Налоги во Франции

Налоги во Франции

Что платят физлица

Все субъекты, которые интересуются тем, какой налог во Франции им придется уплачивать со своих доходов, зачастую оказываются неприятно удивлены полученным ответом, потому что ставки очень и очень значительные, в особенности для тех категорий населения, которые имеют чрезвычайно высокие доходы. Подоходный налог во Франции несколько лет назад претерпел значительные изменения, и повышения ставок вызвали большой общественный резонанс. Многие категории населения поддержали политику правительства в отношении сверхбогатых граждан, но при этом был ряд видных деятелей, которые предпочли демонстративно отказаться от французского гражданства, дабы избежать чрезмерных отчислений.

Для того чтобы узнать, сколько процентов налог во Франции должно уплатить то или иное физлицо, необходимо сначала определить, к какой группе плательщиков данный человек относится. От этого будет зависеть размер ставок, применяемых к поступлениям.
Подоходный налог во Франции установлен по прогрессивной шкале, которая традиционно считается более социально справедливой, позволяет избежать так называемой «уравниловки» в налогообложении разных слоев населения. Диапазон величин составляет от 0 до 56%.
Если сравнивать французский подоходный налог с аналогичным по крупнейшим западноевропейским странам, а также США, то можно сделать вывод, что именно здесь установлены самые высокие ставки.
Чтобы рассчитать, какой налог во Франции подлежит уплате с поступлений гражданина, необходимо также обратить внимание на семейное положение. Дело в том, что подоходный платеж рассчитывается по-разному для одиноких граждан и для членов их семей. Важны и другие нюансы:

  • гражданин может быть разведен, но иметь несовершеннолетнего ребенка;
  • при налогообложении семей учитывается также количество малолетних детей и другие обстоятельства.

При определении базы при расчете НДФЛ крайне важно перед оплатой произвести все необходимые вычеты из полученных средств — другими словами, вычесть все расходы, которые не облагаются (например, на медицинское обслуживание, на образование детей, расходы по обеспечению членов семьи, которые не имеют собственного источника средств, и так далее). Грамотное использование вычетов позволяет значительно уменьшить базу.

Отдельные льготы предоставляются некоторым категориям граждан: военнослужащим, лицам, которые осуществляют активную благотворительную деятельность, и так далее. Все обстоятельства, на которые ссылается плательщик для получения льгот, должны быть надлежащим образом подтверждены официальными документами.
Помимо подоходного налога трудоустроенные граждане также уплачивают суммы по социальному и медицинскому страхованию. Они удерживаются работодателем из зарплаты сотрудника.

Законодательство стран Европейского Союза обязано учитывать общеевропейские требования относительно льгот и уровня ставок. Вместе с тем сохраняются национальные прерогативы в способах и средствах формировании государственного бюджета.

Налоговая система во Франции: особенности

Назначение фискальной системы во Франции – сохранение высокого уровня жизни населения в среднем по стране за счет перераспределения доходов. Уровень отчислений в социальные фонды равен 40%. В среднем по ЕС норматив не превышает 30%.

Бюджет страны формируется первоначально по доходной части, в которой 90% — это налоговые поступления. Количество и удельный вес косвенных отчислений превышают прямые: 60% против 40%.

Отчисления, оставляемые в распоряжение региональных органов власти, соответствуют 60% от государственного бюджета.

В компетенции муниципалитетов и департаментов установка нормативов в допустимых границах:

  • на земельные участки;
  • жилую собственность;
  • профессию.

Главные налоги во Франции:

  • на добавленную стоимость;
  • достаток;
  • профит;
  • на АО;
  • операции с ценными бумагами;
  • наследство;
  • собственность.

Законодательная база для налогообложения во Франции – Налоговый Кодекс. Дополнением служат ежегодно издаваемые комментарии к нормативным актам, утвержденным на текущий год парламентом.

Подобная практика имеет положительные и отрицательные стороны:

  • Положительный момент: быстрое реагирование на изменение условий. Так, с 1 января 2019 года во Франции вводится новый сбор на цифровые услуги, не дожидаясь принятия общеевропейского норматива.
  • Нестабильность и правовая сложность затрудняют применение законов мелкими и средними предпринимателями из-за дорогих услуг высококвалифицированных консультантов.

Теневой сектор экономики Франции оценивается в 171 млрд. евро (15% от ВВП). В России доля таких активов составляет 44% от ВВП (221 млрд. евро).

Налоги с физических лиц

Налоги во Франции для физических лиц обеспечивают наполнение бюджета на треть. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых будет рассмотрена далее.

Сбор с физлиц уплачивается с суммарной величины полученных в течение года денежных средств за вычетом расходов на детское образование, помощь родителям, коммунальные услуги, медицинское страхование, перечислений в благотворительные фонды.

Для определения подоходного налога во Франции учитываются:

  • заработная плата;
  • пенсия;
  • стипендия;
  • денежные переводы;
  • социальные субсидии;
  • поступления от коммерческой и некоммерческой деятельности.

Платить НДФЛ во Франции обязаны все лица, проживающие на ее территории на законных основаниях, независимо от гражданства. Нерезиденты декларируют доходы, полученные на территории государства, французы обязаны указать и средства, полученные в других странах.

Платежной единицей, на которую производится начет, считается семья:

  • муж;
  • жена;
  • дети до 18 лет;
  • неженатые дети до 21 года;
  • дети-студенты до 25 лет;
  • родители при совместном проживании.

Гражданский брак не учитывается. Холостые и бездетные лица считаются семейной единицей. Величина подоходного налога на физических лиц зависит от величины среднего достатка на 1 члена семьи. Для определения высчитывается семейный коэффициент. Его применение дает привилегию семьям с детьми, в особенности многодетным, по сравнению с бездетными холостяками.

Норматив имеет разрядность – от 0 до 45% при необлагаемом минимуме – 5963 евро и максимальном – свыше 150 тыс. евро. Попытка ввести 75% сбор с богатых граждан, имеющих свыше 1 млн. евро, привело к переезду и выводу бизнеса в другие страны (пример – Депардие, ставший гражданином РФ). Действие нормы закона было отменено.

Налог на наследство и дарение

Дарение и наследование облагается по одному принципу: в зависимости от степени родства, рыночной стоимости. Супруги наследуют собственность бесплатно. Шкала для остальных категорий наследников:

При наследовании земельных участков, лесных массивов действует скидка до 75%.

Налог на недвижимость

Сбор за эксплуатацию жилья устанавливают местные органы власти. Предельная величина – не более, чем в 2,5 раза выше среднерегионального за прошлый год. Плательщиком является тот, кто занимает жилую площадь: арендатор или собственник.

Сбор на имущество (жилье и денежные средства на банковском счете) устанавливается на объекты свыше 700 тыс. евро: от 0,55% до 1,83%.

Налоги на юрлиц

Корпорации, АО являются плательщиками более 50% поступлений в бюджет государства. Они вносят налог на добавленную стоимость, прибыль, акционерные общества.

Налог на общество

Налог на профит акционерных обществ равен 39%. При направлении части прибыли на выплату дивидендов он повышается до 42%. Вновь образованные АО имеют такие же льготы, как другие предприятия. Убыточная деятельность не освобождает от платежей в бюджет, зависит от товарооборота в фиксированной сумме.

Налог на прибыль

Плательщиками являются французские и иностранные частные, государственные, коммунальные предприятия, организации. Профит, полученный от производства товаров, услуг, добычи полезных ископаемых, подлежит ежегодному декларированию до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Ставка имеет прогрессивную шкалу, зависящую от результата деятельности (евро/год):

  • до 18120 – 0%;
  • до 38120 – 15%;
  • свыше 38120 – 33,3%.

Исключения имеют:

  • сельхозкомпании – 20,9;
  • компании, добывающие полезные ископаемые, — 50%;
  • организации, производящие энергосберегающее оборудование, — 0%.

Перечисления в бюджет осуществляются поквартально авансовыми платежами.

Налог на добавленную стоимость

НДС во Франции имеет градацию, зависящую от социальной значимости товаров и услуг.

Ставки для групп товаров и услуг:

Перечисляет платежи в бюджет производитель и реализатор.

Работодатель делает перечисления от годового фонда оплаты труда:

  • 4,5% — до 36 тыс. евро;
  • 8,5% — до 71,7 тыс. евро;
  • 13,6% – свыше 71,7 тыс. евро.

Отчисления распределяются между социальными фондами: на выплату пенсий, больничных листов, пособий по безработице.

Предназначен для лиц творческих профессий, живущих за счет индивидуальных гонораров, например:

  • писатели;
  • композиторы;
  • художники.

Обложению подлежит разность между полученной выручкой и затратами на создание творческого продукта:

  • на аренду рабочего помещения;
  • рекламу;
  • оплату работы сотрудников.

Норма устанавливается в регионах.

На содержание структур ЕС страны-участницы ежегодно перечисляют два сбора: 0,3% от собранного за год сбора на добавленную стоимость и процент от ВНД (валового национального дохода). Отчисления от ВНД ежегодно пересматриваются.

Социальные и страховые отчисления

Отчисления во внебюджетные фонды производятся работодателем и работником. Работодатель перечисляет от годового фонда оплаты труда от 4,5 до 13,6%.

С начисленной зарплаты работника до уплаты подоходного сбора перечисляется 20-22%:

  • в фонд обязательного медицинского страхования;
  • в Пенсионный фонд;
  • в социальный фонд по безработице.

Перечисления производит работодатель, указывая суммы платежей в зарплатных документах.

Общие налоги для граждан и организаций

Часть налогов Франции равноценна для уплаты физлицами и предпринимателями. Это касается недвижимости, земельных участков, ценных бумаг, транспортных средств, предметов антиквариата, ювелирных изделий.

Налоги на операции с недвижимостью

Налоги на операции с ценными бумагами и иным движимым имуществом

Платежи на операции с ценными бумагами, предметами искусства, ювелирными изделиями определяются как 16%; 4,5% и 7,5% соответственно. Выручка от реализации ценных бумаг должна быть от 300 тыс. евро, от предметов искусства и драгметаллов – от 20 тыс. евро.

Земельный налог

Платеж на землю имеет две разновидности: на застроенный земельный участок и без застройки. Плательщиком участка со строением является его владелец.

Льготные платежи распространяются на:

  • участки государственного фонда;
  • участки и здания сельскохозяйственного назначения;
  • площади под искусственными лесопосадками (при отсутствии коммерческого использования);
  • площади под новостройками (2 года);
  • жилье, владельцы которого старше 75 лет;
  • жилье, владельцы которого – инвалиды;
  • жилье, владельцы которого живут на социальные пособия.

Основой для исчисления является кадастровая/арендная оценка.

Иные налоги и сборы

Транспортный сбор уплачивается однократно при покупке автомобиля. Сбор зависит от мощности двигателя и года выпуска.

Акцизным сбором облагаются алкоголь, табак, меха, эксклюзивные товары.

Туристический сбор взимается при размещении в отелях в сумме 0,2-1,5 евро в день с человека в зависимости от уровня комфорта.

Сбор в 1,45 — 3,5% на профессиональное образование оплачивают юрлица от ФОТ.

Расчет налогов во Франции

Величина начислений профессионального налога не может превышать 3,5% от чистого годового профита.

Пошлина на застроенный земельный участок определяется от половины кадастровой оценки участка и кадастровой/арендной оценки строений. Для незастроенной территории базовая стоимость – 80% от кадастровой оценки. Земельный сбор уплачивается за вычетом расходов по содержанию. За участки сельскохозяйственного назначения норматив равен 1/5 от установленного. Территория под новым строительством освобождается от фискального обложения на 2 года. Норматив устанавливается на местах, но не может превышать в 2,5 раза норму, действовавшую по региону в прошлом году.

Платежи на операции с ценными бумагами рассчитываются как 0,02% от полученного профита.

Подоходный сбор с домохозяйства высчитывается с суммы денежных средств членов семьи за исключением расходов на обеспечение и полагающихся льгот. Указанные траты должны иметь документальное подтверждение.

Размер отчислений зависит от величины среднедушевых денежных поступлений на 1 члена семьи и имеет градацию от 0 до 45%.

Среднедушевая величина определяется как частное от деления суммы семейных поступлений на общий семейный коэффициент.

Градация семейных коэффициентов:

После определения норматива расчет производится поэтапно.

Например, при 36000 евро за год семьи из 3 человек с коэффициентом 3 платеж определяется следующим образом:

  1. Норматив равен 14%: 36000:3=12000 (евро).
  2. Облагаемые суммы: 5693 евро – для 0%; 5933 евро – для 5,5%; 104 евро — для 14%.

5933 = 11896 – 5963, где 11896 – верхняя граница для 5,5%.

104 = 12000 – 11896, где 12000 – среднедушевой для 14%.

  1. Платеж равен: (5963 х 0% + 5933 х 5,5% + 104 х 14%) х3 = 1022 (евро).

Шкала пересматривается ежегодно и корректируется в зависимости от уровня инфляции, экономической ситуации в стране.

Платеж по профиту определяется по показателю за прошлый год и сравнивается с перечисленными авансовыми платежами. По перерасчету следует доначисление (при недоплате) или зачет будущих отчислений (при переплате). Авансовые платежи определяются от фактической прибыли за прошлый год.

Не платят сбор на добавленную стоимость:

  • медицинские, образовательные, благотворительные, учреждения;
  • страховые компании;
  • игровые заведения (с выигрыша);
  • банки;
  • экспортеры.

От уплаты жилищного сбора освобождены малообеспеченные граждане, старше 75 лет, ухаживающие за инвалидом.

Декларация о доходах налогоплательщика

Физические и юрлица обязаны до конца марта предъявить в налоговый центр декларацию о доходах. Предприниматель подает 2 документа: о личных и корпоративных результатах предпринимательской деятельности.

Формы декларирования у резидентов и нерезидентов имеют отличия. Для иностранцев срок подачи документа — 19 мая, 9 июня. В первом случае это бумажный экземпляр, во втором – электронный. После проверки приходит извещение о начисленном (или не начисленном) платеже и сроке уплаты.

Налоговые льготы и вычеты

Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.

При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:

  • расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
  • на приобретение или строительство дома/квартиры;
  • лекарственных препаратов;
  • на медицинское и социальное страхование;
  • охранную сигнализацию;
  • благотворительность;
  • финансовую помощь отдельно живущим родителям.

Совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи, а также совершеннолетний ребенок-военнослужащий дают право на возврат фиксированной суммы или учитываются как семейная единица.

Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:

  • 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
  • 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
  • 25% на расходы по подготовке кадров;
  • 0% первые 2 года после начала деятельности;
  • 25% на 3 год;
  • 50% на 4 год;
  • 75% на 5 год.

Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.

Ответственность за неуплату налогов

За нарушения при подаче декларации, несвоевременные перечисления в бюджет предусмотрены санкции:

  • если в результате ошибки возникла задолженность не более 5% подоходного платежа, взимается штраф в размере 0,75% от суммы в месяц;
  • за просроченное представление декларации назначают штраф в размере 10% от начисленной суммы за 1 месяц, 40% — если свыше 30 дней.

Для злостных неплательщиков предусмотрены наказания:

  • лишение водительских прав до 3 лет;
  • тюремное заключение на срок 1-5 лет, штраф 5-250 тыс. евро, полное возмещение долга с пени;
  • арест банковского счета;
  • арест собственности.

Решение налоговиков можно обжаловать в вышестоящем служебном органе, в судебном порядке.

Борьба с уклонениями от уплаты налогов

Для выявления недобросовестных уклонистов центры используются базы данных:

  • банков;
  • таможни;
  • полиции;
  • нотариусов.

Налажен обмен информацией между базами по платежам на земельные участки, строения, предметы роскоши.

Каждая позиция задекларированных доходов и расходов проходит тщательную проверку с помощью специальных компьютерных программ.

Перечень и функции фискальных органов:

  • центры контролируют достоверность сведений физлиц, мелкого и среднего бизнеса;
  • национальная дирекция специальных расследований занимается сбором и обработкой информации в печатных, электронных СМИ, через анонимных и официальных осведомителей;
  • национальная дирекция проверки налоговой ситуации касается политических деятелей, членов правительства, депутатов парламента;
  • дирекция национальной международной проверки создана для проверок международных корпораций.

При отсутствии подозрений в недобросовестности частота проверок не превышает:

  • досье госслужащего – 1 раз в 8 лет;
  • нотариуса – 1 раз в 28 лет;
  • врача – 1 раз в 50 лет;
  • предприятия – 1 раз в 6-7 лет.

Дольше всего изучается деятельность крупных предприятий – до 12 месяцев.

Правила двойного налогообложения

Конвенции с другими странами исключают двойные налоги во Франции. Между РФ и Францией в 1996 году был заключен подобный договор.

Отчисления, учитываемые во Франции:

  • на прибыль предприятий;
  • на доходы физлиц;
  • с заработной платы;
  • социальные отчисления с реализации имущества.

Фискальные сборы в РФ:

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • на недвижимость.

Право исключительного налогообложения предусматривает принцип: либо по месту нахождения источника, либо по месту нахождения получателя. Налоговый кодекс Франции на русском языке находится в свободном доступе в интернете.

Общая налоговая система Франции

Этот раздел предоставляет информацию об общих налогах, которые должны уплачивать лица, постоянно проживающие и/или домовладельцы во Франции, за исключением подоходного налога.

Налоги во Франции взимаются Государственным казначейством (Trésor Public) в целях обеспечения деятельности государства.

Основные налоги

  • НДС (налог на добавленную стоимость)
  • Имущественный земельный налог (taxe foncière)
  • Имущественный жилищный налог (taxe d’habitation)
  • Сбор за телевещание
  • Гербовый сбор
  • Подоходный налог
  • Налог на богатство

НДС (налог на добавленную стоимость)

Налог на добавленную стоимость (Taxe sur la valeur ajoutée, TVA) является потребительским налогом на определенные товары и услуги, приобретенные во Франции, и, как правило, включен в стоимость таких товаров и услуг.

На 2020 г. во Франции применяются четыре ставки НДС:

  • 20%: стандартная ставка на большинство товаров и услуг
  • 10%: ставка для книг, ресторанов, транспорта, ремонтных и реставрационных работ, прессы и отдельных лекарств
  • 5.5%: ставка для продуктов питания, безалкогольных напитков, воды, газа, электричества, специального оборудования для инвалидов и для школьных столовых
  • 2.1%: cпециальная ставка для медицинских препаратов, субсидируемых службой социального страхования Франции

Местные имущественные налоги
Во Франции есть два вида местного имущественного налога, которым облагаются как налоговые резиденты, так и нерезиденты страны: земельный и жилищный налоги. Первый владелец новостройки должен подать в налоговые органы заявление на регистрацию недвижимого имущества для оплаты налогов. В дальнейшем, все изменения права собственности регистрируются нотариусом. Обязательно нужно указать, является ли дом основным местом жительства, т.к. некоторые налоговые льготы применимы только по отношению к основному месту жительства.

Платежные требования направляются налогоплательщикам один раз в год, и должны быть оплачены к назначенной дате. Неоплата или несвоевременная оплата влечет за собой штраф в размере 10% от суммы налога.

Жилищный налог (Taxe d’habitation)
Жилищный налог (taxe d’habitation) оплачивается лицом, занимающим жилье, т.е. либо владельцем жилого имущества, живущего в нем или держащим его для личного пользования, либо арендатором жилья, в случае сдачи его в аренду.

Налог начисляется на имя лица, занимавшего жилье на 1-е января текущего года и, как правило, не пересчитывается в случае выезда из жилья в течение года.

Жилищный налог взимается и распределяется муниципалитетом (mairie) округа, в котором находится жилое имущество. Сумма налога рассчитывается на основе условной расчетной арендной платы за подобное имущество, определяемой кадастровым бюро (cadastre), которое должно быть уведомлено о любых улучшениях или изменениях в имуществе в течение 90 дней после их завершения.

Сумма налога для арендатора рассчитывается на основе условной расчетной арендной платы, помноженной на налоговую ставку, применяемую в муниципальном округе, в котором находится жилье.

Жилищный налог также взимается с трейлеров и передвижных домов, если они являются основным местом жительства их владельца. Налог не взимается, если общая площадь жилья составляет менее четырех квадратных метров.

Для физических лиц с низким доходом или имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи применяются различные вычеты из жилищного налога на основное место жительства (residence principale).

От уплаты жилищного налога на основное место жительства освобождаются лица, достигшие на 1 января соответствующего года возраста 60 лет (возрастное ограничение не действует для вдов/вдовцов), не облагаемые налогом на богатство, и имеющие чистый налогооблагаемый доход не выше определенного государством порога (например, 11 098 евро на одного человека в 2020г.). Для освобождения от жилищного налога (exoneration de taxe d’habitation) в текущем году за основу для расчета берется чистый налогооблагаемый доход за предыдущий год.

Земельный налог (Taxe foncière)
Земельный налог (taxe foncière) всегда оплачивается владельцем имущества, независимо от того, кто в нем проживает. В случае продажи имущества, нотариус, занимающийся оформлением сделки купли-продажи, производит перерасчет налога на пропорциональной основе для продавца и покупателя.

Земельный налог включает в себя две части: налог на сооружения или застроенную землю (taxe foncière sur les propriétés bâties) и налог на незастроенную землю (taxe foncière sur les propriétés non bâties).

Для земель, используемых для определенных целей, таких как фермерство, применяются налоговые облегчения и льготы: например, налоговая скидка для сельскохозяйственных земель составляет 20% земельного налога (taxe foncière).

Налог на сооружения взимается на любое здание, вне зависимости от его назначения, кроме амбаров и подобных сооружений, используемых в сельскохозяйственных целях.

Новостройки и здания после капитального ремонта освобождаются от земельного налога на первые два 2 года после окончания строительства. Здания после капитального ремонта могут также быть освобождены от налога при условии проведения структурных перестроек или строительства дополнительных пристроек, таких как реконструкция стен, изменение размера или площади здания и т.п. – налоговые послабления определяются на основе характера и масштаба проделанных работ.

В особых случаях освобождение от земельного налога может быть дано на 10-15 лет — в основном, это касается специфического имущества, такого как социальное жилье.

Как и в случае с жилищным налогом (taxe d’habitation), налоговые льготы предоставляются для основного места жительства; однако, это касается только лиц, достигших на 1 января соответствующего года возраста 75 лет. Освобождение от земельного налога на текущий год зависит от уровня чистого налогооблагаемого дохода в предыдущем году.

Как и в случае с жилищным налогом (taxe d’habitation), расчет суммы земельного налога зависит от среднего совокупного дохода на члена семьи (quotient familial) за предыдущий год.

Сбор за телевещание
Согласно французскому законодательству, предполагается, что каждый плательщик жилищного налога (taxe d’habitation) имеет телевизор, поэтому налоговый сбор за телевещание (redevance audiovisuelle) автоматически включен в ежегодное налоговое извещение. В случае отсутствия в доме телевизора, следует отметить галочкой соответствующее поле на бланке годовой налоговой декларации, чтобы налог на телевещание был снят.

Гербовый сбор
Гербовые сборы (droit de timbre) на нотариально заверенные акты были отменены в январе 2006 года, однако сохранились для некоторых других случаев: например, гербовый сбор по-прежнему взимается за выигрыш в лотерею.

Пошлина в виде гербового сбора также оплачивается при подаче заявления на выдачу и продление вида на жительство (carte de séjour) и некоторые другие административные документы. Для оплаты гербового сбора достаточно купить специальную гербовую марку (timbre fiscal) в налоговой службе или табачном магазине (tabac).

Внимание: Налоговые ставки, размер и льготы могут меняться. Вся приведенная здесь информация о системе налогообложения основана на нашем понимании действующего налогового законодательства на 2020 г., которое могжет меняться без предупреждения. Информация о налогах была обобщена; по всем индивидуальным вопросам рекомендуется обращаться к специалистам по налоговому праву.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *