Меры обеспечения

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении составляют самостоятельную группу мер административного принуждения, которые применяются в административно -деликтном процессе в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

М.о. применяет уполномоченное лицо как непосредственно в процессе и после совершения административных правонарушений, так и в ходе различных стадий производства по делам об административной ответственности.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством

Статьей 27.1. КоАП РФ закреплены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

Доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание. Суть административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы правонарушителя и содержании его в отделении милиции, караульном помещение и др. для совершения определенных процессуальных действий, направленных на правильное и своевременное рассмотрение дела.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице — обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

Досмотр транспортного средства — обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр — мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая производится в отношении принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, — мера обеспечения производства по делам об административной ответственности. Она применяется в отношении вещей и документов, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения — применяется как мера процессуального обеспечения к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации — мера обеспечения производства, которая применяется при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида. В определенных случаях государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей — мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод — мера процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях, которая применяется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. О временном запрете деятельности составляется протокол. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

  • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
    • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
    • Статья 24.4. Ходатайства
    • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 24.6. Прокурорский надзор
    • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.2. Потерпевший
    • Статья 25.3. Законные представители физического лица
    • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
    • Статья 25.5. Защитник и представитель
    • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    • Статья 25.6. Свидетель
    • Статья 25.7. Понятой
    • Статья 25.8. Специалист
    • Статья 25.9. Эксперт
    • Статья 25.10. Переводчик
    • Статья 25.11. Прокурор
    • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
    • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.2. Доказательства
    • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Статья 26.4. Экспертиза
    • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
    • Статья 26.6. Вещественные доказательства
    • Статья 26.7. Документы
    • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
    • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.10. Истребование сведений
    • Статья 26.11. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
    • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    • Статья 27.2. Доставление
    • Статья 27.3. Административное задержание
    • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
    • Статья 27.5. Сроки административного задержания
    • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
    • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
    • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
    • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
    • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
    • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.15. Привод
    • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
    • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
    • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
    • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
    • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
    • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
    • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
    • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
    • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
    • Статья 28.7. Административное расследование
    • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
    • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
    • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
    • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
    • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
    • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
    • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
    • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
    • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
    • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
    • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
    • Статья 30.11 (утратила силу)
    • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Административное задержание – что это? Разъяснение адвоката.

Что такое административное задержание?

Согласно статье 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица.

Административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо:

  1. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  2. исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Например, исключительными случаями можно признать следующие:

  • если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность;
  • лицо отказывается сообщить сведения о себе;
  • лицо игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения;
  • лицо совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (адвокат).

Задержанному лицу должны быть разъяснены его права и обязанности, в том числе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами защитника (адвоката).

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Когда защитник (адвокат) имеет право участвовать в деле?

Защитник (адвокат) имеет право оказывать юридическую помощь лицу с момента возбуждения дела об административном правонарушении:

  • составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения предупреждения или штрафа непосредственно на месте совершения лицом правонарушения или фиксации его противоправных действий с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

Какой срок административного задержания?

По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа.

В случаях, специально оговоренных в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также, если за совершенное правонарушение предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Например, за нарушения таможенных правил, порядка пребывания на территории РФ, в случае необходимости установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения лицо может быть задержано в административном порядке на срок не более 48 часов.

Можно ли обжаловать административное задержание?

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит порядок обжалования незаконного задержания.

Если же проанализировать действующее законодательство, то можно сделать вывод, что незаконное административное задержание можно обжаловать в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу) или в суд, изложив доводы об этом в жалобе на окончательное решение по делу. Например, в случае вынесения по делу постановления о назначении административного наказания в жалобе на данное решение наряду с доводами о невиновности можно изложить доводы о незаконном задержании.

В случае, если производство по административному делу прекращено или дело об административном правонарушении не возбуждалось, то незаконное административное задержание можно обжаловать в суд в порядке гражданского судопроизводства (глава 25 ГПК РФ).

При перепечатке ссылка на сайт и автора обязательна.

(с) 2015 г. Адвокат Евгений Абраменко

§ 1. Меры предварительной защиты по административному иску
1. Терминология. Термин «меры предварительной защиты» является новеллой действующего законодательства. В ГПК аналогичный институт именуется «обеспечение иска», а в АПК — «обеспечительные меры арбитражного суда». Вместе с тем их внутреннее содержание во многом совпадает.
Однако если в гражданском судопроизводстве институт обеспечения иска направлен в основном на гарантирование исполнения будущего решения суда, то в административном судопроизводстве в основу правового регулирования мер предварительной защиты положена необходимость охраны прав и законных интересов административного истца. Представляется, что именно это во многом обусловливает указанные различия в наименовании.
В литературе отмечается, что правовое регулирование института мер предварительной защиты опирается на западноевропейские стандарты установления в законах модели процессуально-правового гарантирования:
— своевременной правовой защиты при рассмотрении в судах административно-правовых споров;
— требований, содержащихся в административном иске;
— устранения попыток противодействия исполнению судебного решения по административному делу;
— предотвращения причинения вреда правам, свободам и законным интересам <1>.
———————————
<1> См.: Старилов М.Ю. Предварительная защита по административному иску как способ осуществления судебного контроля в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. N 1. С. 186 — 200.
КАС не содержит нормативного определения понятия «меры предварительной защиты». Однако в ст. 90 АПК законодательно закреплено понятие обеспечительных мер арбитражного суда.
Обеспечительные меры — это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.
С учетом данной дефиниции представляется, что меры предварительной защиты в административном судопроизводстве можно определить как срочные временные меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов административного истца.
2. Основания применения мер предварительной защиты. Применение мер предварительной защиты допускается только по заявлению административного истца или иного лица, обратившегося в суд в защиту других лиц или неопределенного круга лиц. Принять такие меры по собственной инициативе суд не вправе.
Основания для применения мер предварительной защиты закреплены в ч. 1 ст. 85 КАС исчерпывающим образом. В качестве таких оснований законодатель указывает следующие:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Что касается арбитражного процесса, то основания для применения обеспечительных мер сформулированы в АПК несколько иначе. Согласно ч. 2 ст. 90 АПК возможность применения обеспечительных мер должна быть обусловлена:
— невозможностью исполнения судебного акта;
— значительным ущербом заявителю.
При этом в судебной практике отмечается, что под ущербом в данном случае следует понимать не только ущерб, определяемый по правилам ст. 15 ГК, но и иные неблагоприятные последствия, в том числе ущемление чести, достоинства и деловой репутации <1>.
———————————
<1> Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.
Часть 1 ст. 85 КАС и ч. 1 ст. 90 АПК содержат управомочивающие конструкции: в силу их буквального толкования суд может, но не обязан принять обеспечительные меры при наличии необходимых оснований. Аналогично построены нормы ч. 4 ст. 87 КАС и ч. 3 ст. 93 АПК, предусматривающие, что в обеспечении может быть отказано при отсутствии этих необходимых оснований. Вместе с тем в литературе обосновано, что разрешение вопроса о принятии обеспечительных мер не зависит от судебного усмотрения. Принятие обеспечительных мер при наличии необходимых оснований является обязанностью суда, а при отсутствии таковых в обеспечении должно быть отказано <1>.
———————————
<1> См.: Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М.: Волтерс Клувер, 2006.
3. Виды мер предварительной защиты. Меры предварительной защиты можно разделить на две группы:
1) запрещающие меры, которые направлены на ограничение реализации полномочий публичных органов;
2) обязывающие меры, которые предписывают уполномоченным органам совершение необходимых действий, принятие конкретных решений <1>.
———————————
<1> См.: Там же. С. 72 — 143.
Согласно ч. 2 ст. 85 КАС допускается применение судом следующих мер предварительной защиты:
1) приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;
2) запрещение совершать определенные действия;
3) иные меры предварительной защиты по административному иску.
Указанный перечень не является исчерпывающим. Законодатель допускает применение как прямо предусмотренных КАС мер предварительной защиты, так и иных. При этом эти меры должны соответствовать двум основным критериям, закрепленным в ч. 4 ст. 85 КАС:
1) соотносимость применимой меры с заявленным требованием, т.е. наличие между ними непосредственной взаимосвязи;
2) соразмерность применимой меры заявленному требованию.
В качестве примеров «иных мер предварительной защиты», прямо предусмотренных КАС, можно привести следующие:
1) по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации:
— приостановление деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;
— приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;
— наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения;
— запрещение совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации (ч. 2 ст. 263);
2) по делам о взыскании обязательных платежей и санкций — наложение ареста на имущество административного ответчика в размере, не превышающем заявленных требований (ст. 288).
Если по общему правилу перечень допустимых мер предварительной защиты является открытым, то в ряде случаев законодательство содержит определенные ограничения. Так, согласно ст. 211 КАС единственной допустимой мерой предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта является запрет применения данного акта или его отдельных положений в отношении административного истца. Применение иных мер предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.
Действующий АПК в качестве единственной специфической обеспечительной меры, применимой по административным делам, предусматривает приостановление действия оспариваемого акта, решения (ч. 3 ст. 199). Однако с учетом положений ч. 1 ст. 91 АПК арбитражный суд может применять иные необходимые обеспечительные меры. В частности, в практике арбитражных судов в качестве обеспечительной меры по административным делам широко применяется запрет на совершение определенных действий <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2015 г. N Ф10-2278/2015 по делу N А83-57/2015(А83-744/2015) «».
В качестве мер предварительной защиты судом могут быть приняты только те конкретные меры, о которых ходатайствовал административный истец. Возможность самостоятельно выбирать вид обеспечительной меры у суда отсутствует.
4. Форма и содержание заявления о применении мер предварительной защиты, порядок подачи. Согласно ч. 2 ст. 86 КАС в заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);
3) предмет административного иска;
4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;
5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;
6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 92 АПК.
Заявление о применении мер предварительной защиты может быть подано в суд:
— одновременно с административным исковым заявлением;
— до рассмотрения административного дела по существу;
— до вступления решения в законную силу.
В данном случае речь идет о возможности подачи соответствующего заявления в рамках рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Кроме того, КАС прямо указывает на возможность изложения просьбы о применении мер предварительной защиты непосредственно в тексте административного искового заявления. В этом случае такая просьба излагается в форме ходатайства. При этом в ходатайстве должны быть указаны причины обращения с подобной просьбой и ее обоснование, а также конкретная мера предварительной защиты, которую лицо просит применить (п. 4 ч. 2 ст. 86 КАС).
Правовое регулирование данного вопроса применительно к арбитражным судам содержится в ст. 92 АПК и в целом основывается на аналогичных правилах. Однако в арбитражном процессе возможность подачи заявления о применении обеспечительных мер ограничена моментом принятия судебного решения судом первой инстанции.
5. Процессуальный порядок рассмотрения судом заявления о применении мер предварительной защиты. Заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения заявления — один рабочий день. Согласно ч. 3 ст. 87 КАС заявление рассматривается не позднее следующего рабочего дня после дня поступления его в суд.
Согласно ч. 1 ст. 93 АПК арбитражный суд рассматривает заявление об обеспечении иска не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд.
В теории цивилистического процесса дискуссионным является вопрос о сроке рассмотрения ходатайства об обеспечении иска, если оно изложено в исковом заявлении. В судебной практике выработалась устойчивая позиция, в соответствии с которой срок необходимо исчислять с момента возбуждения гражданского дела. В частности, в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ заявление об обеспечении иска не рассматривается, если у суда имеются основания для возвращения искового заявления или оставления его без движения <1>.
———————————
<1> Пункты 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» // Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.
Данный подход нашел свое законодательное закрепление в ч. 6 ст. 87 КАС: «Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда».
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.
Данное определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы, что не приостанавливает его исполнение (ст. 90 КАС, ч. 7 ст. 93 АПК).
6. Отмена и замена мер предварительной защиты: основания и процессуальный порядок. Меры предварительной защиты могут быть отменены судом как по собственной инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле.
Поскольку рассмотрение вопроса об отмене или о замене мер предварительной защиты не требует такой срочности, как разрешение вопроса о принятии этих мер, заявление об отмене или о замене мер предварительной защиты рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса по существу.
По результатам рассмотрения данного вопроса судом выносится определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы. В случае подачи жалобы суд приостанавливает действие определения.
По общему правилу в случае отказа в удовлетворении административного иска действие мер предварительной защиты сохраняется вплоть до вступления решения суда в законную силу. Однако суд своим определением может отменить указанные меры. Если же административный иск был удовлетворен судом, меры предварительной защиты продолжают действовать до исполнения решения суда.

Арбитражный суд Республики Бурятия

Дата: 27.12.2012

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица, может принять обеспечительные меры, то есть срочные временные меры, направленные на обеспечение иска (меры обеспечения иска), обеспечение имущественных интересов заявителя (предварительные обеспечительные меры) или обеспечение исполнения судебных актов (меры обеспечения исполнения судебных актов).

Арбитражные суды применяют обеспечительные меры в порядке, предусмотренном главой 8 АПК РФ, при рассмотрении подведомственных им дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 «О применении судами обеспечительных мер», при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.

Меры по обеспечению могут быть приняты лишь при наличии достоверных данных об обстоятельствах, которые могут затруднить либо сделать невозможным исполнение судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в том числе в период приостановления производства по делу. В этот период лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством о совершении иных процессуальных действий, предусмотренных главой 8 АПК РФ, в том числе отмене обеспечительных мер, замене одной обеспечительной меры другой, истребовании встречного обеспечения.

Обеспечительные меры арбитражным судом принимаются, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Поэтому обеспечительные меры не могут быть приняты судом в отсутствие доказательств, подтверждающих возможность затруднения исполнения судебного акта или причинения значительного ущерба заявителю в случае непринятия обеспечительных мер. Вместе с тем и при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю, суд должен оценить соразмерность и связь заявленной обеспечительной меры с материально-правовыми требованиями и, установив, что заявленная обеспечительная мера несоразмерна материально-правовым требованиям или не связана с ними, должен отказать в принятии такой обеспечительной меры полностью или частично.

Суд принимает обеспечительные меры только в том случае, если установит, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю, а заявленная обеспечительная мера связана с материально-правовыми требованиями и соразмерна им.

Обеспечительные меры могут быть приняты судом не только в гражданском судопроизводстве, но и при рассмотрении судом споров, возникших из публичных правоотношений, что соответствует ГПК РФ и АПК РФ, поэтому в принятии обеспечительных мер не может быть отказано только по тому основанию, что спор рассматривается судом в порядке административного судопроизводства или касается внесения обязательных платежей в федеральный бюджет и бюджеты иного уровня.

По своей правовой природе обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер и сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ч. ч. 4 и 5 ст. 96 АПК РФ).

Следовательно, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.

Информационным письмом Президиума ВАС РФ в от 13 августа 2004 г. № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» арбитражным судам рекомендовано при рассмотрении заявленных в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ ходатайств о приостановлении действия оспариваемого акта, решения руководствоваться следующими положениями.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 24 Кодекса (ч. 1 ст. 197 Кодекса).

Главой 24 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения гл. 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.

С учетом содержания части 2 статьи 90 АПК РФ в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя.

Не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (ч. 1 ст. 69 Кодекса).

Понятие «ущерб», использованное в части 2 статьи 90 АПК РФ, охватывает как ущерб, определяемый по правилам статьи 15 ГК РФ, так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации.

Необходимо иметь в виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.

При вынесении определения о приостановлении действия оспариваемого акта, решения в порядке части 3 статьи 199 Кодекса необходимо обращать внимание на то, чтобы такое определение не приводило к фактической отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого ненормативного правового акта, решения, в частности, ареста имущества заявителя.

В том случае, если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.

Арбитражные суды при рассмотрении заявленных в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ ходатайств о приостановлении действия оспариваемых ненормативных актов, решений в основном следуют рекомендациям, содержащимся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 83. Вместе с тем, в судебно-арбитражной практике сформулированы определенные правовые позиции по вопросам применения арбитражными судами обеспечительных мер, которые отсутствуют в вышеупомянутом информационном письме, а также правовые позиции, не соответствующие приведенным в нем рекомендациям.

Основаниями, руководствуясь которыми арбитражные суды кассационной инстанции приходили к выводу о законности удовлетворения нижестоящими инстанциями ходатайств налогоплательщиков о приостановлении действия оспариваемых ненормативных актов налоговых органов, как правило, являлись конкретные обстоятельства, связанные с бесспорным порядком взыскания налоговым органом с налогоплательщика недоимки по налогам и пени, а также с непредставлением налоговым органом доказательств в обоснование своей позиции при рассмотрении кассационной инстанцией вопроса о законности применения обеспечительных мер.

Так, налогоплательщиком было заявлено требование о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога, пени и штрафа. Одновременно налогоплательщиком заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления взыскания по оспариваемому решению налогового органа, которое удовлетворено определением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции. Налоговый орган заявил встречный иск о взыскании штрафа, а также обжаловал в кассационную инстанцию судебные акты о применении обеспечительных мер. Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставляя без изменения обжалуемые судебные акты о применении обеспечительных мер, кассационная инстанция отметила, что в случае незаконности решения налогового органа и его исполнения до принятия судом решения по данному спору законные права и интересы налогоплательщика, в том числе право частной собственности, могут быть нарушены, что может причинить значительный ущерб налогоплательщику.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Обжалование в судебном порядке ненормативного акта налогового органа свидетельствует о несогласии лица, в отношении которого вынесен данный акт, с применением имущественных санкций, начислением дополнительных сумм налогов и пени к уплате в бюджет. Налоги и пени могут быть списаны налоговым органом в бесспорном порядке. Порядок бесспорного взыскания предусматривает как взыскание с расчетного счета в банке, так и обращение взыскания на имущество должника.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 от 12 октября 2006 года «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при обжаловании решений налоговых органов или территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании штрафов, а также решений иных административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд приостанавливает исполнение оспариваемого решения до вынесения судебного акта.

Например, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Бурятия о признании частично недействительным решения налогового органа.

Одновременно с подачей заявления Обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения в оспариваемой части.

В обосновании ходатайства о принятии обеспечительных мер заявитель указал, что исполнение решения повлечет причинение значительного материального ущерба заявителю и окажет отрицательное влияние на его хозяйственную деятельность.

Также указал, что возврат излишне взысканного налога будет производиться в порядке п.2, п.5 ст. 79 НК РФ, которая предусматривает десятидневный срок для принятия решения по возврату и месячный срок для осуществления возврата налоговым органом, что существенно затруднит исполнение решения суда, если оно будет принято в пользу Общества.

Удовлетворяя ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения в части взыскания штрафных санкций по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, суд руководствовался пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 от 12 октября 2006 года «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».

О принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения в части доначисления налога на добавленную стоимость; отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость; начисления пени в удовлетворении ходатайства было отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие возможность причинения материального ущерба, оказания отрицательного влияния на хозяйственную деятельность предприятия в случае непринятия обеспечительных мер.

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц является одним из способов защиты гражданских прав лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В качестве процессуальной гарантии такой защиты законодатель в ч. 3 ст. 199 АПК РФ предусмотрел возможность приостановления действия оспариваемого акта, решения по ходатайству лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего акта недействительным или о признании решения незаконным.

Применение указанной в ч. 3 ст. 199 АПК РФ меры осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда, когда суд наделяется правом (а не обязанностью) решить вопрос об удовлетворении ходатайства заявителя по своему собственному усмотрению. С учетом этого, а также исходя из характера обсуждаемой меры, цели ее применения представляется правомерным рассматривать приостановление действия оспариваемого акта, решения в качестве одной из обеспечительных мер.

Отнесение меры, предусмотренной ч. 3 ст. 199 АПК РФ, к числу обеспечительных не противоречит и ст. 91 Кодекса, согласно которой арбитражный суд может принять не только названные в этой статье меры, но и иные обеспечительные меры.

Мера, закрепленная в ч. 3 ст. 199 АПК РФ, рассматривается в качестве обеспечительной и в Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 №390-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета администрации Красноярского края о проверке конституционности части 3 статьи 199 АПК РФ». В нем говорится, что «обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон». В этой связи в упомянутом Определении указано, что ввиду отсутствия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ положения ч. 3 ст. 199 АПК РФ запрос не может быть принят Конституционным Судом РФ к рассмотрению.

Характеристика данной меры как обеспечительной дает основания говорить о необходимости соблюдения требований главы 8 АПК РФ при ее применении. Учет требований главы 8 тем более обоснован, что настоящая глава относится к числу общих положений (раздел I) Кодекса, применяемых при осуществлении судопроизводства в арбитражных судах.

Необходимость соблюдения требований главы 8 АПК РФ при применении меры, предусмотренной в ч. 3 ст. 199 АПК РФ, означает, что заявитель в ходатайстве о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должен обосновать причину своего обращения. При этом следует иметь в виду установленные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ основания для применения обеспечительных мер.

Представляется, что приостановление действия оспариваемого акта, решения направлено на минимизацию его негативных последствий, в том числе предотвращение возможного причинения значительного ущерба заявителю. Если заявитель не обосновал необходимость приостановления действия оспариваемого акта, решения (исходя из оснований ч. 2 ст. 90 АПК РФ), значит, отсутствуют предпосылки для введения указанной обеспечительной меры.

Обеспечительные меры, в том числе обсуждаемая, применяются арбитражным судом в целях недопущения затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ст. 90 АПК РФ).
Наличие перечисленных оснований устанавливает арбитражный суд при рассмотрении ходатайства о приостановлении действия оспариваемого акта, решения. Если предусмотренные ст. 90 АПК РФ основания для принятия указанной обеспечительной меры отсутствуют, то в силу ч. 3 ст. 93 АПК РФ суд может отказать в обеспечении заявленного требования.

По результатам рассмотрения ходатайства о применении обеспечительных мер выносится определение (ч. 5 ст. 93 АПК РФ). К данному определению применяются требования, предусмотренные ст. 185 АПК РФ, о содержании определения. Поэтому арбитражный суд должен указать в определении, выносимом по результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении действия оспариваемого акта, решения, мотивы, по которым он пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы заявителя и др. (п. 6 ч. 1 ст. 185 АПК РФ).

Таким образом, определение арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения (как и любое другое определение суда) должно быть мотивировано. На это указано в части 3 статьи 15 АПК РФ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что современное гражданское и административное судопроизводство немыслимо без обеспечительных мер, способных оперативно и эффективно защитить права и охраняемые законом интересы лиц, обратившихся за защитой в суд, предотвратить причинение названным лицам убытков.

Источник/ Ижевская Ж.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *