Налоги в абхазии

Российско-абхазские отношения. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2017 г. президент РФ Владимир Путин прибыл с рабочим визитом Абхазию, где проведет переговоры с президентом республики Раулем Хаджимбой.

Договорная база

Россия признала независимость Республики Абхазия сразу после окончания вооруженного грузино-югоосетинского конфликта 7-12 августа 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев 26 августа 2008 г. подписал указы о признании РФ независимости Южной Осетии и Абхазии. Впоследствии независимость Абхазии и Южной Осетии признали Республика Никарагуа (5 сентября 2008 г.), Венесуэла (10 сентября 2009 г.), Республика Науру (15 декабря 2009 г.).

Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 9 сентября 2008 г., 17 сентября того же года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (вступил в силу 23 декабря 2008 г.).

24 ноября 2014 г. президенты РФ и Абхазии Владимир Путин и Рауль Хаджимба заключили в Сочи Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Документ предполагает поэтапное установления более тесного двустороннего сотрудничества в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах внешней политики, обороны и безопасности. В частности, в договоре говорится о том, что если одна из сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого-либо государства или группы государств, «то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны».

Договор был подписан сроком на 10 лет с возможностью продления на последующие пятилетние периоды.

Кроме того, 2 октября 2009 г. правительства РФ и Абхазии заключили соглашение о безвизовых поездках граждан обоих государств (сроком до 90 дней), которое позволяет пересекать границу и со стороны России, и со стороны Абхазии не только по дипломатическим, служебным, общегражданским загранпаспортам, но и внутренним паспортам двух стран.

Всего между странами заключено более 100 соглашений в различных областях.

Вопрос охраны границы

В целях «укрепления безопасности и стабильности в регионе» 30 апреля 2009 г. между РФ и Абхазией было подписано соглашение о совместных усилиях в охране госграницы республики. Контроль на сухопутном участке с Грузией осуществляется совместно с абхазскими пограничниками. В соответствии с этим же документом, Абхазия делегировала российской стороне полномочия по охране своей морской границы. Эти задачи решает Пограничное управление ФСБ России в Республике Абхазия.

С 2010 г. ведутся переговоры о делимитации (картографическом оформлении) государственной границы и разграничении морских пространств между Россией и Абхазией для подготовки соответствующего межгосударственного договора.

Военное сотрудничество

После признания Абхазии Россией 15 сентября 2009 г. страны заключили Соглашение о сотрудничестве в военной области, которое предусматривает укрепление военной безопасности и мер доверия, обеспечение безопасности и контроля воздушного пространства республики, взаимодействие в военно-морской области, в сферах военной разведки, тылового и технического обеспечения, подготовки кадров.

В соответствии с документом России предоставлена возможность строительства, использования и совершенствования военной инфраструктуры и военных баз на территории Абхазии, а также создания совместной группировки войск как в мирное, так и в военное время.

Соглашение между РФ и Абхазией об объединенной российской военной базы на территории республики было подписано в Москве 17 февраля 2010 г. Документ рассчитан на 49 лет с автоматической пролонгацией на 15-летние периоды.

На территории Абхазии была создана российская 7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база (сформирована 1 февраля 2009 г.). Подчинена командованию Южного военного округа РФ, расположена в г. Гудаута.

21 ноября 2015 г. в Москве было подписано Соглашение между Россией и Абхазией об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил РФ и Вооруженных Сил Республики Абхазия. Документ определяет предназначение, порядок формирования, развертывания и применения объединенной группировки войск Вооруженных сил (ВС) двух стран. 22 ноября 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации соглашения.

Группировка предназначена для «адекватного реагирования на вооруженное нападение (агрессию), а также на другие угрозы военной безопасности в отношении любой из сторон», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В состав группировки от российской стороны входит военная база РФ, дислоцированная на территории Абхазии, от абхазской — два отдельных мотострелковых батальона, артиллерийская и авиационная группы, а также отдельный отряд специального назначения. В мирное время за взаимодействие воинских подразделений, входящих в объединенную группировку, будет отвечать оперативная группа, состоящая из представителей сторон. Возглавит эту группу командир российской военной базы. О завершении формирования группировки не сообщалось.

Торговля

Россия — основной торговый партнер Республики Абхазия. В 2016 г. на РФ пришлось 73% товарооборота республики. По данным ФТС России, объем внешнеторгового оборота двух стран за 2016 г. составил $248 млн 323 тыс., увеличившись на 5,8% по сравнению с 2015 г. ($234 млн 751 тыс.). Экспорт из РФ в Абхазию — $200 млн 229 тыс., импорт из Абхазии в РФ — $48 млн 94 тыс.

РФ поставляет в республику, в основном, продукты питания, минеральное топливо и нефтепродукты, фармацевтическую продукцию, табак, машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности. В структуре импорта из Абхазии в Россию основное место занимают фрукты, овощи и винодельческая продукция.

Финансовая помощь и инвестиции

В августе 2009 г. в ходе визита председателя правительства РФ Владимира Путина в Абхазию было подписано соглашение об оказании республике помощи в социально-экономическом развитии. Была сформирована межправительственная комиссия по социально-экономическому сотрудничеству.

Россия оказывает безвозмездную финансовую помощь Абхазии по двум направлениям: в целях социально- экономического развития Абхазии и в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики.

В 2010-2014 гг. российские бюджетные инвестиции в экономику Абхазии составили порядка 14 млрд руб.

Объем российской финансовой помощи по инвестиционной программе содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2015-2017 гг. составляет 9,3 млрд руб. В том числе на развитие дорожной сети направлено 995 млн руб., энергетической отрасли — 733 млн руб., ремонт и реконструкцию многоквартирных домов и благоустройство территории — 1,8 млрд руб.

По словам премьер-министра Абхазии Беслана Барцица, мероприятия, запланированные на 2016 г. в рамках инвестпрограммы, выполнены — Абхазия получила в полном объеме все утвержденные в федеральном бюджете в рамках программы средства. 2,5 млрд рублей были направлены на строительство дорог, ремонт многоквартирных домов (подвалы и лифты), водопроводных линий, объектов социальной инфраструктуры. Премьер Абхазии заявил, что объем финансирования инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2017-2019 гг. со стороны России составит более 5,8 млрд рублей — на 2017 г. — 2,5 млрд, по 1,6 млрд — на 2018 и 2019 гг.

Социальное обеспечение

В 2002-2008 гг. более 100 тыс. жителей Абхазии, имевших на тот момент только паспорта СССР, получили российское гражданство в рамках упрощенной процедуры. После признания Россией независимости республики в отношении жителей Абхазии действует стандартная процедура принятия в гражданство РФ. В 2016 г. в СМИ публиковались данные о том, что Россия планирует возобновить упрощенный режим.

14 апреля 2015 г. РФ и Абхазия подписали соглашение о пенсионном обеспечении россиян, постоянно проживающих на территории республики. Документ предусматривает повышение пенсий для этой категории граждан (на тот момент — 32 тыс. человек) до уровня пенсий в Южном федеральном округе РФ. Точных данных о числе граждан РФ, постоянно проживающих в Абхазии, не публикуется. По данным последней переписи населения 2011 г., в Абхазии живут 22 тыс. русских, что составляет 9% от всего населения республики — 240,7 тыс. человек.

Также было подписано соглашение о повышении зарплаты работникам госучреждений Абхазии (педагогов и преподавателей, научных работников, врачей, среднего и младшего медперсонала, работников учреждений культуры и соцработников) за счет средств бюджета РФ.

Транспортное сообщение и туризм

В сентябре 2009 г. было возобновлено морское пассажирское сообщение между странами (было прервано во время грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг.). С августа 2010 г. уже на регулярной основе — морское сообщение между российским городом Туапсе и абхазским городом Гагра. Железнодорожное сообщение между РФ и Абхазией действовало и до признания независимости Россией республики в 2008 г.

Одной из основных статей дохода экономики Абхазии является туризм. Туриндустрия приносит в бюджет до трети налоговых поступлений, причем основная часть туристов — жители России. В 2016 г. в Абхазии на отдыхе и экскурсиях побывали около 1,5 млн россиян.

Межрегиональное сотрудничество

Соглашения о сотрудничестве с Абхазией подписали уже более 30 российских субъектов. Наиболее тесные контакты налажены с Москвой, Воронежской, Курской, Нижегородской областями, Краснодарским краем, Башкирией, Ингушетией, Крымом, Чечней и др.

НАЛОГИ АБХАЗИИ

17.03.2016 09:54

Сухум. 16 марта. Абхазия-Информ. Налоговую систему Республики Абхазия образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Объектами налогообложения являются прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, автомобильными дорогами, добавленная стоимость продукций, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами Республики Абхазия.
Ставки налоговых платежей устанавливаются Парламентом Республики Абхазия.
В РА взимаются республиканские и местные налоги.
К республиканским налогам относятся: налог на прибыль (доход) предприятий; налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; транзитный налог; налог на имущество предприятий; платежи за пользование природными ресурсами; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог с владельцев транспортных средств; лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.
К местным относятся следующие налоги: подоходный налог с физических лиц; налог на имущество с физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица); сбор за право торговли; сбор за право торговли винно-водочными изделиями; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны»; курортный сбор; лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.
Уточнить размеры взимаемых в Абхазии республиканских налогов агентство «Абхазия-Информ» попросило замминистра по налогам и сборам Александра Гулиа.
1. Налог на прибыль (доход) предприятий составляет в среднем 18% (в коммунальном хозяйстве — 10%, страховой деятельности – 20%, посреднической деятельности – 25%, деятельности банков – 25%, магазинах «Dute Free» — 15%). Для сравнения: в России налог на прибыль в среднем составляет 24%, а в сфере банковской и страховой деятельности – 30%.
2. Ставки налога на добавленную стоимость варьируют от 0% (на некоторые виды деятельности) до 10%, в том числе с внешнеэкономической деятельности – 10%. В России ставки НДС составляет 0%, 10 и 18%.
3. Акцизы на алкогольную продукцию (водка, коньяк, ликер и др.) составляют 20%, на вино – 7 — 8%, на пиво — 5%, табачные изделия – 20%.
4. Налог на операции с ценными бумагами: при регистрации – 0,5 %, при эмиссии ценных бумаг – 0,5% от номинала, при купле-продаже ценных бумаг – 0,3%.
5. Таможенные пошлины периодически меняется, их размер устанавливается решением правительства.
6. Государственная пошлина министерством по налогам и сборам не администрируется, эти вопросы находятся в ведении Минфина.
7. Ставки транзитного налога зависят от вида автомобильного транспорта, его грузоподъемности. При перемещении по территории Абхазии транзитный налог уплачивается в бюджет юридическими и физическими лицами в виде единовременного взноса при въезде на территорию республики по следующим ставкам: легковые автомобили — 1000 руб., автобусы вместимостью до 25 пассажиров — 1500 руб., автобусы вместимостью свыше 25 пассажиров — 2000 руб., грузовые автомобили грузоподъемностью до 5 тонн — 3000 руб., грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн — 6000 руб..
8. Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия и представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов.
Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектами налогообложения являются собственные основные и оборотные средства, а также финансовые активы, принадлежащие им.
Размер налога на имущество предприятий не может превышать 1% от стоимости (в РФ – 2,2%). В Абхазии он составляет 0,2%. Имущество железной дороги и электросетей облагается налогом в размере 0,001%.
9. Платежи за пользование природными ресурсами устанавливаются Кабинетом министров.
10. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов для юридических и физических лиц — 5% от разницы между ценой приобретения и ценой реализации.
11. Налог с владельцев транспортных средств зависит от мощности двигателя и носит прогрессивный характер. Он исчисляется в минимальных размерах оплаты труда.
12. Лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления — (В РФ — 13%, 35% — за выигрыш и страховые выплаты и 30% от доходов иностранных предпринимателей осуществляющих деятельность в России).
Ставки спецналога зависят от количества посадочных мест в объектах общепита, от торговой площади магазина, местоположения объекта и сезонности.
К примеру, в парикмахерском салоне сцецналог за одно рабочее место составляет 1500 рублей в месяц, в ателье по пошиву одежды — 2000 рублей, в кондитерском цехе – 4 000 рублей.
Спецналог за пассажирские перевозки в автобусах (до 20 посадочных мест) составляет 100 рублей с места, за грузовые перевозки (до трех тонн) – 1000 рублей.
Объекты общественного питания (кафе, бары рестораны, в том числе и реализующие алкогольную продукцию) площадью зала до 50 м2 платят 100 рублей за одно посадочное место, торговые объекты — 150 рублей за 1 м2.
По словам Александра Гулиа, у налоговых органов ограниченные полномочия, они не могут арестовать или опечатать объект в случае выявления нарушений.
«Впрочем, с другой стороны, это и не плохо. В своей работе мы опираемся только на таможенные и банковские документы, а также работаем с документацией самих предпринимателей», — сказал он.
«Мы за применение упрощенной системы налогообложения. На наш взгляд, вполне достаточно было бы одного вида налога, а именно налога с оборота с определением процентов. Но сегодня сделать это невозможно. Применение этого налога возможно при четком учете доходов и расходов предпринимателей, а это затруднительно без внедрения контрольно-кассовых машин с удаленным доступом», — сказал Гулиа.
В Кабинете министров создана рабочая группа, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Сериковым, которая занимается вопросами оптимизации системы налогообложения в республике.
Ситуацию с местными налогами разъяснил заместитель главы администрации Сухума, кандидат технических наук Леон Кварчия.
Физические лица с зарплаты платят подоходный налог в размере 10 %, а также 1% — социальный взнос в Пенсионный фонд. Для юридических лиц отчисления с фонда зарплаты плюс отчисления во внебюджетные социальные фонды в общей сложности составляют 21 %.
Налог на имущество с физических лиц в настоящее время не взимается. Юридические лица платят в виде налога на имущество 0,2% от актива денежных и оборотных средств.
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица) взимается Минюстом РА, который занимается их регистрацией.
Что касается сбора за право торговли, лицензионный отдел Администрации Сухума выдает временные патенты на продажу винно-водочных и табачных изделий.
По словам Леона Кварчия, раньше лицензии в Администрации получали хлебопеки, продавцы ГСМ, граждане, занимающиеся пассажирскими перевозками. Сейчас они просто регистрируются в Минюсте.
«То есть, сегодня хлеб может печь кто угодно, как и продавать горюче-смазочные материалы. Владельцы же транспортных отнесены к Управлению по транспорту, энергетике и связи, но сотрудники Управления не смогут контролировать, как работают водители тех же маршруток, тогда как отделы администрации, ранее занимавшиеся этой сферой, лучше знают как здесь обстоят дела. То же самое касается и ГСМ: только Госстандарт может заниматься проверкой их деятельности, да и то – только в плане недолива», — подчеркнул Кварчия.
Лицензия на право торговли винно-водочными изделиями получается один раз и стоит она три тысячи рублей.
Сбор за выдачу ордера на квартиру не взимается.
Курортные объекты вместимостью до 50 человек платят курортный сбор — 30 рублей за человека, вместимостью более 50 человек – 50 рублей с одного отдыхающего.
Физические лица, сдающие жилье в наем, платят спецналог в размере 300 рублей. В Гагре и Сухме он составляет 400 рублей.
По словам начальника отдела налогообложения физических лиц налоговой инспекции Сухума Алхас Шамба, «основную массу участников январской акции протеста в связи с введением ввозного НДС, составляли люди, продававшие одежду и обувь в торговом комплексе в здании «Сухумприбора», а также продавцы автомобильных запчастей. В большинстве своем они арендуют небольшие торговые площади (1 — 2 метра). Спецналог за метр торговой площади составляет 350 рублей. Многие женщины имеют льготы по закону. Кроме того, они платят за аренду этой площади, а также берут патент на право торговли — 1200 рублей в год. Если индивидуальный предприниматель нанимает продавца, то, на основании трудового договора вносится 10% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд».
По словам Шамба, спецналог заменяет уплату других налогов.
С 1 января 2016 г. был введен ввозной НДС, но уже к концу месяца его отменили для группы ввозимых в Абхазию товаров, включая текстиль, обувь, запчасти, большинство продуктов питания.
Что касается жалоб предпринимателей на тяжелое налоговое бремя, то, по словам заместителя главы Администрации Сухума Леона Кварчия, у нас налоги не превышают 20%, в то время как в России они составляют 32% от выручки или от прибыли, а во многих европейских странах – более 40 %.
*** 25 июня 2015 года Администрация г. Сухум утвердила ставки сборов за право торговли для объектов розничной торговли, общественного питания, а также оказывающих услуги аттракционов и осуществляющих турагентскую деятельность в столице.
С объектов, осуществляющих мелкую розничную торговлю с временных сооружений (лотков, киосков, павильонов) и выносную торговлю (за исключением торговых объектов, расположенных в районе набережной Диоскуров, ул. Акиртава и пр. Леона) — 600 руб. в год.
С объектов, осуществляющих мелкую розничную торговлю с временных сооружений (лотков, киосков, павильонов) и выносную торговлю, а также оказывающих услуги аттракционов и осуществляющих турагентскую деятельность, расположенных в районе набережной Диоскуров, набережной Махаджиров, ул. Акиртава и пр. Леона — 1000 руб. в сезон ( длительность сезона определяется отдельным распоряжением Главы администрации г. Сухум).
Со стационарных объектов розничной торговли с площадью торгового зала менее 50 кв. м. — 2000 руб. в год.
Со стационарных объектов розничной торговли с площадью торгового зала 50 кв. м. и более — 3000 руб. в год.
С объектов общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей менее 50 кв. м. — 2000 руб. в год.
С объектов общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей 50 кв. м. и более — 3000 руб. в год.
*** Следует отметить, что согласно статье 1 закона РА «О спецналоге», система налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания туристских услуг;
4) оказания услуг проката;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
6) организации общественного питания, осуществляемой при использовании зала площадью не более 50 квадратных метров;
7) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 75 квадратных;
8) оказания услуг компьютерных залов;
9) оказания услуг средств размещения гостиничного типа, рассчитанных на 50 и менее койко-мест;
10) производства столярных и сложных металлических изделий;
11) оказания услуг автосервиса;
12) сдачи нежилых помещений в аренду (субаренду);
13) оказания стоматологических услуг;
14) сдачи внаем жилых помещений;
15) производства и реализации кулинарных изделий.
16) оказания услуг по временному хранению транспортных средств на платных стоянках и парковках.
17) изготовление, установка и ремонт надгробных памятников;
18) изготовление изделий народных художественных промыслов;
19) ремонт и обслуживание компьютерной и офисной техники;
20) услуги по представлению помещений для проведения торжественных и обрядовых мероприятий;
21) музыкальное обслуживание торжеств и обрядов;
22) ремонт жилых помещений;
23) услуги по обучению и репетиторству;
24) создание произведений живописи;
25) видео услуги;
26) художественно-оформительские и дизайнерские работы.

Размещено: Apsny Online
Источник: Абхазия-Информ
Количество просмотров: 5498

РЕШЕНИЯ О ВЫДЕЛЕНИИ ЗЕМЛИ В АБХАЗИИ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ ПЕРЕСМОТРЯТ. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Материал с нашего сайта «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»

Абхазские депутаты решили внести изменения в Земельный кодекс РА в части выделения земли иностранным инвесторам. Напомним, что парламент до этого принимал решения о выделении земли в прибрежной зоне, если площадь участка превышает один гектар (ст. 84).

Недавно мы опубликовали материал под названием «Абхазские земельные аномалии», в котором шла речь о том, что часто участки выделяются по не совсем понятным основаниям юридическим лицам, которые не ведут какую-либо деятельность и даже не сдают бухгалтерскую отчетность. А после получения права пользования участками не предпринимают ничего из того, что декларировали в процессе ходатайства о выделении участка. Премьер-министр Артур Миквабия тогда высказал серьезное недовольство существующим положением вещей, и поручил министру экономики Адгуру Ардзинба совместно с начальником Управления по вопросам землепользования и кадастру Адамыром Ахуба объездить выделенные в 2014 и 2015 годах земельные участки и на месте проверить, кто, чем занимается. Чем закончилась инспекционная поездка абхазских чиновников широкой общественности пока неизвестно. Но за дело теперь взялись уже депутаты.

«После принятия закона об инвестициях, правительство стало применять статью 4 этого закона и незаконно подменять понятие иностранного инвестора на национального. По мнению Кабинета министров, иностранный инвестор после регистрации становится национальным. Тем самым, правительство манипулирует законом, хотя закон об инвестициях не может регулировать земельные отношения».

Такое мнение высказал председатель Комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Кан Кварчия, который и представлял законопроект «О внесении изменений в Земельный Кодекс РА».

Тут дело вот в чем. «Закон об инвестиционной деятельности» определяет понятия в статьях 4 и 5 понятия «национальный инвестор» и «иностранный инвестор». В частности статья 4 Закона гласит:

Под национальным инвестором понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Абхазия, гражданин Республики Абхазия, лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории Республики Абхазия, Республика Абхазия или ее административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, осуществляющие инвестиционную деятельность.

Так как для осуществлении предпринимательской деятельности в Абхазии, как правило, регистрируется юридическое лицо, то оно автоматически после прохождения всех процедур с этим связанных, становится национальным инвестором. Вне зависимости от того, какова доля иностранных граждан или юридических лиц в его в уставном капитале (если речь вести об ООО), 100% или 1%. Можно сказать, что правительство в данном случае действовало в соответствии с данным законом и Земельный кодекс не нарушало. Ведь именно эти самые депутаты принимали Закон «Об инвестиционной деятельности» в этой самой редакции. Другой вопрос. что сам по себе закон об инвестициях не работает в полном объеме, так как тем же правительством дополнительными подзаконными актами не регламентирована значительная часть его положений.

В чем-то есть резоны в мнении депутатского корпуса. Учитывая, общий бардак в сфере недвижимости и земли (соответствующие кадастры до сих пор не готовы, мотивы выделения земельных участков и их дальнейшее использование вызывают вопросы), желание парламентариев взять этот вопрос под контроль вполне понятны. Но может возникнуть следующая проблема. Не секрет, что значительная часть инвестпроектов в Абхазии осуществляется как раз с участием российского капитала. Смогут ли депутаты оперативно рассматривать все ходатайства о выделении земельных участков? Ведь теперь, если исходить из новой редакции соответствующей статьи Земельного кодекса, даже выделение, например, гектара земли промышленного назначения требует согласования с парламентом. Не скажется ли это на активности инвесторов?

Тем более, согласно проекту закона Кабинет Министров Абхазии, местные органы власти до 1 июня 2016 года должны представить на согласование в Парламент постановления и распоряжения о выделении земельных ресурсов юридическим лицам и учреждениям, принятым с 1 сентября 2014 года. Постановления и распоряжения о выделении земельных участков с 1 сентября 2014 года, не представленные на согласование в Парламент, утрачивают силу. То есть, депутатам придется еще и разбираться с теми случаями выделения земельных участков, которые случились за последние полтора года.

В любом случае, поправки приняты во втором , окончательном чтении.

Сравним старую и новую редакции пункта 8, части 1, статьи 15 Земельного кодекса Абхазии, где говорится о том, что подлежит ведению Верховного совета Республики Абхазия. Кстати, депутаты предлагают также заменить в тексте Земельного кодекса «Верховный Совет» и «Президиум Верховного Совета» на «Народное Собрание — Парламент».

Старая редакция:

«определение порядка и условий передачи земельных ресурсов Республики Абхазия в пользование иным государствам и иностранным инвесторам»

Новая редакция:

«Дача согласия на выделение земельных ресурсов в пользование иным государствам, а также юридическим лицам, учрежденным и зарегистрированным, в соответствии с законодательством РА, полностью или частично принадлежащим иностранным инвесторам»

Есть большие сомнения, что принятые в таком виде поправки будут способствовать инвестиционной привлекательности Абхазии. К сожалению, существующая практика выполнения норм законодательства и реализации решений парламента и правительства, говорит скорее о том, что есть большой риск затормозить многие инвестиционные проекты в Абхазии. А их, на сегодняшний день, и так куда меньше, чем необходимо для динамичного развития абхазской экономики.

Кроме того, ужесточение условий выделения участков предприятиям с иностранными инвестициями даст дополнительные козыри жуликами и аферистам предлагать российским предпринимателям не выступать официальными участниками хозяйствующих субъектов в Абхазии якобы из-за сложности и дороговизны решения вопроса о выделении земли. Куда разумнее было бы выработать действующий и эффективный механизм оценки соискателей и надзора за дальнейшим использованием земельных участков. но депутаты пошли по самому простому пути. Эксперты Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» будут внимательно следить за развитием ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *