Линейные объекты

Особенности использования публичного сервитута для размещения линейных объектов (объектов электросетевого хозяйства)

Ниже описал конструкцию публичного сервитута, предложенную в Федеральном законе от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон), для целей размещения объектов электросетевого хозяйства.

Закон первоначально разрабатывался Минэкономразвития России во исполнение 2-ого этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 17.11.2015 № АД-П9-7781, поручения Д.Н. Козака от 03.03.2017 № ДК-П13-1593.

Законом предусмотрено изменение Земельного кодекса Российской Федерации и введение конструкции публичного сервитута в целях скорейшего и недорогого в финансовом плане оформления прав на земельные участки в целях размещения (строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации) линейных объектов.

Под публичным сервитутом следует понимать сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

При этом в качестве обладателей публичного сервитута указаны лица, которые используют земельные участки и (или) земли в следующих целях:

  • размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее – инженерные сооружения);
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Особенности и порядок установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов определены главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона (далее – ЗК РФ).

Предусмотрено, что публичный сервитут для размещения инженерных сооружений федерального значения устанавливается решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее – уполномоченный орган).

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства заявителя – организации, являющейся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок, при этом отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Введено единственное исключение, когда публичный сервитут не может быть установлен (пункт 5 статьи 39.39 ЗК РФ) — в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:

  1. подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  2. эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  3. размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Законом установлены требования к ходатайству об установлении публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ). В частности, должны быть указаны испрашиваемый срок публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута, кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.

Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и способами, которые установлены в соответствии с ЗК РФ для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута возлагается непосредственно на уполномоченный орган (статья 39.42 ЗК РФ).

Уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в отношении объектов электросетевого хозяйства в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ).

Необходимо отметить, что уполномоченный орган вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении публичного сервитута, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством.

Установлена обязанность уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута:

  • разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута (при их наличии);
  • направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;
  • направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

В соответствии с Законом публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Требования к такому соглашению и порядок его заключения между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут, определены в статье 39.47 ЗК РФ.

Законом предусмотрены отдельные положения, устанавливающие требования к сроку публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ); плате за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ); последствиям невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ); особенностям публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ); правам и обязанностям обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ). При принятии решений о возможности установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта следует руководствоваться нормами указанных положений ЗК РФ.

В частности, следует отметить, что плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

В то же время плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

Предусмотрено, что плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса (в случае отказа от заключения соглашения со стороны правообладателя земельного участка или оспаривания правообладателем земельного участка соглашения в суде).

При наличии отказа или спора с правообладателем земельного участка при заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута, обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости. А в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.

Также Законом вносятся корреспондирующие изменения в иные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов. Уточняются положения Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Жилищного, Градостроительного и Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (не распространение его норм в части привлечения субъекта оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут), Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 11 Закона предусмотрено предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории. При регистрации прав на такой земельный участок одновременно в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. В указанном случае принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

В соответствии со статьей 12 Закона его нормы вступают в силу с 1 сентября 2018 года.

Субъекты, объекты, суть и сроки земельного сервитута

Одним из видов обременений, которые могут быть наложены в отношении участка земли, является сервитут. Такое ограничение вводится в договорном или принудительном порядке и предполагает наличие определенных субъектов и объектов, а также временных рамок.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Что такое сервитут на земельный участок?

Сервитут по сути это разновидность вещного права, которое действует по отношению к лицам, не являющихся собственниками земли (Глава 13 ГК РФ). Он предполагает юридически оформленное разрешение на пользование землей лицом или группой лиц, не имеющими прав собственности. Благодаря установке сервитута лица получают права на ограниченное использование землей в соответствии с условиями и ограничениями, предусмотренными соглашением с собственником.

Ограничения для владельца участка могут вводиться добровольно, а также в принудительном порядке. Собственник может сам пойти на установку обременения, если, например, посчитает его условия несущественными для себя или же получит за это денежное вознаграждение. Но плата за установку сервитута по закону не является обязательной и договорные отношения между сторонами могут носить безвозмездный характер.

Собственник участка даже несмотря на установку сервитута остается его полноправным владельцем. Обычно обременение затрагивает лишь небольшой отрезок земли. За собственником при этом сохраняются права продать, обменять, подарить надел, сдать его в аренду.

Если же сервитут распространил свое действие на большую часть земли, что сделало невозможным дальнейшее ее использование собственником по своему целевому назначению, то он вправе потребовать выкупа участка по рыночной стоимости.

Согласие собственника не является первоочередным условием для введения сервитута. Такое обременение может иметь и принудительный характер и устанавливаться по решению суда/постановлению местных властей.

Право требовать установки сервитута есть у собственников соседних и других земельных участков. Оно прописано в ст. 274 РФ. Необходимость введения обременений должно быть обусловлено невозможностью решить поставленные задачи без установки сервитута (т.е. имеют место обстоятельства непреодолимой силы). Приведем примеры таких ситуаций, которые часто встречаются на практике:

  • Соседу необходимо подключиться к газу, при этом газовая труба должна быть проложена через чужой участок.
  • На территории СНТ есть водоем. Но особенности местного рельефа таковы, что чтобы добраться к нему необходимо пройти через участок, принадлежащий конкретному собственнику.
  • Земельный сервитут обычно устанавливается для обеспечения прохода людей, проезда автотранспорта, прокладки инженерных сетей и пр.

Объекты сервитута

В качестве объекта сервитута выступает участок земли, в отношении которого устанавливаются обременения. Помимо земель сервитут может устанавливаться в отношении строений.

Установление сервитута потенциально возможно на любой участок земли. Обычно сервитуты вводятся по отношению к:

  • участкам, выходящим к водоемам и лесополосе;
  • рядом с которыми располагаются объекты госзначения;
  • через который проходят различные коммуникации (телефонная связь, электропроводка, водопровод и пр.).

Субъекты сервитута (стороны сервитута)

Субъектами сервитутных отношений могут быть как физические, так и юридические лица, которые претендуют на пользование участком в собственных целях. Другими словами это инициатор установления сервитута на земельный участок.

В качестве другой стороны выступает собственник участка. Стоит отметить, что арендаторы не могут становится субъектами сервитута. Как и невозможно требовать установки обременений от лица, которое пользуется землей на правах аренды.

Субъект — физическое или юридическое лицо, претендующее на право использования чужого земельного участка в собственных целях. Выступает инициатором создания земельного сервитута. Право требовать установление сервитута имеют только владельцы земли или капитальной постройки. Лица, арендующие землю, не могут быть субъектами сервитута.

С точки зрения оснований и субъектов сервитутов можно выделить публичные и частные их разновидности. Публичный сервитут устанавливается в интересах неопределенного числа лиц и вводится по решению местных властей. Предполагается, что интересы населения имеют приоритет перед индивидуальными. Обременения могут вводиться для установки геодезических знаков, сенокошения, осушения земель, прогона скота и пр.

Частный сервитут может устанавливаться по соглашению сторон/ на основании решения суда и он стандартно распространяет свое действие на участок соседа. Поводом для запроса на введение обременений может стать:

  • обеспечение прохода к публичным местам, береговой линии, объектам коммуникации;
  • проведение работ на объектах госсобственности;
  • обеспечение водоотведения/осушения земель;
  • проведение газо-водо-электропроводки, линий коммуникации;
  • пользование водными объектами и лесными массивами;
  • использование земель для ведения с/х: скотоводства, овощеводства и пр.;
  • рыболовство и охота;
  • проведение исследовательских работ и пр.

Публичные сервитуты разделяют на лесные, городские и водные. Городские предполагают пользование частными землями в интересах городских жителей. Лесные сервитуты вводятся для пользования лесными ресурсами для с/х нужд, водные — водных ресурсов.

С какого момента вступает в действие сервитут?

Начинается процесс установки сервитута с подписания соглашения между сторонами.

Такой договор заключается в письменной форме и содержит указания на характер обременений, сведения и характеристики земельного участка, условия прекращения и сроки действия, объекты обременений, адреса и реквизиты сторон, величина и периодичность оплаты, права и обязанности сторон.

При недостижении согласия субъект вправе обратиться в суд для получения судебного решения о необходимости установки обременений. Судом будет учитываться наличие обстоятельств непреодолимой силы и рассматриваться возможность решения задач истца без ограничения в правах собственника. При необходимости будет привлекаться независимый эксперт для такой оценки.

При установке публичного сервитута достаточно решения местной администрации, которое принимается по итогам общественных слушаний.

Согласно действующему законодательству сервитут начинает свое действие только с момента его официальной регистрации в Росреестре. Отметка об этом обременении появляется в ЕГРП и становится доступна всем заинтересованным лицам.

Так, в случае продажи земли собственником потенциальный покупатель сможет увидеть о наличии сервитута на определенную часть участка.

При его согласии приобрести землю с обременением, он получит ее вместе с обременением. При смене собственника сервитут с участка не снимается, так как он не привязан к конкретной личности.

Для официальной регистрации сервитута в Росреестр потребуется предоставить:

  • заявление на установку сервитута;
  • паспорт/правоустанавливающие документы для юрлиц;
  • документ, подтверждающий право на установку обременений: решение суда, постановление администрации, договор/соглашение с собственником;
  • кадастровый паспорт с выделенными границами сервитута — только если ограничение касается не всего участка целиком.

Документы подаются лично через региональное отделение Росреестра, МФЦ или в электронном виде на сайте Госуслуги. Обработка полученных сведений занимает не более 10 дней, после чего обременение приобретает законную силу.

Обычно установкой сервитута занимается ее инициатор, он и берет на себя все расходы. Установка обременения является платной. Госпошлина для физических лиц составляет 1500 руб., для юрлиц — 6000 руб.

К затратам субъекта добавляются также расходы на кадастрового инженера, который выделит границы сервитута. С учетом этого нужно получить новый кадастровый паспорт участка.

Инициатор должен уведомить собственника о регистрации обременения.

Оформлением межевого плана занимается квалифицированный специалист — кадастровый инженер.
При каких условиях право постоянного бессрочного пользования земельным участком может прекратиться? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.
Перед покупкой земельного участка нужно проверить как личность продавца, так и документы на землю. подробную информацию по данному вопросу вы найдете .

Срок действия сервитута

Земельный кодекс различает две разновидности сервитута в зависимости от сроков его действия:

  • Срочный — он оформляется на строго оговоренные сроки. Например, на тот временной промежуток, который необходим для строительства объекта, транспортировки имущества, прокладки водопровода, газопровода или дороги. После чего действие обременений снимается.
  • Постоянный — при его оформлении временные рамки не вводятся и он действует до тех пор, пока не будут нарушены правила использования земель. Это, например, разрешение на проход/проезд через участок.

Факт прекращения действия сервитута подлежит обязательной госрегистрации. Основанием для этого может являться:

  • прекращение срока действия договора, заключенного сторонами;
  • истечение срока действия акта госвласти, органов местного самоуправления;
  • вступление в силу судебного решения об аннулировании сервитута.

В целом различаю две причины прекращения сервитута: это устранение потребности в нем или невозможность распоряжаться участком собственником. В отношении частного сервитута стороны просто заключают соглашение о прекращении обременений, а публичного – необходимо постановление властей.

Таким образом, при установке такого обременения как сервитут можно выделить такие стороны как собственник и субъект (инициатор обременения). В качестве объекта наложения сервитута выступает участок земли. Обременение начинает действовать не в момент подписания договора, а после официальной регистрации сервитута в Росреестре. Сроки действия сервитута могут быть установлены договором или же он может действовать неопределенный срок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА НЕФТЕПРОВОДОВ

Линейные объекты, их виды

Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» понимает под линейными объектами дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие. Это означает, что единого определения линейных объектов в российском законодательстве нет. Оба определения оставляют открытый перечень линейных объектов — к ним можно причислить также и мосты, туннели, сооружения метро, фуникулеры.

Существует множество классификации линейных объектов. Так, например, в зависимости от связи с землей они делятся на 3 группы:

· Надземные (воздушные);

· Наземные (поверхностные);

· Подземные .

В зависимости от назначения их можно разделить на:

· Транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные

· дороги, троллейбусные линии)

· Электрические сети;

· Канализационные и ливневые коллекторы;

· Линии связи;

· Водоводы и водопроводы;

· Трубопроводы;

· Газопроводы;

· Нефтепроводы;

· Водоводы;

· Коллекторы;

· Каналы, мелиоративные канавы .

Линейные объекты в зависимости от необходимости оформления земельного участка можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся объекты, на которые требуется оформление разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что определяет и необходимость оформления земельных участков в пределах, утвержденных документацией по планировке территории. К таким относятся:

· автомобильные дороги;

· железнодорожные линии;

· надземные и подземные линии электропередач напряжением 0,4 кВ, 10 Кв и более;

· надземные и подземные газопроводы высокого давления с давлением свыше 1,2 мПа;

· надземные тепломагистрали высоких параметров с температурой среды свыше 150° С;

· надземные пульпопроводы; надземные (обвалованные) водоводы;

· каналы;

· акведуки .

Не относятся к линейным сооружениям, так называемые площадные объекты, технологически связанные с линейными сооружениями. Например, технологически связанные с трубопроводами емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции, технологические установки подготовки продукции к транспорту, головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, компрессорные и газораспределительные станции, узлы измерения продукции, наливные и сливные эстакады, станции подземного хранения газа, пункты подогрева нефти, нефтепродуктов и другие подобные сооружения; сооружения электросвязи, созданные или приспособленные не для размещения кабелей связи; сооружения электроэнергетики, не являющиеся сооружениями кабельных линий электропередачи, в том числе подстанции, распределительные пункты и другие подобные сооружения электроэнергетики, а также объекты автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта .

ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

В действующем законодательстве такое понятие как, линейный объект, на сегодняшний день отсутствует. Данное понятие можно раскрыть путем использования и перечисления различных нормативно-правовых актов, так как четкого и конкретного юридического формулирования линейного объекта, называющего его виды и признаки, отсутствует.

Например, в Градостроительном кодексе РФ и в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относят линии электропередач, линии связи, железнодорожные линии, автомобильные дороги, трубопроводы и другие подобные сооружения.

Лесной кодекс РФ так же раскрывает понятие линейных объектов через перечисление линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Такое же определение содержится в приказе Рослесхоза от 10 июня 2011г. № 223 «Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

Отдельное определение дается законодательством топливно-энергетического комплекса. Под линейными объектами понимается система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, например, нефтепроводы, магистральные газопроводы, электрические сети.

Учитывая понятие линейного объекта, которое содержится в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Градостроительном кодексе к линейным объектам также можно отнести мосты, метро, туннели, фуникулеры и т.п.

Если рассматривать ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», то он также дает понятия, которые можно использовать при определении линейного объекта:

1) сеть инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

2) система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи;

3) сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Еще одно определение линейного объекта содержится в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, где в качестве линейных объектов выделяют трубопроводы, автомобильные дороги, линии электропередач и др.

Но как видно из всех этих определений, фактически определениями они не являются – в них имеет место перечисления видов линейных объектов.

Учитывая вышеизложенное необходимо сформулировать определение линейного объекта, а именно выделить его сущностные характеристики, которые однозначно позволили бы отделить от других объектов сооружения.

Таким образом, учитывая все перечисления данного понятия, можно сделать вывод о том, что линейными объектами являются линейно-протяженные элементы организации территории. Данные объекты могут располагаться на земельном участке в виде прямых и кривых линий, которые характеризуются протяженностью, шириной, координатами начальной и конечной точек.

Так же понятие линейного объекта можно определить, учитывая следующие характеристики:

1) Значительная протяженность объекта – длина объекта превышает его ширину;

2) Линейный объект является сооружением, которое представляет собой объемную, плоскостную или линейную систему строительства, включая наземную, надземную или подземную, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций;

3) Прочная связь с землей – надземные, наземные и подземные виды линейных объектов. Именно эта характеристика определяет необходимость классификации линейных объектов зависимости от связи с землей;

4) Назначение линейных объектов – транспортные коммуникации, линии связи, нефтепроводы, газопроводы, электрические сети, водопроводы, канализационные и ливневые стоки. Учитывая назначение объектов можно классифицировать линейные объекты в зависимости от конструкции (трубопроводы, сети).

Кроме того, в различных нормативно-правовых актах характеристики линейных сооружений указываются с использованием различных определений.

Все эти обстоятельства указывают на отсутствие разработанной схемы правового регулирования отношений, возникающих в отношении линейных объектов, приводящие к проблемам определения правового режима на практике.

Все перечисленные понятия линейного объекта в различных нормативных правовых актах приводят к сложности классификации того или иного объекта в качестве линейного объекта, что соответственно влечет за собой применения несоответствующего правового режима использования земельного участка для размещения линейного объекта.

При определении правового режима линейных объектов возникает вопрос об отнесении их к объектам недвижимого имущества.

Законодательство прямо не определяет линейные объекты в качестве объектов недвижимого имущества, в следствие этого в судебной и юридической практике встречаются неоднозначные суждения по данному вопросу.

Зачастую судебная практика в решении споров относительно сложных объектов бывает противоречивой, ведь линейному объекту свойственны различия в технических характеристиках составных частей.

Так, суды считают, что железнодорожный путь переместить нельзя, поскольку это будет уже другой путь с иными характеристиками и назначением, а кабельную линию без ущерба ее назначению переместить, возможно. Однако вопрос причисления линейных объектов к числу объектам недвижимого имущества не должен подвергать сомнениям.

Учитывая общее понятие недвижимого имущества в Градостроительном кодексе РФ, следует, что основными критериями причисления объекта к недвижимому имуществу являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба его предназначению. Линейные объекты отвечают данным критериям, кроме того они являются объектами капитального строительства, так же учитывая положения статьи 1 п. 11 Градостроительного Кодекса РФ можно сделать вывод о недвижимом характере линейных объектов.

Исходя из норм гражданского законодательства, критерием отнесений вещи к объекту недвижимости являются не назначение объекта, а физическое свойство объекта – прочная связь с землей. При этом законодательство не ограничивает собственника в определении назначения недвижимого имущества и его роли в технологическом процессе.

Являясь одним из видов объектов недвижимости, линейные объекты имеют ряд следующих признаки:

— сложные и неделимые вещи;

— значительная протяженность;

— расположение на территории более одного регистрационного округа.

При этом все линейные объекты подлежат техническому учету, а сделки с ними подлежат государственной регистрации.

Таким образом, в общем виде линейный объект – это сложный объект недвижимости, который обладает характеристиками протяженности и определенным производственным назначением.

С учетом специфических признаков законодательство установило особенности правового режима использования земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные на период строительства линейных объектов, осуществляется без перевода земель в земли иных категорий.

В тоже время для целей эксплуатации линейных объектов требуется перевод земельного участка в состав земель промышленности и иного специального назначения.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что главный признак линейного объекта является выделенный земельный участок с разрешенным видом использования на все время существования данного объекта, собственник которого должен платить земельный налог.

Для того чтобы упорядочить градостроительное регулирование линейных объектов, их строение, ввод в эксплуатацию, постановка на кадастровый учет необходимо включить в Градостроительный кодекс РФ определение линейного объекта.

Проведя анализ правовых актов можно дать следующие определение линейным объектам – линейные объекты представляют собой систему сооружений, включающие наземные, надземные или подземные конструктивные элементы, протяженность которых значительно превышает их ширину и которые предназначены для обеспечения передвижения, перемещения и передачи материалов и веществ в интересах государства и местного населения.

Учесть особенности надземных и подземных конструктивных элементов, размещение и эксплуатация которых требуют постоянного использования на поверхности земельного участка, в пределах которого они расположены.

Дальнейшее развитие правового регулирования размещения линейных объектов и связанных с этим земельных правоотношений, не может обойтись без введения в законодательство о градостроительной деятельности понятия «линейный объект». Данное введение позволит избежать широкого толкования на практике и упорядочить процедуры размещения линейных объектов. Учитывая большое количество специальных законов, которые регулируют отношения связанные с использованием земельных участков для размещения линейных объектов, данное понятие позволит так же повысить уровень законодательства в различных отраслях.

Библиографический список

Все статьи автора «Шмакова Дарина Андреевна»

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов

Соловьев Сергей Аркадьевич

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов.

В настоящее время правовое регулирование сервитутов носит междисциплинарный и разобщенный характер, представляя собой один из самых «туманных» разделов законодательства.

Основы конструкции сервитутов, равно как и основания для их классификации, были разработаны еще в римском праве и сохраняют свое значение в качестве принципиальной модели для понимания сути сервитутных прав и на сегодняшний день. Сходным образом сервитут трактует и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также – ГК РФ). Однако современный уровень частно-правовых отношений диктует необходимость их регулирования с учетом реалий современности.

Имеется ряд факторов, относящихся к законодательному регламентированию сервитутов, неучтенных в полной мере существующим законодательством.

Законодательное регулирование статуса и правового режима возведения линейных объектов недвижимости – вот еще одна загадочная область отечественного законодательства. Количество препятствий, с которыми сталкиваются компании, осуществляющие свою деятельность в области создания линейных объектов, столь велико, что бывалый правовед, глядя на имеющуюся ситуацию, не сможет удержаться оттого, чтоб не вспомнить о социологической концепции правопонимания. Право в данном случае предстает не как формально выраженные нормы позитивного закона, а действительный порядок, сложившийся в общественных отношениях в ходе их поступательного развития.

I. Понятие линейного объекта

Определимся с содержанием понятия линейный объект. Нормативная дефиниция, отражающая существенные, необходимые и повторяющиеся признаки описываемого явления в данном случае отсутствует. При этом, федеральный законодатель не единожды расшифровывает содержание термина «линейный объект», излагая его описательным путем.

Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под линейными объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» называет в числе линейных объектов ним дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как видим, ни одно из нормативных определения понятия «линейный объект» не приводит ключевых закономерностей, необходимых для понимания вопроса. С этой целью прежде всего определимся с характеристиками, выражающими предмет исследования. К последним, анализируя совокупность множества существующих линейных объектов, можно отнести следующие:

— фактическая протяженность (линейный объект продольно вытянут, при этом всегда длина объекта будет существенно больше относительно его ширины);

— линейный объект – это инженерно-техническое сооружение;

— линейный объект, как правило, не существует вне тесной связи с землей.

Сами линейные объекты в практических и познавательных целях допустимо квалифицировать по различным основаниям. Так, взяв за классификационный признак последнюю из приведенных нами выше характеристик линейных объектов, все линейные объекты допустимо поделить на подземные, наземные и надземные линейные объекты.

В зависимости от назначения выделяют: линии связи, газопроводы, электрические сети, объекты транспортных коммуникаций и т.д.

Также можно выделять линейные объекты, расположенные в границах населенных пунктов и линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов. Сразу оговоримся, для наших целей мы не рассматриваем здесь «городские» линейные объекты – инженерные сети, обеспечивающие функционирование жилых и нежилых помещений на территории населенных пунктов.

Признаем, отсутствие единой дефиниции термина «линейный объект» является одним из недостатков законодательства в этой сфере, который приводит ко многочисленным проблемам на практике.

Так, значительная часть трудностей возникает на стадии оформления земельно-правовых отношений и этапе государственной регистрации прав собственности на линейные объекты. Так, в числе наиболее часто возникающих проблем стоит назвать различный правовой статус (категории земель, вид разрешенного использования, правомочия пользователя и вид права на котором объект принадлежит ему) земель, по которым линейный объект проходит.

Было бы разумным введение отдельного порядка оформления документации при создании, регистрации линейных объектов. Лишь некоторые из линейных объектов требуют непосредственного владения земельным участком. Вместе с тем, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках линейных объектов в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников или лиц, использующих земельные участки на иных правах. Как правило, линейные объекты не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, создавая несущественные неудобство в пользовании для собственника.

Несмотря на то, что линейные объекты по большей мере находятся в частной собственности, как правило, имеется наличие публичного интереса в их строительстве и эксплуатации, которое требует отражения в правовом регулировании соответствующих отношений в части установления баланса частных и публичных интересов.

II. Проблемы оформления прав на землю под линейными объектами.

В настоящее время процедура строительства и оформления прав на линейные объекты и землю под ними выглядит примерно следующим образом. Уполномоченным органом принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, после чего сетевая компания приступает к непосредственному осуществлению строительства. За ограничение прав пользователей участков, по которым проходит объект, производятся соответствующие расчеты компенсационного характера. По окончании строительства линейного объекта образуются земельные участки под отдельными, выступающими над поверхностью земли, структурными элементами линейного объекта. И хотя изначально согласовывалась трасса линейного объекта в целом, вновь образованные участки под отдельными структурными элементами линейного объекта, преподносятся в дальнейшем как ранее согласованные. Уже после предоставления упомянутых земельных участков выдается разрешение на строительство объекта. При этом, неам презюмировалось, что имелись все необходимые согласия собственников и иных пользователей земельных участков относительно осуществления строительства линейной компанией подобных объектов на принадлежащих им участках.

Трудности, возникающие при оформлении земельно-правовых отношений во время создания линейного объекта можно в итоге обособить в следующие группы:

— проблемы при проведении инженерных изысканий (так например, существенную проблему представляет собой обеспечение фактического доступа на участки, по которым будет проходить объект и связанный с этим вопрос о юридическом оформлении отношений);

— земельные участки, находящиеся в государственной собственности уже предоставлены иному лицу на праве аренды (повторно такой участок в аренду уже на предоставишь, а заключение договора субаренды, без предварительного внесения в него изменений, необходимых в связи с возведением линейного объекта, маловероятно);

— линейные объекты, в силу большой протяженности, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам. В силу этого, единовременно и однообразно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых такими объектами, практически невозможно. Необходимость массового межевания участков ведет к существенному удорожанию и растягиванию по времени;

— для строительства линейного объекта необходима большая площадь земли, чем для дальнейшей его эксплуатации;

— линейные объекты пролегают по различным категориям земель, имеющим разнообразный правовой режим. Однако в Земельном кодексе Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земли, на которых расположены линейные объекты, отнесены к землям промышленности и земель иного специального назначения. При этом, Земельный кодекс РФ устанавливает, что землями энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения могут быть признаны только земли, находящиеся за границей населенного пункта. Таким образом, коллизионной является ситуация, когда более половины линейных объектов расположены на землях населенных пунктов.

— отсутствие реальной возможности оформления прав на земельные участки, препятствует государственной регистрации прав на линейные объекты (существующий порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество требует указания в документах, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сведений о земельных участках, на которых оно расположено).

Как справедливо замечают Бочаров М. В. и Королев Д. В. подобные недостатки по большому счету «являются следствием лишь одной причины, а именно требования о том, что любая деятельность, от изысканий до строительства скважин и трубопроводов, может быть осуществлена только в границах земельных участков с определенным правовым режимом. Все остальные отрицательные явления являются лишь следствием: двойное и тройное образование земельных участков, их перевод в другие категории, высокая стоимость кадастровых работ, а в конечном счете — высокая стоимость доступа к земле линейной компании.»

III. Пути решения проблем.

Возведение на условиях сервитута линейных объектов вполне могло бы быть вариантом, способным устранить бы массу проблем, возникающих на практике, при строительстве подобных сооружений. Отечественному законодательству на настоящий момент известен сервитут двух видов: частный сервитут, регулируемый гражданским законодательством и публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с нормами ЗК РФ.

Для целей определения родового понятия сервитута, воспользуемся дефиницией, косвенно отраженной в положениях п. 1 ст. 274 ГК РФ. Законодатель понимает сервитут как право ограниченного пользования земельным участком, предоставляемое по требованию собственника соседнего земельного участка (иной недвижимости), посредством заключения соглашения сторон или на основании решения суда.

Однако вынуждены констатировать, что закрепленные ГК РФ нормы о сервитутах не учитывают существующее положение дел. Несмотря на то, что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости. Однако эта самая недвижимость на том этапе, когда заключение соглашения о сервитуте могло бы решить массу проблем, в рассматриваемом случае отсутствует, линейные объект еще только предполагается построить. Отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку сам объект еще не существует, его только предполагается построить.

Для установления сервитута необходимо построить линейный объект, а до этого строительство придется осуществлять непонятным образом, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника, ведь сервитут может устанавливаться только в интересах собственника недвижимости. К возможным путям решения этой проблемы мы еще вернемся.

А если господствующая недвижимость и есть, то формулировка закона о «нуждах собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута» только добавляет трудностей.

Кроме того, не идеален механизм координации интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка» (п. 3 ст. 274 ГК РФ). Потенциальному сервитуарию остается уповать на положительное волеизъявление собственника земельного участка и его добросовестность.

Проблему можно попытаться решить обратившись к правовой конструкции публичного сервитута. В настоящий момент публичный сервитут предусмотрен нормами ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут можно понимать как право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом компетентного органа власти в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

В соответствии с законом публичный сервитут должен подлежать государственной регистрации.

Существенной проблемой является то, что органы власти не заинтересованы в установлении публичного сервитута. Ведь, правообладатель вправе требовать компенсации за ограничения в пользовании земельным участком или даже предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Кроме всего прочего установление публичных сервитутов для целей строительства и эксплуатации линейных сооружений действующим законодательством не предусмотрено. Публичный сервитут допускается лишь для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры В законе приведен ограниченный перечень ситуаций, позволяюших использовать механизм публичного сервитута.

Вместе с тем, публичный сервитут не решает трудностей в вопросах строительства нового линейного объекта. К тому же, несмотря на общественно полезный интерес в создании линейного объекта, сам объект как правило находится в собственности конкретного лица, что слабо согласуется с положениями ЗК РФ.

IV. Перспективы развития.

Попытка внесения изменений в нормы, относящиеся к правовому регулированию сервитутов, уже имели место, но все они не привели к сколь-нибудь значимому результату. В настоящее время тенденция на внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования норм о сервитутах нашла свое отражение в проекте внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. Расширена сама дефиниция «сервитут», серьезные изменения планируются в части регламентации отдельных видов сервитута. Так, появляются такие субинституты, как строительный, мелиорации, горные, коммунальные.

Таким образом, в существующем виде для нужд, связанных с возведением и эксплуатацией линейных объектов в полной мере не подходят ни конструкция частного, ни конструкция публичного сервитута, ни положения о строительном сервитуте, отраженные в проекте изменений в ГК РФ.

На наш взгляд, выходом может служить использование следующих правовых конструкций: конструкции личного сервитута либо конструкции реального сервитута.

Как и родовое понятие сервитута, личный сервитут пришел к нам из римского права. Личные сервитуты принадлежали конкретным лицам персонально и представляли собой пожизненные права пользования чужой вещью.

Личным сервитутом для целей строительства линейных объектов будет являться сервитут, обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица, принадлежащий такому лицу персонально.

Введение института личного сервитута позволит наделить правами сервитуария для конкретных нужд конкретное лицо, что позволит данному субъекту требовать принудительного заключения договоров об установлении сервитута от собственников земельных участков по которым предполагается прохождение линейного объекта.

Легальный же сервитут – правовой инструмент, широко распространенный в законодательстве иностранных государств (как то Испания, Германия), в том числе, для целей, связанных с возведением линейных объектов. Легальный сервитут представляет собой сервитут возникающий либо при наличии условий, указанных в законе, либо в силу принятия публичного акта, устанавливающего такой сервитут в пользу конкретного субъекта. Легальный сервитут возникает не в результате волеизъявления корреспондирующих субъектов или на основании судебного решения, а в силу указания нормы права. Будучи очень похож по своим признакам на публичный сервитут, легальный сервитут таковым, тем не менее, не является.

Институт легального сервитута даст таким образом возможность управомоченному субъекту, соответствующему предписанным законом признакам, использовать земельные участки, принадлежащие частным собственникам для нужд, связанных со строительством линейного объекта. Законом или подзаконным актом должен быть закреплен ряд черт, характерных для подобного сервитуария. Такими нормативными требованиями могут быть требования, касающиеся размера активов компании-строителя, опыт выполнения работ в соответствующей сфере хозяйствования, специальное право на выполнение работ особого вида.

Таким образом, можно со всей уверенностью предположить, что посредством набора правовых инструментов, состоящего из категорий личного и легального сервитута нивелируются проблемы, возникающие при проведении инженерных изысканий, обеспечении доступа на земельные участки частных собственников, снимается проблема соотношения площади земельного участка, необходимого для строительства объекта и его последующей эксплуатации; уходит на второй план вопрос, связанный с различием правовых категорий земельных участков; существенно должна будет упроститься процедура регистрации прав собственности на созданный линейный объект.

Особо отметим, что публичный сервитут по сути представляет собой ограничение права собственности в пользу всех без исключения, субъективным правом на чужую вещь не являясь. Легальный же сервитут устанавливается в пользу конкретного лица, хотя и может преследовать публичный интерес. На наш взгляд, допустимо установление легального сервитута в отношении объектов, которые не являются объектами права в строгом смысле слова, как то несформированные земельные участки.

Нельзя обойти стороной вопрос о плате за устанавливаемый сервитут. Он не урегулирован ни законодательно, ни в судебной практике. Говоря о последней, хочется отметить большое количество противоречий, не разрешенных высшими инстанциями. Хотя мы исходим из того, что сервитут является средством преодоления монополизма собственника земельного участка, баланс частно-правовых интересов требует, чтобы наложенный сервитут не был излишне обременительным. В качестве альтернативы решения проблемы смеем предложить вариант, заключающийся в привязке стоимости платы за сервитут к величине земельного налога за сопоставимый земельный участок. Соотношение платы за установление конкретного сервитута к величине земельного налога может варьироваться в зависимости от размера участка, площади обременения, ограничения правомочий собственника.

В связи с изложенным выше, полагаем, что назрела потребность внесения конкретных изменений в законодательство.

В качестве обоснованного варианта, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагаем изложить в следующей редакции:

«Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. В случаях, предусмотренных законом, при наличии к тому оснований, сервитут может устанавливаться на условиях личного сервитута либо на условиях легального сервитута.

Легальный сервитут представляет собой сервитут, возникающий при наличии условий, указанных в законодательстве. Порядок и условия установления легального сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Личный сервитут представляет собой сервитут, предоставляемый конкретному лицу для нужд, связанных со строительством протяженного объекта объекта. Порядок и условия установления личного сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

4. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

5. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *