Национальное и международное право

В России правят Конституцию: в чём суть главных поправок

В январе 2020-го Владимир Путин озвучил в своем послании к Федеральному Собранию и внес в Госдуму законопроект «О поправке в Конституцию РФ», который стал началом конституционной реформы. В рабочую группу по разработке предложений вошли спортсмены, депутаты, политики, общественники, актёры, ученые, политологи, директор Эрмитажа, писатель Захар Прилепин и атаман казачьего общества.

Президент также заявил, что без народного голосования поправки внесены не будут и назвал дату – 22 апреля, которая станет выходным днем.

Однако суть внезапных изменений в высший закон страны, из тех, кто должен за них голосовать, мало понимают. По опросу «Левада-Центра» о поправках слышали 84% респондентов, но лишь 14% «хорошо знают» содержание поправок, а 23% не знают вообще ничего. По результатам опроса ТИА ВКонтакте более 33% затруднились ответить на вопрос — «поддерживают ли они поправки в Конституции», почти 50% высказались против. Итак, что же это за поправки и что они будут значить для всех нас? В рабочей группе по подготовке изменений обсуждают более 300 предложений, мы взяли самые главные. 26 февраля предложения рабочей группы представят президенту.

Поправки уже приняты в первом чтении Госдумой и готовятся ко второму с учетом новых предложений рабочей группы:

  1. Приоритет Конституции РФ над международным правом

Это одна из самых спорных и сложных поправок. Сегодня нормы международного права и международного договора в соответствии с 15-й статьей Конституции являются составной частью правовой системы России. То есть если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы именно международного договора.

Поправка к Конституции предлагает закрепить приоритет российского права над международным. Что это значит? К примеру, решения Европейского суда по правам человека будут не обязательны для России, если противоречат Конституции РФ. Шаги к этой поправке были предприняты еще в 2015 году при подписании закона, который наделил Конституционный суд правом признавать неисполнимыми решения международных судов, включая ЕСПЧ, если эти решения противоречат законам страны.

Эксперты во мнении расходятся. Юрист Московской палаты адвокатов Алхас Абгаджава отмечает, что такое решение противоречит той самой статье 15 Конституции. А 15-я статья входит в первую главу Конституции, в которую запрещено вносить правки (135-я статья Конституции запрещает вносить поправки в первую, вторую и девятую главы).

Эксперт по конституционному праву и старший юрист фонда «Русь сидящая» Ольга Подоплелова считает, что речь идет о том, чтобы до конца формализовать механизм неисполнения международных обязательств, приводит ее мнение Коммерсант.

В то же время по мнению автора закона о суверенном интернете и председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрея Клишаса, поправка позволит достичь «всей полноты государственного суверенитета».

Зампред Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова вовсе не видит в этой поправке необходимости. По ее словам, статья 79 Конституции и так предусматривает участие России в международных договорах при условии, что они не ограничивают права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией, и не представляют собой угрозу основам конституционного строя, пишет Коммерсант.

К слову, россияне чаще других ищут справедливости в ЕСПЧ, не найдя его в судах собственной страны. Так, Россия в 2018 году стала абсолютным лидером по числу жалоб в Европейский суд по правам человека, следует из ежегодного отчета организации. Россия также лидер по числу проигранных властями дел

  1. Новые требования к президенту

Кандидат на пост президента России должен проживать в стране не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Сейчас же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не меньше 10 лет.

  1. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти

Это самая простая поправка. Запреты коснутся глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряда других должностных лиц («критически важные» должности). Запрет действует и сегодня, поправкой предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.

  1. Закрепление мер соцподдержки

А это, пожалуй, самые «народные» поправки. Они устанавливают, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляют обязательную индексацию пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений». То есть, как объясняют эксперты, индексация пенсий коснется и работающих пенсионеров.

В интервью Эху Москвы Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги, оценил поправку как попытку обновить доверие россиян к президенту:

— Ни в одной Конституции ни одного буржуазного государства, да и социалистического тоже не было написано ничего подобного. Есть законы, которые обеспечивают эти гарантии.

Впрочем, по результатам опроса «Левада-Центра», две трети россиян (67%) считают самыми важными из всех президентских поправок в Конституцию именно гарантии регулярной индексации пенсий.

  1. Закрепление роли Госсовета

Согласно поправке, которая вносится в статью 83 Конституции, президент формирует Государственный совет Российской Федерации в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Государственного совета будет определяться специальным федеральным законом, а роли губернаторов будут ожидаемо усилены.

Сейчас Госсовет не является конституционным органом, его статус не закреплен в основном законе страны. Это совещательный орган без каких-либо полномочий. Госсовет возглавляет Владимир Путин. В него входят председатель Госдумы, полномочные представители президента и губернаторы.

По мнению известного политтехнолога Аббаса Галямова, Владимир Путин сам собирается занять место главы Госсовета – никаких других причин формировать такой орган с такими большими полномочиями нет. Другие эксперты в Госсовете видят путь Казахстана, когда Нурсултан Назарбаев незадолго до своей отставки с поста президента Казахстана усилил полномочия Совета безопасности и сохранил за собой этот пост.

Эта поправка, по мнению многих экспертов, самая резонансная и несет за собой пока что неизвестные последствия.

К слову, в поправках предлагается сократить сроки президентства с «не более двух президентских сроков подряд» до «не более двух президентских сроков». Напомним, Владимир Путин является президентом страны с 2000 года, не считая пятилетнего промежутка с 2008 по 2012 годы, когда он возглавлял правительство РФ.

  1. Роль Государственной Думы

В случае окончательного одобрения поправок Государственная Дума получит право утверждать кандидатуру председателя Правительства РФ, предлагаемую президентом. Назначать утвержденного председателя будет президент.

Также Госдумой будут утверждаться кандидатуры заместителей председателя Правительства и федеральных министров (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет президент, в частности министров «силового блока») по представлению председателя Правительства РФ.

  1. Роль Совета Федерации

Руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ будут назначаться президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации.

Сейчас, к примеру, прокурор Тверской области назначается президентом Российской Федерации по представлению генерального прокурора Российской Федерации и согласовывается Законодательным собранием. Теперь областной парламент никто спрашивать не будет.

Также к ведению Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи.

По мнению профессора кафедры конституционного права и местного самоуправления Высшей школы экономики Елены Лукьяновой, последние две поправки де-факто включают прокуратуру и судебную власть, в том числе Верховный и Конституционный суды, в вертикаль президентской власти. Поправки понижают статус правительства и его председателя, силовой и международный блок правительства превращается в часть президентского офиса, не подотчетный парламенту.

  1. Изменение численности судей КС

Количество судей Конституционного суда сократится с 19 до 11. По запросу Президента РФ Конституционный суд будет проверять конституционность принятых законов как федеральных, так и региональных до их подписания.

  1. Проверка конституционности законов

Законотворческая процедура в отношении федеральных конституционных законов и федеральных законов дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания.

В случае подтверждения конституционности закона Президент его подписывает. Если же КС РФ не подтвердит конституционность закона, то глава государства возвращает проект в Государственную Думу.

На этом основные поправки закончились.

Но есть и новые, предложенные рабочей группой поправки, в том числе закрепление за лицами, занимавшими пост президента России, права пожизненно входить в состав Совфеда. Кроме того, рабочая группа выступила с предложением увеличить назначаемых президентом сенаторов в Совете Федерации с 17 до 30.

Патриарх Кирилл предложил внести в Конституцию России упоминание о Боге. Поступило и предложение прописать в преамбуле Конституции статус России как «державы-победительницы» во Второй мировой войне. Движение «За жизнь» предложило включить в Конституцию защиту жизни с момента зачатия.

Как бы там ни было, часть юристов считает, что процедура внесения поправок в Конституцию нарушена. «Каждая поправка в Конституцию должна отдельно и тщательно обсуждаться. «Пакетное» изменение Конституции — недопустимо, иначе это, по сути, принятие новой Конституции», — заявили эксперты ведущей российской организации по общественному наблюдению за выборами «Голос».

Тем не менее документ с учетом новых предложений будет рассмотрен во втором чтении в Госдуме. Затем состоится третье чтение и голосование в Совете Федерации. А уже потом 22 апреля — плебисцит.

22 апреля вам предложат проголосовать скопом за все поправки. Вы должны будете ответить всем поправкам либо «да», либо «нет». Даже если вам нравится индексация пенсий, но не нравится Госсовет, голосовать придётся за все.

Автор Юлия Островская

§ 3.1. Национальное законодательство и международные договоры

Во всех странах СНГ признается приоритет международных норм права над нормами национальных законов. В законах об авторском праве и смежных правах стран СНГ этот приоритет закреплен в соответствующих статьях фактически в унифицированном виде.

Например, Закон Российской Федерации «Об авторском праве, и смежных правах» устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора» (ст. 3)’. Аналогичные статьи существуют в законах об авторском праве и смежных правах Беларуси, Казахстана2, Молдовы3, Украины4 и других стран СНГ.

Принцип приоритета международных норм над нормами национального законодательства закреплен и в гражданских кодекеах стран СНГ. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 6) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1242.

2 Авторское право. Нормативные акты. М.: Элит-клуб, Юрид. книга, 1998. С. 302.

3 Авторское право и смежные права/Сборник; Под ред. М.Чуша. Кишинэу: Литера, 1997. С. 147.

4 Авторское право. Нормативные акты. М.: Элит-клуб, Юрид. книга, 1998. С. 213.

66 Глава 3

соответствие им гражданского законодательства. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, применяются по-разному в зависимости от того, вступил ли в силу международный договор или нет.

/) Если международный договор вступил в силу, то его положения: •

считаются частью действующего гражданского зако нодательства; •

подлежат непосредственному применению; •

имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

В случае, когда из международного договора следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного акта, положения договора вступают в силу после издания такого акта.

2) Если международный договор не вступил в силу, то его положения могут применяться временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь.

Национальное законодательство в силу объективных и (или) субъективных причин может содержать нормы, которые либо не проверены на практике, либо введены на компромиссных условиях или на основе устаревших подходов без учета новых международных норм и практики. Тем не менее, должны применяться нормы международных договоров, в которых участвует государство. Другими словами, если нормы внутреннего законодательства противоречат нормам международных договоров, то применяются нормы международных договоров. Даже нормы международных договоров, которые не вступили в силу, имеют приоритет над нормами национального законодательства, если они этим договорам противоречат. Вот почему важно не только знать основные международные договоры в сфере авторского права и смежных прав, но и правильно их интерпретировать.

Международные нормы права 67

При анализе норм законодательства в области авторского права и смежных прав его содержание будет постоянно сравниваться с положениями международных договоров, в которых страна участвует или может участвовать вне зависимости от того, вступили ли эти договоры в силу или нет в целом и для страны в частности.

Международные нормы авторского права и смежных прав сформулированы в ряде конвенций, соглашений и договоров. Важные региональные нормы авторского права и смежных прав содержатся в ряде Директив Европейского Союза. Для стран СНГ, законодательство которых следует доктрине европейского авторского права, эти нормы представляют значительный интерес. Более того, в этих Директивах часто впервые формулируются нормы авторского права и смежных прав, которые впоследствии становятся международными нормами. Достаточно напомнить о первом признании компьютерных программ как литературных произведений, о праве на прокат, о новом сроке охраны имущественных прав, о базах данных и.т.д.

В настоящее время к сфере авторского права и смежных прав относятся, по меньшей мере, шесть директив Европейского Союза, а именно: «О правовой охране компьютерных программ»1, «О праве на прокат и предоставлении во временное пользование и некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности»2, «О координации некоторых правил авторского права в отношении спутникового вещания и ретрансляции по кабелю»3, «О гармонизации срока охраны авторского права и некоторых связанных прав»4, «О правовой охране баз

1 Council Directive 91/250/EEC On Legal Protection of Computer Program, May 14, 1991.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности:

1. репарация;

2. реституция;

3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.
Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл. США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Данное положение Конституции РФ предусматривает прямое действие норм международного права в случае их противоречия нормам национального права. Так, статья 69 Основного Закона закрепляет, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Правовыми последствиями провозглашения приоритета международного права перед национальным законодательством является, во-первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного конституционного положения имеют право обратиться к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, весьма часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

3. Юридический прецедент создается в тех случаях, когда в силу неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при отсутствии соответствующего нормативно-правового акта. Различают судебный и административный прецеденты. В настоящее время правовой прецедент является одним из основных источников права там, где действует англосаксонская правовая система (в Англии и США, Канаде, Австралии, Индии), и имеет место в тех случаях, когда общеобязательная сила придается решениям суда по конкретному делу и такое решение становится общеобязательным для других аналогичных дел. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами. И они же дают разъяснения по ним.

Высшие органы судебной власти создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов конституции государства, общепризнанным принципам и нормам международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в законодательстве.

Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.

4. Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права, сохраняющих свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных.

В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране — собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения Корана мы находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их правовыми строфами). Это строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к международному праву (25). Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна — сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник — кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне.

5. Правовой (юридический) обычай — один из наиболее древних источников позитивного права.Он был распространен в эпоху Древнего мира и Средневековья (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, Законы Ману, Салическая правда и т.д.). Юридический обычай — это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством. Правовой обычай — это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к законодательству. Однако в современных условиях роль правового обычая как источника права невелика, и он сохраняет свою значимость лишь в тех случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу правового регулирования.

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай. В чем же заключается отличие правового обычая от простого обычая, не имеющего юридического значения? Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу. Поэтому отличительная особенность правового обычая заключается в том, что он санкционирован государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме. То есть правило поведения, заключенное в юридическом обычае, предоставляя известную сферу внешней свободы одним лицам, соответственным образом ограничивает внешнюю свободу других лиц. Если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то в данном случае это будет уже не правовой обычай, а правовая норма нормативно-правового акта.

Англия — страна, где обычаям (custom) придается самое большое значение. Здесь писаное законодательство строится на обычаях, и они могут быть даже источником конституционного права. Английские обычаи спасают Англию от английских правовых законов. При этом законодатель должен хорошо знать обычаи страны.

6. Договоры нормативно-правового содержания.Нормативный правовой договор как источник права признается во всех правовых системах. В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Нормативные договоры не только устанавливают права и обязанности участников правоотношений, но и могут быть направлены на установление общеобязательных правил поведения, адресованных субъектам права на неопределенное время. Нормативный договор очень развит в области международных отношений. Международный договор — это соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей. Во внутригосударственном праве нормативные договоры как источник права имеют место в конституционном, гражданском, трудовом праве. В конституционном праве — договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов в составе Российской Федерации. В трудовом праве значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив.

Коллективный договор — это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками предприятия, учреждения, организации. В гражданском праве — это договоры купли-продажи, аренды, найма жилого помещения, подряда, перевозки и т.д., которые устанавливают взаимные юридические права и обязанности между субъектами гражданских правоотношений.

Нормативно-правовой договор характеризуется следующими основными признаками:

— содержит нормы общего характера;

— добровольность заключения, то есть свободное волеизъявление сторон;

— равенство сторон как партнеров;

— согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

— эквивалентный, чаще всего возмездный, характер;

— взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

— законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу

Таким образом, нормативный правовой договор можно определить как соглашение между сторонами об установлении, изменении или прекращении взаимных юридических прав и обязанностей.

7. Доктрина, или юридическая наука, — это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение.Доктрина как источник права признавалась в Древнем Риме. Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. В период Средневековья такую же роль играли работы глоссаторов. А в XIX веке российский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов. В настоящее время доктрина признается как источник права в Англии. Суды при рассмотрении дел ссылаются на трактаты юристов. А в мусульманском праве доктрина признается как важнейший источник права. Например, в законодательстве некоторых стран (Египет, Ливан, Сирия, Судан) судьи при рассмотрении семейных дел применяют «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы» .

В современном мире, для которого характерна смена «кода» культуры, когда перед человечеством стоят глобальные проблемы выживания и существует опасность ядерного и бактериологического уничтожения, проблемы общественной безопасности приобретают особое значение. Среди них на первом плане – защита прав и свобод человека, сложив­шихся экосистем, культур и цивилизаций, обеспечение стабильного развития всех народов мира. Для этого необходимо создание механизма, который мог бы обеспечить ответственную деятельность всех прави­тельств, то есть создание новых и расширение существующих полно­мочий международных организаций. Нужна концепция равновесного развития человечества – целостной цивилизации, гармонически соче­тающей в себе наследие всех стран и народов.

Особая роль в решении проблем обеспечения мирового правопорядка принадлежит международному праву как системе права, нормы которой функционируют во взаимодействии с национальными право­выми системами.

Международное право можно определить как систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание международного мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудниче­ства, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъек­тами международного права своих международных обязательств, а в некоторых случаях и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действую­щими нормами международного права.

Международное право регулирует общественные отношения, выхо­дящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. Предметом международно-правового регулирования выступают разнообразные политические, экономические, торговые, военные, научно-технические, культурные и иные отношения между субъектами международного права.

Международное право имеет свою систему, которую можно представить как совокупность международно-правовых норм, институтов и отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международ­ного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем свободного согласования воли суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними конкретных международ­ных договорах, принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств. Такой порядок создания норм международного права приводит к тому, что они в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира (например, Устав Организации Объеди­ненных Нации 1945 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и др.). Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение (согласие) субъектов международного права.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются субъекты международного права. Урегулированные международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Вступая в те или иные международно-правовые отношения, субъекты междуна­родного права тем самым реализуют свои права и обязанности.

Нормы международного права по юридической силе подразделяются на императивные и диспозитивные. В статье 53 Венской конвенции о праве международных договоров говорится, что императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Отсюда можно сделать вывод, что императивные нормы составляют правовую основу всего международного права и всех международных отношений, основу всего международного правопорядка и политической стабильности в мире. Они обладают наивысшей юридической силой, в силу чего международные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Императивные нормы образуют ядро системы международного права.

Сложилось общее мнение, что императивными нормами являются в первую очередь основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, юридическое содержание которых раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 года, основные принципы, содержащиеся дополнительно в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года, другие основные принципы международного права, находящиеся на стадии становления.

Однако следует отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы.

Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут самостоятельно определять свое поведе­ние, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. Например, в соответствии со статьей 14 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года прибрежное государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территори­ального моря, используя поочередно любой из методов в зависимости от различных условий: или линии наибольшего отлива вдоль берега (по ст. 5), или прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки (по ст. 7) или их сочетание.

Источники международного права – это формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные и признаваемые субъектами международного права правила поведения.

В силу специфики международного права и процесса образования его норм не существует признанного всеми субъектами международного права какого-либо правового акта, которым устанавливались бы пере­чень источников международного права и их определение.

Основными источниками международного права являются международные договоры и международные обычаи.

В соответствии со статьей 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года международный договор «означает междуна­родное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или не­скольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами и др.).

Именно в международном договоре в письменной форме определя­ются цели заключения международного договора, объект договора, пра­ва и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия всту­пления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие обязательные для исполнения положения.

Прошедший все стадии заключения международный договор явля­ется законным средством доказывания в международных и националь­ных судебных органах и учреждениях.

Венская конвенция о праве международных договоров резюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права. Международный договор может, как это и предусмотрено в конвенции, представлять собой не один, а не­сколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расце­ниваются как его составные части.

Международный обычай – это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет «междуна­родный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

В целом для признания определенного правила поведения международным обычаем оно должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительная повторяемость (то есть устойчивая практика), проявления в аналогичной ситуации, согласие субъектов международного права признавать такое правило поведения в качестве международного обычая.

Международное право не дает оснований для предположения о раз­личной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех субъектов международного права, на которые они распространяются.

Особенно много международных обычаев в праве внешних сно­шений и в международном морском праве: главу правительства ино­странного государства встречает глава правительства принимающего государства («равный встречает равного»); при встрече в открытом море торгового судна с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, а военный корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует ему своим флагом, приспуская его и тотчас же подни­мая до места, и другие.

В системе международного права, как отмечалось выше, централь­ное место занимают императивные нормы, воплощенные в основных принципах международного права.

Основные принципы международного права – это руководящие правила поведения субъектов международного права, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они обладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм международного права:

· это наиболее важные, основополагающие нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы;

· они являются общепризнанными нормами, обязательными для всех субъектов международного права. Исходя из этой особенности положения Устава ООН (п. 6 ст. 2) дают право органам ООН обе­спечивать, чтобы все государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с требованиями принципов; это императивные нормы, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормам системы международного права. Статья 103 Устава ООН, статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными ор­ганизациями 1986 года разъясняют, что отклонение от нормы, содер­жащей принцип международного права, недопустимо и что она может быть отменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недей­ствительными, не влекущими правовых последствий и не пользую­щимися защитой международного права;

· как исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени они имеют обратную силу, что позволяет им воздей­ствовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;

· только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления. При этом к нарушителям возможно применение таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые перечислены в статьях 5, 6, 40–47 Устава ООН и включают разрыв экономических, диплома­тических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы.

· они могут быть правовой основой для регулирования международных отношений при отсутствии прямого регулирования.

Основные принципы международного права могут быть классифицированы по различным основаниям, причем такая классификация имеет скорее доктринальный, нежели прикладной характер.

Так, например, по форме их закрепления различают писаные и обычные принципы, что, конечно же, не означает различия в их юридической силе. Формируясь обычным и договорным путем, принципы получают и соответствующие формы закрепления.

По историческому признаку принято различать так называемые «доуставные принципы» (принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма), уставные принципы, пришедшие в систему международного права после Второй мировой войны с подписанием Устава ООН, поел суставные, или новейшие принципы международного права, такие как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды.

По объекту сотрудничества выделяют три группы принципов:

· защищающие мир и безопасность;

· обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

· защищающие права человека, народов и наций.

В общем виде основные принципы международного права закрепле­ны в Уставе ООН и детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответ­ствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 года, Парижской хартией для новой Европы 1990 года и др.

К числу основных принципов международного права относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территори­альной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела государств; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип равноправия и самоопределения наций и народов; принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Как послеуставные (новейшие) принципы международного права сформировались: принцип всеобщего и полного разоружения под эффек­тивным международным контролем и принцип международной защиты окружающей среды.

Полная формулировка принципа всеобщего и полного разоруже­ния под эффективным международным контролем сложилась из содер­жания преамбул практически всех известных международно-правовых актов о конкретном разоружении. Среди них особое значение имеет Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат­мосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года и др.

Принцип международной защиты окружающей среды сформи­ровался как принцип международного права, обязывающий субъектов международного права защищать биоту, флору, фауну Земли, околозем­ное космическое пространство, в том числе окружающую среду внутри государственных границ как часть единого природного комплекса.

Учитывая постоянность и длительность практики государств по защите окружающей среды (принятие международно-правовых актов, участие в международных организациях, формирование понятия пре­ступления против окружающей среды «экоцид»), можно сделать вывод о завершении этапа становления принципа и о включении его в систему основных принципов современного международного права.

При толковании и применении принципов международного права важно помнить, что все они взаимно связаны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Строгое и добросовестное соблюдение основных принципов меж­дународного права всеми субъектами данной правовой системы имеет важнейшее значение для поддержания международного мира и безопас­ности, международного правопорядка.

В целом основные принципы международного права находятся в развитии, их содержание постоянно совершенствуется. Динамизм принципов проявляется и в создании новых основных принципов меж­дународного права, соответствующих правильному пониманию задач, стоящих перед цивилизацией в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *