Несанкционированный митинг ответственность

Управление МВД России по Еврейской автономной области разъясняет ответственность за проведение несанкционированных массовых мероприятий.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», к организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в орган местного самоуправления.

Для проведения митинга или шествия требуется согласование органов исполнительной власти. Если оно не получено, или организаторы изменили маршрут согласованного шествия или место согласованного митинга, то такое мероприятия не считается законным. За его организацию предусмотрена административная ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, которая предполагает для граждан штраф от 20 000 до 30 000 рублей или обязательные работы до 50 часов, или арест до 10 суток.

Участнику несанкционированного публичного мероприятия, который создает помехи пешеходам, движению транспортных средств или мешает работе объекта социальной инфраструктуры или жизнеобеспечения, также грозит крупный штраф. На практике участник несанкционированной акции может быть задержан и без соблюдения вышеназванных причин. Обычно сотрудник полиции, дежурящий в предполагаемом месте сбора активистов, несколько раз с помощью звукоусиливающей аппаратуры предлагает собравшимся разойтись, после чего следует приказ о задержании первой группы активистов – людей с символикой политических партий и общественных движений, плакатами, флагами или транспарантами, потом второй группы и так далее, пока все участники не разойдутся или не будут задержаны.

За участие в несанкционированной акции для граждан предусмотрен штраф от 10 000 до 20 000 рублей, обязательные работы до 100 часов или административный арест на срок до 15 суток (ст. 20.2 КоАП РФ). За повторное нарушение данной статьи наказание будет в разы серьезнее – штраф до 300 000 рублей, административный арест – до 30 суток.

Что нельзя делать на санкционированном митинге?

Санкционированный митинг, шествий или другое публичное мероприятие также имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ N 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», за нарушение которого предусмотрена административная ответственность. В частности нельзя:

  • скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  • иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  • находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Нарушение порядка проведения публичного мероприятия влечет наложение административного штрафа от 10 000 до 20 000 рублей или наказание в виде обязательных работ на срок до 40 часов. Наказание будет строже, если действия гражданина повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу (штраф до 300 000 рублей, обязательные работы до 200 часов, административный арест до 15 суток).

Также участник митинга или иного публичного мероприятия может быть привлечен к ответственности по ст. 20.1. КоАП РФ за мелкое хулиганство, если он нарушает общественный порядок, нецензурно выражается и пристает к окружающим. В этом случае нарушителю грозит штраф от 500 до 1 000 рублей или административный арест до 15 суток. Штраф будет в два раза больше, если вышеназванные действия сопряжены с неповиновением законным требованиям представителя власти либо иного лица, отвечающего за охрану общественного порядка на мероприятии.

За указанные правонарушения участника акции могут доставить в отдел полиции, где будет составлен протокол, и задержать на 3 часа, если санкция статьи КоАП РФ, которую ему вменяют, не предполагает административного ареста, и на 48 часа, если предполагает.

Статья 20.2. КоАП РФ. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток;
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения)

  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток;
  • на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи

  • влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

  • влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды

  • влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 — 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток;
  • на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарии к ст. 20.2 КОАП РФ

1. Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Комментируемая статья вводит административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных публичных мероприятий, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.).

2. В данной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений: а) нарушение установленного порядка организации массовых акций; б) нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций; в) нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками; г) составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.

3. Правонарушения первой группы составов выражаются в осуществлении действий по организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в нарушение установленного порядка, в частности в местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещено упомянутым Законом (ст. 8).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:

  • оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;
  • проведение предварительной агитации;
  • изготовление и распространение средств наглядной агитации;
  • другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. К организаторам публичных мероприятий следует также отнести и тех лиц, которые, не вступая в официальные отношения с государственными органами, занимаются созданием необходимых условий для проведения массовых акций или решением организационных вопросов.

Организатор публичного мероприятия обязан:

  • подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, необходимо представить информацию об использовании этих средств;
  • не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
  • обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;
  • требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
  • обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
  • приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
  • обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
  • обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
  • довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
  • иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности по ч. 1 данной статьи за злоупотребление указанными правами и за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими указанных обязанностей организатора публичного мероприятия.

4. Во вторую и третью группы составов правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, входят нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

Указанные правонарушения могут быть совершены путем: а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.; б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия; в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам; г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Следует также учитывать нормы ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающие осуществление экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

5. Составы правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями). Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие. Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом. В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий, которые характеризовались выше (п. 4 данного комментария).

Согласно ч. 3.1 ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона запрещено, определяется законом субъекта РФ с учетом требований упомянутого выше Закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

8. Дела о правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 3 данной статьи — также должностными лицами подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

Юрист: Наказание за несанкционированные акции на Западе жестче, чем в России

Согласно федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Естественно митинг — это публичное мероприятие, участники которого в силу указанного закона должны:

— выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

— соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

— соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Когда нарушаются указанные требования закона, несанкционированно перекрывается движение автотранспорта, не выполняются законные требования сотрудников органов внутренних дел, нарушается общественный порядок, сотрудники правоохранительных органов должны на это реагировать, чтобы митинг не превратился в массовые беспорядки.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга предусмотрена административная ответственность, где возможны санкции в виде административного ареста до 20 суток или штрафа в размере до 300 000 рублей (для физических лиц), а при повторном нарушении — административный арест до 30 суток или штраф в размере 300 000 рублей (для физических лиц).

В уголовном кодексе предусмотрена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в ст. 212.1 УК РФ. Наказания за совершение данного преступления: штраф в размере от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей или лишением свободы до 5 лет.

Однако для ее применения есть необходимые условия, а именно лицо должно ранее быть привлеченным к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение 180 дней. Если данное условие не выполнено, то привлечение к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ невозможно.

При этом согласно законодательству Королевства Дании за незаконное собрание людей с целью осуществления или угрозы применение насилия в отношении людей или имущества предусмотрено тюремное заключение до 3 лет.

По уголовному законодательству Королевства Швеции, если толпа людей нарушает общественный порядок, демонстрируя намерение совершить групповое насилие против публичной власти, или иным образом принудить или воспрепятствовать определенным мерам, и не расходится когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены за массовые беспорядки к тюремному заключению на срок не более четырех лет, а другие участники действий толпы к штрафу или к тюремному заключению на срок не более двух лет. Если участник толпы, которая нарушает общественный порядок, не подчиняется распоряжению, направленному на поддержание порядка, или вторгается на территорию, которая с этой целью огорожена или закрыта, должен, если не произошли массовые беспорядки, быть приговорен за неподчинение полицейскому приказу к штрафу или к тюремному заключению на срок не более шести месяцев.

В Федеративной Республике Германии также предусмотрена уголовная ответственность за нарушение общественного спокойствия, сопряженного с насильственными действиями группы лиц с лишением свободы до 3 лет.

В тех же США предусмотрено лишение свободы до 5 лет за любое содействие беспорядкам.

Конечно же в России есть уголовная ответственность за массовые беспорядки, закрепленная в ст. 212 УК РФ — За организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовку лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

Но тут надо принимать во внимание, что массовыми беспорядками признаются действия в виде насилия, погромов, поджогов, уничтожении имущества, применении оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, предоставляющих опасность для окружающих, оказании вооруженного сопротивления представителю власти.

То есть уголовная ответственность предусматривается за более агрессивные действия, нежели нарушение порядка проведения митинга.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве в ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти. В случае применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или лишением свободы на срок до 5 лет. А в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Стоит отметить, что по законодательству Французской Республики лишь за угрозу применения насилия в отношении представителя закона предусмотрена ответственность в виде тюремного заключения до 2 лет или штрафа в размере 200 000 франков. А в случае применения насилия в отношении представителя закона наказание увеличивается до 10 лет лишения свободы и штрафа в размере 1 000 000 франков.

В Германии же был принят законопроект об ужесточении наказания за применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов. В случае нападения на полицейского во время исполнения им должностных обязанностей наказание подразумевает лишение свободы сроком до 5 лет. Это при том, что в Германии полиции предоставлены широкие права при разгоне демонстраций. Она имеет право применять силу и меры физического воздействия — резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие.

То есть очевидно, что в иных странах санкции за проведение несанкционированных митингов, либо массовых беспорядков жестче, нежели в России.

При этом представителям правоохранительных органов этих стран разрешено применение более серьезных мер для поддержания порядка, нежели использую в России.

В каких случаях предусмотрена административная ответственность за организацию и участие в митингах?

В России предусмотрена административная ответственность за несанкционированные митинги: как за проведение такого мероприятия, так и за участие в нем. Базовая отличительная черта несанкционированного митинга от санкционированного состоит в том, что они проводятся без прохождения процедуры согласования и получения разрешения со стороны представителей органов власти.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Несанкционированный митинг: отличительные черты

Право на проведение и участие в митингах гарантируется всем россиянам Конституцией (ст. 31). Под митингами понимается массовый сбор людей в определенном месте в целях выражения своей позиции по важным проблемам.

В России возможность проведения и участия в митингах ограничивается ФЗ-54 от 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В частности, указанный правовой акт регламентирует порядок организации митингов, состав его участников, правила предоставления места, основания для прекращения и приостановления митинга и иные вопросы.

Данный ФЗ ввел запрет на незапланированный сбор людей на митинг. Согласно нормам, которые в нем содержатся, организаторы митинга должны предварительно подать заявку на проведение митинга в субъект, на территории которого будет проводиться митинг.

После того как сам митинг был согласован, необходимо пройти согласование места проведения массового собрания. В местах, где проведение митинга может нарушить работу транспортной сети, инфраструктурных объектов, примыкающих к зданиям власти, проведение митингов запрещается.

Если указанные аспекты были согласованы с властями, то такой митинг считается санкционированным. В противном случае мероприятие является несанкционированным и грозит привлечением организаторов и участников митинга к административной ответственности. В исключительных ситуациях организаторы могут понести и уголовное наказание.

Субъектом данного правонарушения является организатор или участник несанкционированного митинга или иного публичного мероприятия. К обязанностям участников митинга относится:

  • исполнение законных требований организаторов мероприятий, представителей властных структур и органов местного самоуправления, правоохранительных органов;
  • соблюдение общественного порядка, правил безопасности дорожного движения.

Они не вправе скрывать свое лицо, иметь при себе оружие, алкогольную продукцию, пиво и напитки на его основе, находиться на митинге в состоянии алкогольного опьянения.

Под организацией публичного мероприятия понимаются действия по оповещению участников о месте и времени его проведения, согласование акции с соответствующим органом исполнительной власти, изготовление средств наглядной агитации, прочие действия, которые не противоречат правовым нормам РФ.

Объектом, на который направлено преступление, является общественный порядок и безопасность. Объективная сторона преступления состоит в действиях или бездействии, которые выражаются в нарушении установленных законодательством норм. Субъективная сторона преступления состоит в наличии вины.

В качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, которые ужесточают наказание за него, выступают:

  • создание помех пешеходному и автотранспортному движению;
  • превышение норм заполняемости территории;
  • причинение вреда здоровью или имуществу;
  • организация либо проведение митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, активное участие в таких публичных мероприятиях.

Ответственность за несанкционированные митинги

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Данная статья предусматривает разные меры наказания в зависимости от совершенного противоправного деяния, а также для разных категорий нарушителей: граждан, должностных и юридических лиц. В зависимости от тяжести совершенного нарушения им может грозить штраф, обязательные работы или арест.

Субъектом правонарушения в качестве организатора могут быть граждане в возрасте от 18 лет при организации шествия, пикетирования или демонстрации или лица от 16 лет при организации митингов и собраний. Также организаторами могут являться политические партии и их региональные подразделения, а также общественные организации и объединения. Ответственность для организаторов митингов наступает по нормам ст. 20.1-20.4.

Под участниками публичного мероприятия понимаются граждане, члены партий, общественных и религиозных объединений, которые добровольно приняли участие в митинге. Ответственность для участников наступает по нормам ст. 20.5-20.6.1.

Ответственность за несанкционированные митинги по нормам 20.2 КоАП прописана в таблице.

Статья КоАП Характер нарушения Ответственность для граждан Ответственность для должностных лиц Ответственность для юридических лиц
20.2.1 Нарушение порядка проведения митинга, демонстрации, собрания, шествия, пикетированиия Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов Штраф от 15 до 30 тыс. р. Штраф от 50 до 100 тыс. р.
20.2.2 Организация публичного мероприятия без подачи соответствующего уведомления Штраф от 20 до 30 тыс. р. или обязательные работы до 50 часов, административный арест до 10 суток Штраф от 20 до 40 тыс. р. Штраф от 70 до 200 тыс. р.
20.2.3 Если несанкционированный митинг привел к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории Штраф от 30 до 50 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 250 до 500 тыс. р.
20.2.4 Если в результате несанкционированного митинга был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 100 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 20 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 400 тыс. р. до 1 млн. р.
20.2.5 Нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов
20.2.6 Если в результате действий по ст. 20.5 был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 15 суток
20.6.1 Если участие в несанкционированном митинге привело к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории, препятствовало доступу граждан к жилым домам Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 200 до 300 тыс. р.
20.7 Организация или проведение публичного мероприятия вблизи от территории ядерной установки, источника радиации или пункта хранения ядерных материалов Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы от 40 до 200 часов, административный арест до 30 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.
20.8 Повторное совершение преступления, предусмотренного ч. 1-6.1 Штраф от 150 до 300 тыс. р. или административный арест до 15 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.2 рассматриваются судьями на основании ч. 1 ст. 23 КоАП РФ. При этом протоколы об административных правонарушениях составляются сотрудниками полиции.

Согласно Постановлению КС ст. 20.2 КоАП была признана частично не соответствующей конституционным нормам, так как ущемляет право россиян на участие в митингах и шествиях.

Таким образом, проведение и участие в несанкционированных митингах и прочих публичных мероприятиях грозит лицам привлечением к административной ответственности. Меры наказания за несанкционированные митинги содержатся в 20.2 ст. КоАП. Они предусматривают наказание в виде крупного штрафа, обязательных работ или административного ареста. Ответственность наступает как для организаторов, так и для рядовых участников митинга.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *