НДС на лекарственные средства

Какая ставка НДС применяется в отношении лекарств, ввозимых и реализуемых на территории РФ?

Опубликовано2 сентября 2018 в 15:17

В связи с письмом о размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой в отношении лекарственных препаратов, ввозимых и реализуемых на территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размер 10 процентов применяется в отношении лекарственных средств, коды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), а также в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Перечни кодов лекарственных средств в соответствии с ОКП, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, и кодов лекарственных средств в соответствии с ТН ВЭД ТС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на территорию Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688.

Согласно п. 5 ст. 164 Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и их реализации на территории Российской Федерации применяются единые размеры ставок налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, в случае если на основании вышеуказанного Перечня кодов видов лекарственных средств в соответствии с ТН ВЭД ТС лекарственные средства облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 18 процентов, то и при их реализации на территории Российской Федерации следует также применять 18-процентную ставку налога.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

Условия для применения

Продажа медицинских товаров (как отечественного, так и зарубежного производства), указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается по ставке НДС 10%. Это:

  • лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

  • медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Во-вторых, нужно соответствие медицинского товара кодам. Они определены двумя перечнями: внутрироссийским и внешнеэкономическим (если можно так выразиться), то есть составленными в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Оба перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее – Постановление № 688).

К сведению: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ. Дополнительные ограничения вводиться не могут. Например, применение ставки 10% не может зависеть от того, реализуется ли конкретный товар на территории РФ или он был ввезен на территорию РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Постановление № 688 корректируется из года в год. В 2018 году по части кодов медтоваров его изменяли дважды – см. постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307 (далее – постановления № 50 и 307 соответственно). Первым из них наименования и коды медицинских товаров приведены в соответствие ОКПД 2. Постановление № 50 действует с 25.01.2018, но «заработала» обозначенная правка, что объяснимо, «с откатом» назад – в отношении медицинских товаров, реализованных на территории РФ с 01.01.2017 (за исключением хлорида натрия чистого – код 08.93.10.130 и воды морской – код 08.93.10.140).

Кстати, уточним. Коды ОКПД 2 согласно примечанию к Постановлению № 688 (п. 2) применяются в отношении:

  • фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕРЗЛС ЕАЭС);

  • лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

  • лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

  • медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Что касается перечня медицинских товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС: Постановлением № 50 он дополнен новыми наименовани­ями (глюкозой в виде белого кристаллического порошка, агломерированного или неагломерированного (код – 1702 30 500 0), кислородом (2804 40 000 0), маслом сосновом (3805 90 100 0) и пр.), льготная ставка НДС по которым стала применяться при ввозе в Россию с 25.01.2018.

Другие коррективы «внешнеэкономического» перечня медицинских товаров внесены Постановлением № 307 (документ вступил в силу 30.03.2018, но рассматриваемые изменения распространены на правоотношения, возникающие с 01.01.2017). Помимо замены кодов (1404 90 000 9 на 1404 90 000 8, 2935 00 на 2935 и др.) произведены дополнения в самих позициях. Вот одна из них – «Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях…». Из предыдущей редакции следовало, что таковые могут быть «…свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые»; с 30.03.2018 эта позиция дополнена (добавлены слова «охлажденные, мороженые»), соответственно, использование льготной ставки (с 01.01.2017) расширено.

Как видим, полный разброс дат… Должно быть, поэтому вопросов по обозначенной теме (и без того имевшихся в достаточном количестве) прибавилось.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Положительный ответ дан в письмах Минфина России от 03.04.2018 № 03-07-07/21465 и 03-07-07/21477: организация, которая ввозит и реализует продукцию, предусмотренную в перечнях, утвержденных #50#, вправе применять ставку НДС в размере 10%. В отношении продукции, не включенной в данные перечни, применяется ставка 18%.

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

Все статьи Порядок применения ставок НДС при ввозе и реализации лекарственных препаратов (Шлычкова О.А., Ивженко А.В.)

В аудиторской практике достаточно часто встречаются ситуации, когда организация ввозит на территорию Российской Федерации лекарственные средства, в том числе ветеринарного назначения, и уплачивает на таможне НДС по ставке 18%, а затем при реализации применяет эту же ставку, тогда как ввезенные лекарственные средства подпадают под ставку НДС 10%.

На основании пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС по ставке 10% производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон) к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания и в некоторых других случаях.
В соответствии с п. 1 примечаний к Перечням кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10%, коды ОКП и ТН ВЭД ТС, предусмотренные в данном Постановлении, применяются в отношении лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Пунктом 3 ст. 33 Закона предусмотрено ведение Государственных реестров лекарственных средств как для медицинского применения, так и для ветеринарного применения.
Учитывая изложенное, в отношении лекарственных средств, в том числе ветеринарного назначения, пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется при одновременном выполнении следующих условий:
— коды видов указанных препаратов предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688;
— на препараты имеются регистрационные удостоверения;
— препараты включены в Государственный реестр лекарственных средств.
Пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 установлено, что применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД ТС.
Такая позиция изложена также в Письмах Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-07/4363, от 23.08.2013 N 03-07-07/34690, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 04.12.2014 N 03-07-07/62107 и др.
В отношении применения единых ставок при ввозе и реализации товаров отметим, что по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 20.01.2012 N 03-07-07/08, согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и их реализации на территории Российской Федерации применяются единые размеры ставок НДС. В случае если на основании Перечня кодов видов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС (на основании Перечня 2) изделия медицинского назначения облагаются НДС по ставке в размере 18%, при их реализации на территории Российской Федерации следует применять также ставку налога в размере 18%. Аналогичный вывод был сделан Минфином России и ранее в Письме от 06.12.2010 N 03-07-07/76.
Вывод о тождественности ввозной и внутренней ставки НДС не соответствует закону. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.11.2009 N 7475/09 было указано на следующее: ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ как самостоятельная операция, признаваемая объектом обложения НДС. По мнению судей, при реализации продовольственных товаров на территории Российской Федерации обложению НДС по ставке 10% подлежат только те продукты, которые перечислены в ОКП.
Судьи ВАС РФ в этом решении не согласились с тем, что ставка НДС при реализации на территории Российской Федерации импортного товара должна совпадать по размеру со ставкой того же налога, взимаемого при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Судьи посчитали важным то, что НДС, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации для реализации на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета путем налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ, а реализация того же товара на территории Российской Федерации является самостоятельной операцией, облагаемой НДС, сумма такого налога подлежит возмещению налогоплательщику покупателем при оплате товара.
Аналогичные аргументы привели судьи различных округов. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 14.03.2014 N А45-11174/2013 судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика.

НДС на медицинские товары и услуги: определение ставки

Коды продукции, которую налогоплательщик реализовывал, были в ОКП, но отсутствовали в ТН ВЭД. По данной причине при ввозе товара налогоплательщик не смог применить ставку 10%, это и не оспаривалось. Но налоговые органы посчитали, что как при ввозе, так и при реализации товара на территории Российской Федерации должна применяться одна и та же ставка — та, которая отражена в ТН ВЭД.
Суд указал, что ввоз товара и его реализация на территории Российской Федерации — разные самостоятельные операции, а потому льготное обложение НДС должно производиться по разным Перечням. Налогоплательщик имеет право на применение ставки 10% при продаже товара внутри страны, если его код есть в ОКП.
В аналогичных ситуациях судами также были приняты решения в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС МО от 15.08.2013 N А40-151466/12-20-681, от 27.03.2014 N Ф05-2226/2014, от 13.06.2013 N А40-149420/12-116-261).
Но в том же Московском округе имеется судебное решение, в котором отражена и иная позиция (Постановление ФАС МО от 05.02.2013 N А40-69232/12-99-400). По мнению судей, ОКП можно применять только в отношении отечественных товаров. Если на территории Российской Федерации реализуется импортный товар, то следует использовать коды, указанные в ТН ВЭД. Более того, по данному решению ВАС РФ не нашел оснований для передачи дела в Президиум ВАС (Определение от 03.04.2013 N ВАС-3123/13).
Есть и Письмо УФНС по г. Москве от 02.03.2012 N 16-15/18660, в котором сказано, что по ввезенным товарам не производится определение соответствия кодам ОКП, в отношении них всегда производится определение соответствия кодам ТН ВЭД.
Недавно данная проблема все-таки разрешилась, и окончательный вывод оказался весьма благоприятным для налогоплательщиков. Теперь можно применять пониженную ставку НДС, если соответствующий код товара имеется или в ОКП, или в ТН ВЭД, т.е. хотя бы в одном из этих нормативных документов. Причем не только при реализации импортного товара на территории Российской Федерации, но и при его ввозе.
Это случилось благодаря решению высших арбитров, изложенному в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Теперь арбитры справедливо отметили, что применение налоговой ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела место реализация данного товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от такого критерия.
Получается, что и при реализации отечественного товара можно для обоснованности применения пониженной ставки обращаться к ТН ВЭД, ведь судьи заявили буквально следующее: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД. Судьи в своих выводах никак не выделили именно импортные товары. Таким образом, один и тот же товар должен всегда облагаться по одной ставке и не должно иметь значения, за рубежом он произведен или в России.
Подход ВАС РФ приняли и чиновники, свидетельством чему является Письмо Минфина России от 04.08.2014 N 03-07-07/38358, в котором финансисты без изъятий и своих добавлений повторяют вывод ВАС РФ.
Исходя из изложенного при ввозе на территорию Российской Федерации лекарственных средств, в том числе ветеринарного назначения, и уплате на таможне НДС по ставке 18% при наличии лекарственных средств в одном из Перечней ОКП или ТН ВЭД его реализация подлежит обложению НДС по ставке 10%.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Приобрели медтехнику, как платить НДС?

Вопрос:

Наша организация приобрела медицинскую технику без НДС, так как по закону она не облагается НДС. Но нам нужно продать эту продукцию с НДС, так как наша учетная политика не позволяет работать без НДС. Как быть в данной ситуации? Если мы перепродадим медицинскую технику с НДС 18%, будут ли у нас проблемы перед законом? В перечень же товаров подлежащих налогообложению НДС 18% — медицинская техника не входит. Какими статьями закона можно руководствоваться?

Ивашин И.М.

Ответ:

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового Кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Налогового Кодекса РФ.

Так, на основании пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:

  • важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
  • протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Часть реализуемой медтехники входит в «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 №19, при этом реализация на территории РФ такой медтехники освобождается от налогообложения, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.

Основанием для освобождения от уплаты НДС при реализации медицинской техники или для применения льготной ставки НДС при реализации медицинской техники и изделий медицинского назначения является код ОКП продукции по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.

Фактически единственным документом, подтверждающим код ОКП при реализации продукции, является сертификат соответствия.

Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень утв. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. №19, подлежат налогообложению по ставке 18% вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения.

По вышеуказанным правилам, не смотря на то, что вы являетесь плательщиком налога на добавленную стоимость, если ваш вид медицинской техники подлежащий реализации подпадает в утвержденный «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» такой вид медтехники освобождается от налогообложения НДС, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.

При ведении не облагаемых НДС операций счет-фактура должен выставляться без выделения НДС, в соответствии с п.5 ст.168 Налогового Кодекса РФ. Однако если вы все же предъявили НДС покупателю, то его нужно заплатить в бюджет, в соответствии с п.5 ст.173 Налогового Кодекса РФ.

Перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 августа 2011 г. N АС-4-3/13016@

О ПЕРЕЧНЕ

ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ АПТЕЧНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, И ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ

СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РАЗМЕРЕ

10 ПРОЦЕНТОВ ПРИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба по вопросу о перечне документов, подтверждающих изготовление аптечными организациями лекарственных средств, и применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их реализации на территории Российской Федерации сообщает следующее.

Согласно Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления.

В соответствии с Кодекса коды видов вышеперечисленной продукции в соответствии с Общероссийским продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее — Перечень).

В пункте 1 Примечаний к Перечню указано, что коды , приведенные в указанном Перечне, применяются в отношении лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения, а также лекарственных средств внутриаптечного изготовления.

На основании пункта 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ) аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ лекарственные средства — вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закона N 61-ФЗ лекарственные препараты — лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минздрава России от 21.09.2016 N 725н утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения.

Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 (далее — Регламент) установлено, что государственная регистрация лекарственных средств представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Росздравнадзор) с целью допуска лекарственных средств к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ, документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата является регистрационное удостоверение, выдаваемое бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в РФ лекарственные препараты.

Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного средства, на основании Регламента является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений о лекарственном средстве и об организации, на имя которой лекарственное средство зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен.

В то же время, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ не подлежат государственной регистрации лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций.

Росздравнадзор письмом от 26.04.2011 N 02-4757/11, направленным на соответствующий запрос ФНС России, сообщил, что в соответствии со статьей 56 Федерального закона N 61-ФЗ изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций на основании правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральными органами исполнительной власти.

При изготовлении лекарственных препаратов используются фармацевтические субстанции, включенные соответственно в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения в установленном порядке.

Таким образом, основанием для применения налоговой ставки 10% при реализации аптечными организациями лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, является наличие регистрационного удостоверения на конкретные наименования лекарственных средств, выданного в установленном порядке, а при реализации на территории Российской Федерации лекарственных средств внутриаптечного изготовления следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов на основании наличия рецепта на лекарственные препараты или требования медицинской организации.

С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от 27.06.2011 N 03-07-15/59).

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *