Лоты по 44 ФЗ

ПРАВИЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ: КАКИЕ ТОВАРЫ, РАБОТЫ И УСЛУГИ МОЖНО ВКЛЮЧАТЬ В ОДИН ЛОТ
М. КАНУНЦЕВА
Мария Канунцева, руководитель судебной практики компании «Каменская & партнеры».
Закон о контрактной системе , как и предыдущий Закон о размещении заказов , запрещает при осуществлении закупок действия, которые приводят, в частности, к необоснованному ограничению числа участников торгов. Такое ограничение происходит в случае, когда в состав лотов включаются товары, работы или услуги, технологически и функционально не связанные с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение или оказание которых являются предметом закупки . С учетом различий в подходах судебной и административной практики процесс доказывания этого правонарушения достаточно сложный.
———————————
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции, Закон).
Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
Постановление 9 ААС от 22 апреля 2013 г.
по делу № А40-151759/12-21-1465
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
В то же время, для того чтобы обеспечить конкуренцию и предотвратить злоупотребления со стороны заказчиков в виде составления лотов под определенного участника, установлено требование о формировании лотов исключительно технологически и функционально взаимосвязанными с предметом закупки товарами, работами и услугами.
Представляется, что этот критерий был выбран законодателем как объективный, обеспечивающий баланс между желаниями и удобством заказчика и возможностями участников рынка предложить ту или иную продукцию. Однако, указав на необходимость определения связанности товаров, работ и услуг в лоте, законодатель не раскрыл термин «функциональная и технологическая взаимосвязь». В результате содержание этого понятия было определено практикой антимонопольных органов и судов.
Наиболее часто жалобы от участников закупок поступают в случаях, когда:
— лот укрупнен по одному виду товара, работы или услуги;
— он объединяет различные товары, работы или услуги;
— в нем объединены выполнение работ и поставка товаров.
Укрупнение лота одним видом товара, работы или услуги
С необоснованностью такого объединения согласны и антимонопольные органы, и суды.
Так, признаны незаконными действия заказчика, объединившего в один лот 71 земельный участок для продажи. Суды исходили из того, что объединение земельных участков, которые имеют разные площади, расположены в разных частях муниципального района и разных сельских поселениях, не имеют смежных границ, обладают индивидуальными, различными потребительскими свойствами (сенокосы, пастбища, земли для сельскохозяйственного производства), ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками .
———————————
См.: Постановления ФАС ПО от 16 мая 2013 г. по делу N А65-21879/2012, от 7 февраля 2013 г. по делу N А12-5284/2011; 11 ААС от 4 июня 2014 г. по делу N А65-27021/2013.
Часто незаконность подобного объединения объясняют также тем, что укрупнение лота ведет к повышению размера обеспечения, а следовательно, влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не способных выполнить требование об обеспечении заявки, исполнении контрактов. По этому основанию было признано незаконным включение в один лот выполнения работ по содержанию автомобильных дорог г. Красноярска по 1382 адресам, т.е. всей дорожной сети г. Красноярска , а также объединение в один лот услуг для обеспечения государственных нужд (надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста), оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга .
———————————
См.: решение АС г. Москвы от 13 марта 2014 г. по делу № А40-188579/2013.
См.: Постановление ФАС УО от 25 сентября 2012 г. по делу № А50-25886/2011.
Объединение в лоте различных товаров, работ или услуг
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. А именно следующими критериями:
— необходимость в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки ;
———————————
См.: Постановления 9 ААС от 22 апреля 2013 г. по делу N А40-151759/12-21-1465; ФАС МО от 17 сентября 2013 г. по делу N А40-160041/12.
— направленность на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования ;
———————————
См.: Постановление ФАС УО от 4 июля 2013 г. по делу № А07-16385/2012.
— товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки ;
———————————
См.: Определение ВАС РФ от 31 октября 2012 г. № ВАС-13676/12 по делу № А19-18645/2011; Постановления ФАС ВСО от 23 августа 2013 г. по делу N А74-5766/2012, от 10 июля 2012 г. по делу N А19-18645/2011.
— между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата .
———————————
См.: Постановления ФАС ВВО от 1 июля 2013 г. по делу N А79-10227/2012, от 17 января 2013 г. по делу N А31-5044/2011; ФАС ЗСО от 6 ноября 2012 г. по делу N А46-12224/2011, от 11 октября 2012 г. по делу N А46-12832/2011; ФАС МО от 9 апреля 2013 г. по делу N А40-68669/12-120-649; ФАС ПО от 3 июля 2014 г. по делу N А57-15998/2013.
Если соответствия этим критериям не установлено, товары признаются автономными, технологически и функционально не связанными между собой.
При отсутствии общей цели было признано незаконным объединение в один лот:
— электрокардиографа, аппаратного обеспечения центра распечатки электрокардиограмм (программное обеспечение, персональный компьютер, монитор, принтер), бумаги ;
———————————
См.: Постановление ФАС УО от 13 мая 2013 г. по делу № А76-4288/2012.
— мебели для школьных учреждений, оборудования для оснащения пищеблока, инвентаря для спортзала; оборудования и инвентаря для медицинского кабинета; мебели и инвентаря для школьных кабинетов; оборудования для гаража; противопожарного инвентаря; оборудования для швейной мастерской; компьютерного оборудования ;
———————————
См.: Постановление ФАС ВСО от 12 августа 2013 г. по делу № А58-6537/2012; решение УФАС по Чувашской Республике от 19 мая 2014 г. по делу № 06-04/3763.
— услуг, требующих разных лицензий .
———————————
См.: решения АС г. Москвы от 6 августа 2012 г. по делу № А40-66086/12; УФАС по Санкт-Петербургу от 25 июня 2014 г. по делу № К03-31/14.
Часто, доказывая наличие или отсутствие функциональной связи, ссылаются на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг ОК 004-93 и Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков , имея в виду, что формирование лотов товарами из одной группы означает их взаимосвязь и наоборот. Так, включение в один лот поставки предметов трикотажной и текстильной галантереи, производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий кожгалантереи, шорно-седельных изделий, поскольку относится к различным классам и группам продукции, признано незаконным . В другом деле суды установили, что в лоте объединены приборы одной классификационной группы и такое объединение законно .
———————————
Утв. Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273.
См.: Постановление ФАС МО от 2 февраля 2012 г. по делу № А40-22290/11-92-168.
См.: Постановление ФАС МО от 9 апреля 2013 г. по делу № А40-68669/12-120-649.
Президиум ВАС РФ указал на то, что обоснование наличия или отсутствия технологической и функциональной взаимосвязи неодноименностью, неоднородностью и невзаимозаменяемостью товаров со ссылками на Номенклатуру, ОКВЭД является неверным. При этом высшая судебная инстанция отметила, что указанные нормативно-правовые акты имеют иные цели правового регулирования, нежели Закон о защите конкуренции, а отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствия технической и функциональной связанности, приведенной в ст. 17 Закона, свидетельствуя лишь о неоднородности работ .
———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 29 января 2013 г. № 11604/12.
В лоте объединены выполнение работ и поставка товаров
Интерес как с точки зрения доказывания, так и в связи с наличием разногласий между антимонопольными органами и судами представляет случай объединения в один лот проектных и строительных работ.
Позицию антимонопольных органов по этому вопросу обозначил М.Я. Евраев , возглавлявший в 2007 — 2012 гг. Управление ФАС России по контролю за размещением государственного заказа. Объединять в один лот строительство и проектирование нельзя, так как в результате происходит автоматическое сокращение количества участников закупки: во-первых, проектировщики, как правило, не занимаются непосредственно строительными работами и, наоборот, строительные организации часто не имеют проектных подразделений, а во-вторых, если отсутствует проектно-сметная документация, сложно выставить к конечному результату соответствующие требования по параметрам и характеристикам.
———————————
Евраев М.Я. Спорные вопросы размещения госзаказа в сфере строительства // Руководитель строительной организации. 2011. № 5. С. 64 — 67.
С таким подходом согласны некоторые суды , но встречается и противоположная позиция, когда возможность объединения проектных и строительных работ обосновывается тем, что заказ размещен на строительство «под ключ» .
———————————
См.: Постановления 9 ААС от 10 мая 2012 г. по делу N А40-116388/11-120-988; ФАС ДВО от 20 января 2010 г. по делу N А59-1938/2009.
См.: Постановления ФАС ВСО от 13 сентября 2012 г. по делу N А19-21519/2011; ФАС ДВО от 13 февраля 2012 г. по делу N А51-9058/2011.
При строительстве «под ключ» также довольно часто возникают ситуации, по которым позиции антимонопольных органов и судов, как и в первом случае, не совпадают, — соединение в одном лоте строительных работ и поставки каких-либо товаров и оборудования.
Позиция ФАС России по этому вопросу выражена в письме от 23 мая 2011 г. № ИА/19713: заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства, т.е. оборудования, поставка и впоследствии установка которого невозможны без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, по мнению антимонопольной службы, приведет к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа. И хотя данное письмо было признано недействующим , оно отражает логику антимонопольных органов: оборудование, связанное со строительными работами, может быть включено в один лот с такими работами, иное — нет.
———————————
См.: решение ВАС РФ от 29 марта 2012 г. № ВАС-16112/11.
Однако практика судов пошла по пути возможного включения в один лот всего, что охватывается понятием «под ключ». В подобных случаях суды указывают на правовую регламентацию организации строительства, а именно на п. 1.2 Положения об организации строительства объектов «под ключ» , в котором оно определяется как осуществление единого непрерывного комплексного процесса создания готовой строительной продукции. Кроме того, указывается на п. 2 Приложения к названному Положению, где сказано, что в договорную цену при таком строительстве включается помимо прочего стоимость оборудования, мебели, инвентаря. А согласно п. 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ в сметную стоимость может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и проч.
———————————
Утв. Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10 ноября 1989 г. № 147.
Утв. Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1.
Исходя из приведенного правового регулирования, суды делают вывод о наличии связи между работами по строительству, с одной стороны, и следующими явлениями — с другой:
— услугами по приобретению (изготовлению) оборудования для прачечной, спортзала, медицинского кабинета, музыкального зала, игровой зоны, мебели, компьютеров и инвентаря с учетом единой цели торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) — приведением здания в состояние, пригодное для эксплуатации ;
———————————
См.: Постановления ФАС ВСО от 22 июля 2011 г. по делу N А33-16642/2010; ФАС УО от 24 июня 2014 г. по делу N А60-38312/2013; ФАС ВСО от 22 марта 2012 г. по делу N А33-4323/2011.
— поставками оборудования, изделий, мебели и деятельностью по обработке сведений, содержащихся в базах хранения персональных данных учащихся и работников учреждения, на что требуется специальная лицензия ;
———————————
См.: Постановление ФАС СЗО от 9 июня 2012 г. по делу № А05-7536/2011.
— работами, для осуществления которых необходимо дополнительное свидетельство .
———————————
См.: Определение ВАС РФ от 23 января 2013 г. № ВАС-18122/12; Постановление ФАС УО от 19 декабря 2013 г. по делу № А76-4588/2013.
Если суд не устанавливает оснований для отнесения заказываемых работ к строительству «под ключ», то примерно такие же лоты будут признаваться нарушающими конкуренцию и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Так, признаны правомерными выводы Комиссии ФАС России о том, что объединение в один лот товаров (оборудования, необходимого для приготовления пищи, игрового, грузоподъемного оборудования), технологически и функционально не связанных с работами (строительно-монтажными, пусконаладочными), выполнение которых является предметом аукциона, влечет ограничение количества участников размещения заказа .
———————————
См.: Постановления ФАС МО от 12 апреля 2013 г. по делу N А40-64655/12-121-609, от 24 января 2012 г. по делу N А40-16206/11.
В другом деле суд пришел к выводу, что документация об аукционе в части формирования лота не соответствует законодательному определению «под ключ». При этом он указал, что не могут быть объединены в один лот общестроительные работы, работы по проектированию, монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений , не могут быть объединены капитальный ремонт здания и поставка офисной мебели и техники как функционально несвязанные, а поскольку контрактом не предусмотрена первая стадия работ — проектирование, к капитальному ремонту и поставке нельзя применить понятие «комплекс работ, выполняемых «под ключ» .
———————————
См.: Постановление ФАС СКО от 4 сентября 2012 г. по делу № А53-629/2012.
См.: Постановление ФАС СЗО от 16 августа 2011 г. по делу № А26-11058/2010.
***
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений. С учетом этого подхода суды делают вывод, что закрепление в документации о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к торгам, и в большинстве случаев поддерживают заказчиков, а не участников.
———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 11017/10 по делу № А06-6611/2009.
Канунцева М. Правила объединения: какие товары, работы и услуги можно включать в один лот // Конкуренция и право. 2014. № 5. С. 31 — 35.

Разъяснения ФАС России от 07.09.2010 <Ответы на вопросы по применению Федерального закона «О защите конкуренции»>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РАЗЪЯСНЕНИЯ от 7 сентября 2010 года 26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Этот закон объединил два ранее действовавших закона — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в Законе о защите конкуренции не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее. В конце августа 2009 года вступили изменения, внесенные в антимонопольное законодательство в рамках «второго антимонопольного пакета».

  • Статья 9. Группа лиц
  • Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций
  • Статья 17.1 Об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
    • Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
      • 1. Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе договоров субаренды и перенайма
      • 2. Дача собственником государственного или муниципального имущества согласия (задания) на заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного (принадлежащего) государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
      • 3. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, с образовательными учреждениями
      • 4. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом с медицинскими учреждениями частной системы здравоохранения и аптечными учреждениями
      • 5. Предоставление прав владения и (или) пользования частью или частями помещения, здания, строения или сооружения без проведения торгов
      • 6. Предоставление прав владения и (или) пользования на сети инженерно-технического обеспечения
      • 7. Предоставление государственного или муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней
      • 8. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства
      • 9. Передача государственного и (или) муниципального имущества во владение и (или) пользование физическим лицам и некоммерческим организациям
      • 10. Применение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к сделкам по приватизации государственного и муниципального имущества
      • 11. Заключение на новый срок договоров, заключенных до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
      • 12. Реализация преимущественного права арендатора на заключение договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок, предусмотренного статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации
      • 13. Порядок проведения торгов на право заключения договоров
        • 13.1. Выбор формы торгов
        • 13.2. Размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров
        • 13.3. Заключение договора с единственным участником торгов
        • 13.4. Условие об оплате задатка
        • 13.5. Сроки организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества
        • 13.6. Срок подписания договора, заключенного по результатам торгов
        • 13.7. Определение начальной (минимальной) цены лота
      • 14. Заключение договора аренды с субарендатором
  • Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
  • Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
  • Статья 30. Сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган
  • Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
  • Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
  • Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
  • Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Открыть полный текст документа

Как формировать лоты в торгах по 44-ФЗ

Что такое «лот»

В рамках 44-ФЗ это понятие включает с себя отдельный набор закупаемых объектов со своей начальной ценой и ее обоснованием, сроками поставки и другими существенными условиями договора. Основной критерий для объединения элементов — взаимосвязь технологических и функциональных характеристик продукции.

Нарушение вышеуказанного правила влечет за собой неоправданное ограничение конкуренции, что противоречит принципам контрактной системы и 135-ФЗ.

Важно отметить, что закупки делят на лоты в электронном аукционе по 44 ФЗ закрытого типа и в конкурсах.

Проведение таких процедур очень похоже на обычные торги, с той лишь разницей, что здесь решения о признании закупки несостоявшейся, о продлении сроков подачи и рассмотрения заявок выносят по каждому лоту. Причем другие подобные группы остаются неизменными. Для них можно подать отдельную заявку и заключить контракт.

Формирование лотов по 44 ФЗ

Главная сложность здесь состоит в совмещении внутри одной группы разной продукции, работ (услуг). Дело в том, что в законе нет конкретных норм для выявления таких корреляций. Отсюда неоднозначная практика судов и ФАС по разрешению похожих споров между заказчиками и поставщиками. Итоги зависят от конкретной ситуации.

Однако, наиболее часто поводом для рассмотрения в антимонопольной службе становится слияние следующих объектов:

  1. Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
  2. Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
  3. Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
  4. Комплекс работ при строительстве объекта «под ключ».
  5. Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.

Следует отметить, что для многолотовых процедур, проводимых по 223-ФЗ, действуют все вышеуказанные нормы. Заказчики также при формировании групп обязаны соблюдать все нормы и правила, дабы не ограничивать конкуренцию.

Пример многолотовой процедуры

При просмотре тендеров на официальном сайте Единой информационной системы информация о количестве групп изначально будет видна в краткой карточке процедуры.

При ее открытии, помимо прочих, сверху будет раздел, содержащий сведения и места поставки.

Для каждой группы доступно подробное описание в отдельной карточке.

Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические, инженерно-геодезические изыскания и разработку проектной документации (выполнение перечисленных работ предполагается осуществлять для целей капитального строительства крупных объектов (спортивный зал, офис врачей общей практики))?

1 апреля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Объединение в рамках одного лота указанных работ само по себе не противоречит законодательству. Однако если соответствующие работы технологически и функционально не взаимосвязаны, такое объединение может быть квалифицировано как ограничивающее конкуренцию. При наличии подобных оснований заказчику целесообразно осуществить закупку данных видов работ по отдельности.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители уполномоченных государственных органов (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и судьи (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
Однако свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом (о чем свидетельствует, в том числе, судебная практика, приведенная в данном ответе). В связи с этим необходимо учитывать, что понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законом не определено*(1). Целесообразность одновременной закупки разных товаров работ, услуг, очевидно, является категорией оценочной.
В Определении ВАС РФ от 03.02.2014 N ВАС-481/14 указано, что заказчик вправе самостоятельно определять потребности, устанавливая в документации определенные составляющие виды работ, необходимые для достижения поставленных целей при размещении заказа. Объединение в один лот различных работ не может являться доказательством нарушения ст. 17 Закона N 135-ФЗ, если такое объединение продиктовано целями размещения заказа в конкретном случае. При этом, представляется, само по себе единство цели закупки тех или иных объектов не означает наличие между этими объектами технологической или функциональной взаимосвязи (например, услуга по уборке офисных помещений и поставка канцелярских принадлежностей преследуют одну цель — обеспечение возможности надлежащего функционирования служащих, при этом очевидно, что функциональная и технологическая связь между этими объектами отсутствует)*(2).
В Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (п. 1 ст. 2 этого Закона), деятельность по созданию проектной (технической) документации отнесена к одному из видов договора подряда (глава 37 ГК РФ), — подряду на выполнение проектных и изыскательских работ (параграф 4 главы 37 ГК РФ, п. 2 ст. 702 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что из ст. 431 ГК РФ, ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что договор квалифицируется, то есть относится к тому или иному виду договоров, исходя из его содержания, существа регулируемых им отношений, а не исходя из названия или употребленной в нем терминологии. На возможность объединения в предмете договора на подготовку проектной документации задания на выполнение инженерных изысканий указывает и норма ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ, уточняя при этом, что в таком случае физическое или юридическое лицо (подрядчик) осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Результатом выполнения таких работ является готовая проектно-сметная документация.
Судебная практика подтверждает правомерность объединения в одном предмете закупки проектных работ и инженерных изысканий (постановление Пятнадцатого ААС от 24.03.2017 N 15АП-20357/16, оставленное без изменений Постановлением АС Северо-Кавказского округа от 04.07.2017 N Ф08-4223/17, Определение ВС РФ от 22.03.2018 N 309-КГ18-1253). В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 24.03.2016 N Ф08-1376/16 указано, что с учетом функциональной и технологической взаимосвязи данных видов работ их объединение направлено на эффективное расходование бюджетных средств, поскольку разделение данных работ на две закупки увеличивает срок проектных работ и приводит к ситуации, когда на стадии разработки проектной документации могут быть выявлены недостатки, в частности в результатах инженерных изысканий, которые должен устранять подрядчик, выполнивший эти работы (который может возражать против самого факта выполнения работы с недостатками, так и их характера, а также уклоняться от их устранения, что значительно затягивает процесс устранения недостатков, влияет на качество работ). При таких обстоятельствах суд подтвердил правильность вывода суда предыдущей инстанции, что условия конкурсной документации не нарушают требования закона и направлены на эффективное расходование бюджетных средств.
Таким образом, как видно из приведенной выше судебной практики, объединение в одном предмете (одном лоте) закупки выполнения работ по инженерно-геологическим, инженерно-геодезическим изысканиям и разработке проектной документации принципиально допустимо. В то же время при таком формировании предмета закупки нельзя исключить претензии со стороны проверяющих органов.
Возможно, Вам также будет полезен материал: Вопрос: Заказчику необходимо в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провести аукцион на право заключения договора подряда на выполнение проектных работ и инженерных изысканий. Для выполнения указанных работ необходимо членство в саморегулируемой организации (СРО). Необходимо ли предъявлять требование о членстве в СРО как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.).

К сведению:
В других документах судебной практики признается правомерным объединение в один предмет закупки (один лот), в том числе таких объектов, как выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования, мебели (постановление Шестого ААС от 06.06.2018 N 06АП-2218/18, оставленное без изменения Постановлениями АС Дальневосточного округа от 23.08.2018 N Ф03-3278/18, Тринадцатого ААС от 07.06.2016 N 13АП-7267/16), технологических и функционально не связанных работ по проектированию реконструкции автомобильных дорог, территориально расположенных в различных муниципальных районах области, влекущим за собой ограничение количества участников закупки (постановление АС Уральского округа от 14.12.2017 по делу N А76-26708/2016, оставленное без изменения Определением ВС РФ от 12.04.2018 N 309-КГ18-2670), работ по подготовке проектно-сметной документации и работ по строительству (постановление Восьмого ААС от 14.11.2016 N 08АП-12440/16, оставленное без изменения постановлением АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2017 по тому же делу, смотрите также Определение ВС РФ от 20.07.2017 N 304-КГ17-6317). Документы судебной практики косвенно свидетельствуют о возможности включения в предмет одного контракта комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство объекта с проведением инженерно-геологических, инженерно-геодезических инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий и получением положительного заключения государственной экспертизы (смотрите, в частности, постановления Третьего ААС от 02.10.2018 N 03АП-4407/18, АС Северо-Западного округа от 03.12.2018 N Ф07-13815/18, АС Восточно-Сибирского округа от 26.03.2018 N Ф02-633/18.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

15 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Представляется, что понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг определено быть не может, поскольку относится это понятие в значительной степени к техническим и оценочным категориям. При том, что какие-то общие принципы, критерии, позволяющие установить отсутствие/наличие функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами, могут быть сформулированы, в настоящее время отсутствуют как официальные разъяснения, где формулировались бы какие-либо единые универсальные критерии такой взаимосвязи, так и единообразный подход к разрешению этого вопроса в правоприменительной практике. На наш взгляд, единственным относительно объективным критерием технологической и функциональной взаимосвязи товаров (работ, услуг) может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание одних услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки другого товара (выполнения работ, оказания услуг).
*(2) В связи с этим следует учитывать также такие обстоятельства, как требования законодательства о наличии лицензий, допусков СРО для выполнения разных видов работ (п.п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ). Однако сама по себе необходимость наличия лицензии на поставку одних товаров, выполнение одних работ или оказание одних услуг при отсутствии такой необходимости либо наличия иных лицензий в отношении других товаров, работ, услуг само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством существования функциональной и (или) технологической связи, правомерности или неправомерности включения в один лот данных товаров, работ, услуг (смотрите, постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11604/12, постановление Восьмого ААС от 21.07.2014 N 08АП-4186/14). Однако, полагаем, данный момент может учитываться при оценке практической возможности одновременного выполнения всех перечисленных работ одним и тем же лицом и целесообразности их приобретения в рамках одного контракта.

Что такое лот? Значение, особенности и виды

Сегодня мы разберем слово, которое вы наверняка слышали, встречали в литературе и периодике. Однако многие из нас достаточно призрачно представляют его определение. Поэтому самое время узнать, что такое лот. А также его разновидности, прочие значения и иную интересную информацию.

Что такое лот?

В общем смысле лотом называется любая единица приобретения-продажи на торгах, проводимых на биржах или аукционах. Ее размер — это заранее определенный в натуральном выражении объем товара.

Что такое лот? Им может быть как один предмет, так и совокупность однородных товаров, наборов. У каждого из лотов на торгах обязательно будет свой порядковый номер, а также аукционная цена (она устанавливается уже в продолжение торга).

Представим также определения лота из разных словарей:

  • Минимальное число товарной продукции, которая единовременно выставляется на торгах как один объект сделки.
  • Величина сделки купли-продажи на бирже.
  • Стандартная рыночная заявка на приобретение или продажу объекта в ходе аукционных или биржевых торгов.
  • Партия продукции, представляемая к продаже под определенным номером.
  • Один приз или группа предметов, представленных при проведении лотерей, викторин, конкурсов.
  • Так может называться и стандартная как по качеству, так и по количеству партия товара.
  • Один торговый контракт на бирже.
  • Самое наименьшее допустимое число единиц в заявке на торгах. Его определяет Спецификация биржевого товара.
  • Многим интересно, что такое лот на рынке «Форекс». Здесь им называется минимальный объем валюты, который может быть представлен на торгах. Или же объем сделки в числовом выражении.

Стандартный лот

Что такое стандартный лот? Это минимальное количество товара в одном контракте. Так может называться еще и единица торговли на бирже ценных бумаг. Так, например, на Нью-Йоркской стандартным лотом является партия в 100 акций. В исключительных случаях это может быть 10 ценных бумаг.

Когда мы перейдем к облигациям, то тут стандартным лотом станет 1000 $ от первоначальной суммы. Если за пример взять операции с правами на подписку, то единицей (стандартным лотом) будет 100 таких прав.

Виды лотов

Когда мы обратимся к фондовой бирже, перед нами появится несколько разновидностей лотов. Кратко представим их:

  • Круглый (полный) — это комплект, состоящий из круглого количества акций или иных ценных бумаг. Например, 10, 100, 500, 1000.
  • Нестандартный (неполный, некруглый) — количество ценных бумаг в пакете не равно круглому числу.
  • Фасованный — определяется числом ценных бумаг в зависимости от номинала последних.
  • Нефасованный — дробный лот акций. Он устанавливается, опираясь на минимальное количество ценных бумаг конкретного номинала, которые входят в лот.

Лоты и «Форекс»

Отметим, что лот «Форекс» используется исключительно на это этой бирже. При продаже валюты банками объем таких единиц может варьироваться.

Многим начинающим «Форекс»-трейдерам интересно, как сделать расчет лота. Приступая к этой операции, важно обратить внимание на следующее:

  • Рекомендуемый риск на сделку не может оказаться более 3 % на весь размер депозита. Также он всегда должен быть фиксированным. Если депозит — 100 долларов, то риск оценивается в 3 доллара (3 %).
  • Отношение между Take Profit и Stop Loss — 2/1. Оно может быть и большим, но вот уменьшать его не рекомендуется.
  • Обязательно определите стоимость минимального изменения цены. Отметим, что она касаемо одного пункта в подавляющем числе случаев приближена к 1 $.

Валютные биржи

Также актуальны лоты и на валютных торгах. Функционируют последние по общим правилам биржевой классической торговли. Котировки валюты зависят тут от ее покупательной способности. Последняя определяется экономическим положением в государстве-эмитенте.

Задача валютной биржи — мобилизация валютных свободных ресурсов, перераспределение их между экономическими отраслями, что помогает установить их рыночный курс.

Ведется торговля по рыночным парам: «доллар-фунт», «йена-евро», «доллар-евро» и проч. В течение дня множество факторов влияют на соотношение их цены. Задача трейдера (инвестора, который получил аккредитацию на валютной бирже) — максимально выгодно такую пару использовать: подешевле купить и подороже продать.

Фондовые биржи

На аукционах ценных бумаг акции продаются по большей части лотами. Делается это оттого, что их цена сравнительно невысока — порой доходит и до нескольких копеек. Размер лота тут зависит от двух величин — ликвидность и стоимость ценной бумаги. Здесь соблюдается закономерность. Чем выше ликвидность, тем крупнее размер лота. Чем больше стоимость ценной бумаги, тем меньше количество единиц внутри лота.

Отметим, что произвольное число акций на фондовой бирже у вас продать не получится. Торговля — только партиями, которые кратны наименьшей величине (лоту). Отсюда лотом и называется минимальное число акций, облигаций или иных бумаг, которые могут быть проданы/куплены на торгах.

Товарные биржи

Исходя из названия, на товарной бирже осуществляются сделки по купле-продажи физических вещей. Под номером лота тут может оказаться с/х или промышленная продукция, сырье, потребительские товары, энергетические ресурсы и проч. Данные предметы должны подходить под ряд универсальных характеристик, а также пользоваться широким спросом, производиться в больших объемах.

Здесь лот — это наименьшее количество товара, которое может быть продано или приобретено. Цена на него не может быть фиксированной. Она постоянно колеблется в зависимости от баланса спроса и предложения.

Другие значения слова

Давайте посмотрим, что такое лот еще. У термина немало иных определений:

  • Одна из единиц измерения массы. Обозначает долю благородных металлов в сплаве.
  • Русская старинная мера веса, которая была актуальна до введения метрической системы. Равнялась 3 золотникам. В современном варианте это примерно 12,8 г.
  • Наименьшее количество валюты, которое банк имеет право выставить на бирже.
  • Простейший прибор, которым измеряется глубина водоема прямо с борта судна. Выглядит как металлический груз, который подвешивают на тросе или веревке.

Лот — это и имя собственное:

  • Племянник Авраама, один из библейских персонажей.
  • Король Оркнейских островов («Легенды о короле Артуре»).
  • Авиакомпания Польши.
  • Российский кинофильм, вышедший в 2011 году.
  • Некоторые французские топонимы (река, департаменты).
  • Весьма популярная фамилия во Франции.

ЛОТ — еще и аббревиатура:

  • Ленинградское областное телевидение.
  • Луганская областная телекомпания.

Лот в самом широком представлении — это единица на торгах валютной, фондовой, товарной биржи, на рынке «Форекс». Однако при этом слово имеет и массу иных значений, в т. ч. может быть топонимом, именем собственным или даже аббревиатурой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *