Налоговые резиденты

Налоговое резидентство юридических лиц — что это?

В международной практике понятие налогового резидента, как для физических, так и для юридических лиц, — одно из основополагающих при их налогообложении. Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного внутри страны или за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране. Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 действующих соглашений.

На данный момент, в отличие от многих других стран, в России нет понятия налогового резидентства для юридических лиц. Налогоплательщики-юридические лица определены как «организации», и их налоговых статус определен одним критерием: местом их регистрации. Между тем, как известно, нередко за рубежом регистрируется компания, которая, по сути, является «ширмой» и действительности никакой реальной деятельности не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем. Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности, поскольку формально доход получает иностранная компания, а не ее бенефициарный владелец, хотя в реальности денежные средства со счетов компании тратятся по прямому распоряжению владельца бизнеса, а то и в его личных интересах. В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец.

Но в практике других стран применяется другой подход: налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через критерии, которые позволяют определить ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Как правило, основной критерий, — это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д.

Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами.

Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» — гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.

Управление компанией, принятие основных решений о ее деятельности, деятельность совета директоров обычно рассматриваются как основная, «реальная» деятельность компании. Поэтому в Великобритании, например, критерий места центрального управления и контроля применяется уже более 130 лет, постепенно он был воспринят и другими странами.

Введение в российское налоговое законодательство понятия налогового резидентства юридического лица, основанного на критерии контроля и управления, позволит налоговым органам взимать налоги с компаний, которые фактически являются российскими, хотя и зарегистрированы где-то за рубежом.

Фактический получатель дохода: повод для большой путаницы

Еще одним важным шагом Минфин называет законодательное определение понятия фактического получателя дохода. Это понятие – наименее проработанное не только в российское практике, но и на международном уровне. Прежде всего, нужно четко отличать понятия «фактический получатель дохода» и «бенефициарный собственник». В английском языке обычно и то, и другое обознаются одним словом – beneficial owner. В результате, уже сейчас в ходе обсуждения инициатив по деоффшоризации мы видим их смешение, хотя юридический смысл их совершенно разный.

Чаще всего, говоря о «бенефициарном собственнике» или «бенефициарном владельце», имеют в виду фактического владельца компании или бизнеса, конечного акционера, который может быть неочевиден, поскольку может участвовать в своем бизнесе не напрямую, а через другие компании, трасты, доверенных лиц, номинальных держателей и т.д. Раскрытие фактического владельца компании чаще всего требуется не в налоговых целях, а в «антиотмывочном» и антикоррупционном законодательстве – чтобы установить лиц, совершающих преступления под прикрытием (часто фиктивных) юридических лиц, в антимонопольном законодательстве – чтобы получить информацию об аффилированных лицах и установить истинного владельца бизнеса. В налоговых целях понятие фактического получателя дохода не имеет никакого негативного смысла и означает лицо (физическое или юридическое), которое в юридическом и экономическом смысле получает доход в свое распоряжение и несет в связи с этим налоговые обязательства. Это понятие используется в соглашениях об избежании двойного налогообложения и в этом же смысле, мы уверены, его употребляет Минфин в своей программе мер по деофшоризации (см. слайд «Бенефициарный владелец или фактический получатель дохода?»).

В то же время, даже на уровне ОЭСР (а именно здесь создаются основные документы по международному налогообложению и толкованию соглашений об избежании двойного налогообложения) дискуссия о точном определении фактического получателя дохода еще продолжается. На данный момент достигнуто понимание, что

1) в любом случае фактический получатель дохода – это не то же самое, что бенефициарный владелец (о чем мы уже сказали выше),

2) таковым не является посредник (агент, поверенный) или номинальный держатель,

3) таковым не является кондуитная компания (компания, специально созданная для использования налоговых преимуществ по международным соглашениям), которая действует просто как «администратор» дохода.

Иначе говоря, фактический получатель дохода – это «реальный» получатель дохода, который получает его в свое полное распоряжение, а потому разумно, что он и должен уплатить налог с этого дохода. Проблема же заключается в том, что нередко доход выплачивается некоему лицу, которое формально, согласно налоговым соглашениям, имеет право на пониженную ставку налога или вовсе от налога освобождено. А на самом деле денежные средства транзитом уходят дальше, и фактический получатель дохода – лицо, которое зарегистрировано в низконалоговой или оффшорной юрисдикции и которое никаких налоговых льгот не имеет.

Выявлять фактических получателей дохода налоговые органы собираются путем улучшения обмена информацией с налоговыми органами других стран. В результате доходы будут обложены налогом исходя из того, кто является фактическим получателем дохода, а не формальным.

Наказание без преступления?

Основная проблема обоих понятий – налоговое резидентство юридического лица и фактического получателя дохода – заключается в том, что очень сложно их определить, выделить понятные критерии и избежать произвольного толкования и применения налоговыми и судебными органами.

Особенно эта проблема обостряется тем, что в России ни налогоплательщики, ни налоговые органы, ни суды не имеют достаточного (если не сказать – никакого) опыта в применении этих понятий, подходов, которые десятилетиями вырабатывались в европейских странах и США. Достаточно сказать, что у нас нет практически никаких документов ОЭСР на русском языке (ведь Россия – не участник ОЭСР), хотя именно на эти документы собирается опираться Минфин.

Налоговый кодекс в числе основных принципов налогообложения указывает: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п.6 ст.3 НК РФ). А в данном случае есть большая опасность, что все эти незнакомые российскому налогоплательщику понятия будут применяться произвольно, в зависимости от уровня компетентности и собственного понимания конкретного инспектора, от ситуации и необходимости решения фискальных задач, а налогоплательщики будут наказываться за нарушения, которые они совершать и не собирались.

Обмен информацией — необходимая составляющая деофшоризации

В числе намеченных мероприятий – ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной помощи по налоговым вопросам. Сейчас она уже подписана 63 государствами и, более того, распространена на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, о.Мэн и т.п. территории, которые часто используются в оффшорных структурах).

Сейчас российские налоговые органы могут направлять лишь обоснованные запросы, касающиеся конкретных лиц и конкретных операций (и то, как говорят налоговики, ответы приходят лишь в 30% случаев), поскольку соглашениями об избежании двойного налогообложения обмен информацией достаточно ограничен.

Конвенция предусматривает намного больше инструментов для получения информации из-за рубежа. Во-первых, в дополнение к уже известному обмену информацией по запросу появятся автоматический и произвольный (т.е. без запроса, автоматически или по инициативе налогового органа) обмен информацией.

Во-вторых, предусмотрены особые налоговые проверки, при которых действия налоговых органов двух или нескольких стран тем или иным образом координируются: а) одновременные налоговые проверки; б) совместные налоговые проверки; в) налоговые проверки за границей.

В-третьих, Конвенция предусматривает взаимную помощь по взысканию налогов. Это должно обеспечить поступление недоплаченного налога в бюджет в тех случаях, когда имущество неплательщика находится за границей.

Согласно планам Правительства Конвенция должна быть ратифицирована в 1 квартале 2014 года.

Материал подготовил Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп».

Кто такой резидент и нерезидент: понятия и основные отличия

  • 22 Октября, 2018
  • Термины
  • Екатерина Рыжкова

Кто такой резидент и нерезидент? Чем они отличаются? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Эти понятия весьма актуальны во многих денежных сферах, к примеру, в банковском сервисе, при выплате налогов, оформлении наследства, выводе средств за рубеж и в иных случаях. Поэтому очень важно четко осознать, кто такой резидент и нерезидент, и чем они разнятся.

Типичная ошибка

Обычно рядовой человек, далекий от монетарных вопросов, услышав понятия «нерезиденты» и «резиденты», полагает, что первые – это иностранцы, а вторые являются гражданами страны. Так вот, это серьезная ошибка!

В действительности, понятие резидентства имеет специфичную связь с концепцией гражданства, но при этом есть и значительные отличия. То есть нерезидент – это не обязательно иностранец, а резидент – это не всегда гражданин страны.

Эти определения даются в законотворческих актах каждой державы, и могут иметь установленные отличия для разных стран. В России, к примеру, эти понятия отличаются даже внутри страны. Так, при исполнении валютного надзора действуют одни эпитеты, а при налоговой поверке – иные. Эти определения могут трансформироваться путем внесения надлежащих изменений в законотворческую базу. Поэтому всегда необходимо для верности читать законы с финальными внесенными модификациями.

Главные отличия

Резидент и нерезидент (resident and non-resident) – это юрлица и физлица, разнящиеся между собой в следующем:

  1. Резидент – это физлицо, имеющее беспрерывную регистрацию страны, беспрестанное проживание в ней в течение 183 календарных дней в течение конечных 12 месяцев.
  2. Нерезидент – это юрлицо, созданное в соответствии с законами иностранного государства, пребывающее на территории РФ. Также так именуют физлицо, пребывающее вне РФ более 183 дней.

Кто такой резидент?

Немногие знают, кто такой резидент и нерезидент. Первое понятие трактуется так:

  • Это физлицо, имеющее беспрерывную регистрацию страны, а также беспрестанно проживающее в ней, применительно канонов РФ, в течение 183 дней финальных 12 месяцев. Либо это юрлицо, организация, не являющаяся юрлицом, дипломатическое или иное официозное представительство, созданное согласно канонам РФ, пребывающее на ее землях или за пределами.
  • Резидентом также именуют юр- или физлицо, беспрестанно проживающее или оформленное в данной стране. Физлицо является резидентом державы, если проживает в ней больше 6 месяцев в данном налоговом году, владеет там «центром своих деловых и жизненных интересов» или удовлетворяет иному критерию, заданному внутренними законами этого края. Для юрлиц этот статус обычно назначается на базе места их регистрации, образования, дислокации «центра управления», иных подобных критериев.
  • Так именуют физ- или юрлицо, оформленное в стране, на которое в полной мере распространяются национальные законы.
  • Резидентом также является гражданин какой-нибудь иной страны, беспрестанно проживающий в данном государстве.
  • Также это лица, беспрестанно проживающие в РФ на базе вида на жительство, предусмотренного канонами РФ, лица без гражданства и иноземные граждане.
  • А еще это физические лица, налогоплательщики, фактически пребывающие в РФ не менее 183 суток в течение конечных 12 месяцев.
  • В отдельных государствах резидентами именуют иноземцев и заморские организации, которые имеют всю полноту обязанностей и прав внутри страны нахождения.
  • Это физлица, имеющие стабильное место жительства в РФ, в том числе временно пребывающие за границами РФ.
  • Также это и юридические лица, созданные согласно канонам РФ, а также их представительства и филиалы, но размещенные за границами РФ.
  • Кроме того, это организации, не являющиеся юрлицами, основанные в соответствии с канонами РФ, дипломатические или иные представительства, размещенные за границами РФ, их представительства и филиалы.

Значение слова

Слово «резидент» является заимствованным. Первая его часть (приставка re-), в переводе с латыни, означает «снова, вернуться назад, еще раз». Второй сегмент слова sedere трактуется как «рассаживать, усаживать». В итоге слово «резидент» знаменует: «тот, кто находится на месте, беспрестанно сидит».

Так же называют уполномоченного тайной разведки, руководителя всей агентурной сети. Данная ценность слова в сознании людей укоренилось после просмотра кинолент «Судьба резидента» и «Ошибка резидента». Говоря иными словами, это старший шпион.

Кто такой нерезидент?

Так кто такой нерезидент? О резиденте пояснения представлены выше. Итак, нерезидент:

  1. Это юрлицо или организация, не владеющая статусом юрлица, созданная согласно законам иностранной державы, либо дипломатические представительства иностранных держав или иные официозные организации, размещенные на землях РФ. Либо это физлицо, проживающее за границами РФ более 183 дней в течение финальных 12 месяцев, то есть не имеющее беспрестанного местонахождения в данном крае.
  2. Также нерезидент – это юридическое лицо (или физическое), не являющееся резидентом данной державы, а потому обязанное выплачивать налоги лишь по прибыли, полученной из источников в этой стране.
  3. А еще это физ- или юрлицо, действующее в одной державе, но беспрестанно проживающее и зарегистрированное в другой.
  4. Также так именуют лицо, имеющее беспрестанное местожительство за пределами его страны.
  5. Нерезидент – это компания или организация, не являющаяся юрлицом, созданная согласно канонам иностранных держав, или размещенные в стране дипломатические иноземные и иные официозные представительства, а также межнациональные организации, их представительства и филиалы.
  6. Также это юр- и физлица, не имеющие беспрестанного местонахождения в данной стране в целях валютного, налогового или иного закона.
  7. Так именуют физических лиц, не удовлетворяющих требованиям понятия «резиденты».

Представители

Изучив все законодательство и литературу, к числу резидентов можно отнести и таких субъектов:

  • Иностранцев, проживающих на территории РФ, имеющих вид на жительство.
  • Физлиц, имеющих беспрестанное место жительства в РФ, в том числе временно пребывающих за пределами РФ.
  • Юрлиц, созданных согласно канонам РФ, местонахождению в РФ.
  • Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, учрежденные согласно законам РФ, местонахождению в РФ.
  • Представительства и филиалы резидентов, размещенные за границами РФ.
  • Дипломатические и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ.

Права представителей

Права резидентов РФ закреплены статьями 14 и 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  1. Открытие без ограничений в уполномоченных банках счетов (вкладов) в иноземной валюте.
  2. Юридические лица вправе рассчитываться через собственные счета, открытые в банках вне РФ.
  3. Юридические лица могут производить расчеты с физлицами-нерезидентами без применения счетов в реальных деньгах РФ по контрактам поштучной купли-продажи продукции, а также при оказании этим физическим лицам на землях РФ гостиничных, транспортных и иных услуг, предоставляемых населению.
  4. Юридические лица могут рассчитываться с гражданами-нерезидентами без применения счетов в иноземной наличной валюте и деньгах РФ за обслуживание самолетов заморских государств в аэроузлах, иностранных судов в морских и речных портах, а также при оплате нерезидентами аэропортовых, аэронавигационных и портовых сборов на землях РФ.
  5. Также юрлица могут производить без применения счетов в аккредитованных банках расчеты в иноземной наличной валюте и деньгах РФ с нерезидентами за обслуживание самолетов таких юрлиц в аэроузлах иноземных стран, судов таких юрлиц в заморских морских и речных портах, иного транспорта таких юрлиц во время его нахождения на землях иных стран, а также при оплате такими юрлицами аэропортовых, аэронавигационных, портовых пошлин и иных непреложных сборов на землях зарубежных стран, связанных с обеспечением работы таких юрлиц.
  6. Юрлица могут производить без применения банковских счетов расчеты в иноземной валюте и валюте РФ с пребывающими за границами РФ физлицами-резидентами, а также филиалами, резиденциями и иными подразделениями юрлиц, созданных согласно канонам РФ, и физлицами-нерезидентами по контрактам перевозки путников, а также расчеты в иноземной валюте и деньгах РФ с находящимися за пределами земель РФ физлицами-резидентами (нерезидентами) по соглашениям перевозки грузов, транспортируемых физлицами для семейных, частных, домашних и других нужд, не связанных с исполнением предпринимательской деятельности.
  7. Консульские учреждения, дипломатические представительства РФ и иные официозные представительства РФ, размещенные за пределами РФ, а также беспрестанные представительства РФ при межправительственных или межгосударственных организациях могут исполнять расчеты в реальной валюте с сотрудниками представительств без применения банковских счетов.
  8. Юрлица-резиденты РФ могут исполнять без применения банковских счетов расчеты в иноземной наличной валюте с пребывающими за границами РФ физлицами-нерезидентами по выплате жалованья работникам консульских учреждений, дипломатических представительств РФ и иных официозных представительств РФ, размещенных за границами РФ, а также беспрестанных представительств РФ при межправительственных и межгосударственных организациях, по выплате заработка служащим представительства юрлица-резидента, пребывающего за пределами земель РФ, по оплате или возмещению издержек, связанных с командированием работников на земли страны местонахождения учреждений, представительств и организаций и за ее границы, за исключением зоны РФ.
  9. Осуществление расчетов через личные банковские счета в любой иноземной валюте с проведением (если это нужно) конверсионной сделки по курсу, согласованному с аккредитованным банком, независимо от того, в какой иноземной валюте был открыт счет.
  10. Право ознакомления с актами проверок, исполненных агентами и органами валютной ревизии.
  11. Право обжалования действия (бездействия) и решения агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  12. Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов и органов валютного контроля, в установленном законом порядке.

Нерезидент в России

Кто такие нерезиденты РФ? К ним относятся:

  • Физлица, не являющиеся резидентами.
  • Физлица, беспрестанно проживающие за границами РФ, в том числе временно пребывающие на ее территории.
  • Юрлица, созданные согласно канонам зарубежных стран и местонахождению за границами РФ.
  • Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, созданные согласно канонам иноземных стран и местонахождению за границами РФ.
  • Аккредитованные в РФ консульские, дипломатические учреждения иноземных стран и беспрестанные представительства этих стран при межправительственных и межгосударственных организациях.
  • Межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы в РФ.
  • Иные лица, не указанные в виде резидентов.

Права нерезидентов

Эти права закрепляет статья 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:

  • Право ознакомления с актами ревизий, осуществленных агентами и органами валютной поверки.
  • Право обжалования действий (бездействий) и решений агентов и органов валютного контроля в установленном законом порядке.
  • Право на компенсацию реального ущерба, нанесенного преступными действиями (бездействиями) агентов или органов валютного контроля в установленном законом порядке.

Расчет резидентства

Как считать 183 дня для резидента? Вопрос о налоговом статусе физлица решается сообразно с датой получения этим лицом прибыли, с которой нужно уплатить налог. Налоговому агенту (работодателю) необходимо, к примеру, определиться: является ли на дату 10 мая 2018 года трудящийся налоговым резидентом. Ведь ему нужно знать, по какой налоговой ставке вычислять НДФЛ — 13 % или 30 %.

Для этого берется период в 12 месяцев, предшествующий дате получения прибыли. В нашем примере этот период начинается 10 мая 2017 года, а заканчивается 9 мая 2018 года. Далее нужно подсчитать число дней фактического нахождения физлица на землях РФ за это время.

При этом дни отъезда и дни въезда в РФ вводятся в дни фактического нахождения в стране. Между тем, период пребывания физлица в РФ не прекращается на периоды выезда за границы государства для скоротечного (менее 6 месяцев) врачевания или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Если же человек выезжает на каникулы, он не подпадает под эту статью и не включается в период пребывания физлица в РФ. В итоге, если дней пребывания физлица в стране набралось 183 и больше, то лицо именуют налоговым резидентом.

Отличия

Согласно валютному и налоговому законодательству РФ понятия «резидент» и «нерезидент» друг от друга отличаются. Причина в том, что валютное и налоговое законодательство РФ – это две разнородные отрасли права (статьи 72 и 71 Конституции РФ).

В соответствии с налоговыми законами нашей страны, гражданство и налоговое резидентство физлица между собой никак не связаны. Гражданин России может быть нерезидентом налоговым и наоборот – иностранец может быть налоговым представителем РФ.

Валютное право РФ вводит иные понятия «резидент» и «нерезидент». К примеру, согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федеративного закона «О валютном контроле и валютном регулировании» резидентами являются физлица – граждане РФ, за исключением:

  • граждан РФ, беспрестанно проживающих в иноземной стране не менее года;
  • владеющих выданным госорганом соответствующего иноземного государства видом на жительство;
  • непостоянно пребывающих в иноземной стране не менее года на базе рабочей или учебной визы со сроком действия не меньше года или на базе комплекса таких виз с суммарным сроком активности не меньше года;
  • беспрестанно проживающие в РФ на базе вида на жительство, предусмотренного законами РФ, иноземцы и лица без гражданства.

А нерезидентами являются физлица, не являющиеся резидентами согласно подпунктов «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального канона «О валютном контроле и валютном регулировании» (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального положения «О валютном контроле и валютном регулировании»).

Такое отличие отражается на обязанностях и правах резидентов и нерезидентов при исполнении валютных операций. Фактически, в соответствии с канонами РФ, физлицо, являющееся гражданином иной страны, одновременно может быть налоговым резидентом РФ (проживает не менее 183 суток в течение 12 месяцев подряд) и валютным нерезидентом (иностранец, не владеющий видом на жительство в РФ). Отсюда и неодинаковые последствия в отношении валютных операций и налогов.

Cправка о резидентстве — как получить

Что такое справка о резидентстве, где она требуется? Резидент в широком смысле — лицо, официально зарегистрированное на территории конкретной страны и напрямую подчиняющееся ее законодательству. Резидент пользуется льготами и преимуществами своей страны, уплачивает налоги по месту регистрации. При работе с иностранными лицами может возникать доход. Чтобы избежать двойного налогообложения в разных странах требуется подтвердить резидентство. Для этого используется справка о подтверждении резидентства юридического лица

Понятием «резидент» в широком смысле в юридической науке обозначается лицо, официально зарегистрированное на территории конкретной страны и напрямую подчиняющееся ее законодательству. Чтобы доказать этот факт, и используется справка о подтверждении резидентства юридического лица. — Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/360252/spravka-o-rezidentstve-yuridicheskogo-litsa-gde-poluchit-i-kakie-dokumentyi-trebuyutsya Понятием «резидент» в широком смысле в юридической науке обозначается лицо, официально зарегистрированное на территории конкретной страны и напрямую подчиняющееся ее законодательству. Чтобы доказать этот факт, и используется справка о подтверждении резидентства юридического лица. — Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/360252/spravka-o-rezidentstve-yuridicheskogo-litsa-gde-poluchit-i-kakie-dokumentyi-trebuyutsya

01. Кто такие резиденты РФ

Налоговыми резидентами РФ являются (ст. 246.2 НК РФ):

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

02. Кому и зачем нужна справка о резидентстве

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации необходим:

  • если российская организация сотрудничает с иностранной организацией. В этом случае, для избежания двойного налогообложения, иностранной организации необходим данный документ;
  • если российская организация получила доход от участия в деятельности иностранной компании;
  • по иным требованиям иностранного государства.

03. Как получить справку о резидентстве

Порядок получения справки регулирует Приказ ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@. Справку о резидентстве можно получить в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) одним из следующих способов.

3.1 Личное получение справки о резидентстве — 20 дней

Для заказа справки необходимо явиться лично в инспекцию по адресу: г. Москва, улица Неглинная, дом 23. Для получения справки требуется:

  • заявление на получение справки о резидентстве;
  • подтверждающие документы — договор (контракт);
  • копии учредительных документов — для целей освобождения средств, направленных юридическим лицом своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве;
  • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы — для цели подтверждения выплату дивидендов.

Обратите внимание, что все копии подтверждающих документы должны быть заверены «Копия верна». В случае, если документы представлены на иностранном языке, они должны быть переведены на русский язык и заверены.

Срок обработки заявления – 20 (двадцать) календарных дней.

3.2 Получение справки о резидентстве по почте — 20 дней

Для заказа справки по почте необходимо направить заявление с подтверждающими документами по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3. Срок обработки документов такой же, как и при личном обращении в ФНС – 20 (двадцать) календарных дней со дня поступления заявления в налоговый орган.

3.3 Получение справки о резиденстве электронно — 10 дней

Это позволяет сделать сервис ФНС «Подтверждение статуса налогового резидентства РФ». Для заказа справки необходимо пройти авторизацию, заполнить «Сведения о заявителе» и «Заявление на получение справки». В заявлении необходимо заполнить все необходимые графы:

  • год, за который требуется подтверждение;
  • цель получения подтверждения;
  • страна, в которую направляется подтверждение.

В случае необходимости отметить, что документ требуется на бумажном носителе. Далее необходимо прикрепить документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ. Обработка документов занимает 10 (десять) календарных дней. Список отправленных заявлений и состояние обработки вы можете просмотреть в графе «Заявления». Когда заявление обработано, статус заявления находится в стадии «Выдан сертификат», который вы сможете там же и скачать.

3.4 Порядок заполнения заявления на получение справки о резидентстве

На титульном листе (стр. 1) заполняем:

  • ИНН, КПП организации;
  • Календарный год, за который необходима справка. Документ выдается за год, указанный в заявлении на получение справки. За предыдущие годы справку также можно получить. Если необходима справка за несколько лет, необходимо составить несколько заявлений на каждый год. В ответ будут выданы несколько документов о резидентстве. Если необходимо получить несколько экземпляров справок о резидентстве за один год, необходимо направить вместе с заявлением сопроводительное письмо с указанием необходимого количества экземпляров;
  • В графе «Представляется в налоговый орган (код)» необходимо указать код «9965», если заявление отправляете по почте, либо код «0000» — если заявление подаете лично;
  • Полное наименование организации;
  • Цель предоставления документа: 1- применения двустороннего международного договора Российской Федерации об избежании двойного налогообложения,2- иное.
  • Код иностранного государства, в которое в дальнейшем будет предоставляться справка в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, либо графа «Иное». Код иностранного государства заполняется в случае, если в предыдущей графе указана цель «1- применения двустороннего международного договора Российской Федерации об избежании двойного налогообложения». Графа «Иное» заполняется если в заявлении указана иная цель (цель с кодом 2);
  • Способ получения заявления: 1 — на бумажном носителе, 2 — через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • ФИО руководителя (представителя), подпись, дата заполнения заявления, номер контактного телефона.

Страницу 2 заполняют физические лица, мы ее пропускаем.

На странице 3 заполняем:

— Основания для признания организации налоговым резидентом Российской Федерации:

  1. российская организация,
  2. иностранная организация, признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора,
  3. иностранная организация, местом управления которой является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором РФ,
  4. иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации.

— Реквизиты заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации. Заполняется, если в предыдущем поле поставили код — 4. В нем нужно указать дату и номер этого заявления и код налогового органа, в который вы его подали.

В ответ вы получаете «Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации» в утвержденной форме (Приложение 2 к Приказу ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@).

04. Что содержит справка о резидентстве

В полученной Вами справке будет указано (образец справки о резидентстве):

  • наименование организации и ИНН, которой выдан документ на русском и английском языке;
  • год, в котором организация являлась налоговым резидентом (запрашиваемый по заявлению год);
  • цель выдачи документа;
  • проверочный код, по которому можно проверить факт выдачи данного документа.

В случае, если статус налогового резидента не подтверждается, вы получаете письмо с указанием причин отказа в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента.

Налоговый статус юридических лиц  
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА  
Налоговый статус юридического лица может зависеть от  
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т. д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность, и на которых в соответствии в налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.  
В случае, если стороной соглашения является объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, доход, полученный каждой организацией, являющейся участником указанного объединения, определяется пропорционально доле соответствующего участника в общем доходе такого объединения за отчетный (налоговый) период.  
В случае, если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.  
Наиболее характерен процесс П.н. для сферы обращения, где П.н. осуществляется путем включения налогов в цены реализуемых товаров (работ, услуг). Например, плательщиками НДС согласно налоговому законодательству РФ являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (услуги). Однако фактически налоговое бремя по данному налогу ложится на пользователей производимых указанными предприятиями товаров (работ, услуг). Подобные процессы происходят и при уплате акцизов, налогов с оборотов, налога с продаж и пр.  
Организации и граждане при использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как публичных правоотношениях) согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ (ст. 4, 26, 29)1 вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статуса юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  
Таким образом, с 1 января 2002 года (даты вступления в силу главы 24 Налогового кодекса РФ) главы члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются плательщиками ЕСН в порядке, определенном для индивидуальных предпринимателей, в не зависимости от наличия у них статуса юридического лица. Возникает противоречие.  
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Дочерние компании инофирм рассматриваются как независимые юридические лица и, следовательно, являются самостоятельными налогоплательщиками.  
Презумпция добросовестности проявляется и при оценке существа заключенных налогоплательщиком сделок, характера деятельности налогоплательщика. Уклонения от уплаты налогов нередко совершаются через придание тем или иным сделкам и операциям такого внешнего вида , который приводит к снижению или освобождению от налоговых обязательств. В таком случае подлежит оценивать существо отношений, а не их форму. Однако не исключены злоупотребления правом оценивать существо сделок или непрофессиональные подходы к этой проблеме. Чтобы ограничить такие проявления и учитывая, что налогоплательщик по общему правилу поступает добросовестно, НК РФ устанавливает, что налоговые органы не могут в бесспорном порядке взыскивать доначисленные суммы налогов, если доначисление сделано в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика (ст. 45 части первой НК РФ). Только суд вправе признать сделку притворной или мнимой и определить последствия, в том числе налоговые.  
Представляется, что наиболее правильным был бы компромиссный подход. Основной смысл перечисленных суверенных прав заключается в возможности государства извлекать для себя материальные блага именно от разведки, разработки и сохранения природных ресурсов данных территорий. Следовательно, государство вправе предоставлять эти природные ресурсы в пользование иностранным государствам, юридическим и физическим лицам за плату и иным образом извлекать выгоду от использования этих территорий. Поэтому при отсутствии специального международного соглашения государство не вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц, но вправе взимать с пользователей природных ресурсов те налоги, которые, по сути, носят характер встречного предоставления за использование природных ресурсов (арендная плата за использование государственной собственности). В Российской Федерации такими  
Институт постоянного представительства используется исключительно для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Наличие или отсутствие аккредитации иностранного юридического лица для целей налогообложения значения не имеет.  
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете , все предприятия независимо от организационно-правового статуса и формы собственности обязаны осуществлять бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в установленном объеме учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также соответствующим государственным органам. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны предъявлять налоговым службам декларации о доходах и расходах, которые невозможно правильно составить без ведения бухгалтерского учета по установленной методологии.  
Решение вопроса о праве государства взимать налог с дохода иностранного юридического лица в РФ зависит от характера деятельности (в том числе от вида и постоянства деятельности этого лица на территории РФ). При оценке характера деятельности используется концепция постоянного представительства. Понятие постоянного представительства применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством могут быть филиал, представительский офис иностранного юридического лица, а также любое место осуществления деятельности этого лица. Постоянное представительство возникает при условии одновременного соблюдения нескольких общих условий наличия места деятельности, постоя -ства места деятельности и осуществления регулярных операций через место деятельности. Например, под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются бю-  
Действующие соглашения по вопросам налогообложения позволяют определить налоговый статус иностранных или российских юридических и физических лиц, осуществляющих разрешенную в установленном порядке деятельность.  
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица или его агента и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение постоянного представительства .  
Для отделений иностранных юридических лиц, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, либо в случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в России не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.  
Указанные выше нормы п. 1 запрещают налоговым органам во внесудебном порядке взыскивать с налогоплательщиков недоимки, если основанием доначисления соответствующих сумм явилось изменение налоговым органом юридической квалификации заключенных налогоплательщиком сделок, а также статуса и характера деятельности налогоплательщика. В этих случаях налоговому органу придется обращаться в суд с требованием о взыскании с налогоплательщика — юридического лица дополнительно начисленных по приведенным основаниям сумм налога.  
С введением в действие части первой Кодекса филиалы и представительства российских юридических лиц утрачивают статус налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, которым они обладали в соответствии с действовавшим до 1 января 1999 г. законодательством об уплате отдельных налогов или сборов. Филиалы и представительства иностранных и международных организаций продолжают оставаться участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. ст. 19 части первой Кодекса).  
При организации бизнес-инкубатора следует обратить особое внимание на обеспечение организационно-правового статуса взаимоотношений инкубатора с инкубируемыми фирмами как в процессе их функционирования в инкубаторе, так и после оставления ими последнего. Данное положение особенно актуально в силу того, что инкубируемые фирмы с самого начала их функционирования в инкубаторе являются юридическими лицами, а также по причине недостаточного развития системы правового обеспечения хозяйственной деятельности, что свойственно становлению рыночной российской экономики. Необходим четкий учет действующих налоговых, антимонопольных и иных правовых актов. В процессе этого должен быть разработан типовой договор между бизнес-инкубатором и инкубируемой фирмой.  
В случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в РФ не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.  
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.  
Для юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основной категорией для определения порядка налогового статуса лица является постоянное деловое учреждение .  
Для юридических лиц статус резидента обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогичных критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа неограниченной налоговой ответственности , в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь ограниченная налоговая ответственность они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источником в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран. Разрешение спорных ситуаций осуществляется на основе норм внутреннего права каждой из стран или путем применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Понятие резидент , применяемое в гражданском праве, торговом праве, валютном законодательстве и др., по своему содержанию может не совпадать с его значением в налоговом законодательстве даже в пределах одной страны.  
РЕЗИДЕНТ (НЕРЕЗИДЕНТ) НАЛОГОВЫЙ — субъект налогообложения. Определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты), и лиц, не имеющих в нем постоянного пребывания (нерезиденты). Отнесение налогоплательщика к той или иной категории устанавливает его налоговый статус, определяет налоговую обязанность (полную или неполную соответственно), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.). Для налогоплательщиков — юридических и физических лиц существуют различные правила определения резидентства.  
Основой для определения резидентства юридических лиц являются следующие тесты или их комбинации тест инкорпорации — лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано) тест юридического адреса — лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в ней свой юридический адрес тест места осуществления центрального управления и контроля — лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью тест места осуществления текущего управления компанией — лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью (исполнительная дирекция) тест деловой цели — лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны (см. Налоговый статус).  
РЕЗИДЕНТ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ — лицо (юридическое или физическое), имеющее постоянное местопребывание в данной стране. Физическое лицо рассматривается как резидент страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов , или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Для юридических лиц статус резидента обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления , других аналогичных критериев.  
Аудитор по статусу — независимый эксперт, то есть он самостоятелен и осуществляет свою деятельность под собственную ответственность. Он может работать самостоятельно, имея именную личную (на физическое лицо) лицензию и зарегистрировавшись в налоговом органе как предприниматель а может осуществлять свою деятельность от независимой аудиторской фирмы (юридического лица), имеющей лицензию на фирму. При этом сам аудитор, имея личную лицензию, обязан иметь квалифицированный аттестат желательно, чтобы аудитор имел опыт работы по финансово-хозяйственной деятельности не менее 10—15 лет. За рубежом хороший аудитор предполагается в возрасте от 40 лет, но не старше 60 лет.  
Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. К этой группе относятся как коммерческие, так и некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением бюджетных учреждений и организаций. В рассматриваемом Законе в качестве плательщиков налога перечислены также филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций. Однако с момента введения в действие части первой НК РФ такие подразделения юридических лиц утратили статус самостоятельных налогоплательщиков, и теперь они могут участвовать в налоговых правоотношениях только от имени создавшего их юридического лица. Закрепляется специальный механизм расчета и уплаты налога на имущество предприятий юридическими лицами, имеющими в своей структуре филиалы и другие аналогичные подразделения.  
Все указанные операции осуществляют физические и юридические лица, имеющие статус резидента либо нерезидента в соответствии с Законом РФ О валютном регулировании и валютном контроле . Важно заметить, что статус валютного резидента отличается от статуса налогового резидента. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона резиденты — это  
Суд признал неправомерным привлечение к налоговой ответственности за нарушение Закона РФ О налоге на добавленную стоимость администрации муниципального образования, учредившей образовательное муниципальное учреждение. Управлением образования администрации Хорошевского муниципального округа г. Москвы были предъявлены требования к налоговой инспекции по Хорошевскому району г. Москвы о признании недействительным ее решения в части применения санкций по НДС. При этом установленные актом документальной проверки нарушения в определении налогооблагаемой базы были допущены муниципальными учреждениями, каждое из которых является юридическим лицом, прошедшим государственную регистрацию в установленном порядке. Учитывая, что все указанные в акте проверки учреждения являлись плательщиками НДС, поскольку имели статус юридических лиц, а к ответственности за нарушения налогового законодательства привлекаются налогоплательщики, суд признал неправомерным привлечение к налоговой ответственности Управление образования, являющегося учредителем проверяемых учреждений (решение от 10 марта 1999г.).  
Ст. 37 НК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действие (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Как представляется, во введении такой нормы в Налоговый кодекс не было необходимости. Формулировка п. 1 ст. 37 НК РФ практически дословно повторяет формулировку ст. 16 ГК РФ, что вполне естественно, так как отношения, возникающие при причинении вреда (убытков) имуществу, или личности гражданина, или имуществу юридического лица, являются гражданско-правовыми и представляют собой не что иное, как обязательства вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ весьма полно урегулировал различные аспекты деликтных обязательств и нет необходимости в подобной законодательной тавтологии. Не было необходимости и в отдельном указании на ответственность органов налоговой полиции вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей, так как ст. 14 Закона РФ от 24.06.1993 г. указывает, что представителем государственной власти сотрудник органа налоговой полиции является лишь при исполнении служебных обязанностей. Следовательно, в случаях, когда сотрудник органов налоговой полиции находится не при исполнении своих служебных обязанностей (к сожалению, этот момент не определяется ни в Законе, ни в Положении и можно исходить лишь из аналогии с сотрудниками милиции или военнослужащими) и причиняет какой-либо вред гражданину либо юридическому лицу, возникает деликтное обязательство, должником по которому является уже не сотрудник органа налоговой полиции, а конкретное физическое лицо, которое несет самостоятельную ответственность. Если же сотрудник органа налоговой полиции находится при исполнении служебных обязанностей, то в силу ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. То есть все положения ст. 37 НК РФ уже содержатся в действующем законодательстве. Единственным обстоятельством, которое позволяет примириться с подобным шагом законодателя, является то, что при применении положений ГК РФ в ряде случаев могла бы возникнуть проблема применительно к местным органам налоговой полиции (см. комментарий к ст. 36 НК РФ). Как указал Высший арбитражный суд РФ в информационном письме от 7 июня 1995 г. № С1-7/ОП-314, местный орган налоговой полиции может быть не наделен статусом юридического лица. Правоспособность местных органов налоговой полиции в отношениях, складывающихся  
РЕЗИДЕНТ (лат. residens — сидящий, остающийся на месте) — 1) в налоговом праве лицо (юридическое или физическое), постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Физическое лицо рассматривается как Р. страны, если проживает в ней более 6 мес. в данном налоговом году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов , или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Для юридических лиц статус Р. обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления , других аналогичных критериев 2) дипломатическое или иное официальное представительство Российской Федерации за ее пределами 3) предприятие или организация, не являющееся юридическим лицом, созданное в соответствии с действующим законодательством, с местонахождением на территории Российской Федерации.  
Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них — закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдик-ционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет — торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.).  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *