НДС изменения

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13%, заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13%. Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 года Владимир Путин пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 года Аркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

Евгения Чернышева

Увеличение цены договора на оказание услуг

Добрый день! Статья 451 ГК РФ:

Статья 451. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных

Что делать с повышением НДС до 20% в контракте по 44-ФЗ с 2019 года

C 1 января 2019 года размер НДС повышается с 18% до 20%. Эта норма установлена пунктом 4 статьи 1 303 ФЗ от 03.08.2018 г. Новые правила исчисления налога неизменно отразятся и на государственных контрактах. Понятно, что договора, заключенные после января 2019 года будут оформляться с учетом корректировок законодательства. Что делать с обязательствами, оформленными, но не исполненными ранее, объяснило Министерство финансов России. Рассмотрим все возможные ситуации.

Контакт планируется заключить в 2018 году, а исполняться он будет в 2019 году

Если контакт будет заключаться в декабре 2018 года, а исполняться только в 2019 году, то нужно предусмотреть в нем ставку НДС 20%. Дата заключения договора не влияет на налоговую ставку. Роль играет только период исполнения сторонами своих обязательств. То есть, если отгрузка и оплата товара осуществится в 2019 году, то и НДС должен составить 20%. В подтверждение этого правила Министерство Финансов России опубликовало письмо №03-07-05/55290 от 06.08.2018г.

Проводить досрочную приемку в 2018 году по таким контрактам нельзя. Дело в том, что документом будет предусмотрен 20% НДС, а в бюджет будет выплачено лишь 18%. В такой ситуации заказчика могут обвинить в неэффективности расходования средств и завышении НМЦК. За такие нарушения предполагается штраф. Поэтому исполнять контракты, в которых прописан 20% налог нужно только в 2019 году.

Договор уже заключен в 2018 году со ставкой НДС 18%, а исполнение отложено на 2019 год

Разъяснения по этому вопросу Министерство Финансов предоставило в своем письме №24-03-07/61247 от 28.08.2018г. Ведомство объясняет, что никаких исключений для государственных контрактов в 303-ФЗ не предусмотрено. Следовательно, для всех договоров должна быть применена ставка НДС 20%. Повышение налога должно восприниматься сторонами, как коммерческий риск.

Согласно нормам 44-ФЗ цена является твердой и не подлежит корректировке в течение всего срока действия документа. Поэтому изменить цену в связи с повышением НДС невозможно.

Единственным верным решением в такой ситуации станет заключение дополнительного соглашения к контракту. В нем необходимо прописать изменение всех пунктов, в которых указывается НДС. Документ составляется в двух экземплярах и становится неотъемлемой частью договора.

На практике повышение налога должно выглядеть следующим образом. Предположим, что в контракте цена товара прописана в твердой сумме 118 рублей за 1 шт. При этом указано, что НДС 18% и составляет 18 руб. В дополнительном соглашение и в счет-фактуре при отгрузке товара нужно указать, что цена товара также 118 рублей, но НДС 20% и составляет 19.67 рублей.

Когда возможно изменить цену контракта

Министерство Финансов в своих обращениях напоминает, что продолжает действовать постановление Правительства №1186 от 19 декабря 2013 года. В нем прописан ряд ситуаций, при которых допускается пересмотр цены заключенного контракта. Это возможно в следующих случаях:

  1. Договор имеет федеральное значение, его цена превосходит 10 миллиардов рублей, а срок исполнения не менее трех лет. Исключение составляют контракты, предусматривающие работы по проведению клинических исследований лекарственных препаратов.
  2. Контракт регионального значения на сумму более 1 миллиарда рублей со сроком исполнения не менее трех лет.
  3. Муниципальный контакт, сумма которого больше 500 миллионов рублей, а срок реализации не менее года.
  4. Федеральные контакты на проведение работ по клиническим испытаниям лекарственных препаратов, цена которых превосходит 40 миллионов рублей.

В таких ситуациях увеличение налоговой ставки становится весомым аргументом для корректировки цены.

По договору, заключенному в 2018 году, выплачен аванс

В 2018 году заключено немало контрактов, предусматривающих внесение заказчиком предоплаты. Вопрос изменения налоговой ставки в такой ситуации был рассмотрен Министерством Финансов в письме 3 03-07-05/55290 от 06 августа 2018года.

Ведомство сообщает, что в подобных случаях НДС от суммы предоплаты должен исчисляться по ставке 18%. После того, как поставщик в 2019 году исполнить свои обязательства, исчисление налога должно проводиться по ставке 20%.

Для примера рассмотрим контракт на сумму 118 000 рублей, предполагающий 50% предоплату. В 2018 году заказчик выплатил поставщику в счет исполнения своих обязательств 59000 рублей. НДС по ставке 18% от этой суммы составляет 9000 рублей. Заказчик принял эту сумму к вычету на основании авансовой счет-фактуры. Сторонами было заключено дополнительное соглашение, по которому стоимость товаров без учета налога осталась прежней, а цена с НДС увеличилась. В результате итоговая цена повысилась до 120000 рублей.

В 2019 году поставщик осуществил поставку товаров на сумму 120 000 рублей. НДС при этом составило 20%, а именно 20000 рублей. С учетом ранее внесенного аванса поставщик начислил к уплате налог в размере 20000 рублей и принял к вычету 9000 рублей. Заказчик принял к вычету 20000 рублей и выставил к уплате НДС 9000 рублей. В результате в 2019 году заказчик должен выплатить поставщику не 59000, как предполагалось изначально, а 61000 руб. (120000-59000) с учетом повышения налога.

Возврат бракованного товара

По обязательствам, исполненным в 2018 году, может возникнуть необходимость вернуть бракованную продукцию. С точки зрения Гражданского Кодекса такая процедура не считается отдельной сделкой и проводится в рамках первоначального договора. Заказчик вправе требовать от поставщика уменьшения цены договора на сумму некондиционного товара.

В такой ситуации поставщик должен предоставить заказчику корректировочную счет-фактуру. В ней прописывается та же ставка НДС, что и предусматривалась изначально, а именно 18%. В подтверждение этому правилу Федеральная Налоговая Служба опубликовала письмо №СД-4-3/20667 от 23.10.2018 года.

Другие пути решения проблемы

Если стороны не хотят разбираться в тонкостях перехода налоговой ставки с 18% на 20%, можно попытаться расторгнуть ранее заключенные договоры. Возможны следующие пути решения проблемы:

  1. Стороны могут договориться между собой и расторгнуть контракт по обоюдному согласию.
  2. В случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом России и текстом самого контакта, одна из сторон может отказаться от исполнения договорных обязательств.
  3. Расторжение договора в судебном порядке. Для этого стороне, инициирующей процесс, придется доказать, что повышение налоговой ставки привело к существенным изменениям обстоятельств, при которых заключался контракт.

В этих случаях договорные обязательства будут прекращены. Заказчик получит возможность провести повторную закупку в 2019 году с применением новой налоговой ставки.

Повышение НДС неизменно отразиться на финансовом положении участников государственных закупок. Однако, по уверениям Правительства это должно благотворно отразиться на экономической ситуации в стане. Стоит также отметить, что льготные налоговые ставки 0% и 10% остались в 2019 году неизменными.

Одним из основных условий договора управления МКД между управляющей организацией (далее — УО) и собственниками помещений является цена такого договора. Узнайте, как правильно прописать цену договора и методику её индексации на весь срок его действия, нужно ли получать разрешение собственников помещений МКД на изменение цены договора.

Что входит в цену договора управления

В договоре управления обязательно должна быть указана цена договора и порядок её определения (ч.3 ст.162 ЖК РФ).

Она равна сумме, которую собственники должны заплатить управляющей организации за содержание и текущий ремонт общего имущества дома за весь срок действия договора, а также за управление домом и оказание коммунальных услуг (ст.154 ЖК РФ).

При этом, согласно ч.3 ст.162 ЖК РФ, под ценой договора подразумевается не конкретная цифра, а методика расчёта стоимости работ и услуг, указанных в приложенном к договору управления перечне.

Стоимость работ и услуг по договору управления входит в общую стоимость содержания жилого помещения (ст.154 ЖК РФ).

Размер платы за содержание и ремонт помещений в МКД, находящихся в управлении УО, устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (далее — ОСС):

  • не менее чем на один год;
  • с учётом предложений управляющей организации;
  • исходя из перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (ч.7 ст.156 ЖК РФ, п.31 разд. III ПП РФ № 491).

Как прописать в договоре управления индексацию цены

При заключении договора УО следует оценить стоимость работ и услуг, входящих в перечень работ и услуг, который является неотъемлемой частью договора управления.

Эту стоимость необходимо внести на первый год действия договора.

Для определения цены на следующие годы в договоре нужно зафиксировать схему её индексации и основания для применения установленного индекса.

Индексация цены договора может производиться следующими методами:

  1. На уровень инфляции потребительских цен, который устанавливается на предстоящий год при утверждении федерального бюджета.
  2. На индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом РФ за каждый предыдущий год в целом по стране, или в целом по товарам и услугам, или отдельно по группе услуг «жилищно-коммунальные услуги».
  3. На индекс, определяемый согласованным сторонами договора расчётным путём.
  4. На фиксированный индекс роста платы, согласованный сторонами договора в установленном размере.

Вариант пункта договора о его цене и методике индексации может быть таким:

«Планово-договорная стоимость работ, услуг, включённых в Перечень работ, услуг, на каждый год действия договора определяется: на дату заключения договора — в разделе Приложения № __ к договору, во второй и последующие годы действия договора такая стоимость ежегодно индексируется на ( указывается индекс / методика / )».

Если в перечне работ и услуг оплата отдельных работ по текущему ремонту общего имущества МКД предусмотрена с помощью создания резервов средств на текущий ремонт, стоимость таких работ определяется с учётом ежегодной индексации суммы резерва.

При этом в договоре управления необходимо указать порядок учёта и расходования таких средств.

Нужно ли согласие собственников для индексации цены договора

Управляющие организации не всегда понимают, необходимо ли согласие ОСС на изменение цены договора управления на следующий год, если в нём зафиксирована методика индексации.

До 2012 года суды, рассматривая споры о повышении тарифов на услуги УО без проведения ОСС при прописанной в договоре методике индексации, руководствовались письмом Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 № 6174-АД/14.

В письме уточнялось, что индексация цен, прописанная в договоре, законна без решения ОСС при наличии указанных в договоре оснований: изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей и т. д.

Но в 2012 году это письмо было отозвано. С тех пор суды по таким спорам выносят противоречивые решения. К положительной практике, где суды вставали на сторону УО, можно отнести:

  • постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2014 № Ф03-4779/2014 по делу № А73-4023/2014;
  • постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.06.2015 г. № Ф01-1860/15 по делу № А29-7699/2014;
  • апелляционное определение Кировского областного суда от 23.09.2014 по делу № 33-3326/2014.

Все инстанции указывали на право управляющих организаций провести индексацию цен в одностороннем порядке, без созыва ОСС, если в договоре управления была чётко прописана процедура индексации и её основания.

Встречаются и противоположные решения, где суд указывал на то, что письмо № 6174-АД/14 отозвано и не может применяться при составлении договоров управления. Следовательно, согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ, УО для индексации цены договора должна получить согласие собственников помещений МКД вне зависимости от наличия в договоре управления пункта о порядке индексирования. Пример такого решения — апелляционное определение Воронежского областного суда от 17.07.2014 № 33-3550.

Поэтому, чтобы не получить предписание органа ГЖН и не быть втянутой в судебное разбирательство, УО следует выносить вопрос изменения стоимости работ и услуг на общее собрание собственников, даже если в документе прописан порядок индексации и основания для применения индекса.

Например, в договоре можно указать, что за два месяца до истечения срока действия перечня работ и услуг, указанного в договоре управления, УО готовит проект нового перечня на следующий год с указанием индексированной стоимости работ и услуг по содержанию ОИ МКД.

Проект перечня работ и услуг на новый год выносится на общее собрание собственников, инициатором которого выступает управляющая организация.

В договоре следует предусмотреть действия УО в том случае, если инициированное управляющей организацией ОСС не состоялось из-за отсутствия кворума, установленного в ч.1 ст.46 ЖК РФ.

Данный пункт договора можно сформулировать следующим образом:

«В случае, если инициированное управляющей организацией общее собрание собственников помещений не состоялось по причине отсутствия кворума, установленного в п.1 ст.46 ЖК РФ, управляющая организация вправе без согласования с собственниками помещений к ранее установленной в Перечне на предыдущий год стоимости работ (услуг) применить индексацию с учётом величины индекса роста потребительских цен, определенной Министерством экономического развития РФ на соответствующий год (или любая другая экономически обоснованная формула)».

Запомнить

Управляющей организации следует чётко прописать в договоре управления следующие пункты, касающиеся стоимости договора:

  • планово-договорную стоимость услуг и работ согласно перечню на первый год действия договора управления;
  • методику и основания индексации стоимости договора на последующие годы действия договора;
  • порядок утверждения цен на содержание и ремонт ОИ МКД после индексации;
  • действия УО в случае, если ОСС не приняло решение о новой стоимости работ и услуг по договору управления, в том числе из-за отсутствия кворума.

Такая предусмотрительность позволит УО при необходимости после первого года управления домом индексировать тарифы на содержание и ремонт ОИ МКД без рисков быть привлечёнными к административной ответственности после проверки надзорными органами.

НК РФ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу О продлении сроков представления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март — май 2020 года, см. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020)

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 144. Утратила силу
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 152. Утратила силу
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 175. Исключена
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 178. Утратила силу

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *