Место осуществления лицензируемого вида деятельности

Содержание

У компаний (3 юридических лица) имеются следующие лицензии:
1) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
2) сбор, транспортирование отходов 1-4 класса опасности;
3) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности.
Все лицензии выданы бессрочно. Во всех лицензиях указаны адреса местонахождения юридических лиц и адреса, по которым фактически осуществляется деятельность (эти адреса не совпадают). У юридических лиц изменились адреса местонахождения (юридические адреса).
Необходимо ли обязательное переоформление лицензий в связи с возникшими изменениями по юридическим адресам (у одного юридического лица юридический адрес был только уточнен — улица, дом остались те же, но уточнен корпус и офис, сведения внесены в ЕГРЮЛ)?
Вправе ли юридические лица осуществлять свою деятельность по иным фактическим адресам, которые не указаны в лицензиях?
Нужно ли добавлять новые фактические адреса в лицензию, если деятельность осуществляется не на постоянной основе (например, в рамках контракта, заключенного на 3 года)?
Какая ответственность предусмотрена за такие нарушения?

23 мая 2018

В силу прямого указания закона в случае изменения адреса места нахождения юридического лица, а также адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; далее — Закон N 99-ФЗ).
Соответствующие положения предусмотрены и применительно к указанным Вами видам деятельности (п. 10 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (далее — Положение N 1225); п. 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062).
В Законе N 99-ФЗ понятие «адрес места нахождения» не определено.
Между тем действующее законодательство разграничивает понятия «место нахождения» и «адрес» юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Согласно п. 3 той же статьи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На практике адресом места нахождения организации в целях применения норм ст. 18 Закона N 99-ФЗ признается адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ (смотрите, к примеру, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 N 18АП-1253/17). Соответственно, в случае смены адреса регистрации («юридического» адреса) — независимо от того, находится ли новый адрес в пределах прежнего места нахождения — лицензиату необходимо переоформить лицензию.
Что касается ситуации, когда фактически изменения адреса не происходит, но сведения об адресе в ЕГРЮЛ претерпевают изменения (в частности, дополняются указанием номера корпуса, строения, офиса и т.п.), то каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Однако учитывая, что формальное изменение адреса все же имеет место, риск неблагоприятных последствий для организации в случае непереоформления лицензии достаточно существенен. Об этом свидетельствует и обнаруженный нами пример из судебной практики (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2015 по делу N А40-8498/2015, оставленное без изменений постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2015 N Ф05-13531/15 по делу N А40-8498/2015)*(1).
По вопросу о том, вправе ли юридическое лицо осуществлять упомянутые Вами лицензируемые виды деятельности по адресам, не указанным в лицензии, отметим следующее.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ (п. 15 ч. 1 ст. 12 этого Закона) и Положением N 1225.
Действительно, в п. 10 Положения 1225 указано, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, им подается заявление о переоформлении лицензии.
Однако приведенная норма, на наш взгляд, не должна рассматриваться как требующая указания в лицензии адресов объектов, принадлежащих контрагентам лицензиата, по месту нахождения которых лицензиат выполняет соответствующие работы (оказывает услуги) на основании договоров, заключенных с этими контрагентами. Поясним подробнее.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Лицензия наряду с адресом места нахождения лицензиата («юридическим адресом») включает сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ). Место осуществления лицензируемого вида деятельности — это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные (п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Из приведенного определения следует, что в лицензии указываются все объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, соответствующие лицензионным требованиям, на территории которых лицензиат фактически ведет деятельность, организовывает рабочие места и т.д. (например обособленные подразделения). При этом согласно п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата («юридическим адресом»).
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, лицензия подлежит переоформлению (ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ). До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).
Если же деятельность осуществляется по месту нахождения организации, указанному в лицензии, но непосредственно обслуживание клиентов осуществляется по месту нахождения этих клиентов (в том числе на территории других субъектов РФ), новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности, по смыслу Закона N 99-ФЗ, не образуется.
Обоснованность изложенных выводов находит подтверждение и в судебной практике. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации по месту нахождения заказчика не свидетельствует об изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (постановление от 21.04.2008 N Ф08-1946/2008-706А).
Аналогичная точка зрения была высказана и специалистами Ростехнадзора (Вопрос: Наша организация ведет взрывные работы по договорам на объектах заказчика. Нужно ли указывать данные объекты в адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности? (ответ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, август 2017 г.); Вопрос: Наша организация ведет взрывные работы по договорам на объектах заказчика. Если у нас в адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности указан только адрес места нахождения (юридический адрес), можем ли мы вести работы на объектах заказчика на всей территории Российской Федерации? (ответ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, август 2017 г.)).
По существу схожие выводы высказаны и представителями Росприроднадзора применительно к осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности (п. 4 Методических рекомендаций по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV классов опасности, доведенных письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности»).
Вместе с тем обращаем внимание на правовую позицию, изложенную в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19.11.2015 N 303-Т/2015, согласно которой «если сотрудники лицензиата постоянно ежедневно находятся по адресу контрагента для оказания услуги (т.е. фактически для них там образуются рабочие места), это свидетельствует об осуществлении систематической деятельности не по месту, указанному в лицензии».
С учетом изложенного полагаем, что само по себе оказание услуг (выполнение работ) на объектах контрагента не влечет для лицензиата обязанности по переоформлению лицензий, поскольку новых мест осуществления лицензируемой деятельности — в целях применения ст. 18 Закона N 99-ФЗ — не образуется. Если же осуществление лицензируемой деятельности предполагается по адресу стационарного объекта (помещения, здания и т.п.), не указанного в лицензии и принадлежащего лицензиату, переоформление лицензии потребуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Совмещенная атомная лицензия Ростехнадзора

Совмещенная лицензия — лицензия на право осуществления нескольких видов деятельности в отношении одного или нескольких объектов использования атомной энергии.
Иногда к нам обращаются организации, которые хотят получить лицензию на ВСЕ виды деятельности и на ВСЕ объекты применения атомной энергии. Это конечно же невозможно. Кое-что сделать можно, но есть свои минусы.
Административный регламент Ростехнадзора (приказ № 453 от 08.10.2014г.) позволяет выдавать совмещенные лицензии.

Оснований для невыдачи совмещенных лицензий нет, но есть несколько моментов в Административном регламенте, на которые нужно обратить внимание!

Привожу ссылки из Административного регламента:

  • «14. д) если заявление соискателя лицензии касается предоставления совмещенной лицензии, то продолжительность процедуры рассмотрения документов увеличивается прямо пропорционально количеству видов деятельности и объектов».
  • «44. Для получения совмещенной лицензии соискатель такой лицензии представляет в Ростехнадзор или его территориальные органы в соответствии с пунктами 16-18 Регламента заявление о предоставлении лицензии и соответствующие документы применительно к каждому виду деятельности и объектам, на которых или в отношении которых соискатель лицензии планирует осуществлять виды деятельности по совмещенной лицензии».
  • Соответственно, сколько видов деятельности и объектов применения атомной энергии — столько предоставляется комплектов документов. Во столько раз увеличивается процесс рассмотрения.
  • «68. В соответствии с частью десятой статьи 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

При принятии решения о выдаче совмещенной лицензии экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) проводится отдельно для каждого заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии и каждого объекта использования атомной энергии.

Для организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) проводится отдельно для каждого заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии».

Получение совмещенной лицензии. Риски при получении

Если организация собирается оказывать услуги эксплуатирующей организации и хочет при этом получить совмещенную лицензию на разные виды деятельности, то вот чем её это грозит:

  1. Организация предоставляет в Ростехнадзор столько комплектов документов, сколько видов деятельности планирует проводить;
  2. Стоимость наших услуг зависит от количества комплектов документов;
  3. Срок рассмотрения документов увеличивается пропорционально количеству комплектов документов;
  4. Срок проведения экспертизы увеличивается также пропорционально количеству комплектов документов;
  5. Экспертиза проводится отдельно по каждому комплекту, соответственно, стоимость экспертизы также зависит от количества видов деятельности;
  6. Возрастает риск отказа Ростехнадзора на получение такой лицензии;
  7. Госпошлина оплачивается за каждый комплект в отдельности.

Не очень радужная картина, как мы видим. Поэтому с каждым таким клиентом мы очень подробно обсуждаем виды деятельности, уточняем, выбираем.

И чаще всего намного проще подать заявления сразу на несколько лицензий. В этом случае процесс рассмотрения и экспертиза документов проходят параллельно.

Заказать звонок

Получение налогового вычета за второе образование

Согласно законодательству РФ (ст. 219 Налогового кодекса РФ) при оплате образовательных услуг вы можете рассчитывать на налоговый вычет, т.е. вернуть часть потраченных на обучение денег.

Налоговый вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Поэтому вы можете вернуть себе уплаченный налог с расходов, понесенных на образование. Если вы официально работаете и платите подоходный налог, оплатили свое обучение или обучение своих детей/братьев/сестер, то вы можете вернуть себе часть денег в размере до 13% от стоимости обучения.

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так как в указанной статье НК РФ не говорится ничего насчет повторного получения данного налогового вычета, гражданин РФ может получить его повторно.

По вопросу адреса места осуществления деятельности при оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению деятельности отходов I — IV классов опасности.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг‚ составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

— Реклама —

Правовая основа лицензирующей деятельности определена Законом № 99-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке. утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, которыми определён указанный порядок деятельности и определены лицензионные требования.

В Законе № 99–1133 предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 15).

В силу п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение. иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего 3a днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Положения ч. 2 ст. 9 Закона 99-ФЗ применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 указанного закона в случае осуществления деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *