Ликвидация благотворительного фонда

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Процедура ликвидации фонда подчиняется обязательному порядку и не может быть изменена по желанию учредителей или органов власти без соответствующей нормативной базы.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Исковое заявление о ликвидации фонда — 1Исковое заявление о ликвидации фонда — 2Исковое заявление о ликвидации фонда — 3Исковое заявление о ликвидации фонда — 4

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Сбор документов

Перечень документов, необходимых к представлению для прекращения деятельности должен начинаться с судебного иска.

При подаче иска о прекращении работы фонда, согласно ст. 131 гл.2 ГПК необходимо указывать:

  • информацию о суде, куда подаются документы;
  • информацию об истце, подающем исковое заявление;
  • информацию об ответчике (ответчиках) с указанием адреса;
  • указание о том, что послужило причиной подачи заявления, предъявление требований истца;
  • указание обязательств истца, послуживших причиной к подаче иска;
  • при необходимости проведения оценки необходимо указать стоимость иска.

Помимо заявления, при подаче в суд, необходимо приложит следующие документы:

  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копии свидетельства о государственной регистрации организации, копию её устава;
  • выписка государственного реестра;
  • подтверждение уплаты взносов во внебюджетные фонды, налоговые выплаты;
  • протокол, составленный и одобренный членами правления, о проведении ликвидации;
  • информация об имуществе, принадлежащем фонду.

Протокол

Главные этапы

Подача искового заявления послужит только первым толчком к началу проведения процедуры ликвидации некоммерческого фонда. Далее происходит создание ликвидационной комиссии, которая постепенно, соблюдая все этапы прекращения деятельности организации, проведёт процедуру ликвидации.

Пошаговая инструкция ликвидации благотворительного фонда силами ликвидационной комиссии включает:

  1. Размещение информации для публичного доступа в «Вестнике госрегистрации», с указанием срока, в течение которого будет производиться приём претензий от кредиторов. Срок не должен быть менее 2-х месяцев.
  2. Составление реестра требований кредиторов, на основании принятых претензий.
  3. Для оценки реального финансового положения проводится инвентаризация имущества фонда (активов и обязательств) и составляется промежуточный баланс. Составленные отчёты передаются в Министерство Юстиции.
  4. Сбор долговых обязательств с дебиторов, погашение долгов перед кредиторами.
  5. На основании оставшихся после расчётов долговых обязательств или имущества у фонда составляется ликвидационный баланс.
  6. Уничтожение штампов и печатей, составление документальных отчётов о произведённых действиях. Закрытие счетов.
  7. Отправление документов в архив.

Заключительным этапом в работе ликвидационной комиссии будет исключение фонда из реестра. Для получения отметки о ликвидации необходимо обратиться в регистрирующий орган и предоставить ряд документов, среди которых: заявление о ликвидации фонда, решение суда, ликвидационный баланс, отчёты об уничтожении печатей и штампов, устав некоммерческой организации.

Более подробно стоит рассмотреть способы прекращения деятельности некоммерческого фонда, среди которых добровольная и принудительная ликвидация, а также реорганизация фонда:

Добровольно
  • специального закона, регулирующего деятельность благотворительных организаций, не существует;
  • основываясь на ст. 123. 20 ГК РФ можно установить, что проведение процедуры ликвидации подобной организации только по решению, принятому учредителями или участниками невозможно;
  • прекращение деятельности происходит только по решению суда, для которого необходимо предоставить ряд оснований.
Принудительно
  • принудительное прекращение деятельности может быть создано как по инициативе собственников или учредителей организации, так и по решению контролирующих деятельность органов;
  • такие нарушения в работе фонда, как отсутствие лицензии на осуществление деятельности, нарушение собственного устава организации или многократное нарушение законодательства и нормативных актов, могут привести к ликвидации организации со стороны государства.

Любое решение, касающееся реорганизации благотворительного фонда должно быть одобрено большинством членов правления, иначе дальнейшая судьба фонда будет решена исключительно судебным постановлением

Реорганизация или ликвидация благотворительного фонда

Прежде чем начинать процедуру полной ликвидации организации нужно рассмотреть возможность её реорганизации, которая позволит сохранить коммерческие отношения и избежать судебных тяжб.

Реорганизация, как уже было сказано, для некоммерческих фондов может быть проведена только двумя способами.

Слияние с другим фондом. В большинстве случаев слияние происходит с другим благотворительным фондом, более крупным. Государство следит за тем, чтобы благотворительный фонд был присоединён только к такому же, и не было никаких указаний на осуществление предпринимательской деятельности в ходе слияния.

Способ второй — разделение на два или более фондов. Учредителями организации обговариваются все подробности разделения имущества, активов и обязательств фонда. Решение принимается после единогласного решения более 3/4 заседателей.

Сдача документов в архив при ликвидации предприятия — обязательный этап юридического оформления ликвидации.

Технологии разделения ООО приведены в статье.

Публикации и подсчёты балансов

В процессе ликвидации благотворительного фонда проводятся тщательные проверки государственными органами всех финансовых потоков в организации, составленных отчётов.

За два месяца до подачи отчётов в Министерство Юстиции ликвидационная комиссия должна разместить в органах печати, которые публикуют данные о госрегистрации юридических лиц, в том числе и благотворительных фондов, информацию о проведении ликвидации некоммерческой организации.

Для публикации информации в «Вестнике госрегистрации» необходимо предоставление следующих документов:

  • копия выписки из ЕГРЮЛ и копия постановления суда;
  • бланк-заявка на публикацию;
  • квитанция об оплате за публикацию;
  • при необходимости предоставляется доверенность.

Публикация позволит не извещённым по каким-то причинам кредиторам получить информацию о ликвидации и предъявить требования.

После того как срок приёма требований от кредиторов закончен, а по закону он не может быть менее 2-х месяцев, отчётные документы подаются в Минюст.

Сюда входят протоколы об утверждении промежуточного и ликвидационного баланса, а также сами балансы. Порядок протокола устанавливается в соответствии с «Законом о некоммерческих организациях» ГК РФ.

Также для Минюста необходимо предоставить уведомление о ликвидации Юр.лица составленное по форме Р15001 и заявление о госрегистрации Юр.лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001. Ликвидация некоммерческой организации стоит сегодня 800 рублей, и необходимо предоставить квитанцию об уплате этой пошлины.

Форма р15001

Форма p16001

При привлечении посторонних лиц в проведении процедуры прекращения деятельности может потребоваться нотариальная доверенность. Образец нотариальной доверенности находится в доступности в сети интернет и в любом нотариальном кабинете уполномоченном решать данные вопросы.

Стоит учитывать некоторые нюансы при подаче отчётности:

  • даты, создания промежуточного и ликвидационного балансов должны быть разными;
  • даты протоколов должны совпадать с балансами;
  • формы необходимо заверять нотариально.

Результат о проведении процедуры будет выдан Министерством Юстиции по истечении 2-х недель.

Ликвидация МУП проходит с обязательным участием представителя государства в составе комиссии.

Образец промежуточного баланса при ликвидации ОО в 2019 приведен по .

С заявлением по ликвидации ИП по форме р26001 можно ознакомиться .

Порядок ликвидации фондов.

В отличие от других некоммерческих организаций фонд может быть ликвидирован только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом. Например, в случае неоднократного, грубого нарушения законодательства Российской Федерации, либо в случае осуществления фондом экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
Решение об обращении в суд могут принять заинтересованные лица, в том числе члены высшего руководящего органа фонда. Данное решение оформляется в виде протокола заседания соответствующего органа и представляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) на первом этапе государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией.
Рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, подведомственно судам общей юрисдикции, о чем указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», поскольку дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов, и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 154) гражданское дело рассматривается в срок не более двух месяцев, со дня поступления заявления в суд, при условии, что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания для отложения рассмотрения дела, приостановления дела, а также, если решение в дальнейшем не обжалуется.
Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.
После чего решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры ликвидации фонда принимается Управлением не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. На основании данного решения регистрирующий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.
Что касается порядка проведения ликвидации, то он состоит в следующем.
Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.
Процесс государственной регистрации ликвидации фонда проводится в два этапа:
На первом этапе в Управление Минюста России по Владимирской области фондом представляются следующие документы:
— уведомление о принятии решения о ликвидации фонда;
— уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) фонда;
— решение фонда по вопросу его ликвидации, решение суда о ликвидации фонда, о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда.
На первом этапе Управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений об избрании ликвидатора некоммерческой организации.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор):
— помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;
— принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;
— по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Для завершения процедуры ликвидации некоммерческой организации на втором этапе по истечении двух месяцев с момента опубликования организацией сведений о ликвидации, в Управление ликвидационной комиссией (ликвидатором) представляются:
— уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации;
— заявление о государственной регистрации ликвидации;
— промежуточный ликвидационный баланс;
— ликвидационный баланс;
— решение об утверждении ликвидационного промежуточного баланса;
— решение об утверждении ликвидационного баланса.
Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все документы представляются в двух экземплярах, один из которых обязательно должен быть подлинником.
Кроме вышеуказанных документов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе представить в Управление по собственной инициативе:
— документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. Необходимо отметить, что если указанный документ не представлен, Управление самостоятельно запрашивает сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
— документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомления о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Представляемые уведомления и заявление заверяются подписью заявителя (Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На основании представленных документов Управлением в течение трех рабочих дней принимается решение о государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией. Документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Формы документов, а также требования к их заполнению размещены на интернет-сайте Управления в разделе «Некоммерческие организации» по адресу: to33.minjust.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *