Мобилизационные мощности

Залог на имущество мобилизационного назначения в деле о банкротстве

Письменный вариант части выступления на круглом столе «Право человека и организации освободиться от долгов и угроза злоупотребления таким правом», который проводился 23.10.2013 г. в г.Екатеринбурге, а также последующая судебная практика.

Под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество организаций, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии со ст.1,2,9 и др. ФЗ от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Его необходимо отличать от мобилизационного резерва, которое составляет часть казны РФ и может находиться у организации на ответственном хранении (ст.1.2.11 и др. ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»).

Законодательство не содержит прямого указания на ограничения в распоряжении имуществом мобилизационного назначения, однако судебно-арбитражная практика повсеместно признает его ограниченным в обороте (п.2 ст.129 ГК РФ). Указанная практика подтверждена, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.02.2007 N 13318/06 по делу N А45-6857/05-15/179.

Чаще всего аргументация судов включает в себя указание на то, что обязанность обеспечения сохранности мобилизационных мощностей лежит на организациях, которым установлены мобилизационные задания.

При заключении договоров залога потенциальные залогодержатели фактически лишены возможности провести надлежащую правовую проверку наличия у предмета залога статуса имущества мобилизационного назначения, так как данная информация не является общедоступной и может быть связана с раскрытием режима государственной тайны. В отношении недвижимого имущества «чистота» объекта в ЕГРПН не гарантирует отсутствие у объекта статуса имущества мобилизационного назначения: наличие такого статуса фактически является ограничением, которое не подлежит внесению в реестр, что может рассматриваться и как нарушение требований ст.8.1., 131 ГК РФ и ст.4 и др. ФЗ от 21.07.1997 N 122-Ф «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, имущество может приобрести статус имущества мобилизационного назначения уже после заключения договора залога. Возникающий при этом вопрос о законности заключения договора на выполнение мобилизационного заказа (задания) со стороны залогодателя является спорным, т.к. договор имеет не только гражданско-правовую природу. На практике в нарушение ст. 7 и 8 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» со стороны гос. и муниципальных органов не принимаются меры по передаче мобилизационных заданий (заказов) другим организациям. Более того, известны случаи, когда новые мобилизационные задания устанавливаются организациям, которые находятся в стадии конкурсного производства.

Осложняет ситуацию также и возможность организаций исполнять мобилизационные задания (заказы) «опосредованно»: в этом случае организация-исполнитель заключает договор с «главным исполнителем» (другой организацией), который, в свою очередь, исполняет мобилизационный план (заказ) перед соответствующим государственным органом (группа компаний «Ижмаш»). В этом случае определить перечень имущества мобилизационного назначения еще сложнее: необходимо раскрытие информации не только со стороны залогодателя, но и со стороны другой организации. Указанная схема взаимоотношений описана, например, в п.2 Порядка учета органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации операций по финансированию расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 25.05.2001 N 40н).

Многие судебные акты по квалификации сделок с имуществом мобилизационного назначения принимаются в закрытых судебных заседаниях в связи с раскрытием режима государственной тайны, что затрудняет унификацию правовых позиций судов и затрудняет подготовку представителей сторон к рассмотрению дел с таким имуществом.

Судебная практика выработала следующие подходы к правовому режиму имущества мобилизационного назначения: такое имущество не может свободно отчуждаться и сделка по отчуждению является ничтожной (см., например Определение ВАС РФ от 29.06.2009 N ВАС-5517/09 по делу N А20-3268/2007-С); недопустимо обращение взыскания на заложенное имущество мобилизационного назначения (см., например, Определение ВАС РФ № ВАС-6397/10 от 27.05.2010 г. по делу А60-5826/2009С/М).

Судебная практика по вопросу о возможности учета требований залогодержателя имущества мобилизационного назначения как обеспеченных залогом имущества должника в деле о банкротстве не является устоявшейся.

Первое мнение. Договоры залога в отношении имущества мобилизационного назначения являются ничтожными и кредитор не может получить статус залогового кредитора в деле о банкротстве, имущество мобилизационного назначения не включается в конкурсную массу. Логика: договор залога может повлечь отчуждение имущества мобилизационного назначении, что недопустимо. Данная позиция в Уральском округе поддерживается, например, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 N 17АП-732/2012-ГК по делу N А71-4252/2009. Кроме того, НКС при ФАС ПО и ВВО придерживается мнения, что основные средства мобилизационного фонда не включаются в конкурсную массу. Данный вывод следует из содержания вопроса № 8 Рекомендаций Научно-консультативного совета по вопросам применения норм законодательства о несостоятельности (банкротстве)» (утв. Президиумом Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2010) (выработаны по итогам совместного заседания Научно-консультативных советов при Федеральном арбитражном суде Поволжского округа и Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа, состоявшегося 25.03.2010 в г. Казани).

Второе мнение. Согласно ст.131 и ст.132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота (п.1 ст.129 ГК РФ), в то время как имущество, ограниченное в обороте (п.2 ст.129 ГК РФ), должно быть включено в конкурсную массу. Кроме того, ст.336 ГК РФ не запрещает заключение договоров залога в отношении имущества, ограниченного в обороте. Данное имущество может быть включено в конкурсную массу и подлежать отчуждению на закрытых торгах в соответствии со ст.110,111, возможна аналогия с п.7 ст.195 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В Уральском округе такой подход был продемонстрирован, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 24.04.2012 N Ф09-3084/11 по делу N А60-10834/2010. Кроме того, такой подход позволяет избежать юридический «парадокс»: после завершения конкурсного производства запись о банкроте исключается из реестра, в силу чего имущество мобилизационного назначения не может остаться нереализованным и никому не принадлежать.

Второй подход сможет обеспечить надлежащую правовую защиту залоговых кредиторов.

Уже после круглого стола 23.10.2013 г. общедоступная практика по залогу имущества мобилизационного назначения в банкротстве продолжает увеличиваться. См., например,

Постановление ФАС Уральского округа от 06.11.2013 N Ф09-7836/12 по делу N А71-4252/2009

Суд кассационной инстанции подробно разъяснил, что право залога на имущество мобилизационного назначения в банкротстве сохраняется, а также описал особенности реализации такого имущества в банкротстве.

Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2013 N Ф09-10819/10 по делу N А60-6613/2009

Суд указал: «В соответствие с положениями п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона «Об обороне» и ст. 2 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» имущество мобилизационного назначения ограничено в гражданском обороте, это обстоятельство не влечет ничтожности сделок по передаче движимого имущества в залог. Поэтому имущество должника, находящееся в залоге у ОАО «Уралтрансбанка», ОАО «Банк ВТБ» и в рамках дела о банкротстве должно было бы реализовываться на закрытых торгах, под контролем залогового кредитора, а вырученные от его продажи денежные средства подлежали бы направлению на преимущественное удовлетворение требований залогового кредитора и текущие платежи в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве».

Определение ВАС РФ от 30.04.2014 N ВАС-14963/06 по делу N А50-43610/2005

Торги в форме аукциона в отношении имущества мобилизационного назначения с открытой формой подачи предложений признаны недействительными.

Определение ВАС РФ от 20.03.2014 N ВАС-18233/13 по делу N А71-4252/2009-С/М

В последнем абзаце косвенно упомянуто, что позиция судов о сохранении права залога на имущество мобилизационного назначения в банкротстве правильная.

Постановление ФАС Уральского округа от 28.01.2014 N Ф09-3084/11 по делу N А60-10834/10

Суд указал, что для проведения оценки имущества должника, имеющего статус имущества мобилизационного назначения, оценщик должен обладать допуском к государственной тайне.

Группа первого уровня»Имущество» делится на две группы второго уровня:»Внеоборотные активы» и»Оборотное имущество».

Внеоборотные активы – это имущество, которое организация намерена использовать долго, по крайней мере не меньше одного года. Это могут быть: станки, компьютеры и мебель, которыми организация оборудовала рабочие места работников; автомобили, которые организация приобрела для разъездов в служебных интересах. Сюда же относятся нематериальные объекты, за которые пришлось заплатить деньги. Таким нематериальным объектом может быть, например, право на использование товарного знака.

Группа «Внеоборотные активы» является конечной, т. е. это раздел плана счетов.

В словосочетании внеоборотные активы понятие «актив» означает имущество, т. е. понятие «Внеоборотные активы» можно заменить понятием «Внеоборотное имущество».

Самая разветвленная часть схемы классификации проходит через группу второго уровня»Оборотное имущество».

Оборотное имущество – это такое имущество, которое в организации долго не задерживается, по крайней мере не должно долго задерживаться при нормальной работе организации.

Оборотное имущество участвует в обороте капитала, который был описан знаменитой формулой немецкого экономиста Карла Маркса: товар – деньги – товар.

Группа «Оборотное имущество» делится на следующие четыре конечные группы – разделы Плана счетов:

• «Производственные запасы»;

• «Затраты на производство»;

• «Готовая продукция и товары»;

• «Денежные средства».

Производственные запасы – это материалы и детали, которые организация закупает для изготовления продукции, если такое имеет место в организации, а также различные материалы и детали, приобретаемые для обеспечения жизнедеятельности организации.

Затраты на производство – это те же материалы и детали в процессе их превращения в готовую продукцию.

Готовая продукция и товары – это готовая продукция, в кото рую наконец– то превратились материалы и детали, а также товары, которые организация закупает с целью перепродажи.

Денежные средства – это деньги организации в различных формах: наличные и безналичные деньги, иностранная валюта.

В группе «Оборотное имущество» первые три раздела из четырех («Производственные запасы», «Затраты на производство», «Готовая продукция и товары») служат, как правило, для учета вещей (т. е. товарно‑материальных ценностей).

Формула К. Маркса товар – деньги – товарна бухгалтерском языке означает: товарно‑материальные ценности – денежные средства – товарно‑материальные ценности.

Кроме трех конечных разделов группы «Оборотное имущество», предназначенных для учета вещей, т. е. материальных ценностей организации, для этой же цели используется группа «Внеоборотные активы».

На схеме классификации бухгалтерских счетов пунктирным прямоугольником показана дополнительная группировка – материальные и нематериальные ценности, которая охватывает все эти четы ре группы.

Одна и та же материальная ценность в бухгалтерском учете может быть отнесена как к оборотному имуществу, так и к внеоборотным активам. Это зависит от цели, для которой материальная ценность приобретается.

Если организация приобрела, например, легковой автомобиль для своего генерального директора, то это имущество относится к внеоборотным активам. Если же организация является магазином по продаже автомобилей и легковой автомобиль купили на заводе – производителе для того, чтобы затем его продать, то такой автомобиль относится к группе «Оборотное имущество», точнее, к разделу Плана счетов «Готовая продукция и товары».

Разделы Плана счетов

Конечные группы счетов на представленной выше схеме – это разделы, которые непосредственно присутствуют в типовом Плане счетов.

Каждый раздел собрал близкие по экономическому смыслу бухгалтерские счета. Разделы нумеруются римскими цифрами. Этими цифрами обозначены номера разделов на рис. 1.6 в нижней части схемы.

Бухгалтерские счета распределяются по разделам в порядке возрастания номеров.

Номера счетов раздела I начинаются с цифры 0, раздела II – с цифры 1, раздел III – с цифры 2. То есть для первых трех разделов типового Плана счетов действует следующее правило соответствия номеров бухгалтерских счетов и номеров разделов: первая цифра номера счета равна номеру раздела минус единица. Но дальше соответствие между номерами счетов и разделов смещается. Номера счетов раздела IV начинаются с цифры 4, раздела V – с цифры 5. Но номера счетов раздела VI начинаются с двух цифр: с 6 и 7. Номера счетов раздела VII начинаются с цифры 8, раздела VIII – с цифры 9.

Каждый раздел содержит от 6 до 13 бухгалтерских счетов из 10 или 20 возможных. Как уже говорилось, в типовом Плане счетов некоторые числа из диапазона от 01 до 99 пропущены, т. е. не использованы для нумерации бухгалтерских счетов. Все разделы Плана счетов, пронумерованные римскими цифрами, предназначены для балансовых счетов. Забалансовые счета собраны в отдельном, последнем разделе Плана счетов, который не имеет номера.

Типовой План счетов включает бухгалтерские счета на все случаи хозяйственной жизни организации. В рабочий план счетов организации включаются только те бухгалтерские счета из типового Плана счетов, которые ей понадобятся, дополняя их субсчетами. По мере развития организации ее рабочий план постепенно разрастается за счет появления новых субсчетов.

Набор используемых счетов зависит от вида деятельности организации.

Если организация является некоммерческой и не занимается предпринимательской деятельностью, то она использует разделы Плана счетов: III. Затраты на производство, IV. Готовая продукция и товары, VIII. Финансовые результаты.

Еще набор используемых бухгалтерских счетов зависит от сферы и отрасли экономики, к которой относится организация. Например, если организация является коммерческой и занимается торговлей, то она использует счета раздела III. Затраты на производство.

Наиболее полно типовой План счетов используется в организациях, относящихся к сфере материального производства, особенно в промышленного. В рабочий план счетов промышленного предприятия включаются все разделы типового Плана счетов, а также почти все балансовые бухгалтерские счета, за исключением нескольких специфических счетов, предназначенных для сельскохозяйственных, торговых предприятий, а также для особых случаев.

С одной стороны, промышленность – это основа экономики нашей страны, отрасль, где создается основной объем новой продукции и товаров. С другой стороны, бухгалтерский учет на промышленном предприятии ведется наиболее полно и является наиболее сложным.

В следующих разделах рассмотрим рабочий план счетов именно производственного предприятия.

Имущество мобилизационного назначения

Наиболее сложным, представляется вопрос об обращении взыскания на имущество, отнесенное к мобилизационному резерву, или имеющее мобилизационное назначение.
Мобилизационные резервы, независимо от места их размещения, входящие в систему государственного резерва организаций являются на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве» федеральным запасом, находятся в федеральной собственности, не подлежат приватизации, не могут использоваться в качестве залога. Обращение взыскания на имущество мобилизационного резерва по долгам юридических лиц действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, сложившаяся практика реализации исполнительных производств указывает, на то что судебный пристав-исполнитель не вправе арестовывать автотранспорт должника-организации не получив разрешение военного комиссариата с исключением его из имущества мобилизационного назначения. Документами, подтверждающими отнесения имущества к мобилизационному резерву являются: правовые акты Правительства РФ либо субъекта РФ.
Документами, подтверждающими отнесения имущества к имуществу мобилизационного назначения являются:
— договора (контракты) о выполнении организаций мобилизационного задания (заказа); о поставке продукции, выделении средств в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации ( пп.7 п.1 ст. 7. пп.8 ст. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» );
— справка райвоенкомата;
— сводный наряд главы администрации и военного комиссара;
— прочие документы, подтверждающие отнесение имущества к мобилизационным запасам (Разъяснения и.о. главного судебного пристава Ивановской области от 24.08.2004 №06-4563 ) .
Для того чтобы точнее определиться с понятиями сформулируем следующие определения.
Имущество мобилизационного резерва — это имущество, которое представляет собой федеральную собственность и находится у должников- организаций на ответственном хранении и используется в строго определенных целях, установленных соответствующим правовым актом .
Имущество мобилизационного назначения – это имущество, которое находится в собственности должника-организации, и на него возложена военно-транспортная обязанность, либо иные обязанности мобилизационного назначения, на основании договоров, заключенных с органами федеральной власти, в лице уполномоченных органов, или с органами исполнительной власти субъектов.
В связи с упомянутым разъяснением, судебным приставам-исполнителям рекомендовано до принятия решения о наложении ареста, выяснять, относится ли принадлежащее должнику имущество к объектам мобилизационного назначения. Данную информацию можно запросить у должника, или в райвоенкомате .
Данная точка зрения подтверждается судебной практикой, в частности постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2001 г. по делу N СП-150/313-99-2000 «Арест транспортных средств, относящихся к мобилизационным резервам, может быть произведен судебным приставом-исполнителем лишь при наличии согласия военного комиссариата» .
Так кассационная инстанция указала, что согласно сводному наряду от 30.03.2000 N 175 главы администрации и военного комиссара Красночетайского района Чувашской Республики для СХПК имени Ленина установлена военно-транспортная обязанность, и выдано мобилизационное задание по подготовке техники — легковой автомашины ГАЗ-3110, для поставки в Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, что соответствует статье 1 Федерального закона «О государственном материальном резерве», подпункту 13 статьи 2, статье 8 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», пункту 6 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента РФ от 02.10.1998 №1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности .
В силу пункта 5 названного Положения такая обязанность в мирное время исполняется органами местного самоуправления и организациями путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями.
Ведение учета транспортных средств возлагается на военные комиссариаты (пункт 8). Государственная регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортных средств, предоставляемых войскам, производится по согласованию с военными комиссариатами (пункт 10).
Таким образом, поскольку на должника была возложена военно-транспортная обязанность, суд апелляционной инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям законодательство, регулирующее отношения по формированию запасов материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, и на законных основаниях пришел к выводу о том, что арест легковой автомашины может быть произведен судебным приставом-исполнителем лишь при наличии согласия военного комиссариата. Поскольку таковое на момент осуществления действий по аресту имущества должником не получено, оснований для отмены вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя имелись.
Тем не менее, автор, не согласен с выводами кассационной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона, федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. На основании и во исполнение Закона и иных федеральных законов Правительство Российской Федерации может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
В то же время, в преамбуле Федерального закона от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве» , установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее — государственный резерв) и регулирует отношения в данной области.
Таким образом, вышеуказанный нормативно-правовой акт не относится к законодательству об исполнительном производстве, регулирует другие правоотношения, поэтому применение его судом кассационной инстанции при разрешении данного спора ошибочны.
Федеральный закон от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» регулирует отношения в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области (см. преамбулу закона). Ни в одном из этих законов не установлено запрета на обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения.
По мнению автора, правильная правовая позиция содержится в Письме Минюста от 02.02.1999 №805-БК . В частности там, указано, что согласно Федеральному закону «О государственном материальном резерве» мобилизационные резервы являются федеральными запасами (т.е. федеральной собственностью), находятся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации, не подлежат приватизации, продаже в составе имущества предприятий-должников, не могут использоваться в качестве залога.
Имущество мобилизационного резерва находится у юридических лиц (предприятий) на ответственном хранении. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, ответственные хранители ведут складской и бухгалтерский учет материальных ценностей мобилизационного резерва отдельно от учета основной деятельности предприятий (приватизированных и неприватизированных)
Таким образом, на имущество должников-организаций не допускается обращение взыскания на имущество мобилизационного резерва, находящегося у него на ответственном хранении. Обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения возможно, так как законодательство не установило никакого имущественного иммунитета к данному виду имущества, и данное имущество принадлежит на праве собственности должнику-организации.
В целях устранения пробелов в законодательстве, повышения эффективности взыскания, автор предлагает законодательно закрепить правовой запрет на обращение взыскания на имущество мобилизационного резерва, и прямо разрешить обращение взыскание на имущество мобилизационного назначения, с обязательным уведомлением о реализации имущества соответствующего военного комиссариата или органа местного управления.

Мобилизационный резерв и моб. мощности

Артемьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
6. Согласно пункту 6 комментируемой статьи формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из статьи 1 комментируемого закона следует, что мобилизационный резерв — это запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд, входящие в состав государственного материального резерва.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 860-44 «О мобилизационном плане экономики Российской Федерации» установлено, что к имуществу мобилизационного назначения относятся:
объекты мобилизационного назначения;
все виды мобилизационных запасов (резервов), необходимые для выполнения мобилизационных заданий, доводимых в установленном порядке до организаций на основании мобилизационного плана экономики Российской Федерации.
В принципе государственный материальный резерв состоит из двух относительно самостоятельных частей:
собственно государственного резерва;
мобилизационного резерва.
В государственный резерв входят материальные ценности в основном гражданского назначения:
запасы стратегических, то есть особо важных для функционирования промышленности и энергетики материалов и товаров;
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
запасы материальных ценностей для оказания государственной поддержки отраслям экономики, организациям и субъектам Российской Федерации;
запасы материальных ценностей для оказания гуманитарной помощи;
запасы материальных ценностей для оказания регулирующего воздействия на рынок.
Мобилизационный же резерв — это резерв создаваемый, прежде всего, в интересах организации обороны страны, к которому относятся запасы для мобилизационных нужд государства:
обеспечения развертывания производства военной и другой промышленной продукции;
ремонта военной техники и имущества;
развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, линий и сооружений связи, газо- и нефтепродуктопроводов, систем энерго- и водоснабжения с целью организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, предоставления медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1997 года N 570-27 было утверждено Положение о мобилизационном резерве.
Почти все запасы государственного резерва хранятся внутри системы государственного резерва, которую возглавляет Федеральное агентство по государственным резервам. Как упоминалось выше, в систему входят центральные и территориальные органы управления и обеспечения, а главное, подведомственные Федеральному агентству по государственным резервам федеральные государственные учреждения — комбинаты.
Запасы мобилизационного резерва практически полностью хранятся вне системы государственного материального резерва, в сторонних для нее организациях — исполнителях мобилизационных заданий. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.
В соответствии с Законом о государственно-материальном резерве организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями.
Положением о мобилизационном резерве предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по государственным резервам (в настоящее время с Федеральным агентством по государственным резервам) разбронировать из мобилизационного резерва материальные ценности:
хранение которых не вызывается необходимостью;
в связи с уточнением в установленном порядке номенклатуры или объемов накопления.
При этом установлено, что выпуск указанных материальных ценностей производится после предварительной оплаты (подпункт «ж» пункта 23 Положения о мобилизационном резерве).
При выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования первоочередное право распорядиться материальными ценностями принадлежит ответственным хранителям. Если организация — ответственный хранитель — не может использовать материальные ценности, то они передаются для реализации соответствующим территориальным управлениям Федерального агентства по государственным резервам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *