Лица совершившие административные правонарушения перед законом

Статья 1.4 КоАП РФ. Принцип равенства перед законом

Новая редакция Ст. 1.4 КоАП РФ

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 1.4 КоАП РФ

1. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различны по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования за административные правонарушения. Существует единая для всех лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все лица, в отношении которых, ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

2. Существуют особенности в процедуре привлечения к административной ответственности лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная должность Российской Федерации — это должность, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

3. Существует особая процедура привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения, она регламентируется дисциплинарными уставами.

Другой комментарий к Ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данный принцип является производным от закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа — «все равны перед законом и судом», имеющего принципиальное значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса прав и свобод человека и гражданина. Одновременно в нем находят обобщенное выражение демократические начала российского законодательства об административных правонарушениях. Важно подчеркнуть, что принцип равенства сторон перед законом отчетливо проявляется на стадии производства по делам об административных правонарушениях (разд.IV КоАП РФ).

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП РФ взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом. Иначе говоря, комментируемый принцип фактически имеет более широкое юридическое значение и выражение, характеризуя не только статус лиц, совершивших административные правонарушения, но и отношения, складывающиеся в процессе правовой оценки их поведения. При этом равенство перед законом всех участников производства по делам об административных правонарушениях создает должный режим законности, необходимый при применении любых мер юридической ответственности, в том числе и предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что принцип равенства перед законом является универсальным, характеризующим процесс применения любых мер государственного принуждения.

Принцип равенства перед законом не был закреплен в КоАП РФ РСФСР, хотя, конечно, он усматривался на основе анализа всей совокупности содержащихся в нем правовых норм, не относящихся к его Особенной части. Следовательно, налицо новелла, в значительной степени демократизирующая новый КоАП РФ.

Новеллой является и то, что принцип равенства перед законом распространяется не только на физические, но и на юридические лица, различные по своим организационным формам, а также по формам собственности, причем не только на стадии привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, но и при применении процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. гл.27 КоАП РФ).

2. Конституция РФ и федеральное законодательство в отдельных случаях предусматривают особые условия привлечения к административной ответственности, равно как и применения мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях для определенной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом (депутаты, судьи, прокуроры, которых КоАП РФ характеризует как должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции). Эти особые условия, не выходящие в целом за рамки принципа равенства перед законом, находят свое выражение не в КоАП РФ, а в иных законодательных актах.

3. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст.19-20) установлено, что привлечение соответствующих лиц к административной ответственности возможно только в судебном порядке, при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания и при условии лишения их неприкосновенности.

В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, Генеральный прокурор РФ обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой. Отказ палаты дать согласие на лишение неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим его прекращение. Соответственно дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

4. Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» и федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрен следующий порядок привлечения судей к административной ответственности за рамками, установленными КоАП РФ, а также без решения вопроса о лишении судей неприкосновенности. Установлено, что их административная ответственность наступает по решению судебных коллегий: в составе трех судей Верховного Суда РФ — в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховных судов субъектов РФ, судов автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, судов субъектов РФ и т.п. Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после получения представления Генерального прокурора РФ.

Задержанный по любому подозрению и принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть установлена в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» содержит следующие положения, относящиеся к порядку привлечения прокуроров к административной ответственности (ст.42). Любая проверка сообщений о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования дела они отстраняются от должности. Не допускается задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и используемого ими транспорта (если иное не предусмотрено федеральным законом).

6. Особые условия привлечения к административной ответственности установлены также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5 КоАП РФ).

Ответственность Президента РФ

Президент РФ не несет политической ответственности за свои действия, он не может быть отозван со своего поста избравшими его гражданами или посредством какой-либо парламентской процедуры даже за самые непопулярные и провальные политические решения. Но законом предусмотрена юридическая ответственность Президента за совершение им тяжких правонарушений.

Здесь необходимо иметь в виду, что Президент РФ в силу особой важности и публичного характера занимаемой должности обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Это означает, что он не может быть привлечен к юридической ответственности до тех нор, пока занимает свой пост. В случае же совершения тяжкого преступления (и только в этом случае) глава государства может быть отрешен от должности по процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ.

Процедура решения вопроса о виновности Президента РФ и его отстранения от должности (часто обозначается термином «импичмент») предусматривает участие обеих палат парламента, а также высших судов государства (Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ). Обвинение главы государства в государственной измене или ином тяжком преступлении выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 от 450 своих депутатов. Палата также обязана сформировать специальную комиссию, задача которой – дать заключение по основаниям обвинения. Обвинение должно быть поддержано не менее 2/3 от 450 депутатов. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Верховный Суд РФ для дачи заключений по существу дела (он определяет наличие в действиях Президента РФ состава преступления). Совет Федерации обязан запросить заключение Конституционного Суда РФ по форме процедуры (определяет, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения). Решение Совета Федерации об отрешении от должности принимается в течение трех месяцев, и также должно быть поддержано 2/3 голосов от общего числа его членов. Если решение Совета Федерации не будет принято в установленный законом срок, обвинение считается отклоненным.

Полномочия Президента РФ

Президент страны, как единоличный глава государства, персонифицирует нацию и имеет непосредственное отношение к церемониальной стороне государственности и власти.

Будучи «лицом» нации, Президент РФ участвует в различных торжественных мероприятиях внутри страны и за ее пределами, контактирует с мировым сообществом от имени Российской Федерации. Он награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

Именно Президент РФ провозглашается гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В области правового статуса личности Президент РФ уполномочен решать вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Он осуществляет помилование осужденных (см. параграф 16.4 учебника).

В отношениях с иными органами государственной власти Президент РФ призван выполнять координационные функции, так как в условиях разделения властей всегда стоит проблема их взаимодействия.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ одна из задач Президента РФ – обеспечение согласованной работы органов государственной власти.

Независимость Президента РФ обеспечивается тем, что он не входит ни в одну из ветвей власти. Хотя, учитывая объем и характер полномочий, рассмотренных ниже, его скорее можно отнести к исполнительной власти.

Координационные функции присущи Президенту РФ и в рамках вертикального разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами. Например, он представляет Федерацию при ведении переговоров о такого рода разграничениях; может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Внешнеполитические полномочия. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Он осуществляет верховное представительство РФ в международных отношениях, назначает и отзывает дипломатических представителей за рубежом (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), участвует в международных переговорах и подписывает международные договоры, которые подлежат одобрению (ратификации) парламентом РФ. Принятая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом РФ.

Также при Президенте РФ аккредитуются иностранные дипломатические представители.

Полномочия в сфере государственного управления.

Участие главы государства в формировании и деятельности правительства.

Президент России назначает на должность Председателя Правительства РФ. Однако он не свободен в таком назначении, ему необходимо заручиться согласием нижней палаты парламента (Государственной Думы).

По предложению Председателя Правительства РФ глава государства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Отставка всего состава правительства РФ (или его Председателя, что влечет отставку всего правительства) производится Президентом РФ по собственному усмотрению.

Представление для назначения парламентом кандидатур на высшие государственные должности (и отстранение от этих должностей).

Это кандидатуры судей высших судов и Генерального прокурора РФ (назначаются Советом Федерации), председателя Банка России (назначается Государственной Думой).

Самостоятельное формирование иных государственных органов и назначение на иные должности в государственном аппарате. Президент РФ:

  • – назначает судей федеральных судов (помимо высших судов);
  • – назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ (в палатах парламента, в федеральных округах и т.п.);
  • – назначает пять членов ЦИК РФ; формирует администрацию Президента;
  • – осуществляет иные, предусмотренные законами и подзаконными актами, назначения.

Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

В случае агрессии или ее угрозы глава государства вводит военное положение на территории РФ в установленных законом случаях (Федеральный конституционный закон «О военном положении»).

Если вопросы объявления войны и заключения мира относятся к компетенции парламента, то оперативное использование формирований Вооруженных Сил РФ за пределами территории России является прерогативой Президента РФ. Постановление, предоставляющее Президенту такие полномочия, было принято Советом Федерации 16 декабря 2009 г. (постановление Совета Федерации от 16.12.2009 № 456-СФ «Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»),

Полномочия, связанные с деятельностью парламента

  • 1. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, а также имеет право созвать и распустить ее в предусмотренных Конституцией РФ случаях и порядке.
  • 2. Президент России наделен рядом полномочий, связанных с законодательным процессом:
    • – право законодательной инициативы – Президент может вносить законопроекты в Государственную Думу;
    • – право вето – право отклонения принятого парламентом федерального закона как полностью, так и в части (выборочное вето);
    • – право промульгации (подписания и обнародования законов).

Президент РФ влияет на законотворческую деятельность парламента и через иные свои полномочия, важнейшим из которых является право обращаться к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Полномочия в сфере нормотворческой деятельности. Глава государства наделяется правом издавать собственные нормативные правовые акты. Это указы Президента РФ. Акты индивидуального, организационного характера именуются распоряжениями. Следует отметить, что указы также могут носить персональный характер и быть рассчитанными на однократное применение (о принятии в гражданство или назначении на должность).

Акты Президента России имеют прямое действие и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Поскольку эти документы являются подзаконными актами, они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Однако в случае пробелов в правовом регулировании, вплоть до принятия соответствующего закона (а также в ситуациях, когда принятие федерального закона не предусматривается или не требуется вообще) общественные отношения могут быть урегулированы указом Президента РФ. Следует отметить, что иными видами подзаконных актов (постановления правительства, например) такое регулирование не допускается. Часто применявшийся в 1990-х гг. па этапе становления законодательной базы РФ, в настоящее время этот институт (временного «указного законотворчества») носит эпизодический характер.

Чрезвычайные полномочия. Защита суверенитета, целостности и безопасности государства, которую осуществляет Президент РФ, может потребовать мер чрезвычайного характера, к которым в первую очередь относится введение чрезвычайного (или военного) положения.

Об этом решении глава государства обязан незамедлительно информировать парламент. Режим чрезвычайного положения определяется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

При введении чрезвычайного положения могут приостанавливаться как действие некоторых конституционных прав и свобод (свобода собраний, забастовок, свобода передвижения и др.), так и деятельность региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут создаваться специальные органы управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Полномочия Президента России расширяются, поскольку он является единственным органом, способным оперативно реагировать на кризисную ситуацию и принимать необходимые меры.

Тем не менее даже в такой ситуации глава государства не становится обладателем абсолютной власти. Гарантиями при введении чрезвычайного положения можно считать ограниченные сроки, невозможность приостановления деятельности палат Федерального Собрания, извещение международных организаций и т.п.

В соответствии со ст. 91 Конституции РФ «Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью».
В соответствии с п.1 ст. 93 Конституции РФ «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации толькона основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственнойизмене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».
Отрешение Президента РФ от должности производитсятолько по особой процедуре, предусмотренной законодательством РФ.
Однако согласно п.1 ст. 3 Федерального Закона РФ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своихполномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ, «Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением имполномочий Президента Российской Федерации».
Согласно п.2 ст. 3 ФЗ от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ, «Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершенияим тяжкого преступления».
Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего свои полномочия, также производитсятолько по особой процедуре, предусмотренной законодательством РФ.

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 1.4 КоАП РФ

1. Одним из основополагающих принципов права является равенство всех перед законом и судом. Нередко данный принцип рассматривается в качестве всеобщего. Однако по своему содержанию он является межотраслевым, поскольку привлечение органов судебной власти составляет предмет правового регулирования процессуальных отраслей права. С точки зрения обеспечения равенства всех перед законом данный принцип носит всеобщий характер, поскольку реализуется во всех правоотношениях.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ неоднократно отменяла решения нижестоящих судов общей юрисдикции в связи с выявлением противоречия Конституции РФ.

Так, в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда РФ и Законодательного Собрания Красноярского края Конституционный Суд РФ указал, что рассматриваемые конституционные положения, по сути, являются фундаментальными принципами юстиции в правовом государстве и в то же время составляют основу правового статуса личности и гарантий ее неприкосновенности (см. подробнее: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Положения ч. 1 настоящей статьи призваны декларировать предоставление равных гарантий любому субъекту, привлекаемому к административной ответственности, а также к участию в административном производстве, например, в качестве свидетеля или иного лица. При этом следует заметить, что в рамках данной гарантии закон указывает на недопустимость изменения общего правового статуса человека, в том числе гарантированного международными актами в зависимости от его личных свойств и качеств. Перечень таких свойств и качеств также предусмотрен настоящей статьей и, по сути, представляет собой трансформацию конституционных требований, детализированных применительно к административной ответственности. Перечень свойств личности, которые не могут рассматриваться в качестве оснований для изменения общих правил и порядка привлечения к административной ответственности, является открытым, что позволяет относить к данному перечню и иные характеристики субъекта. В этой связи наличие (отсутствие) дискриминации по тому или иному признаку в отношении конкретного субъекта может установить лишь суд на основании заявления такого лица.

2. В отношении отдельных категорий субъектов действующее российское законодательство предусматривает специальные требования и правила в части привлечения их к административной ответственности. В целях обеспечения стабильности государства и государственной власти ряду должностных лиц государства, а также субъектов РФ предоставляется иммунитет, т.е. неприкосновенность в случае совершения ими правонарушений. Институт неприкосновенности является отступлением от конституционного принципа равенства перед законом и судом, закреплен непосредственно Конституцией РФ в отношении строго ограниченного круга лиц и, следовательно, не может быть распространен федеральным законом на других лиц. Законодатель, закрепляя принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, а также ряда иных субъектов, не может освобождать их от уголовной и от административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, но вправе предусмотреть особые условия привлечения их к такой ответственности. Конкретный объем неприкосновенности, обеспечивающий недопустимость преследования депутата, судьи и т.п. именно в связи с их профессиональной деятельностью и в целях оказания влияния на нее, должен быть определен федеральным законодателем с соблюдением требований Конституции РФ. Таким образом, факт предоставления неприкосновенности не может рассматриваться в качестве освобождения от ответственности или от наказания, он лишь указывает на применение специального порядка привлечения такого субъекта к ответственности, например, получения согласия законодательного органа и т.п.

Следует также обратить внимание, что закон не связывает предоставления гарантий с гражданством лица, привлекаемого к ответственности, принцип равенства в полной мере распространяется на всех субъектов, независимо от наличия или отсутствия у них гражданства РФ. Наиболее важным в данном случае является переход общих конституционных гарантий из теоретических в практические, т.е. предоставление их любому субъекту в равной мере на практике — в процессе его привлечения к административной ответственности или иного участия в административном производстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *