 НК РФ. В этом случае переходите к шагу 9.

Шаг 9. Получение налогоплательщиком процентов за нарушение срока возврата НДС.

При уплате процентов в полном объеме процедура возврата считается завершенной.

Если же проценты не были полностью уплачены налогоплательщику, то в этом случае в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления ОФК налоговики принимают решение о перечислении оставшейся суммы процентов (п. 11 ст. 176 НК РФ).

На следующий день налоговые органы направляют в ОФК поручение на оплату оставшихся процентов (п. 11 и 8 ст. 176 НК РФ).

Пример расчета процентов за несвоевременный возврат НДС смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Сверьтесь со своими расчетами и не допустите ошибок.

Итоги

Вопрос о возмещении НДС из бюджета за налоговый период возникает, когда сумма вычетов превышает величину налога, начисленного к уплате, и появляется только у плательщиков НДС, поскольку у неплательщиков отсутствует возможность применить вычеты. Процедура возмещения состоит из нескольких этапов – от сдачи декларации до получения из бюджета налога.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *